Что такое параллельная терминология

Специальная педагогика. Шпаргалка

Что такое параллельная терминология. Смотреть фото Что такое параллельная терминология. Смотреть картинку Что такое параллельная терминология. Картинка про Что такое параллельная терминология. Фото Что такое параллельная терминология

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а так же подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Специальная педагогика. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Специальная (или коррекционная) педагогика — одна из отраслей педагогики, которая занимается вопросами образования лиц с нарушениями физического или психического развития. Становление специальной педагогики в нашей стране происходило в рамках науки дефектологии, затем в начале 90-х гг. ХХ в. появился термин «коррекционная педагогика». Другими словами, «наука о дефектах» стала называться «наукой об исправлении дефектов». С точки зрения гуманности такой термин не совсем корректен, ведь каждая личность имеет свои особенности, и общество обязано предложить cвое содействие в помощи таким людям. Во всем мире принят термин «специальная педагогика».

Несмотря на то что специальная педагогика является ветвью общей педагогики и пользуется многими ее терминами и понятиями, она имеет и свой собственный круг понятий и терминов, заимствованный у смежных наук, таких как психология, медицина, социология, философия, культурология. Тем не менее единой терминологии у этой науки не существует, и говорят о так называемой параллельной терминологии, так как представители профессиональной среды предпочитают говорить на своем языке. Приведем некоторые определения терминов, используемых в специальном образовании.

Лицо с ограниченными возможностями (здоровья или жизнедеятельности) — лицо, имеющее нарушение физического или психического развития и вследствие этого имеющее особые образовательные потребности.

Специальное образование — уровень образования, для достижения которого лицам с ограниченными возможностями создаются необходимые условия.

Специальные условия для получения образования — специальные образовательные программы и методы обучения, технические средства, медицинские, психологические, социальные и другие услуги, помогающие лицам с ограниченными возможностями овладеть общеобразовательными и профессиональными образовательными программами.

Специальное образовательное (кор-рекционное) учреждение — образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Физический недостаток — подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток развития (функционирования) органа человека или хроническое соматическое (или инфекционное) заболевание.

Психический недостаток — подтвержденный установленным образом психический недостаток развития.

Сложный недостаток — совокупность физических и психических недостатков.

Тяжелый недостаток — недостаток, при котором обучение сводится к получению элементарных представлений о мире и овладению навыками самообслуживания.

Источник

Специальная педагогика

Каждая из указанных выше предметных областей структурно организована так же, как и общая педагогика, т. е. педагогика данной предметной области (например, сурдопедагогика, олигофренопедагогика и т. п.), содержит ее историю, дидактику, теорию и практику воспитания, специальные методики. Каждая предметная область дифференцирована также по возрастным периодам; достаточно хорошо разработанными считаются дошкольный и
школьный периоды. В то же время проблемы специального образования молодежи с ограниченными возможностями, образование взрослых с ограниченной трудоспособностью, ранняя помощь еще нуждаются в научном исследовании.
Объединяющим теоретико-методологическим началом всех этих предметных областей является собственно специальная педагогика. Она оформляется как теоретическая предметная область на протяжении ХХ в.
Специальная педагогика и ее предметные области тесно связаны со смежными научными областями. Их данные творчески используются специальной педагогикой в исследованиях и практической деятельности, в разработках специальных образовательных технологий, специальных технических средств обучения. К числу таких смежных сфер относятся: философия, история, педагогика, психология, клиническая, социальная и специальная психология, физиология, медицина, социология, лингвистика, психолингвистика, социальная педагогика, физика, информатика, гуманитарные и естественные науки, основы которых входят в содержание соответствующих учебных предметов.
Все более тонкая дифференциация научного и практического знания в сфере специальной педагогики ведет к тому, что постепенно возникают и развиваются новые области педагогического знания, предметом которых будут проблемы образования и развития тех категорий лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, которые сегодня либо находятся вне образовательного пространства, либо научное и практическое знание о которых сегодня невелико и недостаточно для выделения в самостоятельное направление в системе специальной педагогики. Реально также развитие междисциплинарной интеграции внутри специальной педагогики благодаря усилению педагогического внимания к детям с комбинированными отклонениями в развитии.

Вопросы и задания
1. Каковы закономерности формирования и развития понятийного аппарата специальной педагогики?
2. Что такое параллельная терминология? Приведите примеры. 3. Употребление каких терминов сегодня нецелесообразно в условиях современной гуманистической парадигмы специальной педагогики?
4. Сформулируйте цели и задачи специальной педагогики.
5. Каковы Современные классификации ограниченных возможностей человека? Каковы основания этих классификаций? Каково основание педагогической классификации ограниченных возможностей человека с отклонениями в развитии?
6. Постройте диаграмму, иллюстрирующую количественное соотношение разных категорий детей с особыми образовательными потребностями в системе специального образования.
7. Охарактеризуйте современную структурную организацию специальной педагогики, укажите основные пути ее развития.

Источник

Привести пример паралельной терминологии в специальной педагогике

Специальная (или коррекционная) педагогика – одна из отраслей педагогики, которая занимается вопросами образования лиц с нарушениями физического или психического развития. Становление специальной педагогики в нашей стране происходило в рамках науки дефектологии, затем в начале 90-х гг. ХХ в. появился термин «коррекционная педагогика». Другими словами, «наука о дефектах» стала называться «наукой об исправлении дефектов». С точки зрения гуманности такой термин не совсем корректен, ведь каждая личность имеет свои особенности, и общество обязано предложить cвое содействие в помощи таким людям. Во всем мире принят термин «специальная педагогика». Несмотря на то что специальная педагогика является ветвью общей педагогики и пользуется многими ее терминами и понятиями, она имеет и свой собственный круг понятий и терминов, заимствованный у смежных наук, таких как психология, медицина, социология, философия, культурология. Тем не менее единой терминологии у этой науки не существует, и говорят о так называемой параллельной терминологии, так как представители профессиональной среды предпочитают говорить на своем языке. Приведем некоторые определения терминов, используемых в специальном образовании. Лицо с ограниченными возможностями (здоровья или жизнедеятельности) – лицо, имеющее нарушение физического или психического развития и вследствие этого имеющее особые образовательные потребности. Специальное образование – уровень образования, для достижения которого лицам с ограниченными возможностями создаются необходимые условия. Специальные условия для получения образования – специальные образовательные программы и методы обучения, технические средства, медицинские, психологические, социальные и другие услуги, помогающие лицам с ограниченными возможностями овладеть общеобразовательными и профессиональными образовательными программами. Специальное образовательное (кор-рекционное) учреждение – образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Физический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток развития (функционирования) органа человека или хроническое соматическое (или инфекционное) заболевание. Психический недостаток – подтвержденный установленным образом психический недостаток развития. Сложный недостаток – совокупность физических и психических недостатков. Тяжелый недостаток – недостаток, при котором обучение сводится к получению элементарных представлений о мире и овладению навыками самообслуживания. 2 ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Личность, имеющая отклонения в моральном или физическом развитии, имеет определенные потребности в процессе образования и является субъектом специального образования. Образовательный процесс, способный удовлетворить потребности такой личности, служит объектом специального педагогического исследования. Теория и практика научного знания специального образования выступают как предмет специальной педагогики и изучают особенности развития и социализации личности с нарушениями развития, а также занимаются поиском новых путей коррекции и компенсации недостатков для достижения такой личностью максимальной самостоятельности.

Источник

Основные понятия, термины специальной педагогики

Что такое параллельная терминология. Смотреть фото Что такое параллельная терминология. Смотреть картинку Что такое параллельная терминология. Картинка про Что такое параллельная терминология. Фото Что такое параллельная терминология Что такое параллельная терминология. Смотреть фото Что такое параллельная терминология. Смотреть картинку Что такое параллельная терминология. Картинка про Что такое параллельная терминология. Фото Что такое параллельная терминология Что такое параллельная терминология. Смотреть фото Что такое параллельная терминология. Смотреть картинку Что такое параллельная терминология. Картинка про Что такое параллельная терминология. Фото Что такое параллельная терминология Что такое параллельная терминология. Смотреть фото Что такое параллельная терминология. Смотреть картинку Что такое параллельная терминология. Картинка про Что такое параллельная терминология. Фото Что такое параллельная терминология

Что такое параллельная терминология. Смотреть фото Что такое параллельная терминология. Смотреть картинку Что такое параллельная терминология. Картинка про Что такое параллельная терминология. Фото Что такое параллельная терминология

Что такое параллельная терминология. Смотреть фото Что такое параллельная терминология. Смотреть картинку Что такое параллельная терминология. Картинка про Что такое параллельная терминология. Фото Что такое параллельная терминология

В отличие от европейских стран в США понятие special edu­cation охватывает проблемы образования всех детей, отличаю­щихся от общепринятой нормы, в том числе и одаренных. Однако большинство специалистов (в том числе специалисты Западной Европы) понимает под специальной педагогикой, специальным образованием только сферу образования лиц, отягощенных тем или иным нарушением, недостатком психофизического развития.

