Что такое палестина в истории
История Палестины
Содержание
Древнейшая история
Ханаан
История Древнего Израиля и Иудеи
Согласно Библии, древнееврейские племена под предводительством Иисуса Навина вторгаются на территорию Ханаана с востока, через территорию Моава, и первой их жертвой становится Иерихон. Захватив большую часть территории Ханаана, древнееврейские племена наталкиваются на серьёзное сопротивление в лице филистимлян, осилить которых удается лишь в царствование царей Давида и Соломона. После смерти последнего в 928 до н. э древнееврейское царство делится на северную (Израиль) и южную часть (Иудея со столицей в Иерусалиме). В 721 до н. э. Ассирия завоевывает Израиль, а на его территории поселяет депортированные народы своей империи (главным образом гутии). Так обособляется регион Самария, обусловившая легкость последующей эллинизации, а затем и арабизации этих земель (самарийский город Кесария Палестинская становится римским, а Рамалла — арабским центром Палестины). В 586 до н. э. Иудею завоёвывает вавилонский царь Навуходоносор II, однако вскоре новые хозяева Междуречья персы возвращают иудеев из Вавилонского плена. В IV веке до н. э. хозяевами Палестины становятся сначала эллинистические Селевкиды, а затем римляне.
Римский и византийский периоды
Римский период начинается в 66 до н. э., когда Помпей присоединяет Палестину в числе прочих территорий Восточного Средиземноморья. Первоначально местная иудейская региональная элита в лице династии Хасмонеев приветствовала новых властителей, считая, что далекие римляне будут меньше вмешиваться во внутренние дела их страны. Однако римляне вскоре привели к власти более лояльную себе идумейскую династию, самым известным представителем которой стал царь Ирод Великий.
Рост апокалиптических ожиданий мессии и попытка римского императора Адриана построить храм Юпитера в Иерусалиме вызвали в 132 году восстание Бар-Кохбы, которое окончилось неудачей. Десятки тысяч повстанцев погибли, а значительное количество евреев было изгнанно римлянами из страны. Провинция Иудея была переименована в Сирия Палестина, с тем, чтобы навсегда стереть память об еврейском присутствии в этих местах. [4]
Основное еврейское население в этот период переместилось из Иудеи в Галилею. [5] Однако, несмотря на гонения, наиболее важные для иудаизма религиозные тексты, Мишна и Талмуд, были составлены именно в этот период (II—V века).
Тем временем, после раздела Римской империи в 395 году, Палестина стала провинцией Византии. К этому времени среди местного эллинизированного населения сформировалась сильная христианская община, известная как Иерусалимская православная церковь. Преподобный Иларион Великий инициирует в Палестине монашеское движение. [6] Несмотря на значительное уменьшение численности евреев ко второй половине V века, в Галилее даже в этот период сохранялось еврейское большинство. [4]
В 614 году персидские войска, при поддержке местных евреев, завоевали Палестину, присоединив её к империи Сасанидов. Короткий персидский период сопровождался восстановлением еврейского влияния в регионе и гонениями на православных христиан, в которых видели «пятую колонну» Византии: церкви были разорены, а Животворящий Крест увезён в Иран. [7]
После победы над Персией в 629 году, византийский император Ираклий I торжественно вступил в Иерусалим — Палестина снова стала провинцией Византии. В 629—630 годах, в результате массовых убийств и гонений на евреев, вызванных Ираклием, еврейское присутствие в регионе достигло своего минимума за всю трёхтысячелетнюю историю, но полностью не исчезло.
Арабский период (638—1099)
Период крестоносцев (1099—1291)
Период мамлюков (1291—1516)
Под властью Османской империи (1516—1917)
В 1517 году территория Палестины была завоевана турками-османами под предводительством султана Селима I (1512-20). В течение 400 лет она оставалась частью огромной Османской империи, охватывавшей значительную часть юго-восточной Европы, всю Малую Азию и Ближний Восток, Египет и Северную Африку. [12]
В течение XVI века большие еврейские общины пускали корни в Земле Израиля в четырёх святых городах: Иерусалиме, Хевроне, Цфате и Тверии.
В начале XVIII века была предпринята одна из самых значительных попыток алии из Европы и обновления еврейского религиозно-национального центра в Иерусалиме. Во главе этого движения стоял рабби Иехуда Хасид, прибывший в Иерусалим в 1700 году во главе около тысячи своих последователей — выходцев из различных стран Европы. До их прибытия иерусалимская община насчитывала 1200 человек, в том числе 200 ашкеназов. Однако сам Иехуда Хасид после прибытия в страну внезапно умер. Между его последователями и обременённой долгами ашкеназской общиной Иерусалима возникли трения, приведшие к сожжению ашкеназской синагоги кредиторами-арабами (1720) и выселению евреев-ашкеназов из города. Долгое время после этих событий еврейские иммигранты из Европы селились главным образом в Хевроне, Цфате и Тверии. [4]
В начале XVIII века против турецкого господства поднял восстание арабский шейх из Назарета Дахир аль-Омар.
В начале 1799 года в Палестину вторгся Наполеон. Французам удалось овладеть Газой, Рамлой, Лодом и Яффой. Упорное сопротивление турок остановило продвижение французской армии к городу Акко, на помощь туркам пришёл английский флот. Французскому генералу Клеберу удалось одержать победу над турками у Кафр-Канны и у горы Тавор (апрель 1799). Однако из-за отсутствия тяжёлой артиллерии Наполеон не сумел овладеть крепостью Акко и был вынужден отступить в Египет. [4]
В 1800 году население Палестины не превышало 300 тысяч, 25 тысяч из которых составляли христиане, которые были весьма рассеяны по Палестине. Главные места концентрации христианского населения — в Иерусалиме, Назарете и Вифлиеме — контролировались православной и католической церквями. Евреи (главным образом сефарды) составляли 5 тысяч и в основном были по-прежнему сосредоточены в Иерусалиме, Цфате, Тверии и Хевроне. Остальное население страны (около 270 тысяч) составляли мусульмане, почти все — сунниты. [4]
В период 1800-31 гг. территория страны делилась на две провинции (вилайеты). Центрально-восточный горный район, простиравшийся от Шхема на севере до Хеврона на юге (включая Иерусалим), относился к Дамасскому вилайету; Галилея и прибрежная полоса — к вилайету Акко. Большая часть Негева находилась в этот период вне османской юрисдикции. [4]
В 1832 г. территория Палестины была завоёвана Ибрахим-пашой, сыном и военачальником вице-короля Египта Мухаммада-Али. Его резиденция расположилась в Дамаске. Палестина, северная граница которой достигала Сидона, стала единой провинцией. Египтяне, правившие страной восемь лет (1832-40), провели некоторые реформы по европейскому образцу, что вызвало сопротивление арабов и восстания в большинстве городов страны, которые были подавлены силой. В период египетского господства проводились широкие исследования в области библейской географии и археологии. В 1838 г. египетское правительство разрешило Англии открыть консульство в Иерусалиме (ранее консульства европейских держав существовали только в портовых городах — Акко, Хайфе и Яффе, а также в Рамле). Спустя 20 лет все крупные государства Запада, включая США, имели в Иерусалиме консульские представительства. [4]
В XIX веке Иерусалим снова превратился в важнейший еврейский центр Эрец-Исраэль. Цфат, соперничавший с Иерусалимом за духовное первенство, сильно пострадал в результате землетрясения (1837), унёсшего жизни около 2 тысяч евреев, и пришёл в упадок.
В 1841 году Палестина и Сирия вернулись под непосредственный контроль Турции. К этому времени численность еврейского населения Палестины удвоилась, в то время, как христианского и мусульманского — осталась без изменения. [4]
К 1880 году население Палестины достигло 450 тысяч человек, из которых 24 тысячи составляли евреи. Большинство евреев страны по-прежнему жили в четырёх городах: Иерусалиме (где евреи составляли более половины всего 25-тысячного населения), Цфате (4 тыс.), Тверии (2,5 тыс.) и Хевроне (800), а также в Яффе (1 тыс.) и Хайфе (300). Иерусалим стал крупнейшим городом в стране. [4] Более старую часть еврейского населения страны составляла сефардская община, в которую влились иммигранты из Северной Африки, Бухары, Ирана и других стран. Ашкеназская община состояла главным образом из восточноевропейских евреев, которые делились на хасидов и их противников — прушим (митнагдим). Подавляющее большинство евреев придерживалось строгой ортодоксии и подчинялось авторитету раввинов. Несмотря на поддержку из фондов халукки, евреи должны были тяжело трудиться под гнётом налогов, взимавшихся турецкими чиновниками. Тем не менее численность еврейского населения Эрец-Исраэль продолжала расти, особенно за счёт алии из Европы. Поток алии увеличился после открытия пароходного сообщения между Одессой и Яффой. [4]
Стремление евреев в Сион и зарождение политического Сионизма
Среди евреев, живших в диаспоре, всегда было распространено сильное желание возвратиться к Сиону и в Палестину. Эти надежды и устремления отражены в Библии: «И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима.» (Ис.2:3) и являются центральной темой еврейских молитв. Начиная с XII века преследование евреев христианской церковью привело к их притоку в Святую землю. В 1492 году этот поток существенно пополнился евреями, изгнанными из Испании, которые основали еврейскую общину Цфата.
Основателем политического сионизма — движения, которое ставило своей целью основание еврейского государства на земле Израиля, поднимая еврейский вопрос на международной арене — считается Теодор Герцль. [15] [16] В 1896 году Герцль опубликовал свою книгу «Еврейское государство» (нем. Der Judenstaat ), в котором изложил своё видение будущего еврейского государства. Уже в следующем году Герцль руководил первым Всемирным еврейским конгрессом. [17]
Британский мандат в Палестине (1918—1948)
Вторая алия (1904—1914 гг.) началась после Кишинёвского погрома. Приблизительно 40 тысяч евреев поселилось в Палестине. [14] Большинство иммигрантов первой и второй алии были ортодоксальными евреями, [18] но вторая алия включала в себя и социалистов, которые основали киббуцное движение. [19]
В 1919—1923 (Третья алия) в Палестину прибыли 40 тысяч евреев, в основном из Восточной Европы. Поселенцы этой волны были обучены сельскому хозяйству и могли развивать экономику. Несмотря на квоту иммиграции, установленную британскими властями, еврейское население выросло к концу этого периода до 90 тысяч. Болота Изреэльской долины и долины Хефер были осушены и земля сделана пригодной для сельского хозяйства. В этот период были основана федерация профсоюзов, Гистадрут.
Арабское сопротивление привело в 1920 году к Палестинским бунтам и формированию новой еврейской военной организации — «Хаганы» (на иврите «Оборона»). [21]
В то время страну населяли преимущественно арабы-мусульмане, однако самый крупный город, Иерусалим, был преимущественно еврейским. [23]
В 1924—1929 гг. (Четвёртая алия) в Палестину приехали 82 тысячи евреев, в основном в результате всплеска антисемитизма в Польше и Венгрии. Эта группа состояла во многом из семей среднего класса, которые переехали в растущие города, основав малые предприятия торговли и общественного питания и лёгкую промышленность. Впоследствии, однако, приблизительно 23 тысячи эмигрантов этой волны покинули страну.
По окончании Второй мировой войны, еврейское население Палестины составляло 33 % по сравнению с 11 % в 1922 году. [26] [27]
После создания Израиля
В конце 1947 года согласно решению ООН британскую Палестину было принято разделить на арабскую и еврейскую часть с предоставлением особого статуса району Иерусалима под управлением ООН, однако арабы не согласились терпеть государство Израиль на территории, которую они считали своей. Начался затяжной арабо-израильский конфликт.
Арабские активисты почти сразу перешли к террористическим атакам против Израиля. Большая часть терактов была организована и направлялась сотрудниками египетской разведки с территории сектора Газа и Иудеи и Самарии.
Арабов поддерживали международные организации и страны социалистического лагеря. В 1967 году в результате Шестидневной войны большая часть территории британской Палестины оказалась под контролем Израиля. В результате Первой палестинской интифады, начавшейся в 1987 году, были начаты переговоры ООП с Израилем, которые привели к Соглашениям в Осло. В 1994 году была создана Палестинская национальная администрация (ПНА) во главе с Ясером Арафатом. Столицей ПНА стал город Рамалла.
В 2005 году Израиль в ходе реализации «Плана одностороннего размежевания» эвакуировал все еврейские поселения и вывел свои войска из сектора Газа.
Примечания
Ссылки
Общий • Социалистический • Ревизионистский • Реформистский • Религиозный • Культурный • Федеративный • Антисионизм • Постсионизм • Неосионизм • Христианский • Мусульманский • Каханизм
История (сионизма • Израиля • Палестины) • Хронология сионизма • Список сионистских деятелей • Конфликты (арабо-израильский • палестино-израильский) • Сион • Земля Израиля • Иерусалим • Ишув • Старый ишув • Израиль • Закон о возвращении • Алия • Территориализм • Великий Израиль • Харедим и сионизм • Еврейская эмансипация • Стена и башня • Израильские поселения
Полезное
Смотреть что такое «История Палестины» в других словарях:
История Израиля — История Израиля … Википедия
История почты и почтовых марок Палестины — Почтовая марка номиналом 20 пиастров, выпущенная Египетской экспедиционной армией в декабре 1918 г. ( … Википедия
История Газы — Газа была основана в глубокой древности (около 3000 года до.н.э), один из древнейших городов мира[1]. Содержание 1 Древняя история 2 Античность … Википедия
История еврейского народа — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
История древнего Израиля и Иудеи — Карта Палестины 1759 года, показывающая расселение Двенадцати колен Израиля Часть серии статей об Истории еврейского народа … Википедия
История еврейского народа в Ветхом Завете — Истории еврейского народа … Википедия
История евреев в России — Истории еврейского народа … Википедия
История Древнего Израиля и Иудеи — Карта Эрэц Исраэль 1759 года, показывающая расселение Двенадцати колен Израиля … Википедия
История евреев в Нидерландах — Часть серии статей об Истории еврейского народа Хронология еврейской истории Библейская хронология Библейская история История антисемитизма Христианство и антисемитизм … Википедия
История евреев в Западной Европе — Истории еврейского народа … Википедия
Происхождение названия и первые поселенцы
Само название «Палестина» происходит от слова «Филистия». Так называлась часть побережья Средиземноморья на территории современного Израиля, которую когда-то населяли филистимляне. На иврите название этого народа звучало как «плиштим«, что в переводе означает «вторгшиеся». Считается, что в данную местность они переселились из острова Крит. Арабы, которые завоевали эти земли называли их «Фаластын».
До появления в этой земле филистимлян, вся местность к западу от Иордана, называлась Ханаан, — по имени одного из внуков Ноя, пережившего согласно Священного Писания Всемирный Потоп. Именно от Ханаана произошли 11 племен, 10 из которых населяли земли на западе от реки Иордан, и одно, — амореи, имело владения по обе стороны Иордана. Также в тех землях селились и прото-хурритские племена перемешиваясь с кочевыми семитскими племенами.
История древнего Израиля
Ханаанский период закончился в XVI веке до нашей эры, с приходом израильтян. Этот народ, освободившись из египетского рабства, имел перед собой цель завладеть ханаанскими землями. Пройдя равнинами Моава, преодолев сопротивление двух аморейских царей, и захватив их территорию, древнееврейские племена подготовились к завоеванию земель к западу от Иордана. Вскоре перебравшись через реку, израильтяне во главе с Иисусом Навином, захватывают города Иерихон и Гай. Постепенно они завоёвывают практически весь Ханаан, за исключением владений филистимлян. Последние, на протяжении долгого время вторгаются во владения израильтян, зачастую довольно успешно. Освободиться полностью от угнетения со стороны филистимлян, Израиль смог только ближе к концу правления царя Давида. Царствование его сына, Соломона (1037—998 до н. э.) осуществлялось в мирных условиях. После его смерти царство было разделено на Северное со столицей в Самарии, и Южное, столицей которого, во время царя Давида, стал Иерусалим. Время от времени между этими царствами тоже вспыхивают войны. В последующие годы, во времена правления разных царей, против израильтян с переменным успехом, периодически воевали филистимляне.
Северное царство было завоёвано войсками ассирийцев, и перестало существовать с 740 г до н. э., когда после трехлетний осады была взята Самария. Многие из израильтян, были уведены в плен, а на их место завоеватели поселили представителей различных народностей из Месопотамии и Сирии.
Южное царство, тоже попало в зависимость от Ассирийцев. Однако, со временем иудейский царь Езекия, желая свергнуть многолетнее иго Ассирии, восстал против её царя. В 734 г. до н.э., Ассирийский царь Сеннахирим со своим войском вторгся в Иуду. За короткое время были захвачены более 40 иудейских городов. В конечном итоге в осаде оказалась столица царства Иуды, Иерусалим. Шансов у города практически не было, но ассирийские войска в него не вошли. Так и не выпустив ни одной стрелы против Иерусалима, ассирийцы покинули Иудею. Историки по-разному объясняют произошедшее там, но в Библии сказано, что ночью ангел Бога поразил в ассирийском стане 185 тысяч воинов, а Сеннахирим вернулся в Ниневию.
В VII веке до нашей эры над Иудой нависла угроза со стороны нового завоевателя. Теперь это были халдеи или вавилоняне. В 607 году до нашей эры окончательно был разрушен Иерусалим. Большая часть иудеев была уведена в Вавилон. Над оставшимся малочисленным народом царь Навуходоносор поставил наместником Гедалию, но вскоре против него был составлен заговор, и его убили. Из страха перед вавилонским царём люди бежали в Египет. Вследствие этого, земля Иуды осталась в запустении.
От храма восстановленного, до храма разрушенного
В 539 г. до н. э., объединенные войска мидян и персов, захватили Вавилон. Иудеям было позволено вернуться в свои земли и отстроить Иерусалим и храм. В 455 г. до н.э., вернувшиеся иудеи обнесли отстроенный город стеной и установили ворота. Этим они завершили полное восстановление Иерусалима.
В 332 году до н. э., по Иудее и всей остальной части Палестины, прошел Александр Македонский со своим войском. Таким образом, и этот край оказался под властью Греции, сменившей Мидо-персию. После смерти Александра, македонская держава была разделена между его бывшими полководцами. Иудея сначала была частью империи царей из династии Птолемеев, а с 198 г. до н. э., она стала
подвластной Селевкидам, правящим в Сирии. Спустя 30 лет, попытка царя Антиоха IV, посвятить иерусалимский храм языческому богу Зевсу, вызвала восстание иудеев. Последние, желая полностью избавиться от Селевкидов, в 160 г. до н. э. призывают на помощь римлян. С тех пор Иудея пребывает под сильным римским влиянием. В 66 году до н. э., Помпей присоединил палестинские земли к римской империи. Римляне позаботились о том, чтобы у власти в Иудее находились не евреи, а более лояльные к Риму идумеи. Так наместником в той земле стал Антипатр из династии Иродов. Как раз во время римского правления в Палестине проповедовал и был казнён по ложному обвинению своих соплеменников, Иисус Христос.
В 66 году н.э. римские войска окружили Иерусалим, чтобы подавить восстание, но совершенно неожиданно отступили. Христиане находящиеся в городе, восприняли это как шанс на спасение и последовав указаниям Иисуса Христа, поспешно покинули Иерусалим. Остальные же иудеи, посчитали отступление римлян избавлением посланным свыше. Через четыре года римские войска вернулись и все, кто был в городе оказались в ловушке. Всего чуть больше чем через четыре месяца осады, Иерусалим был взят римлянами. Город и храм были сожжены, и полностью разрушены. Тогда более миллиона человек погибло и 97 000 уведено в плен и продано в рабство.
В 633 году в Палестинские земли вторглись арабы. Сразу несколько армий под командованием Амра ибн аль-Аса, одерживают одну за другой победы над войсками Византии. Спустя 4 года вся территория Палестины стает подвластной мусульманам. Период арабского господства продлился до 1099 года, когда войска крестоносцев завладели Иерусалимом, и основали Иерусалимское королевство. После почти двухсотлетнего владения Палестиной, крестоносцы оставляют эти земли. На рубеже XII и XIII веков, после короткого царствования династии айюбидов, наступает период правления мамлюков продлившийся до начала XVI века.
Палестина в XVIII и XIX веках
Во второй половине XVIII века Палестина пережила вторжение наполеоновских войск. Им удалось захватить такие города как Газа, Рамла, Яффа и Лод. Продвижению французов к Акко помешало мощное сопротивление турецкой армии. К тому же, туркам на помощь поспешил флот англичан. В апреле 1799 года французские войска под командованием Клебера, хотя и одержали две небольшие победы, вынуждены были отступить.
В 1832 года, в Палестину приходят египтяне. За своё восьмилетнее правление они успели осуществить ряд реформ по европейскому образцу. Это вызвало недовольство арабского населения, и привело к массовым восстаниям.
Возникновение Политического Сионизма
Евреи живущие в эмиграции постоянно имели огромное желание возвратиться к Сиону. Эта надежда евреев стала главной темой их молитв. Переселение в «Святую землю», по сути началось ещё в XII веке по причине преследования христианскими церквями. К концу XV века, этот поток увеличился за счёт их соплеменников бежавших из Пиренеев, а в конце XIX века, — из Российской империи.
Именно в это время появилось движение, известное как Политический Сионизм. Официальной датой его зарождения, можно считать 1896 год, когда свет увидела книга Теодора Герцля «Еврейское государство». Главным образом, движение развивало идею образования государства Израиль.
Британский мандат и новые трудности для евреев
После начала Первой мировой войны, Жаботинский и Трумпельдор инициировали формирование в составе армии Объединённого Королевства, «Еврейского легиона», который оказывал содействие в аннексии Палестины. В 1917 году секретарём иностранных дел Великобритании А. Бальфуром издан специальный документ содержащий одобрение Великобританией идеи образования в тех землях еврейского государства. В 1922 году Лигой Наций правительству Британии был выдан мандат на Палестину. Британские власти сразу ввели существенные ограничения для евреев. В частности британцы выделили 3/4 территории Палестинских земель под отдельный район закрытый для поселения евреев. Приход нацистов к власти в Германии, сильно увеличил приток евреев в Палестину. Это вызвало всплеск арабских восстаний во второй половине 30-х годов. Из-за этого Британия издала некую «Белую книгу», которой практически свела на нет поселение евреев в тех землях.
Репатриация, или узаконенная оккупация?
1947 год ознаменовался тем, что ООН принял решение разделить Палестину на две части: арабскую и еврейскую. Арабы эти территории считали своими, и конечно были против создания государства Израиль. Всё это послужило началом затянувшегося уже больше чем на пол столетия конфликта между арабами и евреями в этом регионе.
В 1967 году Израильская армия отвоевала обширные территории правобережья Иордана. Через два десятилетия был начат переговорный процесс между Организацией Освобождения Палестины и Израилем. Результатом Соглашений в Осло, стало образование в 1994 году Палестинской национальной администрации (ПНА). Спустя девятнадцать лет руководство ПНА издает указ с предписанием официально использовать термин «Государство Палестина«, и всячески добивается международного признания его независимости. По состоянию на январь 2019 года, ряд стран включая США и Израиль, выступают против этого решения.