Что такое пантомима в театре

Пантомима

Что такое пантомима в театре. Смотреть фото Что такое пантомима в театре. Смотреть картинку Что такое пантомима в театре. Картинка про Что такое пантомима в театре. Фото Что такое пантомима в театре

Что такое пантомима в театре. Смотреть фото Что такое пантомима в театре. Смотреть картинку Что такое пантомима в театре. Картинка про Что такое пантомима в театре. Фото Что такое пантомима в театре

Что такое пантомима в театре. Смотреть фото Что такое пантомима в театре. Смотреть картинку Что такое пантомима в театре. Картинка про Что такое пантомима в театре. Фото Что такое пантомима в театре

Что такое пантомима в театре. Смотреть фото Что такое пантомима в театре. Смотреть картинку Что такое пантомима в театре. Картинка про Что такое пантомима в театре. Фото Что такое пантомима в театре

Что такое пантомима в театре. Смотреть фото Что такое пантомима в театре. Смотреть картинку Что такое пантомима в театре. Картинка про Что такое пантомима в театре. Фото Что такое пантомима в театре

Пантоми́ма (от др.-греч. παντόμῑμος (pantomimos)) — вид сценического искусства,в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов.

Термином «пантомима» также пользуются специалисты в области «языка тела» (полицейские, следователи, профессиональные карточные игроки, воры «на доверии», специалисты в области переговоров, дипломаты, и, естественно, представители юриспруденции, такие, как судьи, прокуроры, и адвокаты), способные оценивать мотивации и внутреннее состояние, равно, как и правдоподобность информации, исходящей от собеседников вне зависимости от произносимого ими текста, и опирающиеся в своих оценках исключительно на био-механические проявления тела оппонента (позиционирование рук, осанка, спонтанные движения губ, изменения температуры тела, проявляющееся в появлении «румянца» или же внезапном исчезновении оного, расширении или уменьшении зрачков, и проч.) См. художественный фильм «True Romance». Драматический монолог Кристофера Уокена (Christopher Walken) адресованный Деннису Хопперу (Dennis Hopper): «Сицилийцы — лучшие в Мире вруны. Чемпионы мира по вранью в „тяжёлом весе“. Мой отец был лучшим из них. Так вот, согласно ему, у мужчины существует 17 пантомим, показывающих, что он — врёт. У женщин — 20…» («Sicilians are the best liars. The best… The World Heavy Weight champion-liars. My father was the best of them. According to him, there are 17 pantomomes showing that the man is a liar. Women has 20…» Как вид театрального искусства пантомима существует с древнейших времён. Наиболее известными фигурами в Европейской классической пантомиме были Батист Дебюро (XIX век), Марсель Марсо, Этьен Декру, Жан-Луи Барро, (все — Франция), Адам Дариус (Финляндия), Борис Амарантов, Леонид Енгибаров, Анатолий Елизаров (Россия).

В начале и середине XX века произошёл очевидный и по сей день, досаднейший раскол в развитии и восприятии искусства пантомимы в Старом Свете и Северной Америке (особенно — в США, где, как ни печально, само слово «мим» («mime») по сей день является если не «ругательным», то, по крайней мере, носит саркастический характер). В то же самое время в Европе, в России (и впоследствии, как ни парадоксально — в СССР) пантомима была трансформирована в более синтетическое искусство и серьёзно использована в театре и в системе театрального образования такими титанами, как А. Арто, Б. Брехт, В. Мейерхольд, А. Таиров, М. Чехов, Ю. Любимов, Е.Гротовски, Е.Барба и многими другими)

В 1950-х годах, в Ленинграде, в ДК Промкооперации (позднее переименованном в ДК Ленсовета) Рудольф Славский создал первую в СССР студию пантомимы, из которой вышли В. Полунин (театр «Лицедеи»), В. Агешин, Н. Самарина, А. Елизаров и другие. Так же эта студия сильно повлияла на творчество Роберта Городецкого (театр «Лицедеи»). На основе опыта работы в студии Славский опубликовал книгу «Искусство пантомимы» (1962, переведена на несколько языков).

В 1960-х в Польше, Чехословакии и Прибалтийских Республиках СССР появился феномен театра пантомимы, наиболее значимыми деятелями которого были Генрик Томашевский (Вроцлав, Польша), Ладислав Фиалка (Прага, ЧССР), и, наиболее значимый — Модрис Тенисон (Каунасский Театр Пантомимы, Литовская ССР). М. Тенисон, художник-график, дал искусству пантомимы — новую энергетику, в результате привнесения которой, само действо в его постановке уже почти ничто не связывало с традиционной пантомимой. Единственным, и непреложным качеством, «удерживающим» его искусство в максимальном приближении к «пантомиме» был факт, что слово или звук (не путать с музыкальным сопровождением!) — по-прежнему оставались табу. Но, в отличие от классической пантомимы, краеугольным камнем которой является дивертисмент, состоящий из до блеска отточенных миниатюр (преимущественно комического свойства), в театрах, указанных выше (и в особенности — в театре М. Тенисона) зритель сталкивался с цельным, продолжительном действом, базированным на цельном сюжете, преимущественно аллегорического свойства.

Из театра М. Тенисона вышло 2 наиболее значимых философа новой пантомимы: Валерий Мартынов и Гедрюс Мацкявичюс. Первый (В. Мартынов, Группа Пантомимы при Музее Электронной Музыки, Москва, 1972—1974) декларировал импровизацию, основанную на медитативном состоянии артиста, как единственный путь к выразительности. Второй (Г. Мацкявичюс, Театр Пластической Драмы, Москва, 1972—1985) был более «консервативен» и использовал импровизацию, как часть своего творческого метода: провоцируя актера на импровизацию в рамках заданной поэтической (метафорической) темы, он добивался органичного результата, и впоследствии включал этот результат в зафиксированную канву создаваемого спектакля. Исключительно важно отметить, что молчание актера на сцене в вышеозначенных театрах было не насильственно-привнесённым условием, а неотъемлемым и органическим элементом выразительности. (См. К. Станиславский «Работа Актёра над Собой», «зона молчания»)

Отдельно стоит отметить феномен театра клоунады п/р Вячеслава Полунина «Лицедеи». Будучи классическим мимом «по образованию», В. Полунин привнес в пантомиму — элемент клоунады. Это же, несколько раньше, в меньшем масштабе и в противоположной пропорции, делал Леонид Енгибаров, привнёсший элемент пантомимы в сольную цирковую клоунаду. Как ни парадоксально, в Канаде, (провинция Квебек), основанный в 1984 году Cirque du Soleil, (Ги Карон (Guy Caron), Франко Драгоне (Franco Dragone) интуитивно возродил многие элементы постановочной методики Европейских театров пантомимы 60-х годов. Суть этого возрождения базировалась на синтезе циркового искусства, пластической импровизации, включающей элементы акробатики, гимнастики и хореографии, и цельной ассоциативной канвы, объединяющей весь спектакль.

В США в 70-е годы были осуществлены некоторые попытки возрождения пантомимы на новом уровне и для нового зрителя, но, как ни печально, даже наиболее значимые из них (San Francisco Mime Troup и Bread and Puppet) — канули в небытие. Это — вполне объяснимо: обилие и разнообразие хореографических театров в США заняло «нишу зрительского интереса» к пластическому искусству, которая была практически свободна 30-35 лет назад в странах Восточной Европы и бывшего СССР, где единственной «дозволенной» формой физического представления был Классический Балет.

Источник

ПАНТОМИМА

Полезное

Смотреть что такое «ПАНТОМИМА» в других словарях:

ПАНТОМИМА — (греч., от pan и mimos подражатель). 1) передача мысли телодвижениями без помощи речи. 2) пьеса, в которой актеры передают желания и чувства телодвижениями. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАНТОМИМА … Словарь иностранных слов русского языка

пантомима — ы, ж. и устар. ПАНТОМИМ а, м. pantomime m. <лат. pantomimus, гр. 1. Театральное представление, в котором действующие лица изъясняются мимикой, жестикуляцией и пластическими движениями. БАС 1. Pantomime. Пантомим. Ария, по которой два или… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

пантомима — См … Словарь синонимов

ПАНТОМИМА — (от греч. pantomimos букв. все воспроизводящий подражанием), вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа пластика, жест, мимика … Большой Энциклопедический словарь

ПАНТОМИМА — ПАНТОМИМА, пантомимы, жен. (от греч. pantomimos все представляющий, изображающий без слов) (театр.). Театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой, жестикуляций и пластическими движениями. || Сценарий для … Толковый словарь Ушакова

пантомима — ПАНТОМИМА, ы, жен. Представление средствами мимики и жестов, без слов, игра мимов. | прил. пантомимный, ая, ое и пантомимический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ПАНТОМИМА — жен., греч. выразительное телодвиженье, немое объясненье, передача чувств или мыслей лицом и всем телом. | Род балета, драматическое зрелище без речей, немая игра; пантомимическое, мимное зрелище. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Пантомима — театральн. представление, в котором мысль, чувство истрасть, вместо голоса, выражаются движениями тела и жестами. Мимикаиграла большую роль в греч. драмах, но, как исключительно мимическоепредставление, П. впервые появились в Риме при Августе, в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Пантомима — (греч. pantomimоs, букв. – все воспроизводящий подражанием) – вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа – пластика, жест, мимика исполнителя. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И … Энциклопедия культурологии

Источник

ПАНТОМИМА

ПАНТОМИМА (Рantomimos в переводе с древнегреческого: тот, кто изображает все), искусство создания образа с помощью мимики и пластики, театральное представление без слов.

Что такое пантомима в театре. Смотреть фото Что такое пантомима в театре. Смотреть картинку Что такое пантомима в театре. Картинка про Что такое пантомима в театре. Фото Что такое пантомима в театре

Истоки пантомимы восходят к языческим религиозным ритуалам, к искусству древнегреческих мимов. Как вид театра появилась в Римской империи в эпоху Августа (27–14 до н.э.) В средневековье пантомима была запрещена церковью, но продолжала жить в искусстве странствующих мимов, гистрионов, жонглеров, скоморохов и менестрелей. Расцвела в 16–18 вв. в импровизационной комедии дель арте, театре бродячих итальянских актеров, которые включали в представление бессловесную интермедию. Первой пантомимой стала бытовая (любовная) мелодрама, арлекинада. В 18–19 вв. арлекинада превратилась в излюбленный жанр французского балаганного театра.

В театре нового времени пантомима впервые появилась в виде театрализованного балета (пантомима Д.Уивера в театре «Друри-Лейн» в Лондоне, 1702). В течение 18 в. существовала в театрах в качестве интермедий в антрактах трагедий и комедий, став предтечей водевиля. В 1750 пантомима стала составной частью драматического балета Ж.Ж.Новера.

Этапным в развитии пантомимы стало творчество Ж.Г.Б.Дебюро в парижском театре «Фонамбюль» (1819), когда он вывел на подмостки Пьеро, и Пьеро стал классическим персонажем пантомимы, а Дебюро положил начало лирической поэтической пантомиме.

В конце 19 в. пантомима развивается в европейских мюзик-холлах и театрах миниатюр как отдельные эстрадные номера. В 20 в. зародилась марсельская школа пантомимы во главе с Л.Руффом. В Англии в труппе Ф.Карно впервые выступил Ч.Чаплин. В Германии пантомимой занимался М.Рейнхардт.

Взлет пантомимы во второй половине 1950-х связан с появлением беспредметной пантомимы на основе наследия Дебюро. В 1933 Ж-Л.Барро стал использовать пластику как самодостаточный язык. М.Марсо (1923–2007) изобрел маску клоуна Бипа. Современный мим в совершенстве владеет телом и знает язык балета, он акробат, жонглер, драматический артист. Он философ: его искусство мимики и жеста обладает широтой обобщения, богатством ассоциаций и оттенков настроения (Лошадь Барро, В мастерской масок Марсо).

Виды пантомимы: танцевальная (произошла из культуры первобытного общества, сохранилась в плясках многих народов);

классическая – из зрелищ древней Греции и Рима, соединяет действие, музыку, стихи;

акробатическая (пришла из восточного театра, сочетается с прыжками, жонглированием);

эксцентрическая (строится на комической ситуации с использованием гротескового реквизита).

Два последних вида пантомимы активно используются в цирке, существуют также такие виды цирковых пантомим как батальная, зоопантомима, приключенческая и водяная феерия со сценическими эффектами и массовыми сценами. Пантомимы со спецэффектами и массовыми сценами – высшее достижение манежного искусства, всегда становятся событием в цирке (Октябрь на арене (1927), Москва горит (1930), Выстрел в пещере (1954), Конный ансамбль донских казаков (1947), Медвежий цирк В.Филатова (1957), Бумбараш (1977)).

Жанры пантомимы: Пантомиме подвластно все: трагедия, драма, новелла, памфлет, сказка, миф, поэма, эстрадная миниатюра. Это может быть пантомима одного актера или коллектива мимов. Лаконичному, метафоричному искусству пластики доступна та же глубина философского обобщения, то же богатство красок и полутонов, которым обладает искусство драматическое.

В России истоками пантомимы стали святки, масленница, различные обряды (сватовство), а также, как и в Европе, балаганные ярмарочные театры и клоунада.

С 1910-х в творчестве режиссеров модерна возникла драматическая пантомима (К.Маржданов Слезы, Н.Евреинов Кривое зеркало, В.Мейерхольд Шарф Коломбины, А.Таиров Покрывало Пьеретты, Ящик с игрушками). Традиции пантомимы театра дель арте эстетически переосмысливались и стилизовались с позиций режиссерского театра, сопровождались музыкой, чтением стихов, хореографией. В 1930–1940-х развитие пантомимы в России замедлилось, культивировался приоритет слова, как искусства, более понятного массам. Даже в цирках мимов заменили говорящие клоуны. Зато значительное место в те же годы пантомима стала занимать в балете. Возникли драмбалеты, хореодрамы Л.Лавровского, Р.Захарова, в которых чистая танцевальность была вытеснена пантомимой.

Традиции пантомимы сохранились в творчестве актера Камерного театра А.Румнева, актеров П.Алексеева, А.Райкина, К.Райкина, мимов С.Каштеляна, Н.Павловского, Р.Славского.

Подъем пантомимы во второй половине 1950-х связан со знакомством русской публики с искусством беспредметной пантомимы Декру, Барро, Марсо, а также с творчеством Дебюро, о котором советские зрители узнали из фильма М.Карне Дети райка (1944). Появились такие произведения русского пантомимического жанра, как Жемчужина А.Румнева, Звездный дождь Л.Енгибарова, Бумажный солдатик и Причуды мима А.Жеромского.

И на Западе, и в России существуют два типа пантомимы – с участием одного актера (Л.Енгибаров, А.Елизаров, А.Жеромский, бывшие «лицедеи»: Р.Городецкий, Петербург, Н.Терентьев, Чикаго, С.Шашелев/Чора, Л.Лейкин и В.Кефт, США) и пантомима театральная с коллективом актеров, декорациями, сценарием (Экспериментальный театр-студия под руководством А.Румнева, Московский театр мимики и жеста Всероссийского общества глухонемых под руководством П.А.Савельева, Московский театр пластической драмы ОКТАЭДР под руководством Г.Мацкявичуса., клоун-мим театр «Лицедеи», Театр В.Полунина, театр бывшего «лицедея» А.Адасинского «Дерево», Дрезден).

Пантомима существует и в виде отдельных номеров на эстраде (В.Арьков, Э.Коновалов, И.Рутберг, А.Чернова и Ю.Медведев, пластический дуэт, создавший в Театре на Таганке спектакль по песням Б.Окуджавы Работа есть работа, С.Власова и О.Школьников, Б.Амарантов, Н.и О.Кирюшкины).

Источник

Пантомима для детей и взрослых

Что такое пантомима в театре. Смотреть фото Что такое пантомима в театре. Смотреть картинку Что такое пантомима в театре. Картинка про Что такое пантомима в театре. Фото Что такое пантомима в театре

Пантомима – это известный с древнейших времен и неизменно популярный вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются мимика и пластика артиста. Элементы пантомимы часто встречаются в народных танцах, распространены в современной актерской игре и широко применяются при обучении молодых артистов искусству игры на сцене.

«Пантомима – это поэзия тишины». Иозеф Михаэль Кройтцер.

Задачи, стоящие перед актером-мимом, по своей сути, неотличимы от задач актера драматического. Это:

Главная разница в том, что мим не пользуется речью, отсутствие которой компенсируется разнообразием невербальных выразительных средств – пластикой, мимикой, жестикуляцией.

Несмотря на гротескный и утрированный характер жестикулятивных, мимических и пластических приемов, использующихся в пантомиме, все они родом из жизни, из свойственных человеку эмоциональных реакций и их физических выражений. Вот почему уроки пантомимы преподаются не только на факультете театрального искусства, но и в сферах, не связанных со сценической практикой: от уроков соблазнения девушек до методов ведения следствия и дипломатических переговоров.

В театральной студии «Бенефис» искусству пантомимы уделяют большое внимание. Его преподают и взрослым, и детям. Наши преподаватели знают, что пантомима – это прекрасный способ освоить технику сценического движения и пластики. Наши ученики изучают возможности своего тела и учатся доносить с помощью жестов свои мысли и эмоции. Искусство пантомимы снимает психологическую зажатость, развивают реакцию и равновесие, повышает подвижность суставов. Такая физическая нагрузка очень полезна как детям, так и взрослым.

Выберете для себя наиболее подходящий курс. Мы проводим занятия для взрослых и детей в центре Москвы.

Пантомима для детей

Что такое пантомима в театре. Смотреть фото Что такое пантомима в театре. Смотреть картинку Что такое пантомима в театре. Картинка про Что такое пантомима в театре. Фото Что такое пантомима в театре

Любой современный детский театр пантомимы в Москве или театральный кружок начинает обучение маленьких артистов именно с пантомимики. Чаще всего малыши учатся изображать животных и играют в шарады, когда один ребенок показывает некую сценку, а остальные пытаются угадать слово. Польза таких упражнений для детского развития огромна, к ней можно отнести:

Игра пантомима для детей подходит для любого возраста и рекомендуются к домашним занятиям. Это веселый, увлекательный и захватывающий способ провести время с пользой, который может заменить вашим детям бессмысленное просиживание за компьютером или экраном телевизора. Играть в шуточные пантомимические игры можно вдвоем или в большой детской компании, на днях рождения, елках, школьных утренниках или просто каждый день в свободное время.

Детские задания

Что такое пантомима в театре. Смотреть фото Что такое пантомима в театре. Смотреть картинку Что такое пантомима в театре. Картинка про Что такое пантомима в театре. Фото Что такое пантомима в театре

Смешные задания для пантомимы могут быть разной сложности, в зависимости от возраста малыша. Для самых маленьких детей (до 4-х лет) подойдет вариант простого повторения за взрослыми. Дети очень любят подражать мамам и папам, показывая, как они делают уборку, готовят ужин, собираются на работу и прочее. Именно этим и следует заниматься с детьми, постепенно усложняя задания. Можно предлагать детям изображать разных домашних и диких животных, неживые предметы (например, транспорт), представителей профессий (например, полицейского, пожарника, доктора) и т. п.

Подбирайте игры и конкурсы по интересам ребенка! Самое главное – вызвать у него интерес и вкус к творчеству.

Дети 4–6 лет вполне могут включать воображение и придумывать идеи для пантомимы самостоятельно, от вас требуется только предлагать им несложные темы. Ребенок учится вспоминать, что он обычно делает в разных ситуациях, и воспроизводить небольшие сценки из собственной жизни.

Пантомима для детей начальных классов может включать задания на выражение чувств и переживаний. Переживания должны быть простыми и знакомыми школьнику, например, страх, радость, огорчение, удивление и т. д.

С подростками лучше всего заниматься в коллективе, т. к. первое, что вызывает интерес у подростка, – общение со сверстниками. Прекрасно подойдут сказки пантомимы по ролям для компании, шарады и подобные им игры. Загадывать лучше сложные слова для пантомимы, требующие работы воображения и поиска нестандартных подходов.

Это могут быть интересные животные:

Подростки ценят юмор, поэтому лучше придумывать смешные слова для пантомимы. Загадывая знаменитостей или известные телешоу, останавливайтесь на тех, которые лучше всего поддаются пародии.

Сценарий сказки без слов для детей

Что такое пантомима в театре. Смотреть фото Что такое пантомима в театре. Смотреть картинку Что такое пантомима в театре. Картинка про Что такое пантомима в театре. Фото Что такое пантомима в театре

Постановка полноценного спектакля-сказки без слов может стать замечательным времяпрепровождением для вашего ребенка и его друзей по случаю праздника или просто в свободное время. Для этого вам не потребуется специальный адаптированный сценарий сказки пантомимы для детей без слов, вы можете выбрать любую сказку в ролях и приспособить ее для постановки. Вот как это делается:

Ведущий: «Я – Царь Горох, царь тридевятого царства!»

Ребенок с гордым видом бьет себя в грудь, поправляет воображаемую корону и рукой показывает, как широки его владения.

Пантомима для взрослых

Что такое пантомима в театре. Смотреть фото Что такое пантомима в театре. Смотреть картинку Что такое пантомима в театре. Картинка про Что такое пантомима в театре. Фото Что такое пантомима в театре

Пантомима – это не только комплекс развивающих упражнений для детей, но и способ разнообразить любую взрослую вечеринку. Игра «Крокодил» не уступает по популярности даже «Мафии», т. к. отлично раскрепощает компанию и поднимает настроение. Помимо досуга в кругу друзей, «Крокодил» может быть использован в качестве тренинга для сотрудников, т. к. в процессе игры вырабатываются ценные навыки:

Как бы далеки ни были друг от друга два человека, в процессе игры они становятся союзниками, приобретают общие интересы и приятно проводят время вместе. Барьеры и дистанции исчезают сами собой. Людям гораздо проще общаться после подобных практик, поэтому сказка пантомима для корпоратива по ролям широко используется для создания здоровой и положительной атмосферы внутри коллектива.

Правила игры «Крокодил»:

Примеры слов

Задания для компаний и корпоративов

Что такое пантомима в театре. Смотреть фото Что такое пантомима в театре. Смотреть картинку Что такое пантомима в театре. Картинка про Что такое пантомима в театре. Фото Что такое пантомима в театре

Вот еще несколько популярных игр с элементами пантомимы для подростков, подходящих также для взрослых компаний:

Оркестр (желательно выполнять под ритмичную инструментальную музыку)

Живописцы

Приходите в театральную школу «Бенефис» сами или с детьми – и в пантомиме вам не будет равных!

Благодаря нашей программе вы раскроете свой творческий потенциал, преодолеете страх публичных выступлений и научитесь убедительно доносить свои идеи до окружающих. Театральные курсы – идеальное хобби для детей и подростков: благодаря им они избавятся от комплексов и зажимов, научаться грамотно излагать свои мысли, найдут новых друзей по интересам.

На занятиях мы выполняем ряд полезных для физического развития упражнений, работаем над улучшением дикции и учимся правильно дышать. Вы получите отличную базовую подготовку, которая может стать хорошим подспорьем, если вы захотите связать свою жизнь со сценой.

Выберете для себя наиболее подходящий курс. Мы проводим занятия для взрослых и детей в центре Москвы.

Источник

Театр пантомимы. Размышления

Клише в драматургии.

1. Исходное событие—начальный толчок действия.
2. Экспозиция.
3. Завязка—событие— конфликт.
4. Развитие конфликта.
5. Кульминация конфликта.
6. Перелом—событие—разрешение конфликта.
7. Развязка.

Событие—проишествие в жизни персонажа, влекущее за собой пересмотр им данной ситуации, с последующими выводами и действием. Вокруг чего возникает театр? Вокруг конфликта. Вокруг чего возникает конфликт? Вокруг противоположных желаний. Вокруг чего возникает желание? Вокруг амбиций. Вокруг чего возникают амбиции? Вокруг мировосприятия. Вокруг чего возникает мировосприятие? Вокруг личного отношения. Всех людей объединяет одно—амбиции, личное отношение, мировосприятие, желания. В пантомиме персонаж подогреваем собственным желанием, своими амбициями. Препарируем психику человека в момент его активности.
Тема- Проблема- Конфликт- Фабула.

Ремесло мима- драматурга.

Драматургия—это действие, облаченное в текст. Пантомима—это текст, облаченный в действие. Драматург—инженер человеческих душ. Драматургия—линия жизни человеческой души, ее прокладывает драматург.
«Роза».
Жил был один садовник. И росли у него в саду много самых разных цветов. И украшением его цветника был куст белой садовой розы, которую садовник очень любил и ухаживал за ней больше, чем за другими цветами.
Но однажды в сад забрался вор, который принялся срывать цветы с целью их продать на базаре. И вдруг он увидел белую розу, хотел ее сорвать, но сильно укололся о ее шипы—так сильно, что бросил ее и все цветы, что нарвал, и ушел ни с чем.
Когда садовник пришел в свой сад, он увидел кучу сорванных цветов. Но только куст белой розы стоял целый с каплями крови на шипах. Увидев это садовник все понял.

«Трактат о пантомиме».

0. Концепция искусства пантомимы.
1. Воображаемое действие.
2. Форма, вес, температура, поверхность предмета.
3. Идентификация.
4. Стиль.
5. Общение с воображаемым партнером.
6. Искусство подражания.
7. Внимание, опыт, воображение, фантазия.
8. Драматургия пантомимы.
9. Режиссура пантомимы.

0.Концепция искусства пантомимы.
В индийской религии «Сознание Кришны» есть Господь Кришна, который оставаясь личностью- человеком распространил себя во всех существах как жизненное начало, и вся жизнь посвящена общению с Кришной в самых разных его ипостасях. Жизнь предстает перед нами как трансцендентные игры Кришны, суть которых—воплощения и перевоплощения Кришны. Мим подобно Кришне перевоплощается в разных существ, которые общаются между собой, находя в этом радость и смысл бытия.

1.Воображаемое действие.
Пантомима—это воображаемое действие, т.е. действие мима в воображаемом мире, в воображаемой ситуации, с воображаемой материей и с воображаемыми партнерами. Пантомима—это акт создания реальности в воображении публики, притом, что эта реальность узнаваема публикой на основе ее жизненного опыта. Можно проделать этюд на воображаемое действие: «Дегустатор вин». Представьте себе, что вы сидите в прохладном винном погребе, на деревянной лавке за дубовым столом, на котором стоят пыльные холодные бутылки разных форм. Рядом с бутылками стоит красивый пустой стеклянный бокал. Вы берете в руки одну бутылку, открываете пробку и наливаете из бутылки в бокал красное виноградное вино. Вы подносите бокал с вином к носу, чтобы почувствовать его аромат и вспоминаете терпкий запах настоящего виноградного вина. Теперь вы делаете глоток и пытаетесь почувствовать или вспомнить его вкус. После этого вы выпиваете бокал до дна и прислушиваетесь к ощущениям организма. Хорошее вино! Возьмите теперь другую бутылку и проделайте те же действия, но с новым вкусом вина и более крепким напитком. Вино крепчает и потому вас пробирает хмель. К четвертой бутылке вы уже закосели и нечаянно уронили бокал, который разбился о пол, и уснули за столом. Вот такой этюд показывает как наша память, наш опыт, наша фантазия и наше воображение могут создать у мима и у публики ощущение жизни, реальности и предмет переживаний.

2. Форма, вес, температура и поверхность предмета.
Чтобы создать реальную картину мим должен создать реальное ощущение воображаемых предметов. Руки мима должны создавать у публики представление о форме, весе, температуре и поверхности воображаемых предметов. Но в создании этой иллюзии участвует и все тело мима. Представим себе падающую снежинку, которая упала нам на ладонь и растаяла в каплю воды, которую мы стряхиваем с ладони. Ощущение легкости, влаги. А теперь пытаемся поднять с пола чемодан с книгами. Ощущение тяжести. А теперь пытаемся сдвинуть стену. Ощущение непреодолимости, холодная и шероховатая поверхность. Пальцы мима должны создавать форму предмета. Попробуйте выполнить этюд с воображаемым стаканом полным до краев воды: возьмите стакан со стола и осторожно, не проливая ни капли перенесите его на другой стол. Здесь очень хорошо задействовано внимание мима.

4. Стиль.
Поза- движение – жест. Поза мима является исходной точкой начала- импульса движения. Движение ровное, без ускорений, начинается как толчок, заканчивается в неподвижном жесте. Жест—окончание движения, замирание, переходящее в позу. Из позы вновь рождается движение, замирающее в жесте.

5. Общение с воображаемым партнером.
Воображаемый мир полон воображаемых партнеров. Начиная от надоедливой мухи, ласковой кошки, маленького ребенка, и до собутыльника, полицейского, старика, девушки. Общение с воображаемым партнером основано на отношении к нему мима: муха раздражает, кошка приятна, ребенок требует внимания и ухода, девушка вызывает любовный трепет, полицейский вызывает страх, старик вызывает сочувствие. Дальнейшее действие мима в общении с воображаемым партнером диктуется его отношением к партнеру. Можно попробовать проиграть этюд на отношение к воображаемому партнеру: вы встретили молодую семью на улице, поздоровались за руку с отцом семейства, поцеловали руку его жене, погладили по голове их мальчика, погладили их собачку.

6. Искусство подражания.
Пантомима переводится как искусство всему подражать. Проделаем этюд «Океан». Океан спит на своем дне, дыхание его становится более глубоким и сильным, в такт своему дыханию океан постепенно становится в полный рост и мечет волны вправо и влево—шторм. После этого океан постепенно успокаивается и опять ложится на дно, постепенно его дыхание успокаивается, штиль. Искусство подражания основано на проникновения мима в характер изображаемого персонажа.

7.Внимание, опыт, воображение, фантазия.
В искусстве мима самую важную роль играет внимание, оно помогает сконцентрироваться миму на действии, на воображаемом предмете или партнере. Игра мима базируется на внимании. Мим показывает знакомые ситуации, те, которые знакомы публике по своему опыту. Весь процесс театра происходит на основе опыта мима и публики в воображении обоих. В свою очередь, мим по своему придумывает свои этюды используя свою фантазию.

8.Драматургия пантомимы.
Пантомима—это история, которую мим рассказывает действием, без слов. В центре этой истории находится событие, которое является результатом развития конфликта. Собственно, история и есть история одного конфликта: как он зародился, как он развивался, чем в итоге разрешился.

9.Режиссура пантомимы.
Драматургию мим переводит на язык сценического действия—это режиссура. Драматургию мим раскладывает на зоны развития конфликта: экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, развязку. И так последовательно от зоны к зоне мим размещает свое действие на сцене.

Лаборатория драматургии для пантомимы.

Драматургия для пантомимы отличается от обычной театральной драматургии. Отличие в том, что для пантомимы сюжет должен быть выражен действием актера, избегая слова. Это должен быть написан видеоряд, который и повествует. Очень важно, чтобы эта драматургия была драматична. Для этого необходимо, чтобы был жизненно важный конфликт в этой драматургии. Интересно то, что зритель переживает постоянно как и герой пантомимы.

«Герои нашего времени» или шесть пороков.

1. Жадность.
2. Трусость.
3. Зависть.
4. Агрессивность.
5. Гордыня.
6. Лживость.

( Для детей и людей пожилого возраста)

«Жадность». Я привык довольствоваться малым, тем счастлив и свободен. Но есть много людей, которые не могут довольствоваться тем, что у них есть, им нужно еще и много! В частности, есть люди, которым мало одного телевизора, одного компьютера, одной машины… Но помочь материально ближнему—они удавятся за копейку! Жил-был очень жадный человек и обыкновенный нежадный человек. Они встретились. Жадный достал яблоко и в одну харю ест. Одно яблоко съел, достал другое и его ест в одиночку. Нежадный попросил у него откусить, но жадный отвернулся и сам все съел. Стоят—яблоки кончились. Нежадный вдруг достал из кармана конфету, а жадный схватил ее и сам съел. Нежадному дали пирожок и он хотел съесть его, но жадный отобрал у него пирожок и сам съел. Нежадному дали куриный окорок, но жадный опять отобрал и сам съел. Больше ничего не дают нежадному, а у жадного начались рези в животе и он убежал в туалет. А нежадный получил яблоко, собрался есть, но увидел зрителей и предложил им это яблоко.

«Трусость». Тоже зараза еще та! Начнем так же: жил-был один трус, трусливее не найти. Боялся всего, всюду ему мерещились ужасы и угрозы его жизни, шарахался от любого шороха. Однажды трус познакомился с девушкой и стал ей рассказывать какой он смелый и сильный( приемы какие он знает). Она поверила и пошла с ним гулять. Но тут вдруг появился хулиган и стал у них на пути. Трус испугался, а хулиган показал ему кулак и трус убежал, а хулиган взял под руку девушку и пошел с ней гулять. А трус прибежал куда-то, отдышался, осмотрелся, и сделал несколько ударов в воздухе, а потом увидел хулигана с девушкой и убежал.

«Зависть». Начинаем: жил-был очень завистливый человек. Даже просто гуляя он завидовал прохожим черной завистью. А людям, у которых случалось какое-нибудь горе, он радовался злой радостью.
В чем же проявлялась его зависть? Как он завидовал? Он, к примеру, сидел на лавочке и смотрел с завистью на влюбленную пару. Он больше всего завидовал чужому счастью, которое его приводило в полное отчаяние и бешенство. Чужая радость была для него издевательством над ним. Но он радовался чужому несчастью. Итак, он идет по улице и разглядывает прохожих на предмет их одежды и сравнивает с собой, и все время закусывает ноготь от досады. Вот он садится на лавочку, рядом садится человек с газетой, который смеется прочитанному. Этот смех злит завистника, он вырывает газету, сам читает, не смеется, отдает газету. Вдруг появляется красивая девушка, которая кого-то ждет. Завистник начинает ей подмигивать, но она отворачивается и опять смотрит на часы. И тут девушка обращается к завистнику: не видел ли он парня здесь? Туда пошел—обманул ее завистник, а она поблагодарила его и ушла куда он показал. А завистник с радостью потирает руки, смеется счастливо. Тут появляется парень, смотрит на часы и вокруг, спрашивает у завистника о девушке, тот врет, что ее здесь не было. Юноша опечалился, зато завистник радуется и довольный потирает руки! Но тут юноша увидел свою девушку, а она своего парня. Парень погрозил завистнику и ушел с девушкой. А завистник плюнул и ушел сам.

«Агрессивность».Агрессивность—это затаенная обида на мир, на судьбу, на людей, на ближнего, причина одиночества, осознание своей слабости. Мужик сел на стул, поставил на стол бутылку водки. Открыл ее и налил в стакан. Махнул рукой и выпил, занюхал рукавом и ударил по столу кулаком. Налил еще стакан, выпил и опять бьет по столу кулаком. Налил стакан, выпил, ударил по столу стаканом и стакан раскололся, взял бутылку и встал, грозит кому-то, ушел. Что-то я потерял интерес к выбранной теме пороков. Сплошной негатив. Надо что-то в стиле Жеромского.
В основе многих пантомим лежит ритуал, который есть в жизни общества. Пример: поход в супермаркет, поездка в городском транспорте, рыбалка, у парикмахера, операция, у стоматолога, в столовой, в театре… Те места, которые хорошо знакомы людям (зрителям), что очень важно для успеха мима. Но по настоящему мима вдохновляет любовь и свобода. Без этого творчество будет не в полную силу. Актер должен быть полностью погружен в роль. Мим, по своей сути, свободный, влюбленный в жизнь, талантливый человек. Мим – личность. Эта личность подобна стеклянной призме, которая преломляет в себе луч света. Луч света—реальность, а призма—личность мима, которая по- своему понимает эту реальность и по- своему проводит это понимание в жизнь. Одновременно с этим преломлением мим создает Образ Жизни для сцены и для зрителя—этим и интересен мим как личность и талант. Вот что должен делать мим на сцене, показывать жизнь так, как он ее видит и понимает или не понимает. Вообще, мим—это художник в своей области, и к нему подходит все то, что связано с понятием Художника. Мим живописует в прямом смысле— он создает живые образы—персонажей, в которых он живет—действует от их лица, думает, чувствует, переживает. Задача мима—представить персонажа зрителю, обрисовать обстановку, обозначить ситуацию и дать персонажу в ней раскрыться: показать свои мысли, чувства, переживания, действия—жизнь персонажа в данной ситуации. В совокупности это называется поведением персонажа—это и видит зритель, и из этого поведения должно быть понятно, что и с кем происходит, где и когда, почему и зачем. Как выйти на смех в сочинении пантомимы? Пантомима состоит из последовательности эпизодов логически вытекающих из предыдущего. Как эпизод становится смешным? Возьмем пример и на нем попробуем пронаблюдать появление смеха, комизма. Кстати, смех может вызывать неловкость, нерасторопность, неправильное поведение, неумелость персонажа, которая приводит его к дурацкой ситуации, в которой персонаж смешон в своих попытках из нее выбраться (Пьер Ришар). Одновременно с этим смех вызывает неожиданность событий, вызывающих смех. Нужно помнить, что персонаж движим целью—это во-первых. Персонаж попадает в определенные условия и возникает ситуация. Персонаж—это определенный социальный статус ( врач, художник, гаишник…), определенный человеческий характер, определенная цель стратегическая и цель тактическая. Надо найти такие крючки роли, которые бы захватывали мима- актера и включали бы его в игру. Например, возрастная категория персонажа, особенности характера, настроение, здоровье, чем озабочен, особенности места действия, профессиональная принадлежность, отношение к животным… Одним словом – нужны подробности о персонаже и о ситуации. Именно подробности помогают миму почувствовать живого характерного персонажа. Надо бы сначала покопаться в персонаже, прежде чем погрузить его в ситуацию. С разными персонажами в равных ситуациях будет происходить разное. Поэтому надо начинать с определения персонажа—это главное. После того, как образ персонажа создан, прочувствован можно перейти к описанию ситуации, в которую попадает персонаж. Я пытаюсь установить последовательность в работе мима над пантомимой.
Эпизод. Мужик звонит в квартиру друга. Открывается дверь. Друзья обрадованы! Мужик хочет войти в квартиру, поправляет галстук, делает шаг и ударяется головой о косяк двери! Присел от боли… потом встал, поправил галстук, наклонил голову и держась за голову вошел в квартиру. Попробую проанализировать этот эпизод. Персонаж- его цель- ситуация- действие персонажа- комическое событие- комическая оценка события- действие персонажа- цель достигнута.

Ремесло мима. Драматургия.

Пантомима—это пластико- мимическая театральная композиция. Традиционно пантомима—это иллюстрация определенной Темы из жизни. Тема включает в себя Конфликт, который является пружиной, интригой, движителем действия в пантомиме. Конфликт является Проблемой в выбранной теме, он тоже взят из жизни вместе с темой: между чем и чем? Пантомима—это история одного События из жизни Персонажа. Благодаря тому, что разрешением Конфликта в истории является Событие, мы можем говорить об Идее данной пантомимы: каково Событие—такова и Идея.
Сочинение пантомимы лучше начинать с поиска проблемы в жизни, с определения Темы и Конфликта( между чем и чем?). Определяем жанр( комедия, трагедия, драма…) Берем исходную Ситуацию(какова она в жизни), определяем Персонажа, и запускаем его в традиционную ситуацию. Начинается жизненный процесс: Персонаж в данной Ситуации движим своей Целью. На пути Персонажа появляются препятствия. Они обостряют стремление Персонажа к Цели, делают действие накаленным, драматичным. В момент наивысшего накала происходит Событие, и Ситуация перестает быть конфликтной—конфликт разрешился. Персонаж теперь в новом качестве—это идея пантомимы.
В выборе тем для пантомимы нужно исходить из того, что зритель должен узнавать в пантомиме себя и свою жизнь, свои мысли, чувства, переживания. Это возможно, если тема близка зрителю и миму, т.е. пантомима как зеркало отражает нашу жизнь. Стремление к цели персонажа опирается на его волю.

Актерское мастерство мима.

Суть актерской игры—перевоплощение мима в персонажа пантомимы, вера в предлагаемые обстоятельства и действие в них. Любая деятельность требует Внимания, благодаря которому возможно максимально сосредоточиться, сконцентрироваться на действии, чтобы достичь нужный результат. В пантомиме важнейшее место занимает Наблюдательность и Память, благодаря которым возможно создать подробную реалистическую картину происходящего с персонажем. А вот без Воображения нет пантомимы потому, что все действие мима происходит в воображаемом мире. Фантазия мима—главный художественный инструмент, с его помощью создается оригинальное действие, соединяется контрастное, разделяется подобное, драматизируется обыденное. Создание Атмосферы—тоже результат внутренней концентрации мима на каком-то чувстве, которое есть реакция его персонажа на воображаемые предлагаемые обстоятельства.
Можно проделать этюд «Стакан воды»: Возьмем воображаемый стакан, до краев наполненный холодной водой, с воображаемого стола, пронесем его осторожно через комнату, чтобы полить засыхающий цветок алой розы, стоящий в горшке на полу, не пролить ни капли. Другой пример: возьмем пузырек с микстурой, открутим крышку, нальем в ложку, отнесем ложку с лекарством больному другу, лежащему на кровати. В обоих примерах- этюдах тренируются: Внимание, Наблюдательность, Память, Воображение, Фантазия, Атмосфера.
Очень важно помнить, что персонаж всегда действует с определенной Целью, Цель характеризует персонажа, его амбиции в этом мире. Воля—опора стремления персонажа к своей цели, безвольный человек ничего не добьется.
Творческой задачей может быть « Создание воздуха мима». Это значит, что мим, попадая в реальное пространство своим поведением создает свою творческую атмосферу, свой стиль, свой вкус, свободу—свою реальность. Большую роль в создании атмосферы играет музыкальное оформление.
Пантомима—это легко и интересно, был бы сюжет, подходящий для показа мимом т.е. пантомима. А для этого есть Наблюдательность и Фантазия. Выбрать тему для сюжета не просто и просто одновременно. Если высасывать из пальца, то трудно. Тема сама подсказывает свой сюжет, конфликт, персонажей, место действия, эпоху, идею. Самое главное—это процесс, сама игра, репетиция мима или само выступление перед зрителем. Пантомима—это музыка тела и мимики. Я часто тихо пою себе под нос, чтобы в моем движении была музыка. Персонаж всегда стремится к своей цели—так проявляется его воля. Вот и пришел к главному вопросу: с чего начинать создание пантомимы? И что такое пантомима?—с точки зрения зрителя и актера. Наверное, это не просто телодвижения и гримасничание. Во- первых, это театр. А раз это театр, то пантомима—пьеса, а мим—актер. А раз пантомима есть пьеса, то должна быть драматургия этой пьесы, и должен быть автор- драматург, который придумает эту драматургию. И еще должен быть режиссер, который поставит эту пьесу- пантомиму на сцене с участием мима. Итак, пьеса. На какое-то время надо стать драматургом. Что это значит? Это значит, что нужно придумать интересную историю, которую возможно показать как пантомиму, в которой все показал бы один мим. Именно так. Где же искать сюжет?—в нашей жизни, отбирать такие ситуации, где есть напряжение, борьба, интрига—быть или не быть, где персонаж находится в трудной, щекотливой ситуации. Возможно, придумывание пантомимы можно начать с ритуальных сюжетов из жизни: поход в супермаркет, в парикмахерской, в кафе, в театре и т.д. Предположим поход к терапевту: герой заболел, простудился, температура и кашель. Пришел в поликлинику, встал в очередь в регистратуру за талончиком и карточкой, много людей. Выстоял очередь, взял талончик и карточку. Пришел. К терапевту очередь большая, занял свою очередь, стоит ждет. Очередь движется медленно. Освободился стул, сел на стул. Двигается со стулом к двери врача. Прошло время и наступила его очередь, но подошла девушка и зашла без очереди. Потом он зашел. Терапевт говорит по телефону, осматривает больного, выписывает рецепты. Поход к врачу закончен. Пока история никакая, без борьбы и без интриги она не интересна. Нужно придумать интригу. Еще один важный момент—личность персонажа. Например, интелегент, хорошо воспитанный человек среди народа: пьяный, невоспитанный больной, который чихает не закрывая рта и т.д. Чтобы точней придумывать пантомиму лучше представлять зрителей—узкий круг знакомых, мысленно прокручивать пантомиму перед ними. Сразу появляется понятность, точность, выразительность, осмысленность и лаконичность. И, конечно, герой пантомимы подсказывает конфликтные ситуации, связанные с ним. «Бурение» в сюжете осуществляется действием- импровизацией—разведка действием. Придумал!—человек пошел на профосмотр к терапевту и там заразился ОРЗ. Эпизоды: занял очередь, интересная книга, пьяница, чихающий сосед, холодно у терапевта, чихающий терапевт, и наконец, чихающий персонаж.
Ну вот и снова я у начала начал—вопроса: как сочинить следующую пантомиму? Ответ традиционный: начинать лучше с персонажа, каким он должен быть, чтобы завести вокруг себя действие в какой-то подходящей ситуации. Персонаж проявляет на себе ситуацию, провоцирует определенный ход событий, выявляет скрытые конфликты. Например, персонаж—интелегент, воспитанный в хороших манерах, он находится в конфликте с окружающим миром, плохо воспитанным и грубым. И потому каждая инициатива интелегента натыкается на штыки реальной действительности и ставит его в тупик, а это почему-то смешно. Точнее потому, что мир груб и безжалостен к беде такого человека. Здесь речь идет о трагикомедии. Есть еще один персонаж—романтик. Пантомима—лицедейство, мим—лицедей. Лицедейство—делание лица в той или иной ситуации, по этому лицу становится понятно, что происходит с персонажем, становится видна его внутренняя жизнь, которая вызывает у зрителя определенную реакцию. Да, именно так—вызвать у зрителя определенную реакцию: возмущение, удивление, смех, теплую улыбку, отвращение, сострадание и т.д. Но меня по- прежнему интересует вопрос начала творчества в пантомиме—с чего начинать сочинение, что может стать начальным импульсом к созданию пантомимы, что толкнет меня к созданию пантомимы. Возможно, что это какое-то событие. А возможно, что и наличие какого-то конфликта. Возможно, что импульс—сам персонаж, который подобен камню, брошенному в воду реки под названием жизнь, по которой от камня разбегаются круги. Т.е. начало лежит в индивидууме, в личности, которая вынуждена определенным образом реагировать на гримасы окружающего мира. Это естественно, так как искусство изучает жизнеустойчивость личности. И логично было бы перейти к созданию маски мима, образа личности, который бы перекочевывал из одной пантомимы в другую, и участвовал в различных конфликтных ситуациях. Итак, личность персонажа, герой пантомимы—это первое, а второе—конфликт, конфликтная ситуация с его участием. Пантомима—это иллюстрация философии личности, демонстрация ее жизненного кредо, ее предпочтений и приоритетов, и неприятие чуждого. Пантомима музыкальна по своему нутру, так как ей свойственен темпоритм и настроение. В простом понимании театр пантомимы—это когда на сцене мим показывает пантомиму. Слушал сейчас песню Гребенщикова про чистую, теплую звезду и почувствовал- увидел ее на ночном небе, и понял что это и есть моя вера, спасение и любовь, источник моего вдохновения, движения по земле, под ней вся моя жизнь, долгожданный приют странника. День рождения. Тема для репризы мима. Мим одинок и потому празднует свой день рождения один. Интересное название—реприза. Еще есть интермедия, антре, выход, номер, миниатюра, сценка, пантомима. Выход интересно звучит. Все начинается за кулисами— исходное событие, которое «выталкивает» персонажа на сцену с определенной целью и с определенным настроем. Интересно следить за ходом мысли персонажа— внутренний монолог, который есть причина смеха зрителя. Внутренний монолог выражает себя в цепочке действий, которые смешат людей, смешит сама логика персонажа, непосредственная и наивная как у ребенка. И еще, зрителю интересно посмотреть на себя со стороны, и мим должен предоставить зрителю эту возможность. Это касается выбора тем для пантомимы. В этом направлении и нужно копать—темы жизни, повседневность, привычный ход жизни и ее абсурдность, и истинное содержание. Показывать то, что было бы интересно посмотреть в жизни (Душ). А личность персонажа будет интересной, если это будет интелегент, которому очень некомфортно в социуме со своим хорошим воспитанием. Или же секретарша на своем рабочем месте, чистит ногти пилочкой, болтает по телефону, читает журнал мод, кокетничает с посетителями и с начальником, получает коробки конфет и другие подарки: духи, трусики. Начальник попросил кофе по телефону, понесла на разносе, потом вышла не сразу, а когда вышла, то застегнула блузку, поправила миниюбку, села за стол, поправила макияж, посмотрела на часы, взяла сумочку и ушла—чао! Интересно, предлагаемые обстоятельства—все то, что так или иначе влияет на актера и обстоятельства пьесы. Действительно интересно. Совокупность обстоятельств вызывает определенный темпо- ритм поведения персонажа. Да, драматургия—это темный лес для меня, хотя иногда что-то получается. Дело все в том, чтобы найти конфликт, и исходя из конфликта развить действие, а в действии должна быть интрига: кто кого? Картинка: стоит могучий дуб, у основания опершись на дуб сидит старик- мудрец и сочиняет разные истории, записывает их в общую тетрадь, а вокруг лето, зеленая трава, птицы, насекомые, неподалеку пасутся коровы, светит теплое солнце, по реке плывут гуси и утки. О чем же он пишет? Смею предположить, что он сочиняет либретто для пантомимы. Вот бы на минутку взять его тетрадь и прочесть то, что он сочинил.
«Сцена ревности по Станиславскому». Актер читает листок со своей ролью. Встает и осторожно ступая неслышно подходит к занавеске, приоткрывает ее и удивленно разевает рот, достает из-за пояса кинжал, замахивается… и останавливается—не подойдет. Снова читает роль. Вновь повторяется действие, но на этот раз вместо ножа пистолет… не подходит. Снова читает роль, опять действие, но на этот раз вместо пистолета бутылка водки, пьет из нее… не подходит. Снова читает роль. Захлопнул книгу. Повторяется действие, но на этот раз он просто плюнул на них. Думает, снова действие, но на этот раз он раздернул занавеску и сказал : «А вот и я!»
Вот такой сюжет пантомимы. Все находится под ногами, надо только посмотреть себе под ноги, составить такой труд.

наблюдательность и жизненный опыт, фантазия. А соревнование может быть среди компании мимов—кто интересней покажет

Я открываю новую тему в моем творчестве—этюды на действие с воображаемыми предметами под общим названием «Маленькие радости». Эти этюды являются учебным материалом для начинающего мима, который поможет подготовить мима к сочинению и к показу своих пантомим. Для работы понадобятся: внимание, память, наблюдательность, опыт, воображение, фантазия, логика и последовательность, целенаправленность любого действия. В этюде надо играть: персонаж, его характер, возраст, пол, настрой, характер отношений с окружающим миром, особенности, желания, оценку событий. Играть этюд можно под приятную музыку или в тишине, главное— это чувство, которое вы создаете своей игрой, идею. Например, приготовление вкусной яичницы, т.е. с определенной психической и смысловой окраской, в отличии от просто приготовления яичницы. Можно так же приготавливать яичницу для кого- то конкретного (друга, соседа, клиента, неприятного человека и т.д.) Станиславский назвал эти условия предлагаемыми обстоятельствами, а этюд—действием в предлагаемых обстоятельствах, что и является актерской игрой т.е. театром.
Теперь переходим собственно к этюдам. Попробуйте сыграть этюд «В прихожей»:
Задача: открыть своим ключом дверь, войти, раздеться (снять шапку, снять пальто, снять ботинки), посмотреть в зеркало, войти в комнату.
Первый вариант: вы уставший от тяжелого рабочего дня.
Второй вариант: вы спешите, потому что хотите посмотреть футбол по телевизору.
Вариант третий: вы пьяный в стельку вернулись ночью, когда все спят и вы боитесь разбудить грозную жену.
Вариант четвертый: вы сильно хотите в туалет.
Вариант пятый: любимая девушка дала вам ключ от своей квартиры, ждет вашего прихода.
Можете придумать свои варианты предлагаемых обстоятельств и в них проделать этот этюд, можно поэкспериментировать с персонажами: старик, женщина, амбал, вор и т.д. Здесь интересный момент, что каждым вашим персонажем будет двигать его состояние духа и ближайшая цель. Здесь мы перешли к перевоплощению—сути актерского мастерства, цель которого—создание Образа.
Игра в пантомиму—это очень интересное занятие (и развивающее), а все интересное радует душу. Потому я и назвал эту тему «Маленькие радости». В смысле соревновательности можно использовать подробности, которые подскажет вам ваша наблюдательность и фантазия, а так же ваша оригинальность.
Пантомима, как миниатюра, состоит из цепочки отдельных сцен, которые складываются в историю. Об этом будет рассказано далее.

Исходное событие.
И необходимо обозначить исходное событие, мотив для действия, тогда действие будет органичным, желаемым, понятным и интересным для мима и зрителя. Например, приготовление жареной картошки по случаю дня рождения жены, или по случаю прихода гостей. Написание письма по случаю дня рождения друга, по случаю получения письма от любимой. При известном исходном событии появляется цель действия персонажа, появляется чувство, настрой, с которым персонаж стремится к цели, особый темпоритм, логика действия, последовательность в действии, оправдание действия и поведения персонажа. По логике, действие персонажа есть следствие исходного события. Поэтому исходное событие обязательно надо знать миму прежде сочинения пантомимы. Она родится сама как только появится Исходное событие. Исходное событие –это начало всего, первопричина всего, что произойдет на сцене и в жизни. Это источник вдохновения артиста, человека. Событие—это факт, жизненно важный для персонажа, человека.

Самодостаточность.
Пантомима самодостаточна, она существует как индивидуальная субстанция в сознании мима, в ней все вопросы находят свои ответы, пантомима как изолированная система имеет свою потенциальную энергию, которая превращается в кинетическую при воздействии на зрителя и совершает в нем работу. Это физическая и душевная жизнь пантомимы. Так же мим, как колебательный контур, создает свое магнитное поле, плюс магнитное поле пантомимы. Мим наэлектризован пантомимой, которая живет в его сознании, она заставляет себя показывать зрителю, т.е. переводить потенциальную ее энергию в кинетическую энергию действия. Пантомима—это цепочка целенаправленных, психически окрашенных физических действий с воображаемыми предметами. Вообще, чем человек наэлектризован, то он и излучает. Мим наэлектризован пантомимой, которую он показывает зрителю, далее наэлектризовывается зритель, который потратит эту энергию в нужном ему направлении. Наэлектризованность чем- то всегда присутствует в жизни, это причина активности индивидуума в определенном направлении. Можно быть наэлектризованным идеей и жаждать ее реализации. Чаще всего так и бывает. Музыка, подобно электричеству, создает напряжение в пространстве, и во всех жилах начинает течь электрический ток ориентируя в поляризованном поле всех персонажей.
Ведь что такое пантомима? Пантомима—это театр, а театр—это превращение (мима в персонажа пантомимы). А персонаж—это, прежде всего, характер. Пример: зарисовка «Океан»— спящая сила.

Жизнь—это месиво мыслей и чувств. Я одеваю черный комбенизон, обтягивающий мое худое тело, и во мне просыпается чувство легкости и полной творческой свободы—это готовность показывать пантомиму. Все для вас, для зрителей. Я буду показывать, а вы будете зевать или разговаривать с соседом. Но я воспарю над суетой и вы меня увидите высоко над вашими головами. И я буду жонглировать вашими сердцами, я посажу вас на свой дельтаплан и подниму вас до самых небес, и вы увидите свою жизнь с высоты птичьего полета, и будете громко смеяться над собой и над суетой, которая сделала нас такими глупыми и бессердечными. Добро пожаловать на мой дельтаплан, вы увидите свою жизнь как бы со стороны. Я— зеркало, я буду показывать вам вас! А вы будете смеяться. Одним словом пантомима—это полет, отрыв от обыденности с целью посмотреть на себя со стороны и сделать соответствующие выводы.

О конфликте.
. Мысль эмоциональна. В музыке Баха драматичное Начало, основа. Пример исходного события: сократили на работе. Эмоциональное начало. Пианист- домашний вариант, все делает не отрываясь от игры на фортепиано. Признаком конфликта является переживание персонажа, человека. Но конфликт—это признак жизни, признак развития, а не признак смерти. Со смертью исчезают все конфликты. Жизнь узнаваема когда есть конфликт. Это важно для мима, показывающего свои зарисовки на тему жизни. Безконфликтно значит безжизненно. Любая ситуация при ее разглядывании в увеличительное стекло имеет конфликт, т.к. переживаема персонажами. Конфликт—это условие развития ситуации. Конфликт—это столкновение противоположных сторон, интересов, целей.
А вот ситуация с противоборством: Покупка мяса на рынке. Действующие лица: продавец мяса, мясо, покупатель. Торгуются. Продавец хочет продать мясо подороже, а покупатель хочет купить мясо подешевле. В итоге и покупатель доволен—подешевле взял, и продавец доволен—продал подороже, сошлись в цене, которая устроила обоих.
Театр—слово волшебное. Волшебство—это создание условной жизни. Через условность жизни к сердцу зрителя. Это волшебство.

Итак, прихожу к началу, все о театре, все о нем. Пантомима—театр и поэтому все театральное ей свойственно, начиная с актерской игры и кончая законами драматургии. Да вот, где ж ее взять—драматургию эту? Все беру обрывки- ситуации, а отдельной законченной истории нет пока. Она, конечно, бывает, но редко. Драматургия берется из жизни, из наблюдений за другими, за собой. Фантазия пока спит, не отзывается. Что-то ее должно разбудить, включить ее активность, смотивировать. Всякая активность базируется на мотиве. Для меня мотивом является желание увлечь пантомимой людей разного возраста, чтобы увеличилось количество мимов. Быть мимом значит увлекаться любительским театром, владеть языком пантомимы, уметь увлечь зрителя своими композициями, научиться самовыражаться в искусстве пантомимы, постигать и использовать открытия законов пантомимы, совершенствование языка пантомимы. Это то, что касается моего мотива в занятии пантомимой. Просвещение. В этом смысле пантомима на пантомиму не похожа, каждый раз это новое проникновение в жизнь, погружение в ее бескрайний океан, новые находки и открытия. Вагончик тронется, а перрон останется. Все мы куда-то едем, путешествуем, новые лица, новые места, новые события, новые впечатления. Когда-то я сам ездил куда хотел, а вот теперь путешествую в своих воспоминаниях.

Игра—это действие по правилам. Это с одной стороны. А с другой стороны—это акт освобождения от ответственности за ошибки. Игра—это импровизация, репетиция жизни и сама жизнь одновременно.

Все познается в контакте с познаваемым. Контакт рождает самочувствие, оценку, без которой не бывает контакта. Все в мире находится во взаимодействии—в контакте. И ко всему у мима рождается свое отношение, которое он должен выразить, чтобы зритель почувствовал в действиях мима жизнь, ее объем. Контакт—это точка в пространстве, выражающая внимание мима к объекту или субъекту.
Акция рождает реакцию. Воздействие рождает реакцию- оценку и действие.

Мим—это Мир. Артист одет в обтягивающее черное (строгое, трагическое) трико. Мим, как Мир, вечно стар и вечно молод, транслирует себя в прямом эфире. Мир транслирует то, что его волнует в себе, радует, огорчает… Мим транслирует репортаж о каком-то герое или о событии. Мир может стать любым существом, которое в нем есть, показать его жизнь, радость, горе, желания, проблемы, любовь, ненависть и т.д.
Репортаж—небольшая и лаконичная форма изложения информации о чем-либо. Репортаж высвечивает какую-то сторону Мира. Выводы должен делать зритель.

Секрет черного трико.

Черное обтягивающее трико отделяет мима от зрителя, «ставит его на сцену». Черное трико превращает мима в некоего персонажа, который является обобщением живого существа. Черное трико мима позволяет ему становиться и быть любым существом Мира (одушевленным и неодушевленным). Мир (мим) демонстрирует себя воплощаясь в свои существа, каждое из которых он любит и знает. Мир – творение, и Мир – Творец. Мир как Кришна, где все живые существа—суть облики Кришны, равны и любимы Кришной. У мима, как у Кришны, всякая вещь одухотворена и имеет душу. Значит, можно говорить об искусстве мима как о религиозном явлении, как об акте духовного прозрения мима и зрителя. Выходит, что концепция пантомимы стара как Мир. Пантомима—это познавание Мира, открытие его сущности для человека. И Пантомима—«трансцендентные игры Господа Кришны».

Мим должен выходить на сцену с целью, и уходить со сцены мим должен с целью. На сцене должно происходить что-то интересное. А что именно? Происходить должно следующее: стремление персонажей к своим целям ( конкретным, четким и понятным). А так как у разных персонажей цели противоположны, то возникает конфликт, который и вызывает интерес у публики к действию на сцене. Конфликт создает интригу в действии. Конфликт проявляется в отношениях между персонажами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *