Что такое палочки кюизенера для дошкольников

Палочки Кюизенера как новый подход к развитию логического мышления и познавательных способностей дошкольников.

Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть фото Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть картинку Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Картинка про Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Фото Что такое палочки кюизенера для дошкольников Таня Кириленко
Палочки Кюизенера как новый подход к развитию логического мышления и познавательных способностей дошкольников.

Только то в человеке прочно и надежно,

что всосалось в природу его в первую пору жизни.

Одна из наиболее важных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков.

На своевременном этапе обучения важно научить детей не только считать, решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение оперировать предметами, знаками и символами. Поэтому особая роль отводится инновационным дидактическим средствам.

Повсеместно широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется многими педагогами в работе с детьми, как в детских садах, так и в школах.

Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для постепенного перехода от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, для развития логического мышления.

Определив важность и актуальность дидактического значения палочек Кюизенерапоставила перед собой цель:

1. Формирование мыслительных способностей дошкольников в освоении нового материала для подготовки к школьному обучению;

2. Развитие логического мышления в процессе игр с нестандартными дидактическими средствами.

1.Формировать представления о сенсорных понятиях: цвет, размер, форма, величина;

2. Формировать представление о составе числа из единиц и двух меньших;

Учить производить математические действия с цветными палочками: сложение, вычитание;

3. Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.

Решая некоторые задачи, нужно учитывать, что процесс овладения математическими знаниями в дошкольном возрасте имеет свои физиологические и психологические особенности:

— активизируется процесс мышления, нацеливающий на самостоятельный поиск решения поставленных задач;

— абстрактное мышление у дошкольников ещё не сформировано, поэтому важен наглядный рабочий материал. Разнообразие пособий, яркость красок увлекают детей, стимулируют активность и желание работать.

Основные приемы в работе с палочками Кюизенера по формированию элементарных математических представлений и логического мышления дошкольников.

Впервые с цветными палочками Кюизенера я познакомилась, прочитав статью Ильясовой Камилы, опубликованной в научном журнале «Молодой ученый» No 22.4, за 2015г. В данной статье она очень подробно раскрывает эффективность работы с палочками, которые дают возможность формировать у дошкольников в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения.

Этот многофункциональный материал, по ее мнению,сегодня решает многие задачи: сенсорные, познавательные, логические, количественные отношения, ориентирование в пространстве, формирование представлений о составе числа и многие другие. Заинтересовавшись данной технологией, мне захотелось тоже использовать в своей работе палочки, как дополнительный и нетрадиционный материал по формированию элементарных математических представлений.

После ознакомления с данной технологией, наш детский сад приобрел пособия и наборы с цветными палочками Кюизенера.

Пособие яркое, красочное, состоит из большого количества игровых заданий и упражнений. В комплект входят разноцветные пластмассовые брусочки палочки разной длины, 116 штук, 10 различных цветов. Наименьшая палочка имеет длину 10 мм, белого цвета, следующие палочки с последовательным увеличением по длине на 10 мм.

В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает. Палочки, как дидактическое средство, вполне соответствует специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления.

Игры существенно дополняют сказки: «Колобок», «Три медведя», «Дюймовочка», «Буратино» и другие. Они вводят ребёнка в необычный, волшебный мир, заставляют сопереживать героям и событиям.

Известно, что интеллект ребёнка лежит на кончиках его пальцев, а значит, чем богаче у ребёнка мелкая моторика рук, тем быстрее он начинает говорить, тем успешнее продвигается в своем развитии. Палочки Кюизенера позволяют упражнять кисти рук, направляют на активизацию тонких движений пальцев. Работать с цветными палочками я начала с детьми трёхлетнего возраста. Как известно, этот возраст отличается любознательностью и легко обучаемостью.

Мною был разработан план кружковой работы с палочками на три года. Разработан ряд игр и игровых упражнений, которые используются как на ОУД по ФЭМП, так и в свободной самостоятельной деятельности. Задания предлагаются в определённом порядке. Важно ни спешить, ни приступать к следующей задаче или игре, если ребёнок плохо усвоил материал.

Организация образовательного процесса.

Методы и приемы: практические, игровые, моделирование, воссоздание, преобразование, конструирование.

Форма работы: групповая, индивидуальная самостоятельная работа воспитанников, фронтальная, самооценка и самоконтроль выполненной работы, создание проблемных ситуаций, дидактическая игра.

1. Создание заинтересованности (сюрпризный или игровой момент);

2. Обследование объекта;

3. Построение объекта детьми;

4. Помощь (совет, уточнение, напоминание, поисковые вопросы)

Дидактические игры и упражнения в работе с палочками Кюизенера.

2. Упражнения, состоящие в группировке палочек по разным признакам:

— игровое упражнение «Длинные и короткие ленточки для кукол»;

3. Игры и упражнения, развивающие у детей количественные представления. Данные игры помогают освоить состав чисел из единиц детям среднего возраста и состав чисел из двух меньших детям старшего возраста. Дети учатся увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 на единицу, называть «соседей» данного числа, устанавливать логические связи и закономерности.Здесь же начинает формироваться навык самоконтроля и самооценки:

— игровое упражнение «Кто в домике живёт?»;

— игровое упражнение «Покажи, как растут числа»;

— игровое упражнение «Сломанная лесенка».

4. Игры, способствующие измерению длины объектов палочками Кюизенера.

5. Игры и упражнения,которые учат детей старшего возраста пользоваться арифметическими знаками и составлять примеры на основе зрительно воспринимаемой информации:

— игровое упражнение «Палочки можно складывать»;

— игровое упражнение «Палочки можно вычитать».

6. Игры, которые помогут детям старшего возраста решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Здесь дети учатся понимать условие предложенной задачи и выполнять её самостоятельно.

Результаты работы явились основанием для следующих выводов:

2. Устанавливает логические связи и закономерности на основе зрительно воспринимаемой информации, формирует у детей представление о сенсорном восприятии окружающего мира.

3. С помощью цветных палочек, дети ещё период до числового обучения не зная и не умея выражать своих действий в математических терминах, получают возможность производить

сложение и вычитание чисел, поняв смысл этих операций, «открывать» простые математические соотношения, например, закон неизменности суммы при перестановке слагаемых, наглядно представить состав

4. Игровая деятельность обеспечивает сочетание интересов детей и педагога. Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностями в деятельности. Педагог же, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, а именно, палочки Кюизенера, направляет работу в нужное русло. Цели детей и взрослого совпадают, что и определяет эффективность воспитательно – образовательного процесса. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации приобретаемых задач, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленными самими детьми в процессе деятельности.

Считаю работу с палочками Кюизенера актуальной, интересной и нужной для детей, поскольку математические и логические игры детства влияют на дальнейшую учёбу ребёнка в школе. Дети приобретают способность рассуждать, думать и побеждать, поверить в свои силы. Это и есть составляющая моей работы, главный результат которой – развитие способностей к дальнейшему образованию.

1. Е. В. Михеева «Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста». Журнал «Детский сад: теория и практика» № 1, 2012

2. Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера М. : Издательство ГНОМ, 2013

3. К. К. Ильясова «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера». Научный журнал «Молодой ученой», № 22.4, 2015

Развитие логического мышления у старших дошкольников Развитие логического мышления у старших дошкольников» ]Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольный период развития формируются.

Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть фото Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть картинку Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Картинка про Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Фото Что такое палочки кюизенера для дошкольниковЦветные счётные палочки «Палочки Кюизенера» Бельгийский математик Х. Кюизенер разработал универсальную технологию, палочки Кюизенера. Данный дидактический материал особенный и универсальный,.

Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть фото Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть картинку Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Картинка про Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Фото Что такое палочки кюизенера для дошкольниковДидактическая игра «Волшебные палочки». Развитие мелкой моторики, воображения, логического мышления, цветовосприятия Вместе с детьми мы создали интересную игру, которая называется «Волшебные палочки». Цель игры: развитие мелкой моторики, развитие воображения,.

Мастер-класс для педагогов «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей» Мастер-класс Тема: «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Презентация «Развитие логического мышления через дидактические игры: палочки Кюизенера и блоки Дьенеша» Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком.

Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр Взаимозависимость математического развития и формирования логических приемов умственных действий- одна из основных методических проблем.

Развитие логического мышления у старших дошкольников Консультация для родителей Развиваем логическое мышление у детей Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей.

Источник

Палочки Кюизенера как средство развития логического мышления дошкольников

Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть фото Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть картинку Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Картинка про Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Фото Что такое палочки кюизенера для дошкольников Юлия Мамонтова
Палочки Кюизенера как средство развития логического мышления дошкольников

Задача современного дошкольного образования — не просто количественное накопление у детей знаний, а в первую очередь развитие у них познавательного интереса, стремления к творческому поиску. В связи с этим в педагогическом процессе особую роль начинают играть нестандартные дидактические средства. Одно из таких пособий — счётные палочки Кюизенера. Этот яркий и привлекательный набор поможет ребятам научиться решать логические задачи, сделает процесс обучения весёлым и занимательным. Палочки предназначены не только для занятий математикой, они пригодятся также для освоения других образовательных областей.

Палочки Кюизенера – развивающее пособие, получившее своё название от бельгийского педагога Джорджа Кюизенера. У игрового материала имеется второе название — «числа в цвете». В набор Кюизенера входят тросточки 10 разных цветов и размеров от сантиметра до десяти. Комплект представляет собой сложно продуманное математическое множество.

Главная цель использования набора Кюизенера состоит в том, чтобы развить у ребёнка интерес к математике в игровой форме. Обучение основывается на принципе наглядности. Если ребенок видит предмет и даже может его ощупать, ему значительно проще будет понять счётную науку.

Характеристики палочек Кюизенера,которые запоминает и различает ребенок:

• понятие числового значения;

Чему сможет научиться ребёнок?

• составлять цветные цифры и буквы, при этом сопоставляя символы с понятиями;

• различать, как расположены предметы в пространстве (впереди и сзади, справа и слева, между, средний, снизу и сверху);

• математическим понятиям (число, цифра, фигура, больше и меньше, поровну и т. п.);

базовым математическим навыкам: сложению и вычитанию; разбирать числа на составляющие;

• понимать, что такое количество, как соотносятся числа и цифры;

• определять предыдущее и следующее числа для текущего в пределах первого десятка.

Xарактеристика развивающего материала:

Палочки Кюизенера – это параллелепипеды, выполненные из пластика или древесины. Они окрашены в разные цвета. На каждый оттенок приходится своя длина (1-10 см) и своё число от одного до десяти. По близким цветам бруски объединяют в семейства или классы одинаковой кратности. Всего получается пять таких групп.

Занятия в старшей группе являются наиболее разнообразными, так как готовят малыша к школе, максимально развивая его математический потенциал. Работая с дошкольниками, воспитатель должен чётко понимать свою роль в образовательном процессе. Детям старшей группы достаточно раздать дидактический материал и поставить перед ними задачу, с которой они должны самостоятельно справиться.

Что можно делать с пособием по методике Кюизенера:

• Играть. Ребенок раскладывает их, перебирает.

• Сопоставлять, как аналоги чисел. Если обозначить разницу между ними, ребёнок наглядно поймет, чем отличается «больше» и «меньше».

• Объяснять принципы сложения и вычитания.

• Выкладывать мозаикой, узнавая их числовые соотношения, значения.

• Подведение к сути арифметических операций. Постепенно можно развить у ребёнка математические способности.

Работа с палочками Кюизенера

Игры с палочками Кюизенера

Ребёнок, с использованием комплекта в качестве конструктора, складывает определённые изображения,начиная с самых простых и потом увеличивая сложность: квадрат, треугольник, забор, домик, елочку и т. д.

Цель: Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек; названия геометрических фигур (треугольник, ромб, прямоугольник, трапеция, четырехугольник); различать количественный и порядковый счет,правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету?

Материал. Цветные счетные палочки: 5 голубых, 9 красных, 1 желтая.

– Отсчитайте три красные палочки и сделайте из них треугольник.

– Отсчитайте четыре красные палочки и сделайте из них четырехугольник.

– Из четырех палочек голубого цвета сделайте ромб.

– Из остальных палочек сделайте трапецию.

– Сколько всего фигур?

– Который по счету прямоугольник?

– Как можно назвать одним словом ромб, трапецию, прямоугольник?

– Назовите четвертую фигуру. Назовите первую фигуру.

– Какое число обозначает голубой цвет?

– Из каких палочек состоит трапеция? Какие они по длине?

Игра «Твой любимый цветок»

Цель. Учить детей находить в изображаемой конструкции определенное сходство с выбранным цветком (в строении, пропорциях частей); сравнивать предметы по длине. Упражнять в счете; умении отсчитывать меньшее количество из большего.

Материал. Цветные счетные палочки; карточка.

Предварительная работа. Рассмотреть с детьми иллюстрации, открытки, на которых изображены цветы. Можно устроить выставку репродукций картин или, в зависимости от времени года, выставку цветов.

Описание: Педагог предлагает каждому ребенку сделать из палочек любимый цветок.

– Как называется цветок?

– Сколько палочек использовано в изображении цветка?

– Какого цвета палочки пошли на цветок?

– Расскажи о своем цветке. Какой он? Кому бы ты хотел его подарить?

Работа парами. Найдите сходство и различие между цветами.

Благодаря набору палочек Кюизенера есть возможность всесторонне развить личность, при этом сформировав стойкий интерес к точным наукам, а также сделать занятия познавательными и нестандартными. Дети, которые занимаются по данной методике, становятся более сдержанными, усидчивыми, наблюдательными и терпеливыми.

Занятия с данным дидактическим набором позволяют ребенку включить воображение, найти решение задачи нестандартным путем, тренируя при этом не только мозг, но и мелкую моторику рук.

Прикреплённые файлы:

Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть фото Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть картинку Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Картинка про Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Фото Что такое палочки кюизенера для дошкольниковДидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Собери картинку» Сегодня предлагаю Вашему вниманию дидактическую игру, сделанную из стоматологических палочек, и палочек из мороженного! Просматривая информации.

Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть фото Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть картинку Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Картинка про Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Фото Что такое палочки кюизенера для дошкольниковДидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Волшебные палочки» Дидактическая игра «Волшебные палочки» Уважаемые коллеги! На просторах МААМА когда-то встретила идею изготовления игры из простых палочек.

Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра «Разложи картинки в нужный конверт» У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.

Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть фото Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть картинку Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Картинка про Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Фото Что такое палочки кюизенера для дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть фото Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть картинку Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Картинка про Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Фото Что такое палочки кюизенера для дошкольниковИспользование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольников Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть фото Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть картинку Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Картинка про Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Фото Что такое палочки кюизенера для дошкольниковДидактические игры для развития логического мышления Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения, которые способствуют развитию логического мышления. Играть можно на занятиях и на улице..

Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть фото Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть картинку Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Картинка про Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Фото Что такое палочки кюизенера для дошкольниковРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть фото Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть картинку Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Картинка про Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Фото Что такое палочки кюизенера для дошкольниковЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть первая Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного.

Источник

Методическая разработка «Палочки Кюизенера как средство обучения старших дошкольников в условиях реализации ФГОС»

Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть фото Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть картинку Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Картинка про Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Фото Что такое палочки кюизенера для дошкольников Фролова Ольга Александровна
Методическая разработка «Палочки Кюизенера как средство обучения старших дошкольников в условиях реализации ФГОС»

Раздел I Особенности работы с палочками Кюизенера

по формированию логического мышления старших дошкольников.

1.1 Особенности структуры палочек

1.2 Палочки Кюизенера, как средство

математического развития старшего дошкольного возраста.

1.3 Применения технологии «Цветные палочки Кюизенера»

в рамках реализации программных задач

в образовательных областях в ДОУ.

Раздел II Практический материал в работе с палочками Кюизенера.

2.1 Игры и игровые упражнения в работе с палочками Кюизенера

2.2 Результаты работы с палочками Кюизенера.

Данная тема представляет особую актуальность, так как одна из наиболее важных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. На современном этапе обучения важно научить детей не только считать, измерять, решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение работать с предметами, знаками и символами.

Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Д. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют ещё цветными палочками, цветными числами, счетными палочками. Работать с палочками Кюизенера совсем не сложно. Можно начать с того, что просто посмотреть с ребенком палочки, попробовать вначале разделить их все по цветам, а потом – по длине. Собрать различные фигурки,и, конечно посчитать.

Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Занятие с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными. Использование игр с цветными палочками Кюизенера способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей, поможет делать много открытий, ставить цель и добиваться результата.

Рассмотрев важность дидактического материала, а именно палочек Кюизенера поставила перед собой цель и задачи.

— развитие логического мышления в процессе игр с нестандартными дидактическими средствами;

— формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое, что позволяет подготовить мышление дошкольника к школьному обучению.

— развивать способности к поисковой деятельности:

а) определение ребенком задач, исходя из поставленной проблемы;

б) умение аргументировать свой выбор;

в) выбор материала и способа действий.

-формировать представления о сенсорных понятиях :цвет, размер. форма, величина;

— формировать представление о составе числа из единиц и двух меньших;

— учить производить математические действия с палочками Кюизенера: сложение, вычитание,

— совершенствовать стиль партнёрских отношений.

Основные особенности этого дидактического материала-абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету и легко вписываются в систему предматематической подготовки детей к школе,как одна из современных технологий обучения.

Раздел I Особенности работы с палочками Кюизенера по формированию логического мышления старших дошкольников.

1.1Особенности структуры палочек

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер( 1891-1976г) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета».

Палочки Кюизенера- это набор счетных палочек, которые ещё называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками». В комплект входят разноцветные пластмассовые брусочки палочки разной длины, 116 штук, 10 различных цветов. Наименьшая палочка имеет длину 10мм, белого цвета, следующие палочки с последовательным увеличением по длине на 10мм. Разработал Д. Кюизенер так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначает определенное число.

Белый кубик –число1- выступает в качестве условной мерки- единицы измерения. Каждая палочка –это число, выраженное цветом и размером. Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта.

Палочки 2,4,8 образуют «красную семью», палочки 3,6,9 образуют «синюю семью», а 5 и 10 «желтую». Подбор палочек в одно семейство происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по размеру.

Например: в семейство красных входят числа кратные двум, семейство синих состоит из чисел кратных трём, числа кратные пяти образованы оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета – семейство белых-целое число. Оно выкладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено чёрным-чёрное семейство.

В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает. Палочки, как дидактическое средство, вполне соответствует специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления; игры существенно дополняют сказки «Колобок»,» Три медведя», «Дюймовочка» и др. Они вводят ребёнка в необычный, волшебный мир, заставляют содействовать и сопереживать героям и событиям. С одной и той же игрой могут заниматься и трёх и семилетние дети.

Игры начинаются с простого манипулирования, а затем усложняются за счёт развивающих и познавательных заданий. Палочки Кюизенера позволяют упражнять кисти рук, направляют на активизацию тонких движений пальцев. Играя с палочками дети учатся ориентироваться на плоскости, различать и правильно называть не только основные цвета. но и оттенки, правильно определять фигуры и их размеры, знакомятся с понятиями высокий- низкий, широкий-узкий, длинный- короткий. В каждом игровом упражнении идёт закрепление цветов и числовое обозначение палочек. Дети учатся соотносить цвет и число, и, наоборот, число и цвет. Играя с палочками у детей развиваются художественные способности- умение воплощать свой замысел в работе, выбирать средства, необходимые для этого. В ходе игр и упражнений детям предлагаются задания, в которых палочки сгруппированы по разным признакам, и которые развивают представления о количественных отношениях.

1.2 Палочки Кюизенера, как средство математического развития старшего дошкольного возраста

Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счётом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач и т. д.

Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счёта и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

С помощью цветных палочек, детей легко подвести к осознанию соотношений «больше-меньше», «больше – меньше на…», научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, организовать работу по усвоению таких понятий, как «левее», «правее», «длиннее», «короче»,» между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «иметь одинаковую длину» и др. Палочки дают возможность выполнять упражнения и в горизонтальной и в вертикальной плоскости на одном и том же месте, например на столе, в то время как полоски размещаются или на столе (горизонтальная плоскость, или на магнитной доске и фланелеграфе (вертикальная плоскость). С палочками можно играть и на полу. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по несколько человек, небольшими подгруппами.

В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребенку следует предоставлять возможность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы.

Помощь ребёнку лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать ещё раз, но по-другому выполнить задания, одобряя правильные действия ответы детей.

1.3 Применения технологии «Цветные палочки Кюизенера» в рамках реализации программных задач в образовательных областях в ДОУ.

Палочки Кюизенера изначально были рекомендованы как средство для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, но в процессе работы с палочками выявился более широкий диапазон их применения в различных видах деятельности.

Рассмотрим варианты применения палочек Кюизенера по образовательным областям.

В процессе работы с цветными палочками у детей развивается способность сравнивать предметы по цвету, форме, величине; определять их место положения в пространстве, развивается глазомер,уточняются и закрепляются знания об основных цветах и их оттенках.

— назови, какого цвета самая длинная (короткая) палочка;

— какой формы белая (красная, голубая) палочка;

— выложи все палочки в ряд в порядке убывания. Какого цвета палочка стоит между…;

— выложи все голубые палочки слева от себя, а красные – справа-

— какого цвета палочки короче (длиннее) фиолетовой и т. д.

Палочки Кюизенера можно применять при развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности. При конструировании у детей развивается умение устанавливать связь между создаваемыми конструкциями и реальными объектами окружающего мира. Моделирование из палочек по замыслу даёт детям возможность путём проб, сравнений, обследовательских действий самостоятельно подбирать нужный материал. Дети учатся составлять предложения и самостоятельно их проверять, осуществляя практические и мыслительные действия.

— выложи из любых палочек мебель для куклы;

-выложи коврик для кошки из любых палочек;

— выложи разные машины, самостоятельно подбирая палочки.

Используя палочки Кюизенера как мозаику или конструктор, дети могут создавать конструкции различных предметов, а также по лексическим темам.

— выложите из палочек треугольник, квадрат, ромб, многоугольник и т. д.

— сосчитайте сколько палочек? Назовите, которая по счёту красная палочка

(синяя,оранжевая) и т. д.

Палочки Кюизенерапозволяют упражнять детей в использовании сравнительных прилагательных : длинный, длиннее, самый длинный; короткий, короче, самый короткий.

-в употреблении порядковых и количественных числительных;

— в запоминании и назывании основных цветов и их оттенков.

Раздел II Практический материал в работе с палочками Кюизенера.

2.1 Игры и игровые упражнения в работе с палочками Кюизенера

Игровые задачи цветных палочек Кюизенера

Счётные палочки Кюизенера являются многофункциональным пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состав числа, отношений «больше- меньше», «вправо –влево», «между», «выше-ниже», «длиннее-короче» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Игры и упражнения, способствующие усвоению сенсорного восприятия- эталонов цвета и размера, развивающие представление о геометрических фигурах. Так, например, строя из палочек лестницы, дети располагают их на плоскости стола, как в двухмерном, так и в трёхмерном пространстве. В этом случае выделяется длина, ширина и высота лестницы. Осваивая цвет и размер, дети с удовольствием составляют коврики сначала одного цвета и размера, затем задание усложняются: нужно составить коврик так, чтобы палочки были разного цвета, но размер определяется квадратом или прямоугольником. У детей развивается зрительный глазомер, ребенок учиться понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.

Упражнения на развитие логики и речи.

-Взрослый прячет палочку, ребенок пытается угадать, кукую именно.Для этого он может задавать уточняющие вопросы: «эта палочка длиннее красной;

— Выкладывая различные фигуры,ребенок отвечает на вопросы: «Что находится справа?», «Внизу?», «Слева?»

Цель. Продолжать формировать творческое воображение, логику мышления и действий, закрепить навыки прямого счета до 10.

Дети называют цвет соответственно по счёту дней недели и полоски радуги:

понедельник- красный, вторник-оранжевый, среда- желтый, четверг- зеленый, пятница- голубой, суббота- синий, воскресенье- фиолетовый.

Упражнения для знакомства с цифрами.

Цель. учить детей составлять число из единиц; учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно, формировать навык самоконтроля.

— перед каждой своей числовой карточкой ребенок должен положить палочку, выражающую число.

-выкладывать карточки с цифрами в возрастающем порядке и назвать их. Затем предлагается взять карточки с числами и построить их то меньшего числа к большему. (такое же задание выполняется с палочками Кюизенера)

— дети строят числовую лесенку из палочек по принципу «чем выше ступенька, чем больше число».

-дети записывают числа в порядке возрастания (1,2,3,4,5, или убывания

(8,7,6,5, выделить отношения между числами 1 6, 5>4 3>2 и т. д.

-назвать числа не больше 8, но не меньше 4;

-назвать числа до 9, которые стоят после 5;

-назвать числа, которые стоят до числа 10, но после 5;

— назвать число, которое стоит между 5 и 8, но не 6;

-назвать число, которое стоит рядом с числом 3,но не 2 ;

— какие палочки ты будешь использовать,чтобы ответить на вопросы:

«Сколько дней в недели?»;

«Путешествие на поезде»

Цель. Закреплять понятие «который по счёту».

— составить из палочек – вагоны поезда от самой короткой до самой длинной. Ответить, каким по порядку стоит голубой вагон?;

— вагон какого цвета стоит четвертым?;

— какого цвета вагон левее желтого?.

Цель. Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; подвести к выводу, что у каждого есть свой цвет.

— воспитатель строит вагончик из 4 белых палочек и предлагает отгадать, палочкой какого цвета можно заменить этот вагончик. Затем дети определяют, какое число соответствует той или иной палочке.

После этого дети строят вагончики из белых палочек (одноместный, двухместный, трехместный)

«Как разговаривают числа?»

Цель. Учить оперировать числовыми значениями цветных палочек, познакомить детей со знаками «>» « 3.

«Моделируем квадрат» (прямоугольник)

Цель. Развивать представление о квадрате, о прямоугольнике.

— дети составляют разные квадраты и прямоугольники.

«Подбираем к домику крышу»

Цель. Закрепить эталоны цвета и их названия.

— предлагается детям выложить домики в порядке увеличения их размеров и подбирать к каждому домику крышу-палочку.

Измерение с помощью палочек Кюизенера

«Измерь дорожки шагами»

Цель. Учить устанавливать логические связи и закономерности, развивать у детей зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу и самостоятельно её решать; формировать у детей навык самоконтроля.

-«Ежиха и ежонок решили узнать длину дорожки и стали измерять её шагами. Ежиха сообщила ежонку, что длина дорожки – 5 шагов, ежонок удивился, ведь у него длина дорожки-10 шагов».

Дети приходят к выводу, что чем больше мерка, тем меньше число,и наоборот, чем меньше мерка, тем больше число;

— дети измеряют длину и ширину комнаты, ковра и. т. д.

Цель. Учить понимать количественные отношения, учить находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатом измерения, учить устанавливать логические связи и закономерности.

Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть фото Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть картинку Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Картинка про Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Фото Что такое палочки кюизенера для дошкольниковИнтерактивное пособие «Лэпбук «Космос» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до Лэпбук — интерактивное пособие, позволяющее обобщить и систематизировать изучаемые материалы. А поскольку в детском саду рассмотрение вопросов,.

Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть фото Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть картинку Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Картинка про Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Фото Что такое палочки кюизенера для дошкольниковИнтерактивное пособие «Лэпбук «Лето» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до Структура образовательного процесса в ДОУ выстроена таким образом, что целый ряд тем, например, времена года, повторяется из года в год.

Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть фото Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть картинку Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Картинка про Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Фото Что такое палочки кюизенера для дошкольниковИнтерактивное пособие «Лэпбук «Осень» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Темы, связанные с изучением зимы, весны, лета и осени, в ДОУ рассматриваются ежегодно. Поэтому, нам педагогам очень важно найти оптимальный.

Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть фото Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть картинку Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Картинка про Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Фото Что такое палочки кюизенера для дошкольниковИнтерактивное пособие «Лэпбук «Осень» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Темы, связанные с изучением зимы, весны, лета и осени, в ДОУ рассматриваются ежегодно. Поэтому педагогу очень важно найти оптимальный способ.

Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть фото Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть картинку Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Картинка про Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Фото Что такое палочки кюизенера для дошкольниковИнтерактивное пособие «Лэпбук «Шахматы» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Это интерактивное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и является особой формой организации учебного материала.

Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть фото Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Смотреть картинку Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Картинка про Что такое палочки кюизенера для дошкольников. Фото Что такое палочки кюизенера для дошкольниковИнтерактивное пособие «Лэпбук «Вода» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Пособие будет интересно и полезно воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям для совместной деятельности со своими.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *