Что такое пародия в театральном искусстве
Что такое пародия? Примеры пародий. Известные пародисты
Слово «пародия» известно всем с раннего детства. Природа человека такова, что его развитие и обучение происходит благодаря подражанию. Ребенок осваивает новые навыки и перенимает модели поведения, глядя на окружающих его людей, даже не зная, что такое пародия. У всех в детстве появляется стремление быть похожим на кого-то, кто является в представлении ребенка идеалом. Это может быть как известная личность или мультипликационный герой, так и кто-то из родителей, чьи поступки, слова и даже интонации ребенок пародирует в обычной жизни.
Но не любое подражание можно назвать пародией. Великие авторы всегда имели множество последователей, стремящихся скопировать идеи и стиль оригинального произведения, но часто результаты такого заимствования были скучны и неинтересны.
Что же такое пародия?
Давайте разберемся, что такое пародия, в чем суть этого уникального жанра искусства. Основной смысл, являющийся зерном пародийного стиля, – это комический эффект, который достигается в результате подражания. Нам становится смешно, а значит, пародия попала в цель, будь то переработка какого-либо произведения или имитация речи знакомого человека.
Этот прием стал использоваться с самого начала развития жанра художественной литературы. Еще в античности знали, что такое пародия. Создавались пародийные произведения на всем известные эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». В Средние века в изобилии пародировались религиозные тексты и обряды, распространяясь в светской городской среде. Большую популярность имели выступления шутов и скоморохов, активно использующих в своих представлениях пародийные приёмы.
Рождением литературной пародии можно считать XVIII век, эпоху расцвета светской литературы. С тех пор сочинения этого жанра тесно соседствуют с произведениями высоких стилей. Любили и использовали пародию А. П. Сумароков, В. И. Майков, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский и др.
В сегодняшних реалиях пародия остаётся одним из самых актуальных юмористических жанров. Применение комических приёмов подражания широко используется в литературе, музыке, кинематографе, телевидении. Рассмотрим основные направления современной пародии.
Музыкальная пародия
Нестареющий жанр, принесший огромное количество любимых всеми веселых песен. Меткий и смешной текст, исполненный под давно известный мотив, всегда обеспечивал пародиям на песни неизменный успех у слушателей. Одинаковые переделанные песенки дети напевают во всех детских садах и лагерях нашей необъятной родины, что еще раз подтверждает, что жанр этот не знает границ во времени и пространстве.
Примеры песенных пародий
Самые знаменитые музыкальные пародии можно послушать у «ОСП-студии», группы «Экс-ББ», Александра Пушного и Эдуарда Сурового (персонажа Гарика «Бульдога» Харламова в популярном шоу Comedy Club). Некоторые пародии на песни уже стали народными, например, всем известные: «Плачет девушка с автоматом», «Летящей походкой», «Вместе весело шагать» и многие другие.
Пародии на фильмы
Фильмы в жанре пародии имеют очень большую популярность. Всегда приятно посмеяться над любимыми героями, взглянув на их образ с другой стороны, или над штампами и пафосом режиссерских приёмов в целом.
В отечественном кинематографе этот жанр представлен, например, фильмами «Самый лучший фильм», «Гитлер Капут» и другими.
Пародии на телевидении
В использовании жанра пародии телевидение не отстаёт от кинематографа. На различных телеканалах выходят программы, уделяющие большое внимание этому виду комедии.
Пародии в интернете
Интернет-индустрия развивается стремительно. Неудивительно, что и здесь жанру пародии находится место. Многие блогеры используют комические приёмы в своей работе, чем завоевали любовь пользователей Всемирной паутины.
Например, серия юмористических видео в Instagram актрисы Марины Федункив, где она сатирически подражает телеведущей и певице Ольге Бузовой, имеет большой успех у пользователей ресурса. Евгений Баженов – создатель и ведущий популярного блога о кино, напрямую использует образы созданных им пародийных персонажей в обзорах к фильмам, чем делает свои работы более яркими и запоминающимися.
Известные пародисты
Сейчас немало юмористов, хорошо знающих, что такое пародия, и блестяще работающих в этом оригинальном жанре.
Александр Песков – неподражаемый артист буффонады. Его гротескные номера, в которых он подражает звездам эстрады, снискали огромную популярность и принесли исполнителю титул «Короля пародии».
Максим Галкин ворвался на эстраду и сразу заполучил зрительскую любовь благодаря талантливым пародиям на Льва Лещенко, Ренату Литвинову и многих других.
Михаил Грушевский мастерски копирует голоса известных политиков и артистов, его номера являются украшением концертной программы «Аншлага».
Появляются молодые талантливые пародисты-юмористы, которые являются продолжателями пародийной комедии на эстраде.
Как видим, жанр пародия за сотни лет существования не только не утратил своей актуальности, но также продолжает находить новые формы проявления. Легкое комическое или серьёзное сатирическое подражание в любой сфере искусства – шарж на жизнь, умение смотреть на серьёзные вещи под несерьезным углом. Это даёт право надеяться, что данная форма художественного выражения будет процветать и далее.
ПАРОДИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ
Пародироваться могут как художественное произведение или группа произведений, так и индивидуальная манера, стереотипы речи и поведения. Необходимым условием пародии является наличие узнаваемого пародируемого образца. В зависимости от характера комизма пародии бывают юмористическими или сатирическими.
Пародия в литературе, как правило, строится на нарочитом несоответствии плана выражения плану содержания; в её основе часто лежат приёмы бурлеска. Пародия может относиться как к стилю, так и к тематике произведений конкретного автора, жанра, целого художественного направления. Пародия не раз становилась средством литературной полемики, особенно при смене художественных эпох и стилей, но может преследовать и внелитературные цели, никак не связанные с «пародируемым» произведением.
В России первые пародии относятся к XVII веку: пародии на челобитную, на роспись о приданом, на лечебник, на церковную службу и так далее. В XVIII веке появились пародии в форме ироикомической поэмы: «Игрок ломбера» и «Елисей, или Раздражённый Вакх» В.И. Майкова, «Вергилиева Энеида, вывернутая наизнанку» Н.П. Осипова и другие, а также полемические пародии: «Оды вздорные» А.П. Сумарокова, направленные против торжественных од М.В. Ломоносова и В.П. Петрова. В XIX веке к пародии обращались К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, И.И. Дмитриев, А.А. Шаховской, молодой А.С. Пушкин; характерные образцы создали Д.Д. Минаев, В.С. Курочкин, Н.А. Добролюбов, И.И. Панаев, Козьма Прутков, В.С. Соловьёв. В XX веке написание пародии становится преимущественно уделом авторов-пародистов, специализирующихся почти исключительно на создании произведений подобного рода: А.А. Измайлов в 1910-е годы, А.Г. Архангельский в 1920-1930-е годы, А. А. Иванов в 1960-1970-е годы Элементы пародии присущи романам В.Г. Сорокина («Голубое сало», 1999 год), Б. Акунина («Внеклассное чтение», 2002 год), некоторым стихотворениям Т.Ю. Кибирова и других.
Театр и кино
В изобразительном искусстве до Новейшего времени иногда встречается пародирование отдельных известных произведений либо пародийная (намеренно сниженная) интерпретация возвышенных сюжетов. В XX веке пародию используют мастера дадаизма, сюрреализма и других направлений авангардизма; во 2-й половине XX века пародия становится одним из определяющих приёмов поп-арта и соц-арта (последний термин сам является пародийным).
Издания:
Русская литературная пародия. М.; Л., 1930;
Мнимая поэзия: Материалы по истории поэтической пародии XVIII и XIX в. / Под ред. Ю. Тынянова. М.;
Пародия
Паро́дия — произведение искусства, имеющее целью создание у читателя (зрителя, слушателя) комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт другого, обычно широко известного, произведения в специально изменённой форме. Говоря иначе, пародия — это «произведение-насмешка» по мотивам уже существующего известного произведения. Пародии могут создаваться в различных жанрах и направлениях искусства, в том числе литературе (в прозе и поэзии), музыке, кино, эстрадном искусстве и других. Пародироваться может одно конкретное произведение, сочинения некоторого автора, сочинения некоторого жанра или стиля, манера исполнения и характерные внешние признаки исполнителя (если речь идёт об актёре или эстрадном артисте).
В переносном смысле пародией называют также неумелое подражание (подразумевая, что при попытке создать подобие чего-то достойного получилось нечто, способное лишь насмешить).
Содержание
История
Зародилась пародия в античной литературе. Первый известный образец жанра — Батрахомиомахия («Война мышей и лягушек»), где пародируется высокий поэтический стиль «Илиады» Гомера. При написании «Войны мышей и лягушек» использовался прием травестия — о низком предмете (мыши и лягушки) повествуется высоким стилем.
Правовой статус
Российская Федерация
До 2008 года правовой статус пародии в Российской Федерации определён не был. 1 января 2008 года вступила в силу 4 часть ГК РФ, где 3 пункт статьи 1274 в явном виде разрешает пародию:
«Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.»
При этом, согласно пункту 2 статьи 1266, пародия не должна порочить честь, достоинство и деловую репутацию автора оригинального произведения:
«Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами статьи 152 настоящего Кодекса. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти.»
Виды пародии
Пародироваться может одно конкретное произведение, сочинения некоторого автора, сочинения некоторого жанра или стиля, манера исполнения и характерные внешние признаки исполнителя (если речь идёт об актёре или эстрадном артисте). Пародии могут создаваться в различных жанрах и направлениях искусства.
Методы достижения комизма пародии
Комизм пародии достигается обычно использованием комбинации достаточно стандартных методов, наиболее распространённые из которых:
Литературные пародии
Наиболее распространены литературные пародии: как поэтические, так и прозаические.
В качестве примера приведём стихотворение Айдына Ханмагомедова «Журавли», где обличается легко узнаваемый аварский поэт Расул Гамзатов в переводе Наума Гребнева:
Мне кажется порою, что поэты,
с кровавых дезертировав полей,
наудалую ринулись в куплеты,
где вскоре превратились в журавлей.
Они всего лишь выглядят как стая,
но голосисто рвутся в небеса,
чтоб все вы замолкали, почитая
навязанные сверху голоса.
Летит, летит по ветру клин бумажный,
темнит и кличет на исходе дня,
и в том строю есть промежуток важный
для дагпоэта, нет, не для меня.
Я антипод воздушного скитальца
и предпочту уже в подземной мгле
не окликать, а немо откликаться
всем вам, кого оставил на земле.
Примеры прозаических пародий:
Кинопародии
Кинопародии — фильмы, пародирующие либо определённые, широко известные кинофильмы, либо целые поджанры кино. Кинопародии известны достаточно давно. Наиболее удачные пародии, как правило, делаются на фильмы, отличающиеся либо огромным количеством заезженных штампов, либо неумеренным пафосом.
Известные кинопародии 1980-х — 1990-х годов
Серия пародий на фильмы ужасов
Известные кинопародии, вышедшие на экран в последние годы
К кинопародиям можно отнести пародийное переозвучивание фильмов. В России в качестве примеров такого творчества можно назвать бывшие одно время очень популярными «смешные переводы» голливудских блокбастеров, выполненные Дмитрием Пучковым (Гоблином) — в них сюжет фильма, несмотря на сохранение видеоряда, полностью изменяется за счёт замены оригинальной звуковой дорожки на новую. Правда, исходно объектом пародирования являлись вовсе не сами фильмы, а склонность большого числа российских переводчиков вместо адекватного перевода делать практически произвольный пересказ, зачастую резко искажающий смысл того, что на самом деле говорится героями фильма.
Пародии на телевидении
На телевидении жанр пародии очень востребован. Сюда можно отнести пародии на популярных деятелей (политиков, певцов, телеведущих и т. д.), без которых не обходится практически ни одна юмористическая передача. В 2008 году на отечественном телевидении появилась передача, целиком состоящая из пародий — Большая разница. Пример иностранной пародии на распространённые клише детских образовательных передач 1980-х годов — цикл видеороликов «Тоффи и горилла» (Израиль, 2007 год), некоторые ролики которой многие посмотревшие принимали за оригинал.
Сайт-пародия
Сайт-пародия — веб-сайт, пародирующий черты другого, обычно широко известного веб-сайта. Пародироваться может как идея, так и элементы внешнего оформления. Продолжительность жизни пародийных сайтов неодинакова. Некоторые из них функционировали очень недолго. Примеры:
Эстрадная пародия
Актёр и пародист, творивший в конце 60-х — начале 70-х. Его и по сей день называют «гением пародии». Сами артисты иногда не могли отличить свой голос от голоса Виктора Чистякова.
Участники группы «Экс-ББ» трудятся в жанре пародии и музыкальной эксцентрики с 1989 года. «Экс-ББ» не стремится к имитации голоса или манеры пародируемых исполнителей. Они просто предлагают зрителям свои условия игры. Главное, чтобы зритель узнал артиста, а остальное будет смешно. Жанр в котором работает группа «Экс-ББ» трудно определим. А если его можно было бы как-то охарактеризовать, то это «стебок», самоирония.
Первоначальный состав ансамбля «Экс-ББ»:
— Гия Гагуа (род. 11 февраля 1962),
— Александр Озеров (род. 6 марта 1964),
— Александр Калинин (род. 29 апреля 1961),
— Вадим Сорокин (19 апреля 1959 — 6 марта 2007)
Впервые он вышел на большую сцену 25 декабря 1988 года. Чуть позже Александра Пескова пророчески назвали «Королем пародии». Он возродил и дал вторую жизнь жанру синхро-буффонады. Исполнение пародии под фонограмму пародируемого артиста.
Артистический дебют Галкина состоялся в апреле 1994 года. Его заметил Борис Брунов и пригласил в свой Театр Эстрады. Гастролировал с Михаилом Задорновым, который называл Максима своим преемником. До 2008 года был ведущим телеигры «Кто хочет стать миллионером?» В апреле 2001 Галкин получил премию «Золотой Остап» в Санкт-Петербурге.
Со студенческих лет начала работать в ленинградском театре музыкальной пародии БУФФ, где познакомилась с Юрием Гальцевым и Геннадием Ветровым. В 1991 году выступила с клоунадой на конкурсе актёрской песни имени Андрея Миронова, где получила приз зрительских симпатий. В 1993 году получила Гран-при, специальный приз 1-го канала и приз зрительских симпатий на Всероссийском конкурсе «Ялта-Москва-Транзит». После этого конкурса Елена Воробей перешла на эстраду и начала принимать участие в программе «Аншлаг». Снимается в кино.
Михаил Грушевский копирует голоса известных артистов и политических деятелей. В 1988 году поступил в театр-студию «Гротеск». Благодаря участию Владимира Винокура, творческая карьера Михаила Грушевского пошла вверх. С 1996 года стал работать в «Аншлаге» у Регины Дубовицкой.
На профессиональной сцене с 1998 года. Медиа-художник c французскими корнями живёт в Санкт-Петербурге. Жанэ Пати поёт голосами известных исполнителей, сочиняя пародийные тексты песен. Создаёт фотовоплощения знаменитых людей. В 1998 году в рамках фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап» получает «МНОГОЛИКИЙ ДВОЙНИК» за исполнение одним человеком 11 двойников «Съезд двойников России». В 2001 году Всемирная организация «ЮНЕСКО» награждает Жанэ Пати титулом «Универсальная имидж-модель» за создание в своём лице единственного в мире «Живого Музея Звёздных Персон Жанэ Пати». Жанэ Пати в своём шоу «Мода на „звёздах“» демонстрирует одежду в образах звёзд между показами коллекций модельеров. Снимается в кино.
На сцене Евгений Хохлов с 1989 года. Работал в Московском Государственном театре пародий под руководством Народного артиста России Владимира Винокура. С 1998 года работает сольно. В репертуаре Евгения Хохлова около 40 музыкальных пародий на «звёзд» Российской и зарубежной эстрады.
Пародии на песни
Пародии на песни — вид пародии, в которой переделке подвергается песня, как правило популярная. При этом обычно сохраняется мелодия песни, но изменяются слова. Иногда пародия становится не менее популярной или даже более популярной, чем первоначальная песня (как, например, в случае с «Медленно ракеты улетают вдаль»). Некоторые пародии на песни считаются народными и ходят во многих вариантах, другие созданы авторами, специализирующимися на музыкальной пародии, такими как, например, коллективы «Красная Плесень», «Пятая Бригада» и «Мурзилки International». Песенные пародии популярны во многих странах мира.
Боже, царя храни
Известно существование пародии на царский гимн, который приписывали Пушкину. Версия об авторстве Пушкина возникла после того как декабрист А. В. Поджио сознался на допросе, что на встрече на квартире у И. И. Пущина обсуждалось сочинение песен «наподобие „Боже, спаси царя“ Пушкина». Авторство также приписывалось А. А. Дельвигу. Однако как полагают, настоящим автором пародии был художник А. В. Уткин, который в 1834 году сознался на следствии, что эти строки были сочинены им.
Гимн Российской Федерации
Современный российский гимн, сохранивший мелодию Советского гимна с несколько измененным текстом, вызвал много насмешек, что даже побудило творцов законов разработать меры по уголовной ответственности за надругательство над гимном. Законопроект, принятый Думой, предусматривает ответственность в виде штрафа размером от 100 до 300 минимальных зарплат и тюремное заключение на срок до одного года. Автор законопроекта депутат Сергей Апатенко заявил, что надругательством над гимном является его исполнение в постановках, имеющих аморальный характер. С другой стороны, согласно Апатенко, «невставание при исполнении гимна, пение других слов и искажение мелодии не могут считаться надругательством».
Среди пародий на гимн известна песня барда Юлия Кима «То, что поёт Ким при звуках гимна»:
Россия родная, страна дорогая,
ну что ж ты, Россия, стоишь и поёшь
все снова и снова стихи Михалкова,
где каждое слово — дешёвая ложь?
Презентация по изобразительному искусству на тему «Пародия как жанр театрального искусства»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Пародии на человека
Яркие представители сатирического жанра Кукрыниксы Д. Моор В. Маяковский
Виды пародий Карикатура – нагружать, усугублять, преувеличивать. Изображает человека иногда со злой и дерзкой иронией Дружеский шарж – смешной, выразительный рисунок на друзей, проникнутый мягким, теплым юмором и добротой
Специфика образного языка пародий Злейший враг пародий – увлечение деталями. Поэтому художники карикатуристы сводят число аксесуаров до минимума. Только продуманный лаконизм, свобода и точность линий. Ясность Простота Лаконизм точность
Прием уподобления человека животному Прием, подчеркивающий наиболее характерные черты изображаемого человека c животным. Иногда карикатура не упускает случая издевки над натурой, превращаясь в объекты, лишь отдаленно напоминающие человеческое подобие.
Спасибо за внимание
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Правополушарная живопись
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-143515
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.