Что такое параграф в учебнике биологии

ГДЗ биология 6 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 37 Рост и развитие – свойства живых организмов

Стр. 154. Вспомните

№ 1. Что такое рост?

Рост – это увеличение линейных размеров и массы особи, а также его отдельных органов за счет увеличения массы и числа клеток, а также неклеточных образований.

№ 2. Какие признаки свидетельствуют о росте организмов?

О росте организмов могут свидетельствовать увеличение их размеров и массы через определённый промежуток времени.

Стр. 154. Вопросы после параграфа

№ 1. Что лежит в основе роста организмов?

В основе роста любого живого организма лежит деление клеток способом митоза, при котором каждая дочерняя клетка получает набор хромосом, который идентичен материнской клетке, и как следствия – увеличения их количества.

№2. За счёт чего происходит рост корня и побега у растений?

Корень у растений растет за счет зоны деления клеток, который располагается на самом кончике корня и покрыт корневым чехликом, предотвращающим механическое повреждение делящихся клеток.

Рост побега растения также происходит за счет деления клеток, которые находятся в его верхней точке – конусе наращивания.

№ 3. Как зависит рост и развитие организмов от условий среды обитания?

Рост и развитие организмов напрямую зависят от условий, в которых они обитают. Например, семена у растений могут прорастать только при достаточной увлажненности почвы. А для размножения споровых растений обязательным условием является наличие воды на поверхности субстрата. Аналогично и фотосинтез в растениях возможен только при наличии достаточного количества света и, как правило, у большинства видов активнее происходит в теплое время года. Соответственно, именно весна и лето являются благоприятными для роста и развития растений. К осени все эти процессы утихают.

Стр. 155. Задание

№ 1. Прочитайте текст параграфа, составьте план ответа на вопрос: «Что лежит в основе роста организмов?»

Основа роста – деление клеток в живом организме.

Способы размножения: половой и бесполый.

Ядро как центр и начало в процессе деления клетки.

№ 2. Сравните особенности роста и развития организмов. Данные представьте в виде таблицы.

Свойства организмовРостРазвитие
Особенности свойствУвеличение массы и размеров организмов. Для растений характерен рост в течение всей жизни, для животных – неодинаковая скорость роста, его неравномерность и, как следствие, изменение пропорций тела с возрастом. Причина роста организмов – деление и рост клеток образовательной ткани.Является качественным изменением (упрощением или усложнением) особи с момента ее зарождения и до конца жизни. Может быть индивидуальным (онтогенез) или историческим (филогенез). Индивидуальное развитие происходит за счет обмена веществ, а потому является сложным процессом количественных изменений и качественных превращений, которые происходят в живом организме. Его закономерность это: периодичность, неравномерность, ритмичность.

Стр. 155. Подумайте

Почему рост и развитие взаимосвязаны?

Рост и развитие очень тесно связаны друг с другом и представляют разные стороны единого процесса – индивидуального развития, а потому являются неотъемлемой частью любого живого организма.

В одном и том же организме процессы роста и развития могут происходить в разном сочетании. Например, организм может расти, но в то же время развиваться медленно, или, наоборот, при замедленном росте быстро развиваться. Границу между этими двумя понятиями можно установить только условно, потому что она определяется исключительно чувствительностью средств, которые используются для изучения роста и развития – наблюдение, применение лупы и микроскопа, глазомерная оценка и т.д. При визуальном наблюдении может казаться, что растение в период кущения только растет. Однако при внимательном изучении можно увидеть закономерные отличия в каждом последовательно появляющемся листе на новом месте.

Глава 4.

Строение и многообразие покрытосеменных растений

Источник

§ 1. Биология — наука о живой природе — Пасечник. 5 класс. Учебник

Вопросы в конце параграфа

1. Что изучает биология?

Биологов интересует всё, что связано с жизнедеятельностью живых организмов: их строение, многообразие, развитие, размножение, питание, образ жизни и т.д.

2. Что называют биосферой?

Биосферой называют оболочку планеты внутри которой обитают живые организмы. На земле живые организмы обитают в почве, в нижних слоях атмосферы, в гидросфере и в верхних слоях литосферы.

3. Какое значение имеет биология?

Знания, полученные биологами всего мира, помогают людям в самых разных ситуациях и видах деятельности.

В сельском хозяйстве биология помогает:

В медицине биология помогает:

В повседневной жизни биология помогает:

4. Почему необходимо изучать биологию?

Человек — не единственный вид живых существ на Земле. Кроме людей на планете обитает огромное количество растений, животных и других живых организмов. Мы, люди, должны изучить и себя, и наших соседей по планете. Изучение биологии позволит нам не только обеспечить безопасность себе и другим живым организмам Земли, но и поможет улучшить нашу жизнь и сделать её более комфортной, приятной и продолжительной.

5. Что изучает экология?

Экология — это один из разделов биологии, который изучает взаимосвязь живых организмов на планете, их влияние друг на друга и на окружающую среду.

Подумайте

Почему считают, что роль биологии в жизни человека в XXI веке будет возрастать?

С каждым годом количество людей на планете все увеличивается, а разнообразие животных и растений наоборот уменьшается. Людям требуется всё больше и больше пищи, воды, различных вещей. Но наша планета не увеличивается, они остаётся всё такого же размера. У людей нет возможности бесконечно увеличивать площади полей и пастбищ. Необходимо создавать новые эффективные способы производства пищи и необходимых для жителей Земли предметов. Создание таких способов — одна из важнейших задач биологии. Именно поэтому с каждым годом роль и необходимость биологической науки будет возрастать.

Кроме того, именно биология помогает людям создавать новые лекарства и медицинские препараты для борьбы с самыми разными заболеваниями. Ученые учатся лечить раковые опухоли, различные генетические заболевания, болезни сердечно-сосудистой системы и т.д. Благодаря достижениям биологии, в XXI веке уже увеличилась продолжительность жизни людей и учёные продолжают работать в этом направлении, чтобы человек мог прожить долгую и активную жизнь.

Несомненна роль биологии и в сохранении природы и окружающей среды. Без должного внимания к данной теме баланс между естественными процессами в природе и деятельностью человека может быть нарушен. Из-за хозяйственной деятельности людей, растения и животные лишаются привычных мест обитания, пищи, возможности выращивать потомство. В результате каждый год на планете исчезают многие виды живых существ. Задача биологов в XXI веке — сохранить наш мир для будущих поколений. И, как мы видим, выполнять эту задачу с каждым годом всё сложнее и сложнее.

Задания

Выясните у своих родителей их мнение о значении биологии в жизни современного человека Подготовьте сообщение, в котором приведите конкретные примеры использования биологических знаний в повседневной жизни человека.

Как биология помогает моей семье

Многие люди думают что биология — это какая-то очень сложная и далёкая от повседневной жизни наука. Что учёные-биологи сидят в кабинетах со своими микроскопами и мензурками и часами наблюдают за микробами или поведением подопытных мышей. Именно такой образ биологии сложился у большинства благодаря фильмам и книгам. Но только ли этим занимается биология? И вообще, нужна ли биология и её достижения для обычного человека в его повседневной жизни?

Что такое параграф в учебнике биологии. Смотреть фото Что такое параграф в учебнике биологии. Смотреть картинку Что такое параграф в учебнике биологии. Картинка про Что такое параграф в учебнике биологии. Фото Что такое параграф в учебнике биологии

На самом деле знаниями и достижениями биологии мы пользуемся буквально на каждом шагу, хоть и не догадываемся об этом. Вы замечали, что мама, когда ухаживает за комнатными растениями, зачем-то отделяет листочки и веточки и ставит их в воду? Потом же эти листочки и веточки дают корни и из них вырастают новые полноценные растения? Оказывается в этой ситуации мама использует знания о вегетативном способе размножения растений. Но работает он далеко не со всеми цветами. Для того чтобы ухаживать за комнатными растениями, надо знать какие условия для них самые благоприятные. Так что без знания биологии тут не обойтись.

Что такое параграф в учебнике биологии. Смотреть фото Что такое параграф в учебнике биологии. Смотреть картинку Что такое параграф в учебнике биологии. Картинка про Что такое параграф в учебнике биологии. Фото Что такое параграф в учебнике биологии

А бабушка? Зачем она в конце зимы начинает замачивать семена, а потом всю весну выращивает на подоконнике рассаду? На самом деле бабушка тоже применяет знания биологии. Она знает, что в условиях Средней полосы России для получения урожая помидор или перцев надо заранее вырастить саженцы в парнике или дома на подоконнике, чтобы в течение не слишком продолжительного лета плоды успели вырасти и созреть. Что касается семян, то для их прорастания бабушка создаёт специальные условия: тёплую и влажную среду. Без этого зародыш так и будет «спать».

Что такое параграф в учебнике биологии. Смотреть фото Что такое параграф в учебнике биологии. Смотреть картинку Что такое параграф в учебнике биологии. Картинка про Что такое параграф в учебнике биологии. Фото Что такое параграф в учебнике биологии

Папа тоже с удовольствием пользуется плодами трудов учёных-биологов. Он же любит пить кефир, кушать сметану и йогурты, делать бутерброды с сыром и пить квас? Для того, чтобы получились все эти вкусные продукты требуется работа очень маленьких живых организмов — бактерий. Учёные-биологи изучили способности очень многих бактерий и выяснили какие из них полезные (например, молочнокислые), а какие вредные (например, палочка ботулизма, которая может вызвать отравление). Эти знания позволяют создавать новые продукты питания и защищать человека от болезней.

Что такое параграф в учебнике биологии. Смотреть фото Что такое параграф в учебнике биологии. Смотреть картинку Что такое параграф в учебнике биологии. Картинка про Что такое параграф в учебнике биологии. Фото Что такое параграф в учебнике биологии

Кстати о болезнях. Когда дедушка сильно простудился, то врач прописал ему особое лекарство — антибиотики. Выпив буквально 5 или 7 таблеток дедушка быстро выздоровел и снова отправился на рыбалку. Так вот эти чудесные таблетки тоже результат работы биологов. Они созданы на основе знаний об организме человека и работы его органов (раздел анатомия). Специальные вещества находящиеся в антибиотиках умеют подавлять рост живых клеток, вызывающих заболевания. То есть они работают как пожарные — гасят очаг болезни. До изобретения таких таблеток люди болели гораздо чаще и даже умирали от обычной простуды.

Что такое параграф в учебнике биологии. Смотреть фото Что такое параграф в учебнике биологии. Смотреть картинку Что такое параграф в учебнике биологии. Картинка про Что такое параграф в учебнике биологии. Фото Что такое параграф в учебнике биологии

И это только несколько примеров из жизни. На самом деле результаты исследований биологической науки люди используют буквально на каждом шагу. Некоторые даже автомобили заправляют особым биологическим топливом сделанным из растения репс. Например мой папа мечтает прокатиться на таком топливе, но в нашем городе ещё не построили такую заправку.

Что такое параграф в учебнике биологии. Смотреть фото Что такое параграф в учебнике биологии. Смотреть картинку Что такое параграф в учебнике биологии. Картинка про Что такое параграф в учебнике биологии. Фото Что такое параграф в учебнике биологии

Словарик

Биология — это наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле. Эта наука изучает животных, растения, людей и всех остальных живых организмов обитающих на планете.

Биосфера — это пространство (оболочка), внутри которого обитают все живые организмы Земли. Биосфера охватывает верхний слой литосферы, почву, гидросферу и нижние слои атмосферы (до озонового слоя Земли).

Экология — это раздел биологии, который изучает отношение живых организмов между собой и с окружающей их средой.

Источник

ГДЗ биология 5 класс Пасечник С бабочкой Дрофа 2020 Линейный курс Задание: 2 Биология – система наук о живой природе

Стр. 16. Вопросы в начале параграфа

№ 1. Что такое наука?

Наука – это исторически сложившаяся система знаний о закономерностях развития природы, общества, о способах планомерного воздействия общества и его мышления на окружающий мир, которая непрерывно развивается. Это раздел определенных знаний, которые получает человек.

№ 2. Кто такие ученые?

Ученые – это специалисты в одной, либо нескольких областях какой-то определенной науки, которые работают в системе научного знания и применяют в своих исследованиях научные методы.

№ 3. Каких ученых-биологов вы знаете?

Я знаю о таких известных ученых-биологах, как: Аристотель, Карл Линней, Жорж Кювье, Чарлз Роберт Дарвин, Луи Пастер, Роберт Кох, Иван
Владимирович Мичурин, Алексей Николаевич Северцов.

Стр. 22. Вопросы после параграфа

№ 1. Что изучает биология?

Биология является наукой о живых существах и их взаимодействиях друг с другом и с окружающей их средой. Изучает все аспекты проявления жизни, а именно: происхождение, строение, рост, функционирование, распределение и эволюцию живых организмов на планете Земля.

№ 2. Почему биологию считают комплексной наукой?

Потому что биология как наука не может существовать и развиваться как отдельная и обособленная от других наук отрасль. Она тесно связана с химией, физикой, историей, астрологией и т.д. Причина этого в том, что все знания, которые получают по отдельности при изучении каждой из этих наук, не только дополняют друг друга, но и объединяются, преобразовываясь в единые законы и теории.

№ 3. Какова роль биологии в современном обществе?

Биология изучает практически все аспекты жизни, включая происхождение, строение, развитие и рост, а также распределение живых организмов на планете и их эволюцию. Полученные в результате такого изучения знания очень ценные и используются в современном мире в разных отраслях. Например, микробиологические данные позволяют разрабатывать сыворотки и вакцины, а также различные противобактериальные препараты, которые могут спасать жизни животным и людям.

Исследования генетического материала тоже очень тесно переплетены с медициной. Это дает возможность еще на эмбриональных стадиях развития человека предупреждать появление тех или иных отклонений и болезней. А знания основ и законов экологии позволяет регулировать длительность человека в пределах сохранения определенной экосистемы, в которой он существует.

Отдельные знания по биологии дают возможность выращивать нужные сорта растений, выводить новые виды, понимать, как бороться с теми или иными вредителями и не нанести вред всему урожаю. Понимание процессов эволюции открывает человеку знания о происхождении и взаимосвязи между собой разных представителей насекомых, птиц, животных. Можно смело заявить, что благодаря биологии существует производство продуктов питания, химической промышленности, а также базируются решения в области техники и строительства.

№ 4. Какие исследования в биологии называются прикладными?

Прикладными исследованиями в биологии называются научные исследования, которые направлены на практическое решение определенных технических и социальных проблем.

Стр. 22. Подумайте

Что общего и какие различия есть между фундаментальными и прикладными исследованиями?

Фундаментальные и прикладные исследования являются двумя формами реализации науки, как профессии, которая характеризуется единым массивом базовых знаний и единой системой подготовки специалистов.

Различаются фундаментальные и прикладные исследования по форме организации и трансляции знаний, по своим социально-культурным ориентациям. Также отличаются они характерными для каждого вида исследования типами форм взаимодействия исследователей и их объединений. Однако все различия относятся исключительно к окружению, в котором работает специалист-исследователь. Сам же исследовательский процесс, а именно получение новых знаний как будущая основа научной профессии, протекает в обоих типах одинаково.

Отличия в организации знаний в фундаментальных и прикладных исследованиях не создают принципиальных препятствий для своевременного и взаимного интеллектуального обогащения этих исследовательских сфер.

Таким образом, можно сказать, что фундаментальные исследования носят теоретический характер, тогда как прикладные базируются на практическом подходе. Основная задача фундаментальных исследований заключается в развитии научных знаний и прогнозов. Прикладные исследования делают основной упор на развитие техники и технологий с непосредственным участием фундаментальной науки.

Стр. 22. Задания

№ 1. Выясните, кто из ваших знакомых имеет профессию, связанную с биологией. Каково их мнение о своей профессии? Почему они ее выбрали?

Моя мама – врач дерматолог. Ее профессия напрямую связана с биологией, потому что она является базовой наукой во врачебном деле. Мама считает, что ее профессия очень важна, потому что помогает людям в решении различных проблем со здоровьем. И такая отрасль медицины, как дерматология зародилась именно на базе исследований, изучений биологии. Выбор такой профессии был очевиден, потому что мама с детства интересовалась медициной и хотела нести пользу людям.

№ 2. Подготовьте мультимедийную презентацию об интересующей вас профессии. В ней раскройте возможные связи с биологией.

Одной из интересующих меня профессий является профессия ветеринара. Это врач, который лечит животных. Такая специальность подойдет тем, кто с удовольствием изучает биологию, любит узнавать что-то новое о живых организмах и хочет разбираться в том, как предупредить различные заболевания у животных.

Очень важно, что ветеринар должен досконально знать биологию, а также зоологию. Именно благодаря таким знаниям он сможет не только определить болезни, характерные для представителей тех или иных биологических видов, но и вылечить их.

Источник

Вопросы к параграфу 9 — ГДЗ по Биологии 5 класс Учебник Пасечник

Что такое параграф в учебнике биологии. Смотреть фото Что такое параграф в учебнике биологии. Смотреть картинку Что такое параграф в учебнике биологии. Картинка про Что такое параграф в учебнике биологии. Фото Что такое параграф в учебнике биологии

§9. Жизнедеятельность клетки, её деление и рост

Вопросы в начале параграфа

1. Что такое хлоропласты?

Хлоропла́сты — зелёные пластиды, которые встречаются в клетках растений. С их помощью происходит фотосинтез. В хлоропластах находится зелёный пигмент хлорофилл (от греческих слов «хлорос» — зеленоватый и «филлон» — лист).

2. В какой части клетки они располагаются?

Хлоропласты располагаются в цитоплазме клетки.

Вопросы в конце параграфа

1. Как можно наблюдать движение цитоплазмы?

Движение цитоплазмы можно наблюдать с помощью микроскопа по перемещению пластид. Зеленые пластиды (хлоропласты) плавно перемещаются вместе с цитоплазмой в одном направлении вдоль клеточной оболочки.

2. Какое значение для растения имеет движение цитоплазмы в клетках?

Движение цитоплазмы способствует перемещению в клетках питательных веществ и воздуха. Чем активнее жизнедеятельность клетки, тем больше скорость движения цитоплазмы.

3. Из чего состоят все органы растения?

Все органы растения состоят из клеток.

4. Почему не разъединяются клетки, из которых состоит растение?

Между оболочками соседних клеток находится особое межклеточное вещество, которое “держит” клетки. К тому же нити цитоплазмы соединяют соседние клетки, проходя через поры в клеточных оболочках

5. Как поступают вещества в живую клетку?

Вещества, необходимые для жизнедеятельности клеток, поступают в них сквозь клеточную оболочку в виде растворов из других клеток и их межклетников.

6. Как происходит деление клеток?

Делению клетки начинается с деления её ядра. Ядро увеличивается, и в нём становятся хорошо заметны тельца (хромосомы). В результате сложного процесса каждая хромосома как бы копирует себя. Образуются две одинаковые части. Затем части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой из двух новых клеток их оказывается столько же, сколько было в материнской клетке. Всё содержимое клетки также равномерно распределяется между двумя новыми клетками, образуется перегородка, а затем 2 новые клетки.

7. Чем объясняется рост органов растения?

Рост органов растения объясняется способностью клеток расти и размножаться. Количество клеток увеличивается, размеры самих клеток увеличиваются, и за счет этого происходит рост органов растений.

8. В какой части клетки находятся хромосомы?

Хромосомы находятся в ядре клетки.

9. Какую роль играют хромосомы?

Хромосомы передают наследственные признаки от клетки к клетке.

10. Чем отличается молодая клетка от старой?

Ядро молодой клетки располагается в центре, а ядро старой клетки — прилегает к клеточной оболочке вместе с цитоплазмой. В старой клетке обычно имеется одна большая вакуоль, а молодые содержат много мелких вакуолей. Молодые клетки способны делиться, в отличие от старых.

Подумайте

Почему клетки имеют постоянное число хромосом?

Во время деления клетки хромосомы копируют себя, и получается такой же набор хромосом. Один набор достается одной клетке, другой — другой клетке. Появляются две клетки с совершенно одинаковым набором хромосом.

Задания для любознательных

Изучите влияние температуры на интенсивность движения цитоплазмы. Наиболее интенсивным оно, как правило, бывает при температуре 37 °С, но уже при температуре выше 40—42 °С оно прекращается.

Нормальная температура для живой клетки 36-37 °С, скорость движения цитоплазмы составляет 1-2 мм/сек. Если аккуратно повышать температуру, то скорость движения цитоплазмы увеличивается. После достижения 40 °С начинается обратный процесс — движение цитоплазмы резко замедляется. При снижении температуры ниже 36 °С происходит постепенное замедление движения цитоплазмы.

При сильном замораживании или нагревании цитоплазма разрушается. Поэтому при охлаждении до низких температур либо при нагревании свыше 40—42 °С движение цитоплазмы останавливается.

Источник

Вопросы к параграфу 10 — ГДЗ по Биологии 5 класс Учебник Пасечник

Что такое параграф в учебнике биологии. Смотреть фото Что такое параграф в учебнике биологии. Смотреть картинку Что такое параграф в учебнике биологии. Картинка про Что такое параграф в учебнике биологии. Фото Что такое параграф в учебнике биологии

§10. Ткани

Вопросы в начале параграфа

1. Одинаковы ли форма и размеры клеток чешуи кожицы лука и листа элодеи?

Форма и размеры клеток чешуи кожицы лука и листа элодеи отличаются. У кожицы лука клетки больше по размеру, чем у листа элодеи. У листа элодеи клетки более вытянутые, чем у лука.

2. Какие различия в строении этих клеток вы отметили?

В клетках листа элодеи присутствуют пластиды — хлоропласты, придающие листу зеленый цвет.

Вопросы в конце параграфа

1. Что называют тканью?

Тканью называют совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющая общее происхождение, строение и выполняющая определённые функции.

2. Какие виды тканей известны у растений?

Выделяют несколько видов тканей у растений: покровные, основные, механические, проводящие и образовательные.

3. Какое строение могут иметь клетки проводящей ткани?

Проводящие ткани образованы живыми или мёртвыми клетками, которые имеют вид трубок. По ним передвигаются растворенные в воде питательные вещества.

4. Какую функцию выполняют клетки образовательной ткани?

Клетки образовательных тканей делятся, образуя новые клетки, из которых формируются другие ткани. Главная функция — создание новых клеток.

Подумайте

Чем можно объяснить особенности строения клеток каждой ткани?

Особенности строения клеток каждой ткани можно объяснить их функциями. Например, покровные ткани выполняют защитную функцию. Они образованы живыми или мёртвыми клетками с плотно сомкнутыми, утолщенными оболочками. Со временем на некоторых органах растений вместо кожицы образуется пробка. Клетки пробки мертвые, полые, имеют утолщенные оболочки. Они надежно защищают органы растения от неблагоприятных условий жизни.

Проводящие ткани образованы живыми или мёртвыми клетками, которые имеют вид трубок. По ним передвигаются растворенные в воде питательные вещества.

Задания

Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты различных растительных тканей, отметьте особенности строения их клеток. По результатам изучения микропрепаратов и текста параграфа заполните таблицу.

Название ткани

Выполняемая функция

Особенности строения клеток

Образована живыми или мертвыми клетками с плотно сомкнутыми, утолщенными оболочками

Придают прочность растениям

Образована группами клеток с утолщенными оболочками. У некоторых клеток оболочки одревесневают. Часто клетки механической ткани удлиненные и имеют вид волокон.

Транспортная функция. По ним передвигаются растворенные в воде питательные вещества.

Образованы живыми или мёртвыми клетками, которые имеют вид трубок (сосуды и ситовидные трубки)

Основная функция — синтез и запасание различных веществ.

Состоят из живых клеток. Различают несколько видов этих тканей в зависимости от того, какую функцию выполняют их клетки.

Делятся, образуя новые клеток для формирования других ткани.

Клетки имеют небольшие размеры, тонкую оболочку и относительно крупное ядро.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *