Что такое параллельная связь в русском языке 6 класс
7.7. Тексты с различными видами связи
Текст и его основные признаки
По характеру связи между предложениями все тексты можно разделить на три разновидности:
Цепная (последовательная, линейная) связь, пожалуй, самый распространённый способ соединения предложений (ср. последовательную связь придаточных в сложноподчинённом предложении). Широкое использование цепных связей во всех стилях речи объясняется тем, что они в наибольшей степени соответствуют специфике мышления, особенностям соединения суждений. Там, где мысль развивается линейно, последовательно, где каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него, неизбежны цепные связи.
Среди различных видов цепной связи по способу выражения наиболее широко распространены:
В качестве примера приведём отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Уездный лекарь»:
Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник, весьма ловко запустил себе под обшлаг пятирублёвую бумажку, причём, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону, и уже совсем было собрался отправиться восвояси, да как-то разговорился и остался.
При построении данного текста каждое последующее предложение развивает предыдущее, причём наиболее значимая информация в предыдущем предложении различными средствами повторяется в последующем, становясь основой для введения новой информации. А эта новая информация в следующем предложении вновь повторяется, становясь основой для следующей новой информации.
Так, первое предложение: Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог – можно условно разделить на две части по типу передаваемой информации. Вначале даётся описание общей ситуации (однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля), а затем – наиболее значимая по смыслу часть, характеризующая то, что, собственно говоря, произошло (я простудился и занемог). Во втором предложении: К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором – дается повтор этой информации. Существительное (лихорадка) соотносится с информацией, передаваемой ранее глаголами того же тематического ряда (простудился и занемог). Новой в этом предложении и потому наиболее значимой становится информация о том, что рассказчик послал за доктором. В следующем предложении: Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый – эта информация вновь повторяется (для этого используется синонимическая замена: доктор → лекарь), а новым является описание доктора. Далее вновь следует отсылка к предшествующему тексту (для этого используется местоимение он), и в качестве новой информации сообщается о поступках и поведении доктора.
Цепные связи очень характерны для деловой, научной, публицистической речи, то есть они присутствуют везде, где есть линейное, последовательное, цепное развитие мысли.
В текстах с параллельной (централизованной) связью связанные по смыслу предложения обычно имеют один и тот же субъект (ср. сложноподчинённые предложения с параллельной связью придаточных частей). Называя действия, события, явления, располагающиеся рядом (рядоположенные), параллельные связи по самой своей природе предназначены для описания и повествования.
Наиболее типичной для текстов с параллельной связью является следующая структура. Сначала следует зачин, содержащий мысль-тезис всего текста. Затем следует серия предложений, раскрывающих эту мысль, причём синтаксическими признаками данных предложений являются:
Лишь в концовке обычно допускается смена временного плана и отсутствие параллелизма.
В качестве примера рассмотрим отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч», в котором автор даёт сопоставительную характеристику своим героям:
Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало и вовсе. Хорь насквозь видел г-на Полутыкина; Калиныч благоговел перед своим господином. Хорь любил Калиныча и оказывал ему покровительство; Калиныч любил и уважал Хоря. Хорь говорил мало, посмеивался и разумел про себя; Калиныч объяснялся с жаром, хотя и не пел соловьём, как бойкий фабричный человек.
Первое предложение представляет собой зачин-тезис: Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Каждое следующее предложение содержит противопоставление Хоря и Калиныча (субъекта здесь два, но они объединены в одно целое в зачине – оба приятеля) по какому-либо признаку, причём это противопоставление даётся через систему параллельных конструкций. Параллелизм структур проявляется, в частности, в том, что предложения представляют собой сложные бессоюзные конструкции, первая часть которых характеризует Хоря, вторая – Калиныча, причём их имена, повторяясь, открывают каждую часть. Далее обычно следует группа сказуемого, причём все глаголы стоят в прошедшем времени обычно несовершенного вида: был, принадлежал, понимал, ладил, ходил, благоговел и т.д. Поскольку целью описания является доказательство полной противоположности характеров героев, то И.С. Тургенев использует систему параллельных контекстуальных антонимов: человек практический, административная голова, рационалист – идеалист, романтик, человек восторженный и мечтательный; понимал действительность, обстроился, накопил деньжонку – ходил в лаптях, перебивался кое-как; расплодил большое семейство – детей и не бывало и вовсе; насквозь видел г-на Полутыкина – благоговел перед господином и т.д. Тем самым повествовательные контексты раскрывают тесно связанные между собой явления.
Третий вид связи между самостоятельными предложениями – присоединение. Это такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению, например: Ефремова жена слыла бабой неглупой – и недаром (Тургенев); Незачем мне оправдываться, да и не в моих это правилах (Чехов).
Присоединительные конструкции обычно содержат дополнительную информацию – по ассоциации, в виде пояснения, комментария и т.д. Они имитируют живую речь с её непринужденностью, естественностью и т.д. Г.А. Солганик в пособии «Стилистика текста» в качестве характерной иллюстрации этого вида связи приводит отрывок из очерка К.И. Чуковского «Чехов»:
И до такой степени он был артельный, хоровой человек, что даже писать он мечтал не в одиночку, а вместе с другими и готов был приглашать к себе в соавторы самых неподходящих людей.
«Слушайте, Короленко. Будем вместе работать. Напишем драму. В четыре действия. В две недели».
Хотя Короленко никогда никаких драм не писал и к театру не имел отношения.
И Билибину: «Давайте вместе напишем водевиль в 2-х действиях! Придумайте 1-е действие, а я – 2-е. Гонорар пополам».
И Суворину: «Давайте напишем трагедию. »
И ему через несколько лет:
«Давайте напишем два–три рассказа. Вы – начало, а я – конец».
Обратите внимание, что присоединение, в отличие от цепной и параллельной связи, имеет более узкое применение в текстообразовании и обычно не способно самостоятельно образовывать тексты.
Кроме того, текст, особенно достаточно объёмный, обычно не строится с использованием какого-либо одного типа связи. Как правило, в тексте наблюдается их совмещение в зависимости от конкретных авторских задач.
Параллельный способ связи предложений
Всего получено оценок: 233.
Всего получено оценок: 233.
Предложения в тексте могут связываться тремя разными способами: присоединительным, последовательным (он же цепной) и параллельным. Последний чаще всего используется в текстах описательного и повествовательного вида, ее еще также называют централизованной, поскольку они имеют один и тот же субъект отношений, что позволяет сравнивать тексты с параллельной связью предложений со сложноподчиненными предложениями, в которых подчиняющиеся части относятся к главной по такому же принципу.
Параллельный способ связи предложений: характерные черты
Наиболее характерная структура текста с параллельной связью выглядит так. Первой идет мысль-зачин, которая представляет собой основной тезис текста. За этой мыслью следует несколько предложений, которые ее раскрывают – они объединены в серию и называется такое явление синтаксическим параллелизмом. Данные предложения параллельны по своей структуре и сказуемые в них выражены в единой форме.
Заканчивается такой текст концовкой, в которой отсутствует параллелизм, обычно меняется временной план. Разобрав текст с такой связью, несложно выделить характерные для всех предложений черты и найти однотипные части.
Предложения, которые соединены параллельной связью, относительно самостоятельны: например, от контекста они зависят меньше, чем при цепной связи. Содержание их также вполне самостоятельное.
Текст с параллельной связью предложений предполагает интересный ритмический рисунок. А еще параллелизм – прекрасная основа для многих стилистических фигур. Так. параллелизм предполагает не только сопоставление, но и противопоставление.
Лучше понять все сказанное поможет пример текста с параллельной связью предложений.
Рассмотрев данный тест, можно заметить, что во всех предложениях соблюдена одна и та же структура: они начинаются с подлежащего, за которым следует сказуемое, выраженное глаголом в прошедшем времени.
Параллельная синтаксическая связь между предложениями в тексте нередко усиливается анафорой, то есть повторением первого слова в каждой синтаксической единице (или даже целого выражения).
Таким образом, определить параллельный способ синтаксической связи не слишком сложно: если текст описательный или повествовательный, нужно посмотреть на структуру предложений: если она имеет характерные общие черты, то надо найти субъект, к которому могут относиться все три предложения. Совпадение всех трех признаков говорит о том, что параллельная связь между предложениями налицо.
Что мы узнали?
Параллельная связь предложений в тексте предполагает соблюдение нескольких правил. Первое – они все относятся к одному предмету (обычно это мысль-тезис, которая раскрывается в предложениях с параллельной связью). Второе – они идентичны или очень схожи по структуре. И третье – текст обычно относится в повествовательному или описательному типу. В некоторых случаях эти признаки усиливаются анафорой. При этом и по содержанию, и контекстуально предложения в тексте с параллельной связью обычно достаточно самостоятельны.
Способы соединения
Благодаря таким связям, текст может иметь различные смысловые отношения между конструкциями. Для объединения предложений в грамотный и понятный текст авторы применяют два ее вида — цепную и параллельную. Первый случай подразумевает связь новых предложений со старыми, образуя звенья одной цепи. Во параллельном случае кажется, будто конструкции не имеют связи, однако они все же выстроены вокруг единого общего тезиса. Правило использования каждого из случаев следует разобрать подробнее.
Цепное соединение является более распространенным и появляется там, где авторская лексика раскрывает тему по порядку. Каждое следующее предложение будто бы продолжает предшествующее или служит его развитием. Также этот тип связи именуют последовательным/линейным. Работа его совсем проста: из предложения извлекается информация и продолжается уже в новом.
Пара примеров: Тусклое зимнее солнце скрылось за тучами. Оно больше не освещало дома и улицы; Мальчик бежал за кошкой и упал. Животное же скрылось за углом.
В последнем примере кошка упоминается как в первой конструкции, так и во второй. Этот повтор позволяет связывать оба высказывания и постепенно развивать мысль.
Используется цепная связь очень часто. Она встречается в различных литературных стилях:
При этом в последнем стиле соединение проявляется наиболее четко, ведь автору в таком проекте нужно создать максимально убедительный и логичный материал. Последовательная связь отлично подходит для повествования, описания и рассуждения. Объяснить это можно тем, что она в некоторой степени имитирует человеческое мышление.
Как можно понять из примера, смысл этой связи заключается в повторе. Чтобы удачно соединить два предложения, они должны содержать одно и то же слово (его синоним) или речь должна идти об одном и том же предмете, вещи и т. д.
Самые популярные варианты линейной связи:
Параллельная связь
Когда человек применяет параллельную связь, конструкции в его проекте несколько независимы друг от друга, но все же выстроены вокруг определенного общего тезиса. По содержанию любое из них выглядит независимым, но при этом считается элементом определенного списка, сопоставления и противопоставления. Пример: Наступило утро. Деревня начала просыпаться. Послышались голоса людей и лай собак. Уличные фонари погасли и открылись магазины.
Смысловым центром в составе этих предложений является выражение наступило утро. Именно вокруг него и формируются все остальные конструкции. Еще этот вид связи именуют централизованным.
Какой в этом тексте порядок — почти неважно. Их можно перемешивать, не меняя общего смысла. Стандартная структура текста:
Небольшой абзац, построенный по такой схеме: Мой пес Тузик — вредное животное. Ночью он громко лает на всех подряд и бегает по двору. По утрам он хочет есть и будит весь дом. Не пройдет и дня, чтобы он не погонял кур по двору и нашего энергичного кота Бориса. Однако я его все равно очень люблю.
Предложения с параллельной связью имеют два характерных признака:
Тексты с параллельным соединением помогают человеку передать мысль о нескольких явлениях, случаях и вещах сразу. Нередко такой пример можно встретить в описании или повествовании.
Сочетание способов
В стандартном тексте оба типа связи редко встречаются по отдельности. Если же он большой, то это практически невозможно. Автор сам решает, какой способ соединения выбрать, исходя из поставленных задач и целей. К примеру, для описания местности или помещения выбирается централизованная связь, а о том, что случилось за день — цепная.
Они оба могут встречаться даже в одном абзаце: Маршрутки все не было, а люди начали беспокоиться. Женщина в красном платье теребила часы на руке, посматривая на циферблат. Мужчина морщился и смотрел на дорогу. Однако дорога все так же была безлюдна и пуста.
Разбор: второе и третье предложения имеют централизованную связь, а последнее — цепную.
Средства связи
Для формирования всех связей существуют как грамматические средства связи, так и смысловые. Всего выделяют три группы:
Каждую из них следует рассмотреть подробнее. Лексические соединения можно условно поделить на шесть типов:
Морфологические и синтаксические
Чтобы создать морфологическую связь, нужно применять разные языковые средства речи. Чаще всего используют:
Части речи | Примеры |
Союзы, частицы и союзные слова | Во время похода я потерял свои часы. Зато наловил целое ведро рыбы. |
Соединение происходит за счет местоимений, местоименных наречий | Рыбаки хорошо устроились у пологого берега реки. Они еще не знали, какой улов их ожидает. |
Наречия места и времени | Посуда на кухне была помыта. Полы и окна просто блестели. Здесь везде царил порядок и чистота |
Глаголы-сказуемые в единой форме времени | Наступила середина зимы. Ударили сильные морозы. Деревья покрылись белоснежным снегом. |
Степень сравнения прилагательного и наречия | Я опоздал на свой рейс. Хуже и быть не могло. |
Синтаксические средства связи можно поделить на 5 категорий. Таблица с примерами и средствами:
Параллельные конструкции синонимов | Мужчина сидел на диване близ телевизора. Ребенок ползал на полу возле его ног. |
Парцелляция — намеренный разрыв связного текста на небольшие части | Девочки уже повзрослели и выползают из своих кроваток. Ползают по комнате. Смеются. |
Неполные предложения | Знаете, где обитают панды? В горных регионах Китая! |
Применение прямого и обратного порядка слов | Это час ей никогда не забыть. Никогда не забыть, как она чуть не попрощалась с жизнью. |
Вводные элементы и риторические вопросы | Во-первых, он самый лучший муж. Во-вторых, он отлично ладит с детьми. |
В сложноподчиненном предложении средством связи служат подчинительные союзы, союзные слова, различные местоимения. В сложносочиненном предложении связь построена на использовании сочинительных союзов: соединительных, противительных и разделительных. Не стоит забывать правильно применять в них запятые.
Бессоюзное соединение существует в сложных предложениях, где все основные элементы связаны при помощи смысла и интонации, без использования союзов.
Для грамотного распознавания нужно понимать, что такое средства связи в русском языке между предложениями или элементами сложного предложения. Кроме того, соединяться могут не только соседние конструкции, но и удаленные.
Авторы не всегда используют все типы в своем тексте. Это больше зависит от целей произведения и его стиля.
«Средства связи предложений в тексте»
Синтаксис рассматривает текст как несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Смысловая связь между предложениями определяется основной мыслью (идеей). Грамматическая связь бывает цепной и параллельной. Часто встречается сочетание цепной и параллельной связи — параллельно-цепная.
Цепная связь предложений в тексте
Цепной (последовательной) называется такая связь между предложениями в тексте, когда они образуют смысловую цепочку, при этом каждое следующее «звено» (т. е. предложение) продолжает по смыслу предыдущее. В таких случаях предложения могут быть связаны с помощью лексических и грамматических повторов: повторения каких-либо слов, замены их синонимами, местоимениями, перифразой, каким-либо соответствием, ассоциацией, одинаковыми формами членов предложения и т. п.:
Москва очень похорошела. К ней не применим печальный закон времени — она делается старше по возрасту, но моложе и красивее по внешнему виду. Мне это особенно приятно: я провёл в Москве своё детство и юные годы (А. Куприн).
Характерные признаки цепной связи
(1) Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. (2) Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её снова. (3) Но, подумал я, старый смотритель, может быть, уже сменён; вероятно, Дуня уже замужем. (4) Мысль о смерти того или другого также мелькнула в уме моём, и я приближался к станции *** с печальным предчувствием (А. Пушкин).
Определим средства связи между предложениями:
Вывод: связь между предложениями — цепная.
Параллельная связь предложений в тексте
Параллельной называется такая связь между предложениями в тексте, когда они содержат перечисление, сопоставление или противопоставление взаимосвязанных действий, событий, явлений:
В полночь, когда я закончил все сборы и вышел во двор посмотреть на погоду, над кровлей ровно гудел ветер. Ярко и чисто сияло далёкое созвездие из пяти белых холодных звёзд. Прозрачные белёсые облачка быстро набегали, и казалось, что весь двор несётся куда-то в чёрную тьму в гудении ветра (По Н. Никонову).
Характерные признаки параллельной связи
(1) На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. (2) Весь дож ещё спал. (3) Настя за воротами ожидала пастуха. (4) Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора (А. Пушкин).
Определим средства связи между предложениями:
Большую роль в образовании связи между предложениями в тексте играют союзы, различные частицы, вводные слова и др.
Конспект урока «Средства связи предложений в тексте».
Параллельный способ связи предложений – примеры
Предложения в тексте могут связываться тремя разными способами: присоединительным, последовательным (он же цепной) и параллельным. Последний чаще всего используется в текстах описательного и повествовательного вида, ее еще также называют централизованной, поскольку они имеют один и тот же субъект отношений, что позволяет сравнивать тексты с параллельной связью предложений со сложноподчиненными предложениями, в которых подчиняющиеся части относятся к главной по такому же принципу.
Параллельный способ связи предложений: характерные черты
Наиболее характерная структура текста с параллельной связью выглядит так. Первой идет мысль-зачин, которая представляет собой основной тезис текста. За этой мыслью следует несколько предложений, которые ее раскрывают – они объединены в серию и называется такое явление синтаксическим параллелизмом. Данные предложения параллельны по своей структуре и сказуемые в них выражены в единой форме.
Заканчивается такой текст концовкой, в которой отсутствует параллелизм обычно меняется временной план. Разобрав текст с такой связью несложно выделить характерные для всех предложений черты и найти однотипные части.
Предложения, которые соединены параллельной связью, относительно самостоятельны – например, от контекста они зависят меньше, чем при цепной. Содержание их также вполне самостоятельное.
Текст с параллельной связью предложений предполагает интересный ритмический рисунок. А еще параллелизм – прекрасная основа для многих стилистических фигур. Так. параллелизм предполагает не только сопоставление, но и противопоставление.
Лучше понять все сказанное поможет рассмотрение примера параллельной связи предложений.
“Он долго сидел на берегу озера. Звезды смотрелись в воду, любуясь собой. Влажный воздух оседал на траве и опавших листьях, покрывал все капельной дымкой. Огни далекого города едва мерцали, представляясь россыпью светлячков. Веяло теплом и нежностью”.
Рассмотрев данный тест, можно заметить, что во всех предложениях соблюдена одна и та же структура – Они начинаются с подлежащего, за которым следует сказуемое, выраженное глаголом в прошедшем времени.
Параллельная синтаксическая связь между предложениями в тексте нередко усиливается анафорой, то есть повторением первого слова в каждой синтаксической единице (или даже целого выражения).
Например: “Что есть человек, если не животное? Что есть счастье, если не жизнь на поводу у своих инстинктов? Что есть социум, если не то, что ограничивает свободную волю? Что есть мир, если не место, которым следует наслаждаться?”.
Таким образом, определить параллельный способ синтаксической связи не слишком сложно: если текст описательный или повествовательный, нужно посмотреть на структуру предложений, если она имеет характерные общие черты, то найти субъект, к которому могут относиться все три предложения. Совпадение всех трех признаков говорит о том, что параллельная связь между предложениями налицо.
Что мы узнали?
Параллельная связь предложений в тексте предполагает соблюдение нескольких правил. Первое – они все относятся к одному субъекту (обычно это мысль-тезис, которая раскрывается в предложениях с параллельной связью). Второе – они идентичны или очень сходи по структуре. И третье – текст обычно относится в повествовательному или описательному типу. В некоторых случаях эти признаки усиливаются анафорой. При этом и по содержанию, и контекстуально предложения в тексте с параллельной связью обычно достаточно самостоятельные.