Что такое парацельс в химии
Парацельс как врач и алхимик древности
Кто такой Парацельс?
Псевдоним Парацельс он придумал самостоятельно. В переводе с латыни псевдоним означает «превзошедший Цельса». Для справки: «Цельс – это древнеримский энциклопедист и знаток медицины, который жил в I веке до н. э.». Настоящее имя Парацельса звучит Филип Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм. Он родился 24 октября 1493 года в городе Эг в семье людей тесно связанных с медициной. Именно по этому он и посвятил всю свою жизнь изучению медицины. В 16 лет он навсегда ушел из дома и посвятил всего себя обучению. Он обучался в Германии, Швейцарии и Италии, где и черпал по крупице свои знания в разных областях. Его самым именитым учителем был Иоганн Тритемий, который считался величайшим специалистом в области астрологии, алхимии и магии. В итоге он получает звание доктора медицинских наук. После получения звания доктора, он отправляется в путешествие по миру, где получает врачебную практику. Он занимал посты как городского врача, так и военного на полях боевых действий.
Философское учение Парацельса
Взгляды Парацельса очень многообразны. Некоторые считали Парацельса великим врачем и учёным, а другие считали его просто шарлотаном. Получив огромный опыт в медицинской практике, в 1527 году городской совет Базеля назначил его профессором физики, медицины и хирургии. Он читал лекции по медицине в Базельском университете. Его отличие от остальных преподавателей было в том, что он читал лекции студентам из своих личных наблюдений и опыта, а не повторяя слова Авиценны, Гиппократа и Галена. Его коллеги с призрением относились к учению такого рода, потому что они не были документально подкреплены. Сам Парацельс критично относился к представлениям древней медицины, считая ее очень несовершенной.
Он критиковал врачей не имеющих знаний по химии, потому что без знаний химии невозможно лечить людей. Он утверждал, что человек состоит из набора химических элементов, которые в человеческом организме находится в постоянном равновесии. При отклонении от равновесия, то есть если не хватает каких-либо элементов или наоборот их становится больше – возникают болезни. Придерживаясь этого знания, он успешно лечил на тот момент неизлечимые болезни. Ещё одним его учением было, то, что даже обыденные вещи могут быть смертельными, а яды в определенных дозировках целебными. Такие учения Парацельса, на сегодняшний день не выглядят столь безумными, как считали его коллеги в то время. И сегодня его можно считать настоящим родителем современной фармацевтики.
Парацельс в науке и медицине
Как уже говорилось выше, Парацельс был очень успешен в разных науках, но его призванием считается медицина. Он говорил что настоящая цель алхимии не добыча золота, а лекарств. Что касается химии, он является человеком, который дал название такому элементу как цинк, использовав написание zincum. Что касается медицины, он успешно практиковал свои полученные навыки в лечении болезней. Благодаря своим опытам, он написал несколько книг. Одной из которых является собрание заметок о происхождении и протекании болезней, которое он назвал «Парамирум». Одним из главных его достижений является объяснении природы и причин такой болезни, как Силикоз. По его трудам была индефицирована такая болезнь как рак лёгких. Самое интересное то, что Парацельс знал как лечить очень много болезней, даже те которые считаются неизлечимыми до сих пор.
Мистическая сторона личности Парацельса
Мистическая сторона личности Парацельса затрагивает разные аспекты деятельности. Как уже говорилось выше, он добился больших успехов в медицине, так как лечил огромное количество болезней. Мистики считали, что Парацельс владел так называемой «Панацеей». Для справки:
Панацея – это лекарство от всех болезней.
Парацельс (1493—1541)
Парацельсом он назвал себя сам, под таким именем и вошёл в историю науки. Означало оно «превосходящий Цельса» (римского учёного, жившего на рубеже новой эры). В свидетельстве о крещении было записано: Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм.
В его биографии много неясного и противоречивого. Уроженец Швейцарии, медицину изучал в Италии, однако разочаровался в полученных знаниях. Решив заняться самообразованием, отправился в длительное путешествие. Объездил всю Европу, побывал в Египте. По некоторым сведениям, посетил Московию (Россию).
В 1524 г. Парацельс вернулся на родину. Там он сразу прослыл «возмутителем спокойствия»: в Базельском университете стал читать лекции на немецком языке, хотя священной традицией считалось пользоваться исключительно латынью. Пренебрежительно отозвался о сочинениях великих эскулапов — древнеримского врача Галена и Авиценны. Словом, вёл себя настолько высокомерно, что был изгнан из Базеля. Остаток жизни он провёл в Германии и Австрии и скончался в крайней бедности в больнице города Зальцбурга.
Одному Богу известно, сколько всего сочинений вышло из-под пера Парацельса. Он излагал свои мысли языком туманным, перемежая доступные пониманию реальные описания и выводы с мистическими и фантастическими рассуждениями. Отыскивать среди них «рациональные зёрна» выпало на долю усердных исследователей последующих поколений.
Парацельс
Ятрохимия (от греч. «иатрос» — «врач») справедливо считается тем «фрагментом» знаний, который нельзя исключить, рассматривая начальный, подготовительный период возникновения химических представлений. «Я ятрохимик, — говорил Парацельс, — поскольку знаю и химию, и медицину». Он видел основную цель химии в приготовлении лекарств. На сей счёт учёный развивал оригинальную теорию, имевшую, однако, алхимический «привкус». Согласно ей, три основных алхимических начала — ртуть, сера и соль — содержатся и в живых организмах. Если их равновесие нарушается, приходят болезни, которые можно лечить, составляя соответствующие снадобья. По существу, Парацельс впервые высказал мысль о том, что все жизненные процессы основаны на химии. Эта идея оказала влияние на развитие фармакологии — науки о лекарственных веществах и их действии на организм.
Однако и как химик-практик он был достаточно осведомлённым исследователем. Считая важнейшим свойством металлов ковкость, он подразделял их на «истинные металлы» и «полуметаллы». Такая градация сохранялась долго. В своих работах Парацельс приводил сведения о многих веществах и различных химических операциях. Считается, что он был первым, кто достаточно определённо описал свойства цинка.
Со времён Парацельса учёные-химики ещё долго выходили из среды аптекарей и врачей.
Парацельс
швейцарский врач и алхимик
Парацельс (лат. Paracelsus, настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, лат. Philippus Aureolus Theophrastus Bombast von Hohenheim) родился (по одной из версий) 24 октября 1493 года в городе Эг (Швейцария), в семье врача. Фамилия Гогенгеймов происходит от старинного дворянского рода. Но позже ученый предпочтет называть себя Парацельс, что по латыни означает «выше Цельса».
Основы врачевания мальчику дал еще в детстве отец, с оккультными науками познакомил аббат Иоганн Тритемий в Вюрцбурге. А степень доктора медицины Парацельс получил, пройдя обучение в университете в Ферраре (Италия).
С 1517 года десять лет Парацельс путешествует в качестве слушателя европейских университетов и в качестве военного медика. Он побывал почти во всех европейских странах и даже в Северной Африке, Палестине. Вернувшись в 1527 году в Швейцарию, он становится врачом в Базеле.
Здесь же он, нарушая заведенный порядок, начинает преподавать медицину не на латыни, а на немецком языке. Однако в следующем году в его преподавательской карьере наступает длительный перерыв.
В эти годы Парацельс снова много путешествует и занимается исследованиями, ставит алхимические опыты. Его достижениями считаются, например, объяснение причины силикоза, изобретение прототипа вакцины от чумы. Парацельс стоял у истоков фармакологии, разработал принцип подобия, на котором основана современная гомеопатия.
Парацельс резко выступал против схоластической медицины, противопоставляя ей наблюдение и опыт. Он отвергал учение древних о четырёх соках человеческого тела и считал, что все процессы, происходящие в организме, — химические процессы.
Также врач изучал лечебное действие различных химических элементов и соединений. Сблизив химию с медициной, Парацельс явился одним из основателей ятрохимии. Он выделял лекарства из растений и применял их в виде экстрактов и эликсиров; развил новое для того времени представление о дозировке лекарств, использовал минеральные источники для лечебных целей.
Он создал учение об «архее» — высшем духовном принципе, якобы регулирующем жизнедеятельность организма.
Свои медицинские взгляды он описывает в трактатах «Парамирум», «Парагранумом», «Лабиринт заблуждающихся медиков». На счету ученого и философские работы «Потаенная философия», «Великая астрономия», «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах».
Умер Парацельс 24 сентября 1541 года в Зальцбурге (Германия).
Парацельс
профессор физики, медицины и хирургии
Содержание
Происхождение имени
лат. Paracelsus означает «Подобный Цельсу». Именем Ауреол («Золотой») будучи о себе и своём искусстве очень высокого мнения, Гогенгейм сам называл себя.
Биография
Парацельс родился в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать работала медсестрой в аббатстве. Был очень тщедушного вида, большая голова и худенькие кривые ноги. В семье Парацельс получил прекрасное образование в области медицины и философии. К 16 годам Парацельс знал основы хирургии, терапии и хорошо ориентировался в основах алхимии. В 16 лет Парацельс навсегда покидает дом и уезжает учиться в Базельский университет. После этого, в Вюрцбурге, у аббата Иоганна Тритемия, одного из величайших адептов магии, алхимии и астрологии, Парацельс изучал древние тайные учения. Университетское образование Парацельс получил в Ферраре, здесь же был удостоен степени доктора медицины.
Скитания
С 1517 года Парацельс предпринимал многочисленные путешествия (и, возможно, являлся предшественником или основателем тайных обществ, которые появляются в XVII веке в Европе), посещал различные университеты Европы, участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался в имперские земли, во Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Португалию, Скандинавские страны, Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова (ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, России и в татарском плену).
По свидетельству Ван Гельмонта в 1521 году Парацельс прибыл в Константинополь и получил там Философский камень. Адептом, от которого Парацельс получил этот камень, был, как упоминается в некоей книге «Aureum vellus» (Золотое руно — лат.) (напечатанной в Роршахе в 1598 г.), некий Соломон Трисмозин, или Пфайфер, соотечественник Парацельса. Говорится, что этот Трисмозин обладал также универсальной панацеей; утверждают, что в конце XVII века он был ещё жив: его видел какой-то французский путешественник.
Парацельс путешествовал по придунайским странам и посетил Италию, где служил военным хирургом в имперской армии и принял участие во множестве военных экспедиций того времени. В своих странствиях он собрал много полезных сведений, причем не только от врачей, хирургов и алхимиков, но и общаясь с палачами, цирюльниками, пастухами, евреями, цыганами, повитухами и предсказателями. Он черпал знания и от великих, и от малых, у ученых и среди простонародья; его можно было встретить в компании погонщиков скота или бродяг, на проезжих дорогах и в трактирах, что послужило поводом для жестоких упреков и поношений, которыми в своей ограниченности осыпали его враги. Проведя в скитаниях десять лет, то применяя на практике свое искусство врача, то преподавая или изучая, по обычаю тех времен, алхимию и магию, в возрасте тридцати двух лет он возвратился обратно в Германию, где вскоре прославился после нескольких удивительных случаев исцеления больных.
В 1526 г. приобрел право бюргера в Страсбурге, а в 1527 г. по протекции известного книгоиздателя Иоганна Фробена стал городским врачом Базеля. Также в 1527 г. по рекомендации Оксколампадия, городской совет назначил его профессором физики, медицины и хирургии, положив высокое жалование. В Базельском университете он читал курс медицины на немецком языке, что было вызовом всей университетской традиции, обязывавшей преподавать только на латыни. Его лекции, в отличие от выступлений коллег, не были простым повторением мнений Галена, Гиппократа и Авиценны, изложение которых являлось единственным занятием профессоров медицины того времени. Его учение было действительно его собственным, и он преподавал его невзирая на чужие мнения, заслуживая этим аплодисменты студентов и ужасая своих ортодоксальных коллег тем, что нарушал установленный обычай учить только тому, что можно надежно подкрепить устоявшимися, общепринятыми свидетельствами, независимо от того, было ли это совместимо с разумом и истиной. В 1528 г., в результате конфликта с городскими властями, Парацельс переехал в Кольмар. В это время был почти на 10 лет отлучён от академии.
В 1529 и 1530 гг. посетил Эсслинген и Нюрнберг. «Настоящие» врачи из Нюрнберга ославили его как мошенника, шарлатана и самозванца. Чтобы опровергнуть их обвинения, он попросил городской совет доверить ему лечение нескольких пациентов, чьи болезни считались неизлечимыми. К нему направили несколько больных слоновой болезнью, которых он излечил за короткое время, не прося никакой платы. Свидетельства этого можно найти в городском архиве Нюрнберга.
В последующие годы Парацельс много путешествовал, писал, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения. В 1530 г. в замке Бератцхаузен он завершил работу над «Парагранумом» (1535). После непродолжительного пребывания в Аугсбурге и Регенсбурге перебрался в Санкт-Галлен и в начале 1531 г. закончил здесь многолетний труд о происхождении и протекании болезней «Парамирум» (1532). В 1533 г. он остановился в Филлахе, где написал «Лабиринт заблуждающихся медиков» (1533) и «Хронику Каринтии» (1535).
Последние годы
24 сентября 1541 года после непродолжительной болезни он умер (в возрасте 48 лет и трех дней) в маленьком номере гостиницы «Белая лошадь», что на набережной, а его тело было похоронено на кладбище св. Себастьяна. Обстоятельства его смерти до сих пор не ясны, но самые последние исследования подтверждают версию его современников, согласно которой Парацельс во время званого обеда подвергся вероломному нападению бандитов, нанятых кем-то из лекарей, его врагов, и в результате падения на камень проломил череп, что спустя несколько дней и привело к смерти. Немецкий врач С. Т. фон Земмеринг обследовал череп Парацельса, который благодаря его необычному строению невозможно спутать ни с каким другим, и заметил трещину, проходящую через височную кость (череп часто трогали, и с течением времени она увеличилась и стала хорошо заметна). Он уверен, что такая трещина могла возникнуть только при жизни Парацельса, поскольку кости твердого, но старого и высохшего черепа нельзя было бы разделить подобным образом.
Останки Парацельса были эксгумированы в 1572 г. во время перестройки здания церкви св. Себастьяна и перезахоронены за стеной, что окружает двор перед часовней св. Филиппа Нери, пристроенной к церкви, там, где сейчас стоит памятник ему. В центре разрушенной пирамиды из белого мрамора имеется углубление с его портретом, а выше — надпись на латинском языке: Philippi Theophrasti Paracelsi qui tantam orbis farnam ex auro chymico adeptus esf effigies et ossa donee rursus circumdabitur pelle sua. — Ion. cap. xix. (Филлипа Теофраста Парацельса, который стяжал столь великую славу мира за [открытие] химического золота, изображение и кости; и пока снова не покроется своей плотью. — Прим. пер.)
Под портретом написаны следующие слова: Sub reparatione ecclesiae MDCCLXXII. ex sepulchrali eruta heic locata sunt. (По причине ремонта церкви [в год] 1772 из могильного тления из-за эпидемии были выкопаны и здесь помещены [кости Парацельса]. — Прим. пер.)
Под этой надписью виден герб Парацельса в виде серебристого луча, на котором расположены один за другим три черных шара, а внизу стоят слова: Pax vivis requies aeterna sepultis. (Мир живым, вечный покой умершим. — Прим. пер.)
На чёрной доске в левой части памятника имеется перевод этих слов на немецкий язык. Две последние надписи явно были перенесены с первоначального памятника, а та, что относится к портрету, была добавлена в 1572 г.
Учение Парацельса
Парацельс в литературе
Парацельс в кино
Парацельс упоминается в фильме «Франкенштейн Мери Шейли» во время спора Виктора Франкенштейна с профессором в студенческой аудитории.
Парацельс
Парацельс (наст. имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) (ок. 1493 — 24 сентября 1541 года, Зальцбург) — швейцарский алхимик, врач, философ и маг. Основатель современной ятрохимии.
Содержание
Биография
Отцом Парацельса был Вильгельм Бомбаст фон Гогенгейм, врач, получивший степень в университете Тюбингена (Германия), незаконнорожденный потомок знатной швабской семьи. О матери Парацельса, служительнице монастыря Айнзидельн, почти ничего не известно. Она умерла, когда Парацельс был ребенком. Братьев и сестер у него не было.
Профессия отца во многом определила путь сына. К четырнадцати годам Теофраст уже был знаком с основами медицины и алхимии. Парацельс не стеснялся отсутствия литературных изысков в своих трактатах, которые он в основном писал на родном языке — швейцарском немецком: «Я не могу похвастаться ни риторикой, ни утонченностью; я говорю на языке, соответствующем моему рождению и моей стране, поскольку я из Айнзидельна, по происхождению швейцарец, и пусть никто не ставит мне в вину мою грубую речь. О написанном мною надлежит судить не по моему языку, но по моему искусству и опыту, которые я предлагаю всему миру и которые, я надеюсь, будет полезны всему миру».
Вильгельм фон Гогенгейм, интересовавшийся классической ученостью, назвал своего сына Теофрастом, вероятнее всего, в честь грека Теофраста (ок. 370 — между 288 и 285 гг. до н. э.), известного мыслителя древности, ученика Аристотеля. В 1502 году отец и сын Гогенгеймы переехали в Австрию, где Вильгельм получил место учителя в школе горного дела в Хюттенберге. Жили Гогенгеймы в Филлахе. Теофраста отдали в бенедиктинскую монастырскую школу, где он изучал логику, риторику, грамматику и латынь.
Одним из наставников Парацельса считают Иоганна Тритемия, который жил в монастыре св. Иакова неподалеку от Вюрцбурга с 1506 года. Умер Тритемий через десять лет, в 1516 году. Так что у Парацельса было время побывать в Вюрцбурге, где, вероятнее всего, и состоялась его встреча с таинственным монахом — если, конечно, они вообще встречались. Книги его Теофраст мог читать еще в ранней юности: трактаты Тритемия были широко известны и вполне могли быть в библиотеке Вильгельма Гогенгейма. Бывал ли вообще Парацельс у Тритемия в Вюрцбурге, как долго и в чем заключалось наставничество Иоганна Тритемия — вопрос во многом остается открытым.
В качестве еще одного из алхимических наставников Парацельса называют легендарного Саломона Трисмозина, который, как говорят, открыл ему секрет Философский Камень. Биограф Парацельса, Франц Гартман, сообщает об этом так:
. он прибыл в Константинополь именно в 1521 г. и получил там Философский камень. Адептом, от которого Парацельс получил этот камень, был, как упоминается в некоей книге «Aureum vellus» (напечатанной в Роршахе в 1598 г.), некий Соломон Трисмозин, или Пфайфер, соотечественник Парацельса. Говорится, что этот Трисмозин обладал также универсальной панацеей; утверждают, что в конце XVII века он был еще жив: его видел какой-то французский путешественник.[1]
О жизни Саломона Трисмозина практически ничего не известно; сомнительно, что такой человек вообще существовал. Однако известны алхимические сочинения, приписываемые этому автору, такие как «Сияние солнца» <лат. «Splendor solis»), «Золотое руно» (лат. «Aureum vellus»).
Изучать Теофраст должен был медицину, что вполне понятно. Возможно, что уже в 1507 году в возрасте четырнадцати лет Теофраст фон Гогенгейм поехал учиться в университет Тюбингена, который закончил и его отец, однако есть и другая версия, в соответствии с которой учеба Теофраста в университетах Европы началась в 1509 году. С достаточной степенью уверенности можно сказать, что Парацельс учился в Ферраре (Италия), где и получил степень доктора медицины в 1515 году, хотя и этот факт не находит основательного подтверждения. Немалый опыт Теофраст Гогенгейм приобрел в качестве военного врача. В 1516-1517 гг. он служил в качестве полевого врача во время Венецианской войны, в ходе которой в 1517 году император Священной Римской империи Максимилиан I (1508-1519) вернул земли, захваченные у него в 1516 году итальянскими городами. В 1519 году в том же качестве Парацельс на стороне нидерландских войск участвует в войне герцогства Гельдерн, входившего в состав так называемых семнадцати провинций, расположенных на территории современных Нидерландов, против испанского короля Карла I, который позднее будет провозглашен императором Карлом V (1519 — 1558). В 1520 году он присоединяется к армии датского короля Кристиана II (1513 — 1523) и с ней посещает Данию и Швецию. Многие авторы сообщают о путешествиях Парацельса в различные страны, среди которых упоминаются Ирландия, Англия, Испания, Литва, Россия, Пруссия, Польша, Венгрия, Хорватия и другие страны. Вызывает большое сомнение то, что он в действительности посетил все эти страны. Вероятнее всего, в некоторых из них он и в самом деле побывал, но количество их в «послужном списке» Парацельса явно преувеличено. В одной из своих книг он пишет: «Я узнавал о медицине не только из лекций, рукописей и книг, но пытался расширить свои познания во время странствий. Мне пришлось побывать в Гранаде, Лиссабоне, Испании, Англии, Бранденбурге, Пруссии, Литве, Польше, Венгрии, Валахии, Словении, на Карпатах и в других землях, которые не стоит и называть».
Не позднее 1524 года Парацельс живет в Зальцбурге, где работает врачом. Когда во время немецкой крестьянской войны восставшие заняли город и осадили замок архиепископа, Парацельс выступал против духовенства в тавернах. После провала восстания он в апреле 1526 года в спешке покинул город. В 1527 году Парацельса приглашают в Базель в качестве городского врача и экстраординарного профессора. Он читает лекции студентам-медикам в базельском университете, при этом использует не только латынь, но и немецкий язык, что привело к конфликту с руководством университета. Парацельс отказался подчиняться университетскому уставу и поэтому так никогда и не стал постоянным членом факультета. Также он резко выступает против авторитетных врачей прошлых столетий: Галена, Гиппократа, Авиценны и других прославленных медиков. 24 июня он устроил прилюдное сожжение книг, против догматичности которых был настроен. Сам Парацельс в своей книге «Парагранум» упоминает об этом факте так: «В ночь на праздник святого Иоанна я выбросил в костер множество книг, чтобы все несчастья вместе с дымом рассеялись в воздухе. В те минуты я всем сердцем желал очищения царства медицины, которую не может повредить ни один огонь в мире».
В 1528 году Теофраст Гогенгейм уезжает из Базеля. В последующие годы он живет в различных городах, среди которых Нюрнберг, Кольмар, Цюрих, Инсбрук, Штерзинг, Мюнхен и другие — полный перечень выглядел бы весьма внушительно, при этом нигде Парацельс надолго не задерживается. В 1529 году в Нюрнберге он публикует два «предсказания» на последующие годы, в которых впервые называет себя «Парацельсом». Также он пишет множество работ, среди которых трактаты по медицине, а также астрологические сочинения. В 1530 г. Парацельс побывал в Нердлингене, Мюнхене, Регенсбурге, Амберге и Мерано, в 1531 г. — в Халле, а в 1535 г. — в Цюрихе. После этого он жил в Мерене, Каринтии, Крайне и в Венгрии и в итоге осел в Зальцбурге, куда был приглашен герцогом Эрнстом, пфальцграфом Баварским, большим любителем тайных наук.
В 1541 году Парацельс приезжает в Зальцбург; 21 сентября, возможно, чувствуя приближение смерти, он пишет завещание. Через три дня, 24 сентября, после непродолжительной болезни он умер (в возрасте 48 лет и трех дней) в маленьком номере гостиницы «Белая лошадь», что на набережной, а его тело было похоронено на кладбище св. Себастьяна.
Как пишет Франц Гартман:
Обстоятельства его смерти до сих пор не ясны, но самые последние исследования подтверждают версию его современников, согласно которой Парацельс во время званого обеда подвергся вероломному нападению бандитов, нанятых кем-то из лекарей, его врагов, и в результате падения на камень проломил череп, что спустя несколько дней и привело к смерти. Немецкий врач С. Т. фон Земмеринг обследовал череп Парацельса, который благодаря его необычному строению невозможно спутать ни с каким другим, и заметил трещину, проходящую через височную кость (череп часто трогали, и с течением времени она увеличилась и стала хорошо заметна). Он уверен, что такая трещина могла возникнуть только при жизни Парацельса, поскольку кости твердого, но старого и высохшего черепа нельзя было бы разделить подобным образом.[2]
Современные исследователи считают версию о том, что он был убит, недостоверной. Так как судебно-медицинские экспертизы обнаружили в его костях высокую концентрацию нерастворенной ртути, считается вероятным, что он умер от отравления ртутью.
Мировоззрение Парацельса
Согласно Парацельсу, человек состоит из следующих семи принципов или, точнее говоря, из семи модификаций одной первоначальной сущности:
1. Элементарное тело 2. Archeus (первопричина) 3. Звездное тело 4. Животная душа 5. Разумная душа 6. Духовная душа 7. Человек нового Олимпа
По мнению Парацельса:
Алистер Кроули о Парацельсе
Алистер Кроули в своих работах неоднократно упоминает о Парацельсе и ссылается на его идеи. В своем юношеском стихотворении «Прощании Парацельса с Априле», он выразил свои представления об испытаниях, которые могут ожидать соискателя на Пути. В работе Сердце Мастера Кроули упоминает Парацельса, обошедшего «всю Европу и начавшего распространять новые методы, основанные на глубоком понимании истинных материальных законов»[4] среди членов мистического Братства.
Задумайся о том, как при помощи Вина можно воздействовать на Разум, изменяя Состояние Тела; и наоборот, вспомни, как Теофраст Парацельс, противопоставляя Действию Вина физические Упражнения, достигал известного Очищения и Экзальтации. Но будь он и в семь раз более велик, он не добился бы того же Результата с Купоросным Маслом.[5]
В Магии в теории и на практике Кроули также упоминает о Парацельсе:
По словам юрского чародея, чтобы призвать Дьявола, достаточно лишь воззвать к нему всей своей Волей.[7]
В своем эссе Звезда видна он упоминает работы Парацельса в качестве примера, исследовательских работ с изложением своих познаний о Вселенной и с предложениями, способствующими ее благу и развитию, которые должен подготовить и опубликовать Свободный Адепт в магической системе A.’.A.’..
Парацельс входит в список Гностических Святых, содержащейся в Liber XV. Гностическая Католическая Церковь. Каноническая Месса, а также в символический перечень членов правомочных ассамблей О.Т.О., опубликованный в Liber LII. Манифест О.Т.О..
Творчество
Парацельс является автором многих текстов, посвященных медицине, астрологии, философии и богословию. Также ему приписываются некоторые работы, которые в действительности ему не принадлежат. При его жизни были изданы следующие произведения:
Большинство сочинений Парацельса опубликовано посмертно: «Opus paragranum» (1565), «Liber paramirum» (1575). В XX веке началось издание полного собрания сочинений Парацельса. Пока оно не закончено.