Что такое панк музыка
Музыкальный жанр punk rock: протестная музыка из 70-х
Философия, лирика, визуальная подача
Первая волна панк-рока отличалась агрессивностью и более прогрессивным звучанием. Музыка сопровождалась драйвом, которого не хватало в 60-х. Особенностью становления жанра стало использование концепции DIY – «сделай сам». Существовали и предпосылки от других жанров, на становление punk rock повлиял паб-рок. Появлялось существенное количество независимых студий, в том числе Stiff Records.
Британский панк отвергал мейнстрим в рок-музыке, панк-революция началась в 1976 году. Лирика связывалась с напряженностью в государстве, некоторые песни указывали на отсутствие будущего. Панк-рок предназначался для выражения свободы. Типичными инструментами являются электрический бас, электрогитара, ударная установка. Отдельного внимания требует вокал, который предполагает мощь, энергичность, часто сопровождается криком. Песни короткие, исполнение быстрое, форма соотносится с рок-н-роллом. Поздние коллективы отходили от такой стилистики, что использовали в качестве основы хардкор. Сложные гитарные соло не применяются, партии искаженные, бочкообразные. Басовые линии несложные, обычно используется пик быстрой последовательности нот.
Теории становления punk rock
Существует несколько теорий становления панк-рока. Рассмотрим некоторые из них:
Термин punk rock
Слово «панк» в 16-18 веке использовался в качестве синонима к слову «проститутки». Это можно наблюдать в произведениях Уильяма Шекспира (William Shakespeare). Со временем подходы изменились, этимология связывалась с обозначением бандитов, хулиганов и гангстеров. Первое известное использование фразы «панк-рок» приписывается Эдду Сандерсу (Ed Sanders), учредителю группы Fugs. Музыкант цитировал собственный соль альбом как «панк-рок сентиментальность».
К 1973 году термин был широко распространен и использовался повсеместно. Уже к этому времени под заданным определением понимались гаражные группы 60-х, которые отличались более агрессивным звучанием. Решающая роль в становлении стал запуск журнала Ged Dunn Punk, который появился в 1975 году.
История становления панк-сцены
Истоки нью-йоркской панк-рок-сцены прослеживается в конце 60-х. Сосредоточение артистов началось в центре Mercer. Здесь выступали различные артисты New York Dolls, Уилко Джонсон (Wilko Johnson). Позже появляется клуб CBGB, где развивалась новая сцена. К середине 70-х проявляется феномен Ричарда Хэлла (Richard Hell), Патти Смит (Patti Smith), которые отреклись от принципов этики, стандартов. Стилистику подхватываются The Stooges, The Ramones, Blondie, Talking Heads.
К 1976 создается проект Voidoids, которая стала самой жесткой и бескомпромиссной. Весной Sire Records пишется дебютный альбом The Ramones в новой стилистике. Композиция Blitzkrieg Bop стала культовой и показательной. Другие города в США также влияли на становление музыкальной сцене. Это глэм-рок исполнители, куда попадают Виктория Вейн (Victoria Vein), The Thunderpunks. К 1976 появляется альбом Static Disposal, который стал классикой в новом жанре.
Проект получил широкое освещение прессой, многие критики отмечали «хаос», который создан этой музыкой. Коллектив часто провоцировал массовые беспорядки, побоища своими выходками. После моду подхватили The Clash, The Damned, Buzzcocks и другие. В июле 1976 на британской сцене выступили The Ramones, которые дали импульс развития. Первой группой, которая смогла издать сингл стали The Damned с их композицией New Rose. Позже выходит We Vibrate от The Vibrators, Pogo Dancing от Криса Спеддинга (Chris Spedding).
Вторая волна панк-рока
К 1977 началась вторая волна панк-рока. Группы звучали по-разному, сохраняя общее состояние панк-музыки. В Северной Америке движение уходит в андеграунд, в Британии становится ключевым явлением музыкального мира. В США основная сцена была сосредоточена в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско. Отдельного рассмотрения заслуживает Канада, где также появлялось существенное число проектов. В Нью-Йорке панк-рок угас и лишь небольшое количество исполнителей погружалось в стилистику.
В Британии направление развивалось более быстрыми темпами. Медиа-феномен захватывал молодежь, появлялось все большее количество релизов. EP Spiral Scratch стал проявлением этики DIY, а первый альбом Damned Damned Damned попал на #36 региональных чартов. Композиция White Riot с дебютного лонгплея The Clash забралась на #12. Сид Вишес (Sid Vicious) становится иконой панк-рок-сцены. Формировались и другие артисты по всем регионам страны. Возникает феномен пост-панка, музыка с отличной от агрессивной подачи punk rock.
Отдельные коллективы объединяли панк-рок со SKA, 2 Tone. Среди ярких представителей выделяется The Beat, Madness, The Specials. Период отличается борьбой со свободой слова. Многие артисты отмечали, что цензуре должно отводиться особое место. Другие рынки также продолжали углубляться в стилистику. В 1977 на EMI выпускается в Австралии альбом Saints (I’m) Stranded, а также появляется Ник Кейв (Nick Cave), который станет интересной фигурой мира пост-панка. Парижская субкультура основывается на творчестве Лу Рида (Lou Reed), а в Германии появилось движение Neue Deutsche Welle. Последнее основывалось на британском панке. Стилистика развивалась в Скандинавии, Японии, Индонезии, Мексике и Южной Африке.
Раскол панк-рока на поджанры
Развитие панк-рок музыки разделилось на несколько течений, среди которых:
Панк-рок пересекается с другими жанрами. Сюда попадает synth-punk, garage punk.
Влияние и развитие прочих направлений
Punk rock стал основой для развития других музыкальных жанров более позднего времени:
Существуют и другие поджанры, которые прямо или косвенно перенимали основы punk rock.
Развитие punk rock в 90-х и мировой успех
К 90-м панк-рок укоренился в западной культуре, маркетологи провели тщательную коммерциализацию, что позволило извлечь выгоду от стилистики. В 1993 появляются Bad Religion, Green Day, которые подписывают крупные контракты. К 1994 Epitaph пишет песни Punk in Drublic, Let’s Go by Rancid, которые получили статус «золото». К середине 90-х воссоздаются 2 tone исполнители, которые стали элементов второй волны панка.
В 2000 появляется множество интересных релизов, которые попадают на лучшие позиции чартов Billboard Hot 100. Критики обнаружили появление существенного количества подростковых проектов, которые стремятся полностью или частично перенять элементы punk rock. Сегодня классическое понимание панк-рока отсутствует, обычно применяются наработки второй волны жанра.
Кто такие панки
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Слово «панк» у многих ассоциируется с яркими ирокезами на голове и вызывающим поведением, однако, что это такое на самом деле, понимают не все.
Данный термин появился очень давно и имеет множество несвязанных между собой значений, из-за чего и возникает своеобразная путаница.
Постараемся же разобраться, кто такие панки и что они из себя представляют, что означает это течение для современного общества как субкультура, как музыкальный жанр и не только.
Панк — это.
В первую очередь, панки — это субкультура, которая зародилась в конце 60-х годов.
Считается, что ее история берет свое начало в Англии и США, но уже к середине 70-х панк-культура охватила куда больше стран — практически всю Европу, Северную Америку и Австралию.
Сама идеология (это что?) развивалась постепенно, но посыл всегда был один и тот же — «Мы не такие как все».
Для них важнее всего было право каждого индивидуума на свободу, пусть даже действия этого человека выходили за рамки устоявшихся в обществе норм.
Первые в истории панки хотели изменить прежний политический уклад и не принимали общественную культуру широкого потребления.
Как музыкальное течение, панк развивался параллельно с субкультурой.
Для молодежи 70-х годов это был своего рода переломный момент. Рок-н-ролл, которым так увлекалось предыдущее поколение, уже отходил в прошлое, и хотя The Beatles оставался культовой группой, подросткам нужно было слушать что-то принципиально новое, и им стал панк-рок.
Музыка панков
Панк-рок, как самостоятельный жанр в музыке, сформировался в 70-х.
Тогда это были весьма динамичные песни, которые исполнялись с минимальным набором аппаратуры: мелодии получались довольно резкими, а вокал грубым и вызывающим, как и текст композиций. Панк-группы сами писали и сами исполняли свою музыку.
В их песнях было много социального подтекста, хотя не обошлось и без политики. Панки были против тогдашних правящих элит и власть имущих.
Этот музыкальный жанр за считаные годы приобрел мировую популярность, хотя так и остался в нише локальных андеграундных сцен.
Уже в начале 80-х годов музыка становится еще более агрессивной и динамичной. Так формируются новые поджанры панк-рока — хардкор и стрит-панк.
Хиппи-панк, в свою очередь, был наиболее легкий из поджанров, но он стал своего рода прародителем классического панка.
Мода панков
Стиль панк — это всегда что-то яркое и эпатажное:
Такой дерзкий предмет гардероба отлично дополнял панковский образ. Под черные куртки зачастую надевались футболки или майки с надписями, либо верхняя одежда носилась на голое тело. Рваные и потертые джинсы заменили панкам обычные штаны и брюки.
Панки предпочитали стиль Dead (от англ. «мертвый»), поэтому у их одежды нередко встречались всевозможные атрибуты смерти: черепа, вороны, кресты и тому подобное.
Будучи любителями татуировок, они нередко наносили их изображения себе на кожу.
Со временем употребление наркотических средств среди панков было сведено к нулю — такой образ жизни стал для них неприемлем.
Впрочем, панков по-прежнему многие ассоциируют с суицидально и асоциально настроенными людьми. Для школьных учителей и вовсе выпускаются особые методические материалы.
В них описывается, как помочь детям, попавшим под влияние деструктивных молодежных течений (среди которых фигурирует и панк).
Как ни странно, женщин среди панков всегда было значительно меньше, но редкие представительницы этой субкультуры и стиля не пренебрегают модой своих сотоварищей.
Они носят кожаные косухи, рваные колготки с юбками или джинсы, тяжелые сапоги, красят волосы в кислотные расцветки.
Благодаря их совместной работе на свет появились ставшие культовыми для панков футболки с британскими флагами и прочие атрибуты, которые спустя 40 лет продаются на аукционах за миллионы долларов.
Идеология панков
В основе идеологии лежит важность личного выбора, поиск свободы, непринятие конформизма (стадного поведения) в любом его проявлении.
Они не могут пассивно принимать господствующий порядок, бездумно следовать общим мнениям и моде. Они не такие, как остальные, и они не боятся выражать свою индивидуальность — в этом их отличие от других субкультур.
Конечно, по мере развития панк-движения их идеология развивалась, причем не в одном направлении. Наибольшую популярность приобрели следующие философии:
Некоторые панки предпочитают оставаться аполитичными. Но в большинстве случаев они не остаются в стороне, а, наоборот, принимают активное участие в политических протестах разного масштаба.
Они поддерживают многие современные тенденции — антимилитаризм, антирасизм, антисексизм, антинационализм. Многие панки — приверженцы защиты прав животных. Кроме того, они нередко выступают против капитализма (это что?) и борются против коммерческой культуры.
Что такое панк в других значениях этого слова
Слово панк происходит от английского «punk» (кит. 龐克文化) и переводится как «нехороший», «дрянной», «шпана», «подонок», «негодяй» и «бунтарь».
Сленговый термин всегда носит негативный окрас независимо от того, в каком контексте он используется, а в некоторых случаях и вовсе приравнивается к нецензурным выражениям.
В США слово «punk» активно применялось по отношению к заключенным. Панками называли малолетних преступников или «шестерок» в тюрьме. Так было в начале XX века, но со временем это слово стало синонимом к «отброс», «грязь», «гниль».
Встретить это слово можно даже на страницах шекспировского произведения «Мера за меру», в котором автор употребляет его относительно женщин легкого поведения.
Впрочем, наиболее распространенное значение данного слова — это, конечно же, одноименная субкультура, которая позволила миру познакомиться с новыми идеологическими и музыкальными течениями.
Пусть панк — это своего рода вызов обществу, который по-прежнему имеет место в современном мире, он успел трансформироваться в более мягкий аполитичный поп-панк.
Как контркультура в своем первоначальном виде, он более не существует, а экстравагантные наряды панков стали просто данью уходящей моде.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (8)
Большие молодцы, противостоявшие дурацким совковым «нормам» и не боявшиеся ничего — ни ментов, ни гэбни, ни тем более какого-то там «общественного порицания».
Похоже, что с них и начался современный российский гражданин — независимый, самостоятельный, смелый в самовыражении! В отличие от затюканной серой массы, готовой хоть к самоповешению по отмашке «начальства».
У нас на районе панков называли говнорями и я с этим согласна — грязное и пьяное чёрте чё.
В 2006—2010 году субкультуры были актуальны, можно было встретить панков, готов, эмо. и прочую нечисть, но это быстро кануло в лету и новое поколение этим не интересуется. Слава БОГУ.
Это весьма парадоксальное движение. Хотя его участники и против конформизма, в их среде он отнюдь не исчезает, а просто перерождается в нечто новое. Если кто-то из панков вдруг придет на встречу в обычной или классической одежде, его засмеют свои же, где же тут свобода самовыражения?
Люди, что присоединяются к движению панков зачастую хотят не самобытности, а наоборот, наконец-то ощутить принадлежность к какой-то социальной группе. Тут дело не в протесте, а в банальном одиночестве.
Заметил, что в последние годы эта субкультура все менее популярна, сейчас совсем не вижу панков на улицах, хотя в средине 2000-х частенько можно было их встретить.
Кстати, в конце восьмидесятых всех тех, кто носил на себе много атрибутики с металлическими элементами, называли Металлистами. Этот термин долго не был в ходу, максимум с 1987 и до распада Союза.
Черепа и вороны = готы, а суицидальные = эмо — просто люди могут быть такими.
Панк-рок
Панк-ро́к (англ. punk rock ) — жанр рок-музыки, возникший в начале 1970-х годов в США и, чуть позже, в Великобритании.
Смыслом, который вкладывали ранние панк-рок группы в свой жанр, было стремление играть, главенствующее над умением делать это; благодаря такому определению сформировалась разнородная ранняя американская панк-сцена в диапазоне от легковесных Ramones до сложных и экспериментальных Television. Подобный подход позволил панк-року стать основой целого ряда субкультур: панк, DIY, культуры фэнзинов, позже — straight edge. В 1976—1977 годах панк-рок начинает зарождаться в Великобритании, в более скандальной и политизированной форме; благодаря этому к 1977 году жанр становится одним из самых заметных явлений в рок-музыке Великобритании.
Со временем панк-рок породил множество разновидностей. Крупнейшими из них являются более мелодичный и легковесный поп-панк, агрессивные хардкор и Oi!, а также комбинации с другими жанрами — ска-панк и ставший отдельным крупным жанром постпанк.
Содержание
Название
В 1975 году появился фэнзин «Punk», созданный Легсом МакНилом. Журнал был посвящен американским панк-року и новой волне, уже четко объединяя их в направление. Именно этот журнал и дал жанру окончательное название.
Характеристика
Для композиций панк-рока в целом свойственны быстрый темп, в основном — небольшая продолжительность по времени, простой аккомпанемент, развязная и зачастую агрессивная манера пения. Тексты панк-рок-групп как правило нигилистичны, в них делается упор на социальные проблемы. Нередко панк-рок-группы имеют эпатажный имидж: так, New York Dolls одевались на сцене в яркую женскую одежду, The Adicts подражали главным героям фильма «Заводной апельсин»; рваная одежда (Ричард Хэлл), булавки (Sex Pistols), причёски ирокез (The Exploited).
История
1970-е
Музыкальные корни панк-рока прослеживаются критикой вплоть до конца 1950-х годов; в основном в то время примитивную и жёсткую музыку играли группы гаражного рока. Ключевыми представителями ранней прото-панк музыки являются The Sonics, Monks, The Seeds, The Who (альбом «My Generation»), The Kinks (песня «You Really Got Me»), The Beatles (песня «Helter Skelter»). Целый ряд записей конца 1960-х — начала 1970-х был уже в том или ином смысле близок к тому, что позже будет названо панк-роком; в настоящее время эти записи принято условно называть прото-панком. К ним относятся первые альбомы The Velvet Underground, The Stooges (и Игги Поп), MC5, New York Dolls, Патти Смит (альбом Horses), The Dictators (альбом Go Girl Crazy!), Дэвид Боуи.
1980—1990-е
К началу 1980-х обнаружился некоторый спад в развитии панка. Волна популярности первых групп сошла на нет. Однако в это время начались эксперименты по приданию панк-звучанию большей брутальности; группы вроде Black Flag и Circle Jerks породили крупный поджанр хардкора, Sham 69 и Cockney Rejects — oi!, Crass — анархо-панк. Начались эксперименты по объединению панка с металом (The Exploited, Discharge, D.R.I.), ска (Social Drinking, Operation Ivy). В большинстве своём панк-группы 80-х не привлекали широкого общественного внимания, находясь в андерграунде. Однако в то же время развивались жанры альтернативного рока, нойз-рока, постпанка; ключевые группы этих направлений (Sonic Youth, Pixies, Big Black, Hüsker Dü) сохраняли сильное панк-влияние, при этом развивая новые музыкальные идеи. Основой панк-рока 90-ых стала музыка калифорнийских групп Green Day и The Offspring.
Поджанры и разветвление стилей
Нью-вейв
В 1976 году — сначала в Лондоне, затем в Соединенных Штатах — был введён дополнительный термин «нью-вейв» (англ. New Wave — новая волна) для обозначения сцен и групп, также известных как «панк»; оба термина по существу были взаимозаменяемыми. [2] Рой Карр, журналист NME, предложил использование термина (перенятого из области кинематографа, а именно французской новой волны 1960-х) в этом контексте. [3] Со временем «нью-вейв» приобрёл определенный смысл: группы, как, например, Blondie и Talking Heads из CBGB-тусовки; The Cars из Бостона; The Go-Go’s из Лос-Анджелеса; The Police из Лондона, которые расширяли свой инструментальный состав, включали танцевальные ритмы и работы с более изысканным содержанием, стали «нью-вейв»-движением, их больше не называли панк-роком. Дэйв Лэйнг предполагает, что некоторые британские панк-рок-группы стремились присоединиться к нью-вейв-движению, чтобы избежать радио-цензуры и быть более приемлемыми для аудитории. [4]
Сближение панк-рока с более поп-ориентированными и менее «опасными» стилями привело к тому, что представители нью-вейва стали очень популярны по обе стороны Атлантики. [5] «Нью-вейв» стал универсальным термином, [6] охватывающим разные стили, такие, как 2 Tone (The Specials, Madness), Mod revival (The Jam), изощрённый поп-рок от Elvis Costello и XTC, Новая романтика (Ultravox), Синтипоп (Tubeway Army, Human League) и Синтипанк группы Devo, которая была «вне панка прежде, чем даже появился настоящий панк». [7] Нью-вейв стал сенсацией с дебютом на MTV в 1981 году. Тем не менее, музыка часто высмеивалась в то время за простоту и однодневность. [8]
Пост-панк
Пост-панк объединил вокруг себя новых музыкантов, журналистов, менеджеров и предпринимателей, последние, в частности, Джефф Трэвис из Rough Trade Records и Тони Уилсон из Factory Records, способствовали развитию инди-сцены, которая расцвела в середине 1980-х годов. [11] Несколько пост-панк-исполнителей, как, например, New Order (состоящая из бывших участников группы Joy Division), The Cure и U2 сумели выбиться в мейнстрим в США, благодаря смещению музыкального стиля в сторону нью-вейва. Bauhaus была одной из групп формирующих готик-рок. Другие группы, как, например, Gang of Four, The Raincoats и Throbbing Gristle, которые представляли собой немного больше, чем последователей культа того времени, в наше время расцениваются как значительно повлиявших на современную популярную культуру. [12]
Ряд американских исполнителей были ретроспективно определены как пост-панк, дебютный альбом группы Television Marquee Moon 1977 года, часто приводится в качестве характерного релиза из этой области. [13] Движение ноу-вейв, которое появилось в Нью-Йорке в конце 1970-ых с исполнителями, как, например, Лидия Ланч и Джеймс Ченс, часто рассматривается в качестве параллельного явления в Америке. [14] Поздние работы протопанк-группы Pere Ubu из Огайо также часто описываются как пост-панк. [15] Одной из самых влиятельных американских пост-панк-групп была Mission of Burma из Бостона. [16] В 1980 году австралийская группа Boys Next Door переехала в Лондон и сменила название на The Birthday Party, которое потом изменилось на Nick Cave and the Bad Seeds. Возглавляемая группой Primitive Calculators, мельбурнская «сцена маленьких групп», представляла собой расширение возможностей пост-панка. [17]
Хардкор
Поп-панк
Другие направления и течения
Русский панк-рок
В СССР нечто похожее на панк-рок зародилось в 1979 году не только в Ленинграде с созданием группы Андрея Панова «Автоматические удовлетворители», но и в Прибалтике (группа «JMKE», «Propeller», «Velikije Luki») и Сибири (Ник Рок-н-ролл»), и что совсем неожиданно в Крыму («Второй Эшелон», Юрий Юкс), практически единовременно. Всё трудно вписываемое и малопонятное было принято подгонять под этот термин, вплоть до первого панк-фестиваля в Зеленограде, на котором участвовало ограниченное число исполнителей, звучащих по-разному. Панковские выходки, в том числе и музыкальные, сопровождали многие ныне позабытые коллективы, такие как «Народное ополчение», «Зебра», «Хаос Валет» (последние были близки более к нью-вейву, чем к панку). С 1985 года и началом перестройки и формализацией отдельных рок-организаций произошло размежевание на нью-вэйв и панк. Последним было сложно выступать на официальной сцене в силу протестности, вычурности внешнего вида и грязного звучания. Но ряды панк коллективов стремительно пополнились такими группами как «Объект насмешек», «Бригадный подряд», «Диогены» (позже «Тупые»), «Уксус-бенд», «Чудо-Юдо», «НИИ Косметики» и другими. В Сибири появилась группа «Путти и Коба». В период с 1987 по 1989 год и изменением ситуации панк и пост-панк коллективов стало на порядок больше, появились такие группы как «Матросская Тишина», «Пого», «Юго-запад», «Сектор газа», но просуществовал весь этот объединённый пласт [34] практически до рубежа 1990-х, по разным причинам практически прекратив свою деятельность вместе с СССР. За редким исключением «Сектор газа», «Автоматические удовлетворители» и др.
В Москве начала 1990-х годов имел место т. н. «Всемосковский патриотический панк-клуб». На то время приходится волна подпольного московского панк-рока группы: «Резервация здесь», «Соломенные еноты», «Лисичкин хлеб», «Н. О. Ж.», «Брешь безопасности», «Банда четырёх», «Огонь», «Ожог», «Регион-77» — в некотором смысле реставрация волн сибирского панка конца 80-х — начала 90-х.
Во второй половине 90-х в России (главным образом в Москве и Санкт-Петербурге) появляется целый ряд популярных групп различных поджанров и «ветвей» панк-рока: «НАИВ», «F.P.G.», «Тараканы!», «Бригадный подряд», «Король и Шут», «Пурген», «Индульгенция», «Ник Рок-н-ролл», «Plov-Gotov», «Элизиум», «Харакири», «Тринадцатое Созвездие» и т. д. Русский ска-панк представлен такими группами, как «Ленинград», «Distemper», «Элизиум», и мн. др.