Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Параллельные тональности. Таблица параллельных тональностей мажора и минора

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Параллельные тональности. Общая информация

Знание параллельных тональностей – необходимая для любого музыканта вещь. С их помощью вы сможете не только выстраивать интересные композиции, но и качественно импровизировать, увлекая слушателя своими сольными партиями. В данной статье мы подробно расскажем, что такое параллельные тональности, как их найти и использовать в своей музыке.

Параллельные тональности таблица

Ниже представлена таблица со всеми тональностями и гаммами, которые строятся внутри них.

B C# D# E F# (G#) A#G# A# (B) C# D# E F#

Какие тональности считаются параллельными

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Три вида параллельных тональностей

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Разделяют три вида параллельных тональностей. Они различаются по тому, какие знаки альтерации находятся при ключах:

— Тональности без знаков альтерации. Иными словами, это тональности, состоящие только из полных нот, или из белых клавиш на фортепиано. Сюда относится ровно одна пара: C maj и A min.

— Тональности с диезами. Сюда относят семь пар, при ключах которых есть диезы. Это тональности: G maj – E min; D maj – B min; A maj – F# min; E maj – C# min; B maj – G# min; F# maj – D# min; C# maj – A# min.

— Тональности с бемолями. Сюда также относится семь пар, но теперь при их ключах есть бемоли. Список данных ключей следующий: F maj – D min; B♭ maj – G min; E♭ maj – C min; A♭ maj – F min; G♭ maj – E♭ min; C♭ maj – A♭ maj.

В чем отличие параллельных тональностей

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Отличий не так много. Как мы уже знаем, в параллельных тональностях совпадают ноты. Разница только в двух вещах:

— У параллельных тональностей разные тоники, от которых выстраивается гамма.

— Разные наклонения. Мажорные ключи звучат открыто и торжественно. Их минорные близнецы – печально и грустно.

Как найти параллельную тональность

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Прежде всего, давайте вспомним, из чего состоит гамма. Каждая нота внутри нее – это ступень, которая обозначается своим номером по возрастанию. Если вы знаете ее номер, то легко сможете определить тонику, от которой начинается нужный ключ.

— Чтобы найти параллельную тональность минора, вам нужно взять третью ступень минорной гаммы и от нее сыграть все следующие ноты. Например, в Ля-миноре следующие звуки: A B C D E F G. Третья ступень – До, то есть, C. Все оставшиеся ноты и составляют мажорную гамму.

— Параллельная тональность мажора ищется точно так же, разница только в том, что нам нужна шестая ступень. Аналогично предыдущему примеру: в до-мажоре следующие ноты – C D E F G A B. Шестая ступень A – и это и есть тоника нужного нам минора.

Источник

Что такое тональности и как их использовать? 7 заповедей музыканта

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Понятие «тональность» гораздо проще, чем может показаться, если открыть музыкальный словарь.

Вы наверняка слышали это слово в быту. Например, когда от собеседника требуют более уважительного отношения, говорят «смени тон». А водители иногда называют тональностью звук двигателя.

Что же такое тональность в музыке, сколько их и зачем они нужны? Об этом поговорим в этой статье.

Звукоряд, лад, тоника

Чтобы понять, что же такое тональность, нам необходимо сперва разобраться с некоторыми понятиями. И давайте начнем с лада.

Звукоряд — это звуки, располагающиеся друг за другом в восходящем или нисходящем порядке. Вы знаете, что нот всего семь и каждая располагается на своей ступени. Соответственно, ступеней тоже семь. Если выстраивать звукоряд от ноты До, то нота До будет располагаться на первой ступени, Ре — на второй, Ми — на третьей… Если строить звукоряд от ноты Ми, то нота Ми станет первой ступенью, Фа — второй и т.д.

Лад – это взаимосвязь звуков между собой, их согласованность и слаженность. В ладу есть устойчивые и неустойчивые ступени. Их принято обозначать римскими цифрами. I, III, V ступени – устойчивые, опорные, к ним тяготеют неустойчивые – подвижные звуки, расположенные на II, IV, VI, VII ступенях:

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 классНеустойчивые звуки отражают незавершенность музыкальной мысли. Но когда неустойчивый звук переходит в устойчивый, мысль становится завершенной и это называется разрешением.

Вот пример того, как звучит незавершенная музыкальная мысль:

Существует довольно расхожая история о том, как сын И.С. Баха импровизировал на клавесине, в то время как его великий отец спал. Мальчик закончил свою импровизацию на неустойчивом аккорде и удалился от инструмента. Иоганн Себастьян проснулся, вскочил с постели, подбежал к клавесину, разрешил аккорд и помчался догонять сына, чтобы проучить его.

Самой главной среди устойчивых ступеней, является тоника – первая ступень. Сочетание I III V ступеней дают тоническое трезвучие, которое характеризует звучание лада, создают его окраску:

Мажор – лад, на первой ступени которого образуется тоническое трезвучие с БОЛЬШОЙ терцией в основании. Звучит мажор ярко, жизнеутверждающе.

Минор — лад, на первой ступени которого образуется тоническое трезвучие с МАЛОЙ терцией в основании. Звучит минор печально, драматично.

Тональность и гамма

Теперь, когда мы знаем что такое лад, можно переходить к главному вопросу – что же такое тональности и как их использовать.

Мажорный и минорный лад так же, как и звукоряд можно построить от любой ноты. Нота, от которой мы строим лад называется тоникой.

Тональность – это лад, у которого есть определенная тоника.

Каждая тональность имеет свое название, которое формируется из двух составляющих: первая – тоника; вторая – лад. Допустим, тоника – нота До, а лад – мажор. Значит тональность будет называться До мажор. Или тоника – нота Ми, а лад минор. Значит тональность – Ми минор.

Если сыграть по порядку звуки какой-либо тональности от тоники до тоники, то получится гамма. Например, сыграем от ноты До восемь нот: До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си – До.

Получилась гамма. Кстати, она называется также, как и тональность – До мажор. А если взять за основу ноту Ля, и сыграть восемь нот, то получится гамма Ля минор.

Но почему в случае с нотой До, гамма будет иметь мажорный окрас, а в случае с нотой Ля – минорный? Давайте разбираться.

Как вы знаете, расстояние между звуками измеряется тонами и полутонами. В гаммах, расстояние между звуками должно соответствовать специальной формуле. Вот формула для мажорной гаммы:

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

А вот формула для минора:

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Вот и получается, что гамма, построенная от ноты До полностью совпадает с формулой мажора. Гамма от ноты Ля, совпадает с формулой минора. Вот как эти гаммы будут выглядеть в нотной записи:

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 классЧто такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

А что, если нам нужно выстроить мажорную гамму от ноты Соль? Думаю, вы уже догадались – нужно расставить звуки в соответствии с формулой. Вот что получится:

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Как видите, для соблюдения формулы, нам пришлось использовать знак альтерации — диез. Так нота Фа превратилась в Фа диез.

В гамме Ми минор, нам также придется использовать знак альтерации и это снова будет ФА ДИЕЗ. Посмотрите на изображение:

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Вы могли заметить, что гамма До мажор и Ля минор не имеют знаков альтерации; гамма Соль мажор и Ми минор имеют 1 знак альтерации. А в гамме Ре мажор, как и в гамме Си минор будет два диеза. Закономерно то, что гаммы с одинаковым количеством знаков альтерации, идут парами: До и Ля — ПАРА, Соль и Ми — ПАРА, Ре и Си – ПАРА. Такие гаммы (а значит и тональности) называются ПАРАллельными.

Параллельные тональности

Как мы выяснили, тональности с одинаковым количеством знаков альтерации, называются параллельными. Оказывается, у этих тональностей одинаковые звуки — все до единого.

Но есть у параллельных тональностей и отличия. Как вы помните, название тональности определяет тоника и лад. Этими двумя составляющими и отличаются параллельные тональности. До мажор отличается от Ля минора тоникой (звуком До) и ладом (мажорным окрасом). Тем же и остальные параллельные тональности отличаются друг от друга.

Как найти параллельную тональность

Найти параллельную тональность можно двумя способами. Рассмотрим оба.

Мы уже знаем, что До мажор и Ля минор параллельны. На них мы и будем опираться для дальнейших рассуждений.

Чтобы найти параллельный минор, нам нужно выяснить, на какой ступени находится нота Ля в До мажоре. Давайте считать:

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Нота Ля является VI ступенью в тональности До мажор. Отсюда можно сделать вывод: чтобы найти параллельный минор, нужно найти VI ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на VI ступени и будет тоникой параллельного минора.

Чтобы найти параллельный мажор, проделаем ту же процедуру – посчитаем ступени в Ля миноре:

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

В тональности Ля минор, нота До расположилась на III ступени. Вывод напрашивается такой: чтобы найти параллельный мажор, нужно найти III ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на III ступени и будет тоникой параллельного мажора.

Чтобы быстрее найти VI ступень, пользуйтесь небольшой хитростью – считайте ступени не вверх, а вниз:

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Очень важно учитывать знаки альтерации, когда вы считаете ступени. Например, нам необходимо определить параллельную мажорную тональность для Ре минора. В тональности Ре минор есть один знак альтерации – Си бемоль. Мы ищем VI ступень – это нота Си, но мы не забываем учесть бемоль, и вот наша нота Си превращается в Си бемоль. Наша параллельная тональность – Си бемоль мажор.

Второй способ определения параллельной тональности также прост, и он подойдет тем, кто хорошо знаком с интервалами.

Чтобы начать пользоваться этим способом, нам нужно выяснить, какой интервал возникает между тониками параллельных тональностей. Считаем, как обычно, на примере тональностей Ля и До. Между этими тониками образуется интервал, который составляет 1,5 тона и называется он Малой терцией.

Чтобы найти параллельный мажор, нужно отмерить малую терцию вверх от тоники минорной тональности, в которой мы находимся. Так находясь в Ля миноре, от ноты Ля мы отмеряем малую терцию вверх и получаем ноту До, которая и станет тоникой параллельного мажора:

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Тоже самое проделываем в поисках параллельного минора – отмеряем малую терцию вниз и получаем искомое:

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Одноименные тональности

Как мы уже сказали, Тоника + Лад = тональность. Если мы возьмем за тонику ноту «До» и подставим мажорный лад, то получим тональность До мажор. А если возьмем ту же ноту «До» и подставим минорный лад, то получим тональность До минор.

Такие тональности называются ОДНОИМЁННЫМИ. У них одна тоника, но разный лад, а соответственно, разные звуки. Чтобы от ноты До построить минорную гамму, нам нужно вспомнить формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН) и ввести необходимые знаки альтерации — в данном случае Си, Ми и Ля бемоли.

Энгармонизм тональностей

Тональности могут быть мажорными и минорными, параллельными и одноименными, но также они могут быть энгармонически равными. Давайте разберемся, что это значит.

Энгармонически равные тональности – это тональности, которые обладают одинаковым звучанием, но в нотах записаны разными нотами и имеют разные знаки альтерации. Например, тональность Ми бемоль минор энгармонически равна тональности Ре диез минор. Тональность Ля диез мажор энгармонически равна тональности Си бемоль мажор.

Для чего нужны тональности

Что такое тональности мы усвоили. Теперь давайте разберемся, зачем они нужны и как их использовать.

В прежние времена, тональности имели гораздо более глубокий смысл нежели сейчас. Так в музыке И.С. Баха тональности символизировали различные евангельские сюжеты. Подробнее о музыкальной символике в музыке Баха, вы можете прочитать у В.Б. Носиной.

В музыке эпохи романтизма, композиторы также наделяли тональности особыми смыслами. Ми бемоль мажор, к примеру, использовали, когда речь шла о любви и преданности, диалоге с Богом; Фа минор употребляли для выражения горечи, печали, невосполнимой утраты.

В XX веке композиторы Новой венской школы (Шенберг, Берг, Веберн), решили отказаться от тональности в традиционном понимании этого слова и раздвинули музыкальные рамки, в связи с чем появилась атональная музыка. Особо любопытным из вас, рекомендую послушать финал второго струнного квартета Шёнберга – именно с ним связывают начало атональности.

В наши дни семантика тональностей утратила свое значение, а вот практическая составляющая осталась. Давайте более подробно поговорим о том, зачем нужны тональности и как их использовать.

Самое первое и понятное значение тональности – настроение. Как вы помните, тональность обладает мажорным или минорным ладом, от которого зависит настроение музыки. Бывают и такие случаи, когда минорное произведение звучит бодро и живо, а мажорное наоборот погружает в задумчивое состояние, нагоняя воспоминания и легкую тоску. Этих оттенков можно достичь, скорее, за счет фактуры, ритма и темпа, которые влияют на характер произведения. Тональность же, сразу дает понять какое настроение несет музыка.

Второе значение тональностей связано с удобством. Музыканты, которые аккомпанируют вокалистам, часто сталкиваются с ситуацией, когда вокалист «не в голосе» и просит сыграть на тон-полтора ниже оригинальной тональности, дабы не перегружать голосовые связки. Опытный музыкант может транспонировать переложить музыкальное сочинение из одной тональности в другую транспонировать на ходу и играть в разных тональностях одно и то же произведение.

Сколько тональностей всего

Итак, мы выяснили, что у каждой тональности есть сестра – параллельная тональность. Также, тональности могут энгармонически заменять друг друга. А теперь давайте узнаем, сколько тональностей всего.

Если сосчитать все белые и черные клавиши в одной октаве , то их получится 12 (7 белых клавиш и 5 черных). От каждой из них, мы можем построить гамму, соответственно, получим 12 тональностей. Но мы не должны забывать про одноименные тональности. Получается: имея 12 звуков, мы можем построить 24 тональности – 12 мажорных и 12 минорных.

Чисто теоретически, мы можем получить 30 тональностей:

2 — без знаков альтерации

14 диезных (7 мажорных и 7 минорных)

14 бемольных (7 мажорных и 7 минорных)

Тональности, в которых больше 6 знаков альтерации существуют в теории, но на практике не используются. Их логично заменить энгармонически равными тональностями. Например: в До диез мажоре 7 знаков, а в энгармонически равном Ре бемоль мажоре – 5. Таким образом, тональности с большим количеством знаков заменяют на энгармонически равные и остается 24 тональности, которые реально используются.

В таблице ниже, вы найдете названия всех 30 тональностей, их буквенное обозначение и количество знаков альтерации для каждой.

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Порядок Диезов и бемолей

Диезы и бемоли могут встречаться в нотном тексте внезапно, неожиданно. В таком случае, они называются случайными. Но также, они могут быть изображены рядом со скрипичным и/или басовым ключом. Такие знаки называются ключевыми. Именно ключевые знаки указывают нам на тональность произведения. Важно запомнить, что диезы и бемоли располагаются на линейках в строгой последовательности, которую нужно запомнить.

Диезы располагаются так: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. Вот как это выглядит в скрипичном и басовом ключах:

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 классЧто такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Бемоли расставляют в обратном порядке: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА:

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 классЧто такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Как располагаются знаки при ключе, вы теперь знаете и можете этот порядок заучить как считалочку. Но как определить, сколько знаков в той или иной тональности? Конечно, можно выучить наизусть как таблицу умножения, но есть другой способ, о котором вы можете узнать из статьи «Кварто-квинтовый круг тональностей» .

Очень надеюсь, что статья оказалась интересной и вы поняли, что такое тональности, зачем они нужны и как их использовать. Пишите в комментариях, о чем еще вы хотели бы узнать. Вступайте в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорого!

Источник

Параллельные тональности

Все тональности в музыке находятся в определенном родстве.

Самые близкие между собой — это параллельные тональности. В этом родстве одна из тональностей — мажорная, другая — минорная. В параллельных тональностях одинаковые знаки при ключе и общие звуки, но разные тоники и лады.
Например, До мажор и ля минор.

Тоники параллельных тональностей находятся друг от друга на расстоянии полтора тона (на расстоянии малой терции), лежат через ступеньку, через ноту. Мажор выше, а минор ниже. Чтобы от тоники мажорной тональности отыскать параллельную минорную тональность, необходимо вниз спуститься через ступеньку на полтора тона. Если исходная тональность минорная, то тогда наоборот, необходимо подняться через ступеньку на полтора тона вверх. Таким образом, мы найдем параллельную тональность данной.
Например, тональности Соль мажор и ми минор являются параллельными по отношению друг к другу.

В Соль мажоре ключевой знак фа диез, значит и в ми миноре знак при ключе будет также фа диез. Тоники находятся на расстоянии малой терции друг от друга. Соль мажор лежит выше по клавиатуре, а ми минор лежит ниже.

Подобные посты

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Лады народной музыки

В музыке большое множество ладов. От их многообразия и музыка разнообразна и выразительна. Кроме общеизвестных.

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Интервалы.

Количество ступеней в интервалах: 1 — прима 2 — секунда 3 — терция 4 —.

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Аккорды главных ступеней. Обзор

Для того, чтобы сочинить мелодию, нам необходимо определиться с тональностью. А в тональности знать устойчивые (I-III-V) и.

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Тональности первой степени родства

К Тональностям первой степени родства относятся тональности, чьи трезвучия лежат на ступенях данной тональности. Для.

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Соотношение тональностей

Все тональности в музыке находится в определенных соотношениях. Параллельные тональности — это мажор и минор.

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Обращение интервалов

Интервал содержит два звука. Нижний звук интервала называется основание, верхний звук интервала называется вершина. При.

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Трезвучие с обращениями

Трезвучие — аккорд из 3 звуков, расположенных через ступень. Крайние звуки трезвучия образуют ч5. Трезвучие.

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Тритоны

Из всего многообразия интервалов следует выделить по яркости и звукоизобразительности тритоны. Это интервалы, которые включают.

Источник

Параллельные тональности: что это такое и как их находить?

Прошлый выпуск был посвящён рассмотрению таких музыкальных понятий как лад и тональность. Сегодня мы продолжим изучение этой большой темы и будем поговорить о том, что такое параллельные тональности, но сначала очень кратко повторим предыдущий материал.

Основы лада и тональности в музыке

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Наконец, тональности различаются между собой ещё и знаками альтерации, то есть наличием всяких диезов или бемолей. Эти различия есть из-за того, что мажорные и минорные гаммы имеют особенное строение по тонам и полутонам (подробнее читайте в предыдущей статье, то есть ЗДЕСЬ). Итак, чтобы мажор был мажором, а минор был действительно минором, иногда в гамму приходится добавлять определённое количество изменённых ступеней (с диезами или с бемолями).

Например, в тональности РЕ МАЖОР всего два знака – два диеза (фа-диез и до-диез), а в тональности ЛЯ МАЖОР уже три диеза (фа, до и соль). Или в тональности РЕ МИНОР – один бемоль (си-бемоль), а в ФА МИНОРЕ – целых четыре бемоля (си, ми, ля и ре).

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

А теперь зададимся вопросом? Неужели все тональности совсем-совсем разные и нет никаких гамм, похожих друг на друга? И неужели между мажором и минором огромная непреодолимая пропасть? Оказывается, нет, есть у них связи и похожести, об этом дальше.

Параллельные тональности

Что означают слова «параллельный» или «параллельность»? Вот есть такие хорошо знакомые вам выражения, как «параллельные прямые» или «параллельный мир». Параллельный – это такой, который существует одновременно с чем-то и похож на это что-то. А еще слово «параллельный» очень похоже на слово «пара», то есть параллельными друг другу всегда являются два предмета, две вещи или ещё какая-то пара.

Параллельные прямые – это две прямые, которые находятся в одной и той же плоскости, похожи друг на друга как две капли воды и не пересекаются (они родственны, но не пересекаются – ну не драматизм ли?). Помните, в геометрии параллельные прямые обозначают двумя штрихами ( // вот так), в музыке тоже такое обозначение будет приемлемым.

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Так, вот параллельные тональности – это две похожие друг на друга тональности. Между ними довольно много общего, но есть и существенные различия. Что общего? Общие у них абсолютно все звуки. Раз звуки все совпадают, значит, одинаковыми должны быть и все знаки – диезы и бемоли. Так и есть: у параллельных тональностей одинаковые знаки.

Например, возьмём две тональности ДО МАЖОР и ЛЯ МИНОР – и там, и там нет знаков, все звуки совпадают, значит, эти тональности параллельные.

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Ещё пример. Тональность МИ-БЕМОЛЬ МАЖОР с тремя бемолями (си, ми, ля) и тональность ДО МИНОР тоже с такими же тремя бемолями. Снова мы видим параллельные тональности.

Что же тогда различного между этими тональностями? А вы сами внимательно посмотрите на названия (ДО МАЖОР // ЛЯ МИНОР). Что думаете? Видите, ведь одна тональность мажорная, а вторая минорная. В примере со второй парой (МИ-БЕМОЛЬ МАЖОР // ДО МИНОР) тоже самое: одна мажорная, другая минорная. Это значит, что параллельные тональности имеют противоположное ладовое наклонение, противоположный лад. Одна тональность всегда будет мажорной, а вторая – минорной. Вот так: противоположности притягиваются!

А что еще различного? Гамма ДО МАЖОР начинается с ноты ДО, то есть нота ДО в ней является тоникой. Гамма ЛЯ МИНОР начинается, как вы понимаете, с ноты ЛЯ, которая является тоникой в этой тональности. То есть что же получается? Звуки в этих тональностях абсолютно одинаковые, но разные в них верховные главнокомандующие, разные тоники. Вот вам второе отличие.

Давайте сделаем маленькие выводы. Итак, параллельные тональности – это такие две тональности, у которых совпадают звуки гаммы, совпадают знаки (диезы или бемоли), но различаются тоники и противоположен лад (одна мажорная, другая – минорная).

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Ещё примеры параллельных тональностей:

Как найти параллельную тональность?

Если вы хотите знать, как определить параллельную тональность, то давайте выясним ответ на этот вопрос опытным путем. А затем мы с вами сформулируем правило.

Вот представьте: ДО МАЖОР и ЛЯ-МИНОР – это параллельные тональности. А теперь скажите: на какой ступени ДО МАЖОРА находится «вход в параллельный мир»? Или, иначе говоря, какая ступень ДО МАЖОРА является тоникой параллельного минора?

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Теперь поступим «шиворот-навыворот». Как из мрачного ЛЯ МИНОРА выбраться в параллельный солнечный и радостный ДО МАЖОР? Где находится «портал» для перехода в параллельный мир на этот раз? Иначе говоря, какая ступень минора является тоникой параллельного мажора?

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Ответы просты. В первом случае: тоникой параллельного минора является шестая ступень. Во втором случае: тоникой параллельного мажора можно считать третью ступень. Кстати, до шестой ступени мажора совсем необязательно добираться долго (то есть отсчитывать шесть ступеней от первой), достаточно спуститься на три ступени вниз от тоники и мы точно так же попадём на эту шестую ступень.

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Давайте теперь сформулируем ПРАВИЛО (но ещё не окончательное). Итак, чтобы найти тонику параллельного минора, достаточно спуститься на три ступени вниз от первой ступени исходной мажорной тональности. Чтобы найти тонику параллельного мажора, наоборот, нужно подняться на три ступени.

Проверьте это правило, на других примерах. Не забывайте, что в них есть знаки. И когда мы поднимаемся или спускаемся по ступеням, эти знаки мы должны проговаривать, то есть учитывать.

Например, найдём параллельный минор для тональности СОЛЬ МАЖОР. Эта тональность содержит один диез (фа-диез), значит, в параллельной будет также один диез. Спускаемся на три ступени вниз от СОЛЬ: СОЛЬ, ФА-ДИЕЗ, МИ. СТОП! МИ – это как раз та нота, которая нам нужна; это шестая ступень и это вход в параллельный минор! Значит, тональность, параллельная СОЛЬ МАЖОРУ, будет МИ МИНОР.

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Ещё пример. Найдём параллельную тональность для ФА-МИНОРА. В этой тональности четыре бемоля (си, ми, ля и ре-бемоли). Поднимаемся на три ступени вверх, чтобы открыть дверцу в параллельный мажор. Шагаем: ФА, СОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ. СТОП! ЛЯ-БЕМОЛЬ – вот он нужный звук, вот он заветный ключ! ЛЯ-БЕМОЛЬ МАЖОР – вот тональность, которая является параллельной по отношению к ФА МИНОРУ.

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Как определить параллельную тональность ещё быстрее?

Как можно найти параллельный мажор или минор еще проще? И, особенно, если мы не знаем, какие знаки вообще в данной тональности есть? А давайте снова выясним это на примерах!

Вот только что мы выявили такие параллельности: СОЛЬ МАЖОР // МИ МИНОР и ФА МИНОР // ЛЯ-БЕМОЛЬ МАЖОР. А теперь посмотрим, какое расстояние между тониками параллельных тональностей. Расстояние в музыке измеряется интервалами и если вы хорошо разобрались в теме «Количественная и качественная величина интервалов», то легко сообразите, что интересующий нас интервал – это малая терция.

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Между звуками СОЛЬ и МИ (вниз) – малая терция, потому что ступени мы проходим три штуки, а тонов – полтора. Между ФА и ЛЯ-БЕМОЛЕМ (вверх) тоже малая терция. И между тониками других параллельных гамм, также будет интервал малой терции.

Получается следующее ПРАВИЛО (упрощённое и окончательное): чтобы найти параллельную тональность, нужно от тоники отложить малую терцию – вверх, если мы ищем параллельный мажор, или вниз, если мы ищем параллельный минор.

Потренируемся (можно пропустить, если всё понятно)

Задание: найти параллельные тональности для ДО-ДИЕЗ МИНОРА, СИ-БЕМОЛЬ МИНОРА, СИ МАЖОРА, ФА-ДИЕЗ МАЖОРА.

Решение: нужно строить малые терции. Итак, малая терция от ДО-ДИЕЗА вверх – ДО-ДИЕЗ и МИ, значит, МИ МАЖОР и будет параллельной тональностью. От СИ-БЕМОЛЯ тоже строит малую терцию вверх, потому что мы ищем параллельный мажор, получаем – РЕ-БЕМОЛЬ МАЖОР.

Чтобы найти параллельный минор, терции откладываем вниз. Так, малая терция от СИ даёт нам СОЛЬ-ДИЕЗ МИНОР, параллельный СИ МАЖОРУ. От ФА-ДИЕЗА малая терция вниз даёт звук РЕ-ДИЕЗ и, соответственно, строй РЕ-ДИЕЗ МИНОР.

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

Ответы: ДО-ДИЕЗ МИНОР // МИ МАЖОР; СИ-БЕМОЛЬ МИНОР // РЕ-БЕМОЛЬ МАЖОР; СИ МАЖОР // СОЛЬ-ДИЕЗ МИНОР; ФА-ДИЕЗ МАЖОР // РЕ-ДИЕЗ МИНОР.

А много ли вообще пар таких тональностей?

Всего в музыке применяется три десятка тональностей, половина из них (15) мажорные, а вторая половина (еще 15) – минорные, и, знаете, ни одна тональность не одинока, у всякой есть пара. То есть получается, что всего есть 15 пар тональностей, у которых одинаковые знаки. Согласитесь, 15 пар запомнить проще, чем 30 отдельных гамм?

Дальше – ещё круче! Из 15 пар семь пар диезных (от 1 до 7 диезов), семь пар бемольных (от 1 до 7 бемолей), одна пара как «белая ворона» без знаков. Кажется, вы без труда можете сами назвать эти две чистенькие тональности без знаков. Не ДО МАЖОР ли это с ЛЯ МИНОРОМ?

Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Смотреть картинку Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Картинка про Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс. Фото Что такое параллельные тональности по сольфеджио 2 класс

То есть вам теперь нужно запомнить уже не 30 страшных тональностей с загадочными знаками, и даже не 15 чуть менее пугающих пар, а всего лишь волшебный код «1+7+7». Все эти тональности мы сейчас поместим в таблицу для наглядности. В этой таблице тональностей сразу станет видно, кто кому параллелен, сколько у кого знаков и каких.

Таблица параллельных тональностей с их знаками

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

ИХ ЗНАКИ

МАЖОР

КАКИЕ ЗНАКИ

ТОНАЛЬНОСТИ БЕЗ ЗНАКОВ (1//1)

ТОНАЛЬНОСТИ С ДИЕЗАМИ (7//7)

Соль мажорми минор1 диезфаРе мажорси минор2 диезафа доЛя мажорфа-диез минор3 диезафа до сольМи мажордо-диез минор4 диезафа до соль реСи мажорсоль-диез минор5 диезовфа до соль ре ляФа-диез мажорре-диез минор6 диезовфа до соль ре ля миДо-диез мажорля-диез минор7 диезовфа до соль ре ля ми си

ТОНАЛЬНОСТИ С БЕМОЛЯМИ (7//7)

Фа мажорре минор1 бемольсиСи-бемоль мажорсоль минор2 бемоляси миМи-бемоль мажордо минор3 бемоляси ми ляЛя-бемоль мажорфа минор4 бемоляси ми ля реРе-бемоль мажорси-бемоль минор5 бемолейси ми ля ре сольСоль-бемоль мажорми-бемоль минор6 бемолейси ми ля ре соль доДо-бемоль мажорля-бемоль минор7 бемолейси ми ля ре соль до фа

На этом пока всё. В следующих выпусках вы узнаете, что такое одноимённые тональности, а также о том, как быстро и навсегда запомнить знаки в тональностях, и о том, какой есть метод скорейшего определения знаков, если вы их забыли.

Ну а теперь предлагаем вам посмотреть рисованный анимационный фильм с удивительной музыкой Моцарта. Как-то раз Моцарт выглянул в окно и увидел, что по улице проходит военный полк. Самый настоящий военный полк в блестящем обмундировании, с флейтами и турецкими барабанами. Красота и величие этого зрелища так потрясли Моцарта, что он в тот же день сочинил свой знаменитый «Турецкий марш» (финал фортепианной сонаты №11) — произведение, известное во всём мире.

В. А. Моцарт «Турецкий марш»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *