Что такое падуга на сцене
Значение слова «падуга»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПА’ДУГА (или, устар., паддуга), и, ж. (театр.). Верхняя вспомогательная декорация, скрывающая от зрителя механизм верхней части сцены.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
па́дуга
1. театр. верхняя вспомогательная декорация, скрывающая от зрителя механизм верхней части сцены
2. архит. криволинейная (вогнутая) поверхность, оформляющая переход от вертикальной плоскости стены к потолку, плафону ◆ Лепная падуга органично соединяет стены и живописный плафон, выполненный масляными красками по холсту. В выставочном зале представлен фрагмент оригинальной падуги танцевального зала.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: безрельсовый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «падуга»
Предложения со словом «падуга»
Понятия, связанные со словом «падуга»
Модильо́н, модульо́н, модильо́на (итал. modiglione) — архитектурная деталь типа кронштейна, которая поддерживает слезниковую плиту венчающего карниза композитного, дорического или коринфского ордера. Иногда модильон играет только декоративную роль, его название по разным сведениям имеет французское, итальянское или латинское (от лат. modulus — мера) происхождение. По-видимому, это название возникло из-за того, что его ширина по фасаду выполнялась равной одному модулю. Нижняя часть модульона украшалась.
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «падуга»
Свет, льющийся сверху, с колосников, исходит от невидимого неба – оно скрыто от взгляда рядами чёрных падуг, оно умозрительно, как философия, проливающая свет на предметы и сущности.
Живописное обрамление плафона в падугах изображает архитектурные мотивы в перспективном сокращении.
Падуга
Смотреть что такое «Падуга» в других словарях:
падуга — поверхность, занавеска Словарь русских синонимов. падуга сущ., кол во синонимов: 2 • занавеска (19) • … Словарь синонимов
ПАДУГА — в театре полоса ткани, подвешенная на штанге к верху сцены. Вместе с кулисами составляет т. н. одежду сцены … Большой Энциклопедический словарь
ПАДУГА — (или, устар., паддуга), падуги, жен. (театр.). Верхняя вспомогательная декорация, скрывающая от зрителя механизм верхней части сцены. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
падуга — и; ж. Театр. Верхняя вспомогательная декорация, скрывающая от зрителя механизм верхней части сцены. * * * падуга в театре полоса ткани, подвешенная на штанге к верху сцены. Вместе с кулисами составляет так называемую одежду сцены. * * * ПАДУГА… … Энциклопедический словарь
Падуга — ж. Полоса ткани, маскирующая на сцене верхние пролеты над декорациями, световую аппаратуру и т.п. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
падуга — падуга, падуги, падуги, падуг, падуге, падугам, падугу, падуги, падугой, падугою, падугами, падуге, падугах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Падуга — (паддуга, поддуга) Сопряжение между стеной и горизонтальной частью перекрытия, обычно имеющее в сечении четверть окружности (см. Зеркальный свод). (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь
падуга — п адуга, и … Русский орфографический словарь
падуга — (1 ж); мн. па/дуги, Р. па/дуг … Орфографический словарь русского языка
падуга — и, ж., театр. Верхня допоміжна декорація, якою маскують від глядачів механізм верхньої частини сцени … Український тлумачний словник
ПАДУГА
Смотреть что такое «ПАДУГА» в других словарях:
падуга — поверхность, занавеска Словарь русских синонимов. падуга сущ., кол во синонимов: 2 • занавеска (19) • … Словарь синонимов
ПАДУГА — (или, устар., паддуга), падуги, жен. (театр.). Верхняя вспомогательная декорация, скрывающая от зрителя механизм верхней части сцены. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
падуга — и; ж. Театр. Верхняя вспомогательная декорация, скрывающая от зрителя механизм верхней части сцены. * * * падуга в театре полоса ткани, подвешенная на штанге к верху сцены. Вместе с кулисами составляет так называемую одежду сцены. * * * ПАДУГА… … Энциклопедический словарь
Падуга — часть театральной декорации. Состоит из полосы ткани, подвешенной на штанге к верху сцены, для скрытия верхних пролётов над декорациями, колосников, висящих декораций и др. Первую П., являющуюся частью портала сцены и постоянных кулис,… … Большая советская энциклопедия
Падуга — ж. Полоса ткани, маскирующая на сцене верхние пролеты над декорациями, световую аппаратуру и т.п. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
падуга — падуга, падуги, падуги, падуг, падуге, падугам, падугу, падуги, падугой, падугою, падугами, падуге, падугах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Падуга — (паддуга, поддуга) Сопряжение между стеной и горизонтальной частью перекрытия, обычно имеющее в сечении четверть окружности (см. Зеркальный свод). (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь
падуга — п адуга, и … Русский орфографический словарь
падуга — (1 ж); мн. па/дуги, Р. па/дуг … Орфографический словарь русского языка
падуга — и, ж., театр. Верхня допоміжна декорація, якою маскують від глядачів механізм верхньої частини сцени … Український тлумачний словник
Все об одежде сцены: состав комплекта, используемые ткани, процесс покупки
Что такое одежда сцены? Как правильно выбрать и купить одежду сцены? Из чего она состоит и какие функции выполняет?
Само по себе словосочетание «одежда сцены» сразу намекает на 2 вещи:
И решив купить одежду сцены, нужно помнить главную цель ее приобретения – произвести впечатление на зрителя. Создание объема внутри сцены, ее зонирование, скрытие верхней механики сцены – все это важно. Но главное – впечатление, которое она будет производить на зрителей.
Ведь именно за ними — впечатлениями все мы ходим в театры и филармонии, оперу и балет.
Давайте рассмотрим устройство одежды сцены, ее «гардероб» и «наряды».
Что такое одежда сцены
Одежда сцены — это комплекс тканевых деталей, благодаря которым оформляется сценическое пространство. У нее 2 функции: техническая и декоративная.
Техническая функция заключается в том, что с помощью одежды сцены скрываются разные детали, такие как механика сцены и световое оборудование. Более того, благодаря кулисам создается эффект глубины сцены, что важно для оформления сценического пространства.
Декоративная функция заключается в том, что именно одежда сцены задает первое впечатление у зрителей. Что мы видим, когда только-только вошли в зал и сели в свои кресла? Правильно, Антрактно-раздвижной занавес и арлекин. Именно они задают первоначальное настроение, с которым мы начнем смотреть само представление.
На фото видно, как обе эти функции выполняются одеждой сцены. Мы специально подошли поближе, чтобы вы увидели, что находится за падугами и НАД падугами.
Где нужна одежда сцены?
Везде. Одежда сцены нужна везде, где есть сама сцена. За исключением уличных сценических комплексов.
Это и крупные государственные, и маленькие частные театры. Это дворцы культуры и актовые залы школ, ВУЗов и ССУЗов.
Это и дома культуры и конференц-залы и центры детского творчества, в общем, сфера применения одежды сцены просто огромна.
Из чего состоит одежда сцены
Важно понимать, что помимо антрактно-раздвижного занавеса и арлекина в комплекте одежды сцены есть много других деталей.
Каких? Давайте разбираться.
Антрактно-раздвижной занавес.
Это дежурная одежда сцены, которая всегда на виду. АРЗ скрывает сцену от зрителей. Он шьется из плотной ткани, которая не пропускает свет. Может как раздвигаться в разные стороны, так и подниматься вверх.
Посмотрите фото. На нем антрактно-раздвижной занавес отмечен красными линиями
Арлекин.
Это верхняя часть антрактно-раздвижного занавеса. Он нужен во-первых, для красоты, а во-вторых, для скрытия верхней механики сцены. На фото ниже видно, что это декорированная полоса ткани, которая украшает сцену и придает ей праздничный вид.
Выглядеть арлекин может по-разному: с простой драпировкой, бахромой, вышивкой и т.д.
Кулисы.
Располагаются по бокам сцены. Могут быть как мягкими (навесными), так и жесткими на рамках. Они делят сцену на планы (смысловые части). За ними скрываются артисты во время ожидания выхода на сцену.
Падуги.
Это верхняя часть кулис, подобно арлекину. Сколько на сцене пар кулис — столько же и падуг. Изготавливаются из ткани того же цвета, что и кулисы.
Задник.
Это полотно на заднем плане сцены. Оно может быть нейтральным или с нанесенным на него изображением. Это фон спектакля. Чаще всего изготавливается под цвет кулис. Может быть с драпировкой и без.
Поплановый занавес.
Используется вместо кулис для создания планов.
Черный кабинет.
Такое оформление сцены, при котором вся игровая площадка “одета” одежду черного цвета. Это нужно для минимального отражения света.
Шторы на окна.
Если в театральном зале есть окна, то на них также шьют шторы в том же стиле, что и одежда сцены.
Шторы на окна в процессе монтажа. Обратите внимание — сама одежда сцены сделана из той же ткани.
Из какой ткани шьют одежду сцены
Говоря о ткани, из которой шьют одежду сцены нужно понимать 3 вещи.
Разумеется, ткань должна быть прочной, удобной в эксплуатации и выдерживать стирку.
Сейчас пользуются популярностью следующие ткани:
При выборе ткани руководствуются двумя вещами:
Иногда бюджет на первом месте. Но благодаря большому выбору тканей, даже с относительно небольшим бюджетом можно купить хорошую одежду сцены.
Типы сценического занавеса
Помимо стандартного антрактно-раздвижного занавеса, полотна которого раздвигаются в разные стороны есть и другие виды занавесов:
Более подробно о типах сценического занавеса мы написали в статье: Театральные занавесы: какие бывают и чем отличаются
Как управлять одеждой сцены
Есть 3 варианта управления одеждой сцены:
Самое удобное, это, разумеется, дистанционное управление с помощью пульта. Но оно и самое дорогое. Да и не всегда в нем есть необходимость.
Среди наших клиентов самой большой популярностью пользуются стационарные системы.
Вот как выглядят шкафы пульты управления, установленные на стене:
Процесс покупки одежды сцены
Расскажем о процессе выбора и покупки одежды сцены на примере нашей компании.
Заявку на сцену вы можете оставить на этом сайте.
Или просто звоните по телефону: 8-800-775-95-00
Театральная шпаргалка. Часть 2
Продолжая путешествие по театральному миру, мы с вами сегодня попадем в мир закулисья и узнаем значение таких слов, как рампа, авансцена, декорации, а также познакомимся с их ролью в спектакле.
Итак, войдя в зал, каждый зритель сразу обращает свой взор на сцену.
Сцена – это: 1) место, где происходит театральное представление; 2) синоним слово «явление» – отдельная часть действия, акта театральной пьесы, когда состав действующих лиц на сцене остается неизменным.
Сцена – от греч. skene – балаган, подмостки. В эпоху зарождения греческого театра skene была клеткой или палаткой, пристроенной позади orchestra.
Skene, orchectra, theatron составляют три основополагающих сценографических элемента древнегреческого спектакля. Оркестр или игровая площадка связывали сцену и публику. Skene развивалась в высоту, включая theologeon или игровую площадку богов и героев, и на поверхности вместе с просцениумом, архитектурным фасадом, предшественником стенного декорума, который позднее создаст пространство авансцены. На протяжении истории смысл термина «сцена» постоянно расширялся: декорация, игровая площадка, место действия, временной отрезок в течение акта и, наконец, в метафорическом смысле – внезапное и яркое зрелищное событие («устроить кому-либо сцену»). Но не все из нас знают, что сцена делится на несколько частей. Принято различать: авансцену, арьерсцену, верхнюю и нижнюю сцену. Давайте попробуем разобраться с этими понятиями.
Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом.
В качестве игровой площадки авансцена широко используется в оперных и балетных спектаклях. В драматических театрах авансцена служит основным местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, которые связывают картины спектакля. Некоторые режиссеры выносят на авансцену основное действие, расширяя сценическую площадку.
Невысокий барьер, отделяющий авансцену от зрительного зала, называется рампа. Кроме того, рампа прикрывает со стороны зрительного зала приборы для освещения сцены. Часто этим словом называют и саму систему театральной осветительной аппаратуры, помещаемой за этим барьером и служащей для освещения пространства сцены спереди и снизу. Для освещения сцены спереди и сверху используют софиты – ряд ламп, расположенных по бокам от сцены.
Арьерсцена – пространство позади основной сценической площадки. Арьерсцена является продолжением основной сцены, используется для создания иллюзии большой глубины пространства, служит резервным помещением для установки декораций. На арьерсцене размещаются фурки или вращающийся накатный круг с заранее установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с декорационными подъемами и световой аппаратурой. Под полом арьерсцены размещают склады навесных декораций.
Верхняя сцена – часть сценической коробки, находящаяся выше зеркала сцены и ограниченная сверху колосниковой решеткой. Она оборудована рабочими галереями и переходными мостиками, служит для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов.
Нижняя сцена – часть сценической коробки ниже планшета, где расположены сценические механизмы, суфлерская и светорегуляторная будки, подъемно-опускные устройства, приспособления для сценических эффектов.
А еще у сцены, оказывается, есть карман! Боковой карман сцены – помещение для динамичной смены декораций с помощью специальных накатных площадок. Боковые карманы располагаются с двух сторон сцены. Их размеры позволяют полностью уместить на фурке декорацию, занимающую всю игровую площадку сцены. Обычно к боковым карманам примыкают декорационные склады.
Названная в предыдущем определении «фурка», наряду с «колосниками» и «штанкетами», входит в техническое оборудование сцены. Фурка – часть сценического оборудования; передвижная площадка на роликах, служащая для перемещения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение фурки осуществляется электромотором, вручную или при помощи троса, один конец которого находится за кулисами, а другой крепится к боковой стенке фурке.
Колосники – решетчатый (деревянный) настил, расположенный над сценической площадкой. Он служит для установки блоков сценических механизмов, используется для работ, связанных с подвеской элементов оформления спектакля. Колосники сообщаются с рабочими галереями и сценой стационарными лестницами.
Штанкет – металлическая труба на тросах, в которой крепятся кулисы, детали декораций.
В академических театрах все технические элементы сцены скрыты от зрителей декоративным обрамлением, в которое входят занавес, кулисы, задник и падуга.
Входя в зал до начала спектакля, зритель видит занавес – полотнище ткани, подвешенное в зоне портала сцены и закрывающее сцену от зрительного зала. Его еще называют «антрактно-раздвижной» или «антрактный» занавес.
Антрактно-раздвижной (антрактный) занавес является постоянным оборудованием сцены, закрывающим ее зеркало. Раздвигается перед началом спектакля, закрывается и открывается между актами.
Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани на плотной подкладке, украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса. Занавес позволяет сделать невидимым процесс перемены обстановки, создать ощущение промежутка во времени между действиями. Антрактно-раздвижной занавес может быть нескольких типов. Наиболее часто применяются вагнеровский и итальянский.
Вагнеровский занавес состоит из двух половин, закрепленных наверху с наложениями. Оба крыла данного занавеса открываются при помощи механизма, который тянет нижние внутренние углы к краям сцены, зачастую оставляя нижнюю часть занавеса видимой для зрителей.
Обе части итальянского занавеса раздвигаются синхронно с помощью тросов, прикрепленных к ним на высоте 2-3 метров и тянущих занавес к верхним углам просцениума. Сверху, над сценой, располагается падуга – горизонтальная полоса ткани (иногда выступающая в роли декораций), подвешенная на штанге и ограничивающая высоту сцены, скрывая верхние механизмы сцены, световые приборы, колосники и верхние пролеты над декорациями.
Когда занавес открывается, зритель видит боковое обрамление сцены, выполненное из полос ткани, расположенных вертикально – это кулисы.
Арьерсцену от зрителей закрывает задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.
На сцене располагаются декорации спектакля.
Декорация (лат. «украшение») – художественное оформление действия на театральной сцене. Создает зрительный образ действия средствами живописи и архитектуры.
Декорация должна быть полезной, эффективной, функциональной. Среди основных функций декорации – иллюстрация и изображение элементов, предположительно существующих в драматическом универсуме, свободное конструирование и изменение сцены, рассматриваемой как игровой механизм.
Создание декораций и декоративное оформление спектакля – целое искусство, которое называется сценография. В разные времена значения этого слова менялись.
Сценография у древних греков – искусство оформления театра и живописная декорация, проистекающая из этой техники. В эпоху Возрождения сценографией называлась техника разрисовки холста задника. В современном театральном искусстве это слово представляет науку и искусство организации сцены и театрального пространства. Собственно декорация – результат работы сценографа.
Этим термином все чаще заменяется слово «декорация», если существует необходимость выйти за рамки понятия оформления. Сценография знаменует собой стремление быть письмом в трехплоскостном пространстве (к которому следует добавить еще и временное измерение), а не просто искусством разукрашивания холста, чем довольствовался театр вплоть до натурализма.
В моменты расцвета современной сценографии художники-декораторы сумели вдохнуть жизнь в пространство, оживить время и игру актера в совокупном творческом акте, когда трудно вычленить режиссера, осветителя, актера или музыканта.
Изготовление бутафории представляет собой большую отрасль театральной технологии, включающую работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу.
В следующий раз узнаем подробнее о некоторых театральных профессиях, представители которых не только создают непосредственно спектакль, но и обеспечивают его техническое сопровождение, работают со зрителями.
Определения представленных терминов взяты с сайтов: