Что такое пантон в типографии
Что такое Pantone и когда используется
Существует несколько цветовых моделей: RGB, CMYK и Pantone и др.
Начнем с RGB — цветовая модель, которая также создана по первым буквам названий цветов Red – красный, Green – зеленый, Blue – синий. Для того, чтобы вывести цвет на экран компьютера, телевизора или другого электронного устройства, дизайнеры используют эти цвета.
При печати в типографии используют цветовую модель CMYK
Ситуация: cделали макет. Цвета оставили в RGB. Цвета на листовках, буклетах, брошюрах и т. д. отличаются. В чем дело
CMYK — базовые цвета полиграфии, смесь которых дает все остальные цвета палитры. Наверное, вам приходилось слышать от дизайнеров загадочные слова Magenta, Yellow, Cyan.
Это не магия, а названия цветов «пурпурный», «желтый» и «голубой».
По первым буквам этих цветов и названа цветовая модель СМYК. Последняя буква «К» в названии имеет не совсем выясненное происхождение.
Но большинство склоняется к мысли, что это первая буква слова «Kontur» – контур, который обычно делается черным цветом.
Современный экран способен воспроизвести практически любой цвет.А печатная машина, заряженная голубой, пурпурной, желтой и черной краской – нет.
Представьте, мы создаем макет брошюры и используем совершенно любые цвета.
Например, выбираем яркий оранжевый цвет, бирюзовый, лимонный. Что произойдет, когда макет уйдет в печать?
Печатная машина сталкивается с цветами, которые он не может воспроизвести, путем смешивания CMYK. Результат оказывается непредсказуемый, и в результате мы получим не те цвета, что которые видели на экране.
Как появилась цветовая система Pantone?
Когда публичная печать в первой 20 века стала переходить на цветной формат, возникла потребность в подборе качественной и удобной для использования цветовой палитры. Типографии, которые желали производить свой товар по новым критериям, были разбросаны по всему миру, и надо было как-то стандатизировать их работу.
Так появилась таблица цветов «Pantone», которая была разработана одноименной американской компанией. Каждый цвет в этой системе имеет свой кодовый шифр, состоящий из латинских букв и цифр, что позволяет пользоваться им людям всех стран и наций.
Зачем нужны Pantone-цвета
Pantone — определенный цвет, созданный с помощью смеси нескольких цветов и имеющий свой собственный номер по классификации Pantone Matching System.
Назвав номера Pantone, вы можете быть спокойны за оттенок конечного продукта. И неважно, где вы заказываете полиграфию – в Екатеринбурге, Перми, Франкфурте или в Барселоне.
Для каждого Pantone-цвета указано, каково процентное соотношение базовых цветов CMYK следует взять, чтобы получить именно этот цвет или оттенок. Для выбора нужного оттенка Pantone существуют специальные каталоги, которые, как правило, есть в каждой типографии. Каждому оттенку соответствует свой номер.
Если при печати обычных листовок и прочих раздаточных материалов абсолютное соответствие цвета не критично, то при печати имиджевой полиграфии играет огромную роль, это узнаваемость бренда и немалые инвестиции в дизайн. Фирменный стиль — это лицо вашей компании.Ситуация: нужно напечатать напечатать каталоги с фирменной атрибутикой. Но на деле не всё так просто. Нельзя напечатать логотип обыкновенным синим цветом и попасть в яблочко. У каждого цвета существует множество оттенков.
У каждого человека свое представление, как выглядит «небесно-голубой», «травянисто-зелёный», «огненно-рыжий».
Заказчик может попытаться описать цвет словами — рассказать про голубизну небес обетованных или про цвет моря на Бали, но для получения идеального результата нужен номер из каталога.
Зависимость цвета от материала для печати
Цвет печати зависит не только от цвета краски, но и от вида материала, на который она наносится. На глянцевой бумаге цвет будет один, а на матовой немелованной бумаге другой (не такой яркий).
Поэтому раскладки цветов печатаются в двух вариантах — coated иuncoated. При этом к номеру Pantone добавляется или буква C или U соответственно. Вы должны выбрать тот цвет, который подойдёт для вашего случая.
Тут ничего сложного нет — сувенирная продукция обычно печатается по Pantone coated. Pantone uncoated пригодятся при печати на немелованной бумаге. Например, если на внутренних листах блокнота необходимо напечатать логотип фирменным цветом, то номер Pantone нужен с буквой U — Pantone 485 U.
Чем знамениты Pantone- цвета
Ежегодно представители компании «Pantone» номинируют на 1-ое место какой-нибудь цвет из всей своей палитры.
Так, в 1999 году лазурно-голубой оттенок был признан оттенком тысячелетия, цветом 2005 года стал фиолетовый, в 2009-м победу одержала «мимоза», в 2011-м — «жимолость», в 2012-м — красно-оранжевый оттенок.
Как оказалось, данный выбор имеет вполне конкретные параметры. Постоянно за экономическим, социальным, экологическим и психологическим состоянием всей планеты наблюдают представители компании «Pantone».
Цвета выбираются, исходя из проблем, которые в данное время являются наиболее актуальными.
Интересные факты о Pantone
Миклош Кисс (kissmiklos.com) из Будапешта представил упаковку сока и айдентику Juceline, которая вызовет у дизайнеров и креативщиков радостное умиление: оформление имитирует до боли знакомые цветовые справочники Pantone. Каждой разновидности сока соответствует реальный цветовой код всемирно известной палитры.
На территории Гримальди Форум Монако (главный культурно-выставочный центр Княжества) открылось PANTONE café.Всё в этом кафе «закодировано» в одноименной цветовой модели.
Печать пантонами: что это такое?
Современные технологии полноцветной печати позволяют создавать максимально реалистичные, яркие и красочные изображения. При изготовлении полиграфии, чаще всего, используется печать по палитре CMYK. Но некоторые дизайнерские задумки требуют особого подхода и тогда применяется печать пантонами. Для чего она необходима и в каких случаях без нее не обойтись – разберем подробнее.
Название CMYK – аббревиатура, полученная от английских названий цветов. Cyan (голубой), Magenta (пурпурный) и Yellow (желтый). Последняя буква K означает черный. Такое сокращение (по последней букве в слове black) было выбрано, чтобы не путать B с другой популярной палитрой – RGB. При печати изображения, нужный оттенок получают путем наложения цветов. Например, чтобы получить оранжевый – печатная машина прогоняет сначала красную краску (М – magenta), а затем – желтую (Y – yellow).
Точность цветопередачи зависит от состояния печатного оборудования и мастерства самого печатника. Это значит, что на разных тиражах даже в пределах одной типографии цвета могут отличаться, что допускается техническими нормами. Но если Вам необходимо максимально точно передать тот или иной цвет, являющийся, например, фирменным цветом компании, лучше применить печать пантонами.
Печать пантонами или плашечная печать
Печать пантонами позволяет передать любой цветовой оттенок с максимальной точностью. Название этого способа произошло от названия фирмы, впервые его предложившей – Pantone. Суть заключается в том, что краски смешиваются заранее. В результате типография печатает уже готовой краской. Каждый оттенок в палитре Pantone имеет цифровое и буквенное обозначение. Используя так называемый пантонный веер с образцами цветовых оттенков выбирают необходимый и приобретают нужную краску в специализированных фирмах. Печать пантонами – гарантия, что не зависимо от типографии цвет всегда будет совпадать с тем, который Вы выбрали.
Кроме того, печать пантонами незаменима, когда макет содержит так называемые плашки. Плашка – это большая печатная площадь определенного цвета. И цифровая, и офсетная печать не дают идеального результата. Во-первых, могут образовываться полосы (как поперечные, таки и продольные), а во-вторых – цвет получается разного оттенка. Таких технических сложностей при печати пантонами нет.
Выбор способа печати – работа для специалистов. Позвоните в ООО Фактория или оставьте сообщение в разделе «Контакты». Наши профессиональные и опытные менеджеры внимательно изучат макет и помогут сделать правильный выбор. Вы будете уверены в том, что получите именно такое изображение, которое было задумано и с лучшим соотношением качества и цены.
Дизайн полиграфии: палитра Pantone
При печати цветные изображения воспроизводятся посредством поочередного наложения триадных красок: голубой, пурпурной и желтой и черной (CMYK). Их сочетание позволяет передать большое количество оттенков, но возможности цветовой модели CMYKне безграничны.
Для достижения при заказе полиграфической продукции наиболее ярких, реалистичных результатов цветопередачи, для создания различных эффектов и для нахождения общего языка между заказчиком и дизайнером используются каталоги фирмы Pantone.
Справочник Pantone – что это
Цветовая палитра Pantone – это система подбора цвета для печати смесевыми красками. Смесевыми (в отличие от триадных) называют печатные краски, смешанные еще до запуска в работу, используемые в готовом виде для печати плашечных изображений. Плашки — это области изображения, в которых используется только одна краска.
Все цвета в системе Пантон пронумерованы и представлены в специальных справочниках – веерах, предоставляемых производителем. В продаже есть справочники для разных материалов: для ткани, пластика, бумаги, причем существуют справочники для офсетной, мелованной глянцевой и мелованной матовой бумаги.
Помимо вееров, информация представлена и в электронном виде, поэтому дизайнеры имеют возможность экспортировать ее во все основные программы.
Бриф не содержит такой конкретики, потому что зачастую заказчик на этапе его заполнения сам не имеет четкого представления о том, чего он ждет от дизайнеров. Ответы на вопросы, содержащиеся в анкете, помогут исполнителям лучше понять и оправдать ожидания клиента.
В целом бриф ориентирован на аспекты рекламного продвижения, влияющие на дизайн.
При разработке, например, фирменного стиля заполняют только один бриф, а ТЗ могут различаться для каждого варианта его применения: визитки, бланка, конвертов и прочего, — потому что при печати полиграфической продукции имеет значение формат, объем, тираж, используемые материалы, которые будут отличаться для каждого из вариантов.
Использование этой палитры при разработке дизайна полиграфии удобно тем, что позволяет избежать разнооттеночности при печати плашек, а также дает возможность создавать нужный цвет изображения за один прогон, а не за 2, 3 или 4. Это дает экономию, очень важную при заказе полиграфической продукции.
Производитель Pantone предлагает цветовые решения не только для дизайна полиграфии, но и для дизайна одежды, интерьеров, производства пластиковых изделий, окрашенных в массе.
Краска Pantone: особенности применения
Выбирая цвет при создании дизайна полиграфии, необходимо учитывать запечатываемый материал, освещение в помещении, угол обзора будущего оттиска. Также очень важно обратить внимание на постпечатную обработку. К примеру, матовая ламинация, как и покрытие водным лаком, существенно меняет цвет изображения.
Перед печатью смесевыми красками валики печатной машины и красочный аппарат особенно тщательно промывают, чтобы не было искажения.
При заказе пантонных красителей необходимо наиболее полно сообщить информацию об условиях печати и послепечатной обработки, также желательно не просто назвать номер по справочнику, а предоставить свой каталог, потому что они могут различаться.
При получении готовой продукции нужно не только ознакомиться с ее технологическими характеристиками (цветовое различие, удельный расход и пр.), но и посмотреть на образец произведенной краски, нанесенной на бумагу.
Цвета под номерами: зачем в графическом дизайне нужны палитры Pantone
Хочется лазурно-голубой логотип с изумрудно-зелёным контуром? С таким ТЗ и дизайнера, и заказчика ждёт разочарование. Хорошо, что есть Pantone.
OlyaSnow для Skillbox Media
Что ещё за Pantone?
Pantone — это институт цвета. Он знаменит тем, что в нём разработали единый стандарт, удобный для подбора цветов в самых разных сферах. Это называется Pantone Matching System (PMS). На сегодняшний день в библиотеке 2625 оттенков, каждый из них пронумерован. В обиходе эти оттенки называют пантонами.
Впервые стандарт для подбора цветов разработали в 1963 году. Но по мере развития технологий периодически появляются новые оттенки и палитры — группы цветов, объединённых едиными свойствами.
Пишет о дизайне в Skillbox, а в перерывах и сама орудует графическим планшетом. Влюблена в советские шрифты, японскую рекламу и русский язык.
Как выглядят эти палитры?
Есть библиотеки цветов в цифровом формате и напечатанные коллекции — в виде вееров.
Кому нужны эти пронумерованные цвета?
Палитрами Pantone пользуются в текстильной промышленности, в косметологии, в дизайне интерьеров и сайтов и в полиграфии. В институте учли особенности разных красок и способов печати: есть, например, палитры с металлическими оттенками, блестящими и матовыми.
А зачем нужен стандарт для цветов? Дизайнер с заказчиком не смогут договориться без этих палитр и номеров?
Теоретически смогут. Договорятся, например, сделать логотип «загадочного» и «премиального» тёмно-синего цвета. Дизайнер выполнит работу, а клиент на следующий день будет не в настроении и скажет, что цвет совсем не тот. Как доказать, что именно этот оттенок был утверждён? Нужны цифры, и тут пригодятся номера оттенков Pantone.
Часто номера в системе Pantone указывают в брендбуках, чтобы чётко зафиксировать фирменные цвета компании. В зависимости от способа печати, калибровки экрана или выбранного профиля в графическом редакторе один и тот же выбранный цвет может смотреться по-разному. Наличие номера позволяет сравнить его с образцом и настроить технические характеристики для точной цветопередачи.
А существуют другие способы пронумеровать цвета или Pantone — единственный вариант?
Существуют, способов нумерации много. Есть цветовые модели — например, RGB для цифровых изображений или CMYK для полиграфии. Но их номера не фиксируют цвет чётко: они могут меняться в зависимости от технических настроек экрана или программы. Их часто указывают в брендбуках, но вдобавок нужен неизменный номер — для этого используют либо систему Pantone, либо HEX.
Код HEX — это шестизначная цифра, необходимая для программирования — когда цвет нужен на сайте или в приложении. А номер Pantone удобен при обсуждении проекта с клиентами и при подготовке макетов к печати — буквы и цифры в нём обозначают разные типы материалов, способы печати и примеси цветов.
Я могу нарисовать что-нибудь в Photoshop первым попавшимся цветом. Как я узнаю его номер Pantone?
Палитру RGB или CMYK в графическом редакторе формально нельзя уравнивать с палитрами Pantone, эти классификации цветов построены по разным принципам. Но к любому цвету в меню Photoshop можно подобрать максимально близкий пантон, который визуально будет неотличим, — в программе это делается автоматически.
А если у меня есть номер пантона, я так же легко могу найти его аналог в меню цветов в графическом редакторе?
Да, но тут есть сложности — визуально цвета могут различаться. Это особенно актуально, если вы будете делать изображение для печати в типографии.
Во-первых, в палитрах Pantone есть металлические или блестящие оттенки — их свойства невозможно передать в стандартной палитре редактора. Во-вторых, яркость цветов для офсетной печати, в модели CMYK, довольно низкая. И для насыщенных оттенков Pantone иногда не удаётся найти аналог.
А если клиент даст дизайнеру номер яркого пантона и попросит макет для печати с таким цветом — как тогда поступают?
При стандартной офсетной печати любой цвет получается из смеси четырёх красок: жёлтой, голубой, пурпурной и чёрной в разных соотношениях. Если цвет нужной насыщенности из четырёх красок получить не удаётся, а очень надо, то дизайнер в графическом редакторе сам назначает для него номер из палитры пантонов. Тогда недостающий цвет печатают отдельной пятой краской, в точности соответствующей пантону, — это называется «плашечный цвет».
Печать пантонами делают для тех цветов, которые предельно важно сохранить без искажения. Обычно это фирменные цвета брендов, которые невозможно передать с помощью смеси четырёх стандартных красок.
Почему все цвета не печатают пантонами?
Добавление лишних красок делает печать дороже. Стандартную печать на основе четырёх цветов выполняют за четыре прогона. Добавить один плашечный цвет — это пятый прогон. А если в изображении сотня оттенков и все нужно печатать пантонами, прогонов сделают сто, а счёт из типографии будет астрономическим.
Понятно. Значит, номер Pantone — это что-то вроде отправной точки, а потом к нему подбирают аналоги для разных способов использования?
Верно. Часто в брендбуках дизайнеры указывают сразу четыре номера: номер Pantone как образец, HEX-код для веб-дизайна, номер CMYK для печати и RGB для цифровых изображений.
Хорошо. А чем вообще занимается этот институт, кроме классификации цветов?
В нём занимаются консалтингом — например, помогают крупным компаниям подбирать и сочетать фирменные цвета. Ещё проводят исследования в области цвета, делают прогнозы трендов. Каждый год в Pantone выбирают цвета года — те, которые специалисты института считают актуальными. Дизайнеры могут ориентироваться на этот прогноз и использовать цвет года в своих проектах.
Например, для 2021 года в Pantone выбрали сочетание жёлтого с серым. В публикации на сайте описано, как оно работает в fashion-индустрии, интерьерах и графическом дизайне.
Цветовая модель, описывающая кодирование цветов для монитора. В ней любой цвет получается из сочетания красного, зелёного и голубого и кодируется тремя цифрами (от 0 до 255), которые показывают соотношение этих цветов. Например, чистый красный цвет имеет номер (255; 0; 0).
Цветовая модель, описывающая оттенки, которые получаются на печати из четырех красок: голубой, пурпурной, жёлтой и чёрной. Каждый цвет обозначается четырьмя цифрами в процентах (от 0 до 100). Например, голубой цвет будет иметь номер (100; 0; 0; 0).
Технология печати на офсетной машине, которая применяется в полиграфии для больших тиражей.
Что такое Pantone и когда используется?
Существует несколько цветовых моделей:
Начнем с RGB — цветовая модель, которая также создана по первым буквам названий цветов Red – красный, Green – зеленый, Blue – синий. Для того, чтобы вывести цвет на экран компьютера, телевизора или другого электронного устройства, дизайнеры используют эти цвета.
При печати в типографии используют цветовую модель CMYK
Ситуация:
Сделали макет. Цвета оставили в RGB. Цвета на листовках, буклетах, брошюрах и т. д. отличаются. В чем дело
CMYK — базовые цвета полиграфии, смесь которых дает все остальные цвета палитры. Наверное, вам приходилось слышать от дизайнеров загадочные слова Magenta, Yellow, Cyan.
Это не магия, а названия цветов «пурпурный», «желтый» и «голубой».
По первым буквам этих цветов и названа цветовая модель СМYК. Последняя буква «К» в названии имеет не совсем выясненное происхождение.
Но большинство склоняется к мысли, что это первая буква слова «Kontur» – контур, который обычно делается черным цветом.
Современный экран способен воспроизвести практически любой цвет. А печатная машина, заряженная голубой, пурпурной, желтой и черной краской – нет.
Представьте, мы создаем макет брошюры и используем совершенно любые цвета.
Например, выбираем яркий оранжевый цвет, бирюзовый, лимонный. Что произойдет, когда макет уйдет в печать?
Печатная машина сталкивается с цветами, которые он не может воспроизвести, путем смешивания CMYK. Результат оказывается непредсказуемый, и в результате мы получим не те цвета, что которые видели на экране.
Как появилась цветовая система Pantone?
Когда публичная печать в первой 20 века стала переходить на цветной формат, возникла потребность в подборе качественной и удобной для использования цветовой палитры. Типографии, которые желали производить свой товар по новым критериям, были разбросаны по всему миру, и надо было как-то стандатизировать их работу.
Так появилась таблица цветов «Pantone», которая была разработана одноименной американской компанией. Каждый цвет в этой системе имеет свой кодовый шифр, состоящий из латинских букв и цифр, что позволяет пользоваться им людям всех стран и наций.
Зачем нужны Pantone-цвета
Pantone — определенный цвет, созданный с помощью смеси нескольких цветов и имеющий свой собственный номер по классификации Pantone Matching System.
Назвав номера Pantone, вы можете быть спокойны за оттенок конечного продукта. И неважно, где вы заказываете полиграфию – в Екатеринбурге, Перми, Франкфурте или в Барселоне.
Для каждого Pantone-цвета указано, каково процентное соотношение базовых цветов CMYK следует взять, чтобы получить именно этот цвет или оттенок. Для выбора нужного оттенка Pantone существуют специальные каталоги, которые, как правило, есть в каждой типографии. Каждому оттенку соответствует свой номер.
Если при печати обычных листовок и прочих раздаточных материалов абсолютное соответствие цвета не критично, то при печати имиджевой полиграфии играет огромную роль, это узнаваемость бренда и немалые инвестиции в дизайн. Фирменный стиль — это лицо вашей компании.
Ситуация
Нужно напечатать каталоги с фирменной атрибутикой. Но на деле не всё так просто. Нельзя напечатать логотип обыкновенным синим цветом и попасть в яблочко. У каждого цвета существует множество оттенков.
У каждого человека свое представление, как выглядит «небесно-голубой», «травянисто-зелёный», «огненно-рыжий».
Заказчик может попытаться описать цвет словами — рассказать про голубизну небес обетованных или про цвет моря на Бали, но для получения идеального результата нужен номер из каталога.
Зависимость цвета от материала для печати
Цвет печати зависит не только от цвета краски, но и от вида материала, на который она наносится. На глянцевой бумаге цвет будет один, а на матовой немелованной бумаге другой (не такой яркий).
Поэтому раскладки цветов печатаются в двух вариантах — coated и uncoated. При этом к номеру Pantone добавляется или буква C или U соответственно. Вы должны выбрать тот цвет, который подойдёт для вашего случая.
Тут ничего сложного нет — сувенирная продукция обычно печатается по Pantone coated. Pantone uncoated пригодятся при печати на немелованной бумаге. Например, если на внутренних листах блокнота необходимо напечатать логотип фирменным цветом, то номер Pantone нужен с буквой U — Pantone 485 U.
Чем знамениты Pantone- цвета
Ежегодно представители компании «Pantone» номинируют на 1-ое место какой-нибудь цвет из всей своей палитры.
Так, в 1999 году лазурно-голубой оттенок был признан оттенком тысячелетия, цветом 2005 года стал фиолетовый, в 2009-м победу одержала «мимоза», в 2011-м — «жимолость», в 2012-м — красно-оранжевый оттенок.
Как оказалось, данный выбор имеет вполне конкретные параметры. Постоянно за экономическим, социальным, экологическим и психологическим состоянием всей планеты наблюдают представители компании «Pantone».
Цвета выбираются, исходя из проблем, которые в данное время являются наиболее актуальными.
Интересные факты о Pantone
Миклош Кисс (kissmiklos.com) из Будапешта представил упаковку сока и айдентику Juceline, которая вызовет у дизайнеров и креативщиков радостное умиление: оформление имитирует до боли знакомые цветовые справочники Pantone. Каждой разновидности сока соответствует реальный цветовой код всемирно известной палитры.
На территории Гримальди Форум Монако (главный культурно-выставочный центр Княжества) открылось PANTONE café.Всё в этом кафе «закодировано» в одноименной цветовой модели.
Полезные ресурсы по выбору цвета
Material Palette
Генерирует и экспортирует палитру цветов в стиле материального дизайна
New Flat UI Color Picker
Лучшие цвета для интерфейсов в стиле flat
Flat UI Colors
Красивые цвета в стиле flat
Coolors
Супербыстрый генератор цветовых схем для крутых дизайнеров
Skala Color
Необычный подбор цветов
Couleurs
Простое приложение для определения цветов, которые вы видите на экране
Material UI Colors
Палитра цветов для Android, веба и iOS в стиле материального дизайна
Colorful Gradients
Автоматическое создание градиентов
Adaptive Backgrounds
Выделение доминирующих цветов из изображения
Brand Colors