Что такое палехская роспись для детей 3 класса
«Палехские миниатюры»
Анжелика Даценко
«Палехские миниатюры»
• Закреплять знания детей о характерных особенностях палехской росписи, формировать умение создавать изображения по собственному замыслу.
• Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
• Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Воспитатель: Ребята, сегодня на нашем занятии мы познакомимся с вами с Палехской миниатюрой. Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Миниатюра – это небольшое произведение.
Сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен.
Палехская роспись – это радуга красок на черном фоне. Рисунок легкий, изящный, с плавными, округлыми линиями.
Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.
Работы выполняются красками на черном фоне и расписываются золотом.
Поселок Палех ещё с допетровских времён славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов.
Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, какие сюжеты использовали палехские мастера в своих миниатюрах?
Ответы детей: Сюжеты позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений, сказок, былин и песен.
Воспитатель: Что обычно расписывали палехские мастера?
Ответы детей: Обычно расписывали шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы.
Воспитатель: На каком фоне изображались работы? Каким цветом расписывали мастера свои произведения?
Ответы детей: На черном фоне и расписывали золотом.
Воспитатель: Молодцы, вы правильно ответили на вопросы. Что вы будете изображать на своем рисунке?
Воспитатель: Ребята, сначала рисуем карандашом, затем наносим желтую краску.
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку.
Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем.
(Ладони сложить «домиком»)
Дверь закрыта на замок
(Сомкнуть пальцы в замок).
Из трубы идет дымок
(Поочередно из всех пальцев сделать колечки)
Вокруг терема забор
(Руки перед собой, пальцы растопырить).
Чтобы не забрался вор
(Щелчки каждым из пальцев поочередно)
(Кулаком постучать по ладони)
(Широко развести руки в стороны).
(Ладони сомкнуть одна поперек другой)
Воспитатель: Молодцы, ребята вы очень хорошо поработали на нашем занятии. Спасибо всем большое.
Палехская роспись для детей: особенности техник с фото и видео
Ремесло русской лаковой миниатюры начало свою историю в 1795 году, с первого производства табакерок из папье-маше. Технология была завезена купцом П.И. Коробовым из Германии в глубокое Подмосковье в село Даниловка, что сейчас является частью села Федоскино. Именно в тех краях стало развиваться искусство лаковой миниатюры на табакерках, на которых изображался русский фольклор. Одним из ответвлений этого искусства является и палехская роспись.
Старинное ремесло Палеха
В Палехе издревле занимались мастера иконописцы. В селе, куда сбегались жители Суздаля и Владимира от татаро-монгольского ига, занимались иноконописанием целыми семьями, монументальной живописью, реставрацией соборов и церквей, а в частности Новодевичьей монастыря, храмов Троицко-Сергиевой лавры, Грановитой палаты Московского Кремля.
Палехская живопись на шкатулках, ларцах, пепельницах, брошках и игольницах появилась намного позже после революции. Иван Голиков, вдохновившись работами лукутинских мастеров в московском Кустарном музее, создал свою первую миниатюру «Адам в раю», золотые рисунки ан черном фоне. Позже он вместе с родственником А.А. Глазуновым создали мастерскую с палехскими мастерами. На картинке видно особенность ремесла.
После успеха на выставках первых работ в Москве и Венеции была открыта артель древней живописи, а в 1933 Палехская художественная школа. За многие годы палехское искусство претерпевало взлеты и падения, но работы художников Палеха известны многим и не теряют своих приемников в работе. Палехская миниатюра возродилась в 1980 году и производство шкатулок с этой росписью существует и в современном 21 веке.
Техника росписи
Особенности палехской лаковой миниатюры узнаваемы среди множеств искусств. Традиционные изображения былинных сюжетов, сказок, старинной жизни крестьян и купцов характерны условными формами, вычерченными фигурами, средневековой стилизацией.
Палитра цветов в миниатюрах отвечает старинным русский традициям, где сочетаются красные, желтые, и зеленые цвета, обильно усыпанные золотом, выполненные на черном фоне.
Техника письма миниатюр в Палехе сохранила стилистические обычаи росписи икон, а также и технологию изготовления, так называемых красок темпера, изготовляющиеся на основе сухих пигментов виде порошка, разводимые водой. Для связующего вещества использовали куриный желток, а позднее специальные полимеры, масла в растворе клея. Темперные краски в наши дни вытеснены масляными красками, но используются и по наши дни для живописи, так как имеют высокую долговечность.
Золотая же краска делается из листового золота, которое крошат и смешивают с гуммиарабиком, растворяют в воде затем просушивают под лампой. Процесс изготовления краски очень трудоемкий, в нее не должен попасть мусор, иначе краска будет плохо ложиться. Палешане также используют и алюминиевый порошок. Под лаком он желтеет.
Традиции создания лаковой миниатюры на шкатулках сохранили свою технологию. Такая шкатулка делается в мастерских около двух месяцев. Вначале делают папье-маше из картона и клейстера, прессуют, сушат примерно 10 дней, вымачивают в теплом льняном масле, затем высушивают и прессуют. Из этих болванок папье-маше вытачивают заготовки шкатулок, грунтуют красной глиной, зачищают, шлифуют несколько раз.
Далее изделие уходит мастерам росписи, они наносят рисунок в несколько этапов. Первым делом производят замалевку белым цветом, затем нанесением цветных пятен. В конце прорисовываются контуры и отдельные детали, затем рисунок закрепляется лаком, после чего можно наносить золотом и серебром.
После чего наносится несколько слоев лака, которые поэтапно полируются, пока изделие не будет достаточно ровным и гладким. Затем их складывают в мягкие упаковки.
На самом деле многие из росписей сохраняют свои технологии, не имеющие лучших аналогов по качеству и долговечности, мастера используют старые методы производства оригинальных изделий, смешивания красок, получая при этом нужные цвета, которые передают древний дух и таинственность. Иллюстрации лаковых миниатюр Палеха изображают образы в движении, создавая живость в сюжете. Развивающие гривы, плащи богатырей, вихри ветров и волны морей.
Работы палехских мастеров содержат сказочные сюжеты, изображающие сказки Пушкина, в частности, сказка о рыбаке и рыбке, о царе Салтане, Руслан и Людмила, а также другие народные сказки и былины для детей. Изображенные образы на рисунках легко узнаваемы: три богатыря, жар птица, ученый кот и вороные кони с золотыми гривами, а также другие сказочные персонажи, известные нам с детства, как на фото ниже.
На более современных изделиях можно увидеть изображение исторически важных людей, таких как Юрий Гагарин, Циолковский и другие, а палехскую миниатюру так же, как и другие росписи, используют в монументальной росписи, в массовой печатной литературе, марках, открытках и других сувенирных изделиях, в память иностранным друзьям.
Видео по теме статьи
Народные промыслы. Часть 4. Палех
Мы продолжаем знакомство с русским народным промыслом. Сегодня мы дадим определение народному промыслу, а так же обратим внимание на ПАЛЕХСКУЮ ЛАКОВУЮ МИНИАТЮРУ. Узнаем историю и отличительные особенности палехской росписи, познакомимся с технологией изготовления миниатюры, попробуем расписать кулон-подвеску и отдохнем, раскрашивая картинки с палехскими мотивами.
Просмотр содержимого документа
«Народные промыслы. Часть 4. Палех»
Мы продолжаем знакомство с русским народным промыслом. Сегодня мы дадим определение народному промыслу, а так же обратим внимание на ПАЛЕХСКУЮ ЛАКОВУЮ МИНИАТЮРУ. Узнаем историю и отличительные особенности палехской росписи, познакомимся с технологией изготовления миниатюры, попробуем расписать кулон-подвеску и отдохнем, раскрашивая картинки с палехскими мотивами.
ЧТО ТАКОЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ
Художественные народные промыслы, также называемые народным ремеслом — широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен креативными видами деятельности, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам, которым находят не только эстетическое, но и практическое применение.
Промыслом обычно называют занятие, с целью получения выгоды, каким-либо делом в объёме, который может обеспечить, полностью или частично, доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи. Промыслом можно заниматься в одиночку или группой, которая называется чаще артелью, или, что встречается реже, бригадой. «Промышлять» — означает «заниматься каким—либо промыслом».
Художественные народные промыслы являются неотъемлемой частью отечественного декоративно-прикладного искусства. Народное искусство имеет богатые декоративные возможности, глубокое идейно-образное содержание и довольно сложные методики и традиции.
Народные промыслы имеют различное происхождение. Одни берут своё начало из крестьянского быта, который предполагал ручное создание предметов, как для повседневного обихода, так и праздничных, нарядных. Народное декоративно-прикладное искусство, основанное на ручном труде и зародившееся много веков назад, сохранилось и до сих пор во многих районах нашей необъятной страны.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ и ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЫ
Палехская роспись зародилась в деревне Палех Ивановской области, откуда и получила свое название. Этот вид декоративно прикладного творчества поистине уникален, ведь, несмотря на то, что существует он не одно столетие, технологии и приемы создания композиций не меняются – мастер сам от начала и до конца подготавливает предмет, который будет расписывать. Поэтому невозможно отыскать два одинаковых изделия, разрисованных в палехском стиле. Особенностями палехской росписи является изящность фигур, четкость, тонкость и вычерченность рисунков, темный фон, большое количество штриховки, выполненной золотым цветом.
Как правило, палехской миниатюрой расписывают сувениры и предметы, служащие украшением интерьера – шкатулки, ларцы, панно, пепельницы, брошки и подобные изделия.
Художники выполняют не отдельные орнаменты или фигуры, а прорисовывают целые картины, изображающие определенные сюжеты. Все фигуры рисунка у палехского художника вытянутые – и люди, и кони, и звери. Герои картин всегда в движении, о чем свидетельствуют четко прописанные складки одежды и волны волос. Тему для миниатюры мастера брали и берут из повседневного быта, сказок, песен, былин и басен, а благодаря многообразию красок и мелких деталей, создается эффект легкости и праздника.
Особенности палехской живописи связаны с тем, что родилась она из иконописи и основана на ее традициях и приемах, даже в качестве краски мастера до сих пор используют яичную темперу, которой пишут иконы.
Для палехской росписи используется черный или темный фон, что символизирует тьму, из которой в процессе кропотливой и сложной работы рождается жизнь и цвет, к тому же он обладает внутренним объемом, что придает картинам особую глубину.
Техника нанесения, закрепления и обработки рисунка передается с древних времен из поколения в поколения, благодаря чему уникальные вещи, изготовленные в палехской технике, популярны по всему миру и являются частью культуры не только нашей страны, но и всего мира.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПАЛЕХСКОЙ МИНИАТЮРЫ 1 этап
В качестве заготовки для палехской миниатюры используют картон. Мастер раскраивает его на формы и с помощью мучного клейстера склеивает между собой в несколько слоев (в зависимости от толщины изделия). Затем заготовка спрессовывается и тщательно просушивается в течение нескольких дней.
После высушивания полуфабрикат пропитывают льняным маслом – для этого его на сутки погружают в чан с горячим маслом, после чего высушивают в печи в течение 2 суток при температуре 100°. После этого изделие обрабатывают наждачной щеткой, шлифуют и крепят необходимую фурнитуру.
На этом этапе изделие грунтуют специальным составом из смеси масла, сажи и красной глины и покрывают лаком – 2 – 3 слоя черного лака с внешней стороны и масляный лак с киноварью с внутренней стороны. Затем наносят еще семь (!) слоев светлого лака, обязательно просушивая в печи каждый слой.
Только после всех этих подготовительных манипуляции, изделие становится годным к росписи – мастер слегка проходится по поверхности изделия пемзой, выводит контуры рисунка и затем расписывает его тонкой кистью из беличьей шерсти. Отдельные рисунки в композиции бывают настолько малы, что мастерам приходится использовать увеличительное стекло.
Примечательно, что все инструменты и материалы мастер изготавливает самостоятельно – и краски, и кисти, и лаки с грунтовками, и прочие составы необходимые для качественного выполнения работы.
На этом этапе расписанное изделие просушивают и закрепляют картинки специальным лаком. После этого мастер приступает к росписи сусальным золотом и серебром, полирует все это агатом или зубом волка (для дополнительного блеска). Затем все изделия снова покрывается несколькими слоями лака, сушится и полируется до зеркального блеска. Из-за большого количества лаковых слоев, которым покрывается изделие в процессе работы, палехскую роспись называют еще лаковой миниатюрой.
Благодаря яркости красок и живости изображений, рисунки в стиле палехской росписи применяются для иллюстрации детских книг со сказками. Для детей эти изображения очень интересны, так как рисунок олицетворяет собой не просто статическую картинку, а целую историю или сюжет произведения. Но фото ниже представлены иллюстрации к некоторым детским сказкам, выполненные в палехском стиле.
Первым этапом работы послужила разработка эскизов формы заготовок для росписи колье и сережек. Вдохновением послужили ювелирные украшения Древней Греции. По моим эскизам данные заготовки были исполнены мастерами в папье-маше, загрунтованы и окрашены в черный цвет.
Подобрать подходящую фурнитуру, разработать рисунок и эскиз росписи комплекта украшений.
Расписать орнамент и наклеить сусальное золото.
После нанесения и просушивания нескольких слоев лака, поверхность отпемзовать (потереть порошком пемзы) для обезжиривания и хорошего сцепления краски с изделием, затем произвести роспись цветом. Краски использовать в соответствии с технологией росписи палехской миниатюры, темперные, порошковые, разведенные на эмульсии: яичный желток + уксусная вода. Кисти для росписи изделий использовать также традиционные, беличьи, ручной работы.
После росписи украшений, нескольких слоев лака, тщательного просушивания, пемзования произвести роспись золотом, там, где это необходимо.
Презентация на тему Палехская Роспись
Описание презентации по отдельным слайдам:
Палехская роспись Народные промыслы России
Что же такое? Палехская роспись- вид народно- прикладного творчества, возникшего из иконописных традиций и представляющего собой русскую миниатюрную живопись темперными красками на папье-маше и изделиях из дерева.
«Всех скорбящих радости» палехские письма, начало XVIII века дерево, левкас, яичная темпера, золото, 106,0х87,0 см Реставрирована в 1951 году в ВХНРЦ им. Грабаря.
Монументальная живопись, стенопись Крестовоздвиженский храм
Интерьер Крестовоздвиженского храма
Отличительными чертами палехской росписи являются… Миниатюрное письмо, Общий мягкий тон написания композиции, Орнаментальная изысканность рисунка Живописность каждой детали Роспись золотом, фоны тёмных тонов и др.
Баканов И.М. «Село Палех» 1934,, шкатулка
И.И.Голиков «Тройка». 1925, шкатулка
И.В.Ливанова «Встреча в пути». 1972, шкатулка
И.В.Маркичев «Пастушок» 1925, круглая коробочка
Баканов И.М. «Сказка о золотом петушке». 1934, шкатулка
Маркичев И.В. «Три чуда». 1934, шкатулка
Ермолаев Б.М. «Снегурочка». 1959, шкатулка
Клипов А.Н. «У Лукоморья». 1977, шкатулка
Зубков И.И. «Сказка о рыбаке и рыбке». 1927, пластина
Баканов И.М. «По улице мостовой». 1925, шкатулка
Зубкова Т.И. «И кто его знает…». 1946, шкатулка
Маркичев И.В. «У колодца» 1930, шкатулка
Зубков И.И. «Пейзаж». 1934, шкатулка
Зубков И.И. «Пейзаж у мельницы». 1935, коробка
Зубков И.И. «Начало грозы». 1928, шкатулка
Зиновьев Н.М. «Ледовое побоище». 1947, шкатулка
Буторин Д.Н. «Медный бунт». 1935, шкатулка
Голиков И.И. «Речь Степана Разина к голытьбе». 1924, коробочка
Парилов П.Л. «Одиссея». 1936, шкатулка
Зубкова Т.И. «Сказание о граде Китеже». 1968, пластина (серия)
Котухина А.А. «Слово о полку Игореве». 1956, ларец
Корин А.М. «Ярмарка в Палехе»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Правополушарная живопись
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-544163
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.