Что такое палитра для рисования
Палитра
Палитра (фр. palette — пластинка) — небольшая тонкая и лёгкая доска четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. Часто палитра имеет отверстие для большого пальца руки.
Для масляной живописи палитра обычно делается из дерева; для других видов живописной техники может быть сделана из жести, эмалированного металла, фарфора, фаянса.
В переносном смысле «палитра» означает точный перечень красок, которыми пользуется тот или иной художник в своей работе, а также набор цветов, типичных для некоторой картины, для произведений определенного художника или художественной школы (синоним такого словоупотребления — «цветовая гамма»).
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Палитра» в других словарях:
ПАЛИТРА — (фр., от лат. pala лопатка). Дощечка из дерева, фарфора или кости, на которой живописцы кладут и смешивают, для образован. оттенков, краски во время работы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАЛИТРА… … Словарь иностранных слов русского языка
палитра — ы, ж., ПАЛЕТРА ы, ж. palette f., ит. paletta, > пол. paleta. 1. иск. Дощечка, пластинка с вырезом для большого пальца, на которой живописец растирает и смешивает краски. БАС 1. ПалЕтра у живописцев называется ручная дощечка для красок… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ПАЛИТРА — ПАЛИТРА, палитры, жен. (от итал. paletta). Небольшая тонкая доска, на которой живописцы, держа ее на левой руке большим пальцем, продетым сквозь имеющийся прорез, смешивают при работе краски. || перен. Совокупность выразительных средств, которыми … Толковый словарь Ушакова
палитра — арсенал средств, пластинка, гамма, цветовая гамма, подбор, доска, перечень Словарь русских синонимов. палитра сущ., кол во синонимов: 8 • арсенал средств (1) • … Словарь синонимов
ПАЛИТРА — (от французского palette), тонкая деревянная дощечка или металлическая, фарфоровая или фаянсовая пластинка, служащая художнику для смешивания красок в процессе работы; также подбор цветов, характерный для живописной манеры данного художника … Современная энциклопедия
ПАЛИТРА — (от франц. palette пластинка) четырехугольная или овальная деревянная дощечка, металлическая или фарфоровая пластинка для смешивания красок; также подбор цветов, которыми пользуется художник … Большой Энциклопедический словарь
Палитра — (иноск.) манера, метода живописца, писателя (намекъ на палитру, дощечку живописцевъ съ красками). Ср. (Незлобивость) Боборыкина, какъ писателя, полное нежеланіе, или вѣрнѣе, неспособность поддаваться раздраженію, лишаетъ палитру его одной очень… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ПАЛИТРА — ПАЛИТРА, ы, жен. 1. Небольшая дощечка, пластинка, на к рой живописец смешивает краски. 2. перен. Подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма. 3. перен. Совокупность выразительных средств художника. Богатая п. писателя. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова
ПАЛИТРА — жен., франц. ручная дощечка живописцев, с масляными красками: подносик. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Палитра — (от франц. palette), 1) тонкая деревянная дощечка или металлическая, фарфоровая, фаянсовая пластинка, прямоугольная либо овальная, на которой художник смешивает краски (обычно масляные) в процессе работы. 2) В переносном смысле подбор… … Художественная энциклопедия
палитра — глубина цвета Например, глубина цвета на экране монитора может характеризоваться числом бит (для представления цвета) на пиксел. Так глубина цвета 16 бит на пиксел (65536 цветов) носит название High Color, а 24 бита на пиксел (16,7 млн.цветов)… … Справочник технического переводчика
Палитра в живописи. Можно ли обойтись без нее?
Распространенные техники живописи
Секреты гармонии в живописи
Палитра в живописи. Можно ли обойтись без нее?
Когда мы слышим слово «палитра», в нашем воображении предстает образ художника, который совершает некий магический обряд с красками, в результате чего появляются новые цвета. И действительно процесс смешивания красителей впечатляет, особенно, когда при сочетании двух совершенно разных оттенков рождается не похожий ни на один из них третий.
Виды палитр
В переводе с латыни «paleterum» означает «пластинка» или «дощечка». Однако сегодня палитры изготавливают не только из дерева, но также из пластика, стекла, бумаги холста и других материалов, поэтому каждый может выбрать оптимальный для себя вариант.
Палитра для рисования маслом
Классическая палитра для масляной живописи представляет собой тонкий лист древесины, покрытый лаком. Промышленный вариант – это обладающая легкостью, жесткостью и прочностью фанера, но, если вы решили изготовить палитру самостоятельно, не забудьте залакировать лицевую поверхность. В противном случае масло будет просачиваться в древесину, и краска станет слишком густой, что приведет к неудобствам в работе и ухудшит качество кроющего слоя.
Палитры для акварели и других красок на водной основе
Многие художники, рисуя красками на водной основе, предпочитают в качестве палитры белую бумагу. Краситель хорошо ложиться на бумажную основу, легко смешивается и позволяет увидеть результат, приближенный к тому, каким он будет на полотне будущей картины. Лицевая поверхность листа пропитывается водоотталкивающим слоем, предотвращающим промокание палитры. Кроме того, бумага является одноразовой палитрой, поэтому мыть ее не придется.
Для получения нужного цвета путем смешивания красок на водной основе можно использовать пластик и стекло. Главное преимущество пластиковых и стеклянных палитр – гладкая поверхность, которая легко отмывается. Правда для акварели это не самый удачный вариант, поскольку при смешивании водянистых красок могут образовываться капли. В качестве альтернативного варианта стеклу, пластику и бумаге можно использовать холст, который, следует предварительно закрасить, чтобы нивелировать зернистость.
Размеры палитры
Оптимальный размер палитры составляет 30-40 см. Маленькая поверхность не слишком удобна, так как ее приходится постоянно чистить, чтобы освободить место для новых смесей. Особенно обидно, когда случайно удалишь комбинацию, которую долго и скрупулезно подбирал, и приходится «страдать» заново. Художники, предпочитающие творческий простор, используют дощечки размерами до полуметра, а при работе стоя пользуются двумя палитрами – стационарной, находящейся возле мольберта, и мобильной, которую держат в руке, когда приходится часто подходить картине и отходить от нее.
Недостатки палитры
Несмотря на то, что палитра – достаточно простой инструмент, она играет ключевую роль в работе художника, избавляя его от необходимости покупать огромное количество красок. Чтобы получить альтернативный цвет, достаточно иметь несколько основных красителей – главное подобрать правильные пропорции. На первый взгляд – ничего сложного, но на самом деле это и есть «камень преткновения», не позволяющий передать нужный оттенок.
Получение гармоничных оттенков по технике Старых мастеров
Великие художники эпохи Возрождения никогда не использовали палитру, но их работы поражают реалистичностью, гармонией цвета и тонкой проработкой мельчайших деталей. Как им это удавалось? Неужели они держали тысячи флаконов с красками?
Конечно же нет. Все дело в технологии, существенно отличающейся от традиционных методик, в которых упор делается на краски. Техника старых мастеров – это многослойная живопись, где палитрой является само плотно, а красители смешиваются не физически, а оптически подобно наложению друг на друга цветных стекол. В качестве полупрозрачных слоев выступают имприматура, лессировки, темперные смеси и акварель. Важную роль играет подготовка полотна, работа наждачной бумагой и локальный ввод красок тончайшими слоями без мазков. Только применяя комплексный подход можно получить:
Эжен делакруа
Вы обращали когда-нибудь внимание на палитры известных художников?
Если присмотреться, то можно рассмотреть в этих измазанных дощечках и почерк мастера, и его отношение к живописи. Не случайно поэтому на некоторых выставках вместе с картинами можно встретить и палитры.
Они достоверно передают не только цветовую гамму, но и манеру письма того или иного художника.
Так палитра Клода Моне описывается как яркая и богатая. А вот палитру Рембрандта можно охарактеризовать как простую, с минимальным набором красок. Ренуар же в силу свой аккуратности и экономности, всегда имел начисто вытертую палитру.
К слову, немецкий фотограф Маттиас Шаллер создал уникальный фото-проект «Das Meisterstück» («Шедевр»). Автор запечатлел более 70 палитр известных художников девятнадцатого и двадцатого века.
Какими бы красками вы не писали (масло, акрил, акварель, гуашь, темпера), палитра станет вашем верным помощником в получении нужного оттенка цвета.
Палитры для масляной живописи делают из разных материалов (дерево, пластик, бумага, холст). Давайте коротко рассмотрим каждую из них.
Палитра деревянная
Деревянная палитра – это классика. Ранее деревянные палитры изготавливали из цельной древесины. Сейчас, как правило, для этого используют фанеру.
Она удобна в использовании и прослужит долго, если правильно подготовить ее.
Дело в том, что масло, уходя из краски в деревянную поверхность, делает ее (краску) более густой. Это неудобно в работе и не лучшим образом отразится на качестве красочного слоя в будущем. Поэтому:
Важно:
Палитра пластиковая
Палитра из пластика — это уже изобретение современности.
Такую палитру не нужно грунтовать и очень легко держать в руке.
Часто в таких палитрах уже есть готовые ячейки под краски.
Важно:
Палитра бумажная
Бумажные палитры достаточно популярны у художников.
По сути это альбом с бумажными листами, которые являются одноразовой палитрой.
Лицевая сторона такого листа покрыта специальным водоотталкивающим слоем, который препятствует промоканию палитры.
Бумажная палитра продается по 36-40 листов. Правда такой блокнот стоит не дешевле деревянной палитры (а зачастую и дороже).
Важно:
Палитра из холста
Холст так же может справиться с задачей палитры!
Несмотря на то, что холст за частую загрунтованный, его все же стоит «усовершенствовать».
Для этого достаточно смешать на нем разные краски, заполнив всю поверхность.
Этот простой прием уменьшит первоначальную структурность зерна и подготовит палитру-холст к работе.
Например, стекло, металл, картон. Картон кстати тоже нужно грунтовать. Для этого вполне подойдет клей ПВА.
С масляными палитрами разобрались? Теперь давайте отдельно поговорим о палитрах акварельных.
Посмотрите это видео, где я подробно рассказываю и показываю свои палитры для акварели!
палитрА для акварели: какую выбрать?
Запись эфира длится 27 минут, непосредственно о палитрах говорим до 18-ой минуты:) Для вашего удобства я составила план эфира с указанием хронометража:
01.48 Чем хороша палитра, которая идет в комплекте с набором красок?
03.00 Можно ли пользоваться бумажной палитрой?
06.14 Какую пластиковую палитру брать точно не стоит?
08.04 Главное правило акварельной палитры + несколько моих «любимиц»
12.30 Если вы работаете с большими размерами.
15.18 Что делать, если краски на палитре «скатываются»?
Как очистить палитру?
Рекомендации, как очистить масляную палитру
— Чтобы очистить деревянную масляную палитру нужно сначала снять остатки краски мастихином, а потом промыть поверхность растворителем.
После рекомендуется протереть палитру тряпкой.
В случае, если краски засохли, кроме мастихина очистить палитру поможет. чеснок. Чесночный сок размягчит затвердевший слой краски, поэтому его будет проще счистить.
— Если вам не очень хочется чистить палитру и вы предпочитаете ее выбрасывать, то в этом случае удобно будет взять используемый в отделке помещений кусок пластика.
Рекомендации, как очистить акварельную палитру
В случае с акварельными палитрами важно помнить о том, что пластик легко поцарапать. Поэтому не стоит чистить палитру:
С осторожностью стоит использовать и различные виды спирта. Не забывайте в этом случае надевать перчатки, тщательно проветривать помещение. Не лишним будет проверить на небольшом кусочке пластика, как ведет себя спирт.
Использование обыкновенного мыла тоже не даст вам желаемого результата. Как быть?
Очень доступный вариант и при этом дает неплохой результат, несмотря на то, что какие-то следы останутся. Для чистки используйте старую зубную щётку.
Этот вариант особенно хорош для стыков, мелких участков и уголков палитры.
Такая губка поможет отмыть палитру быстро и без особых усилий. Купить ее можно в хозяйственных и строительных магазинах.
Перед использованием смочите губку водой. Действует она подобно ластику: в процессе использования стирается сама. И не царапает поверхность.
Губка станет отличным помощником, если нужно справляется с большими ровными поверхностями.
Итак, в этой статье мы затронули различные стороны выбора палитры и работы с ней. Надеюсь, данная информация была полезной для вас!
Пишите комментарии и делитесь этой статьей с друзьями!
Посмотрите, возможно, эти материалы будут вам полезны!
Post Tags:
21 комментарий
Татьяна
Марина, спасибо. Как всегда информативно. У меня одна из эконом палитр из пластика, показанная Вами. Не очень довольна., пластик пачкается и краска на нем скатывается. Попробую отмыть и отшкурить.
Марина Трушникова
Пластик пачкается всегда, даже в дорогих палитрах Mijelo, в которых якобы краска не впитывается в пластик. И там окрашивается
Наталья
У нас ребята в худ. Училище чистят палитру подсолнечным маслом. А для акварели в качестве палитры _бумагу, да она впитывает но зато отражает точно цвет для работы
Марина Трушникова
Я категорически против бумаги в качестве палитры. Только для проб цвета.
Алина
Фамилия создателя проекта не Шиллер, а Шаллер)) Наш учитель немецкого носил такую фамилию)
Марина Трушникова
Спасибо, исправили опечатку
Татьяна Яковлева
Спасибо, Марина! Ваши статьи всегда интересны и полезны. С удовольствием читаю и беру на вооружение! Успехов Вам!
Марина Трушникова
Татьяна, благодарю за отклик!
Наталья Г.
Добрый день, Марина. Спасибо за ваши уроки, советы…
Есть вопрос, который давно мучает… Ответьте, пожалуйста.
Акварельные краски (Белые ночи, набор 36 цветов) вскоре после начала использования коробятся в своих кюветках… Просто дыбом становятся, как ни размачивай- это не сглаживается, о неровные края цепляется щетина и конечно кисточкам это не на пользу.
Жаль, здесь нет возможности показать фото :-((
Это дефект или норма??
Интересно- это у всех или только мне досталось?
У меня есть набор, которому лет 25, я тогда рисовала мало- в основном какие-то стенгазеты, вот краски и сохранились. Тоже, кстати, БН. Так они совершенно иного качества, в разы лучше сегодняшних!
Марина Трушникова
Да, некоторые цвета так ссыхаются. В основном, “земли”. Они и раньше, 25 лет назад были такими. 🙂
Наталья Г.
Про палитру.
Я использую только кафельную плиточку или фарфор. тарелки, у меня французские, сервировочные, есть пара штук- они квадратные. Так удобно.
И кроме того, я не всегда мою палитры. Умышленно, не из-за лени)). Остатки красок засыхают и там просто кладезь непередаваемых оттенков случается)))
Поскольку я не делаю больших заливок,(мой размер форматов А4 и 3), то какие-то интересные оттенки мне часто пригождаются для каких-то нюансов.
Марина Трушникова
Согласна, это удобно. 🙂
Елена
Марина Трушникова
Елена, все верно, контейнер без доступа воздуха и холод хорошо сохраняет краски свежими.
Людмила
Спасибо за нужную информацию! Я иногда использую в качестве палитры большие одноразовые тарелки.
Спасибо! Как всегда очень интересно и понятно.
Ольга Половка
Я иногда пользуюсь палитрой из картона, покрытого белой бумагой, заворачиваю в пищевую пленку. Пленку меняю.
А я пользуюсь одноразовыми пластиковыми тарелками. Места маловато для меня, правда, зато удобно и экономично. Меняю время от времени, конечно, когда слишком много уже впитывается пигмента – выбросить не жалко)
Аноним
Благодарю за полезную и интересную информацию! Очень полезно! Ваши статьи и видео всегда вдохновляют меня!
Ольга Лакшинская
Марина, спасибо! Даже не задумывалась про то, какие в продаже есть. Теперь мечта появилась!))) Используем с детками в СШ тарелочки и куски пластика (стеновые панели)
Margaryta
Я часто пишу акрилом, который быстро засыхает, и пробовала разные палитры. Сейчас любимая палитра, это большая пластиковая тарелка. Легко держать в руках, достаточно места и хорошо отмывается. Беру обычное чистящее средство, которым мою сантехнику, пару капель на губку, и никаких пятен от акрила. Всё прекрасно отходит, даже засохший. Правда, у меня акрил не лучшего качества, но какой есть. Да, иногда остаются царапины, но не глубокие, и такую тарелку можно использовать долго. Одно время пользовалась обычными белыми тарелками. И там тоже остаются со временем царапины, пятна, и они тяжелее. Так что выбрала пластиковую и довольна.
А для акварели взяла обычную пластмассовую палитру с углублениями и, как уже писали выше, её не мою. Можно потом использовать уже полученные оттенки для других работ.
Как выбрать палитры для рисования?
Для чего художнику нужна палитра
В первую очередь наша героиня служит незаменимым помощником в подборе нужного цвета. Очень редко художнику удаётся с одного мазка получить нужную гамму красок на полотне. В большинстве случаев этому предшествует долгий и мучительный поиск. Вот здесь палитра просто не заменима. Она избавляет автора от постоянных исправлений в самой картине.
Во-вторых, не все краски так, как акварель с гуашью, упакованы в удобные ванночки и баночки. Масло и темпера, например, чаще всего продаются в тюбиках. Держать их открытыми – себе дороже.
Они могут высохнуть и испортиться. Опять же, здесь без хорошей палитры не обойтись. Выдавил нужные цвета на неё и пиши в удовольствие, а тюбики можно надёжно завинтить и спрятать в коробку.
В-третьих, иметь профессиональную палитру – это правило хорошего тона для любого живописца. Представьте себе дирижёра симфонического оркестра в шортах и футболке с половником в руках вместо дирижёрской палочки. Смешно. Очень похож на него живописец без палитры.
Как выбрать палитру для рисования
Самая простая палитра – это обычный лист бумаги, которую вы используете для рисования. Не спешите выкидывать неудачные работы. Обратная сторона такого листа может стать замечательным местом для смешивания акварельных или гуашевых красок. Многие настолько привыкли к такой палитре, что не хотят ничего менять в своих привычках. А надо бы!
Специальные приспособления для красочных замесов намного удобнее и экономичнее. Бумага впитывает часть краски и быстро сохнет. Вот почему пластмассовые и металлические аналоги намного эффективнее в этом отношении. Кто-то любит керамические и стеклянные палитры. Но эти помощницы только для очень аккуратных художников, что большая редкость в среде творческих людей.
Мы перебрали почти все известные материалы, но не затронули самый древний и наиболее популярный до наших дней. Вы конечно догадались, что это дерево. Деревянные палитры до сих пор надёжно служат большинству из живописцев. Давайте рассмотрим основные качества таких инструментов, на которые стоит обратить внимание при их выборе:
Итак, вы обзавелись отличной подругой, с которой готовы и в огонь, и в воду, но пока не знаете как ею пользоваться. Здесь нет точных правил. Каждый со временем вырабатывает свою манеру применения палитры. Однако, большинство признанных мастеров заметило, что общепризнанные принципы ещё никому не повредили. Давайте их тоже повторим:
Ну вот и всё, что надо знать о нашей героине начинающим живописцам. Смело мешайте краски на ней, помните наши советы и решительно идите к намеченной цели.
Как выбрать палитру для рисования?
Палитра для рисования считается неотъемлемым атрибутом художника. Без нее возможности сильно уменьшаются, приходится ограничиваться исключительно теми оттенками, что есть в наборе красок.
Хотя роль такого приспособления кажется преимущественно вспомогательной, профессионалы палитру выбирают с взвешенным подходом. Впрочем, профессионалы знают, как это делать, а вот за ребенка, который пока только учится рисовать, такой выбор должны сделать родители: разбираемся вместе.
Художественная палитра представляет собой специальную дощечку квадратной или условно овальной формы, применяемую для смешивания цветов. Помимо поверхности для смешивания она зачастую комплектуется специальным отверстием для большого пальца руки.
Назначение палитры очевидно – она помогает передать полноту оттенков окружающего мира. Кто хоть раз держал в руках набор красок, тот замечал, что цветов там не так уж и много. Если наберется, скажем, 24, то комплект уже можно считать большим.
Однако реальная жизнь куда более многогранная. Передача богатства оттенков становится возможной именно потому, что отдельные цвета из набора можно смешивать в разных пропорциях, чтобы получать новые.
На бумаге профессиональные художники этого не делают: так можно испортить рисунок неверно подобранной пропорцией. Палитра является полем для предварительных экспериментов по подбору тона. Чтобы наглядно понять, зачем она нужна, возьмите любой шедевр живописи и сравните его с типичным детским рисунком.
Отверстие имеет не только практичную, но и конкретную художественную роль. Помимо того, что так удобнее держать в руке инструмент, благодаря наличию прорези, можно осматривать сквозь нее картину с целью максимально удачного подбора нужного оттенка.
Предполагаемые варианты наносят на поверхность палитры вокруг прорези. Так художник сравнивает, насколько увиденное в отверстии сочетается с тем, что нанесено по его краям.
Выбрать палитру лучше, отталкиваясь от материала, из которого она сделана. Теоретически для этой цели может послужить совершенно любой материал, который не впитывает краску, хотя некоторые палитры ее, все же, впитывают. Если говорить о самых распространенных вариантах, то их – три.
Это – классика, проверенная веками. Мастера, что рисуют масляными красками, обычно используют именно дерево.
Деревянная палитра хороша удобством и долговечностью, но требует тщательной грунтовки маслом в несколько слоев (каждый после полного высыхания предыдущего), иначе станет тянуть масло из красок. Для палитры из дерева вредна повышенная влажность.
Хранение в вертикальном положении чревато деформацией, однако ее легко чистить, а потому она справедливо считается беспроигрышным и актуальным вариантом, достойным покупки.
Современный, легкий и недорогой материал, не требующий грунтования, не боящийся воды. Засохшая на поверхности пластика краска может быть разведена водой и использована повторно.
Впрочем, не все так гладко: при рисовании на природе такой легкий инструмент может запросто унести ветер. Хранить изделие нужно подальше от солнечных лучей (они деформируют палитру).
Кроме того акварель способна въедаться в поверхность, тогда отмыть палитру не получится, что усложнит правильное восприятие цвета.
Сегодня выпускают и бумажные палитры, представляющие собой блокнот из водоотталкивающей бумаги листов на 40 (каждый из них является одноразовой палитрой). Выглядит такое изделие оригинально, но стоит дорого, хранить его нужно там, где влажность минимальная, иначе листы пойдут волнами. Некоторые пытаются использовать с такой целью обычную бумагу.
Это не дешевле из-за ее высокого расхода, так быстрее расходуются краски и истираются кисти, велик риск образования грязи и катышков. При попадании в краску клей из дешевой бумаги портит рисунок.
Палитра — что такое? Размеры и формы художественной палитры для красок :
Художественная палитра — что такое? В первоначальном смысле этого слова она представляет собой жесткую, плоскую поверхность, на которую наносятся и смешиваются краски.
Что нужно знать о палитре?
Что такое палитра? Этот незаменимый инструмент художника, как правило, изготовлен из дерева, пластика, керамики или другого твердого непористого материала.
Размеры и формы палитры также могут сильно различаться. Наиболее популярным является овальный вариант, выполненный из дерева и предназначенный для удержания в руке художника.
Акварельные палитры чаще всего изготавливаются из пластика или фарфора.
Что нужно знать об этом важном для художника инструменте для масляной живописи? Палитра для красок — это, наверное, один из самых знаковых символов. Ее часто принимают как само собой разумеющееся, однако это один из наиболее важных приспособлений для живописи.
Палитра — что такое?
Это слово на самом деле имеет более чем одно значение. Можно дать несколько определений:
Сейчас существует много типов палитр, доступных на рынке для масляной живописи. Они изготовлены из различных материалов, от древесины до пластика. Что касается форм и размеров, то это лишь вопрос личных предпочтений, так как и в этом направлении существует масса вариантов. Как раньше, так и в наши дни, наиболее традиционной считается овальная деревянная палитра.
Незаменимый атрибут настоящего художника
Палитра для красок с жесткой и ровной поверхностью используется художником для организации и смешивания цветов. Помимо овальной формы широко используется прямоугольная или классически изогнутая форма, которая специально предназначена для удержания в руке и опирается на место между локтем и большим пальцем.
Из чего изготавливают палитры?
Материал, из которого изготовлена палитра художника, может быть самым разным. Традиционно — это дерево. Пластик является еще одним популярным материалом. Такие поддоны достаточно прочные, чтобы выдержать растворители, и хорошо подходят для работы с масляной краской.
Обычно они выполнены в белом цвете. Еще одним материалом, подходящим для изготовления палитры, является многослойная восковая бумага. Верхний лист отрывается и используется для смешивания и нанесения красок. Когда сеанс закончен, лист быстро и просто утилизируется.
Менее распространенными являются фарфор и керамика из-за их бьющихся свойств. Стекло также может быть использовано в качестве палитры, оно красивое и гладкое, и краска смывается легко. Тем не менее это самый опасный вариант, если его нечаянно уронить, оно может разбиться на мелкие кусочки и доставить кучу неприятностей.
Форма и размер
Палитра художника зачастую встречается в прямоугольной или классической форме почки. Последняя имеет на одном конце отверстие для большого пальца. Оттенки располагаются по краю формы палитры и являются легко доступными, что также немаловажно. С другой стороны, преимуществом прямоугольных плоскостей является то, что краски могут быть расположены ровными рядами.
Что касается размера, то некоторые палитры большие, а другие меньше. Многие из старых мастеров предпочитают использовать небольшую палитру. Это удобно, когда работа над картиной проходит в несколько этапов, следовательно, меньше цветов используется для каждой сессии.
Некоторые из больших палитр, используемых художниками сегодня, приспособлены к тому, чтобы суметь дать любой цвет и множество вариантов при смешивании на одной поверхности, поэтому и места должно быть достаточно.
Цвета и тона
Самым главным в палитре является ее цвет. Гораздо проще получить нужный оттенок, если смешать их на поверхности такого же цвета, как и холст.
Если смешать краску на коричневой деревянной палитре, а затем применить ту же самую краску на белом листе, цвет, хоть и незначительно, но будет отличаться от замешанного на палитре. Например, розовый на белом будет смотреться темнее, а на коричневом, наоборот, светлее.
Правильная позиция
Что такое палитра и как ее правильно держать? Есть два основных положения — на столе или в руках. Некоторые художники предпочитают держать ее непосредственно во время рисования. Это дает возможность работать с разных точек зрения.
Другие предпочитают устанавливать ее на стол и там смешивать краски. Штабные палитры, как правило, больше, и это дает больше возможностей для смешивания цветов. Какую бы позицию вы ни выбрали, это лишь вопрос удобства и личных предпочтений.
Все на своем месте
Упорядочивание и систематизация оттенков на палитре художника является весьма полезным умением. Это может показаться незначительным, но хорошо организованная поверхность сделает весь процесс более легким и приятным. Как вы организуете краски на вашей палитре, полностью зависит от вас.
Не существует правильного или неправильного способа. Некоторые предпочитают организовать цвета от светлого к темному, в то время как другие размещают свои цвета от холодного тона к теплому. Многие художники выкладывают свои краски по своим собственным системам сочетаемости.
Палитра для красок — это такая вещь, с которой знакомы все, а не только художники. У каждого, наверняка, в детстве была своя (и не одна) пластиковая акварельная палитра. Они бывают самыми разными: это касается и размеров, и форм, и материала. Наиболее популярной считается деревянная палитра небольшого размера.
Какие бывают палитры для живописи?
Палитра — это то, на чем смешивают краски. И поскольку краски бывают разными, то и палитры тоже различаются. Итак, какими же бывают палитры?
Палитры можно поделить на три категории:
Классическая палитра для масляной живописи представляет собой тонкий лист из дерева, покрытый лаком. Традиционно, такая палитра изготавливалась из цельного дерева. Но сегодня палитры все чаще делаются из фанеры. Но это не главное.
Главным свойством палитры для масляной живописи является ее сопротивление к впитыванию краски. Легкость, жесткость и прочность, просто обеспечивают комфортную работу. Но устойчивость к впитыванию это главное. Поэтому деревянная поверхность палитры должна быть обязательно покрыта лаком.
Лаковое покрытие будет предотвращать впитывание масла из красок. Это нужно не столько для защиты самой палитры, сколько для сохранения свойств масляных красок. Дело в том, что масло, уходя из краски в дерево, делает ее слишком густой.
А это не только неудобно в работе, но и плохо будет сказываться на качестве красочного слоя в дальнейшем.
Глянец лакового покрытия важен еще и для того, чтобы палитру было легче чистить. В этом случае краска не проникает глубоко в пористую структуру дерева и ее будет проще счищать с поверхности. Если краски еще не высохли, то их вначале соскребают мастихином, а потом счищают тряпкой, смоченной в разбавителе.
Иногда можно обойтись только одной тряпкой. Однако, когда краски уже засохли, кроме мастихина чистить палитру поможет обыкновенный чеснок. Очищенной долькой чеснока протирают засохший слой масляной краски. Чесночный сок способствует размягчению затвердевшего красочного слоя, поэтому его будет проще счищать.
Ввиду вышесказанного, следует добавить, что на практике не важно из чего сделана палитра для масляных красок. Важно какой поверхностью она обладает. Также не последнюю роль играет ее цвет.
Если он белый, то глаз художника «автоматически» сопоставляет нужный цвет с белым. Это помогает точнее определять тональность подбираемых оттенков.
К тому же, когда художник использует полупрозрачные смеси красок, чтобы увидеть как они будут смотреться на белом грунте холста, белый цвет палитры придется как нельзя кстати.
Что касается формы палитры, то традиционно ее делают овальной, но также бывают и разнообразные фигурные формы. Часто художники пользуются палитрами прямоугольной формы, которые идут в комплекте к этюдникам.
Какой бы ни была форма палитры, в ней есть отверстие и выемка для пальцев, чтобы палитру можно было держать в руках во время работы. Но зачастую, художники располагают палитру на этюднике или любой другой опоре.
Палитры для красок на водной основе могут быть разными. Но сегодня, их в основном делают из пластика белого цвета. Гуашевые и акварельные краски легко смываются с пластика даже после высыхания. А вот акриловые и темперные краски, после высыхания, водой уже не растворяются.
Поэтому, в этом случае палитру лучше вымыть сразу после работы, пока акрил не засох. Если говорить о практике, то художники, часто используют вместо таких палитр обычную плотную белую бумагу.
Это позволяет не только смешивать краски, но и чувствовать как краска ведет себя на листе, ведь создаваемое живописное произведение, тоже будет на такой же бумаге. Это особенно важно в акварельной живописи.
Палитры для акварельных красок могут быть и из пластика, и из белого фарфора (например, тарелка), и из стекла и т. д. Белый цвет в данном случае особенно важен, так как акварель — краска прозрачная, а роль белил в акварельной живописи выполняет белая бумага, которая просвечивается сквозь красочный слой. Именно поэтому, белый цвет палитры здесь просто необходим.
Несмотря на удобство палитр из пластика, многие художники предпочитают использовать в качестве палитры именно белую бумагу, так как это позволяет видеть красочный слой таким, каким он будет непосредственно на листе будущего живописного произведения.
То есть можно видеть как краска будет вести себя на бумаге: как она ложится на бумагу, как она растекается, какие разводы образует, как впитывается, какую насыщенность цвета создает… Поэтому смешивать акварельные краски на бумаге лучше, чем на пластике или стекле.
К тому же, если использовать пластмассу, то акварель не ложится ровной пленкой, а образует капли. Если же нужно прописать большие участки живописи и потребуется много воды и краски, то из бумаги складывают конусообразную чашу.
Какую выбрать палитру для живописи маслом?
Палитра для художника — неотъемлемый помощник в создании шедевра. Ведь именно благодаря палитре можно создать не просто цвета, а оттенки краски.
Палитры используются для смешивания масляных, акварельных, темперы, акриловых красок…
Скорее всего, если Вы увлекаетесь живописью Вы знаете что такое палитра. Давайте рассмотрим какие бывают палитры и какие у них качества.
Прежде всего расскажу Вам о разных палитрах для масляной живописи. Палитра для живописи должна быть плоской, тонко и легкой.
Деревянная палитра
Палитры из дерева наиболее часто используемые среди художников. Деревянная палитра удобна, легка и довольно долговечна. На таких палитрах пишут художники как в студиях, так и на пленэре (деревянная палитра неотъемлемая часть этюдника).
На деревянной палитре удобно смешивать краски, ее легко чистить, но после покупки обязательно загрунтуйте свою палитру чтобы дерево не тянуло масло из красок. Для этого вскройте палитру масло в 2-3 слоя, с обязательным полным высыханием каждого слоя. После этого Ваша палитра готова.
Палитра из пластика
Пластиковые палитры — это уже новшество, которое подарило нам современное время. Данные художественные палитры отличаются особой тонкостью и легкость. Из плюсов это то что ее не нужно грунтовать и очень легко держать в руке. Часто в таких палитрах есть даже ячейки для разных красок.
Бумажная палитра для масляных красок
Удивлены? Да-да, бумажные палитры завоевывают свой авторитет среди современных художников. Это вовсе не та бумага, которая часто используется для акварельных красок. По сути это блокнот с бумажными листами, которые являются одноразовой палитрой. Лицевая сторона каждого листа имеет покрытие которые не дает бумаге промокать и тянуть масло из красок. Бумажная палитра продается по 36-40 листов. Минусом такой палитры является то, что блокнот стоит обычно как деревянная палитра, а то и дороже, но ха комфорт нужно платить.
Палитра из холста?
Именно! Небольшой холст может служить отличной палитрой. Не смотря на то что холст за частую загрунтованный (если вы его покупаете, а не делаете самостоятельно), его все же стоит доработать чтобы палитра была полноценной, просто смешайте на нем разные краски по всей поверхности (кажется у Игоря Сахарова есть видео как это сделать). Это необходимо для того чтобы уменьшить структурность зерна холста, после «закрашивания» палитры из холста дайте ей полностью высохнуть и Ваша «палитра-холст» готова. Не советую брать совсем маленькие холсты для палитры, ведь Вам понадобится место не только для того, чтобы разместить краски, а еще и место для их смешивания.
Бывает, что художники используют палитры из других материалов (крайне редко, за частую если нет под рукой палитры, а порисовать хочется). Это такие нераспространенные материалы для палитры: стекло, металл, картон. Картон кстати тоже нужно грунтовать, можно просто клеем ПВА в несколько слоев.
Так же стоит сказать, что палитры бывают: круглая, овальная, квадратная, прямоугольная.
Честно сказать палитры каждый художник подбирает под себя сам. Лично мне нравится дома использовать палитру из холста, а на пленэре деревянную палитру. Выбирайте и Вы, ту которая понравится именно Вам.
Что нужно для масляной живописи?
Масло можно уверенно назвать основным материалом в истории живописи. Никакая акварель, темпера, пастель, а тем более акрил не сравнятся с ним по количеству написанных шедевров. Поэтому неудивительно, что Вы решили освоить эту интересную, но непростую технику!
Но имейте в виду: полный набор материалов стоит дорого, перед покупкой определитесь, действительно ли Вам это нужно. Всё необходимое можно приобрести в специализированном художественном магазине или на озон.ру с доставкой по России (ссылки на товары в статье). Итак, что Вам понадобится на старте:
Краски
Для начала берите не больше десяти-двенадцати тюбиков. Со временем Вы поймете, какими цветами чаще пользуетесь, какие оттенки нужнее, а от каких можно отказаться, и дополните свой набор. Лучше брать тюбики не более 50 мл, чтобы краски не успевали загустеть, а их упаковки – продырявиться.
Возьмите по одному тюбику следующих цветов: белила цинковые или титановые, красный, ультрамарин, зеленый, голубой (например, ФЦ), желтый, охра, умбра (темно-коричневый) и пару оттенков, которые Вам приглянутся. Белила лучше взять в двойном экземпляре, их расход намного больше, чем других красок.
Черный тюбик у меня до сих пор лежит почти нетронутым, так как я придерживаюсь догмата импрессионистов: его нет в природе, а значит – зачем использовать его в живописи? Натуральный оттенок, приближенный к черному, можно намешать на палитре самостоятельно с помощью зеленого, умбры и синего.
Если планируете начинать с рисования человека (чего я делать категорически не советую на первых порах), то будет сложно обойтись без телесной и неаполитанской розовой. Неуверенные в своих силах могут начать с недорогого набора из восьми или двенадцати крошечных мини-тюбиков фирмы Сонет.
Вообще очень советую питерские фирмы: Сонет, Ладога, Мастер-класс. Итальянские и французские материалы стоят прилично. Краски Гамма моя знакомая художница ругает на чем свет стоит, но сама я их не пробовала.
Холсты
Холсты на картоне дешевле, но всегда нуждается в багете и не бывают больших размеров. Маленький лайфхак: на раме получится сэкономить, если брать холсты размеров, заканчивающихся на ноль (40х50, 30х50 и т.д.). Потому что для такой картины Вы легко подберете готовую раму, а это более бюджетный вариант, чем изготовление на заказ.
Для оформления холста на подрамнике в любом случае придется идти в багетную мастерскую, подходящих готовых рам не бывает. Но фишка в том, что рама для такой картины вообще факультативна, особенно если работа написана в свободной пастозной манере. Что касается размеров холста – здесь на вкус и цвет.
В начале лучше избегать совсем маленьких миниатюрных форматов (слишком ювелирная работа) и наоборот огромных полотен (может не хватить пороху завершить). Размеры от 20х30 до 50х60 кажутся мне вполне подходящими для нубиста. Кроме того холсты различаются составом (лен, хлопок), зернистостью и плотностью.
Вы со временем опытным путем выясните, что подходит именно Вам. Лично я пишу на всём без разбора.
Кисти
Мягкие акварельные категорически не подойдут. Выбирайте синтетику или натуральную щетину. Я предпочитаю первый вариант, но это дело вкуса и привычки.
Для разных художественных задач хороши скошенные, скругленные, квадратные и необычные экзотические формы, со временем будет здорово иметь их все в своем арсенале.
А сначала можно остановиться на готовом наборе (например, Pinax или Малевичъ), а потом пополнять его по своему вкусу. При выборе в живую смотрите, чтобы ворс не был слишком мягким и податливым, он должен пружинить.
Особенно это касается очень больших кистей, которые по размерам близки к малярным. Сразу после использования вытирайте свои кисточки тканью и хорошенько мойте их с мылом до тех пор, пока мыльная вода не будет становиться прозрачной. Это долго и геморройно, зато значительно продлит срок их жизни!
Разбавитель
Тройник (смесь даммарного, льняного масла и скипидара). При использовании наливать его можно в просто в крышечку от банки, как делаю я. Или в специальную масленку, которая удобно крепится к палитре.
Тройник нужен, чтобы делать краски более жидкими: просто макаете в него кисточку и добавляете жидкость в капельку краски на палитре.
Для живописи я почти не использую разбавитель, но если масляные колбаски на палитре загустели за день-два и даже больше (вплоть до недели), штука нужная – вернет их к жизни.
Палитра
Любая деревянная. Подойдет даже разделочная доска (если Вас не беспокоит отсутствие специального «ушка» для пальца). После каждого использования ее нужно чистить мастихином, а затем – тряпкой.
Откровенно признаюсь, что я слишком ленива для этого дела, поэтому раз в пару месяцев сковыриваю слой засохшей краски специальным скребком или просто покупаю новую палитру (не повторяйте за мной, жалко же деревья и денег!).
Мольберт
При желании на первом этапе можно обойтись без него, всё-таки покупка не из дешевых. Если в Вашем распоряжении нет просторной мастерской, то отдайте предпочтение компактному настольному мольберту для небольших картин или более универсальной деревянной треноге.
Для себя я долго выбирала между бюджетными Малевичъ и Pinax, и в итоге иррационально остановилась на первом. На самом деле хороши оба! Этюдник с коробкой для красок убьет сразу двух зайцев: может служить и для пленэра, и для домашней мастерской. Минус – в его громоздкости и дороговизне (а мой оказался еще и хрупким).