Что такое память физиология
Память, причины ее нарушений, и методы тренировки памяти
Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный, эмоциональный и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше, чем интеллектуальная память о конкретных событиях.
Виды и формы памяти
Существуют разные классификации видов человеческой памяти:
1. По участию воли в процессе запоминания.
2. По психической активности, которая преобладает в деятельности.
3. По продолжительности сохранения информации.
4. По сути предмета и способа запоминания.
5. По характеру участия воли.
6. По характеру целевой деятельности память подразделяют на непроизвольную и произвольную.
1) Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.
2) Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.
Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который важен, имеет большое значение.
По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную и словесно-логическую.
1. Двигательная (кинетическая) память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.
2. Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Доказано, что существует связь между приятностью переживания, и тем, как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Человеческая память вообще оптимистична по природе. Человеку свойственно забывать неприятное; воспоминания о страшных трагедиях, с течением времени, утрачивают свою остроту.
Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: в младенчестве (около 6 мес.).
Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.
Почему же для восприятия информации необходима способность к её сохранению? Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, человек имеет дело в каждый момент времени лишь с относительно небольшими фрагментами внешнего окружения. Чтобы интегрировать эти разделённые во времени воздействия в целостную картину окружающего мира, эффекты предшествовавших событий при восприятии последующих должны быть, так сказать, «под рукой». Вторая причина связана с целенаправленностью нашего поведения. Приобретаемый опыт должен запоминаться в таком виде, чтобы его можно было успешно использовать для последующей регуляции направленных на достижение сходных целей форм поведения. Хранящаяся в памяти человека информация оценивается им с точки зрения значения её для управления поведением и в соответствии с этой оценкой удерживается в различной степени готовности.
Человеческая память ни в малейшей степени не пассивный хранитель информации – это активная деятельность.
Большинство людей периодически сетуют на свою «девичью» память. Как правило, они практически не расстаются с ежедневниками, в которых тщательно вписывают все свои планы на будущий день. Однако трудности подстерегают повсюду. Иногда невозможность вспомнить чье-то имя может поставить в достаточно неловкую ситуацию.
Как развить память у взрослого?
Подобный вопрос периодически задают себе забывчивые люди. И те, кто не только ищут ответ, но и начинают внедрять все рекомендации в жизнь, со временем замечают прекрасный результат.
Причины плохой памяти
С возрастом у людей ухудшается способность к запоминанию, а также появляется рассеянность. Человеку необходимо держать к голове слишком много информации, из-за чего он иногда забывает самые очевидные факты. Но дело не только в этом. Чем старше становится человек, тем хуже его способность рассуждать здраво. Причины плохой памяти у взрослых сокрыты как в возрастных изменениях, так и в неправильном образе жизни, стрессах, плохом сне и многом другом. Нервных клеток становится меньше, и наряду с этим человеку все труднее вникать во что-то новое. Плохая память у взрослого может являться следствием некоторых заболеваний. Отмечается, что на способность запоминания, а также мышление, неблагоприятно влияют: высокое давление; атеросклероз; диабет; полнота. Иногда ухудшение запоминания может быть следствием развивающейся болезни Альцгеймера.
Методы улучшения памяти
Удивительную способность можно натренировать, как, например, мышцу тела. Для этого нужно делать специальные упражнения для памяти. У взрослых, конечно, тренировка потребует определенных усилий. Ведь легче всего это происходит в детском возрасте. Малыши стараются запомнить все, что попадается им на глаза.
Упражнения для памяти у взрослых
Нагрузка на память школьника уже достаточно существенна. Но когда человек заканчивает учиться и начинает работать, его память больше не поддается систематической тренировке. Жизнь становится более скучной и обыденной. Для того чтобы память продолжала развиваться, человек должен получать впечатления. Хорошо, если происходят различные приятные события, и люди стараются их не забыть.
Влияние табака
Прежде всего необходимо избавиться от пагубного влияния никотина. Многочисленные исследования подтвердили, что табак достаточно сильно ухудшает способность запоминать. Если сравнить человека, который тренирует память и при этом курит, и другого, который не работает над способностью запоминать, но и вредной привычки у него нет, то окажется, что у первого результат лучше. Однако если их условия уравнять, то окажется, что табак все же ухудшает память. Исследования показали, что курящие студенты хуже справляются с заданиями, чем некурящие. Хотя табак имеет свойство мгновенно повышать концентрацию внимания, однако это быстро проходит.
Влияние алкоголя
Гибкий ум невозможно сохранить, принимая спиртосодержащие напитки. Ведь они также ослабляют память. Даже малая доза спиртного снижает способность запоминать. Систематический его прием лишает человека возможности фиксировать что-то в памяти. Поэтому тем людям, которые задумываются о том, как развить память у взрослого, следует отказаться от спиртного. методики развития памяти у взрослых Рекомендуется исключить все виды алкоголя перед ответственным мероприятием, на котором необходимо что-то запоминать.
Медикаментозные препараты
Прием некоторых лекарств также может влиять на запоминание и даже вызывать провалы в памяти. К ним относятся различные успокаивающие или возбуждающие препараты, а также обезболивающие, антигистаминные и противовоспалительные средства.
Основные рекомендации
Существуют правила, позволяющие памяти всегда оставаться в рабочем состоянии: обогащать кровь кислородом; обязательно хорошо высыпаться; не злоупотреблять алкоголем и табаком; отказаться (по возможности) от лекарств, снижающих память.
Методики запоминания от гениев
Психолог Карл Сишор считает, что обычный человек использует свою память только на 10%, в то время как 90% остаются без применения. Мало кто знает, что практически все методики развития памяти у взрослых базируются на трех природных законах запоминания. Речь идет про эмоции, ассоциации и повторения. Знание этих правил способно помочь как в обыденной жизни, так и в ответственных ситуациях.
Закон эмоций гласит, что для лучшего запоминания достаточно получить яркие впечатления о заданном предмете. Самым известным человеком, использовавшим данное правило, был Рузвельт. Он всегда сохранял отличную концентрацию внимания. Все, что он прочитывал, запоминал почти дословно. Секрет данной методики развития памяти у взрослых сокрыт в необходимости полностью сосредоточиться, хотя бы ненадолго, на нужной информации. Именно в этом случае она запомнится лучше, чем если долго размышлять о ней и отвлекаться.
Удивительную методику оставил после себя Наполеон. Он отлично помнил на смотре войск расположение каждого своего бойца и его фамилию. Секрет его запоминания имени человека состоял в том, чтобы получить о нем более яркое впечатление. Например, спросив, как пишется его фамилия.
Президент Линкольн имел свою методику запоминания: он читал вслух то, что было важно помнить. Получается, что нужно задействовать как можно больше органов чувств. Это позволяет достаточно эффективно повлиять на развитие памяти у взрослых. Упражнения, которые строятся на задействовании нескольких чувств, рекомендуются большинством психологов. К примеру, чтобы запомнить, достаточно записать, а затем мысленно представить написанное.
Как развить память у взрослого: упражнения для тренировки
Тренировка памяти у взрослых должна начинаться со следующих упражнений: 5-10 секунд сохраняйте полностью свободный от мыслей ум. Это необходимо для тренировки концентрации внимания. Во время данного процесса не должно возникать какого-либо напряжения: нервного либо психического. С пяти секунд очень важно постепенно дойти до тридцати секунд непрерывного нахождения в этом состоянии.
Очень важно развивать не только зрительную или слуховую способность запоминания, но и другие виды. Также нужно помнить, что краткосрочная и долгосрочная память в одинаковой мере необходимы человеку.
Зрительную память можно натренировать, если пытаться запомнить внешность проходящих мимо людей. Достаточно мимолетного взгляда на человека, идущего навстречу, и затем нужно попробовать представить себе его облик во всех деталях.
Очень полезно время от времени спрашивать себя, как выглядит обертка любимой конфеты, что там изображено.
Можно пытаться представить, что вы видели, когда проходили в очередной раз мимо магазина, какая там была вывеска. При этом нужно стараться вспомнить все до мельчайших подробностей.
Для того чтобы улучшить звуковую память, достаточно регулярно читать вслух либо учить стихотворения с ребенком. Пропойте только что прослушанную мелодию. В уличном шуме старайтесь расслышать обрывки фраз и зафиксировать их в памяти.
Принимая пищу, вообразите себя дегустатором, который досконально запоминает вкус блюда. Ассоциируйте каждое кушанье с чем-либо. Играйте на угадывание блюда с закрытыми глазами.
В парфюмерном магазине брызгайте понравившиеся духи на тест-полоску. Затем пытайтесь вспомнить их название. Тренируйтесь со всеми окружающими вас запахами. Можно начать с более простых ароматов, далее переходите к более сложным.
Попробуйте развить числовую память. Для того чтобы запомнить целую комбинацию, нужно всего лишь выбросить калькулятор. Для начала можно просто определять в магазине сдачу при каждой покупке. Расчеты в уме очень тренируют память, связанную с числами. Попробуйте определить цену на каждый продукт.
Считайте свои шаги, например, от входа в квартиру до двери лифта. Можно попробовать запомнить, сколько раз вам приходится прокрутить лампу в патроне, прежде чем она будет закручена достаточно туго. причины плохой памяти у взрослых.
Все виды памяти прекрасно развиваются при помощи любых видов настольных игр. Ускорить мыслительные процессы можно при помощи шахмат и шашек, игральных карт, домино.
Отлично натренировать память поможет разгадывание кроссвордов, а также всяческие головоломки.
Оригами улучшает механическую память. Различные виды рукоделия, типа вязания, вышивки и рисования, улучшают мелкую моторику и концентрацию на деталях.
При недостаточном эффекте от самостоятельных занятий необходимо обратиться к специалистам: неврологу или психиатру.
Кроме этого, в г. Оренбурге по адресу: ул. Пролетарская, д. 153 работает «Школа для пациентов с проблемами памяти». Занятия проходят каждую вторую среду месяца. Запись по телефону (3532) 40-20-11.
Памятью обладают все. У некоторых людей отмечается просто феноменальная способность к запоминанию. Другие сознаются в том, что являются обладателями «дырявой» головы. По мнению психологов, людей с плохой памятью крайне мало. При этом очень много тех, кто не умеет правильно ее использовать или не знает, как развить память у взрослого.
Статья подготовлена врачом-неврологом высшей квалификационной категории Гранкиным С. А.
Медицинские интернет-конференции
Языки
Физиология памяти. Роль техногенного фактора.
Резюме
С каждым годом растет многообразие информационных технологий, а вместе с тем и их влияние на нашу жизнь и на нас самих. Как оказалось, это влияние далеко не положительно, а порой и отрицательно сказывается на здоровье, нарушая нормальную деятельность всех функциональных систем человеческого организма. А ведь у 100% опрошенных имеются мобильные телефоны, персональные компьютеры, телевизоры, которыми пользуются как взрослое, так и подрастающее поколение ежедневно. Количество получаемой радиации колоссально, выше всех установленных норм, что отрицательно сказывается прежде всего на нашей высшей нервной деятельности, в том числе и памяти. Но ведь можно снизить это губительное действие, выполняя всего несколько простых правил при пользовании достижениями науки.
Every year the variety of information technologies increases and at the same time its influence on our life and ourselves increases too. It turned out, that this influence is absolutely not positive, but negative for our health and upsets the normal functioning of all body systems. Meanwhile 100% of respondents have mobile phones, personal computers, television sets, what are daily used by grown-ups and children. The quantity of derivable radiation is tremendous and above the line. This fact adversely affects our higher nervous activity including memory. But we can decrease these destructive effects carrying out some easy orders in conditions of scientific progress.
Ключевые слова
Введение
Психологические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира. Одним из важнейших психических процессов является память.
Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов включающий фазы запечатления, хранения и извлечения поступающей информации.
На протяжении более 2-х тысяч лет господствовала Аристотелевская концепция понимания сущности памяти.Столь длительное период существования этой концепции объясняется не только громадным авторитетом Аристотеля, но и тем, что она неплохо согласовывалась с обыденным познанием, с повседневной практикой многих поколений людей. Суть концепции Аристотеля состоит в том, что многообразные факторы, процессы, ситуации воздействуют на душу человека оставляя отпечатки. Запечатлевались в ней. Но с течением времени они исчезают подобно тому, как исчезают записи на восковых дощечках, которыми пользовались древние греки.
Продолжительное время психологи придерживались человеческой памяти, но обнаружили таких людей, которые обладали бесконечной памятью. Для них не существовало предела запоминания, сложных задач. Для человека с такой памятью достаточно было прочитать книгу, несколько сотен страниц и, спустя несколько лет, полностью пересказать. Вначале психологи полагали, что это отклонение физиологических процессов.
Впоследствии было доказано, что потенциально каждый человек обладает бесконечной памятью. В эксперименте было доказано, что когда человек находиться в глубоком гипнозе, то он передает информацию, что было с ним многие десятилетия назад.
Практика медицины подтверждает, что вся информация, которая поступает в мозг человека, сохраняется в его мозгу.
Все впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся.
Память лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков, таким образом память входит в структуру интеллекта. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой функции немыслим.
“Человек, лишённый памяти, по сути, перестанет быть человеком”( Ч.Айтматов ).
Среди многих выдающихся личностей мы нередко встречаем примеры феноменальной памяти безграничной по своим возможностям. Приведём несколько примеров.
Современный крупнейший математик и кибернетик фон Нейман сделал расчёты, которые показали, что в принципе человеческий мозг может вместить примерно 1020 единиц информации. Это означает, что каждый из нас может запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире Российской государственной библиотеки. Поэтому можно уверенно заключить: никто не знает границу своей памяти. Мы никогда даже близко не подходили к границам наших возможностей и память мы используем на ничтожную долю своей мощности.
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигла у человека. Такими способностями и возможностями запоминания, какими обладает человек, не обладает ни одно живое существо в мире.
Природа отпустила каждому из нас колоссальный кредит, но, увы, мы не всегда пользуемся им, или из-за того, что просто не умеем пользоваться, или из-за того что, ленимся заниматься интеллектуальной гимнастикой.
Так почему же у разных людей память развита неодинаково? Почему одни с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненную информацию, а другие напротив, быстро запоминают, но зато так же быстро забывают, то, что когда-то запомнили? Какова же природа этих различий и чем они обуславливаются, врожденными способностями или свойствами человеческого мозга или же в значительной степени является продуктом систематических тренировок или выработки целесообразных приёмов запоминания?
Ответы на данные вопросы ученые ищут уже на протяжении сотен лет. Чтобы понять эти ответы необходимо понять сущность «памяти», памяти как таковой, ее физиологические особенности и влияние не только внутренних, но и внешних условий!
В 21 веке – веке расцвета информационных технологий – главным и основным внешним фактором, влияющим на все функции нашего организма, является различного рода техника и достижения науки.
Именно установление уровня техногенного влияния на формирование и протекание процессов памяти стало целью данной исследовательской работы.
Материал и методы
Для установления взаимосвязи техногенного фактора и уровня его влияния на протекание физиологических процессов памяти основным методом было выбрано анкетирование, включающий в себя сбор и анализ собранных данных, а также статистический анализ полученных результатов.
Объектом исследования является 60 студентов высшего учебного заведения 18-22 лет мужского и женского пола, которые ежедневно используют персональный компьютер или ноутбук, мобильные телефоны и прочие переносные устройства, имеющие выход в сеть Интернет, а также телевизоры.
Результаты
В результате проведенного исследования было установлено однозначное влияние, причем в большинстве своем отрицательное, информационных технологий на нервную деятельность и активность протекания мнемических процессов.
100 мкВт/см2 * 10 минут = 1000 условных единиц,
т.е. 1000 условных единиц в день считается безопасным облучением для взрослого человека.
Меры предосторожности при пользовании телефоном (не пользоваться без необходимости, не разговаривать в автомашине и т.п.) соблюдает 28% и 50%.
Также в наше время при выборе средств связи мало внимания уделяется такому параметру, как SAR, что, на самом деле, имеет первостепенное значение.
SAR (англ. SpecificAbsorptionRate) или удельный коэффициент поглощения электромагнитной энергии — показатель, определяющий энергию электромагнитного поля, выделяющуюся в тканях тела человека за одну секунду. Чем выше данный показатель, тем большее влияние устройство оказывает на внутренние процессы. А что касается мобильного телефона, то это влияние направлено непосредственно на клетки коры больших полушарий головного мозга.
Про SAR слышало только около 9% девушек и 14% молодых людей, но никто из них не руководствуется этим критерием при покупке телефона.
Также опрашиваемым был задан вопрос: «Сколько номеров из своей телефонной книги Вы знаете наизусть?», на который были даны следующие ответы: только 4% женщин знают все номера, среди же представителей мужской половины такой показатель равен 0%. Большинство (65% женщин и 50% мужчин) знает не больше 5 номеров.
Обсуждение
Сейчас уже точно известно, что определенный вред мобильных телефонов всё же существует, и связан он в наибольшей степени с электромагнитным излучением, которое генерирует трубка вокруг себя, такое поле формирует любой прибор, работающий на электричестве, будь то холодильник, телевизор, микроволновая печь и т.д. Однако, в отличие от других электрических приборов, мобильный телефон взаимодействует непосредственно с нашей головой, а это в разы увеличивает вредное влияние электромагнитного поля на наш мозг. По мнению учёных, электромагнитное излучение очень опасно для человека, в первую очередь тем, что никак себя не проявляя долгое время, в последствии может оказать на организм совершенно непредсказуемый эффект, особенно если это касается такого сложного и чувствительного органа человеческого организма как головной мозг, в котором любое даже небольшое изменение может оказать на весь организм человека огромное влияние.
Существует много версий, что же происходит с головным мозгом от действия излучения мобильных телефонов. Основная из них, это возможность возникновения онкологических заболеваний (раковых опухолей) у тех, кто на протяжении долгого времени пользуется мобильным телефоном. Точного срока никто определить не может, но опыты на крысах проводятся уже более 2-х десятилетий, в результате чего было найдено множество подтверждений того что вероятность возникновения опухолей под воздействием электромагнитного излучения не так уж мала. Естественно, версия о связи рака мозга и излучения выделяемого мобильными телефонами не единственная, касающаяся вреда мобильников, есть и другие результаты, указывающие на то, что от излучения разрушаются клетки крови и головного мозга, и под воздействием излучения белок в мозгу имеет свойства сворачиваться, что действует на его работу далеко не в лучшую сторону. Хоть мы этого подчистую и не замечаем но, это негативно влияет на память, умственную деятельность и работоспособность, оно может вызывать скачки кровяного давления, что очень опасно для сосудов, головные боли, расстройство сна, нервозность и раздражительность. Подобные симптомы могут чаще проявлять у людей, которые вынуждены много времени разговаривать по мобильному телефону.
Мужская половина респондентов оказалась более чувствительной к облучению, исходящему от мобильных телефонов, при том, что воздействие в несколько раз меньше, чем на женскую половину. Однако, все равно не стоит забывать хотя бы об элементарных правилах даже при отсутствии видимых эффектов: сократить по возможности телефонные разговоры, держать мобильное устройство от себя на расстоянии 50 см, желательно не разговаривать в транспорте – так как из-за постоянного движения и металлического корпуса усиливаются мощность и воздействие радиочастоты на пользователя.
Что касается компьютеров, то тут особых ограничений нет, кроме соблюдения расстояния от монитора до глаз (не меньше, чем на длину вытянутой руки) и конечно давать себе отдых при пользовании компьютером примерно каждые 40 минут длительностью не менее 15 минут. Однако, опосредованно он все-таки оказывает влияние. В современном мире Интернет и компьютер являются главным источником информации. Ученые из США выяснили, что сейчас большинство людей не утруждают себя запоминанием различной информации, так как в необходимый момент времени могут найти ее в Интернете.
По словам психологов, при постоянном использовании компьютера у людей начинается со временем ухудшаться память. В ходе проведенных экспериментов стало известно, что для пользователей современные устройства, техника становятся особенно важными устройствами, где хранится необходимая информация, которыми лишний раз не хочется заполнять голову. Таким образом, головной мозг не достаточно кровоснабжается, наступает гипоксия, а со временем и атрофация коры больших полушарий головного мозга.
Среди студентов телевизоры пользуются меньшим спросом и поэтому их влияние практически сведено к нулю.
Заключение
Память – основа психической деятельности. Без неё невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения, причём существенное влияние имеют факторы мотивации личного характера.
Анализ роли памяти в деятельности человека показал, что благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.
Память даёт возможность сохранять постоянными тенденции к целесообразному поведению на длительные интервалы времени и в какой-то мере прогнозировать поведение на будущее. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.
Таким образом, очевидна первостепенную роль памяти в деятельности человека, обусловленность возможности эффективной деятельности развитой памятью и ее видов.
Конечно же, несмотря на все исследования и весьма не оптимистичные результаты люди будут продолжать в той или иной мере пользоваться «дарами» информационного века. Но вредное влияние можно свести к минимуму всего лишь выполняя несколько простых правил, существующих для каждого из этих достижений науки. И основное из них – это несомненно по возможности давать своему организму побольше отдыхать от всех этих негативных воздействий, проводить время на свежем воздухе со своими родными и близкими!
Литература
1. В.Ф. Киричук, О.Н. Атипова, Н.Е. Бабиченко, В.М. Головченко, Е.В. Понукалина, И.В. Смышляева, Л.К. Токаева. Физиология человека – Саратов:Издательство Саратовского медицинского университета, 2006. С. 95-106 (дата обращения: 10.11.2012)