Что такое панорамные снимки
Панорамная фотография
1. Выбираем место съемки
Для того, чтобы панорама получилась привлекательной, следует выбрать хорошее, красивое место для съемки. Множество удивительных мест есть вокруг каждого из нас. Нужно только присмотреться. Очень распространена панорамная съемка городского вида и пейзажа, но не стоит забывать об интерьерной панорамной съемке.
2. Настройки фотоаппарата
Многие камеры имеют панорамный режим съемки. Этот режим сильно упрощает съемку. Дело в том, что каждый следующий снимок должен перекрывать предыдущий не менее чем на 30%. Специальный режим отображает часть предыдущего снимка, что позволяет правильно выбирать кадрирование. Настройки выдержки, диафрагмы и баланса белого должны быть одинаковы для всех снимков. Если говорить проще, экспозиция всех фотографий должна оставаться неизменной.
3. Как снимать панорамы?
Делая кадры один за другим, каждый последующий должен перекрывать около 30% предыдущего кадра. Это нужно для того, чтобы между снимками не было зазоров и для того, чтобы программа сборки панорамы определила общие точки и на обеих снимках и сопоставила их. Очень важно при съемке панорамы сохранить перспективу. Это значит, что делать все кадры нужно находясь на одном месте. Для этого отлично подойдет штатив. Желательно не снимать с рук. Такая съемка в некоторых случаях может привести к смазыванию кадра. Фокусное расстояние также должно быть неизменным для всех снимков.
4. Сборка панорамы
Вернувшись домой можно приступить к сборке панорамы. Существует множество специализированных программ, которые отлично справляются со сборкой. Можно воспользоваться Canon PhotoStitch, AutoStitch, Panoweaver или прибегнуть к помощи более мощных продуктов, таких как Photoshop или AutoPanoGiga. Последнее является специализированным ПО для сборки панорам.
5. Практика фотографии
Разобравшись с принципами фотографирования и обзаведясь программными и материальными инструментами, можно идти заниматься практикой.
Панорамная съемка:
основы техники
Сегодня Владимир Алексеев, профессиональный пейзажный и тревел-фотограф, участник клуба «Российское фото», опытный путешественник, журналист, автор публикаций и книг, ведущий передачи о путешествиях «Мой путь», рассмотрит подробно тему панорамной фотографии, сделав акценты на основных терминах, технике съемки, настройках фотоаппарата и аксессуарах, необходимых для создания качественной панорамы.
Начнем с ответа на вопрос о том, зачем вообще нужна панорамная съемка. Казалось бы, сейчас фототехника способна делать снимки с таким разрешением, что достаточно просто отойти подальше — и сфотографировать интересующую нас область, обрезав лишнее. Но, к сожалению, это не всегда возможно из-за ограниченного пространства или по другим причинам. Например, вам необходимо сфотографировать интерьер какого-то помещения. Причем так, чтобы все, что видно глазу, умещалась на одном кадре, и чтобы каждая часть помещения была очень хорошо детализирована. Как решить такую задачу? Только с помощью ряда фотографий, совмещенных в единую панораму.
Не последним аргументом для создания панорамы является и уровень детализации и итоговое разрешение финальной картины, которых не добиться одним кадром. Если вы видите красивый снимок с очень близким объектом на переднем плане и отличной резкостью по всему кадру — знайте, это панорама, или так называемый брекетинг по фокусу (несколько кадров, снятых камерой на штативе с фокусом попеременно на передний и дальний план). Именно поэтому панорамная съемка пользуется такой широкой популярностью.
Конечно, существуют широкоугольные и даже сверхширокоугольные объективы, которые действительно могут охватить большую часть пространства. Но, к сожалению, на фотографиях, выполненных широкоугольниками, крайние объекты, как правило, искажаются, заваливаясь с боков кадра к центру. Кроме того, даже широкоугольника может не хватить для задумки, не говоря уже о том, что широкий угол искажает перспективу, делая объекты на дальнем плане маленькими и невыразительными. В связи с этим многие фотографы предпочитают охватывать широкую область путем нескольких перекрывающих друг друга снимков, совмещаемых потом специальными компьютерными программами в одно изображение. Хорошо себя зарекомендовали в склеивании фотографий в единую панораму следующие компьютерные программы: PTGui, Autopano Giga, Panorama Maker, Photoshop и Microsoft ICE. Лично я пользуюсь программой PTGui — она не только интуитивно проста в использовании, но и имеет очень широкий инструментарий по работе с самой панорамой, вариантами ее сшивки, и т. д. В том же Photoshop нет даже четверти тех возможностей, что есть в PTGui.
Безусловно, создание панорамной фотографии сопряжено с определенными техническими трудностями. Они возникают, например, если панорама состоит из снимков, сделанных под разным углом к горизонту, причем как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Еще более серьезная проблема — это эффект параллакса (изменение видимого положения объекта относительно удаленного фона — по отношению к точке съемки). Звучит сложно, но понять, что это такое, и почувствовать эффект параллакса можно прямо сейчас. Вытяните перед собой палец. А теперь повертите головой вправо и влево. Вы увидите, как положение пальца относительно того, что находится за ним, меняется с каждым поворотом головы. То же самое происходит и в момент панорамной съемки, причем чем ближе к камере в вашей композиции будут находиться какие-либо объекты, тем более выражен будет этот эффект. Также это справедливо и в отношении специфики используемых объективов — чем шире угол, тем параллакс будет сильнее. В случаях, когда вы снимаете панорамы исключительно длиннофокусными объективами, такой проблемы, скорее всего, не возникнет, но в остальных случаях, когда вы планируете снимать внутри помещений, или же широкоугольными объективами, или с присутствием на панорамах переднего плана — этой проблемы не избежать, и сшить группу фотографий в одну качественную панораму практически нереально.
Для того чтобы предметы, разноудаленные от передней линзы объектива, при его вращении визуально не смещались относительно друг друга, используют штатив с панорамной головкой — специальным устройством, с помощью которого фотограф может поворачивать камеру без смещения относительно так называемой нодальной точки (по-английски она звучит как «no parallax point», то есть «точка без параллакса»). Если проще и другими словами, то панорамная головка — это то самое устройство, которое позволяет свести к нулю эффект параллакса. Только использование панорамной головки позволяет получить настолько качественную панораму, будто вы ее запечатлели одним кадром. Поговорим теперь подробнее об этой самой «точке без параллакса».
Нодальная точка
У каждого объектива (а точнее, у каждого конкретного фотоаппарата + объектива) есть так называемая нодальная точка. Это оптический центр объектива, точка, в которой угловое увеличение равно 1, то есть —под каким углом луч света приходит в эту точку, под таким и выходит. Этим и обеспечивается минимум искажений изображения при повороте камеры вокруг этой точки. Где конкретно располагается эта точка — вопрос непростой, и определяется он оптической схемой конкретного объектива. Чаще всего эта точка находится внутри объектива, но говорят, что бывает и так, что она «висит в воздухе» позади или впереди него (сам я с таким еще не сталкивался). Более того, если вы хотите снимать на зум-объектив, то для каждого фокусного расстояния нодальная точка может располагаться в разном месте.
Зачем нужно определять нодальную точку для съемки панорамы? Дело в том, что, если поворачивать фотокамеру именно относительно этой точки, то расположение объектов в кадре не будет изменяться, благодаря чему мы сможем склеить панораму без каких-либо проблем.
В ином же случае, если просто поворачивать фотоаппарат относительно точки крепления камеры к штативу, возникнет эффект параллакса. В интернете можно найти информацию по нодальным точкам для разных объективов, но лучше уточнить их местонахождение самостоятельно, опытным путем, с вашей камерой. Сделать это будет достаточно один раз — для самых часто используемых вами объективов и фокусных расстояний.
А панорамная головка как раз позволяет совместить ось поворота фотоаппарата и нодальную точку, благодаря чему мы и избавляемся от эффекта параллакса. Очевидно, что панорамная головка просто необходима, если вы всерьез решили заняться панорамами.
Как же понять, где на вашем объективе находится нодальная точка? Очень просто. Во-первых, как я уже и сказал, можно поискать информацию об этом в интернете. Но лучше найти нодальную точку экспериментальным путем.
4. Теперь нам необходимо взять два тонких предмета и расположить первый из них вертикально примерно в полуметре от объектива камеры, а второй через несколько метров после первого. Оба предмета (допустим, линейки) должны быть на одной линии с центром объектива. Т.е. так, чтобы мы через видоискатель не видели дальнюю линейку за ближайшей к объективу:
5. Поворачиваем камеру максимально вправо и влево, отмечая для себя, остались ли для нас, как наблюдателей, смотрящих через видоискатель, две установленные перед этим линейки друг за другом или нет? Т.е. дальняя линейка вам, грубо говоря, также не видна из-за ближней, как в случае с направленной строго вперед камерой, или нет? Если положение линеек в видоискателе изменяется при поворотах, значит, ось поворота камеры и нодальная точка не совпадают:
Что нужно делать в этом случае? Оставив камеру в последнем положении, смещаем ее вдоль объектива таким образом, чтобы дальняя линейка снова спряталась за ближней. Поворачиваем камеру прямо и в другую сторону. Отмечаем через видоискатель, спряталась ли дальняя линейка за ближней? Если да, и если при повороте во все стороны вы не видите дальнюю линейку за ближней, то поздравляю — вы нашли нодальную точку. Если нет, то снова смещаем камеру на панорамной головке вдоль объектива до тех пор, пока не добьемся того, чтобы при повороте камеры как влево, так и вправо дальняя линейка находилась четко за ближней, т. е. чтобы мы ее не видели:
Расположение нодальной точки необходимо определить с точностью +/- 0,5 мм. Это, конечно, требует некоторых усилий, но зато потом при любых условиях съемки вы будете получать высококачественное изображение, и при склеивании не возникнет никаких проблем.
Техника съемки панорамы
Несколько советов для съемки панорамы:
Все, теперь осталось последовательно сделать столько снимков по горизонтали и вертикали, чтобы мы смогли захватить всю интересующую нас область. Снимать лучше всего в формате RAW, чтобы у нас потом был максимум возможностей по обработке фотографий, которой не избежать при их склеивании в панораму. Еще я бы вам посоветовал не покидать место съемки до тех пор, пока вы не убедитесь, что снятые кадры вас устраивают. Если вы не уверены в качестве своих фотографий, то лучше повторите съемку панорамы еще раз. И не бойтесь экспериментировать — иногда бывает так, что всего шаг влево/вправо делает картинку намного выразительнее.
Панорамные головки
Панорамные головки можно разделить на два основных подвида: однорядные (Single-row) и сферические (VR, Multi-row). Предназначение первых следует из названия, т. е. с помощью Single-row-головок можно фотографировать только один ряд панорамы в горизонтальной плоскости. Их конструкция не позволяет менять угол наклона камеры по вертикальной оси. А вот сферические панорамные головки — это уже универсальные устройства, с помощью которых фотокамера может вращаться вокруг своей вертикальной и горизонтальной оси на все 360 градусов. Единственный минус сферических головок — они заметно дороже своих однорядных собратьев, зато не ограничивают возможности фотографа.
В рамках этой статьи мы не будем рассматривать достоинства и недостатки различных панорамных головок. Лично я, изучив для себя характеристики и показатели различных моделей («Сфера-2», Novoflex Panorama VR-System 6/8 и другие), остановил свой выбор на панорамной головке Manfrotto 303SPH.
Главным элементом этой панорамной головки, как считает сам итальянский производитель, является ротатор, который позволяет поворачивать камеру по горизонтали не только на произвольное количество градусов, но и через каждые 5°, 10°, 15°, 20°, 24°, 30°, 36°, 45°, 60° или 90°. Наклон камеры в вертикальной плоскости не имеет фиксированного шага. Manfrotto 303SPH выдерживает фотооборудование весом до 4 кг. Цена головки достаточно высокая и составляет порядка 55 000 рублей, но стоит ее взять в руки, как сразу понимаешь, что она того стоит.
У Manfrotto, кстати, благодаря двум наборам плейт (скользящих платформ) можно уменьшать не только вес, но и размер конструкции. А еще эта головка удобно складывается для транспортировки.
Также мне очень нравится, что на плейтах Manfrotto 303SPH помимо фиксаторов предусмотрены кнопки блокировки. Таким образом, скользящие платформы имеют двойную страховку от падения камеры из-за необдуманных или неаккуратных манипуляций с конструкцией головки.
Единственным минусом, а вернее, особенностью я бы назвал вес. Эта панорамная головка сделана из стали и алюминия, поэтому весит 2,43 кг. Тяжесть конструкции целиком и полностью себя оправдывает, когда вам неспешно нужно приехать в какое-то конкретное место и отснять необходимые кадры. В таких случаях это идеальный выбор — панорамная головка Manfrotto очень надежна, монументальна, добротна и качественна. А еще и удобна. Но если вы собираетесь в поход или у вас запланированы длительные треки — таскать с собой такой вес не всегда удобно. Хотя я шагал с ней и 8 км в гору — как говорится, красота требует жертв.
Самодельные панорамные головки
Безусловно, есть выход даже в том случае, если у вас нет денег на специальные приспособления для качественной панорамной съемки. В интернете можно найти чертежи, по которым фотографы собирают для себя панорамные головки самостоятельно. Такая затея, конечно, может потребовать вложения определенного количества времени и сил, но обойдется вам дешевле, чем промышленный экземпляр. Если же вы не умеете или не хотите конструировать самодельную панорамную головку, то вас могут выручить бесплатные доски объявлений и аукционы. Возможно, через интернет вам удастся купить за приемлемую цену даже промышленный экземпляр панорамной головки. Все-таки выверенный оригинал значительно надежнее и станет вашим верным спутником в увлекательном процессе съемки панорам.
Успехов вам в освоении панорамной фотографии, друзья! И не забывайте, пожалуйста, что главным является не то, ЧТО вы фотографируете, а в каком внутреннем СОСТОЯНИИ вы это делаете, с каким чувством.
Как создать сферическую панораму
Думаю, многие не раз разглядывали панорамные фотографии улиц в Google Maps или на Яндекс.Картах. Интересная технология, которая позволяет в некотором смысле виртуально поприсутствовать в нужном вам месте.
Кроме панорам улиц на картах Google можно размещать панорамы практически любых мест, хоть собственной квартиры (мне встречались и такие). Они отображаются в виде отдельных кружков на карте.
Делать это может абсолютно любой человек. Лично у меня накопилось уже около 1.3 миллиона просмотров моих панорам.
Способы создания панорамм
Итак, если вы хотите создать сферическую панораму, у вас есть 2 пути:
1) покупка специализированной панорамной камеры, типа Ricoh Theta V, обзор которой я делал пару лет назад
2) создание сферической панорамы путем «сшивания» отдельных снимков в специальных программах (типа PTGui).
Минусы также очевидны. Во-первых, со съемкой придется возиться гораздо дольше. При этом использование штатива является практически обязательным (в отличие от панорамных камер). Во-вторых, на «сшивание» панорамы также придется потратить какое-то время.
Теоретические основы
Итак, если при съемке панорамной камерой основное внимание нужно уделять настройкам и режимам съемки (достаточно подробно описанным в обзоре), то при съемке серии кадров обычным фотоаппаратом необходимо будет учесть некоторые технические аспекты.
Выбор объектива
У объективов есть такой параметр, как фокусное расстояние. Чем меньше фокусное расстояние, тем больше угол обзора у объектива и тем меньше кадров необходимо для съемки панорамы.
Таким образом, для создания панорам предпочтительными являются именно короткофокусные (широкоугольные) объективы.
Отдельно стоит упомянуть о такой разновидности широкоугольного объектива, как «рыбий глаз» (aka «fisheye»). За счет значительных искажений изображения такие объективы могут иметь угол обзора 180° или даже больше, что делает их очень удобным инструментом для съемки панорам.
Выбор штатива
Как я уже писал выше, без штатива сделать панораму практически невозможно. Но не каждый штатив подойдет для этой цели. У обычного штатива поворот фотоаппарата происходит вокруг оси, проходящей через центр крепежного отверстия, расположенного на корпусе. В этом случае неизбежно изменение взаимного расположения близкорасположенных объектов и их пропорций при повороте объектива (так называемый параллакс). Пример такого искажения приведен на следующей анимации.
Для того, чтобы избежать этого, необходимо поворачивать фотоаппарат вокруг оси, проходящей через центр объектива. Иногда это место называют нодальной точкой, но это не совсем корректно.
Казалось бы, небольшое искажение некоторых предметов можно будет легко исправить ручной расстановкой ключевых точек или сокрытием несовпадающих частей кадра. В реальности искажения касаются всех частей кадра и программам для «сшивки» панорам бывает очень сложно определить правильное положение снимков относительно друг друга. В результате отдельные кадры поворачиваются под непредсказуемыми углами, возникают разрывы на прямых линиях, которые бросаются в глаза и т.д.
Даже если удается путем долгих манипуляций собрать нормальную панораму, искажения в ближнем поле остаются заметными, да и времени на это уходит неоправданно много, что может отбить желание заниматься этим в дальнейшем.
Для съемки панорам необходимы специальные панорамные головки для штативов, которые позволяют изменять положение фотоаппарата относительно осей вращения, добиваясь минимальных искажений. Также они позволяют повернуть фотоаппарат на 90° для увеличения угла съемки по вертикали.
К сожалению, такие головки довольно громоздки и не слишком удобны.
Оборудование для съемки панорам
Картинка с объектива практически полностью помещается на матрице формата APS-C, только сверху обрезается десяток пикселей, но с учетом большого угла обзора это не критично.
Далее переходим к установке на штатив. Сдвинуть ось вращения вперед нам поможет удлиненная быстроразъемная пластина, заказанная на том же китайском сайте за 600 с чем-то рублей.
С её помощью мне удалось максимально сдвинуть фотоаппарат назад. Правда, объектив оказался слишком «толстым», так что для более-менее свободного вращения фокусировочного кольца пришлось подложить под корпус несколько листов бумаги.
Впрочем, изменение фокусировки при съемке панорам происходит не часто. Достаточно навести объектив на более-менее удаленную точку и на этом все.
Съемка панорамы
Сама съёмка не представляет больших сложностей. Использование фишай-объектива позволяет обойтись поворотом объектива только вокруг вертикальной оси. Теоретически, имея угол обзора объектива в 190° можно «сшить» панораму всего из двух кадров. Однако, учитывая сильное сжатие картинки и общую для большинства объективов потерю резкости по краям кадра, на практике это сделать почти невозможно.
После обработки RAW-файлов можно приступать к «сшивке» отдельных снимков в панораму.
«Сшивка» панорамы
Для создания панорамы можно использовать разные программы, в том числе и бесплатные. К примеру, существует бесплатная программа Hugin. К сожалению, быстро разобраться с ней не получилось.
Из платных можно посмотреть PTGui, на сайте доступна пробная версия, так что можно будет потренироваться в создании панорам (правда, она безбожно засоряет итоговые изображения своим логотипом). Создание панорамы я проиллюстрирую именно на примере этой программы.
Сначала загружаем все 4 снимка в программу и указываем параметры объектива.
Последовательность снимков имеет значение. Отредактировать её можно на вкладке «Source Images».
После загрузки снимков и выбора типа линзы «Circular Fisheye» станет доступна вкладка «Crop», где можно задать площадь обрезки изображения. Это тоже имеет значение для беспроблемной «сшивки».
Если вы хотите убрать какие-то объекты на отдельных кадрах, можно воспользоваться вкладкой «Mask». К примеру, если на одном из кадров появился человек, можно его удалить (разумеется, если та же область пространства присутствует на смежном снимке).
Далее нажимаем кнопку «Align Images» на вкладке «Project Assistant» и переходим в окно предпросмотра. Если все было снято аккуратно, то автоматика отрабатывает отлично.
Далее жмем «Create panorama» на той же вкладке и задаем параметры финанльного изображения.
В итоге получаем неплохую панораму, которую можно разместить на картах Google. При необходимости видимые части штатива можно достаточно легко заретушировать.
Насколько полученная панорама лучше снятой при помощи панорамной камеры и стоит ли игра свеч? Давайте сравним.
Как видно, специализированный инструмент от компании Ricoh серьезно проигрывает в качестве.
Теперь сравнение ночных панорам.
В общем, если выбирать между удобством и качеством, то качество как-то предпочтительнее (имхо, разумеется). Да и стоит набор из мануального объектива и штатива заметно дешевле.