Что такое палестина кратко
Палестина
Содержание
Название
Согласно Библии, переселившиеся сюда во 2 тысячелетии до н. э. евреи называли эту область «Ханаан» («Кнаан» на иврите). В Книге Иису́са Нави́на 11:23 (ивр. יְהוֹשֻׁעַ בִּן-נוּן , Йехошу́а бен Нун) упоминается название «Земля Сынов Израиля» (ивр. ארץ בני ישראל , Эрец Бней Исраэль).
Греческие писатели, начиная с Геродота, называли эту землю Палестина или Сирия Палестинская. [5]
В 1-ой Книге Царств. 13:19 (1 Книге Самуила (ивр. סֵפֶר שְׁמוּאֵל , Сефер Шмуэль) в повествовании о войнах царя Саула (примерно 1030 г. до н. э.), впервые упоминается название «Земля Израиля» (ивр. ארץ ישראל , Эрец Исраэль). К этому времени на всей территории страны по обоим берегам реки Иордан сложилось единое Израильское царство, ставшее в течение следующего столетия крупной державой Древнего Востока под властью царей Саула, Давида и Соломона.
930 до н. э. держава Давида и Соломона распалась на два царства, северное царство стало называться Израиль, а южное царство — Иудея (ивр. יְהוּדָה , Еуда). После завоевания Израильского царства Ассирией (722 г. до н. э.) название «Иудея» постепенно распространилось и привилось как наименование всей территории страны.
Изгнанные вавилонянами в 586 до н. э., евреи вернулись и около 520 до н. э. восстановили Иерусалимский Храм, а затем и независимость страны под властью династии Хасмонеев (Хашмонаим 167 до н. э. — 37 до н. э.). Название «Иудея» сохранялось и под властью династии Ирода (37 до н. э. — 4 н. э.), навязанной иудеям римскими завоевателями.
В 4 году н. э. римляне установили свое непосредственное владычество в стране, провозгласив её римской провинцией — Провинция Иудея (лат. Iudae ).
Во времена британского мандата название «Палестина» закрепилось за всей территорией Эрeц Исраэль. В середине XX века от слова «Палестина» было образовано название «палестинцы» («палестинский народ», «арабский народ Палестины»), относившееся к арабам, проживавшим на данной территории, хотя прежде оно определяло всех жителей региона и не носило этнической окраски. [7] [8] [9]
Административное деление Палестины
География
Палестина исторически делится на следующие географические области: Прибрежная равнина (у Средиземного моря), Галилея (северная часть), Самария (центральная часть, севернее Иерусалима) и Иудея (южная часть, включающая Иерусалим), Заиорданье (Трансиордания) — восточный берег реки Иордан. Этими географическими понятиями оперирует, в частности, Библия. В настоящее время территорию Самарии и Иудеи в русскоязычных источниках принято называть «Западный Берег реки Иордан». Галилея, Самария и Иудея состоят из ряда горных групп, долин и пустынь.
Горы на юге — Иудейское плато, в середине Самарийские горы (Гризим, Гевал (Эйвал)), далее Фавор (Тавор) (562 м над уровнем моря), Малый Хермон (515 м), Кармель (551 м), на севере Хермон (2224 м). В глубоких впадинах значительно ниже уровня моря находятся Тивериадское озеро (Кинерет, 212 м ниже уровня моря) и Мёртвое море — самая глубокая сухопутная впадина на земном шаре, на 400 м ниже уровня моря.
История
Ранняя история
В 3 тысячелетии до н. э. территория Палестины (Ханаан) была заселена племенами ханаанеев.
В XIII в. до н. э. в страну вторглись «народы моря» с Крита и других островов Средиземного моря, нападавшие также и на Египет и закрепившиеся в южной части Средиземноморского побережья, в районе нынешнего сектора Газы. От окрестных семитоязычных народов они получили название плиштим, буквально «вторгшиеся», или филистимляне.
В XI веке до н. э. древнееврейские племена основали Израильское царство, распавшееся в 930 г. до н. э. на два: Израильское царство (существовало до 722 г. до н. э.) и Иудейское царство (до 586 г. до н. э.).
Античность
Впоследствии Палестина была завоёвана древнеперсидским государством Ахеменидов, затем входила в состав эллинистических государств Птолемеев и Селевкидов (в III—II вв. до н. э.).
С 63 г. до н. э. Палестина являлась римской провинцией и разделялась на Иудею, Самарию, Галилею и Перею (Заиорданье). С 395 г. — в составе Византии.
В 395—614 годах Палестина была провинцией Византии.
В 614 году Палестина была завоёвана Персией и вошла в состав империи Сасанидов.
После победы над Персией в 629 году, византийский император Ираклий торжественно вступил в Иерусалим — Палестина снова стала провинцией Византии.
Период арабского владычества (638—1099)
Около 636 года — в самом начале арабских завоеваний — Палестина была завоёвана у Византии мусульманами. [24]
В последующие шесть веков контроль над этой территорией переходил от Омейядов [25] к Аббасидам, [26] к крестоносцам и обратно.
Эпоха арабского владычества в Палестине делится на четыре периода:
Период крестоносцев (1099—1516)
С 1099 г. по 1187 г. крестоносцы основали здесь Иерусалимское королевство. Однако уже в 1187 г. Салах-ад-Дин Аюби взял Иерусалим. Но во время III крестового похода крестоносцы вновь вернули себе Аккон, Аскалон и другие города. Иерусалимское королевство было восстановлено, хотя сам Иерусалим находился в руках мусульман. Столицей стал Аккон. Летом 1241 г. монголы во главе с Хулагу вторглись в Палестину, но в битве при Айн-Джалуте 3 сентября 1260 г. их победили египетские мусульмане — мамлюки во главе с султаном аз-Захир Бейбарсом. Это поражение закрыло монголам путь в Северную Африку, а Египет стал самой могущественной державой этого региона. Затем египетские мамлюки начали войну с государствами крестоносцев в Палестине. 18 мая 1291 г. пал Аккон, 19 мая — Тир. Падение Сидона произошло в июне, Бейрута — 31 июля. Палестина находилась под властью Египта до времён Османской империи.
Под властью Османской империи (1516—1917)
В XIX веке Иерусалим снова превратился в важнейший еврейский центр Эрец-Исраэль. Цфат, соперничавший с Иерусалимом за духовное первенство, сильно пострадал в результате землетрясения (1837), унёсшего жизни около 2 тысяч евреев, и пришёл в упадок.
В 1900 году только в 34 еврейских сельскохозяйственных поселениях с 28176 гектарами земли было 5,3 тыс. человек. [источник не указан 787 дней]
В начале XX века население составляло приблизительно 450 тысяч арабов и 50 тысяч евреев.Г. А. Любарский 1900.Палестина: Её настоящее и будущие [источник не указан 787 дней]
28 марта 1917 года Джемаль Паша, губернатор Османской Сирии, ранее заявлявший, что «евреи получат тот же урок, что и армяне», издал указ об изгнании всех евреев из Иерусалима, Яффо и Тель-Авива. «Многие из них были депортированы на Кипр или в Европу, другие погибли в пути, не в состоянии найти убежище или денег на билет». [31]
Происхождение названия и первые поселенцы
Само название «Палестина» происходит от слова «Филистия». Так называлась часть побережья Средиземноморья на территории современного Израиля, которую когда-то населяли филистимляне. На иврите название этого народа звучало как «плиштим«, что в переводе означает «вторгшиеся». Считается, что в данную местность они переселились из острова Крит. Арабы, которые завоевали эти земли называли их «Фаластын».
До появления в этой земле филистимлян, вся местность к западу от Иордана, называлась Ханаан, — по имени одного из внуков Ноя, пережившего согласно Священного Писания Всемирный Потоп. Именно от Ханаана произошли 11 племен, 10 из которых населяли земли на западе от реки Иордан, и одно, — амореи, имело владения по обе стороны Иордана. Также в тех землях селились и прото-хурритские племена перемешиваясь с кочевыми семитскими племенами.
История древнего Израиля
Ханаанский период закончился в XVI веке до нашей эры, с приходом израильтян. Этот народ, освободившись из египетского рабства, имел перед собой цель завладеть ханаанскими землями. Пройдя равнинами Моава, преодолев сопротивление двух аморейских царей, и захватив их территорию, древнееврейские племена подготовились к завоеванию земель к западу от Иордана. Вскоре перебравшись через реку, израильтяне во главе с Иисусом Навином, захватывают города Иерихон и Гай. Постепенно они завоёвывают практически весь Ханаан, за исключением владений филистимлян. Последние, на протяжении долгого время вторгаются во владения израильтян, зачастую довольно успешно. Освободиться полностью от угнетения со стороны филистимлян, Израиль смог только ближе к концу правления царя Давида. Царствование его сына, Соломона (1037—998 до н. э.) осуществлялось в мирных условиях. После его смерти царство было разделено на Северное со столицей в Самарии, и Южное, столицей которого, во время царя Давида, стал Иерусалим. Время от времени между этими царствами тоже вспыхивают войны. В последующие годы, во времена правления разных царей, против израильтян с переменным успехом, периодически воевали филистимляне.
Северное царство было завоёвано войсками ассирийцев, и перестало существовать с 740 г до н. э., когда после трехлетний осады была взята Самария. Многие из израильтян, были уведены в плен, а на их место завоеватели поселили представителей различных народностей из Месопотамии и Сирии.
Южное царство, тоже попало в зависимость от Ассирийцев. Однако, со временем иудейский царь Езекия, желая свергнуть многолетнее иго Ассирии, восстал против её царя. В 734 г. до н.э., Ассирийский царь Сеннахирим со своим войском вторгся в Иуду. За короткое время были захвачены более 40 иудейских городов. В конечном итоге в осаде оказалась столица царства Иуды, Иерусалим. Шансов у города практически не было, но ассирийские войска в него не вошли. Так и не выпустив ни одной стрелы против Иерусалима, ассирийцы покинули Иудею. Историки по-разному объясняют произошедшее там, но в Библии сказано, что ночью ангел Бога поразил в ассирийском стане 185 тысяч воинов, а Сеннахирим вернулся в Ниневию.
В VII веке до нашей эры над Иудой нависла угроза со стороны нового завоевателя. Теперь это были халдеи или вавилоняне. В 607 году до нашей эры окончательно был разрушен Иерусалим. Большая часть иудеев была уведена в Вавилон. Над оставшимся малочисленным народом царь Навуходоносор поставил наместником Гедалию, но вскоре против него был составлен заговор, и его убили. Из страха перед вавилонским царём люди бежали в Египет. Вследствие этого, земля Иуды осталась в запустении.
От храма восстановленного, до храма разрушенного
В 539 г. до н. э., объединенные войска мидян и персов, захватили Вавилон. Иудеям было позволено вернуться в свои земли и отстроить Иерусалим и храм. В 455 г. до н.э., вернувшиеся иудеи обнесли отстроенный город стеной и установили ворота. Этим они завершили полное восстановление Иерусалима.
В 332 году до н. э., по Иудее и всей остальной части Палестины, прошел Александр Македонский со своим войском. Таким образом, и этот край оказался под властью Греции, сменившей Мидо-персию. После смерти Александра, македонская держава была разделена между его бывшими полководцами. Иудея сначала была частью империи царей из династии Птолемеев, а с 198 г. до н. э., она стала
подвластной Селевкидам, правящим в Сирии. Спустя 30 лет, попытка царя Антиоха IV, посвятить иерусалимский храм языческому богу Зевсу, вызвала восстание иудеев. Последние, желая полностью избавиться от Селевкидов, в 160 г. до н. э. призывают на помощь римлян. С тех пор Иудея пребывает под сильным римским влиянием. В 66 году до н. э., Помпей присоединил палестинские земли к римской империи. Римляне позаботились о том, чтобы у власти в Иудее находились не евреи, а более лояльные к Риму идумеи. Так наместником в той земле стал Антипатр из династии Иродов. Как раз во время римского правления в Палестине проповедовал и был казнён по ложному обвинению своих соплеменников, Иисус Христос.
В 66 году н.э. римские войска окружили Иерусалим, чтобы подавить восстание, но совершенно неожиданно отступили. Христиане находящиеся в городе, восприняли это как шанс на спасение и последовав указаниям Иисуса Христа, поспешно покинули Иерусалим. Остальные же иудеи, посчитали отступление римлян избавлением посланным свыше. Через четыре года римские войска вернулись и все, кто был в городе оказались в ловушке. Всего чуть больше чем через четыре месяца осады, Иерусалим был взят римлянами. Город и храм были сожжены, и полностью разрушены. Тогда более миллиона человек погибло и 97 000 уведено в плен и продано в рабство.
В 633 году в Палестинские земли вторглись арабы. Сразу несколько армий под командованием Амра ибн аль-Аса, одерживают одну за другой победы над войсками Византии. Спустя 4 года вся территория Палестины стает подвластной мусульманам. Период арабского господства продлился до 1099 года, когда войска крестоносцев завладели Иерусалимом, и основали Иерусалимское королевство. После почти двухсотлетнего владения Палестиной, крестоносцы оставляют эти земли. На рубеже XII и XIII веков, после короткого царствования династии айюбидов, наступает период правления мамлюков продлившийся до начала XVI века.
Палестина в XVIII и XIX веках
Во второй половине XVIII века Палестина пережила вторжение наполеоновских войск. Им удалось захватить такие города как Газа, Рамла, Яффа и Лод. Продвижению французов к Акко помешало мощное сопротивление турецкой армии. К тому же, туркам на помощь поспешил флот англичан. В апреле 1799 года французские войска под командованием Клебера, хотя и одержали две небольшие победы, вынуждены были отступить.
В 1832 года, в Палестину приходят египтяне. За своё восьмилетнее правление они успели осуществить ряд реформ по европейскому образцу. Это вызвало недовольство арабского населения, и привело к массовым восстаниям.
Возникновение Политического Сионизма
Евреи живущие в эмиграции постоянно имели огромное желание возвратиться к Сиону. Эта надежда евреев стала главной темой их молитв. Переселение в «Святую землю», по сути началось ещё в XII веке по причине преследования христианскими церквями. К концу XV века, этот поток увеличился за счёт их соплеменников бежавших из Пиренеев, а в конце XIX века, — из Российской империи.
Именно в это время появилось движение, известное как Политический Сионизм. Официальной датой его зарождения, можно считать 1896 год, когда свет увидела книга Теодора Герцля «Еврейское государство». Главным образом, движение развивало идею образования государства Израиль.
Британский мандат и новые трудности для евреев
После начала Первой мировой войны, Жаботинский и Трумпельдор инициировали формирование в составе армии Объединённого Королевства, «Еврейского легиона», который оказывал содействие в аннексии Палестины. В 1917 году секретарём иностранных дел Великобритании А. Бальфуром издан специальный документ содержащий одобрение Великобританией идеи образования в тех землях еврейского государства. В 1922 году Лигой Наций правительству Британии был выдан мандат на Палестину. Британские власти сразу ввели существенные ограничения для евреев. В частности британцы выделили 3/4 территории Палестинских земель под отдельный район закрытый для поселения евреев. Приход нацистов к власти в Германии, сильно увеличил приток евреев в Палестину. Это вызвало всплеск арабских восстаний во второй половине 30-х годов. Из-за этого Британия издала некую «Белую книгу», которой практически свела на нет поселение евреев в тех землях.
Репатриация, или узаконенная оккупация?
1947 год ознаменовался тем, что ООН принял решение разделить Палестину на две части: арабскую и еврейскую. Арабы эти территории считали своими, и конечно были против создания государства Израиль. Всё это послужило началом затянувшегося уже больше чем на пол столетия конфликта между арабами и евреями в этом регионе.
В 1967 году Израильская армия отвоевала обширные территории правобережья Иордана. Через два десятилетия был начат переговорный процесс между Организацией Освобождения Палестины и Израилем. Результатом Соглашений в Осло, стало образование в 1994 году Палестинской национальной администрации (ПНА). Спустя девятнадцать лет руководство ПНА издает указ с предписанием официально использовать термин «Государство Палестина«, и всячески добивается международного признания его независимости. По состоянию на январь 2019 года, ряд стран включая США и Израиль, выступают против этого решения.
Палестина
историческая область в Западной (Передней) Азии.
Историческая справка. Территория П., согласно данным археологии, была заселена в эпоху палеолита. К периоду мезолита относится Натуфийская культура (10—8-е тыс. до н. э.). В 3-м тыс. до н. э. на территории П. осели племена ханаанеев (См. Ханаанеи). В 18 в. до н. э. П. была завоёвана гиксосами (См. Гиксосы), которые в 16 в. были разбиты египтянами, установившими своё политическое влияние в П., что не исключало культурного влияния Вавилона. С 13 в. до н. э. началось завоевание территории П. древнееврейскими племенами. В 12 в. побережье П. было завоёвано филистимлянами (название «П.» происходит от древнееврейскими пелиштим — филистимляне). В 11 в. до н. э. на остальной территории П. было основано древнееврейскими племенами Израильско-иудейское царство во главе с Саулом (затем Давидом и Соломоном). Около 928 оно распалось на два — Израильское царство (около 928—722 до н. э.) — в Северной П. и Иудейское царство (около 928—586 до н. э.) — в Южной П. В 722 территория Израильского царства была завоёвана ассирийским царём Саргоном II, столица Самария разрушена, большая часть населения переселена в отдалённые провинции Ассирии. В 587—586 до н. э. Иудейское царство было завоёвано вавилонским царём Навуходоносором II и превращено в провинцию Иудею; Иерусалим был сожжён, многие жители уведены в плен. После завоевания Вавилонии (539) персами территория П. вошла в состав государства Ахеменидов, в 332 — державы Александра Македонского, в 3—2 вв. находилась под властью сначала египетских Птолемеев (См. Птолемеи) (с 301), потом (с 200) сирийских Селевкидов (См. Селевкиды). В 167 до н. э. в Иудее вспыхнуло народное восстание во главе с Маккавеем Иудой (См. Маккавей Иуда), направленное против политического, налогового и религиозного гнёта Селевкидов, в конечном итоге завершившееся в 142 до н. э. образованием на этой территории самостоятельного государства Хасмонеев (от названия династии Хасмонеев). В 63 до н. э. был установлен протекторат Рима, в 6 н. э. территория П. была превращена в римскую провинцию с прокураторским управлением. Против римского владычества неоднократно вспыхивали крупные и ожесточённые народные восстания (Иудейская война 66—73 (См. Иудейская война 66-73), восстание Бар-Кохбы (См. Бар-Кохба) 132—135, восстания в середине 2 в., в 3 в.). С 395 — в составе Византии (См. Византия). К 640 П. была завоёвана арабами. При Омейядах П.— одна из наиболее привилегированных провинций. В период распада халифата Аббасидов (См. Аббасиды) П. стала объектом завоеваний египетских династий (Тулунидов (См. Тулуниды), Ихшидидов, Фатимидов (См. Фатимиды)). В результате 1-го крестового похода (1096—99) П. была завоёвана крестоносцами, образовавшими на её территории Иерусалимское королевство. В 1187 крестоносцы были разгромлены египетским султаном Салах-ад-дином; основная часть П. была включена в состав айюбидского (см. Айюбиды), а позже — мамлюкского Египта. Под управлением мамлюков П. оставалась до турецкого завоевания в 1516. В 1750—75 значительная часть П., находившаяся под властью шейха Дагира, фактически была независимым от Османской империи владением. В 19 в. в П. усилилось освободительное антитурецкое движение (восстания 1825 в Иерусалиме, Наблусе, Вифлееме, 1830 в Наблусе и др.). В 1832—41 П. находилась под властью египетского паши Мухаммеда Али (См. Мухаммед Али). Централизация управления, ограничение феодального произвола и набегов бедуинов, осуществленные египетским правительством, благоприятствовали экономическому развитию П. Но усиление налогового гнёта, введение рекрутской повинности вызывали антиегипетские восстания (1834, 1840—41). С середины 19 в., особенно в связи с открытием Суэцкого канала (1869), возрастает стратегическое и экономическое значение П. и обостряется соперничество европейских держав за установление своего влияния в этом районе. С конца 19 — начала 20 вв. империалистические державы в борьбе за П. использовали реакционную шовинистическую идеологию и практику еврейской буржуазии — Сионизм, одной из главных целей которого было создание в П. еврейского государства и переселение туда евреев из различных стран. В ходе 1-й мировой войны 1914—18 П. оккупировали английские войска. 2 ноября 1917 английское правительство опубликовало так называемую декларацию Бальфура, в которой содержалось обещание содействовать созданию в П. «национального очага для еврейского народа». В апреле 1920 на конференции в Сан-Ремо Великобритания добилась мандата на управление территорией П. (был утвержден Лигой Наций в июле 1922). В сентябре 1922 Великобритания выделила из территории П. подмандатную территорию Трансиорданию (см. в ст. Иордания), на которую не распространялась декларация Бальфура.
Великобритания, захватив ключевые позиции в экономике и политической жизни П., поощряла еврейскую колонизацию П., деятельность сионистов в П., проникновение туда еврейского капитала, связанного с империалистическими монополиями, содействовала в этих целях еврейской иммиграции в П. (с 1919 по май 1948 в П. иммигрировало 452 тыс. евреев). Сионистские организации при покровительстве английских властей получали в П. различные концессии, скупали лучшие земли, а затем силой сгоняли с них арабских крестьян (феллахов). Вся полнота власти в П. была сосредоточена в руках английского верховного комиссара, при котором действовало так называемое Палестинское правительство, состоявшее из английских чиновников. Кроме того, в П. действовало «Еврейское агентство», формально являвшееся совещательным органом при верховном британском комиссаре в П., но фактически наделённое широкими полномочиями в вопросах колонизации, иммиграции, а также в хозяйственной и политической деятельности еврейской общины. По мере укрепления сионистских организаций, они всё настойчивее стремились освободиться от английской опеки. Английская колониальная политика в П., строившаяся на сотрудничестве с сионистами, вызывала растущее недовольство арабов, неоднократно выливавшееся в вооруженные восстания (1920, 1929, 1933, 1936—39) против английских колонизаторов и сионистской колонизации П. В 1919 в П. была создана Социалистическая рабочая партия П. (в 1921 переименована в Коммунистическую партию П., КПП), выступавшая за совместную борьбу трудящихся масс евреев и арабов против британского империализма, за освобождение П. от английского колониального господства, создание в П. двунационального арабо-еврейского независимого государства.
Стремясь ослабить национально-освободительную борьбу палестинских арабов и не допустить утраты контроля над политикой сионизма в П., Великобритания была вынуждена заявить в конце 30-х гг. о том, что она ограничит, а затем прекратит еврейскую иммиграцию в П. и введёт ограничения на скупку земель сионистскими организациями в П. Недовольные политикой Великобритании, сионисты, используя англо-американские противоречия и стремление американских нефтяных монополий закрепиться на Ближнем Востоке, всё более стали ориентироваться на союз с США. После 2-й мировой войны 1939—45 усилилась борьба народов П. за ликвидацию английского мандата. Английское правительство было вынуждено в 1947 передать вопрос о П. в ООН. 29 ноября 1947 Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о ликвидации английского мандата, выводе английских вооруженных сил из П. и о создании на её территории двух независимых государств — арабского и еврейского, экономически связанных между собой; Иерусалим выделялся в самостоятельную административную единицу со специальным международным режимом под управлением ООН. Исходя из реального положения, сложившегося в П., Советский Союз голосовал за это решение. 14 мая 1948 на части территории П. было провозглашено государство Израиль. Арабский народ П. не смог реализовать своего права на создание арабского государства в П., так как сионисты, империалистические круги Запада, а также реакционные силы в арабских странах спровоцировали арабо-израильскую войну 1948—49 (См. Арабо-израильская война 1948-49). Соглашениями о перемирии 1949 между Израилем и соседними арабскими государствами были установлены демаркационные линии. В итоге войны более половины (6,7 тыс. км 2 ) территории П., предназначавшейся Генеральной Ассамблеей ООН для арабского государства, а также западная часть Иерусалима были захвачены Израилем. Восточные районы П. (Западный берег р. Иордан) и восточная часть Иерусалима были в 1950 присоединены Иорданией, а район Газы отошёл под контроль Египта. Вооруженные силы Израиля изгнали с захваченных арабами территории свыше 900 тыс. арабов. Возник вопрос о палестинских беженцах, как одна из сторон палестинской проблемы, сущность которой — обеспечение законных национальных прав всего арабского народа П. В июне 1967 Израиль совершил новую агрессию против соседних арабских стран (см. Израильская агрессия против арабских стран 1967) и оккупировал не только всю территорию бывшей подмандатной П., но также принадлежащие Египту Синайский полуостров и принадлежащие Сирии Голанские высоты. Ещё более обострилась проблема палестинских беженцев; по данным ООН, численность их в 1974 составила свыше 1,5 млн. чел. Палестинские арабы в рядах Палестинского движения сопротивления под руководством Организации освобождения Палестины (См. Организация освобождения Палестины) включились в борьбу за ликвидацию последствий израильской агрессии 1967 и справедливое решение палестинской проблемы в рамках политического урегулирования Ближневосточного кризиса, на основе удовлетворения законных прав арабского народа П.
Лит.: Медников Н. А., Палестина от завоевания её арабами до крестовых походов. [т. 1—4], СПБ. 1897—1903; Базили К. М., Сирия и Палестина под турецким правительством. М., 1962; Новейшая история арабских стран,. М., 1968, с. 113—33; Abel F. М., Histoire de la Palestine depuis la conquête d’Alexandre jusqu’à l’invasion arabe, P., 1952; Albright W. F., The archaeology of Palestine, 2 ed., [L., 1960]; Parkes J. W., A history of Palestine, L., 1949; Joseph B., British rule in Palestine, Wash., [1948]; Great Britain and Palestine. 1915—1945, L.— N. Y., [1946]; Hadawi Sami, Bitter harvest; Palestine between 1914—1967, N. Y., 1967.
М. А. Коростовцев (до 4 в.), И. М. Смилянская (4 в.—1914), Е. А. Лебедев (с 1914).
Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Истоки искусства П. восходят к мезолиту (см. Натуфийская культура). К докерамическому неолиту (7—6-е тыс. до н. э.) относится искусство древнейшего поселения Иерихона. От 5-го тыс. до н. э. сохранилась керамика с гравированным или нанесённым краской геометрическим орнаментом. К эпохе халколита (4-е тыс. дон. э.) восходят городища в Бейсане, Мегиддо с остатками так называемых апсидальных жилищ, а также подземные жилища в районе Беершебы. Найдены расписная и лощёная (красная и серая) керамика, статуэтки из слоновой кости, ювелирные изделия. Примечательны стенные росписи (в зданиях Телей-лат-Гассула). В 3—2-м тыс. до н. э., когда П. была заселена ханаанеями, развивались поселения городского типа — Иерусалим, Иерихон, Бейсан, Мегиддо, Лахиш (Тель-эд-Дувейр) с оборонительными сооружениями из камня или сырцового кирпича, каменными храмами (сходными по планировке с храмами Сирии и финикии) и водопроводными тоннелями. Сохранились рельефы, круглая скульптура, сходная с сирийскими образцами, мелкая пластика, зооморфные керамические сосуды (в виде птиц и др.). Важнейшим сооружением периода Израильского и Иудейского царств (2-я половина 10—6 вв. до н. э.) был храм Соломона в Иерусалиме (10 в. до н. э.), известный по описаниям в Библии. Значительное развитие получила глиптика (печати с изображениями птиц, зверей). К эллинистическому и более позднему времени (до 4 в. н. э.) относятся гробницы с росписями в погребальных помещениях (например, в Марисе). От периода римского владычества уцелели остатки храмов (например, Диониса в Бейсане), театров (в Бейсане, Цезарее), акведуков, жилых домов, нередко украшенных мозаиками и скульптурой. Сохранились также мраморные саркофаги с надгробными бюстами и рельефами. Ко 2—4 вв. н. э. относятся синагоги, сочетающие черты местной, римской и сирийской архитектуры [синагога в Капернауме (Кфар-Нахуме)]. От византийского времени дошли базилики, монастыри, храмы, укрепления. Арабы, завоевавшие П. в 7 в., принесли новые типы зданий — мечети, медресе и др. К важнейшим памятникам арабского искусства относятся мечети Куббат ас-Сахра и аль-Акса в Иерусалиме, а также замок-резиденция Хирбет Аль-Мафджар (см. илл.). От времени господства крестоносцев (11—13 вв.) сохранились преимущественно замки (в Цезарее и др.), крепости. Из памятников архитектуры 16 — начала 20 вв. (период турецкого владычества) выделяются синагога в Сафеде (середина 16 в.), мечеть в Яффе (1810). С притоком в П. переселенцев-евреев (начавшимся в конце 19 в.) в местную культуру стали проникать художественные традиции различных стран. Первоначально жилые и общественные здания сооружались в духе эклектики, а позже в формах современных западноевропейских стилей (архитектор Э. Мендельзон, Р. Кауфман). В профессиональном искусстве этого периода проявляется тенденция к созданию так называемого еврейского стиля (сюжеты из еврейской истории или литературы и т.д.). Постепенно приток художников, получивших образование в различных странах, обусловил сосуществование в искусстве разнообразных течений (от реализма академического толка до абстракционизма). См. также статьи Израиль, Иордания.
Лит.: Флиттнер Н. Д., Культура и искусство Двуречья и соседних стран, Л.— М., 1958; Титов В. С., Архитектура Палестины и Финикии, в кн.: Всеобщая история архитектуры, 2 изд., т. 1, М., 1970; Reifenberg А., Ancient Hebrew seals, L., 1950; Anati Е., Palestine before the Hebrews, N. Y., 1963.
Дворец халифа Хишама Хирбет аль-Мафджар близ Иерихона. 1-я пол. 8 в.