Что такое палата белокаменная
Кто в тереме живет? Как выглядели жилые палаты в России допетровского времени
В Москве, Пскове, Великом Новгороде, Ярославле, Гороховце, Нижнем Новгороде и многих других старинных русских городах сохранились палаты XVI-XVII веков. Выглядят они внушительно: мощные стены, нарядное крыльцо, небольшие окна. Разумеется, они принадлежали не простым людям, а весьма состоятельным: боярам и купцам. И, конечно, царям.
Белые палаты на Пречистенке, 1685-1688 годы, Москва
Слово «палаты» через среднегреческое παλάτιον восходит к латинскому palatium, что означает «дворец» (ср. итал. «палаццо») и отсылает к Палатинскому холму в Риме, где со времен Августа располагались императорские резиденции. Под палатами подразумевают каменные строения, аналогичные деревянные называют хоромами. Также палатой называют самое большое, торжественное помещение в доме (Столовая палата).
«Домик Петра», 1680-е годы, Нижний Новгород
Помимо жилых палат, выделяют также палаты государственного значения (например, Грановитая палата или Старый Английский двор в Москве, Владычная палата в Великом Новгороде) и церковные палаты (Архиерейские палаты в Суздале, палаты Крутицкого подворья в Москве и др.).
Дом купца Канонникова и дом купца Опарина в Гороховце
В соответствии с древнерусской традицией, палаты обычно строили «глаголем» — в виде двух корпусов, поставленных перпендикулярно друг к другу. В отличие от крестьянских домов, здесь допускалась гораздо большая свобода планировки.
Палаты Василия Голицына в Охотном Ряду в Москве в XVII веке. Реконструкция Д.П.Сухова, 1936 год. Снесены при строительстве Здания Совета Труда и Обороны (ныне здание Госдумы) в 1930-х годах. На заднем плане за галереей виднеются палаты Троекуровых
Дом четко делился по горизонтали и состоял из нескольких этажей. Считалось, что в каменных помещениях жить вредно, поэтому жилые покои нередко размещались над каменными в деревянных надстройках — теремах, которые часто горели, перестраивались и до нашего времени не сохранились.
Дом Печенко на Никольской улице в Пскове. Рисунок-реконструкция Ю.П.Спегальского
Дом Жуковой на Званице в Пскове. Рисунок-реконструкция Ю.П.Спегальского
В соответствии с правилами «Домостроя», регламентировавшего жизнь общества того времени, дом делился на мужскую и женскую половины. Обычно мужская половина располагалась на среднем этаже, а женская — над ним, в тереме. Иногда мужская и женская половины имели два отдельных входа и практически одинаковый набор помещений.
Палаты Аверкия Кириллова на Берсеневке в Москве во второй половине XVII века, реконструкция
Палаты бояр Романовых на Варварке в Москве, XVI-XVII века. Деревянный терем — позднейшая реконструкция, возведенная в середине XIX века и затем перестроенная; оригинальный терем XVII века не сохранился
В богатых домах обычно устраивалось гульбище — широкий деревянный балкон. Гульбище могло располагаться над крыльцом, вдоль одного из фасадов или вокруг терема по всему периметру здания. Встречались также гульбища в виде каменных галерей на первом этаже.
Двор на улице Званице в Пскове. Рисунок-реконструкция Ю.П.Спегальского
Большое деревянное гульбище. Рисунок-реконструкция Ю.П.Спегальского
Первые этажи здания (подвал, подклет и клеть) были каменными: в городах того времени пожары были весьма часты, и каменное помещение гарантировало сохранность имущества. А маленькие окна, забранные решетками, прекрасно защищали от проникновения воров.
Южный фасад Вторых палат Меньшиковых в Пскове
В крепких каменных подвалах обычно хранили самое ценное имущество — казну. Поэтому подвал также именовали казной.
Белокаменный подвал (казна) в палатах бояр Романовых, Москва
Над подвалами находился подклет, в котором располагалась кухня и другие хозяйственные помещения. В некоторых домах, например, в палатах Троекуровых, на втором этаже располагались жилые помещения: западную половину занимал Троекуров с супругой, восточную — их дети и домочадцы, а третий этаж был парадным.
Подклет в палатах Аверкия Кириллова, Москва
Подклет в палатах Волковых-Юсуповых в Москве, рубеж XVII-XVIII века
Над подвалами и подклетом находился каменный средний этаж (клеть), где располагалась представительская часть дома. Сюда вело нарядно украшенное Парадное крыльцо, которое нередко по аналогии с царским называли Красным.
Крыльцо богатых палат в Пскове. Рисунок-реконструкция Ю.П.Спегальского
Приказные палаты, 1692-1695 годы, Псков
Палаты купца Олисова, 1670-е годы, Нижний Новгород
Красное крыльцо в палатах бояр Романовых на Варварке, Москва
Центральной, самой нарядной частью дома была Трапезная (Столовая) палата, где устраивали пиры, принимали гостей, отмечали церковные праздники. Как и в крестьянской избе, вдоль стен шли лавки, около окон стоял стол. В углу находился огромный киот с иконами, под которым находилось самое почетное место, которое обычно занимал хозяин дома или самый почетный гость. В конце XVII века в богатых домах появляются европейские предметы мебели, такие, как стулья, буфеты, шкафы и др.
Трапезная палата в палатах бояр Романовых в Москве
Оконные и дверные проемы были небольшими. Окна были застеклены кусочками слюды, которая скрадывала солнечный свет. Вечером палата освещалась паникадилами. Стены расписывали, либо оклеивали тканями или обоями.
Столовая палата в доме Меньшиковых в Пскове. Рисунок-реконструкция Ю.П.Спегальского
Столовая палата в дома Трубинских в Пскове. Рисунок-реконструкция Ю.П.Спегальского
Крестовая (Столовая) палата в палатах Волковых-Юсуповых, Москва
Помимо Столовой палаты, на этом этаже могли также размещаться другие парадные помещения: повалуша (просторный и светлый зал для сбора всей семьи, приема гостей и увеселений), «веселая» палата, малая столовая для приема особо почетных гостей и другие.
Малая столовая для приема особо почетных гостей в доме Трубинских в Пскове. Рисунок-реконструкция Ю.П.Спегальского
Повалуша в доме Печенко в Пскове. Рисунок-реконструкция Ю.П.Спегальского
«Веселая палата» в доме Печенко в Пскове. Рисунок-реконструкция Ю.П.Спегальского
Кроме того, на этом этаже могли располагаться кабинет хозяина дома, библиотека, учебная комната для сыновей.
Кабинет в палатах бояр Романовых
Комната старшего сына в палатах бояр Романовых в Москве
Кабинет хозяина в доме Печенко в Пскове. Рисунок-реконструкция Ю.П.Спегальского
Дома отапливались печами. В богатых домах они украшались нарядными изразцами.
Печь из поливных изразцов с рельефными изображениями сцен на сказочные, исторические и бытовые темы в кабинете палат бояр Романовых
Между помещениями располагались сени и переходы. Лестницы в домах обычно были внутристенными или наружными. Парадные лестницы, занимающие отдельное помещение, в палатах допетровского времени не строили, они появляются в русской архитектуре лишь в начале XVIII века.
Дом Трубинских на Званице в Пскове с наружными лестницами и гульбищем. Рисунок-реконструкция Ю.П.Спегальского
Внутристенная лестница в каменной части здания в палатах Аверкия Кириллова в Москве
Внутристенная лестница в верхние деревянные хоромы в старой части дома Печенко в Пскове. Рисунок-реконструкция Ю.П.Спегальского
В деревянном тереме обычно располагалась женская половина. Женщины высшего класса вели затворническую жизнь, устроенную по монастырскому образцу, с поправкой на деторождение и управление домашним хозяйством. В возрасте пяти-шести лет мальчики покидали женскую половину дома и переходили в мужскую, где их начинали обучать наукам, а девочки оставались на женской половине дома вплоть до замужества. Присутствие женщины на мужской половине при посторонних, как и присутствие посторонних на женской половине, считалось неприличным.
Комната боярыни в тереме, палаты бояр Романовых
Здесь же располагалась светлица, где женщины занимались рукоделием.
Светлица в палатах бояр Романовых в Москве
В XVIII-XIX веках многие палаты были кардинально перестроены, и советским реставраторам пришлось приложить немало усилий, чтобы восстановить их первоначальный облик.
Палаты Троекурова во время реставрации в конце 1920-х годов, Москва
К настоящему времени жилых палат допетровского времени сохранилось не так много и судьба некоторых из них весьма плачевна. Без реставрации и надлежащего ухода они разрушаются.
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
В палатах белокаменных
На Варварке стоит небольшое и с виду не особо приметное здание. Белые стены, крохотные окошки, один скромный шатерчик наверху. Мало кто бы это здание замечал, если бы не важная надпись на доске — «Палаты бояр Романовых». Да, именно тех самых, которые потом из бояр превратились в царей-государей-императоров.
Внутри эти палаты, как та сказочная шкатулка (или что еще) — больше и куда интереснее, чем снаружи. И даже не только изнутри. Если просто спуститься по тоже неприметной лесенке вниз с тротуара Варварки, то попадаешь в обширный (хотя сейчас, конечно, уже сильно сократившийся) двор, куда выходят массивные железные ворота.
В воротах сейчас не сидит привратник — там сидят музейные сотрудники, которые и встретили нас, собравшихся на экскурсию от ЖЖ-сообщества «Мосблог» и по приглашению многоуважаемого Государственного исторического музея.
Пока мы дожидались остальных участников похода в палаты, успели рассмотреть их с подножия.
Это мы правильно сделали, потому что когда начался рассказ, мы уже были немножко подготовлены и не так яростно щелкали затворами фотоаппаратов, а все же внимательно слушали, что нам говорит научный сотрудник музея, Елена Алексеевна.
Городская усадьба Романовых занимала не такую скромную площадь, как сейчас. Конечно, спасибо, что хоть столько оставили, но в XVII веке тут на широком огороженном дворе жило до 200 человек (сами господа плюс разнообразная челядь и домочадцы): обширная боярская семья, не переводившиеся гости, слуги всех сортов — от поваров до ткачих…
Так вышло, что еще при Александре II, человеке просвещенном и правильно воспитанном Жуковским, проснулся интерес к истории и предкам. И в первую очередь, конечно, к собственной семье. По некоторым источникам (достаточно убедительным, хотя и косвенным) было известно, что основатель царской династии, сам Михаил Федорович Романов, родился именно здесь, а не в Костроме, потому что во время его появления на свет семья жила тут, так что где же ему еще было рождаться. А что записей нет — ну нет. Времени-то сколько прошло.
По этому поводу домик (который был, судя по местоположению и размерам, не основным усадебным домом, а все же гостевым) царская казна выкупила у монастыря, и в домике после серьезнейшей научной реставрации — первой или одной из первых научных реставраций в России! — был устроен музей.
Конечно, за столько лет домик был здорово перестроен, деревянный верх — терем — вообще отсутствовал, сгорел, так что работы было очень и очень много. Но благодаря ей (и усилиям советских и постсоветских музейщиков, разумеется, тоже) мы, собственно, и видим все то, что видим.
Начали мы знакомство с самой нижней части даже не дома, а двора — с подземного музея. Он образовался тут уже в советское время, когда при раскопках во дворе Романовых была найдена круглая кирпичная печь. Дело в том, что в теплое время тогда старались в доме не готовить во избежание пожаров, и печи складывали во дворе. Вокруг печки — что символично — и выросла вся эта экспозиция.
Вот такой ее, собственно, нашли (и с места не трогали, стоит где стояла).
А вот такая она была (это реконструкция).
Из одного подвала мы перекочевали в другой — уже в самих палатах. В кирпичной части подземелья выставлены вполне традиционные как для любого краеведческого музея, так и для любого хозяйства XVII века предметы кухонной утвари, разные корзины, ковши, ухваты и коромысла. Беда в том, что фотографировать в музее можно только без вспышки, а освещение в подвале, сами понимаете… Так что вам остается просто представить, как оно бывает обычно.
Наша провожатая рассказала грустную историю о том, что сейчас из-за сноса «России» нарушился температурно-влажностный режим в подвале — подземные воды сместились и стали проникать в подземелье дома… Пока сотрудники успешно борются, а вот в подземном ТЦ на Манежной после всех тамошних раскопок и перестроек все куда печальнее из-за Неглинки, так что историки и археологи туда на всякий случай не ходят (по крайней мере без гидрокостюмов).
В подклете (он прямо над подвалом, но под «клетью» — основным жилым помещением) находились хозяйственные службы. Сейчас же там небольшая экспозиция с волшебными вращающимися стендами и чудной печью, которая отапливала весь дом по воздуховодам.
Сейчас печь не топят, а воздуховодами пользуются — топят уже современными способами, но по старым ходам. Под печкой же стоит мисочка с едой для музейного домового Кузи. Кузя над нами слегка пошутил — погасил на пару минут свет на стендах. Ну, сами виноваты — угощения-то не принесли!
По парадной лестнице, восстановленной уже Александром II, мы поднялись в покои мужской части семьи — на первый жилой этаж палат. Как положено гостям, сразу прошли в большой зал, где под полукруглыми сводами царствовал широкий стол, покрытый красной скатертью, уставленный богатой посудой и даже солонками и соусницами (соль была в то время очень ценной — не зря дорогих гостей встречали «хлебом-солью»).
Окна палат, несмотря на лето, теперь навечно закрыты зимними «окницами» — тканевыми щитами с небольшими слюдяными оконцами, чтобы тепло не уходило, сквозняки не гуляли, бояр не студили… Ну, а что не проветривалось зимой… увы, что поделать.
С краю важно пыжился буфет, тоже со слюдяными окошками, чтобы было видно, что там поставлена за посуда. Буфет уже потемнел, а когда-то, наверное, поражал гостей своим великолепием.
Так же великолепны тканевые обои и росписи стен и потолка. И те, и другие свое убранство вернули при Александре, поэтому явно отличаются от оригинала… В советское время их тоже успели ободрать, ибо с царскими вензелями, восстановили уже потом.
Рядом с большой «столовой» или даже «гостиной» — две маленькие комнатушки, тоже со сводчатыми потолками. Они условно называются «библиотекой» и «кабинетом».
Библиотека в частном доме — это примерно от 20 до 70 книг. Книги, тогда еще рукописные, стоили дорого и даже очень дорого, поэтому если у тебя штук 50 книг — ты уже профессор. Книги брали почитать друзья, для этого в библиотеке лежал реестрик «должников».
Самое удивительное в «кабинете» — это потрясающие оригинальные обои в «кабинете». Они — кожаные! Впервые о таком слышала, но мало того, что они кожаные, они еще и настоящие, XVII века! Правда, сюда они попали уже в XIX-м, при реставрации, но ведь сохранились, и какие красочные! Не волнуйтесь, полукружия над арками — это копии, никто настоящие обои резать и кроить не рискнул. Это было уже в музейные времена, сами-то бояре, наверное, и перекроить бы велели.
Там же, на первом, «мужском» этаже дома располагается «классная комната» — там учили маленьких боярских детей. Розг и гороха я там не увидела, хотя подозреваю, что могли быть, а вот остальные атрибуты учения присутствовали, в том числе гигантский глобус (увы, реконструкция, оригинал совсем обветшал, но ведь был когда-то, не скупились бояре на обучение детей).
Встретилась нам там еще и царь-птица с бюстом. Не знаю, зачем она была младшим барчатам 🙂
Впрочем, в этой комнате учили уму-разуму, арифметике и еоргафии только сыновей боярина, и то подросших до 6-7 лет. А до того (а дочки — те вообще до замужества) дети обитали в тереме — на самом верху дома. Деревянный светлый терем — самое приятное, хоть и восстановленное — место в доме. Как здорово было подняться туда по потайной узенькой лестнице, похожей на колокольную, и очутиться в светлом просторном помещении, с деревянными стенами, с широкими окнами!
Тут проходила вся жизнь женщины из знатной семьи. Вообще женщине полагалось сидеть здесь и видеться из мужчин только со своей родней и с мужем (муж спал здесь же в тереме, с женой, естественно), нянчить детей и заниматься рукоделием. Выезжали изредка в гости, выходили в церковь… Просто так болтаться по улице было неприлично. Ну, думаю, все же хозяйка спускалась и во двор, и в кухню, и в подвалы, иначе какая же она хозяйка. Но дальше двора — ни-ни.
Впрочем, судя по тому, сколько труда и времени требовала та же вышивка или шитье, женщине и некогда было куда-то бегать. В 4 часа утра просыпались, а в 6-7 вечера ложились спать.
К светелке мы уже успели здорово устать (я лично, может быть, другие участники прогулки повыносливее) и были очень рады широким скамейкам… С них была хорошо видна жизнь женщин XVII века, хотя бы частичкой той материальной стороны, которая сохранилась до наших дней: все эти кокетливые зеркальца, флакончики, гребешочки, головные уборы, шитые бисером и жемчугом… Интересно было бы хоть на экране машины времени посмотреть, как все было на самом деле. Но пока посмотрелись только в зеркала и потайные экраны.
Наша прогулка по палатам закончилась. Спускаясь по широкой лестнице, куда выходят окошки «классной», я встретила тетеньку, которая тащила вверх по ступеням дочку и внушала ей: «Смотри, как шикарно жили-то!»
Если бы сотрудницы музея не возвращали меня постоянно из мечтаний о древностях суровыми замечаниями: «Нельзя фотографировать эти листы!» (это про листы с описаниями комнат, и я не понимаю, почему нельзя), «Нельзя записывать на телефон рассказ экскурсовода!» — и так далее, — я бы вовсе погрузилась в атмосферу боярского двора. Но, наверное, сотрудницы для того и приставлены, чтобы посетители свое место в палатах помнили. Ладно… Все равно было интересно, когда бы я еще сюда собралась.
На улице нас встретил удивительный дорожный знак.
А на переходе-зебре передо мной вежливо притормозила машина с мигалкой, возможно, приняв меня с моим огромным фотоаппаратом за заграничную туристку. Я еще раз помахала рукой палатам и нырнула мимо древней стены Китай-города в метро. Как в другой мир…