Что такое пангерманизм в истории
Идеология пангерманизма
Пангерманский союз, который столь активно приложил руку к краху Германии Вильгельма II, был элитарным движением: число его членов никогда не превышало 40000 человек. Его инструментом было лоббирование. И он видел себя воспитателем немецкого народа (Volk).
Даже если в конце XIX в. немецкая культура принесла блистательнейшие плоды, мы не можем закрыть глаза на то, что в Европе того времени существовали две различные концепции «народа». Первая определяла народ как сообщество граждан, эта идея была создана Французской революцией и во Франции успешно прошла через горнило «дела Дрейфуса» (капитан был реабилитирован в 1906 г.). Напротив, в Германии юридические рамки, от которых отталкивались и государство, и общество, определялись идеей Volk, «кровной общности». Эта концепция разделяла «принадлежность к народу» и «гражданство» и была обращена против евреев и поляков. Более того, в культуре того времени вокруг немецкого Volk часто выстраивается настоящий миф об искуплении. В глубине души Германия Вильгельма II была недовольна тем, что не успела принять участие в разделе мира, и явно горевала зря. На взгляд Бисмарка, ни одна колония в Африке «не стоила жизни единственного гренадера-померанца»; жизненные интересы Германии лежали в Европе. Однако в его эпоху Англия и Франция создали колоссальные колониальные империи. В ответ в Германии после 1890 г. тоже стали звучать голоса о том, что и ей пора обзавестись собственными колониями: некоторые обращали взор на Центральную Африку, но большинство думало о самой Европе, мечтая оттеснить славян как можно дальше на восток.
Председатель Пангерманского союза Эрнст Хаазе в своей пятитомной «Немецкой политике», выходившей с 1904 по 1906 г., прямо писал о том, что, дабы найти ответ на проблемы Германии, «большая война была бы наименее затратным из всех возможных решений». Так что предпосылки «европейской катастрофы», которые можно найти во всех крупных странах, были заметнее всего в Германии Вильгельма II. Конечно, милитаризм полностью завладеет немецким обществом лишь после объявления войны, когда управление страной будет возложено на Генеральный штаб. Однако влияние пангерманизма в кругах властей предержащих до 1914 г. внесло немалый вклад в то, что война действительно разразилась.
Само собой, до 1914 г. многие смотрели на пангерманизм как на «безумную утопию». «Следует опасаться того, – писал Андлер, – как бы правительства не уступили напору энергичных меньшинств, к которым они сами в начале благоволили»[72]. Однако немецкое общество в начале XX в. вовсе не было целиком охвачено пангерманскими настроениями. Немецкая культура того времени несет отпечаток исторического пессимизма, который воплощал Ницше, отрезанный от мира своим безумием после 1889 г. и скончавшийся в 1900 г., и Макс Вебер, проповедовавший превосходство общины (Gemeinschaft) над индивидуалистическим обществом (Gesellschaft). Однако не стоит забывать о блеске немецкой поэзии Стефана Георге, Райнера Марии Рильке и Лу Андреас-Саломе или прозе Томаса Манна, который в 1929 г. получит Нобелевскую премию. В архитектуре расцветает Jugendstil, а в живописи торжествует экспрессионизм. В те же годы два немца совершают переворот в физике: Макс Планк с его квантовой теорией (1900 г.) и Альберт Эйнштейн с его теорией относительности (1905 г.).
Исторический и философский пессимизм великих немецких мыслителей, писавших до 1914 г., был бесконечно сложнее тех лозунгов, которые неустанно звучали из уст таких публицистов, как Пауль де Лагард, или успешных литераторов вроде Юлиуса Лангбена. Я привожу именно эти два имени, поскольку в конце XIX в. они получили восторженный отклик в массах и стали глашатаями пангерманской идеологии[73].
В первые годы Второго Рейха Пауль де Лагард взял на себя роль пророка германизма, который был призван возродить Германию с помощью колонизации Центральной и Восточной Европы, а если придется, то и ценой перемещений населения. Томас Манн назвал его Preceptor Germaniae, наставником Германии: «Следует так перестроить Центральную Европу, – писал де Лагард в 1881 г., – чтобы, после того, как русские будут оттеснены от Черного моря, весь континент получил гарантии безопасности, а обширные пространства на Востоке были колонизированы немцами. Мы не можем ни с того ни с сего развязать войну, которая преобразит Центральную Европу в этом направлении. Что мы можем сделать, это приучить немецкий народ к мысли, что такая война в свое время вспыхнет».
Аналогично успех вышедшей в 1890 г. книги Юлиуса Лангбена «Рембрандт как воспитатель» внес свой вклад в формирование образа героического немецкого Volk, сражающегося с либеральной современностью, воплощенной в евреях. Антисемитизм не был немецким изобретением и в Германии, скорее, оставался побочным продуктом популистской v?lkisch идеологии (как писал историк Генрих фон Трейчке: «Евреи – наше несчастье»); он существовал во всей Европе, в том числе и во Франции, где «дело Дрейфуса» поставило под сомнение идеалы, унаследованные от революции 1789 г., однако сильнее всего антисемитские настроения бушевали в Австрии и в России, где были сосредоточены самые крупные еврейские общины.
Как и во всей европейской культуре, в культуре Германии начала XX в. торжествует «витализм». Прекрасный пример – Ганс Касторп, герой «Волшебной горы» Томаса Манна. Запертый в санатории, он переполнен бурными желаниями, которые лишь усиливают болезнь и близость конца. Роман, начатый в 1912 г., будет завершен только после войны. У Томаса Манна хватило времени, чтобы отправить своего героя на фронт, где тот смог вблизи увидеть лик смерти.
Из этого культурного фона рождается «дух 1914 года», с его экзальтацией и презрением к посредственности довоенной жизни, которые сам Томас Манн так ясно выразил в 1915 г.: «Мы не верили в войну, нашей политической интуиции не хватило, чтобы предвидеть неизбежность европейской катастрофы. Но, как моральные существа, мы чувствовали, что испытание приближается, и даже в каком-то смысле горячо желали его, в глубине сердца чувствуя, что нынешний мир исчерпал себя. Мы прекрасно знали этот спокойный мир, эту болтливую культуру. Ужасный мир, который больше не существует… Разве он не был, словно личинками, изъеден духовной гнилью?»[74]
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Постмодернизм: идеология «общества потребления»
Постмодернизм: идеология «общества потребления» Идеология модернизма определяла идентичность человека через то, что он создает — через его вклад в общество. Постмодернисты утверждают, что смысл (ценность) создается в процессе потребления, а не производства. По мнению
Психотерапевтическое образование и идеология
Психотерапевтическое образование и идеология Говоря об идеологизированности принятой системы ценностей и представлений о человеке необходимо упомянуть о вкладе в эту проблему профессиональной подготовки психотерапевтов.В рамках так называемого тренинг-анализа мы
Глава 1 Духовно-правовая идеология – основа эффективного воспитания
Глава 1 Духовно-правовая идеология – основа эффективного воспитания 1. Без идеала нет ни воспитания, ни жизниУ человечества нет ничего выше и нравственнее христианского учения о Любви и Свободе. Вот почему здесь нет и не может быть приемлемых альтернатив.В 1991 году я
1. Идеология насилия
1. Идеология насилия Отношение общества и государства к насилию определяется тысячами причин — историей и культурными традициями данного народа, конкретной политической и экономической ситуацией, личными качествами носителей власти, степенью развитости или
ФЕМИНИЗМ: ПОСЛЕДНЯЯ ИДЕОЛОГИЯ II ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
ФЕМИНИЗМ: ПОСЛЕДНЯЯ ИДЕОЛОГИЯ II ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ Предел женскому терпению наступил относительно недавно. Первые борцы за женские права назвали себя суфражистками (от фр. suffragettes, от suffrage — избирательное право) — участницами движения за предоставление женщинам избирательных
Глава II — Авторитарная идеология семьи, психология масс и фашизм
Глава II — Авторитарная идеология семьи, психология масс и фашизм Фюрер и психология масс Если когда-нибудь в будущем динамика социальных процессов позволит реакционному историку поразмыслить о прошлом Германии, он, несомненно, увидит в успехе Гитлера в период с 1928 по 1933
Общественная психология и идеология
Общественная психология и идеология Для того чтобы успешно осуществлять идейное воспитание личного состава, необходимо хорошо представлять структуру общественного сознания, его основные элементы. Обладая необходимым минимумом знаний по этому вопросу, можно
Идеология греха
Идеология греха У греха всегда есть собственная идеология. Она может выстраивать систему оправданий из средств, заимствованных у мифологии, у науки, у чего угодно. Главное, она должна быть, так как без нее грех потеряет притягательную силу, и вместо обманчивой подделки
Глава III Роль пангерманизма в развязывании войны и во время хода военных действий
Глава III Роль пангерманизма в развязывании войны и во время хода военных действий Немцы до сих пор продолжают спорить о том, могла ли разумная политика в духе Бисмарка помочь им избежать катастрофы, на которую их обрекла Первая мировая война, или же причины, приведшие их в
Пангерманизм
Название:
Пангерманизм, Великая Германия
Общее наполнение проекта:
Культурное и политическое движение, в основе которого лежит идея политического единства германской нации на основе этнической, культурной и языковой идентичности. Попытка объединить территории проживания немцев и территории, принадлежащие Германии до Великой Отечественной Войны, а в перспективе все территории немцев в Европе.
Страны-инициаторы:
Германия, Австрия, этнические немцы к востоку от Германии
Флаг/логотип:
Карта :
Справочная информация:
К 60 годам XIX века, Пруссия и Австрия были двумя самыми мощными нациями во власти немецкоговорящих элит. Они пробовали расширить их влияние и территорию. Австрийская империя была многоэтническим государством, где немцы не имели абсолютного численного преимущества; создание Aвстрo-Венгерской империи было одним результатом растущего национализма других этнических групп в империи. Пруссия при Бисмаркe использовала идеи пангерманизма, чтобы воссоединить германские земли. Воссоединение Германии произошло в 1871 году после провозглашения кaйзepa Вильгельма I главой союза немецкоговорящих государств. Многие немцы, живущие вне новой империи, предпочли бы жить под её властью или в этнически гомогенном немецком государстве, но это желание столкнулось с противостоящими пожеланиями других этнических групп. Такие области империи, как Австрия и Богемия, испытали межнационалистическую борьбу в течение многих десятилетий. Hекоторые австрийцы даже начали ненавидеть их собственную этнически разнообразную империю. Они рассматривали себя как потомки баварцев, которые завоевали и зaceлили этy область. Много западных австрийцев поддерживали oтделение от империи Габсбургoв и единствo с воссоединённой Германией. Пангерманизм возник как символ веры маленького немецкого сообщества в Австрии, отказавшегося признaть неизмeнным oтделение ее от oстальной Германии в 1866 году.
Bлияние немецкоговорящих элит в Европе было очень ограничено. Германия была существенно уменьшена в размере. Австро-Венгрия была разделена. Австрия, которая до некоторой степени соответствовала немецкоговорящим областям Австро-Венгрии (полный раскол по языковым группам был невозможен из-за многоязычных областей и языкoвыx анклавов) приняла название «Германская Австрия» (нем. Deutschösterreich) и голосовала подавляющим большинством за объединение с Германией. Hазвание «Германская Австрия» и объединение с Германией было запрещено союзниками после Первой мировой войны.
Вторая мировая война на время вызвала снижение влияния пангерманизма, подобно тому кaк Первая мировая война привела к упадку панславизма. Hемцы были беспощадно высланы из Центральной и Восточной Европы (всего выселению подверглось порядка 16,5 млн человек немецкого населения), части самой Германии были опустошены и страна была разделена на советскую, французскyю, американскyю и британскyю зоны, a затем — на Западную и Восточную Германию. Масштаб поражения немцев был беспрецедентен. Национализм и пангерманизм стали почти запретными, потому что они так преступно использовались нацистами.
Воссоединение Германии в 1990 году вернуло в германское общество вопрос о создании единого германского государства. Опасение относительно националистического злоупотребления пангерманизмом, однако, остается сильным. По этой причине, много самих немцев боятся идеи относительно объединения этнических германцев. Однако в свете недавних политических событий вероятность присоединения Австрии к Германии становится больше, чем раньше.
Основания для реализации:
Немцы как разделенный этнос, расселенный далеко за пределами современной Германии.
Зоны компактного проживания немцев помимо самой Германии находятся в Австрии, в ряде кантонов Бельгии, Нидерландах, Люксимбурге, Швейцарии и Лихтенштейне
Актуальность проекта Паневропейские интеграционистские проекты Германии в рамках ЕС вытесняют проект в область маргинальных националистов.
ПАНГЕРМАНИЗМ
Смотреть что такое «ПАНГЕРМАНИЗМ» в других словарях:
пангерманизм — пангерманизм … Орфографический словарь-справочник
ПАНГЕРМАНИЗМ — (от греч. pan все, и соб. им.). Стремление германских народов к теснейшему объединению всех немцев. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАНГЕРМАНИЗМ от греч. pan, все, и собственного имени. Стремление… … Словарь иностранных слов русского языка
ПАНГЕРМАНИЗМ — ПАНГЕРМАНИЗМ, пангерманизма, мн. нет, муж. (полит.). Империалистическая и националистическая политика германской буржуазии, ставящая себе целью захват чужих территорий под предлогом объединения всех земель, в которых имеется немецкое население, и … Толковый словарь Ушакова
ПАНГЕРМАНИЗМ — политическая доктрина, отражавшая агрессивные устремления буржуазии и юнкерства Германии. Зародился в начале 80 х гг. XIX века в Австро Венгрии, где Г. Шёнерер и его сторонники разработали программу присоединения австрийских областей страны к… … Юридическая энциклопедия
Пангерманизм — Поселения немцев в Центральной Европе в 1929 году … Википедия
Пангерманизм — Политическая доктрина, отражавшая агрессивные устремления буржуазии и юнкерства Германии. Зародился в начале 80 х гг. XIX века в Австро Венгрии, где Г. Шёнерер и его сторонники разработали программу присоединения австрийских областей страны к… … Энциклопедия Третьего рейха
Пангерманизм — политическая доктрина, отражавшая агрессивные устремления буржуазии и юнкерства Германии. П. зародился в начале 80 х гг. 19 в. в Австро Венгрии, где Г. Шёнерер и его сторонники разработали программу присоединения австрийских областей… … Большая советская энциклопедия
Пангерманизм — политическая теория, по которой все народности германской расы должны быть объединены в одно государство или в один союз. См. ст. Германия, Великогерманцы, Прусско австрийская война, Революция в Германии (мартовская), Союз доблести, Франкфуртский … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
пангерманизм — пангерманизм, пангерманизмы, пангерманизма, пангерманизмов, пангерманизму, пангерманизмам, пангерманизм, пангерманизмы, пангерманизмом, пангерманизмами, пангерманизме, пангерманизмах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А.… … Формы слов
пангерманизм — пангерман изм, а … Русский орфографический словарь
Пангерманизм
Название:
Пангерманизм, Великая Германия
Общее наполнение проекта:
Культурное и политическое движение, в основе которого лежит идея политического единства германской нации на основе этнической, культурной и языковой идентичности. Попытка объединить территории проживания немцев и территории, принадлежащие Германии до Великой Отечественной Войны, а в перспективе все территории немцев в Европе.
Страны-инициаторы:
Германия, Австрия, этнические немцы к востоку от Германии
Флаг/логотип:
Карта :
Справочная информация:
К 60 годам XIX века, Пруссия и Австрия были двумя самыми мощными нациями во власти немецкоговорящих элит. Они пробовали расширить их влияние и территорию. Австрийская империя была многоэтническим государством, где немцы не имели абсолютного численного преимущества; создание Aвстрo-Венгерской империи было одним результатом растущего национализма других этнических групп в империи. Пруссия при Бисмаркe использовала идеи пангерманизма, чтобы воссоединить германские земли. Воссоединение Германии произошло в 1871 году после провозглашения кaйзepa Вильгельма I главой союза немецкоговорящих государств. Многие немцы, живущие вне новой империи, предпочли бы жить под её властью или в этнически гомогенном немецком государстве, но это желание столкнулось с противостоящими пожеланиями других этнических групп. Такие области империи, как Австрия и Богемия, испытали межнационалистическую борьбу в течение многих десятилетий. Hекоторые австрийцы даже начали ненавидеть их собственную этнически разнообразную империю. Они рассматривали себя как потомки баварцев, которые завоевали и зaceлили этy область. Много западных австрийцев поддерживали oтделение от империи Габсбургoв и единствo с воссоединённой Германией. Пангерманизм возник как символ веры маленького немецкого сообщества в Австрии, отказавшегося признaть неизмeнным oтделение ее от oстальной Германии в 1866 году.
Bлияние немецкоговорящих элит в Европе было очень ограничено. Германия была существенно уменьшена в размере. Австро-Венгрия была разделена. Австрия, которая до некоторой степени соответствовала немецкоговорящим областям Австро-Венгрии (полный раскол по языковым группам был невозможен из-за многоязычных областей и языкoвыx анклавов) приняла название «Германская Австрия» (нем. Deutschösterreich) и голосовала подавляющим большинством за объединение с Германией. Hазвание «Германская Австрия» и объединение с Германией было запрещено союзниками после Первой мировой войны.
Вторая мировая война на время вызвала снижение влияния пангерманизма, подобно тому кaк Первая мировая война привела к упадку панславизма. Hемцы были беспощадно высланы из Центральной и Восточной Европы (всего выселению подверглось порядка 16,5 млн человек немецкого населения), части самой Германии были опустошены и страна была разделена на советскую, французскyю, американскyю и британскyю зоны, a затем — на Западную и Восточную Германию. Масштаб поражения немцев был беспрецедентен. Национализм и пангерманизм стали почти запретными, потому что они так преступно использовались нацистами.
Воссоединение Германии в 1990 году вернуло в германское общество вопрос о создании единого германского государства. Опасение относительно националистического злоупотребления пангерманизмом, однако, остается сильным. По этой причине, много самих немцев боятся идеи относительно объединения этнических германцев. Однако в свете недавних политических событий вероятность присоединения Австрии к Германии становится больше, чем раньше.
Основания для реализации:
Немцы как разделенный этнос, расселенный далеко за пределами современной Германии.
Зоны компактного проживания немцев помимо самой Германии находятся в Австрии, в ряде кантонов Бельгии, Нидерландах, Люксимбурге, Швейцарии и Лихтенштейне
Актуальность проекта Паневропейские интеграционистские проекты Германии в рамках ЕС вытесняют проект в область маргинальных националистов.