Что такое памятка и как ее делать
Роль памяток в формировании самостоятельного читателя (из опыта работы)
З. И. Романовская. Чтение. Методические рекомендации к учебнику “Живые странички” для первого класса четырехлетней начальной школы. – М. – 2005. – 30с.
В настоящее время в библиотеках и книжных магазинах появилось много хорошо оформленных и достойных по содержанию детских книг. Их выбор огромен, но дети не стали читать больше. Наоборот, с каждым годом их интерес к чтению падает; сужается и круг чтения: его составляют комиксы, романы ужасов.
На мой взгляд, одна из причин сложившейся ситуации – отсутствие системы в организации детского чтения. Грамотная организация читательской деятельности, обеспечивающая культуру чтения, закон становления ребенка- читателя.
Многолетний опыт работы в школе позволяет сделать вывод о том, что большую роль в организации читательской деятельности младших школьников в процессе формирования самостоятельного читателя играют памятки.
Характерно, что ученики не всегда получают памятки в готовом виде. Наиболее продуктивной является совместная деятельность учащихся и учителя по составлению памяток. Во-первых, в этом случае учебная работа делается более разнообразной, интересной и полезной для учащихся. Во-вторых, самостоятельность при составлении памяток вызывает у учеников потребность думать, искать наиболее удачные выражения своих мыслей, развивает способность к наблюдению, нацеливает на рациональную организацию учебного труда, на формирование ответственности за результаты обучения и самоконтроль. В-третьих, результаты дети не только видят, но и пользуются ими в последующей самостоятельной работе в классе и дома.
Приведу фрагмент урока чтения, на котором учащиеся под руководством учителя составляют памятку для описания животного. Тема урока: К.Ушинский. Кот Васька. (Романовская З.И. “Живые странички”, 1 класс, стр.20-21).
Учитель: Ребята, давайте попробуем вместе сформулировать вопросы, которые нужно задать, чтобы описать животное. С чего начнем?
Ученик 1: Сначала надо узнать, где живет это животное.
Ученик 2: А я думаю, чем питается?
Ученик 3: Мне кажется, нужно начать с описания внешнего вида, т.е. назвать признаки, с помощью которых можно отличить одно животное от другого.
Учитель: Ребята, можем ли мы сразу сказать, где живет животное, или указать отличительные признаки, не назвав его?
Учитель: Значит, в первую очередь, какой вопрос мы должны задать?
Учитель: Правильно. После того, как мы выяснили, кто это, какие будут наши дальнейшие действия?
Ученик: Надо сказать, где живет это животное и т.д.
В результате такой дискуссии на доске появляется памятка для описания животного.
Памятка для описания животного
4) Какие повадки (привычки)?
Внешний вид:
1) Какую форму напоминает тело?
2) Чем покрыто тело? (иголочками, шерстью, чешуей и т.д.).
3) Какие глазки? (блестящие, маленькие, как пуговки и т.д.)
4) Какие лапки? (быстрые, цепкие и т.д.)
Чем мне нравится это животное?
При последовательном обучении первоклассников описанию практически все дети осознают структуру памятки и легко справляются с заданием.
Нетрудно заметить, что памятки представляют для учащихся руководство к действию, поскольку помогают овладевать способом применения знаний на практике.
Точное соблюдение рекомендаций, данных в памятке, обеспечивает формирование у детей положительной мотивации к урокам литературного и внеклассного чтения.
Целенаправленная работа по использованию памяток влияет на владение полноценным навыком чтения, который является важным фактором, влияющим не только на успеваемость, но и поддержание интереса на уроках.
Замеры и опросы, проведенные в конце учебного года в 1 классе, а также наблюдения за детьми свидетельствуют о заметных сдвигах в подготовке учащихся – читателей. Из 29 учащихся все читают целыми словами, расширился читательский кругозор. Все дети могут рассказать о ком? (о чем?) читали, дать простейшую оценку прочитанному, соотнести содержание произведения с его заглавием, назвать автора. У всех ребят заметно увеличилась скорость чтения. (см. табл.)
Все это еще раз убеждает в том, что использование памяток дает возможность повышать интерес не только к чтению, но и положительно влияет на его темп.
Таким образом, говоря о некоторых результатах использования памяток на уроках литературы, внеклассного чтения, в группе продленного дня, а также дома, следует отметить, что они:
учат детей оценивать свои действия и экономно использовать время, самому находить ошибки;
повышают активность учащихся на уроках;
постепенно и разумно водят детей в мир книг, правильно организовать работу по ним.
Методические рекомендации по составлению и оформлению памятки
Слово «памятка» в словарях русского языка определяется как «книжечка, содержащая короткие наставления о чем-нибудь, руководство к чему-нибудь».
В современном понятии памятка– это средство вербальной и / или визуальной передачи информации, краткое изложение какого-либо вопроса или проблемы, а также самые важные сведения, которыми надо руководствоваться в определенных жизненных ситуациях или при выполнении определенной деятельности.
Памятка относится к особому речевому жанру, не только информационному, но и оказывающему воздействие на эмоции и эстетические чувства людей.
Используются памятки в ситуациях, когда нет непосредственного общения с аудиторией, и / или как дополнение к общению.
По характеру содержания можно выделить следующие виды памяток:
1) памятка-алгоритм, в которой все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна (например, комплекс упражнений лечебной гимнастики, действия при появлении признаков инсульта и т.п.);
2) памятка-инструкция, в которой даются вполне конкретные указания о выполнении конкретных действий, шагов (например, измерение артериального давления, подсчет индекса массы дела и др.);
3) памятка-совет (памятка-рекомендация), в которой целевая группа получает рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность) осуществляется успешно (например, способы быстрого снятия стресса, правила кормления ребенка грудью и др.);
4) памятка-разъяснение, в которой опровергаются устоявшиеся мнения и стереотипы и утверждаются другие, основанные на более современных научных исследованиях;
5) памятка-стимул, целью которой является стимулирование, мотивация человека, раскрытие перспектив его деятельности и т.п. (например, сопоставление жизни с наркотиками и без них);
6) памятка «вопрос – ответ».
Деление это условно, поскольку в каждом виде памяток есть общее: информация, представленная с помощью выразительных средств. Выбор той или иной модели содержательной части и художественного оформления во многом зависит от цели, тематики, характера целевой аудитории, представлений и вкусов создателя памятки.
Правила составления и оформления памятки:
Оценка выполнения задания:
Самостоятельная работа № 13
Тема: Психология конфликта
Цель работы: изучение правил рационального поведения в конфликтных ситуациях; развитие умений самостоятельного поиска, анализа, обработки информации; развитие познавательной активности.
Задание:Разработка информационного буклета с рекомендациями «Правила поведения в конфликте».
Алгоритм выполнения работы:
Оценка выполнения задания:
Самостоятельная работа № 14
Тема: Психология соматического больного
Цель работы: изучение видов психологических особенностей личности при различных соматических заболеваниях; развитие умений самостоятельного поиска, анализа, обработки информации; развитие познавательной активности; формирование профессионально-личностной мотивации.
Задание:Подготовка сообщения «Психологический профиль пациентов с отдельными соматическими заболеваниями».
Алгоритм выполнения работы:
Как создать памятку
Понятие и виды памяток
Слово «памятка» в словарях русского языка определяется как «книжечка, содержащая короткие наставления о чем-нибудь, руководство к чему-нибудь».
В современном понятии памятка — это средство вербальной и/или визуальной передачи информации, краткое изложение какого-либо вопроса или проблемы, а также самые важные сведения, которыми надо руководствоваться в определенных жизненных ситуациях или при выполнении определенной операции.
Памятка относится к особому речевому жанру, не только информационному, но и оказывающему воздействие на эмоции и эстетические чувства людей.
Важный аспект памятки о здоровье — побуждение населения к определенным действиям, направленным на профилактику заболеваний, и формирование сознательной установки на здоровый образа жизни.
Памятка может включать в себя:
Используются памятки в ситуациях, когда нет возможности непосредственного общения с аудиторией, и как дополнение к общению.
По сравнению с другими средствами пропаганды здорового образа жизни памятки имеют ряд преимуществ, а именно:
По характеру содержания можно выделить следующие виды памяток:
1. Памятка-алгоритм, в которой все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна (например, комплекс упражнений лечебной гимнастики, действия при появлении признаков инсульта, гипертонического криза и т.п.).
2. Памятка-инструкция, в которой даются вполне конкретные указания о необходимости конкретных действий, шагов (пример: измерение АД, подсчет индекса массы тела, количества хлебных единиц в продуктах и т.п.)
3. Памятка-совет, рекомендация. В ней целевая группа получает
рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие
(деятельность) осуществляется успешно (например, как сохранить
доверительные отношения с ребенком, как сознательно ограничить
употребление алкогольных напитков или снизить потребление соли; способы
быстрого снятия стресса, правила кормления ребенка грудью и т.п.).
4. Памятка-разъяснение, в которой опровергаются устоявшиеся мнения и
стереотипы и утверждаются другие, основанные на более современных
5. Памятка-стимул, доминантой которой является стимулирование
человека, раскрытие перспектив его деятельности и т.п. (например,
сопоставление жизни с наркотиками и без них).
6. Памятка «вопрос-ответ».
Деление это условно, поскольку в каждом виде памяток есть общее: информация, представленная с помощью выразительных средств. Выбор той или иной модели содержательной части и художественного оформления во многом зависит от целеполагания, тематики, характера целевой аудитории, представлений и вкусов создателей данной памятки.
Рекомендации по составлению памяток
1. Разрабатывая информационное сообщение, всегда опирайтесь на
— чего мы хотим добиться?
— что люди должны понять в результате?
— какие действия они должны предпринять?
2. Четко следуйте цели. Не включайте в памятку материал, не относящийся к теме: он только отвлечет от основной идеи вашего сообщения. Следует помнить, что небольшой объем информации, как правило, не позволяет в тексте одной памятки затрагивать слишком много аспектов проблемы. Целесообразнее выделить лишь один из них и именно ему посвятить содержание памятки.
4. Очень важно выбрать ту цветовую гамму, на фоне которой текст будет восприниматься лучшим образом. Для облегчения восприятия материала используйте не слишком сложное оформление и эффективные цвета. Цвет может служить для выделения наиболее важной информации. Выбирайте его осторожно, поскольку разные цвета вызывают разные эмоции, могут ассоциироваться с определенными идеями, образами.
5. Вычитайте текст будущей памятки, т.к. грамматическая ошибка или стилистическая неточность могут вызвать недоверие к материалу.
6. Иллюстрация в памятке всегда привлекает внимание. Могут использоваться эффектные сюжетные снимки, рисунок, диаграмма и т. п. Используемые зрительные образы должны обладать определенной силой воздействия.
7. Структурно текст памятки обычно представляет следующие блоки:
ñ заголовок (должен быть точным, кратким, набираться большими буквами; его цель — привлечь внимание); здесь же может быть указание, кому предназначена памятка (для населения, для подростков, для родителей, для медицинских работников и т. д.);
ñ ведущий абзац (заставляет читать текст дальше, интригует);
ñ средний абзац (развивает понимание и оценку предмета, отвечает на все вопросы);
ñ заключительный абзац (дает понять, какое действие от читателя желательно).
8. Материал памятки подбирается с расчетом на конкретную аудиторию. Внимание к той или иной информации зависит от того, насколько значимые сведения она содержит для определенной группы людей. И, например, памятка, призывающая подростков не употреблять наркотики, не курить и т.п., должна отличаться от памятки, обращенной по этой же проблеме к их родителям.
9. Идейное содержание материалов памятки не должно вызывать у людей
страха и отрицательных эмоций. При составлении памяток для детско-
подростковой аудитории крайне важным является принцип
преимущественного позитива в изложении материала. Надо показать
подростку не то, как плохо курить, а как хорошо быть здоровым и не
курить; раскрыть преимущества жизни, свободной от никотина.
10. Необходимо осуществлять четкий, жесткий контроль также за
тиражированием и распространением памяток. Ибо то отрицательное
11. Убедительность материалов памятки зависит не от длинного перечня правил, советов, запретов и рекомендаций, не от сухой назидательности, а от того, насколько интересен и несложен текст. Можно «оживить» его, используя афоризм, четверостишие, расчет суточного рациона здорового питания и даже рецепт блюда.
12. Всегда делайте пробный выпуск материалов для целевой группы. Чтобы убедиться в том, что разработанная памятка понятна целевой аудитории, отвечает ее возрастным, профессиональным и другим интересам, потребностям, нуждам и оказывает нужное воздействие, целесообразно проводить предварительную апробацию памятки в фокус-группах – как один из способов получения «обратной связи» от аудитории.
Материалы, которые недостаточно хорошо запомнились, были не совсем понятны, недостаточно интересны, противоречивы или обидны для целевой аудитории, следует перерабатывать и вносить в них необходимые изменения.
13. При разработке памяток специалистам здравоохранения желательно сотрудничать с профессиональными творческими работниками в сфере коммуникации (работники рекламных агентств, дизайнеры-верстальщики, специалисты по компьютерной графике), гарантирующими высокое качество производимой продукции, будь то памятка, плакат, брошюра и т.п. В отсутствие такой возможности рекомендации по оформлению памяток можно найти с помощью поисковых систем в сети Интернет или творчески используя стилистику оформления разработчиков удачных образцов памяток.
Приложение 2. Рекомендации по составлению памятки
В современном понятии памятка– это средство вербальной и / или визуальной передачи информации, краткое изложение какого-либо вопроса или проблемы, а также самые важные сведения, которыми надо руководствоваться в определенных жизненных ситуациях или при выполнении определенной деятельности.Памятка относится к особому речевому жанру, не только информационному, но и оказывающему воздействие на эмоции и эстетические чувства людей.Используются памятки в ситуациях, когда нет непосредственного общения с аудиторией, и / или как дополнение к общению.
По характеру содержания можно выделить следующие виды памяток:
1) памятка-алгоритм, в которой все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна (например, комплекс упражнений лечебной гимнастики, действия при появлении признаков инсульта и т.п.);
2) памятка-инструкция, в которой даются вполне конкретные указания о выполнении конкретных действий, шагов (например, измерение артериального давления, подсчет индекса массы дела и др.);
3) памятка-совет (памятка-рекомендация), в которой целевая группа получает рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность) осуществляется успешно (например, способы быстрого снятия стресса, правила кормления ребенка грудью и др.);
4) памятка-разъяснение, в которой опровергаются устоявшиеся мнения и стереотипы и утверждаются другие, основанные на более современных научных исследованиях;
5) памятка-стимул, целью которой является стимулирование, мотивация человека, раскрытие перспектив его деятельности и т.п. (например, сопоставление жизни с наркотиками и без них);
6) памятка «вопрос – ответ».
Деление это условно, поскольку в каждом виде памяток есть общее: информация, представленная с помощью выразительных средств. Выбор той или иной модели содержательной части и художественного оформления во многом зависит от цели, тематики, характера целевой аудитории, представлений и вкусов создателя памятки.
Правила составления и оформления памятки:
1. Разрабатывая памятку, всегда задавайте себе вопросы:
Методические рекомендации по составлению памятки и санбюллетня
Методические рекомендации по составлению памятки
Памятка — краткое нормативное, производственно-практическое или
справочное издание (пособие), содержащее самые важные сведения, которыми надо руководствоваться, выполняя какую-либо операцию или осуществляя некоторую деятельность.
Для составления памятки по заданной теме нужно найти информацию с разных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература),изучить ее и выписать тезисы (основные мысли или основные действия).
Памятка составляется индивидуально.
Работа должна быть представлена на бумаге формата А4 в печатном (компьютерном) или рукописном варианте.
Составление тезисов (перечня действий)
1. Предварительно изучите информацию по заданной теме с разных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература), продумайте цель, которую вы ставите, приступая к работе над ней.
2. Внимательно изучите информацию, определите еѐ основную мысль.
3. Разделите информацию по заданной теме на смысловые части, определите микротемы.
4. Сформулируйте пункты плана, логически и последовательно связав их между собой.
5. Воспринимая текстовую информацию, стремитесь чѐтко представить себе, что является главным для автора, а что для вас.
6. Выберите для тезисов основные идеи и положения, отделив важные детали от подробностей, запишите их словами автора или собственными словами, разместив в определѐнной последовательности.
7. Руководствуйтесь основным принципом тезирования текста — не допускайте
8. Составьте тезисы, а затем, используя эти материалы, оформите памятку- на листе А4.
Объем работы: 1-3 листа
Памятка составлена верно, если:
— составленная памятка, соответствует изучаемому материалу, соблюдены
требования к составлению тезисов;
— основные требования к оформлению памятки соблюдены, но при этом допущены недочеты, например: имеются неточности в формулировке тезисов, пропущены некоторые действия, имеются упущения в оформлении;
Памятка составлена не верно, если:
— содержание памятки не соответствует изучаемой теме, обнаруживается
существенное непонимание проблемы.
Методические рекомендации по оформлению санбюллетеня
Рекомендации к тексту . Текст санбюллетеня должен быть написан доступным языком. Он состоит из введения, основной части и заключения. Введение знакомит читателя с проблемой, основная часть раскрывает её суть.
Из содержания должна быть понятна польза предлагаемой информации. Заключение может состоять из вопросов и ответов или просто выводов автора. Латинские и сленговые термины использовать не рекомендуется, советы по лечению давать запрещается. Текст заканчивается лозунгом, призывом, вытекающим из темы. Человек должен приглашаться к немедленному действию.
Рекомендации к оформлению . Должны быть выделены абзацы. Такие знаки препинания, как восклицательный знак, многоточие, тире и т.д. должны использоваться как можно меньше. Важно помнить, что текст, заключенный в квадрат или круг, вызывает больше доверия. Текст не должен идти поверх иллюстрации.
Рекомендации к изобразительной части . Изобразительная часть вместе с текстовой не должны перегружать бюллетень, но и не должно оставаться свободного места, иначе он будет трудно читаться. Нужна разумная мера заполнения санбюллетеня. Лучше использовать одну впечатляющую иллюстрацию, чем несколько мелких.
Рекомендации к названию . Название должно быть броским, ярким и не запугивающим, оно должно отражать содержание бюллетеня, быть коротким, написанным шрифтом без наклона. Слово «санбюллетень» в заглавие не выносится. Оно пишется мелким шрифтом в правом нижнем углу, где указываются выходные данные.