Что такое пафосная речь
Что такое пафос и что значит быть пафосным?
Сегодня мы с вами разберемся с термином Пафос! Что это такое пафос и зачем быть пафосным? Все дело в том что это очень продуктивная техника убеждения окружающих в чем либо. Именно по этому люди изучают и используют данное понятие. С течением времени некоторые слова приобретают несколько значений, в зависимости от того, как они были произнесены.
Слишком эмоциональная и экспрессивная речь вызывает реакцию со стороны слушающих. В этом нет ничего плохого, чем раньше говорящий добьется этого эффекта тем будет лучше. Как показывает история лучшие лидеры использовали своё ораторское искусство для того, чтобы повести за собой большое количество человек. Однако куда они все шли? Пафос приемлем, если используется для совершений благих дел, однако если за речью стоял призыв к совершению плохих поступков, то таких манипуляций необходимо опасаться.
Слово пафос имеет греческие корни и дословно переводится как страдание, страсть.
Более обширная дефиниция этого слова — выражение эмоций и чувств с необычным драматизмом и, возможно, перевозбуждением, для того, чтобы вызвать моментальную реакцию у окружающих. В толковом словаре Ожегова пафос описывается как — энтузиазм, возвышенный, воодушевленный подъем.
В качестве живого примера пафоса можно выделить стандартный момент из американского кино, где священник в церкви выкрикивает различные фраза, а толпа прихожан отвечает на его фразы громкой и бодрой «аллилуя». Вся энергия, которой заряжаются люди в этой сцене, в конечном итоге помогает даже людям на инвалидных креслах подняться с ног и подпевать всем остальным.
Первые упоминания о пафосе у древнегреческих ученых были в работах Аристотеля. В своем труде он упомянул пафос, как ораторский прием, который позволяет выступающему вызвать определенные чувства у слушателей, тем самым поместив их на одну волну рассказа вместе с собой. При этом, несмотря на все старания оратора выплеснуть свои эмоции он остается предельно спокойным внутри.
Немецкий философ Гегель впервые применил этот термин не для трагической ситуации, а наоборот, в торжественном ключе. После этого, пафос обрел различные виды, которые начали использовать не только в ораторстве, но и в литературных произведениях, фильмах, музыке и других сферах, где важно взаимодействие с аудиторией.
Описание пафосного человека:
Если немного отойти от литературы, кино и других сфер жизни и сравнить значение «пафоса» в реальной жизни, то можно заметить, что под этим словом чаще всего подразумевается негативное описание человека. Пафосный человек обладает следующими чертами характера:
По описанию становится понятно, что в обычной жизни лучше не иметь дела с подобными людьми. Зачем вам общаться и взаимодействовать с тем, кто не считает вас за человека? Именно такие ощущения вызывает общение с пафосными людьми.
Как определять пафосных людей и что делать с ними?
Если подобные персонажи все-таки встретились вам на пути, очевидным решением будет максимальное ограничивание общения с ним. Пафосные люди не готовы что-либо менять в своем характере, поэтому если человек вам не понравился, то поменять его уже не получится. В то же время и доказать свою правоту ему не получится, вы только потеряете силы и время.
Пафос в литературе:
Пафос повсеместно используется в литературе авторами для того, чтобы придать определенный оттенок в свое произведение. Вызывая у вас эмоции, автор добивается поставленных целей.
Литература выделяет следующие виды пафоса:
Благодаря таким приемам, поэты, писатели и драматурги создают у читателя настроение, которое держится на протяжении всего произведения.
Прочитанная книга должна вызывать у вас эмоции так, чтобы после прочтения вы еще несколько часов, а может дней обсуждали происходящее с самим собой или окружающими.
Влияние пафоса на жизнь:
Чтобы довольно точно определить значение пафоса в жизни достаточно вспомнить, как часто вы принимаете решения находясь под давлением эмоций. В моменты радости вы можете быть предельно благородными и обещать множество услуг, ровно так же, как и разрывать контакты, находясь в плохом настроении.
Люди-манипуляторы прекрасно знают то, как поведут себя люди в определенных условиях и часто используют пафос для усиления эффекта. Будьте осторожны в принятии спонтанных решений и тщательно обдумывайте важные события, происходящие в вашей жизни.
Видео по теме:
Ответы на любые вопросы
У каждого сегодня есть хоть общее представление о том, что такое пафос и в каких ситуациях можно столкнуться с этим явлением. Но самому понятию уже несколько тысяч лет и все может оказаться чуть сложнее «бытового» объяснения.
Как «продать» при помощи эмоций?
Эмоции оказывают свое влияние на жизнь людей:
В большинстве случаев, никакие логические аргументы не помогут переубедить человека, действующего в порыве страсти. Именно поэтому в искусстве и политике уделяют особое внимание манипуляциям чужими чувствами:
Казалось бы, ничего плохого в этом нет. Потребитель получает эмоции, политик или творец – свою экономическую выгоду. Вот только все сводится к эксплуатации человеческих чувств, к использованию клише и лоббированию на этом фоне не самых здравых идей и не самых качественных проектов. Чему-то действительно стоящему не надо устраивать эмоциональную рекламу.
Что значит пафос?
Пафос – греческое понятие. Если воспользоваться переводом слова мы получим несколько близких по смыслу вариантов:
Понятное дело, чувственность придумать или изобрести никто не мог, но есть один человек, который систематизировал и ввел понятия. Им был Аристотель, а произошло это задолго до нашей эры. Так что определению не одна тысяча лет. Сам Аристотель, в большей степени, был оратором, так что и термин относился исключительно к ораторскому искусству. Это уже спустя какое-то время он попал в литературу, а потом «просочился» и в повседневную жизнь.
В пафосе, по большому счету, нет ничего плохого. Да, он играет на чувствах аудитории, но он хотя бы пытается что-то затронуть в душе читателя или зрителя. Основная проблема заключается в том, что за последние несколько тысяч лет человечество очень много раз обыграло все основные сюжеты, способные прикоснуться к «струнам души». И сегодня все кажется вторичным или хорошей реставрацией, для искушенного ценителя.
Пафосные люди – кто они?
Пафос имеет место быть и в повседневной жизни. Но здесь уже речь не идет о каких-то эмоциях, страсти или чувственности.
Как правило, пафосными называют людей, которые:
Если человека называют пафосным, в подавляющем большинстве случаев это будет негативной характеристикой. Никому не нравятся люди, с которыми невозможно нормально общаться. Ведь весь диалог сводится к тому, что собеседник пытается продемонстрировать, насколько он идеальный. Не всегда успешно, кстати говоря.
Такие знакомства лучше прекращать сразу же:
А вот быть отвергнутыми такие личности не любят. Можно наблюдать за шоу, в которое будут входить эмоциональные «вспышки», попытки что-то доказать и дополнительное внимание. Но все зависит от конкретного случая.
Что такое пафос в литературе?
Единого понятия нет, но чаще всего подразумеваются все те эмоции, которые автор вложил в свое литературное произведения, надеясь получить отдачу и вызвать какие-то эмоции у своих читателей.
Под понятием «пафос произведения» подразумевают:
Книга не обязательно должна быть от первой до последней страницы пропитана сильными эмоциями. Но в любом творении есть частица автора:
Что подразумевают под пафосом?
Чтобы разложить все по полочкам:
Если вы упражняетесь в риторике, наиболее эмоциональной должна быть завершительная часть вашей речи. Пропитайте ее пафосом, в допустимых пределах – получите хороший отклик от слушателей.
У литераторов все работает немного иначе. Наиболее эмоциональным можно делать любой отрывок своего произведения, а можно не снижать градус накала на протяжении всего повествования.
В повседневной жизни все еще проще, пафосные люди:
Не стоит разрушать мирок пафосных людей, ведь нагнать вокруг себя всю эту атмосферу могли только совсем уж неуверенные в себе люди.
Даже если вы уверены в том, что сможете определить значение того или иного термина – возьмите словарь или справочник, это может спасти от позора или просто неприятной ситуации.
Видео: очень пафосная речь
В данном ролике Тимур Желвакин расскажет, какие пафосные фразы порой звучат от бодибилдеров:
Пафосность Пафосный Пафос
Даже под самым пафосным павлиньим хвостом
всегда находится обыкновенная куриная жопа.
Выкинь пафос и гламур на помойку. Они мешают
душе жить так, как действительно хочется…
В этом и кроется исключительное свойство истинного пафоса: каждому
слушателю кажется, что говорящий обращается только к нему.
Теодор Драйзер. Сестра Керри
Пафосность как качество личности – склонность воздействовать на эмоции и чувства людей посредством страстного воодушевления, взволнованности, возбуждённости, приподнятости, энтузиазма.
Пaфосно, с нaдрывом: — Мне всё рaсскaзaли! Ты урод! Я отдала тебе лучшие годы своей молодости, подарила красоту, была тебе верной подругой! А ты волочишься за всем, что шевелится. Я тебе верилa! И открылaсь! Где справедливость? Ты просто подло мной воспользовaлся! Почему? — Ну ты… это… ты шевелилaсь…
— Ну что ж, дочери мои, еду я в далекие края. Что привезти вам? — Пап, а можно как-то менее пафосно за хлебом сходить?
Пафосность – дитя страсти. Это способ убеждения, построенный на страстности, эмоциональности и воодушевлении. Для носителя пафоса главное – произвести на слушателей мощный эффект. Люди слушают пафосную речь и думают: — Вот это да! Всё правильно говорит. Всё чётко доказал! Молодец!
Опасность пафосной речи в том, что люди, забомбардированные эмоциями и клюнув на харизму оратора, в момент слушания не замечают его логических ошибок, нестыковок, противоречий. Они клюнули на страсть и энтузиазм слов. Пафосная речь наполнена неологизмами, сложными словами
Но проходит некоторое время, пена с пафосных речей опала, у людей возникает смутное беспокойство, что их обманули, впарили что-то не то. Убеждение, построенное на пафосе, лишено элементарной логики, и люди чувствуют потом, что их чувства нагло, в массовом порядке поимели. Они уже себе говорят: — Это не логично, то неправильно. Муть и чепуху какую-то наговорил. То есть пафосная речь, когда чувства и эмоции поостыли, теряет свою ценность.
Идет спектакль в театре, на сцене известный актер произносит с пафосом: «Она мертва! Она еще тепла!» Реплика из зала: «Ну и люби, пока тепленькая!» Знаменитость в шоке: «Я не могу работать в такой обстановке! Что это такое?» Спектакль прерван. Руководство с трудом уговорило продолжать спектакль, мол, успокойтесь, был какой-то чудак, все будет в порядке и т. д.
Назавтра тот же спектакль, та же сцена, напряжение в зале: «Она мертва! Она еще тепла!» Реплика: «Ну и люби пока тепленькая!» Актер все бросает, бежит со сцены, руководство встает на колени и уговаривает его играть: — Не волнуйтесь, завтра полицейских везде насажаем — муха не пролетит…
На следующий день — знаменитая сцена, актер, победоносно оглядывая зал: «Она мертва! Она еще…» В этот момент в середине зала поднимается полицейский в гражданке, поворачивается к залу и зловеще говорит, угрожая кулаком: — Я сейчас кого-нибудь очень сильно полюблю!
Более совершенной формой убеждения является логос. Логос обозначает, что все должно быть разумно, логично с точки зрения здравого смысла. Человек, владеющий логосом может быть не обязательно такой хоризматичный, может в нем нет такого пафоса, столько эмоций, страстей. Но, это более высокий уровень, потому что он говорит вещи, основанные на стройной, связанной логической конструкции. И поэтому логос долгожитель.
Пафос, как наркоман, живёт недолго – золотая доза и вот уже гвозди забивают в гроб. Философ В.Р. Тушкин пишет: «Но, даже если я всё очень логично, красиво, умно говорю, если вы увидите, что я говорю правильные вещи, а действую вопреки этому, т.е. моя этика страдает, вы подумаете: «Нет, нет, нет. Что-то мы этому человеку не очень-то верим. Потому что он говорит правильно, а ведет себя не в соответствии с этими вещами». Поэтому третьим способом доказательства был эпос. Итак, пафос, логос и эпос. Пафос – чисто внешние страсти. Потом логос – это уже, более логическое. А эпос – это обозначает, что «я что говорю, то и делаю». И когда вы видите, допустим, если вы видите в моем поведении, те высокие идеалы, которых я проповедую, тогда вы понимаете, вот это есть целостность, этому человеку можно верить. А если этого нет, значит, нельзя верить. Т.е. этика или эпос, это как раз и есть высшая форма доказательства. И тот, чья этика является наивысшей, является носителем и высшей философии».
Пафосность эгоистична. Это её жирный минус. Носитель пафосности делегирован ложным эго, он говорит от лица ложного эго. Поэтому встречается с эгоизмом слушателей. Если эгоистические устремления, интересы говорящего совпадают с интересами слушателей, эффект от пафосной речи множится.
Одному безработному актёру звонит друг и говорит: — Слушай, тут халтурка подвернулась, я сразу о тебе подумал.
Актёр: — Конечно, какой разговор, — типа, по гроб жизни благодарен, совсем на мели. — А что за роль? — Да понимаешь, не очень большая. Одна строчка. — Одна строчка? Нет проблем, — типа, ну совсем бабок не осталось, ничем не брезгует. — А какая? — «Чу! Я слышу пушек гром». — «Чу, я слышу пушек гром?» Годится! Куда идти? — В среду подойдёшь в Малый, спросишь режиссёра такого-то.
— Замётано.
В среду актёр подходит в Малый, находит режиссёра, тот: скажите строчку, актёр с пафосом произносит: — Чу! Я слышу пушек гром! — Отлично, — говорит режиссёр. — Роль ваша. Приходите в субботу к 7 вечера на спектакль. — Понял! — отвечает радостный актёр.
Что такое пафос и как он связан с ораторским искусством?
Цицерон завещал: «Каждый оратор обязан волновать, убеждать и обаять своего зрителя». А Аристотель объяснил, что за волнение отвечает именно пафос. Почему слово пафос в быту стало иронично-осуждающим, даже ругательным? Как литературный термин перешел в словарь современного гламура? Почему в публичных выступлениях без пафосности обойтись невозможно? Дело, конечно же, в уместности использования слова. Делимся выводами и лайфхаками по приемам ораторского мастерства, которые из обычной речи сделают блестящую.
Что такое пафос?
Пафос — это риторическая категория, особый способ выражения страдания, сильной страсти, эмоционального возбуждения. Как один из методов убеждения аудитории, пафос был частью риторики – ораторского искусства, впервые описанного древнегреческим мыслителем Аристотелем. По Аристотелю пафос – это «чувство, воодушевление, вложенные в речь». Ключевыми элементами понятия изначально были «высокая идея или дух», «нравственное очищение», «внутреннее движение души». Применение слова «пафос» до недавнего времени соответствовало его определению во всех словарях.
Сегодня пафос стал синонимом выставленного напоказ самомнения и приобрел отрицательный контекст. Некоторые словари дают такое определение того, что означает слово пафос – «чрезмерно наигранная приподнятость речи, внешнее проявление воодушевление, которое производит впечатление фальши». Синонимами слова пафосный называют тщеславный, слащавый, лицемерный, неискренний. Соответственно пафосный человек тот, который что называется, работает на публику, ведет себя преувеличенно демонстративно, в речи использует сложные, неуместно красивые слова или сложные обороты. И все для того, чтобы произвести впечатление на окружающих.
Современные лингвисты говорят, что книжные, исключительно литературные слова «пафос», «пафосный» стали главными составляющими гламурного словаря. Возможно, потому что для описания жизни «высшей пробы» слов роскошный, элитный, шикарный оказалось недостаточно. «Пафос» и стал тем эксклюзивным словом, которое наделили новым смыслом. Гламурный словарь вкладывает в слово «пафосный» свои значения – это наивысшая оценка живого или неживого предмета, события. Пафосными неожиданно стали статусы в соцсетях, автомобили, девушки, похороны, вечеринки, спектакли и туфли.
Актуальным становится вопрос «что такое пафосный человек» с точки зрения гламурного сленга. Это человек, который отталкивает и привлекает одновременно. Он бывает плох и хорош, ведь пафос заложен в его натуре. В отрицательном значении пафосность ассоциируется с лживостью, напыщенностью, выпендриванием. В положительном – описывает уверенного в себе человека, знающего себе цену.
Подобные метаморфозы есть и в английском языке. В переводе с греческого «pathos» (патос) – это страсть. А в современном английском «pathetic» – «жалкий», «трогательный».
Пафос в литературе.
Пафос применим к устной и письменной речи, где он понимается как ведущий эмоциональный тон или эмоциональный настрой произведения. В литературоведении он объединяет все приемы аргументации, которые эмоционально воздействуют на слушателя. Пафос бывает:
Пафос в киноиндустрии – актуальный и необходимый элемент. Особенно в приключенческом кино, где зрителя нужно держать в напряжении с первой минуты. Обычно возвышенными, преувеличенно торжественными фразами и запоминаются монологи Главных Героев с Большой Буквы. Это «I’ll be back» Терминатора, «Я – король мира» героя Леонардо Ди Каприо из «Титаника», «Кто к нам с мечем придет, тот от меча и погибнет» Александра Невского.
Как научиться говорить публично?
Выдающиеся личности во многом обязаны навыку, которым владели в совершенстве, – умению выступать. Но убедительными спикерами не рождаются, ими становятся. Главное – найти нужные слова, завладеть вниманием и быть услышанным. По мнению Аристотеля яркий оратор должен овладеть тремя компонентами риторики: логосом (логические суждения), этосом (общечеловеческие ценности) и пафосом (эмоциями).
Многие люди боятся выступать перед аудиторией. И это не обязательно должен быть большой зал. Волнение иногда мешает сказать тост на свадьбе друзей или прочитать реферат, стоя у доски. К счастью, есть книги, собравшие опыт великих ораторов. Они помогут освоить искусство публичных выступлений и говорить ярко, искренне, энергично перед любой аудиторией.
Подготовиться к выступлению. Ненужное волнение часто вызывает недостаток знаний о теме выступления. И это моментально чувствует публика. Ключом к успеху станет тщательная подготовка: планирование речи, изготовление карточек с тезисами, повторение материала несколько раз. Дополнительно пригодится тренировка диафрагмы, выбор правильной высоты голоса, темпа речи.
Узнать свою аудиторию. Недостаточно досконально знать свою речь, нужно знать – кто ее услышит. Одно дело – выступать перед студентами первых курсов, другое – говорить речь перед советом директоров. Желательно выяснить средний возраст, статус слушателей и причины, по которым они будут вас слушать. Хорошо, если будет возможность заранее посетить место выступления – это позволит чувствовать себя уверенней.
Проработать содержание речи. В любой речи есть два запоминающихся момента: начало и завершение. От их эффекта и будет зависеть успех выступления:
7 лайфхаков, как улучшить качество публичных выступлений.
Подготовка, продуманная речь и репетиции – только половина дела. Успех во многом зависит от личности выступающего, его умения заинтересовать аудиторию. В помощь начинающим ораторам мы собрали 7 лайфхаков, которые помогут стать настоящим героем публичных речей:
ТОП-3 мотивационных ораторов: в чем секрет популярности?
Среди мотивационных ораторов есть известные телеведущие, политики, писатели, религиозные деятели. Каждый из них рассказывает непростую историю своей жизни и умеет достучаться до самого равнодушного слушателя. Но темы и подходы у всех разные. Мы собрали ТОП-3 самых вдохновляющих людей и профессиональные секреты, которыми они поделились.
Тони Роббинс признан мотивационным оратором номер один в мире. Успех его выступлений определяют:
Брайан Трейси больше, чем спикер – автор книг по саморазвитию, бизнес-тренер, предприниматель и коуч. В своей книге делится советами:
Джо Язбек – часто выступает перед зрительным залом и учит ораторскому мастерству бизнесменов. На своих семинарах делится секретами:
Выводы:
Пафос: что это такое простыми словами с примерами
Когда мы слышим слово «пафос», в голове возникает образ певца, упоённого любовью к собственному голосу, или великосветской инстаграм-красавицы с надменным взглядом.
Что объединяет две непохожие друг на друга картинки?
Определение
Слово «пафос» происходит от греческого «πάθος» («воодушевление, страсть, страдание»).
Пафос – это внутренний импульс высказывания или действия, идея или настроение, катализирующие жизненно важные процессы. В ежедневном обиходе у слова «пафос» есть два оттенка значения: нейтральный и негативный. Обычно пафосом называют состояние эмоционального подъёма. Но бывает и лишний пафос, когда люди размахивают руками и закатывают глаза. Такая мнимая выразительность воспринимается как манерность, притворство.
Каких людей называют пафосными
Людей, склонных к демонстративному поведению, смешанному с высокомерием и агрессией, называют пафосными.
Определить их можно с помощью:
Однако бытовое поведение имеет мало общего с пафосом как явлением искусства.
Из истории термина
Первым о пафосе как научном термине заговорил Аристотель в «Риторике». Античный учёный предлагал использовать пафос в качестве сценического приёма. Во время исполнения трагедии актёр, сохраняя внутреннее хладнокровие, голосом, жестами и мимикой должен был изобразить высшую степень напряжения.
Другой теоретик искусства, Георг Гегель, говорил о том, что для рождения идеи и искренней веры в неё необходим целый ряд обстоятельств общественной, культурной, политической жизни и связывал пафос литературных произведений с окружающей действительностью.
Например, для того, чтобы понять пафос поэмы «Илиада», необходимо перенестись воображением в крито-микенскую эпоху, понять законы, обычаи, обряды древней Трои, изучить историю античности, познакомиться с её мифологией и культурой.
Что такое пафос в литературе
В литературе пафосом называют эмоциональный посыл, который автор вкладывает в произведение. В лирике настроение рассказчика выражается прямо, в драме – с помощью ремарок, в эпических произведениях – через авторский текст, философские или лирические отступления. Об отношении автора к изображаемым явлениям рассказывают художественные детали (время, пространство, речь и облик героев, их имена).
При анализе текста важно не смешивать понятия «цель» и «пафос».
Запомните:
К примеру, цель поэмы «Мёртвые души» – «показать, хоть бы и с одного боку, всю Русь» (так формулировал свои задачи сам Гоголь). А вот пафос произведения можно назвать и сатирическим, и профетическим (то есть пророческим).
Писатель во всех подробностях изображает русских помещиков, тщательно детализирует человеческие пороки, не утаивая даже самой малой малости, как будто приносит покаяние за весь народ. Вместе с тем он надеется, что «мёртвая» Россия уступит место Руси «живой», видит русское пространство духовной родиной грядущего человечества. Можно сказать, что разрыв между настоящим и будущим составляет конфликт произведения, и мы не почувствовали бы его остроту, если бы пафос поэмы не был выражен достаточно ясно.
Как пафос отражается в языке
Обнаружить пафос повествования помогают средства языка:
Виды пафоса
Теперь прочувствуем пафосность момента на конкретных примерах. Назовём некоторые виды пафоса:
Сентиментальный. Автор занимается воспитанием чувств читателя, желая вызвать сострадание, слёзы и не жалея при этом душещипательных сцен. (Кармазин «Бедная Лиза»).
Романтический. Герой горд своей принадлежностью к миру идей и сознательно разрывает связи с пошлой действительностью. Он подчёркнуто и благородно одинок. (Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда», Лермонтов «Герой нашего времени»).
Драматический. Сюжет построен на «острых углах», все напряжены до предела. Один из героев приносит себя в жертву, но катастрофа всё равно неизбежна. (Достоевский, семья Мармеладовых в романе «Преступление и наказание»).
Трагический. Конфликт, лежащий в основе сюжета, неразрешим. Выбирая между долгом и чувством, родиной или чужбиной, любовью и ненавистью, герой погибает нравственно или физически (Шекспир «Ромео и Джульетта», Островский «Бесприданница», Толстой «Анна Каренина»).
Героический. Цель героя – спасти мир. В него как бы «встроена» программа защиты слабых и угнетённых, стремление «примирить всех со всеми». При этом спасение может быть как физическим, так и духовным. (Геракл, Илья Муромец, Робин Гуд, Алёша Карамазов).
Сатирический. Очистительный смех сквозь горькие злые слёзы должен принести облегчение обществу. Как не знающий жалости доктор, автор вскрывает тайные язвы жизни. (Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»).
Гуманистический. Несмотря на испытания и трудности, герой верит в торжество добра. Он высоко несёт свет своего сердца, даже когда понимает, что одинок в служении истине. (Тургенев «Накануне», Горький «Данко»).
Как правило, в художественном произведении присутствует сразу несколько видов пафоса.
Как избежать излишнего пафоса во время выступлений
Чтобы речь воодушевила слушателей и при этом не оттолкнула излишней пафосностью, пользуйтесь подсказками:
Надеемся, теперь вам понятно, что пафос – это огонь яркого чувства, горящий в человеке. Он придаёт речи, произведениям, поступкам силу и убедительность. Но те, кто пытается зажечь этот огонь на горелке честолюбия и высокомерия, рискуют создать смешное, искусственное, никого не греющее пламя.