Что такое парадокс в литературе определение

Значение слова «парадокс»

Что такое парадокс в литературе определение. Смотреть фото Что такое парадокс в литературе определение. Смотреть картинку Что такое парадокс в литературе определение. Картинка про Что такое парадокс в литературе определение. Фото Что такое парадокс в литературе определение

[От греч. παράδοξος — необыкновенный, странный]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

В самом широком смысле под парадоксом понимают высказывание, которое расходится с общепринятым мнением и кажется нелогичным (зачастую лишь при поверхностном понимании). Парадокс, в отличие от афоризма, поражает неожиданностью. Например, уайльдовский «Разводы совершаются на небесах». Парадокс — это всегда полуправда и это, как говорил Оскар Уайльд, «лучшее, чего мы можем достичь, потому что абсолютных правд не существует». Парадокс своей стилизованной формой напоминает афоризм. В парадоксе привычная истина рушится на глазах и даже высмеивается. Например, «Я слышал столько клеветы в Ваш адрес, что у меня нет сомнений: Вы — прекрасный человек!» (О. Уайльд), «Взаимное непонимание — самая подходящая основа для брака» (О. Уайльд).

Парадоксальность — неожиданность, непривычность, оригинальность, противоречивость себе, исходным посылкам, общепринятому, традиционному взгляду или здравому смыслу по содержанию и/или по форме. Антонимом парадоксальности является ортодоксальность — проверенность, традиционность. «Ортодоксальный» — буквально «следующий господствующей традиции».

ПАРАДО’КС, а, м. [от греч. paradoxos — противоречащий общепринятому, странный] (книжн.). Мнение, резко расходящееся с обычным, общепринятым, противоречащее (часто только с виду) здравому смыслу. Поэзия Шекспира часто вернее действительности, — и это не парадокс, подхватил литератор. Григорович. Щеголять парадоксами.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

парадо́кс

1. филос. в формальной логике — противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений

3. книжн. явление, противоречащее обычным представлениям, не соответствующее естественным ожиданиям ◆ Был тогда такой парадокс: чем больше предприятие истратит денег, тем больше можно было заказать на следующий год из бюджета. Артём Тарасов, «Миллионер», 2004 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое парадокс в литературе определение. Смотреть фото Что такое парадокс в литературе определение. Смотреть картинку Что такое парадокс в литературе определение. Картинка про Что такое парадокс в литературе определение. Фото Что такое парадокс в литературе определениеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова пресмыкательство (существительное):

Источник

Парадокс

Библиография:
Горнфельд А. Г., Фигура в поэтике и риторике, сб. «Вопросы теории и психологии творчества», т. I, изд. 2-е, Харьков, 1911, стр. 335—339.

Полезное

Смотреть что такое «Парадокс» в других словарях:

ПАРАДОКС — (греч. paradoxos неожиданный, странный) в широком смысле: утверждение, резко расходящееся с общепринятым, устоявшимся мнением, отрицание того, что представляется «безусловно правильным»; в более узком смысле два противоположных утверждения, для… … Философская энциклопедия

ПАРАДОКС — (греч., от para против, и doxa мнение). Положение, противное принятым убеждениям, мнение, с виду ложное, хоти часто истинное в основании. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАРАДОКС 1) мысль,… … Словарь иностранных слов русского языка

Парадокс — Парадокс ♦ Paradoxe Мысль, идущая вразрез с устоявшимся мнением или с самым мышлением. Слово «парадокс» имеет два значения. В стремлении пойти против устоявшихся мнений (doxa) нет ничего предосудительного, что, конечно, не означает, будто … Философский словарь Спонвиля

парадокс — а, м. paradoxe m. <гр. pardoxos неожиданный. 1. Мнение, положение, резко расходящееся с общепринятым, обычным; мысль, противоречащая (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу. БАС 1. Академики или Сцептики, делали парадоксами… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

парадокс — (от греч. paradoxos неожиданный, странный) 1) мнение, суждение, умозаключение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее «здравому смыслу» (иногда лишь на первый взгляд); … Большая психологическая энциклопедия

парадокс — См. мысль. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. парадокс изречение, мысль; антиномия, противоречие Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

парадокс — ПАРАДОКС (от греч. para вне и doxa мнение). 1) В широком (внелогическом) смысле все то, что так или иначе вступает в конфликт (расходится) с общепринятым мнением, подтвержденным традицией, законом, правилом, нормой или здравым смыслом.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ПАРАДОКС — (от греческого paradoxos неожиданный, странный), 1) неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод. 2) В логике противоречие, полученное в результате внешне логически правильного рассуждения, приводящее к… … Современная энциклопедия

ПАРАДОКС — ПАРАДОКС, парадокса, муж. (от греч. paradoxos противоречащий общепринятому, странный) (книжн.). Мнение, резко расходящееся с обычным, общепринятым, противоречащее (часто только с виду) здравому смыслу. «Поэзия Шекспира часто вернее… … Толковый словарь Ушакова

Парадокс — (от греческого paradoxos неожиданный, странный), 1) неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод. 2) В логике противоречие, полученное в результате внешне логически правильного рассуждения, приводящее к… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Источник

Парадокс

ПАРАДОКС (греч. paradoxos — «противоречащий обычному мнению») — выражение, в котором вывод не совпадает с посылкой и не вытекает из нее, а, наоборот, ей противоречит, давая неожиданное и необычное ее истолкование (напр. «Быть естественным — поза», «Я поверю, чему угодно, лишь бы оно было совсем невероятным» — О. Уайльд). Для П. характерны краткость и законченность, приближающие его к афоризму (см.), подчеркнутая заостренность формулировки, приближающая его к игре слов, каламбуру и т. п., и наконец необычность содержания, противоречащая общепринятой трактовке данной проблемы, к-рая затрагивается П. Отсюда понятие парадоксальности приближается к понятию оригинальности, смелости суждений и т. д., самый же П. может быть и верен и неверен в зависимости от содержания. П. присущ не только художественной литературе, он характерен и для политической, философской и т. п. литературы.

В художественной литературе П. играет весьма различную роль и по употреблению и по содержанию. С одной стороны, он выступает в речи персонажей как одно из средств интеллектуальной характеристики персонажа. Таковы напр. парадоксы Рудина (в одноименном романе Тургенева) в спорах с Пигасовым («Убеждение в том, что нет убеждений, есть уже убеждение», «Отрицание теории есть уже теория»), нужные Тургеневу для раскрытия умственного превосходства Рудина над окружающими. Аналогична при ином классовом содержании насыщенность П. речи лорда Генри в «Портрете Дориана Грэя» О. Уайльда и т. д. С другой стороны, П. является одним из моментов самой системы повествования писателя, являясь характерной чертой его стиля (т. е. уже не связывается с речью персонажа, как у Тургенева), как напр. у А. Франса, Б. Шоу, О. Уайльда, Ницше и др. И в том и в другом случае П., выступает как одно из средств поэтического языка, определяясь в своем содержании и использовании характером данного творчества и — шире — классового литературного стиля. Так, у О. Уайльда мы встречаем поверхностный и эпатирующий П. («Только поверхностный человек не судит о людях не по внешности», «Этические пристрастия в художнике — непростительная манерность стиля», «Искренность мешает искусству», «Лучший способ отделаться от искушения — поддаться ему» и т. п.), у А. Франса философско-иронический («Христианство много сделало для любви, объявив ее грехом»), у Б. Шоу — разоблачающий и т. д. и т. д. Приближаясь к игре слов, П. наиболее сильно культивируется авторами, тяготеющими к художественной иронии. Есть попытки перенести понятие П. в область композиции, говоря о парадоксальных ситуациях (напр. «Кентервилльское приведение» О. Уайльда, где не привидение пугает людей, а люди пугают привидение, дает парадоксальную ситуацию). Однако такое расширительное толкование П. лишает его всякой определенности, поскольку здесь отпадают все словесные особенности парадокса как определенного словесного построения (афористичность, краткость, игра слов и т. д.) и заменяются чисто логической формулировкой, не являющейся термином.

В стилистике парадокс рассматривается в отделе фигур (см.).

Библиография: Горнфельд А. Г., Фигура в поэтике и риторике, сб. «Вопросы теории и психологии творчества», т. I, изд. 2-е, Харьков, 1911, стр. 335—339.

Источник

Что такое Парадокс

Парадокс — то, что резко отличается от принятого в обществе положения дел или противоречит образу мышления общества. Это может быть идея, концепция, задумка и т. д.

Более узкое значение парадокса — это две ситуации, обе из которых можно логически обосновать, но при этом они противоречат друг другу. Также парадоксом называют высказывания, части которого правдивы сами по себе, но совместно приводят нас к противоречивому выводу.

Синоним слова парадокс — противоречие.

Парадоксальный — значит невероятный, непостижимый, удивительный, поражающий. Ситуация, когда казалось одно, а в итоге обернулось другим.

Примеры парадокса

Парадоксы в литературе

Парадоксы часто используются писателями для придания иронического оттенка словам. Например, И. С. Тургеневым, О. Уайлдом, Дж. Б. Шоу и другими.

Так, например, ирландский писатель Джордж Бернард Шоу говорил, что его способ шутить — это говорить правду. Заявление парадоксально, потому что мы обычно противопоставляем шутку правде. А здесь автор связывает эти два действия.

Герой пьесы Бернарда Шоу «Дома вдовца» заявляет, что чем грязнее квартира, тем больше ренты она приносит. Парадоксально, не правда ли? Ведь редко кто захочет жить в грязной квартире, да и сдавать такую квартиру по высокой цене вряд ли удастся. Как же она может приносить больше денег?

«Конец счастью и начало покоя».
Дж. Б. Шоу («Дом, где разбиваются сердца»)

Шоу опять приводит парадоксальную ситуацию, в которой отсутствие счастья почему-то приводит к покою на душе.

«Я — атеист, благодарю за это Бога».
Дж. Б. Шоу (оригинал: I’m an atheist and I thank God for it)

На лицо ещё один парадокс. Если человек атеист — значит он не верит в богов.

«Ты любишь всех, а любить всех — значит не любить никого. Тебе все одинаково безразличны».
Оскар Уайльд

Парадоксы в философии

Парадоксы Ницше

«Ложность суждения ещё не служит для нас возражением против суждения; это, быть может, самый странный из наших парадоксов».
Фридрих Ницше

Немецкий философ Фридрих Ницше разбирался, что такое истина и ложь, и пришёл к парадоксу:

«Правдивый человек в конце концов приходит к пониманию, что он всегда лжёт».

По мнению философа, ложь в жизни есть всегда. Ты можешь это отрицать, но тогда ты будешь лжецом, потому что лжешь себе и другим, или можешь признать это и будешь считаться правдивым человеком.

Но признать тебе придётся не только, что ложь — это основополагающий принцип жизни, но также и то, что каждый человек врёт. То есть парадокс в том, что признавая, что каждый человек врёт, ты становишься человеком, говорящим правду.

Буриданов осёл

Французский философ Жан Буридан был автором известного парадокса про Буриданова осла.

Осёл не мог сделать выбор между двумя стогами сена, которые стояли перед ним, и в результате умер от голода. Этот парадокс заключается в том, что чем больше выбора, тем меньше вероятность того, что мы сделаем выбор.

Парадокс Еврипида

Парадокс древнегреческого писателя и философа Еврипида:

«Звание свободного человека дороже всего».

Парадокс в том, что свобода не звание. Человек должен быть свободен по своей природе, он не должен добиваться того, чтобы ему присвоили свободу.

Однако Еврипид жил в Древней Греции — в рабовладельческом государстве. Заявление писателя парадоксально ещё и потому, что он пытался указать обществу другой путь развития, основанный не на рабстве. То есть в своих высказываниях противоречил сложившемуся образу мышления.

Парадокс лжеца

Широко известен парадокс древнегреческого философа Евбулида «Лжец». Формулировка различна, но суть в следующем: философ утверждает, что все люди лгут.

При этом, если он, утверждая это, говорит правду, то согласно его же заявлению он лжёт (т. к. все люди лгут). Так всё-таки он лжёт или говорит правду?

Или более короткая версия этого парадокса: «Я лгу» — заявление истинно или ложно?

Суть парадокса в том, что философ одновременно и говорит правду, и лжёт. То есть мы делаем два противоречащих друг другу утверждения. В этом и заключается парадокс.

Парадоксы в искусстве

Под парадоксом в искусстве понимается противоречивость того, что вы видите. То есть ваши глаза видят одно, а ваш мозг понимает другое. Так называемый зрительный обман.

Такое противоречие присуще художникам-сюрреалистам:

Парадокс и софизмы

Софизм (греч. σοφισμα (sophisma) — уловка, головоломка) — ложное высказывание с ошибкой в логических размышлениях. При этом софисты делали ошибку специально. Они пытались запутать оппонента и выиграть спор.

Софизмы использовались в логике, риторике, философии, математике, физике.

Примеры софизмов

Если стакан наполовину пуст — это значит, что он наполовину полон. А если половины равняются друг другу, значит целые вещи также будут равны. Получается, что пустое = полное.

Другим примером софизма может быть распространённый софизм про рога. «Если ты что-то не терял, значит ты это имеешь. Ты не терял рога, значит у тебя есть рога».

Оба софизма построены на формуле А = Б, Б = В, соответственно, В = А. Но такое математическое равенство не всегда срабатывает в случае с логикой.

В первом софизме ошибка допущена в размышлении. Наполовину пустой не означает половину пустоты. Наполовину пустой — это заполненный лишь наполовину. Поэтому нельзя приравнивать пустоту к полноте.

Во втором софизме ошибка в том, что рога и не были твоими. Это «что-то», которое ты не потерял и которое ты имеешь, не включало рога. Поэтому к «что-то» их нельзя отнести. А соответственно, второе предложение ошибочно.

Парадокс и апория

Апория (образовано от греческого слова: ἀπορία — затруднение, безвыходная ситуация) — это всегда выдуманные неразрешимые ситуации.

В таких ситуациях наши знания, основанные на нашем опыте, сталкиваются со знаниями, которые мы получаем, когда анализируем ситуацию. Апории используются в логике и риторике.

В то время как парадокс описывает ситуации, которые могут произойти в действительности.

Примеры логических апорий

Самым известным философом, имя которого связано с апориями, был древнегреческий философ Зенон Элейский. «Ахиллес и черепаха» — одна из апорий Зенона.

Согласно этой апории Ахиллес не догонит черепаху, если черепаха начнёт двигаться, находясь впереди Ахиллеса.

Пока Ахиллес преодолевает расстояние, которое проползла черепаха, та будет двигаться дальше и дальше.

Пока Ахиллес делает, допустим, 10 шагов, черепаха успевает проползти 9 шагов. Ахиллес делает 9 шагов, черепаха — 8. И так до бесконечности.

Примеры апорий в риторике

В риторике под апорией понимается намеренное высказывание, которое выражает сомнение или вопрос. Как правило, апория используется в форме риторического вопроса.

Такой метод используется для введения собеседника в заблуждение: мол, якобы вы не в курсе или не знаете ответа на вопрос.

«Разве это не удовольствие, — сказал Кандид, — всё критиковать и находить недостатки там, где другие не видят ничего кроме красоты?»*.
Вольтер «Кандид, или оптимизм»
* Перевод оригинала: “But is there not a pleasure,” said Candide “ in criticizing everything, in pointing out faults where others see nothing but beauties?”

Антиномия

Антиномия (от греч. antinomia противоречие в законе) — два заявления не совпадают друг с другом и не допускают друг друга, но при этом каждое из них можно обосновать.

Считается одной из форм парадокса. А некоторые учёные даже считают, что антиномия и логический парадокс — это одно и то же.

Антиномия отличается от софизма тем, что не содержит ошибку в вычислениях или логических размышлениях. Она состоит из заявлений, которые исключают друг друга.

Так, парадокс Евбулида «Лжец» считается антиномией. Потому что содержит в себе противоречие: нужно одновременно и лгать, и говорить правду. Что невозможно.

Другим примером является логический парадокс про цирюльника. Звучит он так: цирюльник бреет только тех людей, которые самостоятельно не бреются. Может ли цирюльник брить самого себя?

Если цирюльник сам не бреется, то тогда он может брить сам себя. Но тогда, если он сам себя бреет, то уже нарушает правило не бриться самостоятельно, чтобы тебя брил цирюльник.

Эти заявления связаны друг с другом, но при этом исключают и отрицают друг друга. Налицо антиномия.

Антиномия чистого разума

Немецкий философ Иммануил Кант ввёл понятие антиномия чистого разума. Он подразумевал, что при таком состоянии чистый разум человека раздваивается, а законы, по которым он живёт, противоречат друг другу.

Афоризмы

Афоризм (греч. ’αφορισμός — определение) — короткое мудрое высказывание.

Парадоксы из художественных произведений нередко становятся афоризмами.

Примеры афоризмов

«Лишь ласковый имеет дар пленять».
Еврипид

«Сердце живёт в настоящем, ум в будущем: оттого между ними так мало согласия».
Пьер Буаст

«Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни».
Конфуций

Источник

Парадокс

Что такое парадокс в литературе определение. Смотреть фото Что такое парадокс в литературе определение. Смотреть картинку Что такое парадокс в литературе определение. Картинка про Что такое парадокс в литературе определение. Фото Что такое парадокс в литературе определение

Что такое парадокс в литературе определение. Смотреть фото Что такое парадокс в литературе определение. Смотреть картинку Что такое парадокс в литературе определение. Картинка про Что такое парадокс в литературе определение. Фото Что такое парадокс в литературе определение

Парадо́кс (от др.-греч. παράδοξος — неожиданный, странный от др.-греч. παρα-δοκέω — кажусь) — ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения. Следует различать парадокс и апорию. Апория, в отличие от парадокса, является вымышленной, логически верной, ситуацией (высказыванием, утверждением, суждением или выводом), которая не может существовать в реальности.

В самом широком смысле под парадоксом понимают высказывание, которое расходится с общепринятым мнением и кажется нелогичным (зачастую лишь при поверхностном понимании). Парадокс, в отличие от афоризма, поражает неожиданностью. Например, уайльдовский «Разводы совершаются на небесах». Парадокс — это всегда полуправда и это, как говорил Оскар Уайльд, «лучшее, чего мы можем достичь, потому что абсолютных правд не существует». Парадокс своей стилизованной формой напоминает афоризм. В парадоксе привычная истина рушится на глазах и даже высмеивается. Например, «Я слышал столько клеветы в Ваш адрес, что у меня нет сомнений: Вы — прекрасный человек!» (О. Уайльд), «Взаимное непонимание — самая подходящая основа для брака» (О. Уайльд).

Парадоксальность — неожиданность, непривычность, оригинальность, противоречивость себе, исходным посылкам, общепринятому, традиционному взгляду или здравому смыслу по содержанию и/или по форме. Антонимом парадоксальности является ортодоксальность — проверенность, традиционность. «Ортодоксальный» — буквально «следующий господствующей традиции».

Содержание

Парадоксы в логике

Парадоксы в науке

Современные науки, использующие логику в качестве инструмента познания, нередко наталкиваются на теоретические противоречия либо на противоречия теории опыту. Это бывает обусловлено неверной аксиоматизацией теорий, логическими ошибками в построении суждений, несовершенством существующих в настоящее время научных методов или недостаточной точностью используемых в опытах инструментов.

Наличие парадокса стимулирует к новым исследованиям, более глубокому осмыслению теории, её «очевидных» постулатов и нередко приводит к полному её пересмотру.
Примерами парадоксов в науке могут служить Парадокс Рассела, Парадокс Банаха — Тарского, Парадокс Гараи, Парадокс Смейла, Парадокс Хаусдорфа, ЭПР-парадокс

Парадоксы в искусстве

Парадокс как художественный приём

Парадоксальность — чрезвычайно распространённое качество, присущее произведениям самых разных жанров искусства. В силу своей необычности парадоксальные высказывания, названия, содержания произведений неизменно привлекают к себе внимание людей. Это широко используется в разговорном жанре, в театральном и цирковом искусствах, в живописи и фольклоре. Хороший оратор обязательно использует этот приём в своих выступлениях для поддержания живого интереса слушателей. Комизм большинства анекдотов заключается в описании необычной, оригинальной ситуации. Популярная детская «поэзия нелепостей» Льюиса Кэрролла и Корнея Чуковского также построена на этом художественном приёме.

Парадоксальны многие афоризмы известных мыслителей. Напр., высказывания Вольтера: «Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью» или Ницше: «Нищих надобно удалять — неприятно давать им и неприятно не давать им», Фрумкера: «Мужчина от женщины отличается тем, что перед совершением ошибки он всё тщательно продумывает». Парадоксальностью отличаются и афоризмы Козьмы Пруткова, Бернарда Шоу.

Парадокс в музыке

В классической музыке парадоксом принято называть изысканные, странные произведения или фрагменты, отличающиеся от традиционного звучания. Также парадоксами в древней Греции называли победителей в олимпийских состязаниях певцов и исполнителей инструментальной музыки.

См. также

Литература

Что такое парадокс в литературе определение. Смотреть фото Что такое парадокс в литературе определение. Смотреть картинку Что такое парадокс в литературе определение. Картинка про Что такое парадокс в литературе определение. Фото Что такое парадокс в литературе определение
Что такое парадокс в литературе определение. Смотреть фото Что такое парадокс в литературе определение. Смотреть картинку Что такое парадокс в литературе определение. Картинка про Что такое парадокс в литературе определение. Фото Что такое парадокс в литературе определение
Что такое парадокс в литературе определение. Смотреть фото Что такое парадокс в литературе определение. Смотреть картинку Что такое парадокс в литературе определение. Картинка про Что такое парадокс в литературе определение. Фото Что такое парадокс в литературе определение

Полезное

Смотреть что такое «Парадокс» в других словарях:

ПАРАДОКС — (греч. paradoxos неожиданный, странный) в широком смысле: утверждение, резко расходящееся с общепринятым, устоявшимся мнением, отрицание того, что представляется «безусловно правильным»; в более узком смысле два противоположных утверждения, для… … Философская энциклопедия

Парадокс — (греч. paradoxos «противоречащий обычному мнению») выражение, в котором вывод не совпадает с посылкой и не вытекает из нее, а, наоборот, ей противоречит, давая неожиданное и необычное ее истолкование (напр. «Быть естественным поза», «Я поверю,… … Литературная энциклопедия

ПАРАДОКС — (греч., от para против, и doxa мнение). Положение, противное принятым убеждениям, мнение, с виду ложное, хоти часто истинное в основании. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАРАДОКС 1) мысль,… … Словарь иностранных слов русского языка

Парадокс — Парадокс ♦ Paradoxe Мысль, идущая вразрез с устоявшимся мнением или с самым мышлением. Слово «парадокс» имеет два значения. В стремлении пойти против устоявшихся мнений (doxa) нет ничего предосудительного, что, конечно, не означает, будто … Философский словарь Спонвиля

парадокс — а, м. paradoxe m. <гр. pardoxos неожиданный. 1. Мнение, положение, резко расходящееся с общепринятым, обычным; мысль, противоречащая (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу. БАС 1. Академики или Сцептики, делали парадоксами… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

парадокс — (от греч. paradoxos неожиданный, странный) 1) мнение, суждение, умозаключение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее «здравому смыслу» (иногда лишь на первый взгляд); … Большая психологическая энциклопедия

парадокс — См. мысль. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. парадокс изречение, мысль; антиномия, противоречие Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

парадокс — ПАРАДОКС (от греч. para вне и doxa мнение). 1) В широком (внелогическом) смысле все то, что так или иначе вступает в конфликт (расходится) с общепринятым мнением, подтвержденным традицией, законом, правилом, нормой или здравым смыслом.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ПАРАДОКС — (от греческого paradoxos неожиданный, странный), 1) неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод. 2) В логике противоречие, полученное в результате внешне логически правильного рассуждения, приводящее к… … Современная энциклопедия

ПАРАДОКС — ПАРАДОКС, парадокса, муж. (от греч. paradoxos противоречащий общепринятому, странный) (книжн.). Мнение, резко расходящееся с обычным, общепринятым, противоречащее (часто только с виду) здравому смыслу. «Поэзия Шекспира часто вернее… … Толковый словарь Ушакова

Парадокс — (от греческого paradoxos неожиданный, странный), 1) неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод. 2) В логике противоречие, полученное в результате внешне логически правильного рассуждения, приводящее к… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *