Что такое палеография определение

Значение слова «палеография»

Что такое палеография определение. Смотреть фото Что такое палеография определение. Смотреть картинку Что такое палеография определение. Картинка про Что такое палеография определение. Фото Что такое палеография определение

[От греч. παλαιός — древний и γράφω — пишу]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ПАЛЕОГРА’ФИЯ, и, мн. нет, ж. [от греч. palaios — древний и graphō — пишу] (филол.). Наука о графике и о внешнем виде древних рукописей. || Особенности письма и внешнего вида какой-н. рукописи. П. этого памятника очень своеобразна.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

палеогра́фия

1. вспомогательная историко-филологическая дисциплина, изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое палеография определение. Смотреть фото Что такое палеография определение. Смотреть картинку Что такое палеография определение. Картинка про Что такое палеография определение. Фото Что такое палеография определениеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: гавань — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «палеография&raquo

Предложения со словом «палеография&raquo

Понятия со словом «палеография»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «палеография&raquo

Палеография имеет целью определять не характер лиц, а характер обществ, степень их возвышения или падения.

Именно буквоедство и даёт палеографии возможность определять характер эпох, т. е. делает её искусством, умением, следя за изменением почерка, открывать перемены настроения, совершавшиеся в духе поколений, и притом перемены в самых существенных чертах, каковы переходы от веры, религиозности к сомнению, неверию, светскости; причём вера, религиозность, выражается в благоговении, основанном на сознании своего несовершенства, своей смертности, а сомнение, неверие – в чувстве презрения, которое начинается презрением к прошедшим поколениям, к умершим, и забвением о собственной смертности и оканчивается совершенным обесценением жизни, пессимизмом, буддизмом.

Позитивистская историография эффективно разрабатывала свои процедурные методики, например, методики изучения средневековых картулляриев, дипломатики, латинской палеографии.

Источник

Палеография

Палеогра́фия (греч. παλαιóς — древний и важный греч. γράφειν — писать) — вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография). В сферу палеографии входит также изучение орнамента и водяных знаков бумаги (филиграней), формата, переплёта рукописей.

Термин палеография введен в 1708 г. французским монахом-мавристом Монфоконом. Автором «Греческой палеографии» (полное название: «Греческая палеография или о ряду с дипломатикой (дисциплиной о грамотах, по-латыни diplomae) был не Монфокон, а его коллега по конгрегации (мавристы — конгрегация ордена бенедиктинцев) Жан Мабильон (1632—1707). Защищая честь своего ордена в полемике с иезуитами, усомнившимися в подлинности грамот древних франкских королей вообще и выданных бенедиктинским монастырям в частности, Мабильон выпустил в Париже в 1681 г. труд «De re diplomatica libri sex» («Дипломатика в шести книгах»), в котором дал первую классификацию типов раннего средневекового письма, обозначив их как «национальные», то есть франкские, лангобардские, вестготские и т. д. Со своей стороны Монфокон впервые разработал метод палеографического исследования: расположив (на основе определенных признаков) рукописи в хронологический ряд, он вывел эволюцию букв и определил стадии в развитии средневекового греческого письма и его типы.

В России зачатки палеографических исследований имеются уже в трудах старообрядческих полемистов начала XVIII века, посвящённых разоблачению тенденциозных фальсификаций, которые были сфабрикованы правительством с целью доказать древность осуждения старых обрядов.

Содержание

Методика

Палеография обращает внимание не только на особенности письма, но и на внешний вид рукописи: писчий материал (бумага, пергамент, папирус), переплёт, линии, сокращения, украшения и т. п. Важным моментом для палеографа является определение инструмента письма (гусиное перо, калам и т. д.). Кроме самих букв, внимательно изучаются следующие моменты: «угол» письма, то есть положение орудия письма к строке; «дукт», то есть последовательность и направление в начертании отдельных линий, составляющих букву; размер буквы в мм. и пропорции высоты и ширины; «вес» письма («тяжелое» письмо с жирными линиями начертывается мягким, то есть податливым пером, «лёгкое» письмо с тонкими линиями — жёстким пером).

Формы письма

Что такое палеография определение. Смотреть фото Что такое палеография определение. Смотреть картинку Что такое палеография определение. Картинка про Что такое палеография определение. Фото Что такое палеография определение

Что такое палеография определение. Смотреть фото Что такое палеография определение. Смотреть картинку Что такое палеография определение. Картинка про Что такое палеография определение. Фото Что такое палеография определение

Важнейшую роль при изучении рукописи играет классификация письма по форме. Обыкновенно выделяют следующие основные формы: маюскул (письмо прописными буквами, от majuscula — прописная буква), минукскул (письмо строчными, от minuscula — строчная буква) и курсив («скоропись»). Следует отметить, что функциональное различие маюскульных (как прописных) и минускульных (как строчных) букв возникло только в XIII в., до того писали либо только прописными, либо только строчными. На рубеже античности и Средневековья книги писались обыкновенно маюскулом, который в свою очередь разделяют на «капитальное» письмо (русский «устав»), непосредственно восходящее к письму надписей, и более позднее, округлое и удобное при написании «унциальное» (русский «полуустав»). Маюскул был сменен минускулом (который иногда называют «полуунциалом»), на Западе около 800 года, в Греции несколько позже; на Западе минускул развился в готическое письмо. Славянский кириллический устав происходит от греческого маюскула IX века; он развился в полуустав, аналогичный западному «унициальному» маюскулу и лёгший в основу печатного церковнославянского шрифта. В XIV в. гуманисты, начиная с Петрарки, обнаружили труды античных авторов, переписанные в IX—XI вв. так называемым «каролинским минускулом»; это письмо они приняли за античное и, поражённые его красотой и удобочитаемостью по сравнению с готическим, принялись копировать. На его основе возник современный латинский шрифт, по образцу которого, в свою очередь, Пётр I в начале XVIII в. реформировал русскую азбуку.

Источник

Палеография

Полезное

Смотреть что такое «Палеография» в других словарях:

палеография — палеография … Орфографический словарь-справочник

ПАЛЕОГРАФИЯ — (греч., от palaios древний, grapho пишу). Искусство разбирать старинная письмена в рукописях и на монументах часть археологии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАЛЕОГРАФИЯ [ Словарь иностранных слов русского языка

Палеография — (греч. palaiós «древний» и graphē писание) система знаний, направленная к ориентированию в материале рукописей, преимущественно старом, т. к. последний чаще требует постановки вопросов «когда?» и «где?», разрешимых методом П. Для… … Литературная энциклопедия

палеография — и, ж. paléographie f. Историко филологическая дисциплина, изучающая внешний вид и письмо древних рукописей с целью определения времени и места их написания. БАС 1. См. Монфоконову Греческую Палеографию. Карамз. ПРП 1998 1 прил. 67. Палеография..… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ПАЛЕОГРАФИЯ — (от палео. и. графия), историко филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности с целью установления места и времени их создания. Палеография определяет материалы и орудия письма, прослеживает изменения графической формы… … Современная энциклопедия

ПАЛЕОГРАФИЯ — ПАЛЕОГРАФИЯ, палеографи, мн. нет, жен. (от греч. palaios древний и grapho пишу) (филол.). Наука о графике и о внешнем виде древних рукописей. || Особенности письма и внешнего вида какой нибудь рукописи. Палеография этого памятника очень… … Толковый словарь Ушакова

Палеография — наука о развитии письменности и древних рукописях. См. также: Письменность Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

палеография — (неправильно палеография) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Источник

ПАЛЕОГРАФИЯ

Ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­ги­че­ская дис­ци­п­ли­на, изу­чаю­щая соз­да­ние зна­ков пись­мен­но­сти и их раз­ви­тие.

Тео­ре­ти­че­ская П. ус­та­нав­ли­ва­ет за­ко­но­мер­но­сти ис­то­ри­че­ски из­ме­нив­ших­ся осо­бен­но­стей пись­ма, прак­ти­че­ская и опи­са­тель­ная П. ис­сле­ду­ет ин­ди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти пис­цов или отд. ру­ко­пи­сей в це­лях оп­ре­де­ле­ния вре­ме­ни и мес­та соз­да­ния этих ру­ко­пи­сей, уча­стия пи­сав­ших их лиц и гра­ниц ра­бо­ты пис­цов.

П. как са­мо­сто­ят. дис­ци­п­ли­на вы­де­ли­лась из ди­пло­ма­ти­ки. В Ев­ро­пе в 1681 поя­вил­ся труд учё­но­го-бе­не­дик­тин­ца Жа­на Ма­биль­о­на «Трак­тат о ди­пло­ма­ти­ке», в ко­то­ром он до­ка­зал под­лин­ность ко­ро­лев­ских гра­мот («ди­пло­мов»), хра­ня­щих­ся в бе­не­дик­тин­ских ар­хи­вах и за­кре­п­ляв­ших важ­ные иму­ществ. и юри­дич. пра­ва это­го ор­де­на. Пер­вое ана­ло­гич­ное до­шед­шее до нас па­лео­гра­фич. ис­сле­до­ва­ние в Рос­сии поя­ви­лось в 1717, ко­гда ста­ро­об­ряд­цы Ан­д­рей Де­ни­сов и его уче­ни­ки и спо­движ­ни­ки Ма­ну­ил Пет­ров и Ле­он­тий Фе­до­се­ев до­ка­за­ли под­лож­ность «Со­бор­но­го дея­ния на ере­ти­ка ар­ме­ни­на на мни­ха Мар­ти­на», вы­да­вав­ше­го­ся про­тив­ни­ка­ми ста­ро­об­ряд­цев за под­лин­ную ру­ко­пись 12 в., и «Треб­ни­ка ми­тро­по­ли­та Фео­гно­ста», вы­да­вав­ше­го­ся за ру­ко­пись 1329. В сво­ём ана­ли­зе ста­ро­об­ряд­цы опи­ра­лись на на­ко­п­лен­ные к то­му вре­ме­ни пред­став­ле­ния о пись­ме и внеш­нем ви­де древ­них ру­ко­пи­сей и на не­ко­то­рые прак­тич. приё­мы ана­ли­за на­чер­та­ний букв, по­лу­чив­шие рас­про­стра­не­ние в Рус. гос-ве ещё в 15–17 вв. Но за­ро­ж­де­ние на­уч. П. свя­за­но с име­нем учё­но­го- бе­не­дик­тин­ца Бер­на­ра де Мон­фо­ко­на, ко­то­рый ввёл в нау­ку и сам тер­мин «П.». Опи­ра­ясь на да­ти­ров. ру­ко­пи­си, он со­ста­вил на­гляд­ные таб­ли­цы, по­ка­зы­ваю­щие ис­то­рию из­ме­не­ния во вре­ме­ни отд. греч. букв («Гре­че­ская па­лео­гра­фия», 1708), и на ос­но­ва­нии этих таб­лиц сде­лал в 1715 пер­вое на­уч. опи­са­ние со­б­ра­ния ру­ко­пи­сей.

Глав­ная за­да­ча П. – ус­та­нов­ле­ние и сис­тема­ти­за­ция хро­но­ло­гич. и ло­каль­ных осо­бен­но­стей пись­ма да­ти­ров. ру­ко­пи­сей для по­сле­дую­щей временнóй и тер­ри­то­ри­аль­ной ат­ри­бу­ции ру­ко­пи­сей, не имею­щих в сво­ём тек­сте ни пря­мой да­ты и ука­за­ния на ме­сто на­пи­са­ния, ни кос­вен­ных све­де­ний об этом.

Объект П. – письм. зна­ки, гл. обр. бу­к­вы и со­став­ляю­щие их эле­мен­ты, а так­же над­строч­ные и раз­де­лит. зна­ки, приё­мы со­кра­щён­но­го пись­ма и т. п. П. из­уча­ет так­же ма­те­риа­лы и ору­дия пись­ма, ко­то­рые за­ме­ня­лись и из­ме­ня­лись со вре­ме­нем. Осо­бое зна­че­ние соб­ст­вен­но па­лео­гра­фич. ме­тод ис­сле­до­ва­ния име­ет для да­ти­ров­ки тек­стов и за­пи­сей на паль­мо­вых ли­сть­ях, па­пи­ру­се, ло­то­се, бе­ре­сте и пер­га­ме­не. Оп­ре­де­ле­ние вре­ме­ни про­ис­хо­ж­де­ния ср.-век. ру­ко­пи­сей на бу­ма­ге в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев наи­бо­лее точ­но про­во­дит­ся по во­дя­ным зна­кам (фи­ли­гра­ням) ма­ну­фак­тур и фаб­рик, из­го­тов­ляв­ших бу­ма­гу. Изу­че­ние во­дя­ных зна­ков по­сте­пен­но вы­де­ли­лось из П. и пе­ре­рос­ло в осо­бую вспо­мо­гат. дис­ци­п­ли­ну – фи­ли­гра­но­ло­гию.

П. об­слу­жи­ва­ет пре­им. по­треб­но­сти ис­то­рич. язы­ко­зна­ния, ис­то­рии, ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния, ис­кус­ст­во­зна­ния, для ко­то­рых па­лео­гра­фич. ана­лиз со­став­ля­ет обя­за­тель­ный, 1-й этап изу­че­ния ру­ко­пи­си, ма­те­ри­ал ко­то­рой при­вле­ка­ет­ся для ис­сле­до­ва­ния. Но и др. нау­ки гу­ма­ни­тар­но­го цик­ла и да­же точ­ные нау­ки, в той сте­пе­ни, в ка­кой ма­те­ри­ал для них мо­жет быть из­вле­чён из па­мят­ни­ков пись­мен­но­сти, ис­поль­зу­ют П. для ус­та­нов­ле­ния вре­ме­ни и мес­та про­ис­хо­ж­де­ния изу­чае­мо­го ис­точ­ни­ка.

Совр. диф­фе­рен­циа­ция на­ук при­во­дит к то­му, что па­лео­граф дол­жен быть ос­ве­дом­лён в смеж­ных об­лас­тях, ко­то­рые пред­ше­ст­во­ва­ли по­яв­ле­нию П. ру­ко­пи­сей (ди­пло­ма­ти­ка) или от­де­ли­лись от неё: фи­ли­гра­но­ло­гия, ну­миз­ма­ти­ка, сфра­ги­сти­ка (изу­че­ние пе­ча­тей) в 19 в., ко­ди­ко­ло­гия, ис­точ­ни­ко­ве­де­ние, кни­го­ве­де­ние, не­ог­ра­фия (изу­че­ние совр. пись­ма и да­же ма­ши­но­пи­си и про­из­ве­де­ний пе­ча­ти) в 20 в.

Па­лео­гра­фы-лин­гвис­ты уде­ля­ют так­же осо­бое вни­ма­ние вы­яв­ле­нию ра­бо­ты пис­цов, уча­ст­во­вав­ших в на­пи­са­нии дан­ной ру­ко­пис­ной кни­ги, или осо­бен­но­стей гра­фи­ки од­но­го и то­го же ли­ца, на­пи­сав­ше­го неск. ру­ко­пи­сей. Язы­ко­вед с по­мо­щью тек­сто­ло­гии вос­ста­нав­ли­ва­ет язык про­ме­жу­точ­ных спис­ков па­мят­ни­ка и чер­ты язы­ка пер­во­го спи­ска (про­то­гра­фа), на­пи­сан­но­го са­мим ав­то­ром или пе­ре­вод­чи­ком тек­ста на дан­ный язык.

П. вы­ра­бо­та­ла ме­то­ди­ку да­ти­ров­ки по со­во­куп­но­сти па­лео­гра­фич. при­мет, тех­ни­ку ана­ли­за гра­фич. дан­ных, в ко­то­рой ис­поль­зу­ют­ся и но­вые приё­мы (напр., точ­ное из­ме­ре­ние уг­лов букв, имею­щих сход­ные эле­мен­ты на­чер­та­ния). В 20 в. ста­ли ис­поль­зо­вать ла­бо­ра­тор­ные ме­то­ды (напр., го­ло­гра­фию для ана­ли­за пись­ма), дан­ные точ­ных на­ук (хи­мии – для ана­ли­за чер­нил и кра­сок, фи­зи­ки – для вы­яв­ле­ния смы­тых, угас­ших или за­кра­шен­ных тек­стов по­сред­ст­вом цве­то­от­де­ли­тель­но­го фо­то­гра­фи­ро­ва­ния и др. спец. ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния). В совр. П. при­ме­ня­ют­ся так­же методы ма­те­ма­тич. ста­ти­сти­ки (напр., для ана­ли­за кор­пу­са ис­поль­зу­е­мых письм. зна­ков), соз­да­ют­ся эле­кт­рон­ные ба­зы дан­ных, до­ступ­ные в т. ч. че­рез Ин­тер­нет (напр., эле­кт­рон­ные ко­пии ру­ко­писей на сай­тах круп­ней­ших биб­лио­тек).

Сфе­ра П. не ос­та­ёт­ся не­из­мен­ной. В пе­ри­од фор­ми­ро­ва­ния П. изу­ча­лось пре­им. книж­ное пись­мо чер­ни­ла­ми и кра­с­ка­ми на спец. пис­чем ма­те­риа­ле – для Ев­ро­пы это пер­га­мен и бу­ма­га. Вне вни­ма­ния па­лео­гра­фов ос­та­ют­ся над­пи­си на пред­ме­тах ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры – ка­мен­ных, де­рев. и ме­тал­лич. па­мят­ни­ках, по­су­де, ут­ва­ри и т. п., а так­же на объ­ек­тах ес­теств. про­ис­хо­ж­де­ния – ска­лах, кам­нях. Всё это изу­ча­ет эпи­гра­фи­ка, так же как ну­миз­ма­ти­ка и сфра­ги­сти­ка со­от­вет­ст­вен­но изу­ча­ют над­пи­си на мо­не­тах и пе­ча­тях. Тек­ста­ми на па­пи­ру­се за­ни­ма­ет­ся па­пи­ро­ло­гия. В сфе­ру П. по­па­ли и кон­фи­гу­ра­ция букв, вы­ши­тых или вы­ткан­ных на ста­рин­ных тка­нях, над­пи­си ико­но­пис­цев на ико­нах. В 1951 П. по­лу­чи­ла прин­ци­пи­аль­но но­вый объ­ект ис­сле­до­ва­ния – бе­ре­стя­ные гра­мо­ты 11 – сер. 15 вв., пись­мо на ко­то­рые на­но­си­лось пу­тём про­дав­ли­ва­ния или про­ца­ра­пы­ва­ния внутр. слоя бе­ре­сты (на­чер­та­ния чер­ни­ла­ми на гра­мо­тах, от­кры­вае­мых во вре­мя ар­хео­ло­гич. рас­ко­пок, ут­ра­че­ны или ут­ра­чи­ва­ют­ся сра­зу же по­сле по­па­да­ния бе­ре­сты на воз­дух и не­об­хо­ди­мой про­мыв­ки бе­ре­стя­ных гра­мот).

Объ­ект П. ог­ра­ни­чен не толь­ко ма­те­риа­лом, но и со­дер­жа­ни­ем ис­точ­ни­ков. Он скла­ды­вал­ся по­сте­пен­но за счёт ох­ва­та раз­ных ви­дов пись­мен­но­сти, раз­ли­чаю­щей­ся как по ис­поль­зуе­мо­му ма­те­риа­лу и спо­со­бам на­не­се­ния пись­ма, так и по со­дер­жа­нию па­мят­ни­ков. Не­ко­то­рые ис­то­ри­ки счи­та­ют важ­ной за­да­чей П. из­да­ние ком­мен­ти­ро­ван­ных сво­дов письм. ис­точ­ни­ков, од­на­ко этой це­ли долж­ны слу­жить от­рас­ли зна­ния, свя­зан­ные с ис­точ­ни­ко­ве­де­ни­ем (напр., ис­точ­ни­ко­ве­де­ние рус. ис­то­рии, ис­точ­ни­ко­ве­де­ние ис­то­рии рус. язы­ка и т. п.).

Рас­ши­ре­ние за­дач П. вы­ра­жа­ет­ся и в том, что к ней от­но­сят при­об­ре­те­ние на­вы­ков чте­ния древ­них и ср.-век. ру­ко­пи­сей, но про­цесс чте­ния не сво­дит­ся к уз­на­ва­нию бу­к­вы и не­пре­мен­но вклю­ча­ет в се­бя по­ни­ма­ние про­чи­тан­но­го, что не­воз­мож­но без зна­ния дан­но­го язы­ка в его ис­то­рии, а сле­до­ва­тель­но, яв­ля­ет­ся спе­ци­фич. за­да­чей язы­ко­зна­ния.

П. изу­ча­ет по­чер­ки, имею­щие вид древ­них. Ес­ли пу­тём па­лео­гра­фич. ана­ли­за уда­ёт­ся оп­ре­де­лить, что они не яв­ля­ют­ся столь древ­ни­ми, за ка­кие вы­да­ют­ся ли­ца­ми, ис­поль­зую­щи­ми со­дер­жа­ние оп­ре­де­лён­но­го тек­ста, то та­кая ру­ко­пись счи­та­ет­ся под­дель­ной. Оп­ре­де­ле­ние под­дель­но­сти или под­лин­но­сти ру­ко­пи­си не со­став­ля­ет осо­бой за­да­чи П. и яв­ля­ет­ся след­ст­ви­ем ре­ше­ния осн. её за­да­чи – ус­та­нов­ле­ния вре­ме­ни на­пи­са­ния ру­ко­пи­си.

В со­от­вет­ст­вии с ис­сле­дуе­мы­ми пись­мен­но­стя­ми П. под­раз­де­ля­ет­ся на гре­че­скую, ла­тин­скую, сла­вян­скую, ар­мян­скую (см. Ар­мян­ское пись­мо), гру­зин­скую (см. Гру­зин­ское пись­мо), ин­дий­скую (см. Ин­дий­ское пись­мо), араб­скую (см. Араб­ское пись­мо), еги­пет­скую (см. Еги­пет­ское пись­мо), ки­тай­скую (см. Ки­тай­ское пись­мо), П. письменности майя (см.Майя письмо) и др. древнеиндейских ци­вилизаций и т. д.

Совр. нау­ка ста­вит во­прос о соз­да­нии об­щей П., ко­то­рая изу­ча­ла бы об­щие за­ко­но­мер­но­сти пись­ма всех ви­дов, всех вре­мён и на лю­бых ма­те­риа­лах. Ме­ж­ду­нар. па­лео­гра­фич. кол­ло­к­ви­ум в Па­ри­же в 1953 при­нял ре­ше­ние об ор­га­ни­за­ции Ме­ж­ду­нар. па­лео­гра­фич. к-та (со­здан в 1957, в не­го во­шли пред­ста­ви­те­ли мн. стран, в т. ч. Рос­сии). В 1995 соз­да­на орг-ция «Меж­ду­нар. па­лео­гра­фич. ас­со­циа­ция: куль­ту­ра, пись­мо, об­ще­ст­во», ко­то­рая объ­еди­ни­ла ши­ро­кий круг спе­циа­ли­стов, ра­бо­таю­щих над из­уче­ни­ем разл. ас­пек­тов письм. куль­ту­ры.

Автор: Жу­ков­ская Л. П.; до­пол­не­ния – И. А.В.

Источник

Палеография

(от греч. παλαιός — древний и γράφω — пишу) — историко-филологическая дисциплина, изучающая создание знаков письменности и их развитие; теоретическая палеография устанавливает закономерности исторически изменившихся особенностей письма, практическая и описательная исследует индивидуальные особенности писцов или отдельных рукописей с целью определения времени и места создания этих рукописей, участия писавших их лиц и границ работы писцов.

Палеография как самостоятельная дисциплина выделилась из дипломатики, определяющей подлинность древних документов, грамот и других письменных источников. В Европе в 1681 появился труд бенедиктинского монаха Жана Мабильона «Трактат о дипломатике», в котором он доказал подлинность королевских грамот («дипломов»), хранящихся в бенедиктинских архивах и закреплявших важные имущественные и юридические права этого ордена. Первое аналогичное дошедшее до нас палеографическое исследование в России появилось в 1717, когда старообрядцы Андрей Денисов и его ученики и сподвижники Мануил Петров и Леонтий Федосеев доказали подложность «Соборного деяния на еретика арменина на мниха Мартина», выдававшегося противниками старообрядцев за подлинную рукопись 12 в., и «Требника митрополита Феогноста», выдававшегося за рукопись 1329. В своём анализе старообрядцы опирались на накопленные к тому времени представления о письме и внешнем виде древних рукописей и на некоторые практические приёмы анализа начертаний букв, получившие распространение в Русском государстве ещё в 15—17 вв. Но зарождение научной палеографии связано с именем бенедиктинского монаха Бернара де Монфокона, который ввёл в науку и сам термин «палеография». Опираясь на датированные рукописи, он составил наглядные таблицы, показывающие историю изменения во времени отдельных греческих букв («Греческая палеография», 1708), и на основании этих таблиц составил в 1715 первое научное описание собрания рукописей.

Главной задачей палеографии является установление и систематизация хронологических и локальных особенностей письма датированных рукописей для последующей временно́й и территориальной атрибуции рукописей, не имеющих в своём тексте ни прямой даты и указания на место написания, ни косвенных сведений об этом.

Палеография исследует письменные знаки, главным образом буквы и составляющие их элементы, а также надстрочные и разделительные знаки, приёмы сокращенного письма и т. п. Объектом палеографии являются также материалы и орудия письма, которые заменялись и изменялись со временем. Особое значение собственно палеографический метод исследования имеет для датировки текстов и записей на листьях и стеблях растений (пальмовых листьях, папирусе, лотосе), на берёсте и на специально обработанной для письма коже — пергамене. Определение времени происхождения средневековых рукописей на бумаге в большинстве случаев наиболее точно проводится по водяным знакам (филиграням) изготовлявших бумагу мануфактур и фабрик. Изучение водяных знаков выделяется из палеографии и перерастает в особую вспомогательную дисциплину — филигранологию.

Палеография обслуживает преимущественно потребности исторического языкознания, истории, литературоведения, искусствознания, для которых палеографический анализ составляет обязательный первый этап изучения рукописи, материал которой привлекается для исследования. Но и другие науки гуманитарного цикла и даже точные науки, в той степени, в какой материал для них может быть извлечён из памятников письменности, используют палеографию для установления времени и места происхождения изучаемого источника.

Современная дифференциация наук приводит к тому, что палеограф должен быть осведомлённым в смежных областях, которые предшествовали появлению палеографии рукописей (дипломатика) или отпочковались от неё: филигранология, нумизматика, сфрагистика (изучение печатей) в 19 в., кодикология (изучение современного состояния древней рукописной книги), источниковедение, книговедение, неография (изучение современного письма и даже машинописи и произведений печати) в 20 в.

Палеографы-лингвисты помимо определения времени и места происхождения источника уделяют особое внимание выявлению работы разных лиц (писцов), участвовавших в написании данной рукописной книги, или особенностей графики одного и того же лица, написавшего нескольких рукописей. Языковед исследует реально сохранившиеся рукописи, в каждой из которых его интересуют языковые особенности последнего писца или писцов; с помощью текстологии он восстанавливает язык промежуточных списков памятника и черты языка первого списка (протографа), написанного самим автором или переводчиком текста на данный язык.

Палеография выработала методику датировки по совокупности палеографических примет, технику анализа графических данных, в которой используются и новые приёмы (например, точное измерение углов букв, имеющих сходные элементы начертания). В 20 в. стали использовать данные точных наук: химии — для анализа чернил и красок, физики — для выявления смытых, угасших или закрашенных текстов посредством цветоотделительного фотографирования и других специальных методов исследования.

Сфера палеографии не остаётся неизменной. В период формирования палеография изучала преимущественно книжное письмо чернилами и красками на специальном писчем материале — для Европы это пергамен и бумага. Вне её внимания оставались надписи на предметах материальной культуры — каменных и деревянных памятниках, посуде, утвари и т. п., а также на объектах естественного происхождения — скалах, камнях. Всё это изучала эпиграфика, так же как нумизматика и сфрагистика соответственно изучали надписи на монетах и печатях. Текстами на папирусе занимается папирология. В сферу палеографии попала и конфигурация букв, вышитых или вытканных на старинных тканях, надписи иконописцев на иконах. С открытием в СССР в 1951 ранее неизвестного письменного источника палеография получила принципиально новый объект исследования — берестяные грамоты 11—15 вв., письмо на которые наносилось путём продавливания или процарапывания внутреннего слоя берёсты (начертания чернилами на грамотах, открываемых во время археологических раскопок, утрачены или утрачиваются сразу же после попадания бересты на воздух и необходимой промывки берестяных грамот).

Объект палеографии ограничен не только материалом, но и содержанием источников. Он складывался постепенно за счёт охвата разных видов письменности, различающейся как по используемому материалу и способам нанесения письма, так и по содержанию памятников. Некоторые историки считают важной задачей палеографии издание комментированных сводов письменных источников, однако этой цели должны служить отрасли знания, связанные с источниковедением (например, источниковедение русской истории, источниковедение истории русского языка и т. п.).

Расширение задач палеографии выражается и в том, что к ней относят приобретение навыков чтения древних и средневековых рукописей, прежде всего скорописных, вызывающих особые затруднения, но процесс чтения не сводится к узнаванию буквы и непременно включает в себя понимание прочитанного, что невозможно без знания данного языка в его истории, а следовательно, является специфической задачей языкознания.

Неправомерно относить к палеографии и экспертизу (в т. ч. судебную) современных исследователю почерков. Палеография изучает почерки, имеющие вид древних. Если путём палеографического анализа удаётся определить, что они не являются столь древними, за какие выдаются лицами, использующими содержание определённого текста, то такая рукопись считается поддельной. Определение поддельности или подлинности рукописи не составляет особой задачи палеографии и является следствием решения основной её задачи — установления времени написания рукописи.

В соответствии с исследуемыми алфавитами палеография подразделяется на греческую, латинскую, славянскую, армянскую, грузинскую, индийскую, арабскую, китайскую и т. д.

Современная наука ставит вопрос о создании общей палеографии, которая изучала бы общие закономерности письма всех видов, всех времён и на любых материалах. Международный палеографический коллоквиум в Париже в 1953 принял решение об организации Международного палеографического комитета, который был создан в 1957 и в который входят представители многих стран, в т. ч. СССР.

Основы греческой палеографии были заложены Монфоконом, описавшим историю греческого письма с древнейших времен до падения Византийской империи (1453). В 18—19 вв. греческая палеография изучала письмо Византии по пергаменным и бумажным рукописям из библиотек Италии и Франции. Описания этих собраний подготовили появление во 2‑й половине 19 — 1‑й половине 20 вв. обобщающих руководств В. Гардтхаузена, В. Шубарта, А. Сигаласа. Во 2‑й половине 20 в. греческая палеография за рубежом развивается в двух направлениях: составление библиографических справочников и описаний рукописей, исследования по истории отдельных мастерских письма. Занятия греческой палеографией в России первоначально были связаны с потребностями развивающейся славистики. С середины 19 в. появляются сборники фотокопий с греческих и славянских рукописей, статьи о связях между византийской и славянской письменностями (И. И. Срезневский, В. И. Григорович и другие), позднее — научные описания греческих рукописных собраний и отдельных рукописей (В. К. Ернштедт, В. Г. Васильевский и другие). В советское время эту работу продолжали В. Н. Бенешевич, Г. Ф. Церетели, Е. Э. Гранстрем и другие. Почерки греческого письма подвергнуты палеографическому анализу. Начиная с 4 в. до н. э. установлен маюскульный или минускульный их характер (см. Маюскульное письмо, Минускульное письмо), описано унциальное письмо, установлено время распространения устава, курсива и т. д.

Основы латинской палеографии были заложены Мабильоном, который ввёл деление письма на книжное и дипломатическое (письмо документов), выявил вестготский, лангобардский, англосакский и меровингский типы письма, получившие в 18 в. название национальных типов письма; в 1‑й половине 18 в. С. Маффеи доказал, что они являются результатом переработки античного (римского) письма. Латинская палеография в 19 в. занималась выявлением, палеографическим изучением и публикацией национальных фондов рукописей. Появляются многочисленные факсимильные издания образцов средневекового письма и книжного орнамента, а также рукописей крупнейших библиотек (Ватиканской, Французской национальной библиотеки, библиотеки Британского музея и других). Создаются учебные заведения, готовящие палеографов и ведущие исследовательскую работу (парижская Школа хартий, флорентийская Школа палеографии и дипломатики и другие). В начале 20 в. Л. Траубе выдвинул принцип палеографического изучения рукописей по месту их создания — по группам средневековых мастерских письма (амфиктиониям); историю письма он рассматривал как неотъемлемую часть истории культуры. К середине 20 в. был накоплен значительный фактический материал, потребовавший отказа от старой схемы развития латинского письма. На основе изучения всех видов памятников письменности 1 в. до н. э.— 5 в. н. э. была предложена новая теория развития римского письма. Ж. Маллон показал, что формы строчных букв латинского алфавита появились уже в 3 в. в римском книжном письме; в основе его развития он видел видоизменение графики так называемого обычного письма, более беглого и свободного по сравнению с каллиграфическими формами, а причины развития — в изменении материальных условий письма, в связи с чем учёный предложил новую методику исследования, основанную на изучении технических приёмов работы писца. Во 2‑й половине 20 в. был поставлен вопрос о палеографическом исследовании «нового» письма (после 15 в.). С начала 20 в. центром изучения каллиграфии 16—18 вв. стала Великобритания (школа С. Морисона). Возрос интерес к проблеме происхождения и развития готического письма 12—15 вв. Ставятся проблемы физиологии, психологии письма, поднимается вопрос о роли социальных и культурных условий в эволюции письма. Большое внимание уделяется характеристике индивидуальных почерков и их генезису в 13 в., выработке единой международной номенклатуры и терминологии. Изучаются методы анализа письма с помощью лабораторных методов (например, голографии), используются ЭВМ.

Общие курсы по латинской палеографии вышли в ВНР (Л. Мецеи), ПНР (В. Семкович), ГДР (А. Гейштор, М. Хаман), ЧССР (И. Шебанек), СФНРЮ (В. Новак). В России начало латинской палеографии было положено О. А. Добиаш-Рождественской, которая впервые ввела её преподавание, а в советское время написала первую в СССР общую работу по латинской палеографии, составила каталоги рукописей, хранящихся в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде.

Латинской палеографией описано историческое развитие типов латинского письма (капитальное письмо, унциал и полуунциал, каролингский минускул, готический минускул и гуманистический шрифт, лёгший в основу письма большинства европ. стран). Советские палеографы изучили генезис готического письма (Т. В. Луизова), его развитие в книгах (В. Л. Романова) и документах (Л. И. Киселёва). Истории латинского письма (до 18 в.) посвящена работа В. Н. Малова.

В. Л. Романова, В. Н. Малов.

Славяно-русская палеография подразделяется на глаголическую, изучающую памятники, написанные глаголицей, и кирилловскую, изучающую памятники, написанные кириллицей.

В средние века западные славяне применяли латиницу, хорваты и словенцы — глаголицу и латиницу. В связи с характером письма выделяется палеография древнейшей глаголицы и поздней (до 18 в.) хорватской глаголицы. Кириллица использовалась в Древней Руси, позднее — русскими, украинцами и белорусами; ею писали также южные славяне — болгары и сербы, а до внедрения католичества с его обязательным использованием латыни — молдовалахи (предки современных румын и молдаван). Так называемые новые латинские палеографии — чешская, польская, хорватская — разработаны мало из-за отсутствия древних, незначительного количества средневековых рукописей на этих языках и раннего распространения книгопечатания.

Главным направлением славяно-русской палеографии является кирилловская палеография, но начиная с 15 в. выделяют русскую, или северо-восточную, украинскую, или юго-западную, белорусскую, или западнорусскую, палеографию. Кирилловская палеография включает в себя ряд общих вопросов: происхождение славянского письма и соотношение кириллицы с глаголицей, исследование видов кириллицы — устава, полуустава и скорописи, изучение способов тайнописи, если в них использовались буквы обычных для своего времени начертаний, но в специфическом — «тайном» — значении, анализ вязи.

Публикация и изучение древних письменных источников в 18 — начале 19 вв. подготовили научное становление палеографии кириллической письменности. Основополагающее значение имели труды А. И. Ермолаева, К. Ф. Калайдовича, Е. А. Болховитинова (митрополита Евгения), который осуществил первое палеографическое описание древнейшей сохранившейся пергаменной грамоты Мстислава Великого новгородскому Юрьеву монастырю (1130), исследователя и организатора археографических экспедиций П. М. Строева, А. Х. Востокова, В. М. Ундольского, П. И. Иванова, создателя первого опубликованного курса палеографии — И. П. Сахарова и других. В конце 19 — начале 20 вв. опубликованы обобщающие теоретические исследования Срезневского, который дал анализ датированных памятников 11—14 вв., А. И. Соболевского, изложившего историю русской и славянской рукописной книги и рассмотревшего эволюцию букв, включая скоропись 15—17 вв., Е. Ф. Карского, пополнявшего и совершенствовавшего свой курс лекций с 1896 по 1928. В. Н. Щепкин в своём «Учебнике русской палеографии» (1918; переизд. с дополнениями М. В. Щепкиной, 1967) особое внимание уделил датирующим начертаниям и истории их развития, изучал вязь, орнамент, обосновал расчёты по филиграням, разработал методы анализа и датировки рукописей по совокупности примет, разработал методику, определил характер и объём описания рукописи. Курсы палеографии читались в университетах и других учебных заведениях; среди их создателей были Ф. И. Буслаев, Н. С. Тихонравов, Д. И. Прозоровский, М. Н. Сперанский, И. В. Ягич, Р. Ф. Бранд, Н. М. Каринский, издавший альбом «Образцы письма древнейшего периода истории русской книги» (подготовлен в 1913, опубл. 1925), автор «Югославянской палеографии» (1904) П. А. Лавров, историки и археологи И. А. Шляпкин (основатель палеографии надписей на различных предметах) и И. Ф. Колесников.

В изучение скорописных почерков значительный вклад внесли Г. В. Есипов, В. В. Майков, И. С. Беляев. Украинскую скоропись ввёл в научное обращение И. М. Каманин, которому принадлежит первое в Европе сообщение (1905) о необходимости введения в палеографию методики точной фиксации измерительными приборами, в т. ч. транспортиром с нитью, компонентов буквенных начертаний, их расположения и углов наклона.

В 20—40‑х гг. 20 в. существенный вклад в развитие русской палеографии внесли исследования Каринского, уделившего значительное внимание так называемому социологическому элементу палеографии (отношения писцов и заказчиков и т. п.), Колесникова (скоропись 15—18 вв.), Сперанского (изучение тайнописи); вышли учебные пособия М. Д. Приселкова (1938), А. М. Селищева (1939) и Н. В. Степанова (1941). С 50‑х гг. развитие славяно-русской палеографии вступило в новую фазу, что было связано с углублением внимания к истории русского, украинского и белорусского языков, для изучения которых оказалось необходимым обращение к письменным источникам древности и средневековья. Значительный вклад в изучение письма на берестяных грамотах внесли М. Н. Тихомиров, Щепкина, Л. П. Жуковская, А. В. Арциховский, В. Л. Янин. В это же время началось внедрение в палеографии методов химии и физики (Д. П. Эрастов). Осуществлялись специальные исследования филиграней (С. А. Клепиков, А. А. Гераклитов, З. В. Участкина, Т. В. Дианова, В. М. Загребин, А. А. Амосов и другие). Р. В. Булатова, В. В. Колесов, Р. В. Бахтурина, А. А. Зализняк занимались изучением надстрочных знаков, палеографию орнамента и инициалов систематизировали Т. Б. Ухова, Ю. А. Неволин и другие. С 1970 под руководством Жуковской, Н. Б. Тихомирова и Н. Б. Шеламановой ведётся организационная и научная работа по составлению Сводного каталога славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР.

В разработку южнославянской палеографии значительный вклад внесли сербскохорватские учёные. П. Солярич, А. Драгославлевич и другие опубликовали в 1‑й половине 19 в. факсимильные издания образцов письма и орнаментики; во 2‑й половине 19 — начале 20 вв. В. (Е). Копитар, В. С. Караджич, Ф. Миклошич и другие исследовали проблему происхождения глаголического письма. В это же время большое внимание уделяется кирилловской палеографии: палеографическому исследованию рукописей (Л. Стоянович, Н. Родойчич и другие), криптографии (Д. Костич), филиграней (В. Мошин, С. Тралич). Во 2‑й половине 20 в. изучается так называемый курсивный тип кириллицы, послуживший основой для современного письма. В 19—20 вв. заметную роль в разработке южнославянской палеографии сыграли чешские учёные Й. Добровский, П. Й. Шафарик, Л. Гейтлер, В. Вондрак и другие, занимавшиеся преимущественно изучением глаголицы. В 20 в. важным центром исследований по южнославянской палеографии стала Болгария, где описанием и палеографическим анализом рукописей занимались Б. Цонев, Е. Георгиев, М. Стоянов, И. Гошев и другие. Славяно-молдавская палеография разрабатывается в СРР (Й. Богдан, Д. Миок). В конце 19 — 20 вв. южнославянской палеографией стали заниматься в Великобритании (И. Тейлор, М. Гастер), Германии (Р. Абрихт, А. Лескин), Австрии (В. Леттенбауэр), Франции (В. Водофф).

Начало развитию армянской палеографии положил в конце 19 в. Я. Ташян, член армянской монашеской конгрегации мхитаристов, существующей с 1‑й половины 18 в. на острове Сан-Ладзаро близ Венеции и также в Вене. Ташяну принадлежит каталог армянских рукописей мхитаристской библиотеки в Вене и первое пособие по армянской палеографии — «Обзор армянской палеографии» (1898, Вена, на арм. яз.), в котором рассмотрены вопросы датировки отдельных видов армянского письма 5—18 вв. и дана их классификация, легшая в основу их современной классификации. В конце 19 — начале 20 вв. публикуются факсимильные издания армянских рукописей, в 1912 Г. Овсепян (Эчмиадзин) издал альбом факсимиле 143 образцов армянского письма 5—18 вв., материал которого был использован Р. Ачаряном в его работе «Армянские письмена» (Вена, 1928, на арм. яз.; в 1984 включена в опубликованный в Ереване одноимённый сборник работ по армянской письменности) для решения проблем возникновения и употребления отдельных видов армянского письма. Происхождению армянской письменности и её связи с арамейским письмом (см. Западносемитское письмо) посвящено исследование А. Г. Периханян, опубликованное в 1966 (в кн.: «Переднеазиатский сборник», в. 2); в 1973 вышел труд А. Г. Абрамяна «Армянское письмо и письменность» (Ереван, на арм. яз.), в котором рассматриваются эволюция армянского письма, датировка различных его видов и т. д. Палеографическое исследование армянских рукописей в СССР ведётся главным образом в Матенадаране — Институте древних рукописей им. Маштоца при Совете Министров Армянской ССР, обладающем крупнейшим в мире собранием армянских рукописей. В генеральном каталоге этих рукописей (издаётся с 1984) воспроизводятся образцы письма охваченных описанием текстов. Институт археологии и этнографии АН Армянской ССР издаёт с 1960 «Свод армянских надписей».

Зарождение грузинской палеографии как научной дисциплины (конец 19 в.) связано с именем Д. З. Бакрадзе, определившего периодизацию всех видов грузинского письма и опубликовавшего палеографические таблицы. Одна из основных проблем в исследованиях грузинских учёных — происхождение грузинского письма, чему посвящены работы Г. В. Церетели («Армазское письмо и проблема происхождения грузинского алфавита», 1948—49, на груз. яз.) и Р. М. Патаридзе («Грузинское письмо „Асомтаврули“», 1980, на груз. яз.). Значительный вклад в развитие грузинской палеографии внёс И. А. Джавахишвили. В 1958 на базе отдела рукописей Музея Грузии в Тбилиси образован Институт рукописей АН Грузинской ССР.

Арабская палеография изучает памятники, написанные буквами арабского алфавита (см. Арабское письмо). Описание почерков было предпринято с практическими целями ещё в 10 в.

В Европе изучение арабских надписей и рукописей началось в 17 в. С 18 в. исследуется проблема происхождения арабского письма, хронологической последовательности письма куфи и письма насхи, причём многие европейские учёные 18 — начала 19 вв. ошибочно считали последнее более поздним, в то время как в действительности оба вида возникли одновременно. В 18 в. появились первые палеографические таблицы Л. Адлера (сирийское арабское письмо и куфи), Э. Фурмона (куфи по рукописям Корана). В 1828 вышел 2‑томный труд Ж. Ж. Марселя «Арабская палеография», включающий усовершенствованные таблицы и положивший начало систематическому изучению арабского письма. В 19 в. началось интенсивное собирание и изучение памятников, подготавливались их научные описания, включающие палеографический анализ; сложились основные собрания рукописей и крупнейшее собрание арабских папирусов (Вена). Первые публикации папирусов осуществил в 1‑й половине 19 в. А. Сильвестр де Саси; в конце 19 в. многие работы посвятил им И. Карабачек, в начале 20 в. — К. Х. Беккер. Во 2‑й половине 19 в. появляются специальные палеографические труды М. Ланчи, У. Райта, В. Т. Альвардта, О. Уда. Фундаментальные работы М. ван Бершама (конец 19 в.) и С. Флюри (20‑е гг. 20 в.) заложили основу для дальнейших исследований в области эпиграфики.

В России собирание арабских рукописей и копирование надписей началось при Петре I. Значительные собрания рукописей и других памятников арабского письма сосредоточились в созданном в 1818 при Кунсткамере Восточном кабинете (ныне Отдел рукописей Ленинградского отделения Института народов Азии АН СССР — виднейшее хранилище арабских рукописей). Возглавивший кабинет Х. Д. Френ положил начало изучению крупных собраний арабский рукописей в России, классифицировал и установил терминологию для разновидностей куфи. Со 2‑й половины 19 в. усилилась работа по описанию и публикации памятников арабского письма, что способствовало накоплению палеографических наблюдений. Н. В. Ханыков показал необходимость учитывать место написания памятника при палеографическом анализе. Советские учёные продолжили научные исследования, публикации арабских надписей и рукописей. Значительная часть исследований (работы О. Г. Большакова, М. М. Дьяконова, В. А. Крачковской и других) базируется на изучении памятников арабского письма на территории СССР (Средняя Азия, Закавказье).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *