Что такое парадигма образования
Парадигма образования
Отличия новой парадигмы образования и классической [2]
Критерии | Классическая парадигма | Новая, неклассическая парадигма |
Основная цель образования | Подготовка подрастающего поколения к жизни и труду | Обеспечение условий самоопределения и самореализации личности |
Человек | Простая система | Сложная система |
Знания | Из прошлого («школа памяти») | Из будущего («школа мышления») |
Образование | Передача ученику известных образцов знаний, умений и навыков | Создание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры |
Учащийся | Объект педагогического воздействия, обучаемый | Субъект познавательной деятельности, обучающийся |
Отношения педагога и учащегося | Субъект-объектные, монологические отношения педагога и обучаемого | Субъект-субъектные, диалогические отношения педагога и обучающегося |
Вид деятельности учащегося | «Ответная», репродуктивная деятельность обучаемого | «Активная», творческая деятельность обучающегося |
В настоящее время в России наиболее известны и признаны 3 школьные системы образования: традиционная, Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, в рамках которых действуют различные учебно-методические комплексы.
В философском энциклопедическом словаре значение термина «парадигма» характеризуется как «совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование (знание) и признанных на данном этапе»[3]
Литература
1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
2.Креативная педагогика: методология, теория, практика / Под ред. Ю.Г. Круглова. — М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, изд. центр «Альфа», 2002. — 240 с.
3.Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 576 с.
Парадигма образования
Смотреть что такое «Парадигма образования» в других словарях:
Парадигма образования — совокупность ключевых понятий, положений и идей, которые признаны педагогической общественностью в конкретный период и лежат в основе научных исследований. Таких парадигм в современной педагогике существует немало и на самом общем уровне их можно … Википедия
Парадигма образования — ведущий подход к выбору содержания, форм организации образования, способ обучения и воспитания. Выражение введено Б. Битинасом … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Парадигма — (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Обеспечивает преемственность… … Википедия
Парадигма — (греч. paradeigma пример, образец) 1. образец, тип, модель (например, общественных отношений). 2. В философии, социологии исходная концептуальная схема, меняющаяся со временем и характерная для определённого этапа в развитии науки модель… … Педагогический терминологический словарь
Парадигма — (от греч. παράδειγμα пример, образец) 1) в широком смысле любой класс лингвистических единиц, противопоставленных друг другу и в то же время объединённых по наличию у них общего признака или вызывающих одинаковые ассоциации, чаще всего … … Лингвистический энциклопедический словарь
Парадигма — (Paradigm) Определение парадигмы, история возникновения парадигмы Информация об определении парадигмы, история возникновения парадигмы Содержание Содержание История возникновения Частные случаи (лингвистика) Управленческая парадигма Парадигма… … Энциклопедия инвестора
Парадигма этническая — (национальная) вид ориентации людей в сложной социальной жизни путем создания идеальной, по их мнению, модели иерархии социальных явлений, в данном случае представления о первостепенной важности этнических форм общности в жизни людей, о… … Экология человека
Парадигма — (гр. – образец, пример) – это те идеи, правила, теории или целостные учения, которые принимаются сообществом как достоверные и на которые опираются люди при организации своей деятельности, ее анализе и оценке результатов. Парадигма – это… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ПАРАДИГМА — (от греч. paradeigma пример, образец) 1) лингв, тип, образец склонения или спряжения; совокупность грамматических форм одного слова, лексемы; 2) система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых органшуется… … Профессиональное образование. Словарь
Культурно-историческая теория образования — культурологическая парадигма образования, считающая более целесообразным его построение на основе следующих принципов: ведущей роли социокультурного контекста развития ребенка как представителя своей естественной нации и традиционной культуры;… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Парадигмы современного образования: принципы, ориентиры, требования — Подходы к главной цели образования
Термин «парадигма» был введен и проанализирован американским историком Томасом Куном. Под этой категорией науки он понимал признанные всеми научные достижения, которые со временем дают научному сообществу модель проблемы и ее решения.
Советский энциклопедический словарь определяет парадигму как:
1) строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты реальности;
2) оригинальная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методы исследования, доминирующие в определенный исторический период в научном сообществе.
В современной педагогике термин «парадигма» используется как концептуальная модель образования. Существует большое количество образовательных парадигм.
Обосновывая ту или иную педагогическую парадигму, педагогическая наука отвечает на «вызовы» общества, личности, государства, предлагая модель образовательной системы, содержащую ответы на вопросы о ценностях и целях образования, о функциях школы и принципах ее деятельности, об организации, содержании и технологиях обучения и воспитания, о способах взаимодействия основных субъектов образования».
В настоящее время мировой образовательный процесс характеризуется разнообразием парадигмальных моделей образования: Парадигмы современного образования (Н.А. Алексеев, Ш.А. Амонашвили, Е.А. Бондаревская, В.И. Загвязинский, С.В. Кульневич, В.В. Указанные научные исследования базируются на концептуальных идеях «образовательного общества», «опережающего развития высшего образования» (Н.А. Селезнев, А.И. Субетто и др.).
Вышеуказанные научные исследования парадигмальных моделей устанавливают теоретико-методологическую сущность образования как динамичной, исторически обусловленной системы целостного социального становления личности, начиная с ее превращения в «общественного человека» и заканчивая многогранной личностно-ориентированной деятельностью, обеспечивающей «становление» личности с позиции социальной и профессиональной самореализации.
Традиционное и инновационное образование используют разные термины и даже разный язык для обсуждения профессиональных проблем.
Ключевыми словами традиционного образования являются: Характер, самообладание, мудрость, дисциплина, интеллектуальные навыки, тренировка ума.
Старая парадигма высшего образования: бери, что дают; академический календарь; университет как город; университет как крепость; диплом раз и навсегда; студент = 18-25 лет; книги — главный источник знаний; студент как «боль»; обучение только в аудитории; одна дисциплина; фокус на университете; государственное финансирование; технология как издержки.
Им противопоставляются слова сторонников инновационных технологий: Рост и развитие, активность, интерес, свобода, потребности ученика, целостная личность, социальная и эмоциональная ориентация.
Новая парадигма высшего образования — это курсы по запросу; обучение круглый год; университет как идея; обучение в течение всей жизни; университет как партнер общества; студент в любом возрасте; информация по желанию; повторное использование всей информации; студент как клиент; обучение в любом месте; многодисциплинарность; ориентация на рынок; рыночное финансирование; технология как дифференцирующий фактор.
«Инновационность» технологического подхода означает, что все обучение строится в режиме субъект-субъектного взаимодействия, преломленного через мотивы, ценностные ориентации, профессиональные цели и в соответствии с ними.
Таким образом, технологический подход позволяет не только «вооружить» студента социально-профессиональными знаниями и умениями, но и развить такие личностные качества, которые необходимы в данном виде профессиональной деятельности, помочь ему найти себя в профессии.
Подходы к главной цели образования
Существует множество образовательных парадигм, наиболее распространенными из которых являются пять.
Каждая парадигма отвечает за вопросы: для чего нужно образование, для чего нужно готовить молодежь, для чего нужно жить, какие ценности ставить на первое место. В настоящее время в мировом образовательном процессе существуют основные парадигмальные модели образования, сравнительная характеристика которых была проведена В.Ю. Кузнецовым. Пилиповского был осуществлен. Многообразие парадигм можно объяснить различными подходами к главной цели образования — культуре.
1-й подход. Аксиологический подход.
Культура понимается как смысл человеческой жизни, то есть создание культуры и понимание культуры.
2-й подход. Деятельностный подход.
Культура понимается как признанные способы деятельности по созданию материальных и духовных ценностей.
3-й подход. Личный подход.
Культура олицетворяется определенным типом личности. Различные подходы к культуре привели к появлению различных образовательных парадигм.
Каждая из этих парадигм поднимает различные вопросы для образования:
Технократизм этой парадигмы делает необходимым формулировать и детализировать цели обучения таким образом, чтобы было понятно, какими навыками должен обладать студент. Учебная программа полностью переводится на язык конкретных поведенческих концепций, язык «измеряемых поведенческих единиц» (Р. Мейер). Основными методами такого образования являются обучение, тренировка, тестовый контроль, индивидуальное обучение, коррекция.
Основные фазы. Методика Блума
Любое обучение должно быть воплощено в конкретном поведении. Например, как сделать телефонный звонок, как поговорить с больной матерью, как выйти из ситуации незнания ответа на экзамене, то есть, что нужно делать ученикам, чтобы усвоить содержание. Блум рекомендует следующие умственные операции в химии: знание, понимание, анализ, применение, синтез. Каждая область химии должна быть освоена на одном или нескольких уровнях, а для этого нужны измеримые единицы.
Первым, кто перевел науку на язык поведения, был американский педагог Р. Мейджер. Он считает, что все это обогащает как ученика, так и учителя. Несмотря на то, что учитель делает все, ученику остается только координировать и контролировать.
И где здесь творчество? Это попахивает шаблонностью и репетиторством ученика, рождая, однако, концепцию полного овладения знаниями. Одним из ведущих условий этой концепции является неограниченная продолжительность обучения.
Основными фазами являются:
Блум выделил следующие категории учащихся:
Особенности концепции Блума о полном усвоении знаний учащимися:
Категории целей: Знание, понимание, применение, анализ, оценка.
Интенсивное развитие навыков у слабых и средних учеников является основным моментом подхода Блума.
Знания — это факты, концепции, правила, принципы, идеи, законы, теории, закономерности.
Опыт образовательных систем разных стран (Австрия, Бельгия, США и др.) показывает, что бихевиористская дигма позволяет добиться высоких успехов в обучении у 70% учащихся.
Гуманистическая парадигма
Несомненно, и традиционалистская, и рационалистическая модели образования имеют свои достоинства, но ни одна из них не фокусируется на ученике как субъекте жизни, как свободной и духовной личности с потребностью в саморазвитии. Этим дисциплинам явно не хватает гуманизма; они не ориентированы на развитие внутреннего ребенка, межличностное общение, диалог или содействие личностному росту. Гуманистическая (феноменологическая) парадигма делает акцент на студенте как субъекте жизни, как свободной и духовной личности, имеющей потребность в саморазвитии.
Она сосредоточена на развитии внутреннего мира ребенка, на межличностном общении, диалоге, на помощи в личностном росте. Представители гуманистической парадигмы не отличаются единообразием взглядов. В рамках этой парадигмы сосуществуют совершенно разные модели образования. Общим знаменателем является ценностный подход к ребенку и детству как уникальному периоду человеческой жизни, а также признание развития ребенка (духовного, нравственного, физического и эстетического) в качестве основной цели школьного образования. Каждая образовательная система в рамках гуманистической парадигмы ведет творческий поиск и находит свое содержание, методы и средства образования. Гуманистическая парадигма подразумевает свободу и творчество как студентов, так и преподавателей.
Гуманистическая парадигма вошла в российское образовательное пространство после 1991 года не по поручению министерства, а по инициативе местных учителей.
В основе этой парадигмы лежит гуманистический подход к ученику, подготовка его к жизни и адаптации в обществе. В основе парадигмы лежит развитие ученика, его интеллектуальных потребностей и межличностных отношений, «развитие и саморазвитие, самореализация ученика, его творчество, жизнетворчество, субъектность — основа парадигмы. Учитель-предметник — ученик-предметник, таковы отношения. Развитие — продвижение ученика на более высокий уровень в деятельности и решении задач.
Согласно Выготскому, развитие определяется уровнем поддержки, оказываемой ребенку в обучении. Различают общее развитие (универсальные способности), социальное развитие (высокие способности) и культурное развитие (высший уровень развития).
В гуманитарной парадигме образования в центре внимания находится не студент, который приобретает предвзятые знания, а человек, который приходит к познанию истины. Важна не сама истина, а отношение к ней, поскольку предполагается, что нормальной, однозначной истины не существует. Отношения между преподавателями и студентами строятся на принципах диалога, сотрудничества, полилога, со-творчества и взаимной ответственности за свободный выбор своей позиции. В свободном субъект-субъектном взаимодействии участники педагогического процесса обмениваются не только знаниями, но и личностными смыслами. Содержательный уровень педагогического процесса акцентирует внимание на индивидуальности, внутреннем мире ученика, познании мира через обмен духовными ценностями.
Но существует еще более высокий уровень взаимодействия человека с миром, который, по мнению И.А. Колесниковой, запечатлен в эзотерической парадигме. Его суть заключается в отношении к истине как к вечной и неизменной. Приверженцы этой парадигмы утверждают, что истину нельзя познать, она может быть открыта только в момент озарения. Конечной целью педагогической деятельности является освобождение и развитие природных способностей ученика для общения с космосом, для достижения сверхсознания. Особенно важна здесь защитная функция учителя, который осуществляет моральную, физическую и духовную подготовку и развитие сущностных сил ученика.
В научно-технологической, технократической парадигме главной целью является передача и приобретение «точных» научных знаний, необходимых для совершенствования практики. «Знание — сила», поэтому ценность человека определяется его познавательными способностями. Человек ценен не сам по себе, а только как носитель определенного (усредненного, стандартизированного) знания или поведения.
Личностно ориентированная парадигма вузовского образования
Анализ тенденций и целей высшего образования в российском обществе и спектр исследований по данной проблеме позволяют сделать вывод о том, что приоритетным подходом к проектированию и организации высшего образования становится личностно-ориентированная парадигма, которая не имеет четкой интерпретации в педагогической теории и практике.
Основной целью личностно-ориентированной образовательной парадигмы в вузе является обеспечение гуманных условий для личностного и профессионального роста студента, индивидуального и свободного самоопределения будущего специалиста в выбранной профессиональной деятельности, полного раскрытия личностных потенциалов. Все содержательные, процессуальные и технологические компоненты образования направлены на разностороннее развитие ученика, формирование его образа изменяющегося мира, предоставление ему возможности осознать свою уникальность, инаковость, неповторимость через рефлексию, творчество. Личностно-ориентированное высшее образование рассматривает семью, родителей, общественность, государственные учреждения, средства массовой информации, профессиональные ассоциации, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные и социальные институты как активных субъектов образовательной политики.
Личностно-ориентированная парадигма высшего образования, соответствующая вызовам времени, должна заменить нынешнюю «знаниево-педагогическую» парадигму, что приведет к пересмотру всех компонентов содержания образования и его организационно-педагогического состава. Принятие личностно-ориентированной парадигмы существенно меняет стратегическую ориентацию целей (ориентированных на развитие личностной идентичности) и содержания (ориентированных на гуманизацию и гуманитаризацию образования) высшего профессионального образования.
Очевидна необходимость целенаправленной гуманизации профессионального образования, основанной на разработке новых образовательных систем, ориентированных на студента, его способности и интересы («педагогика целей», «модульное обучение» и др.), а также на применении методов, ведущих к формированию гуманизма. ), а также на применение методов, ведущих к успешному обучению; целевая ориентация на подготовку к самообразованию, саморазвитию и непрерывному образованию на основе реализации личностно-деятельностного подхода к обучению (формирование знаний и умений на продуктивном уровне и их перенос в способ действия, активизация личности как субъекта обучения и развития через методы обучения — методы проектов, исследовательские методы и др.)
Таким образом, личностно-ориентированная парадигма высшего образования предусматривает развитие и саморазвитие личностных качеств человека, что меняет место субъекта обучения в процессе профессионального образования.
Образовательный процесс высшего учебного заведения направлен на самосовершенствование студентов, саморазвитие, продуктивную самореализацию, создание оптимальных условий для полноценного развития и проявления индивидуальных способностей будущих специалистов. Разница между представленными парадигмами проявляется только на уровне целей, содержания, конкретных форм и методов организации образовательного процесса.
Личностно-ориентированная парадигма направлена на развитие субъектной активности ученика, который «создает обучение» и «преобразует и формирует себя», с уважением и учетом интересов всех субъектов образовательного пространства. Данное положение предполагает взаимозависимость и взаимопроникновение процессов обучения и воспитания в высшем образовании, которые подчинены единым законам и организованы с целью успешной социализации личности с новым мышлением и мировоззрением в рамках диалогического взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
Для того чтобы высшее образование было личностно-ориентированным, его организация должна включать качества и средства предвидения оптимальных путей его функционирования и развития с учетом реалий современного общества. В образовательном процессе вуза в условиях новых средств и методов обучения необходимо выявить наиболее эффективные формы и методы деятельности, повысить эффективность обучения с учетом индивидуальных особенностей студентов и обеспечить накопление внефункциональных знаний, умений, навыков, качеств личности, выходящих за рамки определенной профессиональной подготовки.
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Основные парадигмы образования, их сущность и отличительные особенности
ВВЕДЕНИЕ
Термин “парадигма” (от греческого paradigma – пример, образец) означает строго научную теорию, воплощенную в системе понятий, выражающих наиболее существенные черты действительности. Второе его значение используется для характеристики общепризнанных научных достижений, дающих сообществу специалистов модель постановки проблем и их решений в течение определенного периода времени. Именно в подобном смысле он употребляется в педагогической теории для обозначения концептуальных моделей образования.
В ходе исторического развития общества и образования как его важнейшего института сложились различные парадигмы образования. Поэтому сегодня можно говорить о том, что существует определенное множество парадигм образования, среди которых наиболее распространены следующие:
1) традиционалистско-консервативная (знаниевая парадигма);
2) рационалистическая (бихевиористская, поведенческая);
3) феноменологическая (гуманистическая парадигма);
5) неинституциональная парадигма;
6) гуманитарная парадигма;
7) обучение “через совершение открытий”;
8) эзотерическая парадигма.
Эти парадигмы различаются своими подходами к выбору главной цели образования, к пониманию роли и предназначения образования в системе общественных институтов, к его видению в системе подготовки человека к жизни, формирования общей и профессиональной культуры подрастающих поколений.
Цель данной работы – изучить основные парадигмы образования, их сущность и отличительные черты.
Объект исследования – основные парадигмы образования.
Предмет исследования – сущность и отличительные черты основных парадигм образования.
1. Определить истоки основных парадигм образования;
2. Дать характеристику основным парадигмам образования;
3. Изучить реализацию на практике основных парадигм образования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ «ОНОВНЫЕ ПАРАДИГЫ ОБРАЗОВАНИЯ»
В дословном переводе с латинского слово «парадигма» означает «пример». В современной педагогике оно употребляется как концептуальная модель образования. Существует великое множество образовательных парадигм. И.А.Колесникова их многообразие увязывает с педагогическими цивилизациями; по ее мнению, человечество прошло стадии природной педагогики и репродуктивно-педагогической цивилизации и вступает в креативно-педагогическую цивилизацию.
Если считать, что образование должно быть вне политики и брать за основу только контекст культуры, то в соответствии с тремя подходами к культуре можно выделить и три концептуальные модели образования.
Подходы к культуре:
· деятельностный: культура трактуется как апробированные способы деятельности по созданию материальных и духовных ценностей;
· личностный: культура воплощается в определенном типе личности, ее свойствах.
Соответствующие им парадигмы образования:
· традиционалистско-консервативная. Слово «консервативный» употребляется здесь в позитивном смысле (сохранение, стабилизация культуры с помощью образования);
· рационалистическая, которая соответствует деятельному подходу в культуре и используется для адаптации человека к культуре. Здесь уже в центре внимания не знания, а умения, способы действия;
· феноменологическая (гуманистическая), относящаяся к человеку как к главному феномену культуры, как к субъекту образования [4].
То есть, во-первых, парадигмы различаются по целям, которые ставятся перед образованием; во-вторых, по пониманию функций школы; по способам достижения целей; по характеру педагогического взаимодействия, особенно по позиции ученика в образовании. Каждая из этих парадигм ставит свои вопросы перед образованием:
· о функциях школы как социального института;
· об эффективности системы образования;
· о приоритетах школы;
· в чем состоят общественно значимые цели образования;
· какие знания, умения, навыки являются ценными и для кого, или каким должно быть образование в современном мире.
Сравнительную оценку различных образовательных парадигм дал В.Я.Пилиповский. Выбор парадигмы образования определяют бинарные оппозиции:
Известно, что воспитание личности базируется на различных ценностях:
· антропоцентрических (самореализация, гедонизм, польза, искренность, автономность, индивидуальность) [7].
Выбор базовых ценностей определяет выбор образовательной парадигмы.
Парадигма в педагогике может рассматриваться ив более частном смысле, который помогает конкретизировать достаточно общие понятия. В качестве парадигм традиционной педагогики И.Б.Котова и Е.Н.Шиянов рассматривают следующие:
· формирующее воспитание, согласно которому ученики целенаправленно усваивают социально заданные и идеологически ориентированные качества;
· функциональное взаимодействие в педагогическом процессе, когда каждому из его участников предписываются определенные ролевые обязанности, отход от которых рассматривается как нарушение нормативных основ поведения и деятельности;
· внешняя обусловленность поведения и деятельности воспитанника, которая становится основным показателем его дисциплинированности, исполнительности и которая приводит к игнорированию внутреннего мира личности при осуществлении педагогического воздействия;
· прямой (императивный) стиль управления деятельностью учащегося, для которого характерно монологизированное воздействие, пресечение инициативы, творчества воспитанников;
· стандартизация образовательного процесса, при котором содержание и технология обучения ориентированы преимущественно на возможности среднего ученика [5].
Традиционное педагогическое мышление пользуется набором этих и других парадигм в качестве незыблемой основы педагогической деятельности. В основе концепции личностно ориентированного образования, особенно популяризируемой Ростовским педагогическим университетом, заложен набор парадигм, отличающихся своей гуманистической ориентацией, т.е. направленностью на не наносящие вреда личности педагогические действия, а также своей вариативностью, подверженностью творческому переосмыслению. В связи с этим научная функция педагогики выступает в качестве предписания и регулятора, имеющего доказуемую основу и определяющего развитие педагогической практики с позиций признания ценности человеческой личности.
Рассмотрим более подробно характерные особенности каждой из приведенных парадигм образования.
1. Знаниевая традиционалистская парадигма . Главная цель знаниевой парадигмы заключается в передаче молодому поколению наиболее существенных элементов культурного наследия человеческой цивилизации и ее опыта. Эта передача осуществляется на основе выдержавшей испытание временем совокупности знаний, умений и навыков, а также нравственных идеалов и жизненных ценностей, способствующих как индивидуальному развитию, так и сохранению социального порядка, позволяющих обеспечить функциональную грамотность и социализацию обучающихся [4].
2. Бихевиористская рационалистическая парадигма образования предполагает, прежде всего, обеспечение усвоения знаний, умений и навыков и практического приспособления молодого поколения к конкретным условиям существующего общества. Образовательная программа полностью переводится на язык конкретных поведенческих терминов, на язык “измеряемых единиц поведения” (Р. Мейджер). Главный термин этой парадигмы: “Школа – это фабрика, для которой учащийся представляет собой “сырье”. В основу парадигмы положена концепция социальной инженерии Б. Скиннера, согласно которой цель школы состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся адаптивный “поведенческий репертуар”, соответствующий социальным нормам, требованиям и ожиданиям западной культуры. Основными методами такого обучения выступают научение, тренинг, тестовый контроль, индивидуальное обучение, корректировка.
Недостатком как традиционалистской, так и рационалистической модели обучения является их слабая гуманистическая направленность. В соответствии с ними обучающийся рассматривается только как объект педагогического воздействия, а не как субъект жизни, свободная самодостаточная личность, способная к саморазвитию и самосовершенствованию. В рационалистической модели образования отсутствует творчество, самостоятельность, ответственность, индивидуальность.
3. Гуманистическая (феноменологическая) парадигма образования рассматривает и педагога, и обучающегося как равноправных субъектов образовательного процесса. Его главной целью выступает при этом персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, создание условий для развития и саморазвития обучаемого, предоставление ему свободы выбора для возможности максимальной реализации своих природных потенциалов и для самореализации. Гуманистическая парадигма предполагает свободу и творческий поиск как обучающихся, так и педагогов. Она ориентирована на творческое, духовное развитие личности, на межличностное общение, диалог, помощь и поддержку в самообразовании человека и его самосовершенствовании [5].
4. Технократическая парадигма образования провозглашает основной своей целью передачу подрастающим поколениям и усвоение ими “точного” научного знания, необходимого для дальнейшего совершенствования практики. “Знание – сила”, поэтому ценность человека определяется его познавательными возможностями. Человек ценен не сам по себе, как уникальная индивидуальность, а лишь как специалист, носитель определенного эталонного (усредненного, стандартизированного) знания или поведения. Определенные элементы этой парадигмы присущи, к сожалению, и нашей системе инженерного образования, которая направлена преимущественно на профессиональную подготовку специалиста, а не на личностное его формирование.
5. Неинституциональная парадигма образования ориентирована на организацию образования вне традиционных социальных институтов, в частности школ и вузов. Она предполагает получение образования человеком с помощью сети Internet, в условиях так называемых “открытых школ”, дистантного обучения и т.п. При наличии определенных преимуществ такого образования (выбор удобного времени, индивидуализация режима обучения и его содержания) эта парадигма, вместе с тем, лишает учащегося или студента главного условия успешного образования и личностного развития – непосредственного контакта с учителем или преподавателем. А как совершенно справедливо подчеркивает В.Г. Кремень, “если даже использовать самые совершенные компьютерные системы, высокие коммуникационные технологии, которые, вне всякого сомнения, стимулируют динамику и эффективность учебного процесса, повышают интерактивность образовательной среды, никто и ничто не сможет полностью вытеснить и заменить искусство непосредственного педагогического диалога “учитель – ученик”. Поэтому особенно важной становится подготовка высокопрофессиональных педагогических и научно-педагогических работников” [28, с. 15].
6. Гуманитарная образовательная парадигма (по И.А. Коесниковой), центром которой становится не обучающийся, усваивающий готовые знания, а человек, познающий истину. Но поскольку однозначной истины не существует, то важна не сама истина, а отношение к ней. При этом субъект-субъектные взаимодействия и отношения участников педагогического процесса строятся на принципах сотрудничества, сотворчества, диалога, обмена мнениями и взаимной ответственности за свободный выбор своей позиции, познание мира путем обмена духовными ценностями.
7. Парадигма обучения “через совершение открытий” (Джером Бруннер). В соответствии с этой парадигмой, обучающиеся должны познавать мир, приобретать знания через собственные открытия, требующие напряжения всех познавательных сил и одновременно плодотворно влияющие на развитие продуктивного мышления. Творческое обучение, по Бруннеру, отличается как от усвоения “готовых знаний”, так и от обучения путем преодоления трудностей тем, что обучающиеся на основе накопления и оценки данных по определенной проблеме формируют соответствующие обобщения и даже выявляют закономерности, выходящие за рамки изучаемого материала.
Высший смысл педагогической деятельности, по утверждению сторонников этой парадигмы, заключается в освобождении природных, сущностных сил человека для общения с космосом, для развития познавательных способностей, смыслотворчества, духовности и нравственного самосовершенствования.
Однако эта парадигма основывается только на одной сфере взаимодействия людей – ноосфере. Но для того, чтобы гармонизировать отношения человека с миром планеты Земля и космосом, с обществом и самим собой, очевидно, необходимо учитывать также всю совокупность его взаимодействий с социосферой и психосферой [4].
2.1. Эзотерическая парадигма
Это самая древняя образовательная парадигма на нашей планете. Дословно в переводе с греческого «эзотерический» означает тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных (в религию, мистику, магию). Ее суть состоит в отношении к Истине как вечной и неизменной. Истину нельзя познать, утверждают сторонники этой парадигмы, к ней можно приобщиться в состоянии озарения. Высший смысл педагогической деятельности состоит в освобождении и развитии природных сил ученика для общения с Космосом, для выхода в сверхзнание, при этом особенно важна охранительная функция Учителя, осуществляющего нравственную, физическую, психическую подготовку и развитие сущностных сил ученика [7].
Такая логика работы с учеником не предполагает динамики научных представлений или отвлеченных знаний. Здесь доминирует динамика опыта, состояний, переживаний. Поскольку Истина уже существует и она неизменна, ее не нужно доказывать, к ней можно лишь «прорваться» через откровение, в состоянии, определяемом по-разному: просветление, «эврика», выход в сверхсознание, инсайт. В традициях эзотерической парадигмы идет работа по изменению «человеческого качества», извлечению природной сущности из-под покрова личности, сформированной с помощью социальных механизмов.
Предусматривается полное добровольное подчинение Наставнику. В эзотерической подготовке обязателен этап послушничества, во время которого в полном молчании ученик обязан лишь стараться понять, не задавая вопросов, беспрекословно выполнять все указания Учителя.
2.2. Традиционалистско-консервативная (знаниевая) парадигма
Эта парадигма имеет в своей основе 3 постулата.
Первый постулат: в основе образования должны лежать базовые знания и соответствующие умения и способы обучения, навыки. Для достижения этого обучаемые должны владеть основополагающими инструментами учения, т.е. чтением, письмом и математической грамотностью.
Второй постулат: содержание образования должны составлять действительно важные и необходимые, а не второстепенные знания, т.е. в образовании надо отделить зерна от плевел. Система образования должна иметь академический характер и ориентироваться на базовые отрасли науки. Внимание школы должно быть направлено на то, что выдержало проверку временем и является основой образования.
Третий постулат: гуманистический. Большое место надо уделять этическим ценностям. Речь идет об общечеловеческих ценностях. На инновационной волне на Западе даже возникло движение
«Назад, к основам!» Это потому, что на естественных факультетах уже забывают основы естествознания и изучают букет новых наук. Р.Эбел бросил вызов новым педагогическим идеям в книге «Для чего существует школа?» Он считает, что школа:
· это не опекунское учреждение для отвлечения молодежи от улицы, для приобщения к труду;
· это не адаптационный центр;
· это не место для социального эксперимента.
Хотя школа за многое отвечать не может, но, по его мнению, школа должна создать благоприятную среду для обучения, т.е.:
· иметь компетентных учителей,
· иметь соответствующую материально-техническую базу [3].
Традиционалистско-консервативная концепция рекомендована школам конгрессом США и политиками. Еще в 1983 г. президент США назначил комиссию по образованию, которая подготовила доклад «Нация на грани риска». Президент был обеспокоен нарастающим потоком серости, тем, что школа США утратила образ высоких требований. Риск состоит в происходящей «утечке» представителей интеллектуальной мысли, которые стали перераспределяться в мире так же, как наркотики.
· школьники должны приходить в 1-й класс умеющими читать;
· 90% учащихся должны успешно заканчивать среднюю общеобразовательную школу в соответствии со стандартом знаний;
· необходимо по окончании 4, 8, 12 классов устраивать экзамены по общественным дисциплинам, английскому языку, математике, естествознанию, истории и географии. По этим предметам вводятся переводные экзамены и обновляется содержание. Американское общество должно быть уверено, что школа готовит граждан, способных включиться в нормальную жизнь страны во всех сферах;
· к 2000 г. американские школьники должны были занять 1-е место в мире по уровню подготовки в области математики и естествознания;
· необходимо обеспечить всеобщую грамотность населения, что важно для реализации им своих прав;
· к 2000 г. все школы США должны были стать свободными от наркомании, иметь атмосферу, благоприятную для учебы [11].
По существу, это американский стандарт образования и условия его реализации. Он был подкреплен лучшим в мире финансовым обеспечением. Проблема целей образования, таким образом, состоит в передаче наиболее существенных элементов культуры и цивилизации. В школьных программах должна формироваться база знаний, умений и навыков, обеспечивающих функциональную грамотность и социализацию индивида.
Традиционалистско-консервативная парадигма образования имеет в своей основе идею о «сберегающей», консервативной (в положительном смысле) роли школы, цель которой заключается в сохранении и передаче молодому поколению культурного наследия, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию, так и сохранению социального порядка. Поэтому содержание школьных программ должно основываться на базовых, выдержавших испытание временем знаниях, умениях, навыках, обеспечивающих функциональную грамотность и социализацию ребенка. Это академическое направление, не связывающее школу с жизнью.
В СССР система образования базировалась именно на этой парадигме, и ее эффективность налицо: в 50-х гг. прошлого столетия по уровню интеллектуализации советская молодежь находилась на 2-3-м месте в мире (данные ООН).
2.3. Технократическая парадигма
Несмотря на все усилия и ухищрения, утечка информации, ее уменьшение, искажение, которое сродни эффекту «испорченного телефона», здесь неизбежны. Приобретенное таким путем знание всегда обезличено, усреднено, ограничено рамками уже известного, пусть и научно обоснованного. На уровне философско-педагогического сознания в анализируемой парадигме фигурирует «любовь к науке и знанию». А вот любовь к ребенку оказывается лишней, ибо в соответствии с профессиональной этикой уважение и требовательность ее вполне заменяют.
Свобода для ученика и его наставника реализуется лишь в границах принятых установок, стандартов и нормативов. Равенства как такового не существует, поскольку все постоянно сравниваются друг с другом по тем же параметрам. Поэтому закономерно, что тот пласт общественного сознания, который подчиняется правилам технократического бытия, сопротивляется знаниям и способам поведения, опровергающим, ставящим под сомнение эти правила [8].
Однако не все столь однозначно негативно в данной парадигме. Дело в том, что, хотя она и построена на недоверии к возможностям индивида, именно ей мы обязаны многими продуктивными педагогическими технологиями и интересными формами работы. К ним относятся: письмо по трафарету, белл-ланкастерская система обучения, алгоритмизация и программирование, компьютерные игры, опорные конспекты и многое другое, что помогает упорядочить сложные педагогические процессы, оценить их количественно, установить обратную связь.
Несмотря на все недостатки, технократическая парадигма обеспечивает высокий уровень знаний учащихся. Именно в годы ее господства наша страна первой в мире начала осваивать космическое пространство.
2.4. Бихевиористская (рационалистическая, поведенческая) парадигма
Технократизм рассматриваемой парадигмы определяет необходимость формулирования и детализации целей обучения таким образом, чтобы из них однозначно явствовало, какими умениями и навыками должен обладать ученик. Образовательная программа полностью переводится на язык конкретных поведенческих терминов, язык «измеряемых единиц поведения». Р.Мейджер был первым, кто перевел науку на язык поведения. По его мнению, это обогащает и ученика, и учителя. Если даже все сделает учитель, то на долю ученика останутся координация и контроль. Основными методами обучения Мейджер считает научение, тренинг, тестовый контроль, индивидуальное обучение, корректировку [9].
В соответствии с этим предлагается и структура обучения. Все обучение сводится к формированию конкретных навыков и реакций:
Как звонить по телефону?
Как говорить с больной матерью?
Как «выкрутиться» при незнании ответа на вопрос?
Это трудная, но интересная задача. Например, Б.Блум рекомендует по химии следующие интеллектуальные операции: знания, понимание, анализ, применение, синтез (всего 5 уровней-операций).
Основные фазы (структура) обучения:
· планирования обучения на основе эталона в виде набора наблюдаемых действий учащихся;
· диагностическая: нужна предварительная диагностика исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся;
· рецептурная: предусматривается программирование желаемых результатов обучения, определение условий и подбор формирующих воздействий;
· организационная: учащимся разъясняют, что они должны знать, т.е. цели обучения, и проводится практический тренинг;
· оценка результатов обучения и их сопоставление с первоначально намеченным эталоном; опять-таки проводится тестирование.
Он выделил следующие категории учащихся:
5%); они не могут усвоить знания даже при большом сроке обучения;
5%), учатся в очень высоком темпе;
90%). Их способности определяются затратами учебного времени.
Все это и легло в основу концепции Б.Блума, что примерно 95% учащихся усвоят все содержание обучения при снятии временных рамок и соответствующем подходе к обучению.
Особенности концепции полного усвоения знаний учащимися по Блуму:
· фиксация учебных результатов на высоком уровне, обязательная для всех учащихся;
· различия в учебных результатах будут замечены за пределами этого общего высокого результата;
Методика состоит в следующем:
Точное определение критерия полного усвоения для всего класса, всего курса, на основе которого учитель составит перечень конкретных результатов обучения, которые надо получить. На этой основе составляют тесты.
Важно разъяснить каждому учащемуся значение оценки, как и цели обучения.
В книге «Таксономия целей воспитания» Б.Блум предлагает следующие категории целей:
Вообще-то между разными теориями, концепциями, парадигмами нет жесткой грани.
То есть те, кто дает знания, не знают, что такое знания.
Здесь составные распределены по степени обобщенности материала.
2.5. Гуманистическая (феноменологическая) парадигма
По мнению известного психолога Л.С.Выготского, развитие определяется той мерой помощи, которую надо оказать ребенку в его обучении.
· общее (универсальных способностей, в том числе физических);
· специальное (связанное со способностями, одаренностью);
· культурное развитие (мы снова обращаемся к культуре).
Нам не хватает психологов, социологов, учителей начальных классов и других специалистов. Так что мы не приступили еще к гуманитаризации образования.
На международном семинаре «Права человека» в Азове в ноябре 1993 г. шел разговор о преподавании курса «Человек и общество» в школе. Профессора из Италии и Англии говорили, что его надо вводить во всех школах и вузах, чтобы реализовать 3-ю парадигму. Предмет этот надо изучать непрерывно:
В современном образовании в целом сложились две основные парадигмы: формирующая (традиционная) и личностно-ориентированная (гуманистическая). Формирующая парадигма, в свою очередь, имеет две разновидности, одним из которых выступает знание-ориентированный, а вторым – деятельностно-ориентированный подход к содержанию и технологиям образования.
Рассмотрение современных парадигм образования и подходов к его организации позволяет сделать вывод о том, что сегодня для человека образование представляет собой не просто определенную сумму знаний, умений и навыков, но и психологическую готовность к непрерывному их накоплению, обновлению, переработке, иными словами, к постоянному самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию и совершенствованию личности.
Проанализированные парадигмы существуют в системе образования, которая является глобальным объектом педагогики, так как оно объединяет процессы обучения и воспитания и представляет собой интернационализацию тех социокультурных ценностей общества, которые разделяются его членами.
4. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.
5. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Парадигмальный подход // Педагогика. 2004. № 10.
12. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
14. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
16. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002.
17. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р) // Бюллетень высшего образования. 2006. № 1.
19. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5.
22. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения / Под ред. А. Г. Каспржака и Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2004.
25. Сахарова Н. С. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме // Вестник ОГУ. 1999. № 3.
26. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.