Так как специальная педагогика является составной частью пе­дагогики, то она пользуется большинством общепедагогических терминов. В то же время специальная педагогика имеет и собст­венный понятийный аппарат, свою терминологию, которые от­ражают ее специфику как научной дисциплины.

Круг понятий и соответственно терминов специальной педаго­гики широк. Существует группа понятий, обозначающих тех, ко­му адресована специальная педагогика; разработан понятийный аппарат ее целей и задач, принципов, методов, средств и органи­зации процесса специального образования, системы специальных образовательных технологий.

Совокупность знаний специальной педагогики формировалась и накапливалась в длительном процессе развития практики обу­чения и воспитания детей, имеющих различные физические или психические недостатки. Первоначально, при отсутствии собст­венной педагогической терминологии, использовалась общепри­нятая медицинская, обозначающая патологические анатомо-физиологические отличия лиц с отклонениями в развитии от ос­тальных людей.

С развитием психологии в специальную педагогику приходят психологические понятия и термины, которые тоже часто по своей сути являются «диагнозными», например «дети с временной задерж­кой психического развития (ЗПР)». При отсутствии собственно пе­дагогических названий того или иного педагогического феномена медицинские и психологические термины приживались в поня­тийном поле специальной педагогики; для педагогов утрачивался их диагнозный, негативный в социокультурном контексте смысл.

Что такое параллельная терминология. Смотреть фото Что такое параллельная терминология. Смотреть картинку Что такое параллельная терминология. Картинка про Что такое параллельная терминология. Фото Что такое параллельная терминология

Множество понятий специальной педагогики как системы науч­ных знаний, организуя имеющееся знание, представляет собой под­вижную, развивающуюся систему. Педагогическая действительность каждого исторического периода, каждой эпохи прибавляла свои понятия, под влиянием развития других наук (медицины, филосо­фии, культурологии, психологии, социологии др.) заменяла уста­ревшие новыми, формируя основу теории специальной педагоги­ки. Этот процесс не был плавным, не всегда новый этап в разви­тии специальной педагогики совпадал со своевременным уточ­нением и обогащением ее терминологии, хотя некоторые термины и обозначения со временем переставали отражать всю совокуп­ность научного и практического знания этой области педагогики.

Как показывает история развития науки, особую остроту по­нятийно-терминологические проблемы приобретают в периоды ее становления или «революционного» развития. Именно в это вре­мя возникает огромная потребность в достижении чистоты и точ­ности научного языка.

Развитие научного знания в течение определенного историче­ского периода часто приводит к тому, что новое знание находится в оболочке старых понятий, приспособленных для объяснения только прошлого опыта. Такая оболочка может оказаться слиш­ком тесной, чтобы включить в себя новый опыт. Изменение или смещение методологических установок, смена научных концепций усиливают неоднозначность и неопределенность толкования на­учных понятий, подчас исчезает корректность в обращении с тер­минами.

Многие из смежных со специальной педагогикой отраслей зна­ния (медицина, психология, педагогика, правоведение, социальная защита и др.) имеют сегодня свой устоявшийся понятийно-терми­нологический аппарат, которым пользуются в общении между собой специалисты данной предметной области (например, врачи, психологи, школьные администраторы).

Известно, что каждая научная область один и тот же объект или явление обозначает своим термином. Перенос термина одной науч­ной сферы в терминологический аппарат другой (в специальную педагогику, например) для обозначения одного и того же объекта нередко приводит к тому, что в контексте иной предметной области данный термин теряет свой информационный, сущностный смысл применительно к той научной сфере, в которую он перенесен.

Например, одного и того же ребенка три специалиста из раз­ных предметных областей могут охарактеризовать по-разному, и эта характеристика будет удовлетворительна только в рамках своей области.

Клиницист скажет, например, о том, что у ребенка «минималь­ная мозговая дисфункция»; психолог обозначит состояние ребен­ка как «задержку психического развития»; педагог охарактеризует такого ребенка как «имеющего трудности в обучении»; школьный администратор назовет его «отстающим», «неуспевающим». Если клиницист воспользуется при постановке диагноза терминами: «ребенок с трудностями в обучении», «отстающий», то для построе­ния возможной медицинской помощи такому ребенку подобный диагноз не будет иметь смысла: в нем исчез медицинский контекст.

Так же и педагог, называя ребенка «учеником с ЗПР» («дефектив­ным», «аномальным», «больным»), пользуется чужой (и чуждой для специальной педагогики) профессиональной терминологией. Не владея профессиональным языком, он не выражает в этом на­звании своей, педагогической предметной области, и следователь­но, используемые им обозначения не годятся для определения ха­рактера педагогической помощи.

Специалисты проводят сегодня научный анализ того понятийно-терминологического наследия, которым обладает специальная пе­дагогика. Они определяют соответствие понятийно-терминологи­ческого аппарата специальной педагогики тем современным кон­цептуальным основаниям, на которых эта отрасль педагогического знания будет развиваться в XXI в.; ищут пути преодоления суще­ствующего барьера между отечественным понятийным языком и понятийным языком мирового педагогического сообщества, учиты­вая факт включения России в международные интеграционные про­цессы в области образования; проводят работу по упорядочению понятийно-терминологического словаря специальной педагогики.

Путь к упорядочению понятийно-терминологического аппарата специальной педагогики лежит через осмысление того, что:

— ряд используемых понятий постепенно перестает вмещать новый опыт, неизбежно накапливающийся с развитием специальной педа­гогики и смежных с ней отраслей знания, требуется смена терминов на основе обсуждения и договоренности в научном сообществе;

— новые факты и явления могут приходить в специальную педа­гогику с теми обозначениями, которые они уже получили в других смежных со специальной педагогикой отраслях знания;

— задачей специальной педагогики является в этом случае нахо­ждение собственных педагогических терминов, которые бы отра­жали специфическую образовательную сущность данного объекта или явления;

— в этой связи можно говорить об объективном существовании параллельной терминологии в специальной педагогике и смежных с ней предметных областях (см., например, приведенные выше ха­рактеристики одного и того же ребенка, данные специалистами разных предметных областей);

Последнее десятилетие в развитии специальной педагогики проходит под знаком пересмотра титульного названия этой педа­гогической отрасли. На протяжении семидесяти лет в нашей стра­не для этого использовался термин «дефектология» в качестве ти­тульного названия теоретической и практической области специ­ального образования лиц с отклонениями в развитии. Параллель­но термину «дефектология» и в большей мере применительно к науке использовались также два тесно связанных между собой термина «специальная педагогика» и «специальная психология».

Появление и закрепление термина «дефектология» в СССР бы­ло обусловлено определенными событиями в истории педагогики. Становление и научное оформление отечественной дефектологии пришлись на тот исторический период, когда общая педагогика переживала бурное развитие педологии. Входя в структуру педа­гогического знания и педагогической практики, советская дефек­тология не могла не оказаться под влиянием этого процесса.

Педология и дефектология были связаны не только концептуаль­ной общностью, но и складывающейся образовательной практи­кой, общим к ним вниманием выдающихся ученых той поры, которые сделали значительный вклад в развитие и психологии, и педологии, и дефектологии (Л.С. Выготский). Тесно сплеталась подготовка педагогических кадров: современный дефектологиче­ский факультет МПГУ (быв. МГПИ им. В.И. Ленина) до 1937 г. носил название «факультет педологии и дефектологии», где гото­вили педагогические кадры по двум специальностям: «Педология» и «Дефектология».

К середине XX в. зарубежная педагогика благополучно «пере­болела» педологией, от которой у нее остался системный подход к обучающемуся (психология, физиология, социокультурный кон­текст). В СССР, напротив, с 1936 г., после известного постановле­ния «О педологических извращениях в системе наркомпросов», педология и все, связанное с ней, были уничтожены (педологиче­ская специальность, учебники и научные работы), репрессирова­ны выдающиеся ученые. Труды Л.С. Выготского, например, были запрещены почти на 30 лет.

Дефектология была отделена от педологии, но в отличие от нее проблемное поле дефектологии осталось почти нетронутым ре­прессиями. На протяжении более полувека в структуре дефекто­логии, практически закрытой по идеологическим причинам от­расли педагогического знания, продолжали свое развитие те са­мостоятельные сферы психологического знания (специальная пси­хология, психодиагностика), социальная педагогика профориен-тация и др., развитие которых было приостановлено в соответст­вующих научных отраслях.

Дефектология, как своеобразный зон­тик, защитила и сохранила, как сопутствующие ей, эти и другие направления, начавшие развиваться в педагогике и психологии в 20-30-е гг. Большую роль в сохранении, защите и развитии этих направлений в разные годы сыграли руководители Научно-исследовательского института дефектологии АНН СССР такие, как И. И. Данюшевский, А. И. Дьячков, Т.А. Власова.

На рубеже 80-х и 90-х гг., с изменениями в социально-поли­тической жизни страны, сущностный смысл термина «дефектоло­гия» был утрачен. Из «науки о дефектах» дефектология преврати­лась по сути в самостоятельную отрасль педагогического знания, опирающегося на ряд смежных научных отраслей, и в первую очередь на медицину и специальную психологию. Отпала необхо­димость защиты, сохранения и развития указанных выше научных направлений в одной структуре.

Возникла необходимость четкого определения места дефекто­логии в системе наук, а именно в структуре педагогики. Развитие контактов с мировым научным сообществом и зарубежной педа­гогической практикой с начала 90-х гг. со всей очевидностью по­казало «диагнозную» в контексте гуманистической парадигмы образования сущность термина «дефектология», абсолютную не­приемлемость и негативное к нему отношение за рубежом. По­этому переход от «дефектологии» к «педагогике» был для России закономерным явлением. «Дефектология» ушла вместе с эпохой советского периода, выполнив свою функцию сохранения и раз­вития репрессированных научных областей.

Поспешный перенос в начале 90-х гг. используемого в медици­не и психологии термина «коррекция» на всю сферу специальной педагогики в качестве альтернативы понятию «дефектология», появление термина «коррекционная педагогика» привели к тому, что вся глубина и многообразие педагогической деятельности в сфере специального образования, ее сущностный смысл (личност­ное развитие, удовлетворение особых образовательных потребно­стей людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, их абилитация или реабилитация средствами образования, кор­рекция и компенсация вторичных отклонений в развитии, социо-культурное адаптирование, педагогическая помощь семье и мно­гое другое) были сведены к коррекции (исправлению).

В период введения термина в широкое профессионально-тер­минологическое поле не был проведен необходимый анализ суще­ствующих не только за рубежом, но и в СССР наиболее употреби­тельных, корректных, нейтральных терминов. Между тем педаго­гическая наука никогда не отказывалась от термина «специальная педагогика». Более того, в «Педагогике» (издание 1996 г. под ред. П.И. Пидкасистого) в общепризнанном перечне педагогических наук называются специальные педагогические науки: сурдопедаго­гика, тифлопедагогика, логопедия и т. д.

Термин «коррекционная педагогика» не является общеизвест­ным и широко употребительным среди зарубежных специалистов. Так же как и «дефектология», термин «коррекционная педагогика» заставляет оставаться в «диагнозном» терминологическом поле, ибо объект (дефект) лишь заменили на относящееся к нему дейст­вие (коррекция).

Гуманизация общественного сознания, как и современное со­циальное право, не позволяет сегодня считать этичной такую пе­дагогическую терминологию, смыслом которой является исправ­ление (коррекция) человека или каких-либо его качеств и свойств. Человек имеет право на индивидуальность, самобытность, при­знание и учет обществом тех или иных его особенностей, в том числе и ограниченных возможностей жизнедеятельности. Обще­ство обязано предложить такому человеку помощь (медицинскую, социальную, педагогическую, психологическую), но никак не кор­рекцию.

Психология и медицина, кстати, предпочитают использо­вать в социальном контексте выражения «медицинская помощь», «психологическая помощь» в широком смысле вместо «психо­логическая коррекция», «медицинская коррекция». Применитель­но к человеку, личности в целом речь может идти только о педаго­гической помощи, специальных образовательных услугах, которые человек или родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности могут выбирать, принимать или не принимать. Термин «коррекция», имея право на существование, может относиться либо к отдельным технологическим компонен­там такой специальной педагогической помощи, либо к среде, ок­ружающей человека с ограниченными возможностями.

С начала 90-х гг. термин «коррекционная педагогика» парал­лельно используется общей педагогикой в целях обозначения сферы педагогической помощи обычным детям и подросткам, ис­пытывающим адаптационные трудности в образовательных уч­реждениях общего назначения. Здесь понятие «коррекция» отно­сится не к ребенку, а к той социальной и образовательной среде обычной школы, которая является дискомфортной для ряда детей. Содержательно в коррекционной педагогике речь идет о «коррек­ции среды» для снятия синдрома школьной дезадаптации у уча­щихся и обеспечения для них возможности освоения образова­тельного стандарта общего назначения.

Термин «лечебная педагогика» сущностно означает лечение больных педагогическими методами. Однако понятно, что педа­гогика не может выполнять несвойственные ей функции и претен­довать на поле деятельности медицины, хотя лица с ограничен­ными возможностями здоровья в ряде случаев действительно ну­ждаются и в медицинской помощи. Таким образом, речь идет все же о специальной педагогике с медицинским сопровождением. Но едва ли можно говорить обо всех людях с отклонениями в разви­тии как о больных.

Термин «лечебная педагогика» широко употреблялся в немец­кой литературе XIX в. В России этим термином пользовались вра­чи-психиатры И.В. Маляревский, А.С. Грибоедов, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо в первые десятилетия XX в., занимаясь лечением и обучением детей с отклонениями в психическом развитии. Сего­дня этот термин в отечественной педагогической науке считается устаревшим, не отражающим сущности изучаемой предметной области и малоупотребительным.

Современная зарубежная специальная педагогика отличается в большинстве развитых стран мира гуманным, корректным и так­тичным профессионально-педагогическим словарем, особенно в той его части, которая используется в социальном, юридическом, педагогическом, философском контексте. Сохраняется и некото­рая часть исконно медицинской, «диагнозной» терминологии, но она используется в более узком профессиональном кругу и не яв­ляется языком общения специалистов с воспитанниками, учащи­мися, взрослыми с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, а также с родственниками этих людей, с об­щественностью, в средствах массовой информации.

Так как проблемным полем педагогики является социализация растущего человека, формирующейся личности, то соответственно тот круг лиц, которому адресована специальная педагогика, дол­жен располагать обобщенными социально-педагогическими, а не медицинскими обозначениями, отражающими возможности чело­века в социальном адаптировании, развитии, что достигается средствами образования.

В этом контексте понятия «человек с ограниченными возможностями здоровья», «человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности» достаточно корректны при их использовании в правовой, социологической и, возможно, в образовательной среде. Предлагаемая медицинским контекстом терминология также часто используется специальной педагогикой за неимением своей собственной: аномальные (дети, лица и др.), дети (лица) с патологией развития, с дефектом разви­тия, с отклонениями в развитии и т.п.

В настоящее время становится понятным, что в педагогической и социальной сфере медицинские термины неприемлемы как диаг-нозные, некорректные, ущемляющие достоинство взрослых, детей и их родителей, а также как не отражающие особых потребностей этих лиц в образовании, особенностей и возможностей их соци­ального адаптирования.

Наиболее продуктивным в этом смысле представляется тер­мин, предложенный еще в конце 70-х гг. английскими специали­стами: «дети (лица) с особыми образовательными потребностями».

Современная специальная педагогика исходит из того, что о недостатке, отклонении в развитии можно говорить там и тогда. где и когда возникает несоответствие возможностей данного чело­века (в том числе и ребенка) общепринятым социальным ожидани-ям, школьно-образовательным нормативам успешности, установ­ленным в обществе нормам поведения и общения, т. е. когда налицо ограничение социальных возможностей.

В современной юридической и социальной сфере за рубежом все шире используется термин лица с ограниченной трудоспособно­стью (вместо термина «инвалиды»). Это понятие позволяет рас­сматривать данную категорию лиц именно как нуждающихся в различного рода социальной помощи, юридической защите, яв­ляющихся в то же время в определенной степени трудоспособной и равноправной частью социума. Термин «инвалид» кроме меди­цинского диагноза (недееспособен) несет в себе негативный соци­альный смысл. За рубежом термин «инвалид» применяется ис­ключительно к лицам с тяжелыми физическими нарушениями и в основном в узкопрофессиональном (медицинском) контексте.

В современных российских нормативно-правовых документах в области образования, например в Проекте закона о специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, при­водятся следующие определения некоторых основных терминов, используемых в области специального образования.

Приведенные выше различные обозначения одних и тех же яв­лений, объектов и субъектов педагогической деятельности показывают, что единых терминов и единой их трактовки в ряде случаев сегодня нет, вряд ли они появятся в будущем, так как каждая про­фессиональная сфера предпочитает говорить на своем профессио­нальном языке. Наиболее ущемленной в этом смысле является пе­дагогическая сфера.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *