Что такое озеро определение 2 класс

Озеро

Что такое озеро определение 2 класс. Смотреть фото Что такое озеро определение 2 класс. Смотреть картинку Что такое озеро определение 2 класс. Картинка про Что такое озеро определение 2 класс. Фото Что такое озеро определение 2 класс

Озеро — это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении. Такое углубление называется озерной котловиной.

Озера образуются под действием внутренних и внешних процессов, происходящих в литосфере, и под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Что такое озеро определение 2 класс. Смотреть фото Что такое озеро определение 2 класс. Смотреть картинку Что такое озеро определение 2 класс. Картинка про Что такое озеро определение 2 класс. Фото Что такое озеро определение 2 класс

Запасы воды в озерах пополняются за счет впадающих в них рек и ручьев, атмосферных осадков и грунтовых вод. Из многих озер вытекают реки, и происходит сток озерных вод. Такие озера называются сточными, и вода в них пресная. Самым глубоким является озеро Байкал. В него впадает более 500 рек и ручьев, а вытекает одна река — Ангара.

Вода в озерах может быть и соленой, и почти пресной. Некоторые соленые озера из-за их величины даже называют морями: таковы, например, Аральское, Каспийское и Мертвое моря. А озеро Балхаш — единственный водоем на Земле, в котором одновременно есть и соленая, и пресная вода: западную часть озера опресняет полноводная река, которая впадает в Балхаш, тогда как восточная часть остается соленой.

Что такое озеро определение 2 класс. Смотреть фото Что такое озеро определение 2 класс. Смотреть картинку Что такое озеро определение 2 класс. Картинка про Что такое озеро определение 2 класс. Фото Что такое озеро определение 2 класс

Появляются озера по-разному. Иногда это происходит в результате движений земной коры, иногда — извержений вулканов и оседаний грунта. Бывает, что путь реке преградит обвал, и тогда часть ее русла станет проточным озером. Извилистая река после паводка может выпрямить свое русло, и тогда отделенный от нее изгиб старого русла превратится в озеро-старицу.

Все озера имеют возраст, они рождаются и умирают. Большие озера — это озера-долгожители. Например, история озера Байкал насчитывает 20–25 млн. лет. Мелкие озера стареют быстрее. Главная причина старения озер — накопление наносов — частиц почвы, которые реки и дожди смывают с поверхности земли, и остатков живущих и умирающих в озере живых организмов. На дне умирающих озер образуется гниющий ил, они мелеют и постепенно превращаются в болота или солончаки.

Источник

Тема урока: « Озёра». 2 класс окружающий мир

Образовательное учреждение ГБОУ СОШ № 2 п.г.т. Усть-Кинельский

Предмет : окружающий мир

Количество мин.: 40 мин.

Количество часов по теме: 31 ч.

Учебник: Окружающий мир «Наша планета Земля». 2 класс (2 часть), авторы А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутин.

2012/2013 учебный год

познакомить с новым географическим объектом – озером, с его особенностями;

дать общее представление о самых больших озёрах, познакомить учащихся с особенностями озер (пресные, солёные, проточные, бессточные).

формировать у учащихся первоначальные навыки исследовательской деятельности;

развивать умение находить по карте нужные географические объекты, умение работать в парах;

расширять кругозор учащихся, развивать желание узнавать новое.

формировать интерес к предметам естественно – научного цикла;

воспитывать доверительное отношение, чувство взаимопомощи и поддержки;

овладение навыками поведения в окружающей природной среде и приёмами постижения природных закономерностей;

воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Форма проведения: составление географического блокнота.

Вид урока: приобретение новых знаний, их закрепление и применение.

Тип урока: комбинированный.

Педагогическая технология: личностно-ориентированная.

1. Исследовательский, беседа, частично-поисковый.

2.Наглядные средства: слова-выводы, условные знаки, презентация на тему «Озёра», географическая карта.

Оборудование: магнитофон, проектор, компьютер, экран, запись шума воды.

Система обучения: «Школа 2100».

— Мы начинаем урок окружающего мира. Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие?

— Мы с вами сегодня отправляемся в небольшую экспедицию. Начальником экспедиции буду я. А что такое экспедиция найдём по словарю.

— Вы правы, название экспедиции узнаем, если разгадаем кроссворд.

— Нужно быть внимательным и наблюдательным.

Работа с толковыми словарями.

(Экспедиция – это поход или поездка группы людей, с каким-то специальным заданием.)

Актуализация знаний и проверка домашнего задания.

а) Самостоятельная работа.

— Выберем экспертов, которые расшифруют название экспедиции.

Началом реки может быть…

Самая длинная река в Азии…

Место впадения реки в другой водоем…

Вода камень (что делает?)…

Движение воды в реке…

Слова подсказки: Азия, Амур, материк, родник, устье, течение, точит.

— Пока наши эксперты работают, мы с вами проверим домашнюю работу.

— Вы должны были сделать задание на стр.3 под №8, в конце урока соберем тетради на проверку.

— Это научная экспедиция.

— Как вы думаете, с какой целью мы отправимся в экспедицию. Что мы уже умеем, а чему будем учиться?

— Цель нашей научной экспедиции – проверить умение работать с картой, познакомиться с новыми географическими объектами, одним словом приобрести новые знания. Все самое важное и интересное будем записывать в географический блокнот, который мы начали оформлять на прошлом уроке.

Записываем слово – экспедиция в словарик (слово экспедиция появляется на странице блокнота).

— Перед нами географический объект. Назовите.

(Учитель вывешивает условный знак и картинку реки).

— На чем мы будем двигаться по реке, отгадайте из загадки.

Он под парусом летит,

Ветер в мачтах свистит.

Встали все. Начинается посадка

Поднимаемся на палубу: топ-топ.

Идем по мокрой палубе: чпок-чпок.

Волны на реке плещутся плюх-плюх.

Плывем вперед (плавные движения руками).

— Расплескались волны, полетели капли. Одна из них попала к нам на палубу.

— Давайте возьмем ее с собой. Она будет нашим капитаном.

Эксперты разгадывают кроссворд, а остальные ученики проверяют домашнее задание.

Источник

Окружающий мир «Реки и озера» | 2 класс

Разместил: LifeWomensПрочитано: 28768Дата: 2014-12-12 08:21:07

Что такое озеро определение 2 класс. Смотреть фото Что такое озеро определение 2 класс. Смотреть картинку Что такое озеро определение 2 класс. Картинка про Что такое озеро определение 2 класс. Фото Что такое озеро определение 2 классМы живем на большой и красивой планете Земля. В окружающем нас мире очень много интересных предметов и природных явлений. Сегодня мы поговорим о таких предметах окружающего мира как реки и озера. Надеемся, что данная статья поможет вашему ребенку в изучении предмета «Окружающий мир» во втором классе.

Большая часть Земли покрыта водой. Это можно увидеть на глобусе – маленьком макете нашей планеты. Вода на нем обозначена синим цветом. Вся вода на Земле называется Мировым океаном. Есть вода соленая, ее больше, и есть вода пресная. Где можно найти пресную воду? Есть такие источники пресной воды:

Что такое река?

Река – это большой природный поток воды, который постоянно течет по разработанному им углублению – руслу. (Загадка: течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит).

Откуда берутся реки?

Давайте вспомним, что такое круговорот воды в природе. Когда над водой в море пригревает солнышко, то с поверхности вода испаряется и поднимается в небо. Можно налить в блюдечко немного воды и посмотреть, что с ней будет через день или два – она испарится. В небе маленькие капельки воды собираются в облака и тучи, становятся тяжелыми и опять падают на землю в виде осадков: дождя, снега. Дождь и питает реки, наполняя их водой. Но это не единственное питание, которое может быть у реки. Питание реки может быть:

Начало реки называется устьем. Реки и озера пресноводны.

Чем отличаются реки от озер? Реки имеют течение, то есть текут.

Почему реки текут?

Вода имеет свойство стекать сверху вниз. Также и река течет с более высокой местности, прокладывая себе путь и огибая препятствия. (Загадка: не конь, а бежит, не лес, а шумит.)

Какие же бывают реки?

Одни реки тихие и спокойные, другие быстрые и шумные. Все зависит от того, где протекает река. Если река протекает в горах, где большой перепад высот, то она будет бурной, если речка течет по равнине, где местность более-менее ровная, то и течение будет медленным, спокойным. Можно сказать, что реки бывают:

А где же заканчивается река? Одни реки впадают в море, другие – в озеро, некоторые реки впадают в другие реки, и в таком случае они называются притоками. Место, где река впадает в море, называется устьем.

Как изменяют реки поверхность Земли?

