Что такое память что такое внимание

Урок 1. Память и внимание

Что такое память что такое внимание. Смотреть фото Что такое память что такое внимание. Смотреть картинку Что такое память что такое внимание. Картинка про Что такое память что такое внимание. Фото Что такое память что такое вниманиеПамять и внимание являются взаимосвязанными функциями мышления человека. Без умения сконцентрироваться на объекте запоминания и получить эмоциональную отдачу от изучения этого объекта невозможно качественно выучить необходимый материал. По сути, внимательность и заинтересованность человека являются главными факторами его кратковременной памяти.

В данном уроке представлена информация о том, как тренировать и развивать внимание и память при помощи специальных техник и упражнений, а также предложены рекомендации по получению яркого впечатления от изучаемого материала.

Оглавление:

Роль внимания

Что такое память что такое внимание. Смотреть фото Что такое память что такое внимание. Смотреть картинку Что такое память что такое внимание. Картинка про Что такое память что такое внимание. Фото Что такое память что такое внимание

Внимание – это избирательная направленность нашего чувственного восприятия на конкретный объект. Внимание помогает зафиксировать объекты в нашей краткосрочной памяти, характеризующейся ограниченным временем хранения информации и количеством удерживаемых элементов. В этом и заключается главная роль внимания для запоминания информации. Чем сильнее и длительнее наша концентрация на объекте, тем лучше мы можем его запомнить.

Вы наверняка замечали, что некоторые вещи легко запоминаются, если им уделить немного внимания. К примеру, у многих людей есть проблема с запоминанием имен при первом знакомстве с человеком. Чтобы запомнить имя следует просто немного подумать о нем, попытаться мысленно написать его, а также вспомнить или придумать несколько модификаций имени. Часто такая недолгая концентрация внимания помогает надолго запомнить имя человека.

Однако если вам нужно запомнить что-то более сложное и объемное, небольшой концентрации внимания уже будет недостаточно, поэтому важно знать и использовать несколько важных свойств нашего восприятия.

Во-первых, человеческая способность держать во внимании информацию ограничена. Исследование американского психолога Джорджа Миллера показывает, что объем внимания человека в каждый конкретный момент ограничен числом 7 ± 2 объектов.

Во-вторых, запоминание большого объема данных требует достаточно длительной концентрации и усидчивости, что связано с умением организовывать свое время и сознание.

В-третьих, память и внимание качественно зависят от получения чувственного опыта о запоминаемом объекте, что связано, с одной стороны, с нашим эмоциональным состоянием, а с другой стороны, с отношением к запоминаемой информации.

Получается, что за вниманием часто стоят интересы, потребности и установки человека. Следовательно, развитие кратковременной памяти и внимательности достигается работой над целенаправленной концентрацией, а также чувственным опытом. Об этом вы прочитаете дальше.

Улучшение организации внимания

Как уже было сказано, внимание является избирательной направленностью нашего восприятия. Внимание бывает произвольным (или управляемым) и непроизвольным (или неуправляемым). Наличие произвольного внимания у человека помогает человеку осуществлять сознательную деятельность, в том числе и целенаправленное запоминание.

Что такое память что такое внимание. Смотреть фото Что такое память что такое внимание. Смотреть картинку Что такое память что такое внимание. Картинка про Что такое память что такое внимание. Фото Что такое память что такое внимание

Чтобы научиться активизировать и контролировать произвольное внимание, вы можете воспользоваться специальными упражнениями и техниками, которые помогут вам сконцентрироваться. Многие из этих приемов вы встретите и в других тренингах. Здесь же описаны именно те приемы, которые полезны для концентрации внимания в процессе запоминания.

Мотивация. Для улучшения внимания попытайтесь мотивировать себя тем, что изучаемый материал может быть полезен вам. Постарайтесь осознать все возможные преимущества овладения информацией, которую нужно выучить. Пусть они будут незначительны, главное найти их.

Внешние раздражители. Некоторые люди обладают одной очень важной способностью: они могут заниматься каким-то делом, когда вокруг них шум и суматоха. Часто это является делом привычки, например, когда человек живет в небольшой квартире или общежитии, и ему приходится адаптироваться к сложным условиям и заниматься работой, не обращая ни на что внимание. Сложные условия делают человека «непробиваемым», помогают человеку научиться организовывать свое внимание и отключаться от внешних раздражителей. Попробуйте искусственно создавать себе сложные условия, пытайтесь концентрироваться на чтении в тот момент, когда вы слушаете музыку, когда вокруг ходят люди. Пойдите на улицу, в парк в выходной день и читайте на скамейке, стараясь не обращать внимания на окружающих и прохожих.

Также хотелось бы отметить, что часто в интернете можно встретить рекламу различных препаратов и витаминов для улучшения памяти и внимания. Однако важно понимать, что истинная причина невнимательности и забывчивости лежит не в химических и биологических процессах человеческого организма, а в психологическом состоянии и мотивации. Поэтому прибегайте к применению данных препаратов только в крайнем случае, когда ничего больше не помогает и только по назначению врача.

Конечно, хорошей концентрации нельзя достичь мгновенно, необходимо планомерно работать над ее улучшением. Вот несколько советов относительно проблемы концентрации и способов организации внимания:

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Как получить яркое впечатление

Впечатления человека от запоминаемой информации имеют 2 полезных свойства, помогающих нашей памяти. Во-первых, интерес к объекту запоминания делает нас более внимательными, а во-вторых, эмоции помогают лучше закрепить объект в нашей долгосрочной памяти.

Ниже приведены несколько принципов, используя которые, вы сможете повысить значение эмоционального восприятия для запоминания информации. Эти принципы помогут вам создать сильное, яркое первое впечатление об объекте запоминания и сохранить его в вашей памяти.

Помимо этих принципов вы также можете использовать специальные приемы организации процесса запоминания информации. Эти приемы позволяют усилить эмоциональную отдачу и пробудить интерес к изучаемому материалу.

Что такое память что такое внимание. Смотреть фото Что такое память что такое внимание. Смотреть картинку Что такое память что такое внимание. Картинка про Что такое память что такое внимание. Фото Что такое память что такое вниманиеИгры. Пытайтесь всегда находить что-то интересное в рутине, превращая любое действие в игру. Так поступают хорошие родители, которые хотят, чтобы их чадо выполнило какую-то скучную работу. Игры свойственны многим живым существам, это вложено в нас на генетическом уровне. В игре важен азарт!

Азарт в переводе с французского языка означает увлечение, задор, запал, излишняя горячность. Чтобы создать азартную игру, вы должны определиться с правилами этой игры и установить четкие условия победы в этой игре. Тогда ваш азарт будет вынуждать вас быть более внимательным и сконцентрированным.

Состязательность. Подавляющее большинство людей азартны в попытке «быть лучше» соперника. Поэтому индивидуальные занятия не так эффективны, как групповые. И в тренировке памяти вы можете найти себе соперника и пытаться его превзойти.

Личные рекорды. Еще одним фактором, создающим азарт при чтении, может стать борьба с самим собой для достижения определенного результата. Личные рекорды можно ставить в скорости запоминания, в количестве усвоенной информации и во многом другом.

Итак, первое правило гласит:

Чтобы лучше запомнить какую-то информацию, важно сконцентрироваться на ней и попытаться получить эмоциональную отдачу.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Источник

Внимание, мышление, память

Вы будете перенаправлены на Автор24

Внимание

Внимание, мышление, память – это познавательные процессы человека, которые обеспечивают возможность сохранять в сознании запечатленное, выражать и передавать его другим людям.

Когда человек сосредотачивается на объекте, имеющем для него в данный момент какое-то значение, то это определяется как внимание. Внимание может быть непроизвольным, произвольным, послепроизвольным:

Внимание имеет свои свойства:

Психологи ещё не установили связь внимания с другими психическими процессами, но не сомневаются, что эта связь существует. От умения переключаться с одного объекта на другой, зависит, например, общение. Благодаря вниманию человек способен более эффективно и качественно выполнять любую работу. Что касается детей дошкольного возраста, то их внимание характеризуется непроизвольностью, неустойчивостью, отсутствием сосредоточенности. С началом школьного периода жизни внимание резко повышается, что является залогом успешной учебы.

Готовые работы на аналогичную тему

Внимание школьников учитель может повысить, используя некоторые педагогические приемы. Среди них:

Внимание можно совершенствовать и для этого специалисты предлагают следующее:

Таким образом, внимание можно и нужно развивать и совершенствовать в течение всей жизни.

Мышление

Под мышлением понимается процесс мыслительной деятельности человека, высшая форма его творческой активности.

К отличительным чертам мышления относится творческая переработка имеющихся представлений и создание новых, способность отражать как отдельные предметы, явления, свойства, так и связи, существующие между ними, опосредованное отражение окружающего мира.

Классификация мышления идет по разным основаниям. Чаще всего используется деление на теоретическое и практическое мышление по характеру решаемых задач.

По степени развернутости оно может быть дискурсивным и интуитивным, а по оригинальности выделяют репродуктивное и продуктивное мышление.

Классифицируется мышление и по форме – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Наглядно-действенное мышление довольно часто применяется в повседневной жизни и направлено на решение практических действий, например, надо научиться нажимать кнопки на магнитофоне. Эта наиболее элементарная форма мышления является основой для формирования более сложных его видов. Основу наглядно-образного мышления составляют восприятия или представления, потому что задачи решаются посредством образов.

Надо сказать, что образы мышления и образы восприятия отличаются друг от друга своей обобщенностью и отвлеченностью – в образах мышления отражаются только важные и наиболее существенные свойства.

Словесно-логическое мышление относится к понятийному мышлению, решение задач происходит при помощи рассуждений. Понятие – это существенные свойства явлений и предметов окружающего мира, которые подразделяются на общие и конкретные. Если, например, сажают яблоню или березу, а не просто дерево, то это конкретное понятие.

Человеку свойственно рассуждать в процессе мышления. Суждения бывают общие, частные, единичные.

Что касается общих суждений, то они содержат информацию обо всех предметах и явлениях, причем, как утвердительную, так и отрицательную. Частные суждения включают только часть предметов и явлений, которые включаются в понятие. При единичном суждении речь идет об индивидуальном понятии, например, Таня отлично рисует. В ходе каких-либо рассуждений делаются выводы, которые создают новые суждения. Новое суждение получило название умозаключение.

Если умозаключение делается от частного к общему, то это будет индукция, а обратный процесс получил название дедукция.

В реальности существует огромное количество видов мышления, связанных между собой. Люди отличаются друг от друга качеством мышления – широтой и глубиной ума, самостоятельностью мышления, его гибкостью, быстротой и критичностью.

Развитие мышления происходит в процессе овладения знаниями, источниками которых являются школа, книги, СМИ, радио и телевидение и др.

Память

Память является сложным психическим процессом воссоздания прошлого опыта через запоминание, хранение и повторение.

Чтобы что-то запомнить человек связывает запоминаемое с известным, т.е. образует ассоциацию, которые могут быть сложными и простыми.

К простым ассоциациям относятся ассоциации по контрасту, объединяющие противоположные явления, по сходству, объединяющие два явления, имеющие схожие свойства, по смежности – тоже объединяются два явления, связанные во времени и в пространстве.

В основе знаний человека лежат сложные смысловые ассоциации, объединяющие два явления, связанные между собой – часть и целое.

В зависимости от того, какое содержание надо запомнить, выделяют 4-е вида памяти:

Двигательная память лежит в основе двигательных навыков человека, а словесная память, связана с запоминанием, хранением и повторением услышанного или прочитанного материала в словесной форме. Чувства, пережитые человеком хранит эмоциональная память. Память образная дает возможность запоминать, а потом воспроизводить обстановку, запахи, картины природы, лица и др.

Память по продолжительности сохранения материала может быть кратковременной и долговременной. При кратковременной памяти запоминание материала происходит на короткий период времени и после его воспроизведения быстро забывается. Кратковременная память может переходить в долговременную – происходит такая трансформация тогда, когда человек один и тот же материал использует постоянно. Долговременная память сохраняет необходимый материал в течение длительного времени.

К основным процессам памяти относятся запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Запоминание в зависимости от цели может быть произвольным и непроизвольным.

Для произвольного запоминания характерна сознательная цель – усвоить и запомнить полученную информацию, используя при этом специальные приемы и волевые усилия.

Если материал понят и осмыслен, то информация не забывается.

Непроизвольное запоминание происходит само по себе и человек не ставит перед собой цель запомнить информацию.

Непроизвольно и продуктивно запоминаются те события, которые произвели на человека очень сильное впечатление.

Довольно часто встречаются нарушения памяти и внимания – мозг перестает правильно ориентироваться и теряется связь с другими процессами, в результате чего возникают сложные проблемы.

Источник

Как можно улучшить память: упражнения и советы для взрослых и детей

Что такое память что такое внимание. Смотреть фото Что такое память что такое внимание. Смотреть картинку Что такое память что такое внимание. Картинка про Что такое память что такое внимание. Фото Что такое память что такое внимание

Приветствую вас, друзья!

Как у вас обстоят дела с памятью? Вы всегда сразу находите ключи от квартиры, зарядник от телефона, расческу или приходится долго вспоминать, где вы видели их в последний раз? Для тех, кто постоянно списывает плохую память на легкую рассеянность, в сегодняшней статье мы разберем, как улучшить память.

Вы узнаете, что приводит к ее ухудшению, какие есть упражнения и способы для тренировки памяти у взрослых и детей. В конце я дам подборку полезных книг.

Что такое память что такое внимание. Смотреть фото Что такое память что такое внимание. Смотреть картинку Что такое память что такое внимание. Картинка про Что такое память что такое внимание. Фото Что такое память что такое внимание

Что такое память и почему она ухудшается

Память – это мыслительный процесс, происходящий в головном мозге и направленный на восприятие, обработку, хранение и при необходимости воспроизведение усвоенной ранее информации.

Помимо накопления наш мозг обладает удивительным свойством стирания. Эта функция защищает нервную систему от перенапряжения. Так память избавляется от устаревшей или деструктивной информации, которая может принести нам нежелательные эмоции и переживания.

Но часто забывается не только ненужная, но и важная информация. Ученые выяснили, что после 30–40 лет объем головного мозга уменьшается примерно на 2 % каждое десятилетие. Связь между нейронами постепенно ослабевает. Учиться и усваивать новую информацию становится труднее.

Далеко не только возраст становится причиной ухудшения мозговой активности. Есть и другие вредители:

Упражнения для улучшения мозговой активности

Тренировать память можно и нужно в любом возрасте. Даже после 50, 60, 70 лет можно легко запоминать информацию, если постоянно развивать свой мозг.

Упражнение “Целлюлярный токинг”

Это очень простое и в то же время эффективное упражнение, которое поможет увеличить скорость мышления и заставить нейроны мозга работать в полную силу.

Суть в следующем. Вам нужно быстро называть предметы, расположенные в комнате: стол, телевизор, люстра, занавески, карандаш, мобильник, шкаф и т. д. Можно просто перечислять названия, а можно описывать их вместе со свойствами. Например, красная лампа, деревянная неприметная шкатулка, бежевый линолеум в клетку и т. п.

Вскоре вы увидите, что паузы между словами становятся все длиннее, в ход пошли жесты, вы начинаете запинаться и путаться. Будьте уверены, со временем вас хватит на более продолжительное время. Получаться будет все лучше и лучше.

Упражнение “Слова наоборот”

Этот метод поможет совместить развитие памяти и внимания. Придумывайте слова и произносите их наоборот. Например, “магазин – низагам”, “капитан – натипак” и т. п.

Важно не записывать и читать с листочка, а именно представлять слова в уме. Для начала можно брать простые слова (нос, лис, кит, том), а дальше переходить на более сложные.

Чтобы было проще, делите длинные слова на слоги, а уже потом мысленно переворачивайте:

Упражнение “Склад памяти”

Очень хорошая тренировка. Вам нужно назвать фамилии всех известных вам поэтов или писателей.

Здесь можно экспериментировать как угодно. Вместо имен можно перечислять, например, животных саванны, растения, города, реки, прочитанные вами книги, посещенные места, бывших одноклассников, расписание уроков ребенка и т. п.

Упражнение с картами

Вам понадобится колода игральных карт. Смешайте их и вытяните последовательность из 6 карт (число можно постепенно увеличивать). Внимательно посмотрите на них в течение 30 секунд, а затем переверните рубашкой вверх. Попробуйте вспомнить все карты в той последовательности, в которой они лежали перед вами.

Упражнение “Как прошел день”

Выполнять его полезно перед сном. Когда вы лежите в кровати, постарайтесь вспомнить все детали прошедшего дня: где вы были, с кем разговаривали и о чем, в какой одежде пришла на работу ваша коллега, кто звонил вам на мобильный и в какое время, какая музыка играла в маршрутке, на что вы обращали внимание в продуктовом магазине и т. д.

А если вам нужно запомнить какой-либо материал, лучше всего воспользоваться методом Фейнмана.

Незаметная тренировка в повседневной жизни

В этом разделе я собрала для вас самые простые, но от этого не менее эффективные рекомендации, которые вы без труда сможете выполнять в домашних условиях, что называется, на фоне:

Продукты для укрепления памяти

Помочь мозгу правильно функционировать способна диета. Самые полезные продукты для памяти те, что обогащены витаминами A, B6, B9, B12, D, E, Омега-3.

Специалисты рекомендуют употреблять больше фруктов, свежих овощей и продуктов из цельнозерновой муки. Также полезно добавлять в пищу куркуму, ведь эта специя способствует поддержанию памяти и профилактике болезни Альцгеймера, что особенно актуально для пожилого человека.

А вот топ-10 самых полезных продуктов для улучшения памяти:

А вот те продукты, которые способны нанести вред здоровью мозга и состоянию памяти:

Говоря о правильном питании, нельзя не упомянуть о лишнем весе. Исследователи выяснили, что ожирение пагубно влияет на память и на здоровье в целом.

Что еще поможет поддержать молодость мозга

Мы с вами усвоили упражнения и взяли на заметку полезные продукты, а теперь перейдем к изучению дополнительных способов и рекомендаций, которые помогут вам улучшить память и сохранить ее на долгие годы.

Высыпайтесь

Специалисты в области исследований сна давно установили прямую его взаимосвязь с памятью. Наш мозг устроен так, что для запоминания новой информации ему нужно пройти определенную фазу сна.

Наверняка вы замечали, что выученный к школьному уроку стих лучше всего помнится на утро следующего дня. Вчера вы его пытались запомнить, а ночью во сне мозг получил возможность обработать и отсортировать новые данные.

Тренируйте мозг

Есть много способов тренировки памяти и мозговой активности:

Можно скачать на смартфон различные приложения с головоломками и тренироваться в автобусе по пути на работу или в очереди в супермаркете.

Что такое память что такое внимание. Смотреть фото Что такое память что такое внимание. Смотреть картинку Что такое память что такое внимание. Картинка про Что такое память что такое внимание. Фото Что такое память что такое внимание

Поддерживайте физическую активность

Американские исследования помогли установить, что в процессе движения растут новые клетки участка мозга под названием гиппокамп. Он отвечает за фильтрацию поступающих данных и сортирует то, что нужно отправить в долговременную память, а что зафиксировать в кратковременной. Благодаря двигательной активности не только растут новые клетки, но и защищаются от разрушения старые.

Только представьте: легкая получасовая пробежка или тренировка может в 2-3 раза повысить умственные способности и концентрацию, облегчить процесс запоминания.

Практикуйте осознанность

Быть здесь и сейчас весьма непросто. Чаще всего мы находимся в своих мыслях: пережевываем неприятные ситуации, ведем внутренние диалоги, планируем грядущие события, волнуемся из-за них. Находясь в своей голове, мы на автопилоте совершаем привычные действия, а потом не можем вспомнить детали. Положили очки не туда, закрыли входную дверь и забыли, не можем вспомнить, выключен ли утюг.

Усилить концентрацию и память поможет осознанность. Вернитесь из головы в тело, совершайте все действия, осознавая их, чувствуйте, как соприкасаетесь с предметами, вслушивайтесь в звуки.

Прокачать кратковременную память помогут медитации. У тех, кто регулярно занимается медитативными практиками, память значительно лучше.

Как развить память и внимание ребенку

От того, насколько развитым и натренированным будет мозг человека в детстве, во многом зависят когнитивные функции во взрослом возрасте. Для правильного развития памяти ребенка специалисты рекомендуют следующее:

Полезные книги для тренировки памяти

Ниже вы найдете популярные издания для взрослых и детей по улучшению памяти:

Заключение

Теперь мы с вами знаем, как повысить активность мозга и что нужно сделать, чтобы улучшить память. Я рекомендую вам не останавливаться на простом знании, а непременно брать его на вооружение и использовать на практике.

Чтобы статья всегда была под рукой, вы можете сохранить ее у себя на странице в социальной сети. Не забудьте подписаться на обновления блога, чтобы не пропустить выход новых полезных публикаций. В следующей статье я расскажу о мнемотехниках для развития памяти.

Желаю вам успехов в тренировках и отличной памяти!

Источник

Вопрос 2. Внимание и память

Что такое память что такое внимание. Смотреть фото Что такое память что такое внимание. Смотреть картинку Что такое память что такое внимание. Картинка про Что такое память что такое внимание. Фото Что такое память что такое внимание Что такое память что такое внимание. Смотреть фото Что такое память что такое внимание. Смотреть картинку Что такое память что такое внимание. Картинка про Что такое память что такое внимание. Фото Что такое память что такое внимание Что такое память что такое внимание. Смотреть фото Что такое память что такое внимание. Смотреть картинку Что такое память что такое внимание. Картинка про Что такое память что такое внимание. Фото Что такое память что такое внимание Что такое память что такое внимание. Смотреть фото Что такое память что такое внимание. Смотреть картинку Что такое память что такое внимание. Картинка про Что такое память что такое внимание. Фото Что такое память что такое внимание

Что такое память что такое внимание. Смотреть фото Что такое память что такое внимание. Смотреть картинку Что такое память что такое внимание. Картинка про Что такое память что такое внимание. Фото Что такое память что такое внимание

Что такое память что такое внимание. Смотреть фото Что такое память что такое внимание. Смотреть картинку Что такое память что такое внимание. Картинка про Что такое память что такое внимание. Фото Что такое память что такое внимание

Рис. Изображение танка

Константность восприятия (постоянство) проявляется в уверенном восприятии предметов при разной освещенности, в разных ракурсах и масштабах.

Апперцепция восприятия проявляется в его зависимости от прошлого опыта личности, от ее психических состояний (особенно от страха), мотивов, потребностей и интересов.

Что такое память что такое внимание. Смотреть фото Что такое память что такое внимание. Смотреть картинку Что такое память что такое внимание. Картинка про Что такое память что такое внимание. Фото Что такое память что такое вниманиеВолевой, целенаправленной, систематической и длительной формой восприятия является наблюдение.

Важнейшими видами восприятия являются:

— восприятие пространства (включает в себя восприятие формы, величины, а также расстояния до предметов и между ними);

— восприятие времени (механизм восприятия времени часто связывают с так называемыми «биологическими часами» – определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека. Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено);

— восприятие движения (констатируется нейронами – детекторами движения или новизны, входящими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции);

— восприятие сложных звуков;

— восприятие человека человеком и др.

Что же такое внимание? Для того чтобы ответить на этот вопрос, представьте себе курсанта, выполняющего задачу по психологии и педагогике. Он целиком углублен в решение задачи, сосредоточен на ней, обдумывает ее условия, перехо­дит от одного варианта к другому. Характеризуя каждый из этих эпизодов, мы можем сказать, что он внимателен к тому, что он делает, что он обращает внима­ние на те предметы, которые он выделяет из других. Во всех этих случаях можно говорить о том, что его психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена. Эта направленность и сосредоточенность психической дея­тельности на чем-либо определенном и называется вниманием.

Внимание обусловлено активностью целой системы иерархи­чески связанных между собой мозговых структур. Весьма сложная структура фи­зиологических механизмов внимания и противоречивые взгляды на его природу привели к появлению целого ряда психологических теорий внимания. Н.Н. Ланге, анализируя наиболее известные подходы к пониманию природы внимания, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп.

1. Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы этого подхода исходят из того, что поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мышечных движений. Именно мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия.

2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что понимается под объемом сознания, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интен­сивные.

3. Внимание как результат эмоции. Эта теория получила наибольшее призна­ние в английской ассоциационной психологии. Она основывается на утвержде­нии о зависимости внимания от эмоциональной окраски представления. Напри­мер, достаточно хорошо известно следующее высказывание представителя дан­ной точки зрения Дж. Миля: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным — это одно и то же».

4. Внимание как результат апперцепции, т. е. как результат жизненного опыта индивида.

5. Внимание как особая активная способность духа. Сторонники данной пози­ции принимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

6. Внимание как усиление нервной раздражительности. Согласно данной гипо­тезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности централь­ной нервной системы.

7. Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания — преобладание одного представления над другими — тем, что один физиологиче­ский нервный процесс задерживает или подавляет другие физиологические про­цессы, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

Что такое память что такое внимание. Смотреть фото Что такое память что такое внимание. Смотреть картинку Что такое память что такое внимание. Картинка про Что такое память что такое внимание. Фото Что такое память что такое внимание

8. Теория Т. Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Рибо полагал, что интенсивность и продолжительность произвольного внимания обусловлена интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объек­том внимания эмоциональных состояний, а также усилий, которые прилага­ются для сосредоточения и удержания внимания на чем-то, в виде мышечного напряжения. Поэтому не слу­чайно данная теория получила название моторной теории внимания.

Традиционно внимание связывают прежде всего с ограничением поля восприятия, то есть с такой организацией восприятия, при которой человек воспринимает то, что хочет видеть (слышать и т.д.), предвосхищая структуру информации, которая будет при этом получена.

В зависимости от характера направленности и сосредоточения различают три вида внимания:

— непроизвольное (возникающее ситуативно, случайно),

— произвольное (требующее волевого сосредоточения);

— послепроизвольное (возникающее как произвольное, а затем функционирующее непроизвольно, без принуждения).

Свойства внимания:

В развитии внимания выделяют два основных этапа. Первый — этап дошкольного развития, главной особенностью которого является преобладание внешне опосредованного внимания, т. е. внимания, вызванного фак­торами внешней среды. Второй — этап школьного развития, который характери­зуется бурным развитием внутреннего внимания, т. е. внимания, опосредованно­го внутренними установками ребенка.

Важно подчеркнуть, что внимание является для военного специалиста любого профиля (социолога, психолога, переводчика, юриста, журналиста) важнейшим профес­сиональным качеством, так как процесс отбора наиболее ценной информации для восприятия каких-либо фактов, обсто­ятельств, характеристик и т. д., его распределение и переключаемость во многом определяют уровень профессионализма военнослужащего.

Психический мир человека многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою оче­редь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохранять­ся достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. То есть память можно определить как психический познавательный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании человеком своего опыта.

Память лежит в основе любого психического процесса. Память является одной из основных форм организации психической жизни. Выделяют следующие процессы памяти:

· воспроизведение и узнавание;

Эффективность запоминания зависит от:

— наличия установки (мотива) на запоминание (чем больше желание запомнить информацию, тем лучше она запоминается);

— важности информации (ценные сведения лучше запомина-ются, чем второстепенные);

— использования приемов запоминания (составление плана заучиваемого материала, разбиение его на смысловые единицы, разноцветная раскраска основных понятий и определений при их конспектировании и т.д.);

— эмоциональности восприятия информации (все, что связано с чувствами, запоминается лучше);

— осмысления (глубокого понимания) материала;

— психического состояния человека и т.д.

Факторы, влияющие на забывание:

· характер информации и степень ее использования;

· интерференция: проактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими до запоминания информации; ретроактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими после запоминания материала;

· подавление (активное, по Фрейду, забывание, торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного. Современные психологи предпочитают говорить о мотивированном забывании. С помощью него человек пытается «уйти» от неприятных сторон той или иной ситуации).

Немецкий ученый Г.Эббингауз изучал процесс забывания механически запомненной и неосмысленнойинформации человеком и выяснил, что в течение первого часа забывается до 60% материала. Затем темп забывания несколько замедляется. Так, за следующие 8 часов дополнительно теряется еще 18% запомненного. В дальнейшем в памяти сохраняется менее 20% первоначально полученной информации.

Процесс забывания осмысленных сведений во много раз медленнее. Но и в этом случае для длительного удержания информации в памяти требуется ее периодическое возобновление.

Виды памяти.

По характеру запоминаемого материала

— кратковременная (Здесь сохраняется информация, к которой привлечено внимание. Информация сохраняется не в неизменном виде – она обрабатывается и интерпретируется. Для кратковременной памяти возможно произвольное управление с помощью повторения или символизации. Объем кратковременной памяти равен 7 ± 2 единиц (Г. Эббингауз, 1885).

— оперативная (промежуточная инстанция между кратковременной и долговременной памятью. Здесь информация сохраняется до возможности перевести ее в долговременную память. Очищение буферной памяти и категоризация информации, накопленной за день, происходит во время сна).

— долговременная память не ограничена по объему и времени сохранения информации. Но не всегда информация может быть вовремя извлечена. Доступность информации определяется организацией хранения. Имеется два типа хранения информации в долговременной памяти: с произвольным доступом к информации (информация непрерывно преобразуется) и без произвольного доступа (информация хранится в неизменном виде).

В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автома­тически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ста­вится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присут­ствует, а сам процесс требует волевого усилия.

Первоначально память носит непроизвольный характер. В преддошкольном и дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запом­нить. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания. Причем проявление запоминания связано с интересами ребенка. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес. Также следует подчеркнуть, что в дошкольном возрасте дети начинают запоминать осмысленно, т. е. они понимают то, что запоминают. При этом дети преимущественно опирают­ся на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями.

Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы. Это свя­зано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие, прежде всего произвольной памяти. В отличие от дошкольника школьник вынужден запоминать и воспроизводить не то, что ему интересно, а то, что дает школьная программа. Под воздействием требований школы запоминание и вос­произведение приобретают все более произвольный характер и становятся гораздо более активными, поэтому обучение в школе с определенной точки зрения можно рассматривать как комплексную систему тренировки памяти молодого человека. В процессе дальнейшего обучения – в вузе студент (курсант) учится ставить перед собой дифференцирован­ные задачи по заучиванию учебного материала, т.е. определяет способ заучива­ния и воспроизведения информации в зависимости от уровня ее сложности и по­степенно овладевает осмысленным запоминанием, а также определенной мнемической техникой. Надо четко понимать, что память развивается и становится лучше только путем постоянных тренировок, изучения, осмысления и повторения новой информации.

С памятью тесно связаны такие психические познавательные процессы как представление и воображение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *