Что такое палетка нармера

Палетка Нармера

Что такое палетка нармера. Смотреть фото Что такое палетка нармера. Смотреть картинку Что такое палетка нармера. Картинка про Что такое палетка нармера. Фото Что такое палетка нармера

Что такое палетка нармера. Смотреть фото Что такое палетка нармера. Смотреть картинку Что такое палетка нармера. Картинка про Что такое палетка нармера. Фото Что такое палетка нармера

Пале́тка Нарме́ра — алевролитовая пластина культового на­значения, которая использовалась для ритуального растирания красок. Датируется концом IV тыс. до н. э.. На обеих сторонах палетки имеются рельефные изображения фараона Нармера. Палетка Нармера исполнена в виде победной стелы и повествует о триумфальной победе Верхнего Египта над Нижним. Это подарок царя Первой или Нулевой династии Иераконпольскому храму, который увековечивал его победу над мятежными Ливийскими номами в Западной дельте Нила. У археологов есть предположение, что на ней изображена победа армии Нармера над городом Уашем. [1]

Палетка является одним из первых экспонатов, предстающих перед посетителями Египетского музея в Каире.

Содержание

Описание

Палетка, которая пережила пять тысячелетий в почти идеальном состоянии, была найдена в составе других артефактов в Иераконполе, древней додинастическиой столицы, расположенной на юге Египта, британскими археологами Джеймсом Кьюбеллом и Фредериком Грином, во время экспедиции 1897 — 1898 г.г.. [1] [2]

Палетка представляет собой пластину в форме щита или стелы высотой 63,5 см, шириной 42 см и толщиной 2,5 см. Предмет вырезан из цельного куска темного серо-зеленого алевролита. Материал часто ошибочно идентифицируют как шифер или сланец. Шифер слоистый и имеет склонность к шелушению. У сланцев большое содержание случайным образом распределенных зерен минерала. Оба они отличаются от мелкозернистого, жесткого алеврита. Этот материал широко использовался во время додинастического периода и часто применялся при создании скульптур в эпоху Древнего царства. Статуя 2-й династии фараонов Хасехемуи, так же найденная в Иераконполе, была сделана из того же материала. [3]

Что такое палетка нармера. Смотреть фото Что такое палетка нармера. Смотреть картинку Что такое палетка нармера. Картинка про Что такое палетка нармера. Фото Что такое палетка нармера

Обе стороны пластины оформлены высеченным на повышение рельефом. Верхний регистр оформлен одинаково. В центре иероглифическая надпись с именем Нармера. Изображения бурава и рыбы по-египетски читаются «Нар-мер».

Что такое палетка нармера. Смотреть фото Что такое палетка нармера. Смотреть картинку Что такое палетка нармера. Картинка про Что такое палетка нармера. Фото Что такое палетка нармера

В верхней части по краям обеих сторон расположены символы, в виде двух стилизованных человеческих лиц с коровьими ушами и сильно изогнутыми рогами. Рога отождествляют символы богини неба Хатор, покровительницы фараонов и богиню коровы Бат, покровительницу седьмого нома Верхнего Египта. [4] [5]

Рельефы на обеих сторонах палетки представляют пять сцен.

Аверс

Что такое палетка нармера. Смотреть фото Что такое палетка нармера. Смотреть картинку Что такое палетка нармера. Картинка про Что такое палетка нармера. Фото Что такое палетка нармера

Что такое палетка нармера. Смотреть фото Что такое палетка нармера. Смотреть картинку Что такое палетка нармера. Картинка про Что такое палетка нармера. Фото Что такое палетка нармера

Смысл композиции раскрывается иносказательным языком в сценах, расположенных фризообразными регистрами. В центре изображены переплетённые длинношеие львы (серпопарды), которых держат на поводках двое бородатых мужчин. Их шеи обрамляют круг палетки Нармера, что может, по мнению учёных, символизировать насильственное объединение двух частей страны. [6] В верхнем регистре над серпопардами, видна фигура правителя Древнего Египта. Он одет в тунику, завязанную через левое плечо и подпоясанную бычим хвостом. Фараон представлен в «красной короне» правителей Нижнего Египта, увенчивающей его в знак победы над ними. В руках у него жезл и цеп.
Он участвует в процессии вместе с шестью приближёнными к месту, где лежат связанные и обезглавленные враги. Двое из свиты изображены спереди и позади фараона и предположительно являются высшими чиновниками.

В нижнем регистре изображён бык, разбивающий рогами вражескую и олицетворяющий царя.

Реверс

Что такое палетка нармера. Смотреть фото Что такое палетка нармера. Смотреть картинку Что такое палетка нармера. Картинка про Что такое палетка нармера. Фото Что такое палетка нармера

Что такое палетка нармера. Смотреть фото Что такое палетка нармера. Смотреть картинку Что такое палетка нармера. Картинка про Что такое палетка нармера. Фото Что такое палетка нармера

На обратной стороне палетки царь Нармер, который замахивается булавой на пленного северянина. Фараон держит пленного за волосы. Фигура Нармера занимает центр композиции. На нём те-же одежды, но голову венчает уже «белая корона» Верхнего Египта. Над царём бог Гор в виде сокола держит в лапе веревку, продетую сквозь губы пленника. Голова пленника поднимается из иероглифического знака земли. Под изображением сокола помещены шесть стеблей папируса. Стебель папируса в египетской системе счета означает тысячу. Сокол на пиктограмме символизирует царя, который захватил в завоеванной им стране шесть тысяч пленников. За головой пленника Справа изображена острога, а под ней — прямоугольник с волнистыми линиями, что может означать наименование страны — «на берегу моря». Часть египтологов считает, что это ранние иероглифы, обозначающие «гарпун» и «озеро».

В нижнем регистре палетки видны изображения убегающих врагов. Две распростёртые фигуры обнажённых мужчин, могут так же изображать как пленённых, так и мёртвых врагов. Их головы повёрнуты в противоположную сторону от фараона и носильщика сандалий.

Историческая ценность и споры

Египтологи сразу же поняли всю важность этой находки. Палетка Нармера имеет большую важность в изучении Древнего Египта. Следующие 100 лет или около того содержание палетки будет интерпретироваться египтологами, стремящимися найти ответ на многочисленные вопросы: от политических истоков и предпосылок возникновения египетского государства до природы египетского искусства и письменности. [7]

Находка является образцом раннего начала письменной истории Древнего Египта и представляет собой переходную ступень от рисуночного письма к иероглифическому. Её можно рассматривать и как произведение изобразительного искусства, и как образец письменности. [8]

Найденный артефакт позволяет выделить признаки формирования системы древнеегипетского канона. Кроме приема иображения человеческой фигуры на плоскости в «палетке Нармера» формируется и ряд специфических признаков, характерных для памятников древнеегипетского искусства: [9]

Достоверность событий

Что такое палетка нармера. Смотреть фото Что такое палетка нармера. Смотреть картинку Что такое палетка нармера. Картинка про Что такое палетка нармера. Фото Что такое палетка нармера

Благодаря этой палетке, исследователи считают Нармера основателем Египта. Он объединил враждовавшие между собой Верхний и Нижний Египет в единое государство. Однако, ранее мнения египтологов по поводу сюжета разделялись. Одни ученые считали, что палетка представляет собой запись реальных событий, другие утверждали, что это объект, предназначенный для создания единой мифологии господства Нармера над Верхним и Нижним Египтом.

Вызывает разногласия у ученых и датировка событий. Примеры толкования: [6]

Источник

Палетка (тонкая каменная плитка с рельефными изображениями) была найдена в Иераконполе археологами Джеймсом Квибеллом и Фредериком Грином в сезон 1897/1898 гг. Предполагается, что она была создана в эпоху объединения Египта и возможно повествует о победе Верхнего Египта над Нижним, так как на одной стороне палетки фараон Нармер изображён в короне определённой формы, свидетельствующей о владычестве над Верхним Египтом, а на другой стороне форма короны меняется, что говорит о владычестве над Нижним.

Что такое палетка нармера. Смотреть фото Что такое палетка нармера. Смотреть картинку Что такое палетка нармера. Картинка про Что такое палетка нармера. Фото Что такое палетка нармера

Древний Египет. Палетка Нармера. Лицевая и оборотная стороны. Нулевая династия. Около 3000 г. до н. э. Сланец. Высота 64 см, ширина 42 см, толщина 2,5 см. Каирский музей. Фотография: Википедия

Верхний регистр обеих сторон палетки оформлен одинаково: по краям расположены два стилизованных человеческих лица с коровьими рогами и ушами. Это – символы богини неба Хатор, покровительницы фараона. Между ними в центре помещена иероглифическая надпись с именем Нармера.

На одной стороне изображены переплетённые длинношеие львы («серпопарды»), которые, свернувшись, образуют круг, они искусно обрамляет небольшое углубление, или тарелочку, для растирания красок для декоративной росписи глаз (подобные палетки служили для этих целей), поэтому именно эта сторона, скорее всего, аверс.

Животных держат на поводках двое бородатых мужчин. Похоже образ был заимствовано из искусства древней Месопотамии, возможно иконографии Элама.

Что такое палетка нармера. Смотреть фото Что такое палетка нармера. Смотреть картинку Что такое палетка нармера. Картинка про Что такое палетка нармера. Фото Что такое палетка нармера

В верхнем регистре на фронтальной стороне палетки, изображение шагающей фигуры человека с бородой — правителя Древнего Египта; судя по иероглифам в рамке, расположенным между бычьими головами в верхней части обеих сторон палетки, это человек по имени Нармер.

Он изображён на одной стороне палетки в «красной короне», считавшейся символом власти над Нижним Египтом, на другой в «белой» — знак владычества над Верхним, точно в таких коронах изображены и другие фараоны, например, Рамсес III.

Что такое палетка нармера. Смотреть фото Что такое палетка нармера. Смотреть картинку Что такое палетка нармера. Картинка про Что такое палетка нармера. Фото Что такое палетка нармераЧто такое палетка нармера. Смотреть фото Что такое палетка нармера. Смотреть картинку Что такое палетка нармера. Картинка про Что такое палетка нармера. Фото Что такое палетка нармера

В руках у Нармера жезл и цеп, одет он в тунику, завязанную через левое плечо, с пояса свисает бычий хвост.

Фараон участвует в процессии вместе с шестью другими людьми, среди которых выделяются две фигуры вдвое ниже него; на палетке они изображены спереди и позади фараона. Оба мужчины занимают высокое социальное положение и являются высшими чиновниками. Тот из них, который изображён слева, носитель царской обуви; в одной руке он несёт пару сандалий, а в другой маленький сосуд. У него на шее нагрудное украшение или, возможно, царская печать. Фигура чиновника справа несколько больше. Он изображён в парике и одеянии из шкуры леопарда; с его шеи свисают письменные принадлежности.

Четыре пленных хананейских (?) вождя, несут штандарты увенчанные символами или тотемами, известными по более поздним периодам, — двумя соколами, животным семейства кошачьих и странным шарообразным предметом. Справа изображены ритуально казнённые обезглавленные тела десяти врагов с головами между ног. Над обезглавленными телами расположены четыре символических изображения: дверь, сокол, лодка с носом и кормой и сокол, держащий гарпун. Художник похоже ещё не знает или намеренно не использует перспективное сокращение и совмещает в одном изображении разные точки зрения на предмет, сводит всё видимое к чисто планиметрическому решению. Так, обезглавленные фараоном тела врагов лежат на земле, но изображены как если бы на них смотрели сверху; т. е. линия горизонта поднята по вертикали. Вполне возможно, это сделано специально, чтобы наглядно показать символическое число казненных пленников.

Что такое палетка нармера. Смотреть фото Что такое палетка нармера. Смотреть картинку Что такое палетка нармера. Картинка про Что такое палетка нармера. Фото Что такое палетка нармера

Внизу палетки изображение быка Аписа давящего хананеянина, семита, потому что именно так египтяне изображали жителей Ханаана и от своего изобразительного канона не отходили на протяжении тысяч лет.

Что такое палетка нармера. Смотреть фото Что такое палетка нармера. Смотреть картинку Что такое палетка нармера. Картинка про Что такое палетка нармера. Фото Что такое палетка нармераЧто такое палетка нармера. Смотреть фото Что такое палетка нармера. Смотреть картинку Что такое палетка нармера. Картинка про Что такое палетка нармера. Фото Что такое палетка нармера

Покорение Рамсесом II ханаанских царей (13 в. до н. э.)

Что такое палетка нармера. Смотреть фото Что такое палетка нармера. Смотреть картинку Что такое палетка нармера. Картинка про Что такое палетка нармера. Фото Что такое палетка нармера

На росписи изображена группа семитов, пришедших в Египет (Гробница Ханумхотепа, 19 в. до н. э.) | NebMaatRa, Википедия

Ещё одна важная деталь – изображения дворца и крепостных городских стен, свидетельствующих, что 3000 лет до н. э. в Ханаане уже были города, а не египтяне принесли цивилизацию в этот регион, что кстати, подтверждается последними археологическими данными.

Что такое палетка нармера. Смотреть фото Что такое палетка нармера. Смотреть картинку Что такое палетка нармера. Картинка про Что такое палетка нармера. Фото Что такое палетка нармера

На обратной стороне палетки изображён шагающий фараон Нармер, гораздо большего размера, в «белой короне» Верхнего Египта, в той же самой тунике. На этот раз его сопровождает только носильщик сандалий (стоящий за ним или сбоку). Фараон поднял над головой палицу, которой он собирается поразить хананеянина. Булаву он держит странно, намного выше рукояти. Носильщик сандалий изображён вдвое меньшим, чем фараон. Над головой носильщика розетка и знаки «хм». Фараон держит пленника за волосы.

Возможно рассмотреть эту сцену с иной точки зрения. Некий «выступ» сверху за левой кистью руки фараона находится с внешней стороны кулака фараона и это не волосы человека, а некий предмет. Тогда выходит, что смысл изображенной на палетке сцены носит не характер убийства пленного, а форму посвящения на верность фараону. Подтверждением этого служит то, что фараон в правой руке держит жезл за середину, а не за конец ручки. Кулак левой руки фараона лежит на голове, а не ударяет по ней.

Справа от головы коленопреклоненного человекаможно разглядеть два небольших знака. Большинство египтологов считает, что это ранние иероглифы, обозначающие «гарпун» и «озеро», которые также можно было фонетически прочесть как иностранное слово «Вош» или отнести к кому-то, чьё имя, титул или место рождения могли читаться как «Гарпун» или «Озеро».

Напротив фараона, над головой его противника, египетское божество Гор (в виде сокола) сжимает верёвку с крюком зацепившим нос схематично изображённой головы пленного. Из спины этого человека торчат шесть стеблей папируса; может быть речь идёт о «6000 пленниках», поскольку каждый стебель символизирует число 1000; это обозначение сохранилось и в династический период истории Египта.

Что такое палетка нармера. Смотреть фото Что такое палетка нармера. Смотреть картинку Что такое палетка нармера. Картинка про Что такое палетка нармера. Фото Что такое палетка нармера

В самой нижней секции находятся две распростёртые фигуры обнажённых мужчин, которые могут быть как пленёнными, так и мёртвыми врагами. Слева от лица каждого из них расположены знаки; тела мужчин повёрнуты таким образом, что их лица обращены влево, в том же самом направлении, что лица двоих пленных, изображённых выше (и в противоположную сторону от фараона и носильщика сандалий).

Что такое палетка нармера. Смотреть фото Что такое палетка нармера. Смотреть картинку Что такое палетка нармера. Картинка про Что такое палетка нармера. Фото Что такое палетка нармера

Сложное содержание надписей, символов и декоративных элементов палетки Нармера — являются предметом постоянных споров с самого момента её обнаружения. Стиль изображения и отождествление фараона с Нармером указывают, что палетка была создана в конце IV тыс. до н.э. Пластинке присущи специфические признаки искусства династического периода, такие как расположение сцен по горизонтальным регистрам, комбинирование фронтальных и боковых элементов, разномасштабность фигур по социальному признаку и неправильная перспектива изображений.

Источник

Палетка фараона Нармера.

Один из самых древних египетских рельефов — шиферная палетка* фараона Нармера (восходящая еще к III тысячелетию до н. э.) — не сопровождается надписью, но сам рельеф представляет собой надпись — пиктограмму. Изображение на одной стороне плиты расшифровывается, как фраза: «Царь вывел 6 тысяч пленных из равнинной страны», а на обратной стороне — «Царь разрушает крепости, уничтожает врага». Здесь изображение и письмо тождественны.

В дальнейшем пути их расходятся, но все же остаются очень близкими: искусство — это отчасти письмо, а письмо — отчасти искусство. Их союз обусловлен общностью цели — закрепить и сохранить в знаке жизнь.

Письменность проделывала свою обычную эволюцию — от пиктографии к идеографии (где рисунок обозначает слово или понятие), а затем — к слоговому и алфавитному письму. Как всегда, изобразительные знаки при этом все больше упрощались, схематизировались и в конце концов теряли сходство с предметом. В Египте рано возникло алфавитно-слоговое письмо. Когда ученые в XIX веке взялись за его расшифровку, их сбивало с толку то обстоятельство, что среди схематических «букв» то и дело встречаются изображения не схематические — людей, животных, птиц, различных предметов, очень тонко и точно нарисованные, очень похожие на те, которые встречаются в самих изобразительных композициях. Думали сначала, что египетские иероглифы — это символические письмена-рисунки. Но оказалось, что изображения лишь присоединены к слоговому письму в качестве «детерминативных знаков», определителей. То есть, если, положим, писалось слово со значением «плыть», то перед ним помещали рисунок корабля; если речь шла о плясках — помещали изображение танцовщицы и т.д. По существу, надобности в этих дополнительных знаках не было — слово и так можно было прочесть. Сохраняя знак-образ, письменность сохраняла родство с искусством. Искусство же в свою очередь сохраняло свою родственность с пиктограммой — и внешнюю, и внутреннюю. Что такое все эти вытянутые в «строки» вереницы сцен, опоясывающие стены усыпальниц, как не своеобразная «опись» богатств и деяний вельможи? Насколько деловыми были эти описи, можно судить по тому, что тут же нередко приводились и точные цифры рабов и голов скота. Эта рассудочная «деловитость» египетского искусства была, в сущности, обратной стороной его глубочайшей поэтической наивности: она проистекала из веры в безусловную реальность художественных образов.

Н.А.Дмитриева. Краткая история искусств. 2004

*Палетка (от фр. palette — «пластинка», «планка») — тонкая каменная плитка с рельефными изображениями, характерна, главным образом, для искусства Древнего Египта.

Источник

Палетка фараона Нармера

Что такое палетка нармера. Смотреть фото Что такое палетка нармера. Смотреть картинку Что такое палетка нармера. Картинка про Что такое палетка нармера. Фото Что такое палетка нармера

Если вы отправитесь в Египетский национальный музей в Каире, то среди первых же экспонатов обязательно увидите так называемую палетку Нармера — небольшую резную плиту из минерала алевролита, покрытую рельефами с обеих сторон. Ей более 5 тысяч лет…

Считается, что Нармер был основателем не то нулевой, не то первой египетской династии, и именно он объединил Нижний и Верхний Египет в единое государство.

Великий объединитель

Правил он примерно в конце XXXII века до н.э. Интересно, что, в отличие от других легендарных и полулегендарных фараонов, от Нармера остались вполне вещественные свидетельства, включая его могилу, его булаву и алевролитовую палетку для смешивания красок. Гробницу Нармера обнаружил ещё в раннюю эпоху изучения египетских древностей английский археолог Флиндерс Питри. Она находилась в царском некрополе в полутора километрах от Абидоса и была относительно бедной — всего лишь каменный склеп из двух погребальных камер. Только в 1964 году археолог Кайзер атрибутировал безвестное погребение как могилу этого фараона — среди немногочисленных находок были обнаружены осколки глиняной посуды с оттиском личной печати Нармера.

Вроде бы, если существуют могила и керамика с личной печатью фараона, вопрос о его реальном существовании решён раз и навсегда. А вот и нет! Некоторые учёные считают, что Нармер, или Свирепый Сом, — не имя, а всего лишь титул египетского правителя. Ведь на печати упоминается его хорово имя: Хор Нар Мер. Разумеется, в династических списках этого имени нет. Там правитель выступает под другим именем — Менес. Однако не все египтологи согласны с этим предположением. Нармер, говорят они, был отцом или предшественником Менеса, положившим начало объединению Египта, но само объединение заняло продолжительное время и завершилось только при потомках Менеса.

Подарок для жреца

Каменные пластинки для растирания красок, которыми египтяне раскрашивали свои лица и тела, постоянно использовались в повседневной жизни. Их делали небольшими, чтобы было удобно держать в руках, и украшали рельефами. Чем богаче был владелец палетки, тем роскошнее выглядела сама пластина. Но к IV тысячелетию до н.э. появился новый тип египетских палеток — значительно более крупных и тяжёлых. Их стали делать как некие памятные предметы, которые дарились властителями египетским храмам. Очевидно, жрецы использовали их в торжественных церемониях.

Для их изготовления использовался материал, который хорошо резался и не давал сколов или крошки, — алевролит. Он был благородного зеленоватого цвета. Привозили его из карьеров в Вади-Хаммамате, а наибольшее число палеток найдено на территории Верхнего Египта. Самыми известными являются Ливийская палетка, палетка с дикими африканскими собаками из Лувра, палетка с полем боя из Эшмола, палетка с быком из Лувра, палетка со сценами львиной охоты, палетка из Эль-Амры и, конечно, палетка Нармера.

Палетка Нармера — крупный и тяжёлый артефакт, размером 64 на 42 сантиметра и толщиной 2,5 сантиметра. Обе стороны покрыты рельефами, но лицевой считается та, на которой есть специальное углубление по центру — его-то и использовали для растирания красок.

Лицевая сторона палетки разделена на четыре горизонта: в верхней части изображены коровьи головы, символизирующие небесное происхождение власти фараона, между ними в серехе (прямоугольнике, на котором восседает сокол) вписано его имя. Верхний горизонт обратной стороны палетки имеет точно такой же вид. Небесная корова покровительствовала фараонам Верхнего Египта, откуда был родом Нармер. Иными словами, Нармер говорил своим приверженцам: вот я, Нармер, мои боги ведут меня от победы к победе. А далее, и по лицевой стороне, и по реверсу, давались расшифровки его побед.

