Что такое палехская роспись для детей
Что такое палехская роспись для детей
Палехская роспись или палехская миниатюра была распространена на Руси с давних времен и остается популярной в наши дни. Однако, несмотря на широкую известность, не все знают, что представляет собой данный вид изобразительного искусства.
Впервые палехская миниатюра появилась у славян в 17 веке, а к началу 19 века о ней знали уже далеко за пределами Палеха..
В основе техники палехской росписи лежат традиции написания икон древних славянских народов. Палехские иконописи завораживали своим неповторимым стилем. Отображения человеческих фигур с богато украшенным фоном, мягкие тона красок и плавные переходы были главными признаками таких миниатюр.
На создание миниатюр палехских мастеров вдохновляли сюжеты древних сказок, литература, история, повседневная жизнь русского народа. На шкатулках и утвари из Палеха часто рисовали и бытовые и сказочные сценки.
Уникальность палехских росписей состояла и в особенностях материалов, с помощью которых они создавались. Например, при изготовлении красок для палехской миниатюры смешивали природный краситель, яичный желток и разные масла. Нередко миниатюры украшали золотом, а также оно добавлялось в состав самих красок, что делало изображение живым и сияющим. Основой, на которую наносили рисунок было не дерево, как в других народных промыслах, а папье-маше.
Палехская роспись популярна по сей день. До сих пор она не утратила своего уникального стиля. В основном она встречается как декоративный элемент в разных украшениях для дома, шкатулках, посуде и прочих изделиях.
Музейная педагогика «Палех» в средней группе
воробьева анжелика
Музейная педагогика «Палех» в средней группе
Конспект интегрированной образовательной деятельности
с детьми средней группы «Палехская роспись» (на основе музейной педагогики, с элементами использования здоровье сберегающей технологии В. Ф. Базарного)
— расширение представлений детей о народных промыслах на основе палехской росписи, создание условий для сохранения и укрепления здоровья.
• Познакомить детей с экспонатами мини – музея «Палехская роспись» и закрепить названия экспонатов выставки у воспитанников.
• Дать элементарные представления об использовании шкатулок.
• Использовать элементы здоровье сберегающих технологий В. Ф.Базарного: смена динамических поз, сенсорные кресты, двигательная активность
• Развивать активный и пассивный словарь (роспись, мастерская, шкатулка).
• Развивать умение по показу воспитателя выполнять игровые действия, выполнять движения по тексту;
• Продолжать воспитывать у детей доброту, желание быть вежливыми, воспитанными, доброжелательными.
• бережное отношение к творениям, сделанным своими руками.
Оборудование и материалы:
Сенсорные кресты, ортопедические коврики,шкатулки: экспонаты мини – музея; шкатулки, подносы, календарь – русские сувениры, книги о декоративно прикладном искусстве; карточки по теме; деревянные заготовки, акварель, стаканчики с водой, кисти, фартуки для детей, салфетки, USB колонка, проектор, ноутбук.
-Рассматривание иллюстраций по теме «Палехская роспись»
-Подвижная игра «Снегири»
-Чтение книги «Большая энциклопедия дошкольника»
-Тематические беседы на темы: «Народные промыслы», «Что делают в мастерской?».
— Работа с раскрасками «Палех»
— Прослушивание русской народной музыки.
— Просмотр фильма «Народные ремесла Подмосковья»
Ничего не покупаем, ничего не продаем!
Мы улыбки собираем и прохожим раздаем!
Дети, дети повернитесь и гостям вы улыбнитесь!
В. – Ребята давайте с вами поиграем в иргу. Посмотрите на экран, из трех изображений необходимо выбрать одно с палехской росписью. (Ответы детей)
Это маленький предмет,
Он для брошек и монет.
Для колец и для сережек,
Иголок, ниток и застежек. (Шкатулка)
В: А что такое шкатулка? (Ответы детей)
Просмотр выставки шкатулок.
В процессе путешествия в мини –музей дети закрепляют и расширяют знания о лакокрасочных миниатюрах, из каких частей они состоят.
В: Вот мы и оказались с вами в мини музеи «Палехская роспись»! Скажите пожалуйста, ребята, что же вы здесь видите? (ответы детей).
В: Давайте внимательно рассмотрим шкатулку и опишем ее. Из каких частей он состоит? (ответы детей)
— Что такое роспись? (ответы детей). Давайте правильно произнесем это слово вместе –Роспись.
— Как называется данная роспись, которая представлена в нашем мини – музеи? (Ответы детей)
Игра «Найди изображения палехской росписи» на сенсорных крестах.
Дети ищут изображения Палеха на сенсорных крестах и в группе.
-Ребята, как называется изображенная роспись? (Ответы детей)
Гимнастика для глаз. Тренажер Базарного В. Ф. «Путешествие кисточки»
Роспись на шкатулку наносят Палехские мастера, а при помощи какого инструмента? (Ответы детей)
В. –Посмотрите у меня есть кисть давайте глазами понаблюдаем за ее передвижением.
Дети выполняют гимнастику глаз.
А сейчас давайте снимем обувь и по волшебным (массажным модулям) отправимся в мастерскую. Дети проходят на рабочие места.
Продуктивная деятельность в мастерской «Палехская картина»
Звучит классическая музыка.
Динамическая пауза с использованием ортопедических ковриков «Снегирь»
У каждого ребенка модуль ортопедического коврика,воспитатель предлагает детям поиграть:
Во на ветках снегири,
В красных майках посмотри
шаги на внешнем своде стоп, руки на поясе
Греются на солнышке.
частые потряхивания руками
перекаты с носка на пятку, обеих ног
Головою вертят, улететь хотят
шаги с приподнятыми коленями, махи руками
Давайте мы вернемся обратно по дорожке.
После изготовления «картины»,дети отвечают на вопросы:
Понравилось ли путешествие, что нового узнали?
Повторяют название росписи и характерные ее черты.
В заключении дети получают подарки – наклейки с изображением палехской росписи.
• Проведение выставки детских рисунков «Палех».
• Просмотр фильмов «Труд Палехских мастеров»
• Наблюдение за бережным отношением к лакокрасочным миниатюрам.
Консультация для педагогов «Музейная педагогика» В начале 80 –х годов XXвека в нашей стране появилось такое понятие как музейная педагогика. Музейная педагогика направлена на решения задач.
Консультация «Новые направления в работе педагогов современности музейная педагогика и изоэкология» Консультация на тему: «Новые направления в работе педагогов современности: музейная педагогика и изоэкология» Искусство.
Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год. Вот и подошло очередное время проходить курсы повышения квалификации. Спасибо, что сейчас можно самому выбрать, те курсы, которые ты сам.
Музейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группе Музейная педагогика в детском саду Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Творчески мыслящий педагог.
Музейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.
Консультация «Музейная педагогика в ДОУ» Музейная педагогика в ДОУ В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых.
Музейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 мая Музейная педагогика в ДОУ В 2020 году наша страна отмечает 75-летие Великой Победы над фашизмом. Подготовка к этой памятной и дорогой сердцу.
Музейная педагогика в ДОУ Музей – это шкатулка истории, где хранится бесценный опыт многих поколений; это учреждение, осуществляющее сбор, научное изучение и хранение.
Палехская роспись на шкатулках
Палехская роспись является одним из самых узнаваемых художественных промыслов русского народа. Свои истоки палехская роспись берет из послереволюционной центральной России. Нынешняя Ивановская область тогда была Владимирской губернией, а промысел взял название от поселка Палех, что был в Вязниковском уезде. Ранее в дореволюционный период мастера Палеха больше славились своим мастерством писать иконы и расписывать церкви, поэтому можно считать, что палехская роспись берет свое начало в иконописи.
Содержание:
История промысла
Изначально художники Палеха более всего славились своей церковной живописью, но в послереволюционный период, в Палехе создали Палехскую художественную артель, мастера которой стали заниматься росписью по дереву. А в 1925 году работы художников этой артели были выставлены на выставке в Париже и приобрели всемирную известность.
Элементы палехской росписи
Отличительная особенность палехской росписи:
В отличие от орнаментной росписи и персонажного изображения, палехская роспись требует прорисовки мельчайших деталей рисунка, для передачи тонкостей и характера всех персонажей или явлений. Выбираются в качестве основы: сюжеты былин, басен и сказаний; бытовые сценки.
Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации.
Другими важными отличиями считаются:
Даже сейчас можно встретить книги, в которых для иллюстрации классических произведений великих русских авторов, используют сюжеты, выполненные палехской росписью.
Техника выполнения
Заготовка выполняется путем наслоения листов картона до достижения необходимой плотности изделия. Далее всю заготовку покрывают грунтом в несколько слоев (поочередно затирая каждый слой) и в конце наносят шпатлевку, которая остается до полного высыхания. На следующем этапе заготовку затирают пемзой для достижения структурной поверхности, на которую лучше ложиться лак и краска. На всю внешнюю поверхность заготовки наноситься черный лак, а на внутреннюю чаще всего красный лак.
После подготовительных работ будущий рисунок прокрашивается белилами, а детали прорисовывают тонким карандашом.
Наносят краску на черную лаковую основу при помощи беличьих кистей, которые создаются чаще всего самими мастерами, для получения необходимых мазков при росписи.
Часто при росписи мастера используют лупу или увеличительное стекло.
В завершении, рисунок закрепляется несколькими слоями прозрачного лака от 5 до 10 слоев и полируется до блеска.
Палехская роспись очень трудозатратный промысел, который требует от художника больших временных затрат. Поэтому изделия с палехской росписью очень ценятся и стоят достаточно дорого.
«Палехские миниатюры»
Анжелика Даценко
«Палехские миниатюры»
• Закреплять знания детей о характерных особенностях палехской росписи, формировать умение создавать изображения по собственному замыслу.
• Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
• Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Воспитатель: Ребята, сегодня на нашем занятии мы познакомимся с вами с Палехской миниатюрой. Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Миниатюра – это небольшое произведение.
Сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен.
Палехская роспись – это радуга красок на черном фоне. Рисунок легкий, изящный, с плавными, округлыми линиями.
Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.
Работы выполняются красками на черном фоне и расписываются золотом.
Поселок Палех ещё с допетровских времён славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов.
Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, какие сюжеты использовали палехские мастера в своих миниатюрах?
Ответы детей: Сюжеты позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений, сказок, былин и песен.
Воспитатель: Что обычно расписывали палехские мастера?
Ответы детей: Обычно расписывали шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы.
Воспитатель: На каком фоне изображались работы? Каким цветом расписывали мастера свои произведения?
Ответы детей: На черном фоне и расписывали золотом.
Воспитатель: Молодцы, вы правильно ответили на вопросы. Что вы будете изображать на своем рисунке?
Воспитатель: Ребята, сначала рисуем карандашом, затем наносим желтую краску.
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку.
Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем.
(Ладони сложить «домиком»)
Дверь закрыта на замок
(Сомкнуть пальцы в замок).
Из трубы идет дымок
(Поочередно из всех пальцев сделать колечки)
Вокруг терема забор
(Руки перед собой, пальцы растопырить).
Чтобы не забрался вор
(Щелчки каждым из пальцев поочередно)
(Кулаком постучать по ладони)
(Широко развести руки в стороны).
(Ладони сомкнуть одна поперек другой)
Воспитатель: Молодцы, ребята вы очень хорошо поработали на нашем занятии. Спасибо всем большое.
План-конспект занятия по декоративному рисованию на тему: «Палехская роспись: осваиваем древнерусское ремесло» для детей старшего дошкольного возраста.
План-конспект занятия по декоративному рисованию на тему: « Палехская роспись: осваиваем древнерусское ремесло » для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: познакомить детей с Палехской росписью.
— формировать умение замечать и выделять основные средства выразительности палехской росписью.
— создать условия для самостоятельного выбора приёмов и элементов росписи, сочетания цветов.
— способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа;
— воспитывать у дошкольников доброжелательное отношение к окружающим, формирование патриотических чувств.
В Палехе издревле занимались мастера иконописцы. В селе, куда сбегались жители Суздаля и Владимира от татаро-монгольского ига, занимались иноконописанием целыми семьями, монументальной живописью, реставрацией соборов и церквей, а в частности Новодевичьей монастыря, храмов Троицко-Сергиевой лавры, Грановитой палаты Московского Кремля.
Палехская живопись на шкатулках, ларцах, пепельницах, брошках и игольницах появилась намного позже после революции. Иван Голиков, вдохновившись работами лукутинских мастеров в московском Кустарном музее, создал свою первую миниатюру «Адам в раю», золотые рисунки ан черном фоне. Позже он вместе с родственником А.А. Глазуновым создали мастерскую с палехскими мастерами.
После успеха на выставках первых работ в Москве и Венеции была открыта артель древней живописи, а в 1933 Палехская художественная школа. За многие годы палехское искусство претерпевало взлеты и падения, но работы художников Палеха известны многим и не теряют своих приемников в работе. Палехская миниатюра возродилась в 1980 году и производство шкатулок с этой росписью существует и в современном 21 веке.
«Особенности палехской росписи»
Цель: познакомить детей с Палехской росписью.
— формировать умение замечать и выделять основные средства выразительности палехской росписи.
— способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора,
— воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа;
— воспитывать у дошкольников доброжелательное отношение к окружающим, формирование патриотических чувств.
Особенности палехской лаковой миниатюры узнаваемы среди множеств искусств. Традиционные изображения былинных сюжетов, сказок, старинной жизни крестьян и купцов характерны условными формами, вычерченными фигурами, средневековой стилизацией. Палитра цветов в миниатюрах отвечает старинным русский традициям, где сочетаются красные, желтые, и зеленые цвета, обильно усыпанные золотом, выполненные на черном фоне.
Техника письма миниатюр в Палехе сохранила стилистические обычаи росписи икон, а также и технологию изготовления, так называемых красок темпера, изготовляющиеся на основе сухих пигментов виде порошка, разводимые водой.
Традиции создания лаковой миниатюры на шкатулках сохранили свою технологию. Такая шкатулка делается в мастерских около двух месяцев. Вначале делают папье-маше из картона и клейстера, прессуют, сушат примерно 10 дней, вымачивают в теплом льняном масле, затем высушивают и прессуют. Из этих болванок папье-маше вытачивают заготовки шкатулок, грунтуют красной глиной, зачищают, шлифуют несколько раз.
Далее изделие уходит мастерам росписи, они наносят рисунок в несколько этапов. Первым делом производят замалевку белым цветом, затем нанесением цветных пятен. В конце прорисовываются контуры и отдельные детали, затем рисунок закрепляется лаком, после чего можно наносить рисунок золотом и серебром. После чего наносится несколько слоев лака, которые поэтапно полируются, пока изделие не будет достаточно ровным и гладким. Затем их складывают в мягкие упаковки.
На самом деле многие из росписей сохраняют свои технологии, не имеющие лучших аналогов по качеству и долговечности, мастера используют старые методы производства оригинальных изделий, смешивания красок, получая при этом нужные цвета, которые передают древний дух и таинственность. Иллюстрации лаковых миниатюр Палеха изображают образы в движении, создавая живость в сюжете. Развивающиеся гривы, плащи богатырей, вихри ветров и волны морей.
Работы палехских мастеров содержат сказочные сюжеты, изображающие сказки Пушкина, в частности, сказка о рыбаке и рыбке, о царе Салтане, Руслан и Людмила, а также другие народные сказки и былины для детей. Изображенные образы на рисунках легко узнаваемы: три богатыря, жар птица, ученый кот и вороные кони с золотыми гривами, а также другие сказочные персонажи, известные нам с детства, как на фото.