Что такое парламент в школе
III. Структура школьного парламента и порядок его работы
ПОЛОЖЕНИЕ
О ШКОЛЬНОМ ПАРЛАМЕНТЕ
Школьный парламент является одним из представительных органов системы ученического самоуправления, субъектом соуправления жизнью школы.
Цели и задачи:
Цель – организация социально обусловленной, общественно и лично значимой деятельности обучающихся, реализация их интересов и потребностей, формирование навыков управления образованием на уровне ученика, класса, школьного коллектива.
Задачи:
— исполнение функции законодательного органа, создающего нормативную основу жизнедеятельности сообщества учащихся школы;
— удовлетворение потребностей учащихся в самостоятельности, общении, самореализации;
— развитие элементов гражданского общества в укладе школы;
— повышение правовой культуры учащихся, формирование активной гражданской позиции,
— развитию общественной активности и выявлению лидеров ученического коллектива.
Главными правовыми источниками для законотворчества школьного парламента являются:
— Конституция Российской Федерации;
— Закон РФ «Об образовании»;
— Конвенция о правах ребенка;
— Всеобщая декларация прав человека;
— Типовое положение об образовательном учреждении.
Законы и другие нормативные акты, принимаемые школьным парламентом, не могут противоречить российскому законодательству и международным документам о правах человека.
I. Формирование школьного парламента
1.1. Формирование школьного парламента осуществляется на основе «Модели создания парламента в школе».
1.3. Коллективы классов имеют право отозвать своего депутата до истечения срока полномочий, если он не оправдал доверия избирателей, и выбрать нового депутата.
1.4. Члены школьного парламента, окончившие 11 класс, имеют право принимать
участие в сессиях парламента с правом совещательного голоса.
II. Состав школьного парламента
2.1. Депутатами школьного парламента являются успешно прошедшие процедуру отбора представители 5-11 классов.
2.2. Количество членов школьного парламента зависит от количества 5-11 классов. (не менее 14 человек)
III. Структура школьного парламента и порядок его работы
3.1. Главным органом школьного парламента является общее собрание министров. Общее собрание осуществляет свою работу в форме сессий.
3.2. Сессии собираются не реже одного раза в две недели во внеурочное время.
3.3. Руководят работой сессий Спикер парламента и Вице-спикер, избираемые на первой сессии.
3.4. На сессиях обсуждаются важнейшие вопросы жизни ученического коллектива и школы в целом, принимаются нормативные документы, законы школьной жизни, ученические проекты, обращения к другим участникам образовательного процесса в школе (учителям и родителям), а также к представителям государственных и общественных организаций.
3.5. Продолжительность каждой сессии определяется координационным советом школьного парламента. В состав координационного совета школьного парламента входят Спикер школьного парламента, Вице-спикер, председатели (министры) постоянных комиссий (министерств) и временных комитетов, а в случае наличия депутатских фракций — председатели фракций.
3.6. Координационный совет школьного парламента представляет школьный парламент в промежутке между сессиями, осуществляет связь с депутатами парламента, руководит работой постоянных комиссий и временных комитетов, готовит повестку дня сессий, объявляет о сроках и месте проведения сессий.
3.7. На первой сессии школьного парламента создаются следующие постоянные комиссии (министерства):
— дисциплины и порядка;
— заботы и поддержки;
— информации и печати.
3.8. Все депутаты школьного парламента работают в комиссиях на постоянной основе. Комиссии формируются по принципу добровольности с учетом пожеланий и способностей депутатов. Количество членов постоянной комиссии не менее трех человек. Председатель выбирается на первом заседании комиссии открытым голосованием.
В работе постоянных комиссий могут принимать участие учащиеся, не являющиеся депутатами школьного парламента.
3.9. Задачами постоянной комиссии являются:
— выявление актуальных проблем (по профилю комиссии), отражающих интересы и
— определение (в соответствии с ее профилем) перспективных направлений деятельности ученического коллектива;
— подготовка соответствующих законопроектов.
3.10. Для подготовки некоторых проектов могут быть созданы временные комитеты, включающие в свой состав как депутатов, так и учащихся, не являющихся членами парламента, но заинтересованных в данном проекте.
3.11. В случае возникновения в составе школьного парламента объединений депутатов по сходству интересов и позиций, в рамках парламента могут быть созданы депутатские фракции, вырабатывающие общие подходы к обсуждаемым на сессии вопросам. Возглавляет фракцию председатель, избираемый членами фракции. Председатели фракций представляют и обосновывают позицию членов фракции на сессиях и в координационном совете.
3.12. Для консультационной помощи руководителям школьного парламента и для обеспечения связи с педагогическим коллективом директором школы назначается педагог-куратор. У постоянных комиссий школьного парламента и депутатов также могут быть кураторы-консультанты из числа учителей и родителей, имеющих демократические позиции и опыт общественной деятельности.
IV. Права школьного парламента Школьный парламент имеет право:
4.1. Представлять интересы ученического коллектива как внутри школы, так и за ее пределами.
4.2. Участвовать в определении перспектив развития школы, путей повышения образовательного потенциала школы, улучшения ее жизнедеятельности.
4.3. Участвовать в планировании работы школы на год.
4.4. Участвовать в определении режима работы школы и разработке правил внутреннего распорядка школы.
4.5. Вносить предложения по обсуждению на педсовете актуальных для ученического коллектива вопросов.
4.6. Вносить предложения директору школы по вопросам поощрения и наказания учащихся.
4.7. Обращаться к руководителям школы (директору и его заместителям) с вопросами и предложениями, касающимися различных сторон жизни школы.
V. Обязанности школьного парламента Школьный парламент обязан:
5.1. Во всей своей деятельности руководствоваться Конституцией РФ, Законом РФ
«Об образовании», международными документами по правам человека; соблюдать устав школы.
5.2. Последовательно обеспечивать развитие демократических начал в жизни школы.
5.3. Развивать систему ученического самоуправления, создавать нормативную базу деятельности органов ученического самоуправления разного уровня.
5.4. Определять направления деятельности исполнительного органа школьного самоуправления (школьного правительства, совета учащихся и т.п.). Осуществлять контроль за его деятельностью.
5.5. Осуществлять постоянную связь с ученическими коллективами классов для выяснения актуальных для них проблем и потребностей. Обсуждать предложения, поступающие от учащихся школы.
5.6. Последовательно защищать интересы коллектива учащихся и отдельных его членов как внутри школы, так и за ее пределами.
Школьный парламент как важное условие осуществления демократического управления школой
Школьный парламент как важное условие эффективного управления образовательным учреждением
В современных условиях функционирования образовательного учреждения возникает масса вопросов, связанных с обеспечением условий для демократического управления школой, когда не только директор и педагогический совет, но и ученики и родители как полноправные субъекты образовательного процесса могут влиять на качество предоставляемых школой услуг.
Ныне ушли в прошлое старостаты, учкомы и другие, подобные этим структуры ученического самоуправления – и затихла некогда бурная школьная жизнь. Многие российские школы в период реформирования прошли через создание Советов, которым якобы предоставлялись широкие права. Круг вопросов, находившихся в ведении подобных структур, ограничивался, как правило, отменой школьной формы, выбором варианта учебного плана – и только. О правах детей говорили лишь декларативно или не говорили совсем.
Прошло время, и в нашем государстве заговорили о создании правового государства, гражданского общества, стали появляться всевозможные общественные организации по защите прав человека, фонды, сообщества, признавшие главной ценностью демократические принципы сосуществования граждан.
С момента появления «Конвенции о правах ребенка» в нашей стране впервые стала обсуждаться проблема реализации правовых возможностей детей. В связи с этим перед российской школой встала задача воспитания свободной, ответственной личности, человека культуры, который способен действовать в условиях правового государства творчески, инициативно, с пользой для себя и общества.
С 1997 года наша школа является Ассоциированной школой ЮНЕСКО. На протяжении последних четырех лет у нас ведется работа (правда, с переменным успехом) по построению правового пространства школы, организованного на идеях Культуры Мира. В работу активно включилась инициативная группа, в которую вошли заместитель директора школы по науке, преподаватели обществознания, социальный педагог и психолог. Возглавил работу директор школы.
Мы, педагоги, очень хотели, чтобы и ребята активно включились в этот процесс. Основой нашей дальнейшей деятельности стал метод социального проектирования. Крайне важно было актуализировать проблему на уровне школы, проанализировать сложившуюся ситуацию на уровне города, тем самым активизировать социально-значимую деятельность учащихся в области реализации и защиты своих прав. Так появился социальный проект «Имею право», который стал финалистом Всероссийской акции «Я – гражданин России», обладателем гранта губернатора Нижегородской области на ярмарке социальных проектов.
В ходе реализации проекта выявилась серьезная проблема: не существует механизма, обучающего практическому использованию и защите своих прав самими детьми, что влечет за собой снижение мотивационной готовности учащихся к социально-значимой деятельности. Попросту говоря, дети, зная о своих правах из СМИ, по школьным урокам обществознания, оказываются совершенно беспомощными в реальной жизни.
В процессе работы над социальным проектом были проанализированы ресурсы школы, помогающие учащимся реализовывать свои правовые возможности, на основании чего была разработана модель воспитательной системы гражданского образования, достоинством которой, на наш взгляд, является включение всех субъектов (учащихся, педагогов, родителей) и аспектов образовательного процесса в реализацию идеи, вершиной которой стало создание в школе парламента.
Но, как и в любом новом деле, у нас возникли серьезные трудности. Во-первых, чтобы активно включить в процесс родителей, решено было регулярно проводить школу для них, которую организовала школьная социально-психологическая служба, и конференции родительских активов. Безусловно, необходимо было сделать своими единомышленниками и всех педагогов школы, особенно давно работающих и никак не принимающих диалогического стиля общения с учениками. Был организован и проведен цикл занятий, обучающих педагогов принципам, на которых строится демократическое, правовое государство, гражданское общество. С их стороны были справедливыми опасения, что дети начнут «качать права», а не цивилизованно их защищать, что в парламент попадут не деловые, а эмоциональные лидеры, которые подчас не понимают, что право одного человека кончается тогда, когда начинается право другого.
Тем не менее, была разработана модель парламента (см. рис. 1) и прошли выборы.
В состав парламента в равном количестве вошли дети (1/2 часть) и взрослые (1/4 – родители и 1/4 – учителя ). Мы понимали, что работа парламента будет эффективной в том случае, если ему будут предоставлены реальные полномочия. Поэтому одной из важных структур парламента стал Попечительский совет, который в условиях дефицита бюджетных средств был призван помочь администрации школы в эффективном их распределении, а также в привлечении внебюджетных источников финансирования. К тому же, члены Попечительского совета могли бы оказывать эффективную юридическую помощь, если бы юристы оказались в его составе. Совет мира и права был выделен в структуре парламента, дабы разрешать все спорные ситуации во взаимоотношениях субъектов образовательного процесса. Законодательному совету поручалось разрабатывать и готовить к утверждению общим собранием парламента локальные нормативные акты школы, изменения в действующий Устав. Процессуальный совет должен был координировать и организовывать образовательный процесс как в урочное, так и во внеурочное время.
Работа по созданию школьного парламента продолжается. Остается немало нерешенных вопросов организационного характера. Многое еще нужно изменить в сознании и детей, и взрослых. Важно понять, как нам кажется, что время авторитарной школы прошло и что эффективной сегодня может быть только школа демократическая, где каждый ее субъект наделен правами и несет ответственность в случае нарушения прав другого.
Плодотворно работающий парламент, понимающий цели и задачи своей работы, – это незаменимый помощник администрации в решении сложных проблем в режиме развития образовательного учреждения, гарант стабильности в условиях функционирования школы. Именно в работе школьного парламента дети и взрослые учатся жить вместе, становятся полноправными партнерами в решении важных для себя проблем.
Школьный Парламент и порядок его формирования.
Общие положения. Цели и задачи.
Настоящее Положение определяет порядок организации и функционирования ученического самоуправления школы.
В соответствии с Уставом МБДОУ «Школа № 72 с углубленным изучением отдельных учебных предметов», в школе создан совет учащихся – школьный Парламент (далее школьный Парламент).
Деятельность Парламента способствует реализации общешкольного плана работы в классах и школе; организует работу с активом обучающихся старшего, среднего и младшего звена.
Целью деятельности школьного Парламента является формирование готовности к личностному самоопределению в условиях школьного самоуправления, повышение уровня самоорганизации обучающихся школы.
Задачи:
ü Создание оптимального комплекса условий для удовлетворения образовательных потребностей учащихся, соблюдения их прав и гармоничного развития личности каждого учащегося;
ü Выявление и поддержка обучающихся школы с активной жизненной позицией;
ü Создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся;
ü Актуализация интереса обучающихся к вопросам развития демократической системы, парламентаризма, избирательного права и избирательного процесса;
ü Развитие у членов Парламента умения аргументировано отстаивать свое мнение на основе толерантного общения;
ü Создание благоприятного психологического микроклимата в школе:
ü Развитие навыков разрешения проблемных ситуаций;
ü Развитие самостоятельности и чувства сопричастности к жизни класса и школы;
ü Формирование навыков самостоятельного принятия ответственных решений:
ü Воспитание лидерских качеств;
ü Приобретение начального опыта управленческой деятельности;
ü Социализация школьников;
ü Привлечение внимания педагогов к коллективному мнению школьников;
ü Стимулирование работы школьных СМИ.
Основные направления деятельности Парламента:
— активизирует деятельность учащихся по решению школьных проблем;
— организует взаимодействие классных коллективов;
— вносит предложения по совершенствованию деятельности школы;
— создает инициативные группы школьников для проведения различных мероприятий;
— организует проведение общешкольных коллективных творческих дел и мероприятий;
— обеспечивает изучение и трансляцию общественного мнения обучающихся по актуальным проблемам школьной жизни.
Основные принципы деятельности:
1. Принцип самостоятельности:
все вопросы, связанные с деятельностью школьного Парламента, решаются только его членами.
2. Принцип равноправия и сотрудничества:
школьный Парламент на равных правах отстаивает интересы своих членов.
3. Принцип ответственности:
члены парламента и их избиратели несут взаимную ответственность.
4. Принцип гласности:
все решения школьного Парламента доводятся до сведения учащихся.
5. Принцип коллективности:
любое решение школьного Парламента принимается путем открытого голосования большинством голосов после коллективного обсуждения с учетом разнообразных мнений.
Школьный Парламент и порядок его формирования.
2.1. Школьный Парламентявляется общественным, самоорганизуемым, самоуправляемым, некоммерческим и добровольным объединением активных обучающихся школы, действующим на основании Положения о школьном Парламенте – как модели ученического самоуправления МБОУ «Школа №72 с углубленным изучением отдельных учебных предметов», которое согласовывается с администрацией школы.
2.2. Школьный Парламент формируется ежегодно не позднее 20 сентября из числа обучающихся 6-11 классов (мэров и активистов классов) и действует в течение учебного года.
2.2.1. Каждый обучающийся 6-11 классов имеет право выдвигать свою кандидатуру и быть избранным в мэры класса и школьный Парламент. Выдвижение членов в кандидаты школьного Парламента проходит на классных собраниях 6-11 классов путем открытого голосования, затем его кандидатура рассматривается на первом заседании Парламента и утверждается либо не утверждается путем открытого голосования.
2.3. Ежегодно организуются внутрипарламентские выборы сроком на 1 учебный год:
1 этап – выборы в школьный Парламент (мэры и кандидаты от классов);
2 этап – выборы Президента школьного Парламента, министров, секретаря пресс-центра, формирование Министерств из числа учащихся 6-11 классов;
3 этап – выбор заместителей министров, пресс-секретарей внутри министерств из числа учащихся 7-11 классов.
