Что такое падеде в балете
Что такое па-де-де в танце
Чтобы понять, что такое па-де-де обратимся к эпохе 19 века, когда прославленные исполнители и постановщики балета активно развивали балетное искусство. Чтобы продемонстрировать сложную танцевальную технику, драматические моменты в классическом танце появилась усложненная техника.Одна из них называется термином «Pas de deux», от французского «танец вдвоём». Это выход пары главных героев с определенной последовательностью балетных движений. Принадлежит к числу основных позиций образцового балета, как и па-де-труа.
Pas de deux
Pas de deux (франц.) — Pas — шаг; deux — два, «шаг обоих») обозначает большой парный номер (танец). Исполнителями которого являются главные герои постановки, представляет взаимодействие друг с другом, как сцену-дуэт. Одновременное присутствие и позиция третьего танцовщика для классического балета называется форма па-де-труа. Технически самая сложная по исполнению, впечатляющая часть балета. Имеет свою установленную структуру:
Вступительная часть па-де-де
Антре (в переводе с французского «entree» — вступление, выход на сцену). Чрезвычайно изящная, свободная в исполнении вступительная часть парного эпизода па-де-де. Узнать, когда началось антре, можно с появлением на сцене одного или нескольких ведущих исполнителей. Этот предваряющий адажио художественный выход, часто носит роль экспозиции. Где актерская игра из шагов и жестов символизирует плавное приближение динамичного действия между героями постановки.
Адажио
Адажио балетных танцевальных форм — медленная часть произведения. Для него характерны следующие признаки:
Центральная часть музыкально-хореографической формы называется «адажио» — распространённая форма танцевального искусства для дуэта. Балетный номер ведущих исполнителей продолжается совместно, медленным темпом. Сопровождение неторопливой музыки помогает танцу приобрести выразительность, плавность перехода и динамичность позиций.
Мужское и женское соло
Чтобы понять, что такого в па-де-де особенного, оцените сольные вариации. В этих коротких, хореографически завершенных танцевальных этюдах исполнитель главной роли меняет сюжетную линию представления. Различают соло к мужскому танцу и соло в женском танце. Редкие случаи хореографии состоящей на этом этапе из сложных для исполнения, индивидуальных элементов. Внимание зрителя сосредотачивается на коротких, артистичных, но технически усложнённых движениях.
Кода танца
Контрастно следуя за сольной партией, действие переходит к быстрой части танца — совместной коды. Заключительный элемент построения па-де-де состоит из максимально виртуозных прыжков и вращений. Часто можно увидеть воздушную поддержку, гимнастические и акробатические пируэты. Четкое исполнение ускоренных па вокруг своей оси создает эффектную кульминацию. Такая серия вращений коды называется фуэте.
Па-де-де в балете
Мастера и танцоры в начале развития балетного искусства уже знали, что такое па-де-де. Первоначальной была форма па-де-труа (три исполнителя). Когда техника и драматургическое построение балета усложнились, трио заменили на дуэт. «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Анастасия». Представляя собой «танцевальный диалог», некоторые, из числа знаменитых па-де-де, исполняются в самой кульминации – балет «Жизель». В других сюжетных линиях, например «Маргарита и Арман», встречается на протяжении всего действия. Па-де-де – яркое украшение любого балетного спектакля.
Видео:
Основные балетные термины
Па де ша (от фр. pas de chat — кошачий шаг) — прыжок, исполняется с подгибанием ног в прыжке. Grand Pas de chat (итальянское) — выбрасывание ног вперёд выше 90°, руки открываются из III позиции, корпус прогибается назад. Пример этого прыжка можно увидеть, посмотрев номер из «Спящей красавицы» «Кот и кошка», pas de chat
Па де де (от фр. pas de deux — танец вдвоём) — танцевальный номер включающий в себя двух участников. Пример: «Щелкунчик», «Раймонда», «Спящая красавица», «Дон Кихот».
Па де труа (от фр. pas de trois — танец втроём) — танцевальный номер, включающий в себя трёх исполнителей. Пример: «Океан и две жемчужины» из «Конька-Горбунка», «Лебединое озеро», «Корсар».
Па де катр (от фр. pas de quatre — танец в четвером) — танцевальный номер, включающий в себя четырёх исполнителей.
Па курю (от фр. courir — бежать) — мелкий бег, вспомогательное движение в танце. Используется для связи отдельных частей. Пример: pa couru
Па де пуасон (от фр. poisson — рыба) — прыжок с одной ноги на другую с поочерёдным броском ног назад. Исполняется на большом прыжке и с перегибом корпуса назад. Характерен сложной координацией движений корпуса, рук, головы. Поза танцовщика в воздухе с выгнутым телом и отведёнными назад ногами напоминает рыбу, выпрыгивающую из воды (отсюда назв.).
Па д’аксьон (от фр. pas d’action — действенный танец; от pas — шаг, танец и action — действие) — cложная музыкально-танцевальная форма, органически связанная с развитием балетного сюжета. Постепенно сложилась форма pas d’action, состоящая из entree, представляющего всех участников, adagio солистов в сопровождении корифеев и кордебалета, вариаций и общей коды.
Па де сизо (от фр. pas de ciseaux, от ciseaux — ножницы) — прыжок с одной ноги на другую, во время которого обе вытянутые ноги поочерёдно забрасываются высоко вперёд; на мгновение соединяются в воздухе, а затем одна из них через I позицию резко проводится в arabesque.
Партер (от фр. parter) — на земле. Термин, указывающий на то, что движение исполняется на полу. Пример: rond de jambe par terre
Балетный ликбез
Что такое дивертисмент?
Непростое в произношении слово пришло к нам из французского (divertissement — увеселение, развлечение) или итальянского (divertimento) языков. Ударение в термине — на последний слог.
У балетного дивертисмента есть несколько значений. Так называют группу концертных номеров, которые объединяют в общую программу и демонстрируют в дополнение к основному спектаклю или концерту.
Еще дивертисмент в балете — это спектакль, который, как калейдоскоп, состоит из отдельных номеров. Наконец, так называют отдельный номер-вставку в балетной или оперной постановке, который не связан с общим сюжетом спектакля.
Наконец, под дивертисментом композиторы могут подразумевать группу небольших музыкальных пьес, объединенных для исполнения на одном или нескольких инструментах. В этом значении термин относится к балету опосредованно.
Термин «дивертисмент» первым употребил итальянский композитор Карло Гросси в 1681 году. Изначально балетный дивертисмент выполнял исключительно развлекательную функцию и был нужен, чтобы зрители отдохнули от многочасовой постановки и переключились на что-то более легкое. С XIX века хореографы создали еще одну разновидность дивертисмента — группу характерных танцев (например, народных), следовавших один за другим.
Примерами мастерских дивертисментов в классическом балете считают творения Мариуса Петипа. В его постановках на музыку Чайковского герои танцуют дивертисменты на балах: например, в финале «Спящей красавицы» на свадьбе Авроры и принца Дезире.
Как устроены пуанты?
Первая балетная обувь с виду напоминала обычные туфли с мягкой тканью внутри. Этот нехитрый прием позволял хоть как-то защитить ступню балерин от травм. Современные пуанты значительно отличаются от своих предшественников начала XIX века.
Они могут выглядеть минималистично, но даже в этом случае балетную обувь можно «разложить» на более чем 50 деталей. Пуант состоит из верхней части, подошвы и «стакана», или «коробочки» — мысочной части, где размещаются пальцы ноги. Подошву изготавливают из натуральной кожи, а верхнюю часть — обычно из атласа и подкладочной ткани. В некоторых моделях могут использовать бязь, которая известна хорошей воздухопроницаемостью и умением легко принимать и сохранять нужную форму.
«Стакан» — это жесткая часть пуанта, которая получается из нескольких слоев ткани, тщательно склеенных друг с другом. Часто производители чередуют более плотную ткань, похожую на мешковину, с текстильной, добавляя вставки из джута, чтобы мысок получился устойчивым и долговечным.
Над подошвой размещают стельку из кожи или картона, фиксируя ее с помощью гвоздей и клея. Несмотря на эти «старания», балерины часто отрывают стельку от подошвы, чтобы размять ее перед тренировкой или выходом на сцену. Над подошвой располагается пятак или пятачок. Его могут укреплять с помощью небольшой кожаной накладки или ниток по периметру. Еще один пятак находится на дне пуанта, и по размеру он меньше внешнего.
Эстетически значимой деталью балетной обуви являются ленточки. Их закрепляют на уровне боковых швов, но делают это обычно не мастера, а сами балерины.
Как в балете называется дуэтный танец?
Исторически любой парный танец, исполняемый двумя артистами балета на сцене, назывался pas de deux (па-де-де). С точки зрения музыкального сопровождения балетный дуэт носит название адажио — этот термин тоже очень распространен для обозначения медленной и/или парной части танца.
В середине XIX века па-де-де приобрело четкую структуру из пяти частей, и дуэтный танец — адажио — вошел в эту схему наряду со вступлением, мужской и женской вариациями, а также кодой.
Парный танец может быть частью постановки: таков, например, известный лирический дуэт Одетты и Зигфрида в «Лебедином озере». Балетный дуэт может быть и цельным танцевальным номером, каким является вставное крестьянское па-де-де в «Жизели».
При этом не каждое взаимодействие двух балетных артистов на сцене является дуэтным танцем. Выделяют еще танцевальный диалог, каким является, например, сцена с участием Марии и Заремы в балете «Бахчисарайский фонтан». Уровень сценического и эмоционального взаимодействия партнеров в дуэте выше, тогда как в диалоге артисты будто бы солируют поочередно.
В XVIII-XIX веках балетмейстеры Жан Доберваль, Шарль Дидло, Жюль Жозеф Перро и Август Бурнонвиль активно использовали в своих постановках дуэтные танцы, чередуя партерные поддержки и комбинации. Впоследствии хореографы Мариус Петипа, Лев Иванов и Александр Горский заметно усложнили и разнообразили балетные па-де-де, сделав их более совершенными с технической и сюжетной точек зрения.
Как называется сольный танец в балете?
Танцевальный монолог, который артист балета исполняет на сцене, называется вариацией. Синонимом этого термина отчасти является адажио, одно из значений которого — самостоятельный танцевальный номер в исполнении одного, двух или большего числа солистов. Кстати, вариацию на балетной сцене тоже могут исполнять несколько танцовщиков.
Сольные танцы бывают мужскими и женскими — как, например, три знаменитые вариации Китри и танец Базиля в балете «Дон Кихот».
Согласно другой классификации выделяют вариации партерные (terre a terre дословно — «движения у пола», без прыжков) и прыжковые. Балетное соло может быть комбинированным: в этом случае сочетаются движения на пальцах, туры и прыжки.
Для исполнения одиночного танца артисту требуются особое мастерство, опыт и самобытность, поэтому эти номера доверяют лишь солисткам (солистам) и примам (премьерам). Как и в любом законченном сценическом высказывании, в сюжетной вариации можно выделить экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.
Что такое позиция в балете?
Балетной позицией называется фиксированное положение рук и ног артиста. Это база для остальных движений классического танца. Позиции помогают балерине или танцовщику сохранить устойчивость, заняв правильное положение корпуса в пространстве.
Первую запись о танцевальных движениях, из которых потом «выросли» классические балетные позиции, сделал французский хореограф Пьер Бошан в XVII веке. Вслед за ним о пяти основных положениях ног в балетном искусстве написал Пьер Рамо. Эта система быстро стала канонической.
Позиции рук в истории балета определялись по-разному. Так, классическая французская методика включала семь положений рук. В конце XIX века балетмейстер Энрико Чеккетти создал методику из пяти позиций. Позже педагог Агриппина Ваганова предложила систему, состоящую из трех основных положений рук и одного подготовительного. Таким образом, в современном классическом балете основных позиций для ног пять, а для рук — три.
Правильное положение артиста во всех балетных позициях — стоя, со втянутыми мышцами и прямой спиной. С оттачивания этой системы положений начинается обучение искусству танца в балетных школах.
Что такое либретто?
Балетным либретто называется письменное изложение сюжета постановки. С итальянского языка слово переводится как «книжечка».
Литературной основой для либретто могут быть художественные произведения, сказки, легенды. Бывает и наоборот — сюжет балета создается под конкретное музыкальное произведение. Написать балетный «сценарий» могут хореограф, композитор, постановщик или либреттист. Как правило, они выбирают стихотворную форму, перемежая ее прозой и даже включая ноты, чтобы обозначить самые яркие музыкальные эпизоды.
Важная цель либретто — раскрыть содержание и смысл, рассказать о характерах персонажей и событиях, которые балетмейстер воплощает в пластических образах. К тому же, такое изложение помогает зрителям лучше понять сюжет балета.
Либретто не нужно путать с синопсисом — так называется краткое содержание сюжета. Именно синопсис обычно встречается в программках, которые можно приобрести перед спектаклем.
Что такое фуэте?
Классический балет невозможно представить без фуэте — этот виртуозный элемент часто становится кульминацией танца в спектакле.
Как и другие балетные термины, fouetté — французское слово, краткая форма от fouetter, что дословно означает ‘хлестать; подгонять; взбивать’. Элемент представляет собой ряд быстрых последовательных вращений на одном месте на 360° за счет резкого захлестывающего движения ногой спереди назад.
Балерины выполняют фуэте в пуантах, на пальцах одной ноги, при этом вторая открывается в сторону во второй позиции на высоту 45-90°. В балете элемент появился только в конце ХIХ века, но был известен и прежде — подобные вращения исполняли итальянские уличные танцовщики.
Золотым стандартом сегодня являются 32 фуэте, хотя большинство современных балерин может сделать и больше туров.
Что такое выворотность в балете?
Один из основных «технических» параметров в балете — умение развернуть ноги наружу или, как говорят в балете, en dehors. За этот анатомический навык отвечают сразу три сустава — тазобедренный, коленный и голеностопный, а зависит он от физической предрасположенности. Когда в суставной ямке тазобедренного сустава (она называется вертлужной впадиной) есть место для разворота головки бедра, тренировать выворотность проще. Артисты балета занимаются этим с ранних лет, ведь именно от неё зависит техника балетных прыжков и сама «прыгучесть» как качество.
Как писала балетмейстер и педагог Агриппина Ваганова: «Танцовщик, лишенный выворотности, ограничен в движениях, классический же танец со своим en dehors располагает всем мыслимым богатством танцевальных движений ноги».
Артистам балета выворотность позволяет совершать движения с максимальной амплитудой и при этом сохранять равновесие. Так, балерина может отвести бедро в сторону без перекашивания таза, а для непрофессиональных танцоров эта поза будет не физиологична.
Как выглядит «идеальная» артистка балета?
Определяющие физические параметры танцовщицы — рост и вес. За годы существования балета балерины «подросли», но стандарт веса остается прежним.
Рост первых профессиональных танцовщиц составлял порядка 150 см. А у современных балерин, например Большого театра, рост колеблется, в среднем, от 161 до 164 см.
Канонический вес взрослой балерины на протяжении веков — около 50 кг. В балетных училищах идеальный вес часто определяют по формуле «Рост – 122».
Еще в оценке роста балерины важно соотношение длины ног и туловища. Этот индекс рассчитывают в положениях сидя и стоя по формуле «Рост сидя/рост стоя x 100%». В идеале этот показатель должен находиться в диапазоне 49-53%.
Как понять о чем речь, если все просто танцуют под музыку? Где сюжет?
Хотя балет и принято считать элитарным видом искусства, это не означает, что понять его могут только интеллектуалы. Даже если вам предстоит впервые стать зрителем балетного спектакля, вы наверняка поймете куда больше, чем ожидали, — классическая музыка и хореография вызывают сильный эмоциональный отклик и прекрасно считываются на интуитивном уровне. Кроме того, сюжеты классических балетов довольно просты и транслируют вечные смыслы о добре и зле, любви и преданности, спасении и предательстве. Но, чтобы получить более целостное впечатление, загляните в первоисточник — часто это литературное произведение.
Не успели подготовиться? Купите в театре программку с либретто — кратким изложением спектакля. Как раз в либретто можно заметить, что не все действия балета напрямую относятся к сюжету. Например, партия Русской куклы в «Щелкунчике» добавляет постановке хореографического разнообразия. Поэтому не концентрируйтесь на сюжете, просто получите удовольствие!
Что значит «на пальцах» и «полупальцах»?
Ставить «на пальцы» учениц балетных школ начинают в 11-13 лет, спустя три-четыре года обучения в начальных хореографических классах. К этому возрасту у юных балерин уже достаточно сформирован высокий подъем и натренированы мышцы ног, что позволяет добиться идеальной вертикали в этой технике танца.
«На пальцах» не означает, что кончики пальцев должны в буквальном смысле держать весь вес тела. Для этого в пуантах предусмотрена коробочка — жесткий элемент, плотно обхватывающий переднюю часть стопы и не дающий ей проскользнуть вперед. Коробочка предохраняет пальцы от серьезных травм, а устойчивость в пуантах достигается идеальным равновесием танцовщицы и плоским кончиком туфли — пятаком. Когда балерина в танце встает на пятак, приводя пуант в вертикальное положение, это и называется встать «на пальцы», хотя на самом деле основная нагрузка приходится на передний отдел стопы.
Традиционно мужчины на классической сцене выступают в балетках, а не в пуантах, поэтому танцуют «на полупальцах», максимально высоко поднимая вес тела на носках. Эта техника годами отрабатывается и женщинами, но считается подготовительной к постановке «на пальцы».
Сколько длится рабочий день балерины?
Профессионально заниматься балетом можно только «по любви», ведь служить классической сцене — это призвание, которому придется посвятить большую часть жизни.
Первую половину дня, с 10:00 до 14:00, у балетных артистов занимает репетиция. Дальше дается время на восстановление сил, а вечером еще одна репетиция или спектакль: с 18:00 до 22:00. В сумме мы получаем стандартный рабочий день, но важно понимать, что театральная жизнь требует практически постоянного присутствия. Грим, прическа, примерка костюмов, дополнительные классы, общение с коллегами — артисты балета, как правило, приходят в театр утром и уходят поздно вечером. И при этом они работают 6 дней в неделю.
Зато официальный отпуск у танцовщиков классической сцены вдвое длиннее, как правило, в июле и августе. Но ни один серьезный артист балета не позволяет себе в это время терять форму, поэтому по возможности продолжает тренировки.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Село Дивеево Нижегородской области — жемчужина «Золотого кольца» России.
Hillwood Estate или Музей Хиллвуд обладает одной из лучших коллекций русского искусств.
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Словарь основных балетных терминов
Так же как книга сложена из слов, дом из кирпичей, любой балет сложен из движений. Строгие, раз и навсегда установленные позиции рук и ног, позы, прыжки, вращения, связующие движения – основа классического танца. Соединяя эти движения, выстраивая их в определенном порядке, балетмейстер создает хореографический рисунок балета. Красота и сила движений зависят от того, точно ли они выражают характер музыки, и от того, какой смысл вкладывают в них постановщик – балетмейстер и исполнитель – артист балета. И оказывается, что одно и то же движение может выглядеть по-разному, может быть добрым и злым, отважным и трусливым, красивым и уродливым, и зависит это иногда от наклона головы, иногда от положения рук и корпуса, от силы и выразительности прыжка, от плавности и стремительности вращения. Потому так непохожи друг на друга балетные спектакли.
В балете существуют основные движения и понятия, которые каждый любитель этого искусства должен знать! Основные 4 позы в балете носят названия – Арабеск, Экарте, Алясгон и Аттитюд. Это позы, в которых исполнитель балансирует на одной ноге, держа другую в этот момент в воздухе.
АЛЯСГОН, АРАБЕСК, АТТИТЮД, ЭКАРТЕ. Основные позы, «киты», на которых держится классический балет. Во всех этих позах исполнитель стоит на одной ноге, а другая высоко поднята: в сторону (алясгон), назад (арабеск), назад с согнутым коленом (аттитюд), по диагонали вперед или назад (экарте).
Адажио – Танец двух или нескольких героев балета, нацеленный на раскрытие эмоционального состояния.
Па (фр. pas — шаг) — отдельное выразительное движение, исполняемое в соответствии с правилами классического танца.
Глиссад – специальное движение, основная цель которого подготовка перед прыжком.
Глиссе (от glisser — скользить) — шаг, при котором носок скользит по полу из V позиции в IV. Используется как подход к pirouettes, к прыжкам. Glisse р. в arabesque, повторенное несколько раз, — одно из самых красивых и выразительных движений классического танца.
Гранд батман (от фр. grands battements) — бросок ноги на максимальную высоту.
Плие (plié — складывать, мягко сгибать) — demi plié — небольшое приседание.
ЖЕТЕ. Прыжок с одной ноги на другую. Большие жете исполняются, как прыжок через воображаемое препятствие во всех основных позах балета – арабеске, аттитюде, алясгоне.
КАБРИОЛЬ. Прыжок, во время которого одна нога подбивает другую. Ноги сильно вытянуты. Исполняется этот прыжок во всех направлениях: вперед, в сторону, назад.
Баллон (от фр. ballon, от balle – шар) — способность танцовщика сохранять в прыжке (в воздухе) позу и положение, принятые на земле, — танцовщик как бы замирает в воздухе.
Батри (от фр. batteries — бить) — прыжковые движения, орнаментированные заносками, т.е. ударами одной ноги о другую в воздухе. Во время удара ноги скрещиваются в V позиции (до удара и после него ноги слегка разведены в стороны).
Антре (от фр. entree — вступление, выход на сцену) — в балете выход на сцену одного или нескольких исполнителей. Вступительная часть в па де де, па де труа.
ПА-ДЕ-ДЕ. Главная танцевальная сцена в балете или в одном из актов балета. В па-де-де раскрываются взаимоотношения героев, показывается танцевальное мастерство исполнителей. Па-де-де состоит из адажио, вариации танцовщика и вариации балерины и коды – коротких, технически сложных танцевальных кусков танцовщика и балерины.
Кода (от фр. Coda) — быстрая, заключительная часть танца, следующая за вариацией
ПЯТАЯ ПОЗИЦИЯ. Основная позиция ног классического танца. Ноги развернуты на сто восемьдесят градусов. Пятка правой ноги плотно прижата к носку левой, а пятка левой ноги плотно прижата к носку правой. Из этой позиции чаще всего начинается танец, и этой позицией чаще всего заканчивается.
ПИРУЭТ. Вращение вокруг своей оси на полупальцах или пальцах одной ноги. Пируэты бывают маленькие, когда во время вращения одна нога плотно прижата к другой спереди или сзади. Большие пируэты исполняются во всех основных позах.
Аронди (от фр. arrondie — округлённый) — округлённое положение руки.
СОТЕ. Прыжок, во время которого сильно вытянутые ноги находятся в первой, второй или пятой позициях.
ТУРЫ. Вращение вокруг своей оси во время прыжка. Туры делают с одним и двумя оборотами. Тур с двумя оборотами – элемент мужского танца.
Бризе (от фр. brisé — разбивать; обозначает лёгкий, порывистый морской ветер) — маленький прыжок, с продвижением вперёд или назад за ногой. Заканчивается прыжок в V позиции. Разновидность: brise dessus (вперёд) — dessous (назад).
ШАЖМАН ДЕ ПЬЕ. Прыжок, во время которого ноги находятся в пятой позиции и меняются местами.
Ронд дэ Жамб – если переводить дословно с французского – круг ногой. На самом деле в этом движении ногой описывается полукруг.
Шажман дэ Пье – специальный прыжок из пятой позиции, при котором ноги меняются местами.
Фуэте – самое известное движение балерины, а если точнее, вращение ее на пальцах одной ноги как волчок. Вращение балерины вокруг своей оси на пальцах одной ноги. Другую после каждого поворота она открывает в сторону. Фуэте обычно исполняется в очень быстром темпе шестнадцать или тридцать два раза подряд.
Entrechat (антраша́ — итал. intrecciato — плетёный, также определяется для того вида прыжка, как скрещенный) — вертикальный прыжок с двух ног, во время которого ноги немного разводятся в воздухе и соединяются в V позиции вновь, при этом не ударяясь друг с другом, так как находятся в выворотном положении от бедра.
ВАРИАЦИЯ. Сольный танец, танцевальный монолог. Небольшой танец для одного или нескольких танцовщиков, обычно технически усложнённый. Вариации бывают мужские и женские, terre a terre и прыжковые. Первые построены на мелких, технически сложных движениях, вторые — на больших прыжковых.
А ля згонд (от фр. a la seconde) — поза классического танца, когда нога поднята на II позицию в сторону на 90° и выше.
Элевация (от фр. elevation — возвышение, возвышенность) — в классическом танце означает высокий прыжок.
ПОДДЕРЖКА. Необходимый элемент классического танца. Во время танца танцовщик помогает балерине, поддерживает, поднимает ее.
Выворотность — раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.
ПАЧКА. Костюм балерины, состоящий из многих коротеньких накрахмаленных тюлевых юбочек. Эти пышные и легкие юбочки делают пачку воздушной и невесомой.
ПУАНТЫ. Один из основных элементов женского танца в классическом балете – танец на кончиках вытянутых пальцев. Для этого нужны балетные туфли с твердым носком.
УРОК. Артисты балета никогда не перестают учиться. Каждый день они приходят в балетный класс на урок. Он длится не меньше часа. Урок делится на две половины: меньшая – экзерсис (упражнение) у станка и большая – экзерсис на середине зала. Во время урока совершенствуются и отрабатываются все движения, которые нужны в танце артисту балета.
БАЛЕТМЕЙСТЕР. Человек, который сочиняет, или, как говорят, ставит балет. Иногда балетмейстером, или балеруном, называют исполнителей мужских партий в балете. Это неправильно. Мужчина в балете называется танцовщиком.
Дивертисмент (от фр. divertiss-ment — увеселение, развлечение) — 1) Вставные (балетные или вокальные) номера, исполняемые между актами спектакля или в конце его, часто составлявшие единое развлекательное представление, не связанное с сюжетом основного; 2) Структурная форма внутри балетного спектакля, представляющая собой сюиту танцевальных номеров (как концертного соло и ансамблей, так и сюжетных миниатюр).
ЛИБРЕТТО. Литературный сценарий балета, его содержание.
Кордебалет (от фр. corps de ballet, от corps – личный состав и ballet — балет) — коллектив танцовщиков, исполняющих групповые, массовые танцы и сцены. Кордебалет может выступать как самостоятельно, так и в массовых танцах.
Премьер (от фр. premier — первый) — солист балета, исполняющий главные партии в спектаклях балетной труппы; танцовщик высшей категории. Первым танцовщиком-премьером в истории балета был Пьер Бошан — солист балета Королевской академии музыки, созданной в 1669 году королём Людовиком XIV (танцевал с 1673 по 1687 год).
Изучив эти понятия, вы всегда будете понимать о чем говорят различные знатоки в антракте очередного прекрасного балета.
Процитировано 7 раз
Понравилось: 8 пользователям