Что такое парапсихология и что она изучает
Парапсихология
Парапсихология – это околонаучная область, занимающаяся изучением и обнаружением различных сверхъявственных, магических проявлений, как у человека, так и в окружающей живой природе касающихся психического спектра. Также тут изучаются различные явления после смерти, используются научные методы, однако, несмотря на заявления о множественных исследованиях только мизерная часть публикаций существует по данному вопросу. Парапсихология это псевдонаука, что является одним из наиболее понятных объяснений отсутствия доказательной базы, а не засекреченные экспериментальные процессы, финансируемые различными университетами под секретным грифом.
Кратко парапсихология это отрасль занимающаяся изучением различных аномальных процессов в психике человека и животных, однако, имеющая большую направленность в сторону мистификации, потустороннего мира, изучения жизни после смерти, чем сферы аномального развития патопсихологии. Обе ветви изучают отклонения от нормы, являющиеся аномальными, паранормальными, только патопсихология имеет доказательную базу и работает на стыке медицины, владеет валидизированными методиками и имеет официальное признание, тогда как доказательства парапсихологии практически отсутствуют и чем-то научным она не признана.
Что это такое
Когда только появилась парапсихология, магия приравнивалась к её основному объекту изучения, чуть позже эти явления были разделены. В итоге изучается способность к телепатии, внечувственное восприятие, различные виды ясновидения, полтергейсты, биоэнергетическое целительство, различные внетелесные и околосмертные переживания, реинкарнации и другие моменты, построенные на принятии утверждения, что человеческая душа не закреплена за физическим носителем и может осуществлять своё воздействие вне тела, а также чувствовать моменты не доступные стандартным чувствам восприятия.
Парапсихологи считают, что вследствие недостаточного развития научной и экспериментальной базы человечество просто не обладает возможностью доказать существование этих явлений, это сравнимо как тысячелетие назад невозможно было разложить клетку на атомы, а его на электроны. Исследовательские институты в свою очередь не хотят принимать доказательства существующих предположений, т.к. все полученные данные были предоставлены с огромным количеством нарушений методологии. Между этими двумя противоположными моментами стоят представители различных духовных направлений, принимающие такие проявления высших надпсихических способностей, духовных и мистических переживаний, но предпочитают не трогать эту сферу, оставляя божественное не тронутым, поскольку человеческое сознание всё равно не в силах постигнуть все эти многомерные тайны.
Изучение восприятия информации, не связанного с работой признанными биологией и анатомией органов можно считать объяснением, что такое парапсихология. Кроме этого сюда относятся моменты воздействия на материальную материю путём психической энергии без приложения мышечных усилий.
Если патопсихология граничит с психиатрией, психология возрастная с педагогикой, то парапсихология тесно соприкасается с различными эзотерическими учениями и мистикой. Данное направление (нет никаких данных для интерпретации его как науки) описывает и пытается объяснить любое взаимодействие с временным, человеческим и пространственным процессом, не вписывающимся в стандартные парадигмы.
Парапсихология человека стоит на одной ступени со сверхъестественными психическими способностями животных, обычно проявляющиеся в умении ощущать воздействие невидимых или неосязаемых сил, а также процессов, объяснение которых с научной точки зрения крайне слабое.
Включает парапсихология ясновидение и способность чувствовать другие миры, возможность изменять свойство предметов на расстоянии или, не касаясь и общаться с мёртвыми, менять будущее и материальные составляющие предмета в настоящем. Являясь продолжением течений мистификаций и эзотерик, паранормальная психология сталкивается с множественной критикой и если представители различных религиозных и эзотерических концепций могут терпеть критику от представителей других течений, то парапсихология изучает их все одновременно, не отвергая ни одного.
В подобной солянке могут проводиться наблюдения за способностями индийских йогов, открытия сверхсильных каналов в христианском храме и одновременно работать с некромантами на кладбище шаманов. Распространение антинаучного подхода с такой большой популярностью и даже требованиями включить в признанные отрасли обусловлено частой невозможностью человеческого разума объяснить постоянно присутствующие в жизни каждого предчувствия, обманы восприятия и голоса, когда подразумевается здоровая психика, а эмоциональные состояния не требуют лечения в психоневрологическом стационаре.
Возникновение и история парапсихологии
Точкой возникновения парапсихологии можно считать формирование самого термина, введённого Максом Дессуаром в конце девятнадцатого века. Тогда под парапсихологией понималось любое отклонение от нормы или необъяснимые процессы, так она исследовала те аспекты, которые сейчас переданы в патопсихологию и признаны научной дисциплиной. Со временем шло преобразование наук и то, что сейчас понимается под парапсихологией, отделилось в изучение явлений коллективного бессознательного, вопросов телепатии и тому подобного.
Если быть предельно честными, то зарождение парапсихологии началось тогда же, когда появилось человечество, поскольку даже без современной терминологии и методологии уже были предпосылки к изучению странных психических процессов. Египет, Индия, Китай и прочие развитые цивилизации посвятили много времени и труда для объяснения духовных и энергетических, а не только медико-биологических причин смерти. Также поднимались вопросы влияния загробного мира, душ не родившихся, мантр, молитв и заклинаний, люди искали связи с высшими силами путём обрядов и подмечали закономерности исполнения.
Эти темы сквозят через все мифы и эпосы, существуют целые схемы взаимодействия с потусторонним миром и объяснений когда человек получает дополнительные способности к целительству или провидчеству. Появление по всем точкам планеты пророков, медиумов и предсказателей давало толчок к интересу такими явлениями, и пространство каждого формируется без усилий к поиску подобного человека. Практически в каждом селе жила если не ведьма, то знахарка или просто был человек, к чьим советам прислушивались, даже не рассказывая ситуацию или способные вылечить от любой болезни. Отсутствие научных знаний предоставляло простор для фантазии, а все концепции строились на теоретизировании и описательном характере. Большое влияние религиозных течений привело к тому, что любые сверхспособности сразу признавались чудом без попыток объяснить и понять, что в итоге сильно затормозило доказательную и исследовательскую сторону процесса.
Поскольку связь с магией очень тесна, то наибольшей расцвет парапсихологии пришёлся на средневековье, когда всему человечеству было характерно мистифицировать любые события, а вера в магию и подобные моменты достигла своего апогея. Тогда не только малоискушённые обыватели верили в различные суеверия, но и учёные, мыслители всё больше обращались в сторону влияния невидимого на реальность.
Подобная вспышка активности в эзотерическом аспекте была главным толчком, чтобы парапсихология выделилась в отдельную отрасль и претендовала на звание науки. Уже тут учёный Сведенборг пишет множество работ по гипнозу и психологии, отдельное внимание уделяет ясновидению, а свои доводы на практике доказывает самым великим скептикам того времени. В других областях видения, способность общаться с духами и чувствовать воздействие других миров вызывалась шарлатанством, при помощи использования в ритуалах различных галлюциногенных трав, смесей и прочего. Вследствие этого сознание становилось изменённым и всё, что потом приписывалось любым паранормальным явлениям или происшествиям было только химической реакцией в его мозгу.
Были и работы по животному магнетизму, не выдержавшие критику комиссий, но не утратившие популярность среди обывателей. Это отдельный феномен, почему люди продолжают верить в выводы исследований, опровергнутые на официальном уровне. Критическое мышление начинает уступать мистическому или же просто есть уверенность, что полученную информацию просто невозможно доказать сейчас. Точно так, как много веков назад люди смеялись над теорией круглой земли, возможно сейчас также зря подвергаются критике паранормальные явления и лишь те, кто верит своему чувственному опыту, могут продвигать эту версию.
Начинают издаваться книги о парапсихологии, на тот период это напоминает больше пособия по магии, чем что-то близкое к науке. Особенной популярностью пользуются работы Кардека (обладал некими способностями), благодаря усилиям которого в конце девятнадцатого века в Лондоне создается специальное общество по изучению психических явлений. Первостепенным было не продвижение изучения темпераментальных или когнитивных функций, а исключительно каких-то неописуемых, непонятных, отклоняющихся способностей.
Начинают активизироваться исследования (главными базами считались Англия и США, но и другие страны поддерживали интерес в данной тематике), участие в которых принимают различные деятели от учёных и философов до политиков. Первоначальные исследования были посвящены телепатии и гипнозу, ясновидению и возникновению материи. Некоторые явления стали потом частью официальной науки, например, гипноз перешёл в практическую часть психологии, изучается и преподается с выдачей лицензий на уровне медицинских сертификатов.
После того, как единичные эксперименты, подтверждающие теорию стали неактуальны в Университете Дюка стали проводиться количественные эксперименты с использованием одинаковой методики. Были впервые разработаны стандартные алгоритмы тестирования, общепринятые модели эксперимента, что активизировало интерес общественности к данной теме, поскольку, чем больше подобного проводилось и чем больше оно стремилось к виду официальной науки, тем больше люди ожидали практического доказательства того, что всегда именовалось суевериями.
На этой волне Б.Рейн издаёт книгу, где применяет забытый термин парапсихологии, основывает лаборатории, посвящённые изучению явлений, а также начинает выпускать журнал о последних исследованиях и различных паранормальных явлениях. Происходит популяризация знаний.
В двадцатом веке создаётся ассоциация парапсихологии, цель которой собрать все знания профессионального сообщества, а также заключить сотрудничество с другим официальными центрами, заниматься информированием и содействовать развитию направления. Такое общество подверглось критике от официальной науки, его несколько раз пытались зарыть и всякими другими санкциями прекратить работу, однако, его численность составляет около трёхсот человек по всему миру.
Парапсихология сегодня
На данный момент все исследования и лаборатории парапсихологии стремительно сокращаются. Столкнувшись с сильным сопротивлением официальной науки, отсутствием доказательной базы и убедительности выводов лаборатории теряют инвесторов, а вместо поддержки получают только критику и закрытие проектов. Лаборатории, продолжающие своё существование финансируются из частных капиталов тех людей, что активно верят в парапсихологию или отчаянно надеются получить собственную выгоду от магической реализации или развития своих же уникальных возможностей.
Те явления, которые получили успех в своём методологическом описании, были истолкованы с точки зрения физики или биологии и теперь приобрели признание. Сюда относится гипноз, как способ влияния на сознание, аура как особое биополе человека. Работы по изучению телекинеза были свернуты и лаборатория закрыта в связи с накоплением эмпирического материала (по версии официального обращения).
География исследований вернулась к университетам Англии и США, но немного смелись акценты изучения. Если раньше большое внимание (в сравнении с темами, поднимаемые сейчас) уделялось ясновидению и телекинезу, то сейчас приоритет идёт в сторону изучения околосмертных переживаний, а сама парапсихология дополнилась трансцендентальной психологией, стоящей также на грани лженауки, но имеющей большую доказательную базу и меньшее отношение к мистификациям.
Есть современные школы парапсихологии, основанные не столько на изучении, сколько на практическом применении. Одна из таких изучает влияние вселенной на душу и их взаимосвязи, во многом знания используются из медицины, а основным направлением считается восстановление баланса энергий взаимодействия во вселенной. Многие положительные отзывы касаются именно стороны медицины и применения оздоровительных практик, что вполне объяснимо применением лечебных методик.
Другие шкалы взяли за основу избавление от негативного мышления, как способы влияния мысли на всю жизнь человека. Такой подход даёт оптимизм и энергию и с точки зрения сухой науки работает с мировосприятием человека, что в итоге улучшает его общую жизненную картинку, а не магическим образом преобразует вселенную под его потребности. Есть и другие центры, предлагающие коррекцию судьбы, но люди идут в центры йоги и духовные семинарии, предоставляющие более гармоничные подходы развития личности.
Исследования парапсихологии
Парапсихологические исследования продолжаются более века различными лабораториями, часть которых была закрыта, но остальные продолжают свою деятельность, несмотря на штрафы, запреты изучения и отсутствие финансирования. Любую критику подобные учёные воспринимают вполне дружелюбно и даже предлагают публиковать критические замечания в собственных же изданиях, возможно как вариант сотрудничества, демонстрации своего открытого отношения или же простой манипуляции сознанием.
Эксперименты (наблюдение, фиксация и постановочный) относятся к различным явлениям и их методологическая и экспериментальная базы также проработаны на разном уровне. Сначала предпринимались попытки воздействовать на генераторы случайных цветов или чисел, потом изучали возможность передвижения материальных объектов силой мысли. На данном этапе к парапсихологии подключили трансперсональную психологию, рассматривающую личность, как трансцендентное существо, постоянно взаимодействующее с вселенной не только на уроне видимой реальности. Именно трансперсональная психология говорит о расширенном понимании личности в контексте коллективного бессознательного.
Ценность парапсихологии именно в её исследованиях, потому что отличает её от навязчивой пропаганды мистических знаний. Из некоторых появились действительно стоящие вклады в науку, а целое поколение эйджизма видит именно в этой дисциплине возможность компромисса и поиска точек соприкосновения между духовным и научным миром, поскольку нельзя отрицать ни одно из этих проявлений.
Наиболее распространённым экспериментом считается выявление уровня развития интуитивных способностей. Для того чтобы проверить уровень используются одинаковые стандартные методики, что повышает показатели валидности и достоверности. Обычно тут испытуемому предлагают угадывать, что изображено на обороте карты – это может быть цвет, цифра или буква. Когда задания усложняются, то там может быть рисунок или слово или же слово надо прочитать побуквенное слово. Экспериментатор фиксирует количество правильных ответов и если оно превышает средние показатели, то фиксируется наличие интуитивных способностей. Кроме простой фиксации основная задача эксперимента состоит в другом – необходимо найти зависимость, в каких состояниях эти умения раскрываются наиболее полно. У некоторых чуйка обостряется в состоянии стресса, у других наоборот, в самом спокойном медитативном или трансовом состоянии.
Известны эксперименты в области не только человеческой парапсихологии – когда изучалось воздействие на растения различных слов и энергетических посылов. Знаменитый эксперимент, где растение умерло от негативных слов именно из этой области и является повторяемым и доказательным. Проблематика всех парапсихологических исследований невозможности окончательности выводов о наличии либо отсутствии взаимосвязей и гарантированном подтверждении фактов при повторном опыте. Есть доказательства, но они не стабильны, но они есть и поэтому совершенно отрицать наличие взаимосвязи нельзя.
Чем дальше движется развитие технологий, тем больше и глубже может заглянуть парапсихология, построить свои исследования так, чтобы найти ускользавшие ранее детали, что в итоге даёт открытия в сферах работы цнс, фаз смены сна и бодрствования, специфики прохождения электронных импульсов в различных изменённых состояниях сознания. Организовывают такие наблюдения и эксперименты паралаборатории, открывая всё новые моменты, веря в безграничность возможностей психики.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Научная электронная библиотека
§ 7.5. Пси-феномены и субфизическая (субфотонная) материя (Psy-phenomenons and subphyscal (subphoton) matter)
В данном параграфе коротко осветим вопросы, касающиеся связи парапсихологических явлений и субфизической (субфотонной) материи.
Рассмотрим следующие вопросы.
1. Понятие пси-феноменов, классификация.
2. Принципы общетеоретических и методологических основ классификации явлений, описанных в парапсихологической литературе.
3. Гипотезы о причинных основах, объясняющих, описанные в парапсихологической литературе, явления.
1°. Понятие пси-феноменов, классификация
Под пси-феноменом (парапсихологическим феноменом) обычно понимается любой из нескольких типов событий, которые не могут быть объяснены известными законами природы, или знание, полученное иначе, чем обычными сенсорными путями. Дисциплина, занимающаяся изучением таких феноменов, называется парапсихологией.
В настоящий момент какой-либо научной классификации пси-феноменов не существуют. Известные в парапсихологической литературе классификации пси-феноменов в основном содержат субъективный, зачастую мистико-религиозный, ненаучный характер. Для построения более или менее научной классификации пси-феноменов необходимо выработать базовый принцип, на основе которого осуществляется деление пси-феноменов на группы. В основе этого базового принципа должны лежать научные методы и научные теории (гипотезы).
Наиболее близко, на наш взгляд, к разработке данного принципа подошел А.Ю. Панасюк[337]. За основу своей классификации пси-феноменов он взял классификацию психических явлений в психологии (психические процессы, психические состояния, психические свойства). Основываясь на данной классификации, Парасюк разделил пси-феномены на 3 группы: пси-процессы, пси-состояния, а так же пси-действия.
1) К пси-состояниям он отнес: состояние зомбированности, левитацию, астральную проекцию, пси-трансформацию структуры тканей организма, различные трансовые состояния.
2) К пси-действию он отнес автоживопись, автомузыку, автописьмо.
3) Пси-процессы Парасюк делит на пси-процессы экстрасенсорного восприятия (телепатия, психометрия, предвидение, анима-контакт, ясновидение, яснослышание, яснознание, ретрокогниция) и пси-процессы экстрасенсорного воздействия:, подразделяющиеся на пси-процессы экстрасенсорного физического воздействия (психокинез и полтергейст) и пси-процессы экстрасенсорного энергоинформационного воздействия (ворожба, заговор, заклятие, зомбирование, наговор, проклятие, сглаз, целительство, экстрасенсорное внушение)[338].
В то же время следует отметить, что предложенная Панасюком аналогия пси-феноменов и пси-явлений обладает рядом недостатков. Позитивной стороной данной аналогии является то, что она основана на методологической базе научной психологии. Негативной стороной является допущение ряда неточностей, противоречащих эмпирическим данным психологической науки. Подобные неточности, на наш взгляд, делают данную классификацию околонаучной. Это связано со следующим причинами.
Во-первых, «экстрасенсорное восприятие» можно назвать некой особенностью восприятия, своеобразной способностью индивида и соответственно – психическим свойством, а не психическим процессом.
Во-вторых, среди психических процессов в психологии не выделяется такого отдельного элемента как «воздействие» или «экстрасенсорное воздействие». Подобное воздействие опять же следует отнести именно к способностям – к конкретным возможностям, проявляющихся в конкретных видах деятельности.
В-третьих, в психологии также не принято выделять какое-либо действие как отдельное психическое явление. Любые действия следует отнести к тому или иному психическому состоянию (мотивационному, эмоциональному, волевому, деятельностному, связанному, например, с вниманием).
В-четвертых, в описываемых Панасюком явлениях заметна путаница между явлениями, относящимися к психике, и не имеющим к ней никакого отношения.
В-пятых, данная Панасюком классификация не является исчерпывающей, так как она не охватывает весь пласт явлений, описанный в парапсихологической литературе.
В-шестых, предлагая свою классификацию, Панасюк не выдвигает какие-либо теории, объясняющие парапсихологические явления. А без выдвижения каких-либо объясняющих гипотез теряется не только смысл классификации, но и возникает большая вероятность ошибок, путаниц, усложнений.
В-седьмых, предложенные Панасюком термины «физическое воздействие» и «энергоинформационное воздействие» не соответствуют общепринятым значениям. Так, если речь идет о психокинезе и полтергейсте, то ни о каком «физическом» воздействии тут речи нет. В данном случае мы наблюдаем явления, которые противоречат физическим законам и при их объяснении мы не можем использовать термины, описывающие законы и свойства физической материи.
Что касается понятия «энергоинформационное воздействие», то, как известно, такого термина в науке еще не выработано. Данное понятие чаще встречается в околонаучной и ненаучной литературе, при этом понятие «информация» довольно часто путается с понятием «энергия» или данные понятия даже отождествляются (например, есть утверждение, что энергия есть информация, а информация – есть энергия[339]). В общепринятом смысле, информация не есть энергия, поскольку энергия всегда подразумевает под собой определенную силу, а информация не является силой, она лишь может способствовать возбуждению различных энергий и сил. Поэтому рассуждая об «энергоинформационном воздействии» в первую очередь необходимо установить, о какой энергии и каких силах идет речь.
На основании указанных замечаний предложим свою классификацию, описываемых в парапсихологической литературе явлений.
1. Парапсихологические состояния
Сюда мы относим две группы феноменов:
1) феномены, возникающие в трансовых и суггестивных состояниях: состояние зомбированности, астральная проекция, пси-трансформация структуры тканей организма, левитация, появление различных творческих способностей: автоживопись, автомузыка, автописьмо.
2) феномены, связанные с особым эмоциональным, волевым, мотивационным, деятельностным состоянием: ворожба, заговор, заклятие, наговор, проклятие, сглаз, полтергейст «привязанный к человеку».
2. Парапсихологические способности
В данную группу мы относим феномены, связанные с экстрасенсорными способностями: телепатия, психометрия, предвидение, анима-контакт, ясновидение, яснослышание, яснознание, ретрокогниция, психокинез, способность зомбировать, целительство, экстрасенсорное внушение
3. Природные аномальные явления
К данной группе мы относим явления, не связанные с влиянием пси-факторов: полтергейст «не привязанный к человеку», геопатогенные зоны, смерч, торнадо
К данной группе явлений мы относим объективно несуществующие явления, представления о которых присутствуют в индивидуальном и массовом сознании по ряду причин. Сюда мы относим феномены жизни после смерти: реинкарнацию, воскресение мертвых, посмертное воздаяние, закон кармы и т.п.
Прежде чем раскрыть содержание указанных групп явлений и дать им объяснение, укажем, на основании каких принципов мы предложили данную классификацию.
2°. Принципы общетеоретических и методологических основ классификации явлений, описанных в парапсихологической литературе
На наш взгляд, в основу классификации парапсихологических явлений должны лечь представления о субфизической материи и ее свойствах (§§ 4.3; 4.4).
Неотъемлемым элементом в анализе данных представлений должно стать обоснование универсальности механических представлений.
Д.И. Менделеев (имеющий прямое отношение к парапсихологии, как известно, в 1875 году он возглавил при Петербургском университете специальную медиумическую комиссию) писал, что при создании теории, призванной объяснить какие-либо странные факты, исследователи должны полностью отбросить мистические соображения[340]. Передавая эту мысль другими словами, мы должны понимать, что за любыми явлениями скрывается определенная механика. Другое дело, эта механика имеет свое объяснение на определенном уровне материи, в зависимости от того к какому классу относится рассматриваемое явление. Так у физических явлений должна быть субфизическая основа и соответствующая ей механика. В основе психики, помимо установленных в настоящий момент физико-биохимических основ, также должна лежать и субфизическая материя.
Таким образом, мы можем предположить, что если откинуть все мистико-религиозные объяснения описываемых в парапсихологической литературе явлений, то вполне возможно выявить за каждым пси-феноменом определенную механику.
Вполне возможно, что парадоксальность и загадочность пси-феноменов как раз и заключается в том, что за их объяснением скрывается именно субфизическая материя – прямо не проявляющаяся в нашей физической материи реальность.
Здесь возникает логичный вопрос, какова же эта механика и возможно ли ее описание в рамках категорий физической материи? При ответе на данный вопрос мы должны исключить возможность прямолинейной экстраполяции механических свойств на иные формы объективной реальности, что в философии принято называть механицизмом. Мы должны понимать, что у любого явления есть своя причинная основа на нижележащих уровнях материи, другими словами – в основе любой формы материи лежит определенная механика.
Например, современная молекулярная биология и генетика сделала огромный шаг к раскрытию механизмов кроссинговера, передачи наследственности, синтеза белков и т.п. Но это же все механика, как угодно ее не назови, это конкретные механизмы, лежащие в основе биологических явлений. Говоря о физических основах, мы также можем сделать заключение, что здесь имеется также конкретная механика, в субстрате которой должны лежать принципы самосборки физической материи из субфизической. И это тоже механика, как ее не назови. Другое дело, субфизика должна оперировать совершенно иными представлениями о заряде, массе, энергии. Это совершенно другие понятия, их нельзя сводить к физическим.
Таким образом, мы можем предположить, что универсальность механических представлений есть не просто ключ к познанию мира, это и наглядный пример таких свойств материи как движение и развитие. При выяснении сущности любого явления всегда есть возможность разложить это явление на составляющие элементы и выявить в них определенную механику, т.е. процессы движения составных элементов рассматриваемого явления. Другое дело, что с учетом достижений физики
XX–XXI вв. сделать это будет достаточно сложно.
3°. Гипотезы о причинных основах, объясняющих, описанные в парапсихологической литературе, явления
Рассмотрим вышеуказанные группы явлений (в соответствии с нашей классификацией) и дадим им обоснование в виде тех или иных гипотез.
Первая группа явлений «Парапсихологические состояния»
Мы связываем феномены данной группы именно с психическими состояниями, поскольку данные феномены проявляются в определенных состояниях (трансовых и суггестивных).
Как известно, на сегодняшний день наукой полностью не установлены механизмы работы психики (в том числе и сознания), механизмы, лежащие в основе состояний сна и тем более промежуточных состояний между сном и бодрствованием, которые, по суди дела, и являются трансовыми и суггестивными состояниями.
Почему необычные феномены возникают именно в этих состояниях? Ответ связан с объяснением самого механизма психики (сознания, подсознания, бессознательного). В соответствии с нашими предположениями именно в промежуточных состояниях между сном и бодрствованием возникает возможность максимально задействовать резервы психики, а точнее – включать и выключать механизмы, ответственные за тот или иной феномен. Рассмотрим данные феномены и дадим им оценку.
Под состоянием зомбированности обычно понимается состояние, при котором человек, полностью теряет контроль над собой и своим телом или подчиняется чьим-то приказам.
Теоретическую возможность подобного состояния можно объяснить следующим образом.
Подобное состояние условно можно сравнить с состоянием сна, когда у человека теряется контроль с внешним миром. С физиологической точки зрения можно предположить, что в таком состоянии активируется какой-либо эмоциональный центр при выключении связей с другими центрами. Человек становится внушаемым и может выполнять какие-либо команды.
Астральная проекция или выход из физического тела. Данный феномен подразумевает способность человека получать какую-либо информацию, находящуюся за пределами зоны видимости (слышимости). В парапсихологической литературе предполагается, что подобный феномен можно объяснить «выходом из физического тела» и попаданием в зону непосредственно воспринимаемого события. В соответствии с нашими предположениями данный феномен можно объяснить механизмом «считывания» информации посредством субфизического взаимодействия. Возможно, что посредством субфизического взаимодействия из любой точки пространства можно «скачать» необходимую по запросу информацию. Механизм данного взаимодействия подробно описан в наших исследованиях.
Пси-трансформация структуры тканей организма – изменение структуры тканей организма под влиянием психики. Данный эффект можно объяснить механизмом внушения и срабатыванием защитных реакций организма, которые могут проявляться например в виде ожога (при внушении что к коже человека прикасается якобы раскаленное железо, на самом деле предмет прикосновения комнатной температуры).
Левитация – потеря веса при медитации. Данный феномен можно объяснить таким свойством субфизической материи как вызывать антигравитационные эффекты.
Появление различных творческих способностей: автоживопись, автомузыка, автописьмо. Феномен можно объяснить механизмом «скачивания» информации посредством субфизического взаимодействия.
Феномены, связанные с особым эмоциональным, волевым, мотивационным, деятельностным состоянием: ворожба, заговор, заклятие, наговор, проклятие, сглаз, полтергейст «привязанный к человеку».
Мы связываем рассматриваемые феномены именно с определенным психическим состоянием, поскольку именно подобное состояние открывает необходимые резервы психики и приводит к результирующему эффекту.
Подробную характеристику с объяснением рассматриваемых эффектов делать не будем. Укажем лишь на то, что в их основе лежит субфизической взаимодействие, которое активируется посредством его обращения от объекта феномена к субъекту.
Вторая группа феноменов, связанных с экстрасенсорными способностями: телепатия, психометрия, предвидение, анима-контакт, ясновидение, яснослышание, яснознание, ретрокогниция, психокинез, способность зомбировать, целительство, экстрасенсорное внушение
Данные феномены также напрямую связываются с субфизической материей и ее свойствами.
Третья группа феноменов: природные аномальные явления.
К данной группе мы относим явления, не связанные с влиянием пси-факторов: полтергейст «не привязанный к человеку», геопатогенные зоны, смерч, торнадо
Можно предположить, что в основе данных феноменов лежит также субфизическая форма материя. В случае полтергейста «не привязанный к человеку» мы встречаемся с антигравитационными эффектами. Геопатагенные зоны мы можем объяснить существованием участков земной поверхности, через которые проходит интенсивное субфизическое излучение, исходящее из центра Земли.
В механизмах образования смерча и торнадо помимо известных объяснений, выдвигаемых в науке, мы можем предположить и влияние субфизической материи.
Четвертая группа феноменов: феномены жизни после смерти (псевдо-феномены): реинкарнация, воскресение мертвых, посмертное воздаяние, закон кармы и т.п. В парапсихологической литературе данные феномены нередко рассматриваются наряду с такими пси-феноменами, как «регрессии в прежние жизни», ксеноглоссия и ксенолалия – способность говорить на мертвых языках (под гипнозом (ксеноглоссия) и без гипноза (ксенолалия).
В рассматриваемом параграфе мы не будем останавливаться на причинах веры в души и «загробные жизни». В то же время укажем, что рассматриваемые феномены (регрессии в прежние жизни, ксеноглоссия и ксенолалия) можно объяснить без обращения к «гипотезы жизни после смерти». Вполне возможно, что любая информация может содержаться даже в крохотных элементарных частицах и при определенных условиях «считываться» людьми, чем и можно объяснить рассматриваемые феномены.
Подробное описание вышерассмотренных феноменов мы представим в отельном исследовании под названием «Теоретическая психология».
В данном параграфе мы сформулировали принципы классификации явлений, описанных в парапсихологической литературе, и предложили авторскую классификацию пси-феноменов. Мы выделили: парапсихологические состояния, парапсихологические способности, природные аномальные явления и псевдо-феномены. На основе гипотезы о субфизической (субфотонной) материи мы выдвинули предположения, объясняющие описанные в парапсихологической литературе явления.
Заключение к главе 7
Рассмотренная нами гипотеза основ психики, разумеется, требует детальной проверки и проработки. В настоящем исследовании мы лишь обозначили направления развития науки в области изучения психических явлений и их основ. В последующих наших исследованиях, в частности в «Теоретической психологии» мы вернёмся к данным вопросам.