2.4. Парламент непосредственно планирует и организует общешкольные мероприятия (праздники, акции, тематические круглые столы, конференции, семинары и др.), направленные на обеспечение творческого, интеллектуального, спортивного, духовно-нравственного, патриотического, правового, трудового, здоровьесберегающего развития обучающихся.
2.5. Решения школьного Парламента распространяются на всех обучающихся школы.
2.6. Решения школьного Парламента доводятся до сведения обучающихся школы в течение трех дней посредством размещения материалов на стендах, на сайте школы, школьном ТВ и в газете «Шаг».
2.7. В срок до 1 октября школьный Парламент составляет План работы на учебный год, который рассматривается администрацией и утверждается директором школы.
2.8. Заседания школьного Парламента проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раз в месяц.
2.9. Создание и формирование школьного Парламента направлено на самоуправление жизнедеятельностью коллектива школы, предусматривает систему преемственности и развития навыков общественной деятельности школьников начального, среднего и старшего звена.
Обучающиеся 1-5 классов:
— знакомятся с деятельностью школьного Парламента через свое участие в различных школьных и внешкольных мероприятиях.
Обучающиеся 6-11 классов:
— Принимают участие в организации и проведении различных школьных и внешкольных мероприятий;
— Имеют право избираться и быть избранным в школьный Парламент;
2.9. Обеспечивает деятельность школьного Парламента куратор- координатор Школьного (ученического) самоуправления – старшая вожатая.
Проект Школьный парламент
Школьный парламент– это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.
Школьный парламент предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.
Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Школьники, взаимодействуя с разными общественными группами и органами власти, пробуют выделять и решать важные для социума проблемы. Это значит, что во взрослую жизнь смело входит поколение социально-активных молодых людей.
Деятельность обучающихся в рамках модели ученического самоуправления является средством самореализации, социализации и инструментом защиты прав и интересов детей.
. Цель модели ученического самоуправления: реализация права учащихся на участие в управлении школьной жизнью с учетом их интересов и потребностей через приобретение опыта демократичного поведения и социального партнерства.
Деятельность школьной организации «Школьный парламент» является организованной структурой по передаче педагогами и восприятию подростками обобщенного социального опыта, предоставляющей им самостоятельность в реализации этого опыта. Целостность системы деятельности школьной организации «Школьный парламент » обеспечивает единство цели, задач, содержания, принципов, организационных форм и методов.
Задачи ученического самоуправления:
· Предоставление учащимся реальной возможности участия вместе с педагогами в прогнозировании, планировании, организации, исполнении и анализе воспитательной деятельности в школе.
· Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности.
· Воспитание положительного отношения и общечеловеческих ценностей, нормам коллективной жизни, законам государства, бережного отношения к природе, воспитание чувства справедливости и долга.
· Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка.
· Выявление интересов и потребностей учащихся, реализация которых реально выполнима в условиях нашего образовательного учреждения.
· Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в социальные отношения.
· Возможность сделать школьную жизнь интересной и увлекательной.
· Развитие инициативы и творчества ребят в процессе коллективных дел.
· Совершенствование индивидуальных качеств ребят через различные формы внеклассной и внеурочной деятельности.
· Развитие и становление ученического самоуправления как основы для межвозрастного общения, социальной адаптации, творческого развития.
· Создание условий, способствующих развитию личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе.
Принципы построения и развития ученического самоуправления.
1. Выбор содержания, организационной структуры, форм и методов деятельности на основе условий школы.
2. Педагогическое руководство, обеспечивающее развитие детского самоуправления.
3. Приоритетность интересов учащихся.
4. Выборность всех органов самоуправления педагогов, учащихся и родителей. Работа Управляющего совета школы.
5. Разделение полномочий органов самоуправления школы и их тесное взаимодействие.
6. Открытость деятельности органов ученического самоуправления.
7. Свобода слова при обмене мнениями по разным вопросам школьной жизни деятельности органов самоуправления.
8. Систематическая сменяемость членов самоуправления, обновляемость видов деятельности.
Содержание деятельности органов самоуправления.
Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:
· нравственно – правовая деятельность:
— встречи с ветеранами –старожилами села
— создание своего музея
— организация и проведение Дня Защитника Отечества;
— организация и проведение праздника, посвященного Дню Победы;
— антиалкогольная, антиникотиновая пропаганда, профилактика наркомании;
— беседы и утренники по правилам безопасности дорожного движения;
— конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике;
— походы, праздники, часы общения, посвященные правовой и патриотической теме.
— диспуты, дебаты и дискуссии по нравственно-правовым проблемам “Права и обязанности человека и гражданина”, “Свобода и ответственность. Что за этими словами?”, “Демократические свобода моей страны”, “Права и обязанности родителей ”, “Гражданские права и уголовная ответственность”, “Я имею право….”, “Как не совершить ошибку?” и т. д.
— социальные тренинги “Я выбираю профессию”, “Выбор рабочего места” и т. д.;
— игра “Турнир знатоков права”;
— поисковая работа, создание экспозиций школьного музея;
— шефская работа в начальном звене
— экскурсии на ферму;
— классные собрания по итогам четверти, учебного года
— организация выставок рисунков и поделок учащихся;
— проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
— участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне района;
· спортивно – оздоровительная деятельность:
— работа спортивных секций;
— веселые старты по параллелям;
— подвижные перемены в начальной школе;
— проведение бесед с учениками по пропаганде ЗОЖ;
— участие в конкурсе «Папа, мама, я – спортивная семья»
— проведение внутришкольных соревнований по мини-футболу. футболу;
— участие в соревнованиях на уровне района;
— проведение Дней Здоровья, Кросса наций, Лыжни России;
— работа летнего спортивно-оздоровительного лагеря «Солнышко»
— участие в спортивных соревнованиях района.
— кружки по интересам в классе и школе;
— творческие конкурсы: на лучшую стенную газету, на лучшую поздравительную открытку к празднику;
— создание в классах команд и проведение состязаний интеллектуалов “Умники и умницы”, “Что? Где? Когда?”;
— занятия кружка «Моя профессиональная карьера»;
— часы общения “О лучших людях моей будущей профессии”, “Каким должен быть человек моей будущей профессии”, “Как стать профессионально успешным человеком. Мнение экспертов”, “Какие специалисты нужны на рынке труда?” и др.;
— экскурсии на предприятия для знакомства с профессиями;
· Трудовое воспитание и общественная деятельность:
— дежурство по классу, по школе;
— операция «Школьный двор – снежок»;
— акция «Пост прав ребенка»;
· Шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;
Вся деятельность планируется самими учащимися, основываясь на традициях школы, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь как на классном, так и на общешкольном уровне.
Без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе. Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях.
Структура уровней ученического самоуправления школы.
Система школьного самоуправления имеет 4 уровня.
· Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классных руководителей.
· Создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности.
· Воспитание ответственности за порученные дела.
· Обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися.
· Формирование классного коллектива, анализ результативности работы актива.
· Воспитание ответственности за порученные дела.
· Расширение форм досуга молодёжи.
· Сплочение субъектов в дружный коллектив единомышленников.
Функции совета класса:
— подготовка и проведение классных собраний,
— анализ деятельности своих членов,
Работа органов ученического самоуправления зависит от отношения к цели деятельности каждого учащегося, а также от наличия у него мотивов участия в ней. «Школьный парламент» объединяет учащихся 1-11классов. Каждый класс представляет собой коллектив со своими органами самоуправления.
В органы самоуправления выбираются на собрании :
— члены комитета образования
— члены комитета культуры
— члены комитета труда и экономики
— члены спортивного комитета
— члены комитета печати
Третий уровень – школьное самоуправление. Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление делами, создание работоспособных органов в управлении школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделённых постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимопомощи и организаторских качеств, приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.
Комитеты, или Парламент, занимающийся законотворческой деятельностью, проводящей совместные заседания с привлечением общественности, в функции которого входит планирование и отслеживание текущих дел.
· Помощь в планировании, организации и последующем анализе общественных мероприятий по различным направлениям деятельности.
· Формирование актива школы, анализ результативности работы актива.
· Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
· Помощь в организации шефской работы.
· Оценка результативности деятельности ученического самоуправления в классе.
· Развитие интереса к учёбе, к совместной деятельности на благо школы, села, района, Отечества.
Совершенствование учебно-воспитательного процесса.
Функции Школьного парламента.
o Проведение анализа работы классных органов ученического самоуправления
o Подготовка анализа и предложений на Управляющий совет школы
o Анализ работы самих членов
Обеспечение социальной защиты учащихся. Полномочным органом ученического самоуправления является парламент «Школьной Думы», которым руководит президент, избираемый на год открытым голосованием среди всех старшеклассников. Стать им может старшеклассник
Самые принципиальные вопросы жизни коллектива решаются на заседаниях Парламента через утверждение планов, отчетов, подведения итогов соревнований, поощрения, наказания и т. д. Решение Парламента – закон коллектива.
Управляющий совет школы осуществляет руководство органов самоуправления. Функции Управляющего совета:
· Работа над созданием перспективного плана развития ОУ.
· Сотрудничество с другими учреждениями и организациями с целью привлечения средств и ресурсов для укрепления материально-технической базы ОУ.
· Содействие в разработке нормативно-правовой базы для организации деятельности ОУ.
· Выработка, принятие и реализация решений, касающихся деятельности ОУ.
С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе школьники, реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества
Основные формы ученического самоуправления.
v Заседания актива класса.
v Заседания Совета ученического самоуправления.
v Заседания Совета командиров классов.
v Заседание Парламента
v Заседания Управляющего совета школы.
v Участие в работе собрания.
v Участие в работе ученических и родительских собраний.
v Проведение предвыборной кампании.
v Проведение благотворительных акций.
v Участие в работе творческих групп.
v Организация и проведение досуговых мероприятий.
v Организация и проведение спортивных соревнований.
Организация обучения актива.
· Система подготовки актива ученического самоуправления:
· Деловые и ролевые игры.
Традиционные события ученического самоуправления:
— Праздничный концерт ко Дню учителя ;
— Праздники «Рыженькая осень» (1-4 классы);
— Выставки рисунков «Краски осени» (1-4 классы);
— Выставки поделок «Дары природы» (5-11 классы);
— Мероприятия, посвященные Дню матери (1-11кл);
— Конкурс рисунков «Подарок маме» (1-4 кл);
— Спортивные соревнования в рамках акции «Спорт
против наркотиков» (5-11 кл);
— Декада борьбы с курением (1-11кл);
— Конкурс новогодних рисунков;
— Конкурс новогодних газет;
— Новогодний утренник (1-4 классы);
— Новогодние праздники (спектакль, массовка)
— Конкурс поделок «Новогодняя фантазия» (1-11 классы);
— Почта Святого Валентина (5-11 кл);
— Спортивное шоу «А ну-ка, парни!» (5-11 классы);
— Весёлые старты «А ну-ка, мальчики!» (1-4 классы);
— Весёлые старты «Добрые молодцы» (6-8 классы);
— Конкурс рисунков «Защитники Отечества» (1-4 кл);
— Вечер отдыха «А ну-ка, девочки!» (5-6 )классы,
— Фестиваль детского творчества ;
-Выставка детского творчества
— Конкурс рисунков и сочинений «Целую руки
— Неделя экологии (1-7 кл);
— Праздник птиц (1-4 кл);
— Поздравление ветеранов села (1-10кл);
Ожидаемые результаты деятельности УС:
· Повышение гражданской позиции школьников;
· Повышение заинтересованности в развитии школы;
· Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;
· Увеличение занятости детей во внеурочное время;
· Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;
· Активизация творческой деятельности учащихся;
· Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;
· Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.
Организация ученического самоуправления, прежде всего:
1. Учит ребят умению руководить и подчиняться.
2. Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными.
3. Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма.
4. Вырабатывает правильное отношение к критике.
5. Создает условие для проявления и развития способностей каждого ученика.
6. Дает возможность четко и качественно организовать работу в классе, школе.