«Битва на болотах»

На лицевой стороне, во втором горизонте, во всю его высоту, изображён сам фараон в «красной короне» завоеванного им Нижнего Египта. В руках у него булава и цеп — два символа высшей власти. К его поясу приторочен бычий хвост — чтобы уж точно не было недомолвок по поводу происхождения этой власти. За ним следует значительно меньший по размеру носитель сандалий, а впереди — такой же небольшой длинноволосый вельможа по имени Тшет, перед которым несут четыре символа, воздетые на пиках, — шар, кошку, двух соколов.

Что именно эти символы обозначают, мы не знаем. Вероятно — плоды завоевания. Справа изображены поверженные и обезглавленные враги — пять рядов, по двое в ряд. Над ними имеются ещё четыре символа — дверца, корабль, гарпун и сокол. Учёные расшифровывают эти знаки как названия завоёванных городов северян. Тогда 10 трупов должны обозначать какое-то число. Какое именно — неизвестно.

Третий горизонт имеет чисто аллегорическое значение. Это тот самый горизонт со впадиной для красок. Рельеф изображает двух мифических зверей — серпопардов, или длинношеих львов, которые переплелись шеями, образуя удобную для красок ложбину. Животных удерживают на поводках двое бородатых людей. Египтологи считают, что так художник изобразил насильственное объединение страны. Львицы считались в Египте символами войны. Львицы, с трудом сдерживаемые поводками, — состояние неустойчивого мира.

В четвёртом, нижнем горизонте показан бык, сбивающий городские стены и топчущий поверженного врага, — это свидетельство полной победы Нармера.

С реверсной стороны большую часть палетки занимает второй горизонт, с изображением огромной фигуры фараона в короне Верхнего Египта. Он занёс руку с булавой для последнего, смертельного удара по голове пленника. А бог Хор уже спустил к лицу пленника специальный инструмент для выемки мозга через нос, чтобы отправить врага в царство мёртвых.

За спиной пленника — шесть стеблей папируса, символизирующие Нижний Египет. Известно, что в иероглифике стебель папируса обозначал число 1000. Шесть стеблей папируса могли обозначать 6 тысяч человек. Но конкретная судьба их всё равно остаётся загадкой. Они могли погибнуть в ходе войны, попасть в плен и быть позже казненными или же признать власть нового правителя. В то же время папирус всегда символизировал болотистую местность. Поэтому изображение стеблей папируса рядом с поверженным врагом может переводиться как «битва на болотах».

Фараон на палетке выглядит так, как будут впоследствии изображаться все последующие правители Египта. От линии волос до линии соприкосновения стоп с землёй в его фигуре укладывается ровно 18 сжатых кулаков. Голова и ноги развёрнуты в боковой проекции, тело от пояса до головы — во фронтальной. Голова также имеет накладную бороду. Именно в таком виде египетские художники рисовали своих владык даже в эпоху Александра Македонского. Они сохранили также и древнюю традицию изображать фараонов вдвое больше остальных фигур, использовать только статичные композиции. Впрочем, элементы движения на этой палетке ещё имеются. Но они касаются не властителя, который монументален, как каменное изваяние, а врагов и людей низшего сословия — слуг. Только враги могут лежать на земле с ещё «бегущими» ногами и вывернутыми в сторону запада — страны смерти — лицами. Только держатели зверей могут напрягаться изо всех сил, чтобы не спустить серпопардов с поводков.

Все специалисты сходятся в одном: палетка изображает события, совершенно реальные для египтян того времени. Но вот что египтяне считали реальным? К тому же датировка самой палетки и событий, отображенных на ней, тоже имеет разночтения. Это связано с ранним временем находки, когда датировка ставилась в основном визуально. А поскольку датировать камень радиоуглеродным методом практически невозможно, то, например, египтолог Мариетт относил её к 5004 году до н.э., а Струве — к 3200 году до н.э. Разница, как видите, около 1800 лет. Так что вопрос, кто на самом деле изображён на палетке — реальный фараон под именем Нармер или легендарный объединитель Египта, воплощённый Хор Нар Мер, — остаётся открытым…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *