Что такое панорамирование в музыке
Основы панорамирования. Расположение звуков в виртуальном пространстве
Современная коммерческая песня – это микс из множества записанных дорожек. Задача звукорежиссера – сложить звуки в единое полотно и правильно расположить их в панораме. От этого зависит итоговое звучание композиции и ее восприятие слушателем.
Грамотно выстроенное виртуальное пространство позволяет треку звучать объемно и натурально. И, наоборот, композиции с плохим панорамированием звучат плоско и неестественно.
Как слышит человек
Человек получает информацию о звуках окружающего мира с помощью своих ушей. Далее полученная информация поступает в мозг. Там она обрабатывается и преобразуется в готовую звуковую картину.
При этом мозг располагает звуки в пространстве вокруг человека. То есть создает объемную панораму окружающего мира.
От каждого уха мозг получает информацию отдельно, а затем полученные данные складываются. Это дает интересный эффект. Если вы сядете перед двумя колонками на равном расстоянии от каждой из них, то у вас будет ощущение, что звук формируется не слева и справа, а прямо перед вашим лицом.
ИНТЕРЕСНО. О звуках в пространстве, клавиатуре фортепиано и частотах эквалайзера.
Человеческий мозг предполагает, что низкие звуки располагаются в пространстве слева, а высокие ‑ справа. Если вы посмотрите на клавиатуру фортепиано, то увидите, что в левой части расположены клавиши низких нот, а справа — высоких. Точно на также изображаются частоты на эквалайзере: слева ‑ басы, справа ‑ верха.
Как было раньше
Панорамирование — это не изобретение эпохи звукозаписи.
Музыканты в оркестре всегда располагаются каждый на своем определенном месте. Так, например, ударные инструменты почти всегда находятся в центре панорамы, но позади солирующих инструментов. Струнные и духовые расположены слева и справа. Вокалист или другой ведущий инструмент располагаются в центре авансцены.
Расположение инструментов в классическом оркестре
С развитием звукозаписи появилась необходимость расположить музыкальные инструменты в виртуальном пространстве, чтобы композиция воспринималась как при живом исполнении.
В середине прошлого столетия технические средства не позволяли записывать несколько дорожек. Все инструменты записывались одновременно. Поэтому музыканты располагались на разном расстоянии от микрофона. Так были сделаны классические записи Майлза Дэвиса, Хаулина Вулфа и многих других артистов.
Запись инструментов в середине прошлого века
Сейчас для одного трека музыканты записывают множество дорожек. Из этих дорожек звукорежиссер уже собирает готовую композицию.
Задачи панорамирования и их решение
Основная цель панорамирования — сделать запись «живой» и объемной. Слушатель должен воспринимать всю звуковую палитру без провалов и выпирания по частотам.
При работе с панорамой вы должны решить следующие задачи:
Расположение инструментов
Прежде всего для решения этих задач вы должны представлять себе общее звучание вашего микса. Чтобы было легче, сделайте чертеж со схематичным расположением инструментов.
Например, для рок-композиции он будет выглядеть так.
Схема панорамирования в рок-песнях
Дальнейшую работу осуществляйте с этой схемой. Расположите инструменты в миксе и прослушайте получившийся результат. Внесите необходимые корректировки.
Помните, что конечный результат — это продукт вашего слуха, вкуса и технических навыков. К каждому треку вы подбираете собственное решение. Делайте панораму уже или шире в соответствии с творческой необходимостью.
Частотный баланс
При работе с музыкальным материалом помните, что у каждого инструмента есть свой частотный диапазон:
Чтобы инструменты не «тонули» в миксе, разводите их по панораме. Простой пример: если ритм-гитару, духовые и клавиши вы поместите в центр, то разобрать звучание каждого инструмента будет невозможно.
ВАЖНО! О громкости и середине.
В работе учитывайте тот факт, что добавление средних частот воспринимается как увеличение громкости трека.
Баланс панорамы
Нагружайте правый и левый каналы равномерно. В художественных целях вы можете в какой-то части композиции намеренно создать дисбаланс. Например, как во вступлении к песне «White Limo» группы Foo Fighters.
Но в целом звучание обоих каналов должно быть сбалансированным. Контролируйте баланс на слух или по индикатору мастер-шины.
Пример сбалансированного звучания обоих каналов
Панорамирование инструментов с позиции слушателя
Существует два способа панорамирования музыкальной записи: с позиции слушателя и исполнителя.
Цель панорамирования с позиции слушателя — передать атмосферу концертного выступления. При этом способе панорама создается таким образом, чтобы слушатель находился как бы перед виртуальным пространством.
Схематично это можно изобразить так:
Схематичное изображение панорамирования с позиции слушателя
Это самый распространенный способ создания панорамы. Его преимущества в том, что слушатель получает максимально плотный и грувовый микс. Ширина панорамы оптимальна. Звуки не сконцентрированы в одном месте, но и не находятся слишком далеко друг от друга.
99% современной популярной музыки (рок, поп, рэп) звучит именно так.
Панорамирование с позиции исполнителя
Цель панорамирования с позиции исполнителя — дать слушателю ощущение участия в концерте.
Панорама создается таким образом, чтобы слушатель как будто бы находился на сцене вместе с другими музыкантами.
Схематично это выглядит следующим образом:
Схематичное изображение панорамирования с позиции исполнителя
Центром звуковой картины становится вокал или солирующий инструмент. Отличительной особенностью трека с панорамированием с позиции исполнителя является ощущение, что вокалист стоит прямо за вашей спиной. Вы как будто затылком слышите его.
Панорамированием с позиции исполнителя создаются записи джазовых и классических оркестров, а также записи формата live in studio.
Прекрасным примером панорамирования с позиции исполнителя являются работы Ника Кейва «Oh Children», «Higgs Boson Blues», «Abbatoir Blues».
Советы правильного панорамирования
Панорамирование, как и все, что связано с музыкой, – это творческий процесс. Никаких непреложных законов в этом деле нет. На десятках культовых записей панорама не соответствует общепринятым стандартам. Послушайте, например, «Come Together» или «Paranoid».
Тем не менее, существуют устоявшиеся принципы панорамирования. Поначалу следуйте им.
Что такое аудиопанорамирование и как его использовать в музыке
Тем не менее, есть вещи правильные и неправильные, когда речь заходит о том, как научиться панорамировать инструменты и другие звуки в музыкальном производстве. К счастью, мы собрали исчерпывающее руководство по всем вопросам панорамирования.
Ниже мы обсудим, что такое панорамирование и как можно микшировать музыку по левому и правому стереоканалам. Мы также поделимся несколькими песнями с различными техниками панорамирования, чтобы вы могли услышать примеры для своих будущих треков. Давайте приступим!
Что такое панорамирование в музыке?
Вообще говоря, панорамирование означает взятие стерео или моно дорожки и распределение ее по левому и правому каналам стерео поля. Вы можете управлять положением дорожки в стереоизображении с помощью аудиопанорамы или слайдера для управления панорамированием.
Панорамирование позволяет продюсерам и музыкантам создавать более широкий звуковой опыт, что также открывает возможности микширования и звуковых возможностей при различных положениях панорамирования. Сегодня в большинстве студийных треков используется то или иное панорамирование, но вы также можете найти примеры панорамирования в старой музыке, о чем пойдет речь ниже.
Примеры панорамирования в музыке
«Mr. Brightside» группы The Killers
Этот культовый трек открывается с панорамированием, которое может показаться некоторым слушателям немного экстремальным, хотя оно, безусловно, является частью всепоглощающего чувства песни. Сначала вы почувствуете центральный гитарный проигрыш на крайней левой стороне стереопанорамы, за которым следуют сверхсжатые ударные, поступающие из правого динамика.
Вы заметите, что после вступления положение панорамирования звучит по-другому. Барабаны смещены в центр, и создается ощущение, что средний диапазон песни заполнен, в отличие от жесткого панорамирования. Как показывает эта песня, автоматизация панорамирования может легко отличить одну часть песни от другой, что делает ее незаменимым инструментом для любого музыкального продюсера.
«Such Great Heights» By The Postal Service
Эта классика инди 2000-х годов использует простые аналоговые регуляторы панорамирования для создания убедительной линии синтезатора, которая более или менее повторяется, открывая песню. Большая часть начальной линии синтезатора остается в центре, в то время как отдельные капли синтезатора уходят в левый динамик и обратно в правый, создавая интерес.
«Yesterday» группы The Beatles
В музыке 60-х годов можно найти множество примеров экстремального панорамирования, и «Битлз» не являются исключением. Стереоизображение, каким мы его знаем, в то время было еще только формирующейся технологией, поэтому добавление панорамирования на левую и правую шины позволило слушателям воспринимать музыку совершенно по-новому. Сегодня жесткое панорамирование вправо, а затем влево может показаться слишком интенсивным, но есть и другая причина, по которой эти записи были сделаны именно так, а не по-новому:
В те времена типичная физическая консоль звукозаписи имела только три опции: 1) L (left pan) 2) C (center pan) и 3) R (Right pan) или сокращенно left center right. Так родилось панорамирование lcr. С тех пор технология визуализации усовершенствовалась, но многие слушатели продолжают наслаждаться переключением с одного канала на другой, характерным для старых композиций.
Что такое кастрюля?
Pan pot означает потенциометр панорамирования. Это регулятор панорамирования, который позволяет распределять монофонические или стереофонические звуки между левой и правой сторонами стереополя. Потенциометры панорамирования берут прямой сигнал и распределяют его на левый или правый канал с одинаковой громкостью. Если регулятор панорамирования установлен на 0, он считается центральным, поэтому звук распределяется поровну между левым и правым динамиками.
Чем ближе панорамирование звука к нулю, тем меньше он панорамирован. Так, индикатор положения скажет вам, что при 50 для левого уха панорамирование сильнее, чем для инструмента, установленного на 13, который будет панорамирован лишь слегка.
Где следует панорамировать различные инструменты в миксе?
Как и любая другая техника создания музыки, панорамирование звука является полностью субъективным. Вы вольны размещать моно и стерео инструменты в любой итерации по своему усмотрению. Тем не менее, может быть полезно иметь базовые представления о том, где находятся те или иные инструменты.
Используйте это как грубый набросок положения панорамирования правого и левого каналов, но не забывайте об опыте! Эта модель также предполагает, что ваши инструменты, панорамированные слева и справа, сбалансированы по обеим сторонам, что не обязательно существенно в зависимости от микса, поэтому воспринимайте это с долей соли.
Центральная панель
Жесткие левые и правые
Это, как правило, высокочастотные звуки, которые добавляют мерцание в микс, но не являются подавляющими в своем собственном пространстве. Обычно это такие высокочастотные звуки, как хай-хэт, верхний барабан или атмосферный пэд.
Где-то посередине стереоспектра
Эти звуки добавляют глубину вашему миксу, но панорамируются так, чтобы они не отвлекали внимание от ограниченного пространства в центре микса. Это может быть электрогитара или стереофоническое фортепиано, фоновый вокал, акустическая гитара. Как правило, это средние частоты, которые помогают поддержать общую идею стереодорожки.
Как использовать панорамирование в музыке
Без лишних слов, вот несколько способов, с помощью которых вы можете внедрить панорамирование инструментов в свои треки. Эта технология движущегося изображения, несомненно, улучшит ваши песни, поэтому обязательно попробуйте некоторые из этих стратегий в вашем следующем миксе!
Определите свой центр
Автоматизация для создания более динамичного микса
Не забывайте экспериментировать с автоматизацией панорамирования во всем миксе. Согласно общепринятой теории, припев песни должен «раскрыться» или стать шире. Возможно, вы автоматизируете входящий канал источника для жесткого панорамирования влево или вправо после припева. Что бы это ни было, не упускайте эту возможность автоматизации.
Обратите внимание на то, как эквалайзер и панорамирование взаимодействуют друг с другом
Иногда простое панорамирование одного звука в другое положение может устранить необходимость в эквалайзере проблемной частоты. Помните, что регуляторы эквалайзера и панорамирования взаимодействуют друг с другом, поэтому при работе над миксом вам нужно будет держать их в поле зрения.
Согласно закону панорамирования, звуки ведут себя по-разному в зависимости от того, где они расположены в стереополе. Законы панорамирования различны для каждой DAW, но суть заключается в том, что существует несколько способов регулировки положения звука и что тип перемещения может также влиять на амплитуду сигнала. Все взаимосвязано, включая панорамирование.
Играйте с различными балансами панорамирования
Обычно один инструмент, например, акустическую гитару, панорамируют слева наравне с правым. Хотя такой подход вполне оправдан, не забывайте пробовать различные комбинации! Вы никогда не знаете, что может сработать в конкретной песне, поэтому работайте с как можно большим количеством различных балансов.
Попробуйте ввести ограничения для панов
Иногда самые креативные решения могут быть приняты в условиях ограничений. Если вам трудно определить положение панорамирования, установите для своих панорамных горшков определенные значения, чтобы дорожки можно было панорамировать только на 3-5 значений, как это делается при панорамировании lcr. Это, несомненно, создаст уникальное звучание микса и поможет вам услышать звук по-новому.
Попробуйте визуализировать свои звуки
Прежде чем перемещать виртуальные ручки на экране или ручку панорамирования, постарайтесь представить, где вы хотите видеть каждый звук. Это простое упражнение может дать вам полную картину игры, чтобы вы не панорамировали вслепую. Также полезно попробовать визуализировать стереополе при прослушивании эталонных треков. Обратите внимание, где находятся бас, барабаны, акустическая гитара, вокал и т.д., и перенесите это понимание в свою собственную работу.
Дайте своим ушам отдохнуть и протестируйте свой микс
Как и при любом микшировании, полезно делать перерывы, чтобы предотвратить утомление ушей. Не забывайте давать миксу время на развитие и экспериментируйте с различными позициями панорамирования по мере необходимости. Также может быть полезно протестировать микс в моно, чтобы создать более чистую панораму. Если вы сомневаетесь, дайте своему миксу «подышать» и снова возьмитесь за него, когда у вас появится свежая звуковая перспектива.
Панорамирование позволяет продюсерам заполнить определенное пространство звуком, создавая лучшее впечатление от прослушивания и безграничные возможности производства для всех нас. Получайте удовольствие от использования этого важного эффекта в своих сессиях.
Правила панорамирования: ликбез 2.0
Бас (Bass):
Вообще панорамировать бас не требуется. Бас, будучи насыщенным энергией инструментом, равно как бас-бочка и малый барабан, должен находиться в центре стереопространства. Его смещение в сторону означает почти стопроцентное нарушение симметрии и лишение фонограммы слаженности звучания!
С другой стороны, при панорамировании двух столь мощных низкочастотных инструментов как бас и бочка в одну точку панорамы зачастую возникает частотный конфликт — пожалуй, один из самых распространенных частотных конфликтов. В процессе сведения многие частотные конфликты успешно решаются одним лишь панорамированием. Но никак не этот, по уже должно быть понятным вам причинам.
Частотный конфликт между басом и бочкой обычно решается либо с помощью эквализации, либо с помощью сайдчейн-компрессии.
Отмечу, что в электронной музыке бас может панорамироваться не в центр, а дабл-треком, то есть когда две одинаковые партии с немного различающимся звучанием располагаются по краям панорамы.
В электронной музыке это нередко бывает уместным ходом, но в живой звучит ужасно. Я проверял это неоднократно. При таком панорамировании полностью теряется единство бас-гитары и бочки, а также чрезмерно загружается низкими частотами практически всё стереопространство. Поэтому дабл-трекинг баса в живой музыке неуместен.
Пэды (Pad’s):
Что касается таких стереофонических клавишных инструментов как пэды (подклады), то они должны равномерно заполнять собой стереополе. Пэды играют роль связующего компонента в аранжировке, такую же, как майонез в салате, поэтому они должны равномерно заполнять микс, обволакивая собой почти все его компоненты.
Сам по себе пэд — инструмент обычно электронный и уже изначально стереофонический, поэтому смещать его куда-то, как правило, не требуется.
Основной вокал (Main/Lead vocal)
Следует запомнить раз и навсегда, что сольный вокал панорамируется по центру. Это, опять же, не закон, а правило, нарушив которое вы просто нарушите стереобаланс практически любой фонограммы, где вокал играет главную роль.
В песенной композиции вокал — центральный инструмент. Именно поэтому он занимает в ней главенствующее центральное положение.
Бэк-вокал (Back vox):
А вот вариантов панорамирования бэк-вокала уже несколько больше, так как он может быть представлен несколькими партиями.
Разберем случай, когда бэк-вокал представлен единственной партией на единственной дорожке:
Если бэк-вокал в этом случае параллелен основному, то есть не отличается от основного ритмически, а отличается только высотой звучания, то будет правильней расположить его вместе с основным вокалом в центре стереопространства. Да, безусловно, есть соблазн сдвинуть его немного в сторону, но в этом случае, во-первых, мы получим необоснованную асимметрию, а во-вторых, рискуем получить эффект отдельности звучания бэк-вокала от основного.
Можно также прописать партию бэк-вокала дважды, чтобы получить дабл-трек и распределить полученные партии симметрично в стороны от основного вокала. Но такой ход бывает не всегда уместным.
К тому же при панорамировании бэк-вокальных партий можно столкнуться с весьма интересными вещами:
Например, если полученные в результате дабл-трекинга бэк-вокальные партии звучат выше основного и вообще звучат в высоком регистре, то при их распределении в стороны всё равно можно не получить целостного звучания, а получить наоборот «эффект отдельности». Причем этот эффект будет тем сильней, чем дальше бэк-вокал будет панорамирован от центра. В то же время при приближении к центру бэк-вокальных партий мы можем заметить усиливающееся сгущение, и даже загрязнение звучания.
В итоге, столкнувшись с такой проблемой, может показаться, что лучше оставить одну партию и панорамировать её так, как было мною указано — просто в центр. Самое интересное, что такое решение часто и оказывается оптимальным.
При этом я заметил, что если полученные в результате дабл-трекинга бэк-вокальные партии звучат ниже основного вокала или вообще звучат в низком регистре, то при их распределении в стороны такого «эффекта отстраненности» можно и не получить, либо получить, но отодвинув партии процентов на 80-100 от центра.Я полагаю, это обосновано тем, что более низкий вокал содержит в себе больше энергии и занимает больше места в миксе, что препятствует возникновению, так скажем, «дыр», отделяющих «бэки» от основного вокала.
Но не стоит спешить с выводами и бежать записывать только низкий бэк-вокал, потому что чем выше звучит бэк-вокал, тем меньше места в миксе он занимает и, следовательно, тем лучше он в нём читается.
Отсюда следует, что в условиях насыщенной аранжировки вписать в уже достаточно плотный микс низкие «бэки» так, чтобы они и хорошо читались и не создавали конфликтов между другими инструментами микса, очень непросто. Именно поэтому низкие «бэки» уместны в лёгких аранжировках с небольшим количеством инструментов.
В завершении статьи хочется ещё раз отметить, что законов панорамирования не существует, равно как и не существует законов применительно к процессу сведения вообще. Но не забывайте, что есть правила, советы и рекомендации которые я давал вам в этой статье.
Безусловно, никто не может запретить вам нарушить любое из этих правил, если в этом возникнет необходимость. Если вы считаете, что в вашем случае будет уместно панорамировать бас-гитару влево, хай-хет по центру, а бас-бочку вправо — да, пожалуйста! Ведь вполне может оказаться, что такое, на первый взгляд бредовое и полностью противоречащее правилам панорамирование, даст очень интересный эффект.
Конечно, звукозапись в целом и сведение в частности — наполовину творческий процесс, в котором любые правила могут быть как угодно нарушены. Но всё же, стоит иметь в виду, что все те правила, которые были изложены в данной статье, придумал не я и не кто-либо другой. Их вообще никто не придумывал — они сформировались с течением времени, постепенно, в процессе развития сферы звукозаписи.
Желаю вам успехов в сведении и формировании отличных стереокартин! 🙂
Но на самом деле, панорамирование нам дает еще большие возможности. Оно может оживить запись, привнести в нее движение, и очистить звучание каждого инструмента, убирая его из зоны возможных конфликтов. Правильное панорамирование записи может сделать звук больше, шире и глубже.
Так как же панорамировать? Существуют ли какие-то правила? Несмотря на кажущуюся случайность решений по выстраиванию панорамы, (как и во многих других аспектах сведения/микширования), существует рациональный метод, которым можно пользоваться.
Все это мы и делаем с помощью панорамного потенциометра. Он дает возможность режиссеру (звукооператору) возможность вывести бэк-вокал (индейцев) из-за солиста-певца (ковбоя) таким образом, что мы можем слышать (видеть) всех значительно более отчетливо.
Панорамирование за пределы динамиков.
Некоторые звукооператоры любят использовать мнимые источники, панорамируют инструменты за пределы громкоговорителей. Это возможно сделать с помошью внешних процессоров (например, иксайтеров). За счет создаваемой фазовой разницы кажется, будто инструмент звучит не из динамика, а перед ним. Многим этот эффект не нравится, но в определенных случаях он очень полезен.
Панорамирование в танцевальной музыке.
Дэвид Сассмен: Если я свожу запись для таниевального клуба, то я не распределяю важные элементы слишком широко. Я считаю важными: бочку, рабочий барабан, хэты и тарелки. Если отправить какой-нибудь очень важный элемент слишком далеко влево или вправо, то половина танцзала его попросту не услышит. Так что важные элементы я держу или в середине, или на 10:30 и на 1:30. Соло вокал почти всегда в центре.
Панорамирование в моно.
Джо Чиккарелли: Когда у меня уже все сведено и каждый инструмент находится на своем месте, я начинаю по чуть-чуть изменять панораму. Например, если что-то у меня расположено точно на 3:00, то я его понемножечку сдвигаю. Я обнаружил, что таким путем можно сделать звучание чише. Этот способ строить панораму очень похож на решение инструментального конфликта с помошью эквализации. Если несколько изменить положение инструмента, он может
выйти из конфликтной зоны, и даже может «склеить» весь микс воедино.