Что такое память о войне
Память о войне 1941-1945 г.г.
Великая Отечественная война стала главным полем разрешения второго мирового конфликта. Именно в столкновении всей полномасштабной мощи Германии и Советского Союза решилась судьба мировой войны. Известно, что более 80% германских потерь приходятся на Восточный фронт. Здесь были задействованы более трёх четвертей боевых мощностей вермахта и европейских союзников Германии.
Время все дальше отодвигает от нас немеркнущие дни, когда советский народ ценой героических усилий и тяжелых жертв одержал всемирно-историческую победу над немецко-фашистскими захватчиками, отстоял честь и независимость Родины, а человечество было избавлено от нацистской угрозы. Все меньше остаётся среди нас участников этих событий – воинов-фронтовиков, партизан и подпольщиков, тружеников тыла.
Но беспримерный подвиг народа, сумевшего одолеть сильного и коварного врага, проявленные им невиданная сила духа, патриотизм, преданность Отчизне и высочайшая ответственность за её судьбу, никогда не сотрутся в людской памяти. Великая победа была и остаётся для нас мощной духовной опорой, источником гордости за наше славное прошлое; укрепляет чувство национального достоинства и самоуважения.
Ушли далеко прошедшие сороковые-грозовые – за ними ушла целая эпоха. Уходят и люди – участники и свидетели тех событий – живые носители истории. Остается одно – память.
Память о войне – это прежде всего память о людях: о тех, кто воевал, кто не вернулся из боя, кто держал в стране «второй фронт», работая для будущей победы. Теперь время бесстрастно отсчитывает десятилетия уже от конца Великой Отечественной. Для участников эта война стала и памятью о юности, и самым нестирающимся переживанием за целую жизнь – главным из всего, что было. Четыре года между жизнью и смертью, когда каждый день, каждый час мог стать последним, были бесконечно долгими. Не всем посчастливилось дожить до светлого дня Победы — они навсегда остались на полях сражений.
Память – это и бережно сохраняемые пожелтевшие фотографии, и треугольники солдатских писем – бесценные документы истории Великой Отечественной войны.
Воспоминания о военном лихолетье – это как бы попытка остановить мгновения в напряжённейший период истории нашей Родины, поэтому так ценны рассказы ветеранов о тех судьбоносных днях.
Сочинение Память о войне рассуждение
Великая Отечественная война 1941–1945 годов осталось далеко в прошлом, больше 70 лет назад наши войска одержали победу над Германией. За эти годы выросли несколько поколений, а бывшие солдаты обзавелись не только внуками, но и правнуками. Но к сожалению, годы летят как птицы, и самое печальное – это то, что ветеранов практически не осталось. Чуть больше их вдов, еще немного больше тружеников тыла. Уходит поколение, которое не только пережило все ужасы войны, но и немецкого плена. Как мало осталось тех, кто может рассказать сегодняшним детям и подросткам о тех сражениях.
Но несмотря на то, что прошло не одно десятилетие, эта кровавая битва навсегда останется в памяти русского народа. В память о войне города Российской Федерации носят названия городов-героев. Чтобы люди помнили эти события, практически в каждом городе есть площадь Победы, воинские мемориалы, стелы, памятники павшим освободителям, братские могилы, Вечный огонь. На тему войны отснято множество художественных и документальных фильмов, написано сотни произведений, созданы десятки картин и плакатов. И все это вместе – памятные знаки о войне. А ведь помимо этого, существуют еще и экспозиции в краеведческих музеях, захоронения на городских кладбищах. За такими могилами ухаживают с особым трепетом и тщательностью, на них не переводятся цветы.
В целях патриотического воспитания школьников проводятся различные мероприятия, на которых дети поют военные песни, декламируют военные стихи, разыгрывают сценки в солдатской форме. В школах играют в «Зарницу», ведутся кружки группы «Поиск», подростки-волонтеры навещают участников войны в День Победы, а в обычные дни берут над ними шефство. Миллионы людей встают в строй «Бессмертного полка» 9 Мая. На площадях, в парках городов и в Домах культуры проходят в этот день многочисленные мероприятия, на которых первый ряд всегда занимают бабушки и дедушки, грудь которых увешена орденами и медалями. В руках у них цветы, а на глазах слезы.
Очень грустно осознавать, что пройдет еще несколько лет и никого из ветеранов не останется. Но это не значит, что они уйдут из нашей памяти вместе с событиями почти вековой давности. Их лица останутся на фотографиях в домашних альбомах, в газетных вырезках, хранимых их детьми для потомков; их имена и фамилии будут всегда у всех на виду, высеченные на мраморных плитах в парках и скверах. Никто не забыт и ничто не забыто. Вечная память нашим героям.
Вариант 2
В истории человечества не мало войн и конфликтов. Эти трагические события крепко осели в головах очевидцев и участников. Вторая мировая война является ярким примером ужаса который несёт кровопролитие и разруху. Для народов бывшего Советского Союза она стала Великой Отечественной войной. Родина миллионов людей предстала перед угрозой уничтожения, враг пришёл с серьёзными планами. Благодаря духу патриотизма удалось отбить эту атаку, но какой ценной?
Миллионы жизней унесла нещадная война. Она не смотрела мирный жители или военный – губила всех. Более 70 лет назад человечество стало на пороге огромного конфликта, который внезапно постучал во дверь. Ещё вчера ты жил обычной жизнью, а сегодня все вокруг тебя изменилось, первые отклики предстоящего хаоса уже вовсю идут по миру. Большинство людей не раздумывая пошли защищать свой дом, семью, страну. Благодаря смелости тех отважных воинов удалось в течении 4 лет освободить не только свою родину, а и спасти весь мир от уничтожения.
В наши дни память о великом подвиге наших предков живёт в сердцах миллионов людей. Мы должны помнить об этом не только в период празднования Дня победы. Память о страшной трагедии, которая охватила весь мир должна жить. Чтобы не повторять ошибки, исключить развитие подобного сценария. Главная задача современного человечества сохранить и передать следующим поколениям историю тех ужасных времён. Сколько людских судеб пропало бесследно, кровь воинов и слезы матерей окропили эту поистине святую землю. Миллионы героев потеряли жизнь на полях сражений, ради нашего будущего.
Мы должны быть благодарны великой победе наших дедов и прадедов. Не нужно сеять злость и разруху в современном мире. Дань памяти тем героическим событиям заключается не в размещении георгиевской ленты на страницах в социальных сетях, она должна отражаться в поступках. Война – одно из самых страшных событий в жизни любого человека. Она ломает судьбы, забирает жизни, сеет панику и разруху. И тот факт, что наш народ переборол это когда-то не даёт уверенности в том что она никогда не повториться. Люди воюют из-за порой глупых и необъяснимых вещей. Ветераны рисковали жизнью, теряли товарищей отдавая свой долг перед Родиной. Наш долг заключается в хранении и преумножении памяти о тех событиях. Спасибо Вам! Этот подвиг навсегда останется в сердцах людей которые поистине ценят историю и любят свою страну.
Сочинение К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?
Великая Отечественная война…Много боли и страданий принесло людям это событие. Наши прадеды отважно сражались за Родину, за наше будущее порою ценой своей жизни.
С каждым годом Ветеранов Великой Отечественной войны становится все меньше и меньше. Задумывались ли вы, к чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне? На мой взгляд, ни в коем случае этого допустить нельзя, так как война – это большой жизненный урок для всего человечества. Великая Отечественная война показала, насколько сплочены были народы СССР против врага, их объединяла одна цель – защита Родины.
Множество книг написано о войне, миллионы историй передаются из поколения в поколение об ее ужасающих последствиях для человечества. Произведение М.А. Шолохова «Судьба человека» переносит нас во времена войны. Главный герой Андрей Соколов отправился на фронт, где позже попал в плен к немцам. Там его держали в отвратительных условиях. Также он терпел ужасное отношение к себе. Когда Андрей устает от такой жизни пленника, он решает бежать. После успешного побега, вернувшись домой, его глазам предстала страшная картина: на месте его дома одни развалины, а его жена и дети расстреляны фашистами. Главный герой остается без самых важных составляющих жизни человека – без семьи и дома. М.А. Шолохов хотел напомнить читателю о том, что сделала война с людьми, как изменила жизнь человечества.
К сожалению, война затронула не только нашу страну, но и практически весь мир. Так, в книге «Выбор» Эдит Ева Эгер, пострадавшая от войны, описывает страшные дни жизни в концлагере. Многие не выдержали тот адский труд, который был возложен нацистами на узников. Нацисты показаны бездушными, напрочь лишенными каких-либо моральных ценностей. Они редко кормили своих пленников, многие погибали в лагере. Горы трупов были сожжены фашистами. После окончания войны и освобождения пленников, бывшие заключенные не могли вернуться к нормальной жизни, так как их психика была разрушена, их организм был истощен. Многие погибли от переедания, так как организм бывших узников был ослаблен и не выдержал даже малейшего увеличения порций еды.
Таким образом, задача нашего поколения помнить о подвигах сражавшихся, уважать ветеранов и передавать следующему поколению память о войне. Благодаря героизму солдат над нашими головами мирное голубое небо. Если мы забудем о Великой Отечественной войне, о жертвах тех ужасных лет, то рискуем взрастить поколение безнравственных людей, лишенных положительных моральных качеств. Но самое страшное, мы можем повторить эту войну.
Также читают:
Картинка к сочинению Память о войне
Популярные сегодня темы
Рассказ «После бала» Л.Н. Толстого был опубликован уже после смерти автора, в 1911 году. Основанием для написания рассказа послужил случай, свидетелем которого стал брат писателя Сергей.
Повествователь ведет воображаемый диалог со своим племянником Женей. Когда ребенок вырастет, он, возможно, уже не вспомнит, каким был шалуном. В своих желаниях он не знал удержу, страстно
Жанровая направленность произведения представляет собой короткий рассказ, повествующий о жизни детей. Повествование в рассказе ведется от третьего лица, являющегося рассказчиком.
Многие героини произведений М.Ю.Лермонтова являлись прототипами женщин, в отношении которых автор был не равнодушен. В жизни поэта встречались разные по своему темпераменту и мировоззрению молодые
Война – страшная вещь. Это слово способно вызвать у нас таки ассоциации, от который пройдёт целая дрожь. Действительно, нет вещи ужаснее, чем война. Любая её форма страшна в своих целях. Как хорошо, что люди стали это понимать…
Может, всё дело в памяти? Мы помним кровавые события прошлых лет, отголоски которых настигают нас и по сей день. И ведь… До сих пор остались места, повреждённые войной, места, где природа не успела затянуть свои шрамы, что уродливым напоминанием красуются на ней. А виноваты ведь в этом войны…
Возможно, есть в этом напоминание что-то хорошее. То самое, что заставит нас и наших потомков задуматься – существует ли неразрешимый мирными путями конфликт? Надеюсь, что ответ всегда будет оставаться отрицательным. Потому, что мы до сих пор помним…
Помним, как рыдают наши бабушки и дедушки, склонившись над чёрно-белыми потёртыми фотографиями. На дворе праздник – 9 Мая, а они сидят и грустят. Лишь потому, что помнят больше, чем мы. И с каждым годом тех, кто увидели вотчину страшнейшие события, что только могут произойти, становится всё меньше и меньше.
Боюсь, но скоро вовсе не останется тех, кто рыдал бы в начале мая, вспоминая весь тот ужас напутственно говоря молодым о важности мира. О важности мира без войн, кровавых боёв, голода и постоянных сражений даже с самим собой. Моя надежда лишь на то, что люди смогут унести тот свет, что нам подарили предки, смогут сохранить мир.
Наверное, мы не можем себе даже представить, сколько костей молчаливо хранит земля, служа многим войнам и обычны людям невольной могилой. Некоторых ведь даже и похоронить не смогли привычно. По-человечески, можно сказать. Только огонь помнит, сколько трупов было им сожжено навеки, чей прах разлетелся по ветру, никогда не находя обратной дороги домой.
Ни один учебник истории никогда не передаст нам всю тяжесть тех событий. Да и мы не сможем её познать. Это к лучшему, наверное. Нам желали мирного времени. Времени, когда мы сможем понять, что война – страшная вещь. Мы можем лишь ужаснуться цифрам с отметкой «погибло», чувствуя, как течёт по спине хладный пот от жутких историй на страницах выживших (хоть и ныне почивших). Никогда не забывайте, к чему приводят войны.
Сочинение №2
9 мая наша страна отмечает годовщину со Дня Победы над Германией.
Дедушка рассказывал об участии в войне не только нам дома. Его с удовольствием приглашали на уроки мужества, на праздничные встречи в школы и другие учебные заведения. Он охотно шёл, рассказывал о боях, верных друзьях-товарищах, орудии, которым владел в совершенстве, отвечал на вопросы. Ребятам было интересно послушать миномётчика о своей службе на защите Родины. Я горжусь своим дедушкой. Он был и остался для нас смелым, сильным, выносливым воином, достойным защитником своей Родины. И спасибо ему и всем советским солдатам за наше мирное небо над головой, за счастливое детство, за солнце над нашими головами.
Рассуждение 3
Война есть процесс разрушительный. Всяческими способами человечество пыталось избегать её (не все и только на словах, к сожалению). Целью государства в послевоенный период является акцентирование должного внимания на закономерности её осмысления. Память о войне ни в коем случае не должна пропагандировать нетерпимость к побеждённому народу, не должна быть инструментом для манипуляций радикально настроенных прослоек нашего гражданского общества.
Осознавая ошибочность вышеизложенных неправильных подходов к трактованию определения «память», жизненно необходима модель, переосмысляющая ошибки прошлого и дающая максимально исчерпывающие ответы на вопросы касательно данной тематики. В первую очередь, память о войне – это увековечение ушедших в мир иной солдат, мирных жителей, которые пожертвовали своими жизнями в пользу глобальных государственных амбиций, предпосылки к возникновению которых попирались либо очень слабо, либо вообще никак. Что, следственно, и трансформировалось и вылилось в ожесточённые конфликты, уносящие миллионы жизней ни в чём невинных женщин, детей, стариков, солдатов.
С этой точки зрения, основной акцент ставится именно на масштабности потерь, но не на приобретении стратегического превосходства в ходе геополитических противостояний. Война оправданна лишь в том случае, когда внешняя агрессия препятствует гармоничному функционированию государственной жизни, куда входит и народ, и этносы, и люди.
Память о войне не должна быть однобокой, и, наоборот, должна быть избавлена от примеси разлагающего псевдо-патриотизма, что подразумевает возврат к тем страшным событиям, запятнавшим нашу историю кровавым пятном. Воспевания военной романтики лучше избежать вовсе. Война – это кровь, разрушения, смерти и страдания. Это не фильм. Доблестная реконструкция не передаст того ужаса. И это следует помнить всегда. Чтите ветеранов, посещайте их не только в разгар девятого мая, докапывайтесь до истины, ломайте стереотипы о войне и не дайте войне повториться вновь. Последствия следующих конфликтов предугадать невозможно.
Память о войне
Популярные сочинения
Это выказывание в буквальном смысле обозначает то, что, сколько не жил бы человек на свете, жажда узнавать все новое в разных сферах деятельности не иссякнет никогда.
Самая первая встреча влюбленных случилась тогда, когда сильно переживал и страдал, о того, что потерял свою жену, которая умерла во время родов. Тогда Андрей поехал по делам и проезжал через имение семьи Ростовых
Что может быть прекрасней отдыха на морском побережье? Живописные курорты привлекают отдыхающих причудливым разнообразием развлечений.
701. Сочинение на тему Память о войне Русский язык
Сочинение — Память о войне. Русский язык
Война — самое страшное, самое жуткое слово, какое только есть в мире. От одного его произношения бегут мурашки по коже и становится не по себе.
В наши дни осталось очень мало ветеранов. Однажды, нас с ребятами посчастливилось посетить одного ветерана. Мы ходили к нему в рамках школьной программы. В нашем городе он остался единственным.
Это был мужчина. Можно сказать — дедушка. Он встретил нас приветливо, заулыбался. В тот момент я уже чуть не расплакалась. А когда он рассказал о том, что у него есть только сестра, которая вообще живет в другой стране и о том, что жена умерла несколько лет назад, я не сдержалась. Знаете, уровень жизни этого дедушки хуже, чем у многих из нас. И это неправильно. Люди, отстоявшие наше настоящее, должны жить счастливо и ни в чем не нуждаться. А у нашего ветерана даже воды в доме нет. Ему приходится идти к колодцу, и ведрами набирать ее. Потом тащить в дом.
Пожилому человеку, которому нужна помощь — никто помочь не может. Разве это справедливо?
Он рассказал много интересного и пугающего одновременно. В книгах по истории такого не найдешь. Придя домой, каждый из нас был под впечатлением. Мы по другому взглянули на войну, на людей, прошедших через нее. И вот что я хочу сказать. Мы должны помнить и почитать всех тех, кому пришлось узнать что это такое. Мы должны отдавать им свое уважение. Мы должны помогать и говорить спасибо каждый день за то, что у нас есть будущее. Что мы видим синее небо над головой, и не черное от дыма.
Память о совершенных подвигах должна жить всегда. Люди просто обязаны проносить ее сквозь поколения, не упуская ничего. Ведь каждое слово, каждое действие несет неимоверную важность. Им смелость достойна увековечения. Памятные места не должны быть забыты!
Мы должны помнить всех героев, которые спасли нас. Нашу страну. Наши жизни.
Сочинение 2
Мой прапрадедушка ушел на фронт с московским ополчением и пропал без вести под Вязьмой. Как я сейчас узнал, у него была «броня» — так называется отсрочка от военной службы. Яков Емельянович был профессиональным хлебопеком и нужен был в тылу, а он снял эту «бронь» и ушел на фронт. Плохо вооруженные и неумелые ополченцы гибли, но задержали немцев, рвущихся к Москве. Ценой своей жизни и многолетних страданий их родных. Его жена Анна Ивановна ждала его двадцать пять лет. Она надеялась, что он не убит, а в плену или в инвалидном доме. Надеялась, ждала и воспитывала пятерых детей. Ждала и надеялась.
В пояс надо поклониться людям, придумавшим и организовавшим акцию «Бессмертный полк». Это настоящая память о войне, а не излишне бодрая пропагандистская ее имитация. Я со всей семьей и портретом прапрадеда уже два раза 9 мая участвовал в шествии маленькой частички этого «полка». Я видел искреннюю печаль и заинтересованность людей, несущих портреты своих родственников-фронтовиков. Они помнят их. Помнят их подвиг, печалятся и одновременно наполнены гордостью за них – защитников своего Отечества. Пока будет жива идея и практика этого народного движения – будет жива и память о войне.
Часто произносятся призывы прекратить бередить прошлое и думать только о дне сегодняшнем. Мол скоро и в живых то никого не останется, даже рожденных во время войны, а не только ее прошедших. Но память о войне нужна еще и потому, что – это нужно не мертвым, это нужно живым. Что бы кто-то не смог вновь попытаться реализовать свои бредовые идеи, развязав глобальную войну.
Память о войне (3 вариант)
Любое событие так или иначе сохраняется в памяти многих людей, оставляя в ней своеобразный след, который состоит из образов, примерных очертаний, и конечно же чувств, которые человек испытывал во время того события. Память об этом событии может передаваться из поколения в поколения, а может попросту остаться забытой и никому не нужной информацией, однако так случается далеко не всегда, как например, случается с плохими воспоминаниями, и, к сожалению плохое запоминается намного лучше, чем, что либо ещё.
Примером послужит любая война. Война сама по себе это ужасное событие, которое всегда приводит к цепочке огромных смертей, разрухи, и горя. Война это событие, которое навсегда отражается в умах многих поколений, так как память о войне несёт в себе также направляющий посыл. Ведь если человек помнит о войне, помнит о том, какие ужасы она принесла на мирную землю, то он постарается никогда больше не допустить войны, и сделает всё, дабы больше войны не существовало, в этом и есть плюс памяти об ужасных событиях – они заставляют помнить то, что такое ни в коем случае нельзя повторять.
В заключение можно сказать, что любая память важна. Любые, воспоминая, любое событие, которое, так или иначе, оставило свой след в истории имеет огромнейшую ценность, но наиболее ценными воспоминаниями в мировой культуре станут воспоминания о войнах. Потому как война, это самое ужасная вещь придуманная человеком. Воспоминаниях о тех ужасах, которое надо постараться больше не повторять. И потому следующие поколения будут помнить тех, кому довелось участвовать в войне, тех, кто на своём опыте познал все её ужасы и отвратительные вещи, что творились в то, без сомнения страшное, время.
О.В.Чернова. Историческая память россиян о Великой Отечественной войне
Великая Отечественная война — знаменательное историческое событие в жизни не только Советского Союза, но и всего земного шара. Победа в этой войне подтвердила превосходство социализма над капитализмом, российской общинно-коллективистской цивилизации над агрессивной фашистской Германией.
Поэтому накануне 65-летия Победы, в ноябре — декабре 2009 года, нами проведено исследование «Великая Отечественная война в исторической памяти россиян». Выборочная совокупность опрошенных — 700 человек. В опросе участвовали жители Санкт-Петербурга — Ленинграда как фронтового города и Пензы как тылового города.
Цель исследования — выявление состояния и функционирования исторической памяти о войне у различных возрастных групп населения. Изучались интерес к событиям Великой Отечественной войны; источники знаний о ней и оценка их значимости; персоналии войны (полководцы, Герои Советского Союза, конструкторы военной техники, писатели-военные корреспонденты, артисты военных лет, авторы песен о войне); произведения литературы и искусства (песни, книги, кинофильмы) о войне; факторы Победы и оценка возможных перспектив подобной войны в настоящее время.
Объект исследования — народ России, дифференцированный по полу, возрасту, образованию, профессиональному положению. Было выделено семь возрастных групп: 1) 16—20 лет — дети постсоветского периода; 2) 21—30 лет — поколение, испытавшее влияние «перестройки» и постсоветского времени; 3) 31—40 лет — поколение, проходившее социализацию в «старое» и «новое» время; 4) 41—50 лет — активные участники «перестройки» и «реформирования»; 5) 51—60 лет — послевоенное поколение, сформировавшееся в советское время; 6) 61—70 лет — дети предвоенных, военных и первых послевоенных лет — активные участники социалистического строительства; 7) старше 70 лет — поколение 1917—1938 годов рождения, среди которых участники и свидетели войны, главная сила восстановления народного хозяйства.
Предмет исследования — отражение памяти о Великой Отечественной войне в представлениях, знаниях, образах, эмоциях, чувствах. Здесь сталкивается сопоставление событий, запечатлённых в личном опыте или опыте родных, друзей, знакомых (так называемая «живая» память), и обобщённой, реконструированной памяти, оставляющей след в научной и псевдонаучной литературе, в произведениях литературы и искусства (так называемая «писаная» память).
Гипотезы исследования : во-первых, с течением времени война становится всё более далёким событием, участники её уходят из жизни — следовательно, «живая» память ослабевает; во-вторых, вследствие политических и идеологических причин в России идёт острая борьба между правдой и фальсификацией в исторической памяти о войне; в-третьих, на молодые поколения большое влияние оказывают фальсификации, господствующие в учебниках и официальных средствах массовой информации.
Интерес к Великой Отечественной войне
Отношение к этому событию всемирно-исторического значения выражается прежде всего через интерес к нему. Среди наших респондентов не нашлось ни одного, кого бы события Великой войны не интересовали совсем, и всего 9,1% тех, кого они мало интересуют (см. таблицу 1 ).
Интерес к событиям Великой Отечественной войны (в % от числа респондентов)
Скорее интересуют, чем нет
Совсем не интересуют
В ходе исследования мы не выявили зависимости в интересе к событиям Великой Отечественной войны от пола, национальности, уровня образования, места проживания. Однако в возрастных группах интерес распределяется по-разному: если в поколениях старше 60 лет отсутствуют те, кого война мало интересует, в поколении 51—60-летних таковых всего 5%, то в младших поколениях таких насчитывается от 10 до 19%.
В большинстве ответов переплетались логический (содержание ответа) и эмоциональный (отношение к событию) компоненты. Одна из главных причин интереса к Великой Отечественной войне — её значимость для каждой семьи. Особенно это ощущают представители старших поколений. Среди представителей поколения старше 70 лет два участника ВОВ и несколько участников трудового фронта. У представителей трёх старших поколений родители, бабушки, дедушки либо воевали, были военврачами и медсёстрами, либо изготавливали военную технику и вооружение на военных заводах, были донорами в период войны. У многих участников опроса погибли отцы, дяди, старшие братья. Эти поколения слушали воспоминания не только родственников, но и школьных учителей-участников боевых действий и трудового фронта, их друзей, были знакомы с инвалидами войны, которые нередко являлись отцами их приятелей. Эти поколения видели огромные разрушения, принесённые гитлеровским нашествием, наблюдали, а, повзрослев, участвовали в восстановлении страны. Они были счастливы сопричастностью с большими делами Родины, участвовали в совместном труде на её благо, гордились уверенностью в завтрашнем дне.
Однако и некоторые представители младших поколений понимают, что от поступков каждого из наших предков в ту пору зависело будущее семьи и страны. «В этой войне принимали участие мои прадеды, — размышляет 18-летняя студентка из С.-Петербурга, — и от их действий зависела жизнь моих родителей и моя». «Это история моей страны, — поддерживает предыдущее высказывание студентка из Пензы, — это касается моих предков, значит, и меня». «Это история нашей семьи, посёлка, области, страны. Это судьба народа», — заключает представительница поколения 61—70-летних.
Некоторым респондентам интересна повседневная жизнь в годы войны. «Интересно, чем жили люди, как они боролись за мир», — рассуждает женщина из поколения 31—40-летних. «Эта действительность, — продолжает рассуждения её ровесник, — была, возможно, гораздо интереснее, чем мы о ней знаем». А раз так, то надо познавать свою историю, жизнь обычных людей в то трагическое и героическое время.
Значение Победы в Великой Отечественной — об этом размышляют многие участники опроса. «Если бы не Победа в войне, нашей страны не существовало бы, это надо знать!» — восклицает представитель поколения 31—40-летних. «Нужно знать уроки истории, — пишет 18-лет-ний студент, — чтобы это не повторилось вновь». Развёрнутые рассуждения о всемирно-историческом значении Победы принадлежат учительнице из первого послевоенного поколения: «Во-первых, Великая Отечественная война — одно из важнейших событий российской, советской, да и мировой истории. Наша Победа над фашизмом предопределила основные направления развития человечества после войны. Во-вторых, все народы СССР, а в особенности русский и белорусский, показали такие высоты человеческого духа, какие не смогли, увы, продемонстрировать так называемые «цивилизованные» европейские народы, почти без боёв сдавшиеся на милость Гитлера. Вот этой Победы нам и не может простить буржуазная Европа. В-третьих, Победа в Великой Отечественной войне под руководством Коммунистической партии не даёт покоя буржуазной олигархии, находящейся у власти в России. Историю войны всячески искажают. Задача наших (военного и послевоенного) поколений — защитить нашу Победу, память участников войны».
«Прошлое своей страны может не интересовать лишь бездушных людей», — утверждает девушка из поколения 16—20-летних. Ещё резче высказался представитель самого старшего поколения: «Эти события совсем не интересуют только нравственных уродов».
Те респонденты, которых мало интересуют события войны, выдвигают два аргумента. Первый (встречается реже) — тяжело вспоминать о погибших предках; второй — «это было давно, больше волнует сегодняшний день». Вот этих-то молодых и следует убедить, что глубокий интерес к событиям Великой Отечественной, как и вообще к родной истории, вовсе не противоречит успешному решению проблем сегодняшнего дня, напротив, помогает их решать.
Источники знаний о войне
Основная причина различных знаний и оценок событий и личностей в войне — различия в источниках этих знаний (см. таблицу 2 ).
Источники знаний о войне (в % от числа респондентов; сумма ответов не равна 100%, так как возможен выбор нескольких вариантов)
Встречи с ветеранами
Средства массовой информации
Кинофильмы, театральные спектакли
Музеи, воинские мемориалы
Прежде всего отметим большее разнообразие источников знаний о Великой Отечественной войне у трёх старших (старше 50 лет) поколений по сравнению с тремя младшими. Конечно, больший жизненный опыт позволил ознакомиться с более многочисленными носителями знаний о войне. Для практически всех мужчин старших поколений важным носителем знаний о войне являлась армия, в то время как подавляющее большинство мужчин младших поколений такого источника знаний лишены.
У старших поколений книга была и источником познания мира, и другом, и прекрасным спутником проведения досуга. Читать любили уже школьники, что чувствуется по разнообразию любимых книг о войне, названных представителями старших поколений с разным (от неполного среднего до высшего) уровнем образования. В этом, кстати, сказывается преимущество советской системы школьного образования перед нынешней. Круг литературных источников, перечисленных представителями старших поколений, почти в 5(!) раз шире, чем у младших поколений, большинство из которых имеют высшее или незаконченное высшее образование. Наиболее любимы старшими поколениями «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, «Молодая гвардия» А.Фадеева, «Блокада» А.Чаковского, «Живые и мёртвые» К.Симонова и его стихи о войне, «Они сражались за Родину» и «Судьба человека» М.Шолохова, «Горячий снег» Ю.Бондарева, «Это было под Ровно» и «Сильные духом» Д.Медведева, мемуары Г.Жукова, К.Рокоссовского, А.Василевского и многих других военачальников и партизанских командиров. Гораздо уже перечень любимых книг о войне у младших поколений. В основном это «А зори здесь тихие» Б.Васильева и «Василий Тёркин» А.Твардовского, то есть те произведения, которые изучались в школе на уроках литературы. Парадоксально включение молодёжью в этот перечень таких книг, как «Война и мир» Л.Толстого, «Тихий Дон» М.Шолохова, «Как закалялась сталь» Н.Островского — книг о совсем других войнах.
К сожалению, на вопрос о любимых книгах о Великой Отечественной войне не смогли ответить 40—52% молодых против 2—18% стариков. Эта тенденция связана с изменением отношения к книге и чтению: если в советское время человека, много читающего и имеющего хорошую личную библиотеку, уважали, то сейчас эта ценность во многом утрачена.
Объективно менее значимым источником знаний о войне становится семья, так как участники войны и труженики тыла уходят из жизни и в семье знания и впечатления о войне нередко передаются через посредников — их детей. Необходимо использовать рассказы, возможно, последних фронтовиков, тружеников тыла, а также детей предвоенных лет рождения. Они оказывают огромное влияние на воспитание молодёжи. Эмоциональное воздействие «живой» памяти на слушателей невозможно преувеличить, потому-то более 39% респондентов в качестве одного из источников знаний о войне называют встречи с ветеранами.
У молодых поколений самым важным и охватывающим практически всех респондентов источником знаний становится обучение в различных учебных заведениях, прежде всего изучение отечественной истории. Однако в вузах изучение отечественной истории (от восточных славян до наших дней) осуществляется в течение одного (!) семестра, а в некоторых вузах преподаватели отдают тему о войне (да и весь советский период) на самостоятельное изучение. Многие школьные учебники по отечественной истории искажают истинные события и итоги Великой Отечественной и Второй мировой войн. Так, в учебниках для 11 класса «История России. ХХ — начало XXI века» А.А.Левандовского, Ю.А.Щетинова, С.В.Мироненко и Н.В.Загладина, С.И.Козленко, С.Т.Минакова, Ю.А.Петрова, а также в «Справочнике для школьника. История России» В.В.Барабанова, И.М.Николаева, Б.Г.Рожкова преувеличивают потери Советских Вооружённых Сил, отрицают (либо замалчивают) решающую роль Коммунистической партии в достижении Победы. В российских учебниках по всеобщей истории принижают роль коммунистов в движении Сопротивления или умалчивают о ней. На изучение Великой Отечественной войны в школьной программе выделяется 2—4 часа, да и вообще число часов на преподавание одной из основных мировоззренческих дисциплин — истории в старших классах в последние годы значительно сократилось.
Очень важную роль (по данным нашего исследования, наиболее всеобъемлющую) в формировании знаний и оценки событий войны играет кинематограф. Есть фильмы, любовь к которым объединяет все поколения: «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Семнадцать мгновений весны», «Они сражались за Родину», «Освобождение», «Офицеры». У всех поколений, кроме самого юного, пользуются популярностью фильм производства военных лет «В шесть часов вечера после войны» и первых послевоенных лет «Небесный тихоход».
Песня — одно из самых правдивых и самых эмоциональных свидетельств о Великой Отечественной войне. Она как сплав музыкально-поэтического творчества оказывает сильное влияние как на исполнителей, так и на слушателей. Особенностью массовой песни является нередкое превращение слушателей песни в её исполнителей. В массовой песне проявляются особенности национального мировосприятия и образа жизни. Отражение в песнях не только периода Великой Отечественной войны, но и всех последующих десятилетий этого судьбоносного события — свидетельство его чрезвычайной значимости для русского этноса и российского суперэтноса. Ведь война испытала на прочность советскую российскую цивилизацию, ядром которой является русская культура. Поэтому в исторической памяти о войне необычайно силён аффективный компонент, который находит яркое воплощение в песне.
Несмотря на то, что песни сейчас, к сожалению, поют мало, популярность песен о Великой Отечественной войне столь же велика, сколь и фильмов, причём у всех без исключения поколений (см. таблицу 3 ).