Что такое падеж в русском
Вопросы падежей
Узнаем, на какие вопросы отвечают падежи существительных в русском языке.
Падеж как форма именной части речи
Сначала определим, что падеж — это грамматическая форма именных частей речи в русском языке: существительного, прилагательного, числительного, местоимения и глагольной формы причастия, имеющего некоторые признаки имени прилагательного. Все перечисленные самостоятельные части речи и форма глаголов склоняются, то есть изменяются по падежам и числам.
В грамматике современного русского языка выделяют шесть падежей:
К слову, имеющему форму падежа, можно задать определённый вопрос.
Приведем наглядную таблицу падежей с вопросами и характерными предлогами.
Таблица падежей
ПАДЕЖ | ВОПРОС | ПРЕДЛОГИ |
---|---|---|
Именительный (есть) | кто? что? | — |
Родительный (нет) | кого? чего? | с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме |
Дательный (дать) | кому? чему? | к, по, благодаря, вопреки, согласно |
Винительный (вижу) | кого? что? | под, за, про, через, в, на, во |
Творительный (доволен) | кем? чем? | с, со, за, над, под, между, перед |
Предложный (думать) | о ком? о чем? | в, о, об, на, при, по |
Падежи в русском языке (таблица с вопросами и с окончаниями)
Рассмотрим более подробно, какие вопросы падежей задаются к формам имен существительных в русском языке.
Вопросы именительного падежа
Именительный падеж — это начальная форма слова. Одушевлённые имена существительные в форме именительного падежа обозначают лицо или предмет и отвечают на вопрос кто? К неодушевленным существительным ставится вопрос что?
Пушистый (кто?) котёнок играет с клубком ниток.
Именительный падеж является независимым от других слов в предложении. Слова в этой грамматической форме выполняют роль главного члена предложения подлежащего или сказуемого и никогда не имеют предлогов.
Это чистое лесное озеро — жемчужина нашего края.
В связи с грамматическими признаками и независимой синтаксической ролью в предложении именительный падеж называют прямым. Все остальные пять падежей выражают зависимость форм существительных от слов других частей речи в словосочетании и предложении. Их называют термином «косвенные падежи». К косвенным падежам ставят характерные вопросы в соответствии с их грамматическим значением.
Вопросы родительного падежа
К форме родительного падежа одушевленного существительного ставим вопрос кого? К неодушевленным существительным зададим вопрос чего? Чтобы определить форму родительного падежа, используем слова-помощники «нет» и «не было»:
В форме родительного падежа используются ряд предлогов, уточняющих объект действия, место, время и пр. Тогда падежный вопрос прозвучит вместе с предлогом:
Вопросы дательного падежа
Дательный падеж — это косвенный падеж существительного, который отвечает на вопросы кому? чему? В качестве вспомогательных слов используем глаголы «позвоню» или «отдам»:
Если в форме дательного падежа существительное используется с предлогом, то вопросы ставят так:
Вопросы винительного падежа
Винительный падеж обозначает объект или обстоятельства действия и отвечает на вопросы кого? что? К одушевлённому имени существительному задаем такой же вопрос, как и к форме родительного падежа. К неодушевленному существительному ставим вопрос, совпадающий с вопросом именительного падежа. Постановку вопросов винительного падежа выполняем с помощью слов «узнаю» или «вижу».
Предлоги «в», «за», «на», «по», «под», «про», «сквозь», «через» участвуют в постановке вопросов к словам в форме винительного падежа:
Вопросы творительного падежа
Существительные в форме творительного падежа отвечают на вопросы кем? чем? Чтобы правильно поставить вопрос, воспользуемся помощью слов «горжусь», «интересуюсь»:
К словам в форме творительного падежа с предлогом зададим соответствующие вопросы:
Вопросы предложного падежа
Предложный падеж образуется обязательно с участием предлога, из-за чего получил такое название. К существительным в этой падежной форме ставим вопросы о ком? о чём?
Вопросы предложного падежа помогут задать вспомогательные слова «сообщить», «вспоминать»:
С существительными в форме предложного падежа используются предлоги
Вопросы предложного падежа задаются с участием этих предлогов:
Определение падежа существительного
Основным приёмом в определении падежа существительного является постановка вопроса. Падежный вопрос задается от слова, к которому принадлежит исследуемое существительное, с которым оно грамматически связано в сочетании или предложении.
Зонтик (кого?) подруги (р. п.) пригодился нам во время внезапно начавшегося дождя.
Я спрошу об этом (у кого?) у подруги (в. п.).
Иногда правильно определить падеж помогает метод замены на такую же падежную форму. Например, в словосочетании «идти по тропинке» зависимое от глагола существительное находится в омонимичной форме либо дательного, либо предложного падежа. Какой вопрос следует задать к слову:
Заменим форму единственного числа существительного на форму множественного:
Этот прием поможет понять, что слово «по тропинке» имеет форму дательного падежа, так как окончанием -ам характерно для формы множественного числа этого же падежа.
В отдельных случаях правильно выяснить падеж омонимичных форм существительных помогает предлог. Формы слов «к школе» и «при школе» различаются только предлогами. Предлог «к» употребляется с дательным падежом (к чему? к ограде, к городу). Вспомним, что предлог «при» характерен только для предложного падежа. Аналогичным способом, сопоставляя формы слов с одним и тем же предлогом, определяется падеж у несклоняемых имен существительных:
Не смешиваем падежные вопросы с синтаксическими. Падежные вопросы выясняют форму существительного с точки зрения морфологии (учении о форме слов). Синтаксические вопросы задаются к члену предложения.
В этом примере падежный (морфологический) вопрос совпадает с синтаксическим. Существительное в форме винительного падежа является прямым дополнением.
В этом предложении падежный вопрос не совпадает с вопросом к члену предложения.
Падежи основных частей речи
Именные части речи (имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение) могут склоняться, то есть изменяться по падежам. Ещё древние греки заметили, что у слова кроме основной формы есть несколько дополнительных, косвенных форм. В косвенной форме слова немного отклоняются от основной, склоняются друг к другу, чтобы установить взаимосвязь. Отсюда и термин склонение.
Посмотрите на окружающие вас предметы: стол, компьютер, диван, кот. Называя их независимо друг от друга, мы даём им «имя». Но в речи, оказываясь рядом, слова должны приспособиться друг к другу: В комнате есть стол. На столе стоит компьютер. Я играю на компьютере. На диване лежит кот. Поглажу кота. В этих предложениях одни и те же существительные стоят в разных падежах. Что такое падежи и для чего они нужны?
Падеж – это особая форма слова, которая позволяет ему установить смысловую связь с другими словами в предложении или словосочетании.
Вот классический пример. Простое перечисление слов парус, одинокий, туман, море, голубой вызовет у нас определённые ассоциации. Но, чтобы получить осмысленные предложения, необходимо употребить склоняемые слова в нужной падежной форме. М.Ю. Лермонтов сделал это так:
Сколько же падежей в современном русском языке? Сейчас их шесть: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.
В древнерусском языке был ещё седьмой, звательный, который использовался в обращениях. Его можно встретить, например, в молитве: «Отче наш, Иже еси на небесах!». А.С. Пушкин сохранил такую форму в «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Чего тебе надобно, старче?» Современный русский язык научился обходиться формой именительного падежа, в том числе и в обращениях: «Старик, я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас…» (М.Ю. Лермонтов).
Падежи существительных, падежные предлоги
Именительный
Именительный падеж – это основная форма существительного, его «имя». Отсюда и его название. Слова в именительном падеже отвечают на вопрос Кто? Что? и всегда употребляются без предлогов: мир, макет, сестра, телефон.
Родительный
Дательный
Дательный падеж – самый «щедрый»: первоначально он обозначал адресата: подарок внучке, помощь пациентам, ответить учителю ; и вопросы у него были соответствующие — Кому? Чему? Но сейчас он может выражать и понятия, не связанные со словом «дать»: «Внимая ужасам войны….» (Н. Некрасов).
Винительный
Творительный
Предложный
Название ему придумал М.В. Ломоносов. Как и в старину, сейчас этот падеж часто употребляется для обозначения времени и места: «В январе, в январе Много снегу на дворе» (С. Маршак). Также он указывает на объект, о котором идёт речь: «О красном вечере задумалась дорога…» (С. Есенин). Вопросы, наиболее часто употребляемые с этим падежом: О ком? О чём?
Таблица падежей русского языка
Для простоты восприятия и запоминания падежей были придуманы специальные таблицы. Ниже вы можете изучить одну из многих, возможно, именно она позволит вам освоить материал в более удобной форме.
Название | Слово-помощник | Вопросы | Примеры |
Именительный | Имеется | Кто? Что? | Блогер. Огород |
Родительный | Нет | Кого? Чего? | Блогера. Огорода |
Дательный | Дать | Кому? Чему? | Блогеру. Огороду |
Винительный | Винить | Кого? Что? | Блогера. Огород |
Творительный | Стать | Кем? Чем? | Блогером. Огородом |
Предложный | Говорить | О ком? О чём? | О блогере. Об огороде |
И вариант таблицы падежей с вопросами в виде изображения:
Существуют в русском языке и несклоняемые имена существительные, которые не хотят приспосабливаться и отклоняться от начальной формы. Прежде всего, это слова-иностранцы, вошедшие в русский язык из других языков: кино, шоссе, метро, пальто, такси, кофе и др.
И как уж не ломали их в речи (особенно доставалось «кино» и «пальто»), но они остались несгибаемы и подчиняться нашим правилам не захотели. Их особенность в том, что во всех падежах они сохраняют одну и ту же форму. И тем не менее, ответ на вопрос как определить падеж в таких словах существует, падеж у них можно определить с помощью всё тех же вопросов:
Выделяют следующие группы несклоняемых существительных:
Разница между родительным и винительным падежами
При определении падежей часто путают родительный и винительный. Связано это с общим для них вопросом кого? Обычно путаница возникает с одушевлёнными именами существительными, словоформы которых совпадают в родительном и винительном падежах. Например:
В классе не было (кого?) учителя.
Я спросил (кого?) учителя.
Как быть? Поможет мама! Легко запомнить формы этого слова: нет (кого?) мамы (Р.п.), люблю (кого?) маму (В.п.). Зная это, смело заменяем этим словом существительное, у которого определяем падеж:
В классе не было (кого?) мамы (учителя – Р.п.).
Я спросил (кого?) маму (учителя – В.п.).
Формально можно использовать этот приём и с неодушевлёнными существительными, но обычно в этом нет необходимости.
Падежи прилагательных
Имя прилагательное – хитрая часть речи: она пристраивается к существительному и приспосабливается к его форме, в том числе падежной. Поэтому легче всего определить падеж прилагательных по существительному: Любуюсь белым снегом. Любуюсь (чем?) снегом. Существительное снегом – творительного падежа, значит, и прилагательное белым – творительного падежа. Можно пользоваться и таблицей:
Название | Существительное помощник | Вопросы | Пример |
Именительный | есть — Сайт, Игра | Какой? Какая? | Популярный, Познавательная |
Родительный | нет — Сайта, Игры | Какого? Какой? | Популярного, Познавательной |
Дательный | дать — Сайту, Игре | Какому? Какой? | Популярному, Познавательной |
Винительный | вижу — Сайт, Игру | Какой? Какую? | Популярный, Познавательную |
Творительный | доволен — Сайтом, Игрой | Каким? Какой? | Популярным, Познавательной |
Предложный | думаю — о Сайте, об Игре | О каком? О какой? | О популярном, О Познавательной |
Но эта таблица будет полезна скорее для правильного написания окончаний, чем для определения падежей прилагательных, потому что некоторые вопросы и падежные формы совпадают.
Несклоняемые прилагательные
Есть небольшая группа несклоняемых имён прилагательных. Они не изменяются и не имеют окончаний. Приведём пример:
Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами?
Ученики часто путают именительный и винительный падежи в формах с одинаковыми окончаниями:
Слово солнце в обоих примерах отвечает на вопрос что? Здесь поможет знание синтаксической роли падежей: именительный – это падеж подлежащего, винительный – падеж дополнения, у него функция объекта. В первом примере подлежащее тучи, а солнце – это дополнение. Значит, солнце употреблено в винительном падеже. Во втором примере подлежащее солнце – значит, оно именительного падежа.
В заблуждение могут ввести и предлоги, употребляющиеся с разными падежными формами: на, с, за, в, во, под. Например:
Мама кладёт лук (во что?) в суп (В.п.).
Я не люблю лук (в чём?) в супе (П.п.).
Вопросы помогут и в том случае, если у слов одинаковые и окончания, и предлоги:
«Я не верю (в кого? что?) в счастье (В.п.), но который год ищу…» (Р. Худяков).
«(В чём?) В счастье (П.п.) строгих нет пропорций…» (Би-2).
Изучение падежей вместе с детьми
Изучая падежи с детьми в 3-4 классах, необходимо сделать следующее: объяснить им, для чего нужны падежи, помочь их выучить и научить определять падеж по алгоритму.
Простое объяснение падежей
Учимся определять падежи
Необходимо выучить название всех падежей. Запомнить это поможет фраза-подсказка. Можно, конечно, предложить всем известное предложение «Иван родил девчонку…», но противоестественность его смысла многих смущает. Поэтому запоминайте другую фразу:
Илья (Именительный)
Рад (Родительный)
Дать (Дательный)
Всем (Винительный)
Товарищам (Творительный)
Пять. (Предложный)
Выучить вопросы поможет игра «Угадай падеж по вопросам» (в парах).
Определяя падеж, действуйте по алгоритму:
В трудных случаях необходимо посмотреть, каким членом предложения является исследуемое слово.
Почему детям сложно определить падеж?
Причин того, что дети допускают ошибки при определении падежа, может быть несколько:
Первое время ребёнку трудно делать всё это в комплексе. Нужна тренировка.
Последовательность изучения падежей для иностранцев
В каждом языке своя система падежей. В немецком языке, например, четыре падежа, а в финском – целых пятнадцать. Каждый народ легко справляется со своими падежами, но формы иностранного языка непривычны для уха. Поэтому начинать изучение надо с тех падежей, которые необходимы носителю другого языка, чтобы общаться.
Вот один из вариантов последовательности изучения:
15 ПАДЕЖЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА, ИЗ НИХ ТОЛЬКО ШЕСТЬ ИЗУЧАЮТ В ШКОЛЕ
1) Именительный падеж — кто?, что?
2) Родительный падеж — нет кого?, чего?
3) Дательный падеж — дать кому?, чему?, определяет конечную точку действия.
4) Винительный падеж — вижу кого?, что?, обозначает непосредственный объект действия;
5) Творительный падеж — творю кем?, чем?, определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности (ночью);
6) Предложный падеж — думать о ком, о чём
7) Звательный падеж. От церковно-славянского звательного падежа нам осталось только слово «Боже!» (ну и Отче, наставниче Амвросие, Пантелеимоне и т.п. для тех, кто читает молитвословия). В современном русском языке этот падеж возникает, когда мы обращаемся: Мам, Пап, Дядь, Тетя Ань, где образуется путем «обрезания» окончания или специально добавленным окончанием: Ванюш (Танюш), выходи!
8) Местный падеж. Обычно употребляется с предлогами «При», «В» и «На». Характеризующий вопрос: Где? При чем? На чем? — В лесу (не в лесе), На шкафу (не на шкафе), При полку (не при полке) — а как же на Святой Руси, на Украине?
9) Разделительный падеж. Образуется как производное от родительного падежа: Налить в стакан кефира (Выпить кефиру), Лежит головка чеснока (съесть чесноку) Сделать глоток чая (напиться чаю), Задать жарУ (не жарА), Прибавить ходУ (не ходА), Молодой человек, огонькУ не найдется?
10) Счетный падеж — встречается в словосочетаниях с числительным: Два часА (не прошло и чАса), Сделать три шагА (не шАга).
11) Отложительный падеж — определяет исходную точку передвижения: Из лесУ, Из домУ. Существительное становится безударным: я Из лесу вышел; был сильный мороз.
12) Лишительный падеж — используется исключительно с глаголами отрицания: не хочу знать правды (не правду), не может иметь права (не право).
13) Количественно-отделительный падеж — похож на родительный падеж, но имеет отличия: чашка чаю (вместо чая), задать жару (вместо жАра), прибавить ходу (вместо прибавить ход).
14) Ждательный падеж — Он же родительно-винительный падеж: Ждать (кого? чего?) письма (не письмо), Ждать (кого? что?) маму (не мамы), Ждать у моря погоды (не погоду).
15) Превратительный (он же включительный) падеж. Производное от винительного падежа (в кого? во что?). Применяется исключительно в оборотах речи на подобие: Пойти в летчики, Баллотироваться в депутаты, Взять в жены, Годиться в сыновья.
Что такое падежи существительных — правила, как определить
Падежи русского языка относятся к грамматическим словоизменительным категориям, которые свойственны именным и местоименным частям речи. В предложении они указывают на отношение к другим словам и обозначают действие, предмет или признак. Изменение лексем по падежам называется склонением.
Слова современного русского языка делятся на изменяемые и неизменяемые. В группу изменяемых лексем входят существительные, числительные, местоимения, и прилагательные. Употребляя эти единицы языка в определённой форме, можно связать их в законченную мысль, высказывание.
Например, берёза, красивая, дорога, я, белоствольная.
Я шёл по дороге и увидел вдалеке красивую белоствольную берёзу.
Первая строка – это перечень слов, не связанных друг с другом. Вторая – законченное предложение, которое получилось с помощью изменения лексем по падежам.
На какие вопросы отвечают падежи и их окончания
Ниже представлена таблица падежей с вопросами и соответствующими окончаниями:
Как видно из таблицы, в современной грамматической традиции русского языка 6 падежей, каждый из которых имеет свои вопросы. При склонении меняется не вся лексема, а только окончание. Выбор окончания зависит от того, к какому склонению относится слово и в каком числе оно употребляется.
Также следует запомнить, что первый вопрос задаётся к одушевлённым существительным («кто?», «кого?», «кому?», «кем?», «о ком?»), а второй – к неодушевлённым («что?», «чего?», «чему?», «чем?», «о чём?»).
Кроме того, есть специальные вспомогательные слова, которые помогают правильно задать падежный вопрос: есть, нет, рад, вижу, любуюсь, думаю (о).
Предлоги падежей
При склонении за именами существительными закреплены определённые предлоги, которые уточняют значение слова. Однако лексемы этой самостоятельной части речи могут употребляться и без них.
Падеж | Предлог | Вопросы | Пример |
Именительный | кто? что? | страна, земля | |
Родительный | вслед, от, вне, из, около, вследствие, с, из-за, без, возле, для, в течение, до | кого? чего? | для страны, от земли |
Дательный | вопреки, к, благодаря, навстречу, наперекор, по, согласно | кому? чему? | по стране, по земле |
Винительный | спустя, в, несмотря на, включая, на, через, за, про, сквозь | кого? что? | за страну, про землю |
Творительный | в связи с, за, с, над, между (меж), перед, согласно с, под, вместе с | кем? чем? | с страной, над землёй |
Предложный | о, при, по, об, в, на | о ком? о чём? | о стране, о земле |
Именительный падеж
Именительный падеж (прямой) является начальной формой имён существительных, который всегда используется без предлогов. Он называет, именует субъект или объект и отвечает на вопросы:
В синтаксической конструкции выражается независимое, самостоятельное положение существительного. В предложении оно выступает в функции подлежащего или именной части сказуемого:
Все остальные падежи – косвенные.
Родительный падеж
Один из косвенных падежей, который выражает определительное значение (сочетаясь с другими существительными). Обозначает принадлежность другому лицу или предмету и отвечает на вопросы:
В предложении обычно выполняет функцию обстоятельства, дополнения или несогласованного определения.
Чтобы указать на причину, место, цель или обозначить время, отсутствие предмета, используются такие производные и непроизводные предлоги: вслед, от, вне, из, около, вследствие, с, из-за, без, возле, для, в течение, до и т.д. Примеры:
Дательный падеж
Главная функция дательного падежа – это обозначить адресата. Ведь если нужно дать кому-либо, например, тетрадь, то обязательно будет и адресат действия, т.е. человек, который получит предмет. Отвечает на вопросы:
Сочетается со служебными частями речи, чтобы обозначить предмет, к которому направлено действие и место, где оно происходит: вопреки, к, благодаря, навстречу, наперекор, по, согласно. Примеры:
Винительный падеж
Винительный падеж имени существительного синтаксически зависит от слов этой же части речи или глагола. Его главная функция – обозначить объект, на который направлено действие или обстоятельства такого действия. В предложении обычно выступает дополнением или обстоятельством. Слова-помощники – «вижу», «знаю», «виню». Можно задать два вопроса:
Винительный падеж множественного числа существительных совпадает с формами именительного падежа (неодушевленные имена существительные) и родительного падежа (одушевленные существительные).
В значении уступки, объекта, места и времени используются предлоги: спустя, в, несмотря на, включая, на, через, за, про, сквозь. Примеры:
Творительный падеж
Характеризует объект или субъект и выражает обстоятельственное или определительное значение. Чтобы образовать формы творительного падежа, можно воспользоваться словами-помощниками – «любуюсь», «интересуюсь», «горжусь». Можно задать отличительные вопросы:
Употребляется в сочетании со служебными частями речи, чтобы указать на место и причину: в связи с, за, с, над, между (меж), перед, согласно с, под, вместе с. Например:
Предложный падеж
Выражает обстоятельственное и объектное значение. Это единственный падеж, который всегда имеет при себе предлог. Вспомогательное слово – «думаю о». Отвечает на два вопроса:
Сочетается с предлогами о, при, по, об, в, на, которые указывают на объект действия или место:
Не всем понятно, какой падеж отвечает на вопрос «где?». Так, существительное относится к предложному падежу, если употребляется с предлогами «в», «на», чтобы обозначить место действия. К нему можно задать вопрос «где?»:
Однако существительное с этими же предлогами будет считаться винительным падежом, если оно обозначает место направления действия. К нему можно задать вопрос «куда?»:
Как определить падеж имен существительных
Существует порядок действий, с помощью которого можно правильно определить падеж существительного в контексте:
Примеры | |
Маша будет помнить глаза матери всю жизнь. | глаза («кого?») матери – р. п. |
Я не хочу обижать одноклассницу. | обижать («кого?») одноклассницу – в. п. |
В некоторых случаях различать падежные значения удаётся с помощью предлогов:
Как выучить падежи
Школьникам бывает нелегко запомнить название падежей, их вопросы и окончания. Тем не менее, нужно понимать, что все правила, касающиеся этой темы, следует выучить наизусть как таблицу умножения. Чтобы этот процесс был увлекательным и продуктивным, можно обратиться к стихотворной форме, чувственному и образному восприятию ребёнка.
Стишок
Запомнить последовательность падежей будет легче, если знать одну из двух забавных фраз:
Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку.
Иван рубил дрова, Варвара топила печь.
Начальная буква каждого слова соответствует определённому падежу. Эти строчки надолго останутся в памяти, при этом на их заучивание уйдёт не более 10 минут.
Чувственное восприятие
Известно, что восприятие информации человеком происходит по разным каналам. Это зависит от индивидуальных особенностей восприятия и переработки учебного или какого-либо другого материала.
Так, визуалам лучше изучать информацию, которая она изображена в виде картинки, таблицы или схемы, т.е. у них хорошо развито зрительное восприятие.
В свою очередь аудиалу удобнее воспринимать информацию на слух. Таким людям нужно попросить кого-либо прочитать правила столько раз, сколько потребуется. Или же читать вслух самому.
Кинестетики запомнят материал быстрее, если они будут переписывать.
Беспроигрышный вариант – задействовать все чувства. При изучении темы о падежах не стоит ограничиваться только прочтением статьи. Необходимо повторить наиболее важные моменты вслух, после чего записать их от руки. В качестве шпаргалки могут выступать таблицы и схемы. Всё это обеспечит максимальный результат.
Образное и ассоциативное мышление
Человек может воспринимать информацию через образы и ассоциации. Именно поэтому можно связать названия падежей с какими-либо узнаваемыми предметами, действиями, событиями или образами. Этот способ лучше всего подойдёт творческим людям, обладающим живым воображением. Картинка, созданная в голове, надолго останется в памяти. Например:
Итак, без знания системы падежей в современном русском языке не обойтись. Нужно знать, что такое прямой падеж и что подразумевается под косвенными. Также следует запомнить вспомогательные слова. Умение правильно склонять существительные, числительные, местоимения и прилагательные – это одно из важных условий для грамотного письма и устного общения.