Речной поток, размывая берега и откладывая наносы, изменяет русло реки, что влияет и на направление потока. Вода в реке вымывает из горных пород соли и несет их в море, где соль и накапливается, поэтому вода в море соленая. В горах есть твердые породы и не очень твердые. Вода постепенно вымывает неустойчивые породы, и в горах образуются причудливые скалы, ямы, впадины, пещеры. Реки образуют на поверхности Земли густую сеть.

Интересные факты о реках:

Про реки мы сказали, но ничего не сказали про озера.

А что же такое озеро?

Если родники выходят на поверхность земли там, где есть большое углубление, то вода заполняет его, и образуется озеро. То есть озеро – это естественное углубление в земле, заполненное водой. Воду в озеро также могут приносить реки.

Реки могут втекать в озеро и вытекать из него. Если из озера вытекает река, то оно называется проточным, если таких рек нет – бессточным.

Окружающий мир вокруг нас очень интересный, хоть и сложный. Вместе с вами мы сможем постепенно познавать этот мир.

Источник

Урок окружающего мира во 2-м классе. Тема: «Озера»

Ход урока

Учитель: Реки играют важную роль в жизни человека. По берегам рек возникали древние поселения, где люди занимались разнообразной хозяйственной деятельностью.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом водоёмов. Отгадайте загадку:

Среди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)

— Что такое озеро? (Высказывания детей)

Учитель: (Слайд № 1) Озеро – естественное углубление, постоянно заполненное водой, не имеющее связи с океаном.

Учитель: Отличия озера от реки: оно часто округлой формы; вода в озере не течёт, т.к. озеро – замкнутый водоём; у озер нет правых и левых берегов. Давайте послушаем песню о великом озере, которое очень часто называют морем.

Звучит песня “Славное море, священный Байкал”

— О каком озере мы с вами будем говорить? (Ответы детей)

1-й ученик: (Слайд № 2) Озеро Байкал (показывает на карте). Оно проточное. В него впадает около 300 рек и речек, а вытекает только одна река – Ангара – правый приток Енисея. Возраст Байкала 15 – 20 млн. лет. В длину озеро простирается на 620 км, при ширине от 24 до 79 км. Из-за большой глубины и протяжённости в Байкале собрано большое количество пресной воды, десятая часть пресных вод всей планеты.

Учитель: (Слайд № 3) Вода в Байкале – самая прозрачная и пресная. (Слайды № 4,5) Посмотрите на берега Байкала и предположите, почему вода в Байкале такая прозрачная? (ответы детей)

2-й ученик: Байкал окружают горы, они преимущественно гранитные. А гранит растворяется плохо и даёт мало примесей в воду. Главная ценность Байкальской воды в её гидрохимических свойствах и качестве. Вода Байкала – химически очень чистая, слабо минерализована, богата кислородом. В тихую и солнечную погоду дно видно сквозь тридцатиметровый слой. В Байкале сосредоточено около 1/5 мировых запасов пресной воды и более 4/5 запасов нашей станы.

3-й ученик: Неповторимый животный и растительный мир делают его “музеем живых древностей”. А какие здесь удивительные живые организмы! Шесть видов губок (до 70см длиной), нигде больше в пресных водоёмах не встречаются. (Слайды № 6,7,8). Главные смотрители за чистотой и прозрачностью воды – рачки –бокоплавы, их в Байкале более 255 видов. Это-родня креветкам. (Слайд № 9). В Байкале 52 вида рыб и 27 видов из них больше нигде в мире не существуют. В их числе – омуль.

4-й ученик: (Слайд № 10) Красавец тюлень – не приплыл он по Енисею и Ангаре, а родился здесь. Питается тюлень рыбкой голомянкой. (Слайд № 11) И она очень интересная: прозрачная, через неё можно разглядеть буквы на бумаге. Она не имеет ни чешуи, ни рыбьего пузыря. Если опустить в воду запаянную с обеих сторон стальную трубку, то на глубине 1 км её сплющивает в лепёшку. А голомянка благодаря жиру опускается до 1,5 км. Такова глубина самого глубокого в мире озера. Но мы должны помнить о том, что нужно сохранить эту природную святыню для наших потомков, как можно бережнее относиться к этому уникальному чуду природы и не засорять его. (Слайд № 12)

5-й ученик: В этом году на озере Байкал проводилась экспедиция. Группа учёных опускалась на самую глубокую точку, где брала пробы грунта, воды и снимала на фотокамеру живых обитателей озера, также был установлен на дне озера флаг нашего государства. Ежегодно работают экологические группы по очистке озера Байкал от мусора.

Учитель: Посмотрите на карту, что вы заметили на северо-западе русской равнины? (Ответы детей). Этот край издавна так и называют – озёрной областью. Озёрный гигант (показать на карте) – Ладожское озеро. (Слайд № 13) Очень красиво Ладожское озеро. В народе его с любовью называют Ладога.

6-й ученик: Природа сама позаботилась о том, чтобы не было однообразия на ладожских берегах. Ожерелье островов, разделённых между собой лабиринтом проливов, раскинулось у северного берега. (Слайд № 14) Некоторые из них ощетинились гранитными утёсами, почти отвесно уходящими в холодные глубины волн. (Слайд №15) Другие подставляют волнам свои покатые каменные спины. (Слайд №16) В глубине заливов зеленеют маленькие островки, покрытые деревьями. Россыпью окатанных валунов встречает нас западный берег. Каменистые гряды, называемые здесь “заборами”, далеко впадают в озеро. Песчаные отмели и дюны, поросшие красноствольными соснами, открываются взору путешественника у восточного берега. (Слайд № 17) Над художественным обрамлением Ладожского озера природа работала миллионы лет.

7-й ученик: Во время Великой отечественной войны по льду (Слайд № 18) Ладожского озера в окружённый фашистами город Ленинград машины везли боеприпасы, продукты, а обратно раненых, женщин и детей – в городе был голод. Эта дорога помогла выстоять городу – оборона которого держалась 900 дней, а дорогу по Ладоге Ленинградцы называли “дорогой жизни” (это было в зимнее время, когда лёд на озере был толщиной не менее 12 см, т.к. он считался безопасным).

Учитель: Большинство озёр на земле имеют пресную воду, но есть озёра с солёной водой, (Слайд №19) такие как Аральское и Каспийское (показать на карте). В Большом Арале содержание солей сейчас близко к 100 г на литр, а в мелководной его части и того выше. Белые отложения на земле – это не снег, это соль. Эти озёра такие большие, что их называют морями. Но они не имеют связи с океаном и поэтому, строго говоря, морями не являются.

8-й ученик: Главной причиной высыхания Арала стало нерациональное использование водных ресурсов питающих его рек Амударьи и Сырдарьи. (Слайд № 20) Каспийское и Аральское озёра объявлены зонами экологического бедствия. (Слайд № 21) Учёные думают, как сохранить хотя бы в уменьшенных размерах Аральское море как оазис жизни в бескрайней пустыне Средней Азии.

Учитель: С какими озёрами мы познакомились? Покажите на карте. Мы с вами говорили об озёрах, которые располагаются на территории Российской Федерации. И на территории нашей области насчитывается несколько сот озер. Но они располагаются неравномерно. Наибольшее количество озер встречается в увлажнённых местах – поймах рек.

Пойменные озёра – это озёра-старицы. Как вы думаете, что обозначает слово старицы.

Старицы – старые русла рек – вскоре зарастают камышом, кувшинками. Так появляются озёра. Особенно много озёр – стариц в пойме Воронежа (показать на карте). Наиболее крупными из них являются Андреевское, Гать, Длинное, Долгое, Карасёво, Лебяжье, Остабное и Спасское.

Пойменные озёра, как правило, имеют вытянутую форму и сравнительно небольшую глубину.

Некоторые пойменные озёра, как например Гать, Долгое летом имеют связь с реками, так как соединены с ними протоками.

Источник

Что такое озеро

Озеро это естественный замкнутый водоем, который образуются на поверхности земли в углублениях. Подобных углублений на поверхности Земли огромное количество, как только количество поступающей воды в углубления превышает количество испарений, образуются озера. Они бывают самыми разнообразными. Например, есть очень маленькие озера, который часто называют озера-лужа, а есть гигантские озера, которые называют озера-моря. Также бывают озера с пресной и с соленой водой. Бывают озера с очень холодной и очень горячей водой. Бывают озера с богатым внутренним миром организмов, а есть водоемы, в которых организмов практически нет.

Что такое озеро определение 2 класс. Смотреть фото Что такое озеро определение 2 класс. Смотреть картинку Что такое озеро определение 2 класс. Картинка про Что такое озеро определение 2 класс. Фото Что такое озеро определение 2 класс

Говоря об озерах нужно прежде всего отметим, чем они отличаются от других искусственных и естественных водоемов на нашей планете. Прежде всего рассмотрим основные отличия от:

Как формируется дно озер

Выше уже отмечалось, что озера формируются в котловинах на земли, где скапливается излишняя влага. Нужно отметить, что глубина озер бывает самой разнообразной от нескольких сантиметров до нескольких километров. Так, самое глубокое озеро на нашей планете это озеро Байкал, глубина которого составляет 1620 м. Почему же некоторые озера глубокие, а другие нет? Связано это с происхождением их котловин. Ниже представлена таблица, в которой описаны все возможные котловины озер на нашей планете и их особенности.

Таблица: Озерные котловины и их виды

Тип происхожденияКак образоваласьВидПримеры
ТектоническаяПрогиб земной корыЧаще всего круглой формыАральское
Трещина в земной кореПродолговатые и очень глубокиеБайкал
ЛедниковыеПоловина образуется древним ледникомЛадожская
ОстаточныеОстатки древних морей, которые образовались в результате отделения в результате горообразования.Обычно занимает большую площадьКаспийское
ЗапрудныеРусло реки в результате обрушения гор или извержение лавыСарезское
ВулканическиеКратер бездействующего вулканаКруглыеКурильское
СтарицаСтарое русло рекиПодковыозера очень маленькие и показывается только на крап на картах с большим масштабом
ПровальныеПровалы в горных пород в результате землетрясений и растворенийНебольшие, круглые но глубокие
МетеоритныеПадение на землю метеоритаКруглые и небольшие

Что такое озеро определение 2 класс. Смотреть фото Что такое озеро определение 2 класс. Смотреть картинку Что такое озеро определение 2 класс. Картинка про Что такое озеро определение 2 класс. Фото Что такое озеро определение 2 класс

Классификация озер

Озера характеризуется тем, что что в них впадают реки, а из некоторых озер реки берут начало. Поэтому очень важной особенностью является то, что размеры озер всегда зависят от питания, температуры окружающей среды и количества осадков. Часто, если рассматривать географическую карту, может обнаружить, что границы озер обозначены не сплошной, а пунктирной линией. Примером может служить озеро Чад в Африке. Такое обозначение обусловлено тем, что озеро значительно меняет свои размеры и границы. Когда начинается сезон засухи озеро значительно сокращается в размерах, иногда пропадает вовсе. Как только начинается сезон дождей, озеро вновь начинает расширяться, выходя иногда даже за границы, обозначенные на географической карте.

Все озера на нашей планете делятся на две большие категории:

Закрывая рассмотрение вопросов типов озер, нужно отметить, что все озера на нашей планете так или иначе подвержены угрозе исчезновения. Как только количество испарений превышает количество воды, поступающей в озеро, его уровень постепенно снижается, и со временем такое озеро превращается в болото.

Что такое старица

Старица это достаточно причудливая форма озер. О причудливости мы говорим в связи с тем, что часто принято понимать под озерами круглые водоем. Старица это особый тип озер, который имеет подковообразную форму. Они образуются как правило в руслах старых рек, поэтому небольшие в размерах. Старой русла рек образуется в связи с тем, что река может изменить свое течение, оставив после себя свое русло, в котором сохраняется вода. В результате образуется старица.

Что такое озеро определение 2 класс. Смотреть фото Что такое озеро определение 2 класс. Смотреть картинку Что такое озеро определение 2 класс. Картинка про Что такое озеро определение 2 класс. Фото Что такое озеро определение 2 класс

Значение озер для человека

Озера это важная часть жизни человека, поскольку они встречаются везде. Наиболее часто озера встречаются в Африке и Северной Америке. Опять же это связано с рельефом местности этих континентов и спецификой образования там суши и горных пород. Часто говорят, что озер нет в Антарктиде, но это не так. Действительно, на поверхности Антарктида нет озер, поскольку температура воздуха достаточно низкая и вода замерзает. Однако, в последнее время географы обнаружили под слоем льда в Антарктиде озера.

В Европе также есть участки, на которых очень много озер. Примером может выступать Северная Европа и Скандинавский полуостров. Не случайно Финляндию и Швецию часто называют страной тысячи озер. Их здесь так много, что часто нельзя сказать что это суша изрезанная озерами, или озера изрезанные сушей.

Географическое описание озер

Озера, как и любой объект на нашей планете, подлежит географическому описанию. специфика описание озера зависит от его размеров. Так, если озеро является небольшим, то оно описывается как правило целиком. Если же мы говорим о больших озерах, то чаще всего описываются его составные части. В целом же план описания следующий:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *