Что такое ознакомительное чтение кратко

ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

Полезное

Смотреть что такое «ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ» в других словарях:

ЧТЕНИЕ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ — ЧТЕНИЕ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ. См. ознакомительное чтение … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ЧТЕНИЕ С ОБЩИМ ОХВАТОМ СОДЕРЖАНИЯ — ЧТЕНИЕ С ОБЩИМ ОХВАТОМ СОДЕРЖАНИЯ. То же, что ознакомительное чтение … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Чтение — … Википедия

ЧТЕНИЕ — ЧТЕНИЕ. Один из рецептивных видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста; входит в сферу коммуникативной деятельности людей и обеспечивает в ней одну из форм (письменную) общения. Важнейшая среди целей… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Чтение — вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Целью Ч. является получение и переработка письменной информации. С этой точки зрения Ч. (как и слушание) относится к рецептивным видам речевой… … Педагогическое речеведение

ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ — ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ. Вид реального чтения по целевой направленности и характеру протекания. Цель П. ч. – найти конкретную информацию в тексте (определения, правила, цифровые и иные данные и т. п.). П. ч. во многом совпадает по характеру с… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

РЕАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ — РЕАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. То же, что самостоятельное чтение. Вид чтения по наличию инициативы со стороны учащегося; осуществляется человеком вне рамок обучения иностранному языку; практическое использование навыков и умений в чтении как средстве познания… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ — ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ. То же, что выборочное чтение. Вид реального чтения по целевой направленности и характеру протекания процесса. Цель П. ч. – получить самое общее представление о содержании текста, о теме и круге рассматриваемых в нем вопросов … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Обучение чтению — аналитическое чтение, беспереводное чтение, выборочное чтение, выразительное чтение, глобальное понимание, градуированное чтение, громкое чтение, детальное чтение, дешифровка, динамическое понимание, дискурсивное чтение, домашнее чтение, зрелое… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Содержание обучения — активная грамматика, активная лексика, активный грамматический минимум, активный словарный запас, активный словарь, артикуляция, аспект обучения, аспекты языка, аудирование, аутентичный материал, база данных, виды речевой деятельности… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Источник

Типологии чтения или как читать более эффективно

Что такое ознакомительное чтение кратко. Смотреть фото Что такое ознакомительное чтение кратко. Смотреть картинку Что такое ознакомительное чтение кратко. Картинка про Что такое ознакомительное чтение кратко. Фото Что такое ознакомительное чтение кратко

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!

Сегодня тема – Типологии чтения.

Типологии – это классификация чего-либо по определенным признакам.

Примером типологии темперамента человека является выделение типов: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики.

Нечто подобное существует и в типологиях чтениях.

С. К Фоломкина выделила типологии чтения, которые используются и сегодня: поисковое, просмотровое, ознакомительное и изучающее чтение.

Что такое ознакомительное чтение кратко. Смотреть фото Что такое ознакомительное чтение кратко. Смотреть картинку Что такое ознакомительное чтение кратко. Картинка про Что такое ознакомительное чтение кратко. Фото Что такое ознакомительное чтение кратко

Софья Кирилловна Фоломкина (1924 – 1992 гг), — лингвист, доктор педагогических наук, профессор.

Ведь все читающие, совершают определенные действия при чтении и переработке читаемого материала. Набор этих действий и их качество и определяют эффективность чтения.

Рассмотрим каждый вид отдельно.

Просмотровое чтение

Часто требуется лишь просмотреть книгу, журнал или статью, чтобы получить самое общее представление о содержании работы в целом (ее теме, основных вопросах).

Затем определить — представляет ли она (или отдельные ее разделы) интерес для читающего.

Т.е. дать самую общую оценку – «нужно/не нужно».

Если «не нужно» — чтение можно прекратить в любом месте. Если «нужно» — меняем характер чтения или дальнейшие действия (например, можно отложить и вернуться позже, чтобы изучить более внимательно).

Ознакомительное чтение

Предполагает — бегло прочитать материал для общего ознакомления с содержащейся в нем информацией. Достаточно лишь понимания общей сути изложенного.

Нас интересует – о чем эта работа, что именно говорится. Мы даем оценку новое/уже известное, интересно/неинтересно, понятно/непонятно и тд.

Замечу отличие от просмотрового, там оценка «нужно/ненужно».

Если дали оценку «новое», «интересно», «непонятно», то характер чтения меняется, и мы можем перейти к другому виду чтения, т.к. наше отношение к информации изменилось.

Что такое ознакомительное чтение кратко. Смотреть фото Что такое ознакомительное чтение кратко. Смотреть картинку Что такое ознакомительное чтение кратко. Картинка про Что такое ознакомительное чтение кратко. Фото Что такое ознакомительное чтение краткоТак, например, мы можем читать статьи из журнала.

Этот вид чтения требует умения различать главную и второстепенную информацию.

Изучающее чтение

Так мы читаем литературу, которая представляет специальный интерес, необходимый для дальнейшей деятельности.

При чтении мы уже знаем, что эту информацию потребуется в дальнейшем использовать. Поэтому для нас важно – осмыслить, интерпретировать, запомнить.

Как видим набор действий уже другой, в отличии от простого — дать оценку.

Что такое ознакомительное чтение кратко. Смотреть фото Что такое ознакомительное чтение кратко. Смотреть картинку Что такое ознакомительное чтение кратко. Картинка про Что такое ознакомительное чтение кратко. Фото Что такое ознакомительное чтение кратко
Так мы можем читать деловую литературу.

Поисковое чтение

Цель поискового чтения — быстрое нахождение в тексте вполне конкретных данных (формулировок, фактов, цифр, определений и т.д.), о которых заведомо известно, что они содержатся в просматриваемой статье, главе книги и т. д.

Что такое ознакомительное чтение кратко. Смотреть фото Что такое ознакомительное чтение кратко. Смотреть картинку Что такое ознакомительное чтение кратко. Картинка про Что такое ознакомительное чтение кратко. Фото Что такое ознакомительное чтение краткоТак можно читать телефонный справочник.

Требуемые навыки чтения

Для каждого вида чтения требуются соответствующие навыки:

Просмотровое – умение понимать общее содержание.

Ознакомительное – умение понимать основное содержание.

Изучающее – умение извлекать полную информацию.

Поисковое чтение – умение извлекать необходимую информацию.

Я часто использую просмотровое чтение при чтении художественной литературы. И хотя это не совсем правильно по отношению к этому жанру литературы, но книжное многообразие при дефиците времени, не позволяет охватить все и вся.

Даже тщательный отбор и списки, — не решают этой проблемы. Поэтому приходится идти на такой прием.

Это я бы назвал — сюжетное чтение. В высоком темпе читается книга – ознакомительный вариант чтения в типологии. Важно понимание сюжета, стиля. Затем общая оценка – интересно/неинтересно. Затем принятие решения о другом виде чтения – изучающем.

Глобальные цели чтения

По сути чтение должно нести за собой какие-то изменения в личности или поведении.

Давайте рассмотрим общую идею самого процесса чтения:

Предмет чтения – это чужая мысль, закодированная в тесте. Распознается при зрительном восприятии текста.

Продукт чтения – умозаключение, понимание смыслового содержания.

Результат чтения – воздействие на читающего, его чувства и поведение.

Как видим процесс достаточно простой и понятный.

Правда для многих он заканчивается на этапе зрительного распознавания текста. Кто-то может сделать некоторые умозаключения. И уже реже – чтение может повлиять на поведение.

Я лично – за эффективное чтение. Даже развлекательное чтение должно нести какой-то результат, — отдых, удовольствие, отвлечение итд. Хуже когда прочитав что-то, можешь констатировать лишь — потерянное время.

Поэтому обратите внимание на приведенные выше типологии, и я уверен – что чтение станет более эффективным.

P.S. Напомню, что сервис Smartresponder закрывается с 1 ноября 2016 года.
Именно с этого сервиса я и отправлял рассылки моим читателям.

Поэтому, если Вы хотите и дальше получать рассылки с моего блога «Технологии чтения», то я предлагаю подписаться через сервис FeedBurner, установленный на моем блоге.

Если статья понравилась, кликните, пожалуйста на кнопку соц. сетей. Мне важна обратная связь.

Источник

Что такое ознакомительное чтение кратко

В зависимости от целевой установки различают ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.

При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.

Просмотровое чтение предполагает получения общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтения текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает поисковому чтению без детального анализа. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.

Источник

Формирование умений ознакомительного чтения

Ключевые слова: ознакомительное чтение

Овладение умениями ознакомительного чтения, необходимость работы над их развитием вызвано тем, что оно включает наибольшее количество приемов, общих с другими видами чтения.

Ознакомительное чтение определяется как чтение про себя, без специальной установки на обязательное последующее использование извлеченной информации, которая как бы принимается к сведению. Характерными особенностями данного вида чтения является быстрый темп, требование прочтения всего текста, точное понимание основного содержания и наиболее существенных деталей. Направленность внимания читающего на смысловую сторону текста приводит к тому, что сознание читающего сосредоточено на осмыслении содержания, его интерпретации, запоминании. При ознакомительном чтении читающий решает следующие задачи:

Первый уровень характеризуется уяснением того, о чем идет речь в тексте. Это самое общее восприятие.

Для второго уровня характерно понимание того, что говорится в тексте. Здесь устанавливаются связи между основными планами раскрытия мысли.

Третий уровень понимания предполагает осознание не только того, о чем рассказывается в тексте, но и как, какими средствами это достигается.

При четвертом уровне наступает понимание главной мысли тек­ста, независимо от того, сформулирована ли она или дана в подтексте.

Для коммуникативных задач, решаемых ознакомительным чтени­ем, полнота понимания должна быть не ниже 70-75 %. Основная информация должна быть воспринята точно, второстепенная с меньшей точностью, при этом необходимо понимание не только фактического содержания читаемого, но и оценка полученной информации.

Первый уровень учитывает:

Второй уровень понимания предполагает:

Четвертый уровень понимания текста исходит из раскрытия намерения автора с опорой на поникание темы текста, содержащейся в ней фактологически: и оценочной информации, а также его композиции [1; 3].

У учащихся в процессе обучения формируются следующие умения ознакомительного чтения.

Умения, связанные с оперированием языковым материалом: определить значение слов с oпopoй на языковую догадку; игнорировать незнакомые слова, не являющиеся важными для понимания основного содержания текста; распознавать связующие слова-ориентиры, выражающие логические отношения между предложениями и абзацами и указывавшие на последовательность развития темы (мысли), подтверждающие мысль, суммирующие сказанное; ориентироваться в грамматической структуре предложений, несущих главную информацию.

Умения, связанные с пониманием содержания текста: определить тему текста, исходя из сильных позиций текста (заголовок, начальные и конечные абзацы); прогнозировать содержание текста на основе сильных позиций текста, фоновых знаний, тематических слов; ориентироваться в композиции текста (его построении) с целью извлечения фактологичекой информации; членить текст на смысловые части, устанавливать соотношения между ними, исходя из композиции текста; выделить в каждой смысловой части главную и конкретизирующую информацию; выделить в тексте ключевые слова (смысловые вехи); устанавливать логические соотношения между выделенными фактами; давать оценку полученной информации.

Формирование у учащихся этих умений обеспечивается системой заданий к текстам:

Активизация фоновых знаний ведет к антиципации, предвосхищению содержания читаемого. На этом этапе следует активно привле­кать невербальные материалы текстов (фотографии, рисунки и т.д.).

Для снятия лексико-грамматических трудностей преподаватель на доске (или на подготовленных дома карточках) выписывает незна­комые слова с их переводом, а также дает краткое объяснение тех грамматических явлений, которые не были пройдены. Внимание учащихся следует привлечь к основным смысловым вехам: тематическим цепочкам, образуемым словами или терминами, невербальному материалу (цифрам, диаграммам, таблицам и т.д.), средствам нагляд­ности (географическим картам, картинкам, фотографиям и т.д.).

После предварительной работы (предтекстовые упражнения) наступает этап прочтения текста. Очень важно сформулировать задание к тексту. Такое задание помогает ориентироваться в нем, направляет внимание читающего на единицы текста, значимые в том или ином отношении для его осмысления, создавая тем самым условия для прогнозирования его содержания. Правильно сформулированное задание имеет важное значение и для становления механизмов чтения, т.е. умений воспринимать текст смысловыми блоками, зрительно синтезировать наиболее информативные элементы текста.

Источник

ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

Что такое ознакомительное чтение кратко. Смотреть фото Что такое ознакомительное чтение кратко. Смотреть картинку Что такое ознакомительное чтение кратко. Картинка про Что такое ознакомительное чтение кратко. Фото Что такое ознакомительное чтение кратко Что такое ознакомительное чтение кратко. Смотреть фото Что такое ознакомительное чтение кратко. Смотреть картинку Что такое ознакомительное чтение кратко. Картинка про Что такое ознакомительное чтение кратко. Фото Что такое ознакомительное чтение кратко Что такое ознакомительное чтение кратко. Смотреть фото Что такое ознакомительное чтение кратко. Смотреть картинку Что такое ознакомительное чтение кратко. Картинка про Что такое ознакомительное чтение кратко. Фото Что такое ознакомительное чтение кратко Что такое ознакомительное чтение кратко. Смотреть фото Что такое ознакомительное чтение кратко. Смотреть картинку Что такое ознакомительное чтение кратко. Картинка про Что такое ознакомительное чтение кратко. Фото Что такое ознакомительное чтение кратко

Что такое ознакомительное чтение кратко. Смотреть фото Что такое ознакомительное чтение кратко. Смотреть картинку Что такое ознакомительное чтение кратко. Картинка про Что такое ознакомительное чтение кратко. Фото Что такое ознакомительное чтение кратко

Что такое ознакомительное чтение кратко. Смотреть фото Что такое ознакомительное чтение кратко. Смотреть картинку Что такое ознакомительное чтение кратко. Картинка про Что такое ознакомительное чтение кратко. Фото Что такое ознакомительное чтение кратко

Основная коммуникативная задача при ознакомительном чтении заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию (выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам, какие мысли являются наиболее важными и т.п.).

Данный вид чтения требует умения различать главную и второстепенную информацию. Он необходим при чтении специальной, профессионально-ориентированной литературы, научных статей, которые не представляют специального изучения. Переработка информации текста совершается последовательно и непроизвольно, ее результатом является построение комплексных образов прочитанного. При этом исключается анализ текста и намеренное внимание к языковым составляющим текста.

Для достижения целей ознакомительного чтения достаточно понимание 70% текста. Темп ознакомительного чтения не должен быть ниже 180 слов в минуту.

ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ

При поисковом чтении (reading for specific information)текст прочитывается с целью нахождения относительно небольшого количества информации (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний) для последующего ее использования в определенных целях. Оно ориентировано на чтение литературы по специальности. Поисковое чтение предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.

Условиями, определяющими успешность обучения данному виду чтения являются:

· точное формулирование задания для поиска, основной целью которого является содержательная информация;

· проведение чтения в условиях дефицита времени (темп достаточно быстрый);

· принятие решения о целевом использовании информации;

· знание структурно-композиционных особенностей текстов;

· использование экстралингвистических и когнитивных опор текста;

· начало обучения данному виду чтения связывается с уже изученными текстами, то есть прочитанными с целью ознакомления или изучения;

· проведение чтения на больших по объему текстах в форме чтения про себя.

ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ

Изучающее чтение (reading for detail) предполагает максимально полное и точное понимание содержащейся информации в тексте и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Этот вид чтения направлен также на преодоление затруднения в понимании иностранного текста.

Изучающее чтение отличается большим количеством регрессий – повторным перечитыванием частей текста, установлением смысла текста путем анализа языковых форм, выделением наиболее важных тезисов, проговаривание вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего использования в работе (пересказа, обсуждения и др.).

В процессе работы над текстом читающий работает над задачами, которые можно объединить в три основные группы:

· восприятие языковых средств и их точное понимание в тексте;

· извлечение полной фактической информации, содержащейся в тексте;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *