Что такое озеро определение для детей
Озеро
Озеро — это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении. Такое углубление называется озерной котловиной.
Озера образуются под действием внутренних и внешних процессов, происходящих в литосфере, и под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Запасы воды в озерах пополняются за счет впадающих в них рек и ручьев, атмосферных осадков и грунтовых вод. Из многих озер вытекают реки, и происходит сток озерных вод. Такие озера называются сточными, и вода в них пресная. Самым глубоким является озеро Байкал. В него впадает более 500 рек и ручьев, а вытекает одна река — Ангара.
Вода в озерах может быть и соленой, и почти пресной. Некоторые соленые озера из-за их величины даже называют морями: таковы, например, Аральское, Каспийское и Мертвое моря. А озеро Балхаш — единственный водоем на Земле, в котором одновременно есть и соленая, и пресная вода: западную часть озера опресняет полноводная река, которая впадает в Балхаш, тогда как восточная часть остается соленой.
Появляются озера по-разному. Иногда это происходит в результате движений земной коры, иногда — извержений вулканов и оседаний грунта. Бывает, что путь реке преградит обвал, и тогда часть ее русла станет проточным озером. Извилистая река после паводка может выпрямить свое русло, и тогда отделенный от нее изгиб старого русла превратится в озеро-старицу.
Все озера имеют возраст, они рождаются и умирают. Большие озера — это озера-долгожители. Например, история озера Байкал насчитывает 20–25 млн. лет. Мелкие озера стареют быстрее. Главная причина старения озер — накопление наносов — частиц почвы, которые реки и дожди смывают с поверхности земли, и остатков живущих и умирающих в озере живых организмов. На дне умирающих озер образуется гниющий ил, они мелеют и постепенно превращаются в болота или солончаки.
Урок окружающего мира во 2-м классе. Тема: «Озера»
Ход урока
Учитель: Реки играют важную роль в жизни человека. По берегам рек возникали древние поселения, где люди занимались разнообразной хозяйственной деятельностью.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом водоёмов. Отгадайте загадку:
Среди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)
— Что такое озеро? (Высказывания детей)
Учитель: (Слайд № 1) Озеро – естественное углубление, постоянно заполненное водой, не имеющее связи с океаном.
Учитель: Отличия озера от реки: оно часто округлой формы; вода в озере не течёт, т.к. озеро – замкнутый водоём; у озер нет правых и левых берегов. Давайте послушаем песню о великом озере, которое очень часто называют морем.
Звучит песня “Славное море, священный Байкал”
— О каком озере мы с вами будем говорить? (Ответы детей)
1-й ученик: (Слайд № 2) Озеро Байкал (показывает на карте). Оно проточное. В него впадает около 300 рек и речек, а вытекает только одна река – Ангара – правый приток Енисея. Возраст Байкала 15 – 20 млн. лет. В длину озеро простирается на 620 км, при ширине от 24 до 79 км. Из-за большой глубины и протяжённости в Байкале собрано большое количество пресной воды, десятая часть пресных вод всей планеты.
Учитель: (Слайд № 3) Вода в Байкале – самая прозрачная и пресная. (Слайды № 4,5) Посмотрите на берега Байкала и предположите, почему вода в Байкале такая прозрачная? (ответы детей)
2-й ученик: Байкал окружают горы, они преимущественно гранитные. А гранит растворяется плохо и даёт мало примесей в воду. Главная ценность Байкальской воды в её гидрохимических свойствах и качестве. Вода Байкала – химически очень чистая, слабо минерализована, богата кислородом. В тихую и солнечную погоду дно видно сквозь тридцатиметровый слой. В Байкале сосредоточено около 1/5 мировых запасов пресной воды и более 4/5 запасов нашей станы.
3-й ученик: Неповторимый животный и растительный мир делают его “музеем живых древностей”. А какие здесь удивительные живые организмы! Шесть видов губок (до 70см длиной), нигде больше в пресных водоёмах не встречаются. (Слайды № 6,7,8). Главные смотрители за чистотой и прозрачностью воды – рачки –бокоплавы, их в Байкале более 255 видов. Это-родня креветкам. (Слайд № 9). В Байкале 52 вида рыб и 27 видов из них больше нигде в мире не существуют. В их числе – омуль.
4-й ученик: (Слайд № 10) Красавец тюлень – не приплыл он по Енисею и Ангаре, а родился здесь. Питается тюлень рыбкой голомянкой. (Слайд № 11) И она очень интересная: прозрачная, через неё можно разглядеть буквы на бумаге. Она не имеет ни чешуи, ни рыбьего пузыря. Если опустить в воду запаянную с обеих сторон стальную трубку, то на глубине 1 км её сплющивает в лепёшку. А голомянка благодаря жиру опускается до 1,5 км. Такова глубина самого глубокого в мире озера. Но мы должны помнить о том, что нужно сохранить эту природную святыню для наших потомков, как можно бережнее относиться к этому уникальному чуду природы и не засорять его. (Слайд № 12)
5-й ученик: В этом году на озере Байкал проводилась экспедиция. Группа учёных опускалась на самую глубокую точку, где брала пробы грунта, воды и снимала на фотокамеру живых обитателей озера, также был установлен на дне озера флаг нашего государства. Ежегодно работают экологические группы по очистке озера Байкал от мусора.
Учитель: Посмотрите на карту, что вы заметили на северо-западе русской равнины? (Ответы детей). Этот край издавна так и называют – озёрной областью. Озёрный гигант (показать на карте) – Ладожское озеро. (Слайд № 13) Очень красиво Ладожское озеро. В народе его с любовью называют Ладога.
6-й ученик: Природа сама позаботилась о том, чтобы не было однообразия на ладожских берегах. Ожерелье островов, разделённых между собой лабиринтом проливов, раскинулось у северного берега. (Слайд № 14) Некоторые из них ощетинились гранитными утёсами, почти отвесно уходящими в холодные глубины волн. (Слайд №15) Другие подставляют волнам свои покатые каменные спины. (Слайд №16) В глубине заливов зеленеют маленькие островки, покрытые деревьями. Россыпью окатанных валунов встречает нас западный берег. Каменистые гряды, называемые здесь “заборами”, далеко впадают в озеро. Песчаные отмели и дюны, поросшие красноствольными соснами, открываются взору путешественника у восточного берега. (Слайд № 17) Над художественным обрамлением Ладожского озера природа работала миллионы лет.
7-й ученик: Во время Великой отечественной войны по льду (Слайд № 18) Ладожского озера в окружённый фашистами город Ленинград машины везли боеприпасы, продукты, а обратно раненых, женщин и детей – в городе был голод. Эта дорога помогла выстоять городу – оборона которого держалась 900 дней, а дорогу по Ладоге Ленинградцы называли “дорогой жизни” (это было в зимнее время, когда лёд на озере был толщиной не менее 12 см, т.к. он считался безопасным).
Учитель: Большинство озёр на земле имеют пресную воду, но есть озёра с солёной водой, (Слайд №19) такие как Аральское и Каспийское (показать на карте). В Большом Арале содержание солей сейчас близко к 100 г на литр, а в мелководной его части и того выше. Белые отложения на земле – это не снег, это соль. Эти озёра такие большие, что их называют морями. Но они не имеют связи с океаном и поэтому, строго говоря, морями не являются.
8-й ученик: Главной причиной высыхания Арала стало нерациональное использование водных ресурсов питающих его рек Амударьи и Сырдарьи. (Слайд № 20) Каспийское и Аральское озёра объявлены зонами экологического бедствия. (Слайд № 21) Учёные думают, как сохранить хотя бы в уменьшенных размерах Аральское море как оазис жизни в бескрайней пустыне Средней Азии.
Учитель: С какими озёрами мы познакомились? Покажите на карте. Мы с вами говорили об озёрах, которые располагаются на территории Российской Федерации. И на территории нашей области насчитывается несколько сот озер. Но они располагаются неравномерно. Наибольшее количество озер встречается в увлажнённых местах – поймах рек.
Пойменные озёра – это озёра-старицы. Как вы думаете, что обозначает слово старицы.
Старицы – старые русла рек – вскоре зарастают камышом, кувшинками. Так появляются озёра. Особенно много озёр – стариц в пойме Воронежа (показать на карте). Наиболее крупными из них являются Андреевское, Гать, Длинное, Долгое, Карасёво, Лебяжье, Остабное и Спасское.
Пойменные озёра, как правило, имеют вытянутую форму и сравнительно небольшую глубину.
Некоторые пойменные озёра, как например Гать, Долгое летом имеют связь с реками, так как соединены с ними протоками.
Что такое озеро
Озеро это естественный замкнутый водоем, который образуются на поверхности земли в углублениях. Подобных углублений на поверхности Земли огромное количество, как только количество поступающей воды в углубления превышает количество испарений, образуются озера. Они бывают самыми разнообразными. Например, есть очень маленькие озера, который часто называют озера-лужа, а есть гигантские озера, которые называют озера-моря. Также бывают озера с пресной и с соленой водой. Бывают озера с очень холодной и очень горячей водой. Бывают озера с богатым внутренним миром организмов, а есть водоемы, в которых организмов практически нет.
Говоря об озерах нужно прежде всего отметим, чем они отличаются от других искусственных и естественных водоемов на нашей планете. Прежде всего рассмотрим основные отличия от:
Как формируется дно озер
Выше уже отмечалось, что озера формируются в котловинах на земли, где скапливается излишняя влага. Нужно отметить, что глубина озер бывает самой разнообразной от нескольких сантиметров до нескольких километров. Так, самое глубокое озеро на нашей планете это озеро Байкал, глубина которого составляет 1620 м. Почему же некоторые озера глубокие, а другие нет? Связано это с происхождением их котловин. Ниже представлена таблица, в которой описаны все возможные котловины озер на нашей планете и их особенности.
Тип происхождения | Как образовалась | Вид | Примеры |
---|---|---|---|
Тектоническая | Прогиб земной коры | Чаще всего круглой формы | Аральское |
Трещина в земной коре | Продолговатые и очень глубокие | Байкал | |
Ледниковые | Половина образуется древним ледником | Ладожская | |
Остаточные | Остатки древних морей, которые образовались в результате отделения в результате горообразования. | Обычно занимает большую площадь | Каспийское |
Запрудные | Русло реки в результате обрушения гор или извержение лавы | Сарезское | |
Вулканические | Кратер бездействующего вулкана | Круглые | Курильское |
Старица | Старое русло реки | Подковы | озера очень маленькие и показывается только на крап на картах с большим масштабом |
Провальные | Провалы в горных пород в результате землетрясений и растворений | Небольшие, круглые но глубокие | |
Метеоритные | Падение на землю метеорита | Круглые и небольшие |
Классификация озер
Озера характеризуется тем, что что в них впадают реки, а из некоторых озер реки берут начало. Поэтому очень важной особенностью является то, что размеры озер всегда зависят от питания, температуры окружающей среды и количества осадков. Часто, если рассматривать географическую карту, может обнаружить, что границы озер обозначены не сплошной, а пунктирной линией. Примером может служить озеро Чад в Африке. Такое обозначение обусловлено тем, что озеро значительно меняет свои размеры и границы. Когда начинается сезон засухи озеро значительно сокращается в размерах, иногда пропадает вовсе. Как только начинается сезон дождей, озеро вновь начинает расширяться, выходя иногда даже за границы, обозначенные на географической карте.
Все озера на нашей планете делятся на две большие категории:
Закрывая рассмотрение вопросов типов озер, нужно отметить, что все озера на нашей планете так или иначе подвержены угрозе исчезновения. Как только количество испарений превышает количество воды, поступающей в озеро, его уровень постепенно снижается, и со временем такое озеро превращается в болото.
Что такое старица
Старица это достаточно причудливая форма озер. О причудливости мы говорим в связи с тем, что часто принято понимать под озерами круглые водоем. Старица это особый тип озер, который имеет подковообразную форму. Они образуются как правило в руслах старых рек, поэтому небольшие в размерах. Старой русла рек образуется в связи с тем, что река может изменить свое течение, оставив после себя свое русло, в котором сохраняется вода. В результате образуется старица.
Значение озер для человека
Озера это важная часть жизни человека, поскольку они встречаются везде. Наиболее часто озера встречаются в Африке и Северной Америке. Опять же это связано с рельефом местности этих континентов и спецификой образования там суши и горных пород. Часто говорят, что озер нет в Антарктиде, но это не так. Действительно, на поверхности Антарктида нет озер, поскольку температура воздуха достаточно низкая и вода замерзает. Однако, в последнее время географы обнаружили под слоем льда в Антарктиде озера.
В Европе также есть участки, на которых очень много озер. Примером может выступать Северная Европа и Скандинавский полуостров. Не случайно Финляндию и Швецию часто называют страной тысячи озер. Их здесь так много, что часто нельзя сказать что это суша изрезанная озерами, или озера изрезанные сушей.
Географическое описание озер
Озера, как и любой объект на нашей планете, подлежит географическому описанию. специфика описание озера зависит от его размеров. Так, если озеро является небольшим, то оно описывается как правило целиком. Если же мы говорим о больших озерах, то чаще всего описываются его составные части. В целом же план описания следующий:
Что в географии называют озером? Определение, примеры и типы
Озера – один из самых распространенных типов водоемов, на Земле их насчитывается более 5 млн. Но чем озера отличаются от морей и прудов?
Озера – это впадины в суше, заполненные водой и не связанные с Мировым океаном. Это значит, корабль, находящийся в озере, не может покинуть его и попасть в какой-нибудь океан. Правда, речь идет только о морском корабле. Из некоторых озер вытекают реки, которые могут впадать в море или океан.
Из-за изолированности озер уровень воды в них чаще всего отличен от уровня Мирового океана. Водой их наполняют либо реки, либо дожди.
Если озеро совсем маленькое (не более 1 км в поперечнике), то его называют прудом. Искусственные озера, возникающие при строительстве гидроэлектростанций, называют водохранилищами.
Выделяют несколько видов озер в зависимости от их происхождения. Тектонические озера располагаются в трещине, возникшей в земной коре. Таковым является Байкал, а также почти все другие крупнейшие озера мира. Ряд озер образовался при отступлении ледников во время ледникового периода. Их называют ледниковыми озерами, примером таких водоемов являются Великие озёра в Северной Америке.
Иногда вода заполняет кратеры, оставшиеся после извержения вулкана или падения метеорита. В результате образуются кратерные озера, которые отличаются формой, близкой к окружности. Примерами кратерных озер являются Босумтви (Гана), Крейтер (США), Ирасу (Коста-Рика). Более мелкие озера, образующиеся при обрушении гор, называются завально-запрудными (озеро Рица в Абхазии).
Выделяют наземные и подземные озера. Подземные располагаются в пещерах, и часто они в значительной степени изолированы от окружающего мира. Отдельная категория подземных озер – это подледные озера, многие их которых располагаются в Антарктиде. Крупнейшим из них является озеро Восток.
Также озера делят на сточные (их которых вытекает хоть одна река) и бессточные. Наконец, выделяют соленые озера и пресные, отличающиеся содержанием соли в воде.
Список использованных источников
Урок по окружающему миру «Озера»
Форма проведения: составление географического блокнота.
Оборудование: магнитофон, проектор, компьютер, экран, презентация, запись шума воды.
Система обучения: “Школа 2100”.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
– Мы с вами сегодня отправляемся в небольшую экспедицию. Начальником экспедиции буду я. А что такое экспедиция найдём по словарю.
– Вы правы, название экспедиции узнаем, если разгадаем кроссворд.
Работа с толковыми словарями.
(Экспедиция – это поход или поездка группы людей, с каким-то специальным заданием.)
– Выберем экспертов, которые расшифруют название экспедиции.
Началом реки может быть…
Самая длинная река в Азии…
Место впадения реки в другой водоем…
Вода камень (что делает?)…
Движение воды в реке…
Африка – это…
Часть света…
(Слова подсказки: Азия, Амур, материк, родник, устье, течение, точит.)
– Пока наши эксперты работают, мы с вами проверим домашнюю работу.
– Вы должны были сделать задание на стр.3 под №8, в конце урока соберем тетради на проверку.
– Для группы ребят было предложено творческое задание – они должны были провести исследовательскую работу с родителями и сделать проект на тему “Река”. Их работы на выставке (“Какие бывают реки”, “Как вода пришла к тебе в гости”, “Как образуется дождь”, “Как по карте находить реки”, “Дружба человека и воды”, “Почему вода в реке не исчезает, “Где берет начало река”).
Эксперты разгадывают кроссворд, а остальные ученики проверяют домашнее задание.
– Это научная экспедиция.
– Цель нашей научной экспедиции – проверить умение работать с картой, познакомиться с новыми географическими объектами, одним словом приобрести новые знания. Все самое важное и интересное будем записывать в географический блокнот, который мы начали оформлять на прошлом уроке.
(Учитель вывешивает текст на страницу блокнота “Экспедиция – это поездка группы людей со специальным заданием”.)
Записываем слово – экспедиция в словарик (слово экспедиция появляется на странице блокнота).
(Учитель вывешивает условный знак и картинку реки.)
– На чем мы будем двигаться по реке, отгадайте из загадки.
Он под парусом летит,
Ветер в мачтах свистит. (Корабль.)
(Появляется корабль.)
географического блокнота.
Встали все. Начинается посадка
Поднимаемся на палубу: топ-топ.
Идем по мокрой палубе: чпок-чпок.
Волны на реке плещутся: плюх-плюх.
Плывем вперед (плавные движения руками).
(Учитель вывешивает картинку – капельку.)
– Давайте возьмем ее с собой. Она будет нашим капитаном.
– Что вы скажете об этих реках? (Это самые большие реки.)
– А кроме них есть еще реки в России? (Да, большое количество.)
– Совершенно верно. Россия – страна большого количества рек и страна великих рек. В реках пресная вода, поэтому необходимо их содержать в чистоте, так как именно из них мы берём воду для питья.
– Молодцы! Вы замечательно поработали по карте.
– Движемся дальше. Наша капелька очень-очень обрадовалась, она увидела знакомый географический объект.
(Учитель вывешивает условный знак и картинку озера.)
– Как называется этот географический объект? (Озеро.)
– Вы правы – это озеро. Сделаем остановку.
б) Работа в парах (исследовательская работа).
Вопрос: Что такое озеро?
Ответы: Озеро – природный водоем. Озеро – это природный водоем со стоячей или проточной водой.
Вопрос: У озера есть берега?
Ответы: У озера есть берега. У озера есть берега, только нельзя определить, где левый берег, а где правый.
Вопрос: Впадают ли в озера реки и ручьи?
Ответы: В озера не впадают реки и ручьи. Во все озера впадают реки и ручьи.
Проверяем. Зачитайте только ответы.
Озеро – это природный водоем со стоячей или проточной водой. У озера есть берега, только нельзя определить, где левый берег, а где правый. Во все озера впадают реки и ручьи.
Вывод делают ученики сами.
Работа в географическом блокноте.
1. Чтение по учебнику.
– Прочитаем в учебнике определение озера.
1. (стр.8 №1)
2. Выполнение с.8 №1 с комментированием
– Молодцы! Назовем нашу страницу в блокноте “Озёра”, запишем новые слова в блокнот.
Выполнение задания с комментированием.
Работа в географическом блокноте.
– Прочитаем об этом на странице 9 в рубрике “Для любознательных”.
– Запишем новые слова в блокнот. Пресные озера, соленые озера.
– Откройте все физическую карту Евразии.
Проверка.
– У капельки для вас сюрприз, она предлагает вам просмотреть слайды про озера. Ваша задача запомнить названия озер.
– Перед вами самое большое озеро, что его даже назвали морем. Прочитаем название. Это Каспийское озеро-море.
– А вы знаете, что в степи весной образуются маленькие озерца в несколько сантиметров глубиной.
(Показ на физической карте.)
– Перед вами большое озеро, около города Санкт-Петербурга. Прочитаем название. Это Ладожское озеро.
(Показ на физической карте.)
– Перед вами большое озеро, в Карелии. Прочитаем название. Это Онежское озеро.
– Перед вами еще одно большое озеро, которое назвали морем. Прочитаем название. Это Аральское море.
– Перед вами самое глубокое, самое старое озеро, самое чистое озеро. Прочитаем название. Это озеро Байкал.
У капельки сообщение. А вы знаете, что все озера имеют возраст, они рождаются и умирают. Большие озера – это озера – долгожители.
Прослушайте стихотворение об этом озере.
(Звучит музыка – шум воды.)
– На берегах многих озёр люди построили санатории, где все желающие могут оздоравливать свой организм и заряжаться положительной энергией и положительными эмоциями. Давайте и мы побываем на берегу одного из таких озёр и отдохнём.
– Я досчитаю до трех, на счет три откройте глаза, выпрямьтесь, сделайте глубокий вдох и резкий выдох.
Капелька тоже отдохнула и искупалась в озере. Но она вся испачкалась. Что случилось?
– Одна из причин загрязнения озер – это вина человека. Дайте совет людям.
– А еще нужно построить очистные сооружения. Прочитаем о них в учебнике на с. 9.
д) Работа с учебником.
1. Чтение текста на стр. 9.
2. Самостоятельная работа № 2 стр.9.
Запись совета в географический блокнот.
Чтение текста учащимися про себя.
Ответы учеников.
– Запишем эти названия в наш блокнот.
(Учитель вывешивает текст на доске “Самые большие озера – это Каспийское море, Байкал, Аральское море, Ладожское, Онежское”.)
- Что такое плазмолиз и деплазмолиз в биологии
- Что такое средства реабилитации для инвалидов