Что такое паромная переправа
Паром
Паро́м — плавсредство, используемое для перевозки пассажиров и транспортных средств между двумя берегами водной преграды (реки, озера, пролива и даже моря).
Паромы по своей функции сходны с мостами. Впрочем, некоторые морские паромы курсируют вдоль берега, беря на себя таким образом функцию грузопассажирских лайнеров. Хотя путешествие на таком пароме длится дольше, чем на наземном транспорте, однако для путешественников-автомобилистов большим преимуществом является возможность взять с собой автомобиль. К тому же иногда такие паромы помогают избежать формальностей, связанных с транзитом через территорию третьих стран (например паром Калининград-Санкт-Петербург).
В некоторых странах, например в Нидерландах, эксплуатацию паромов осуществляет служба автомобильных дорог. Паромы через реки часто бесплатны (но перевозка автомобилей и крупных грузов платна). Например, бесплатный нью-йоркский паром Манхэттен-Статен-Айленд, пользующийся особой популярностью у туристов, желающих посмотреть с водной глади на Статую Свободы и на вид нью-йоркского центра.
В Венеции паром (итал. traghetto ) — коллективная гондола, используемая для перевозки стоячих пассажиров через Гранд-канал в нескольких точках.
В роли паромов часто выступают суда, однако иногда паромами являются и другие плавсредства, например, понтоны. Впрочем, с формальной точки зрения, при таком использовании они сами становятся судами, так как приобретают транспортную функцию.
Содержание
Классификация паромов
Самоходные и несамоходные паромы
Паромы бывают самоходными и несамоходными. Самоходные паромы приводятся в движение собственным двигателем и движителем и никак не связаны с берегом (в отличие от паромов канатных).
К несамоходным паромам относятся канатные паромы. Существует два основных типа таких паромов. Самый распространённый — паром, перемещающийся вдоль троса (или цепи), протянутого между двумя берегами водной преграды. В качестве источника энергии используется дизельный двигатель или (на небольших паромах) мускульная сила. Существуют небольшие канатные паромы самообслуживания. Иногда для пользования ими взимается плата: пассажир не сможет отчалить до тех пор, пока не кинет в щель монету (принцип торговых автоматов).
Паромы другого, более редкого, типа в качестве источника энергии используют силу течения реки. В таком случае канат закрепляется одним концом посередине реки (например, заякоревается), другим — на пароме. Располагая паром при помощи руля под определённым углом к течению реки, паромщик проводит своё судно с одного берега на другой.
Паром как судно
Самый простой паром, использующийся только для перевозки пассажиров — обыкновенная лодка. Соединив несколько лодок вместе и установив сверху платформу, получают простейший паром для перевозки транспортных средств. Таким же образом делают примитивные паромы из бочек и тому подобного. Также паромом может служить плот.
Для перевозки пассажиров и велосипедистов могут быть использованы небольшие суда, не строившиеся специально в качестве парома. Для перевозки автомобилей паром должен быть оборудован достаточно большой палубой и въездной аппарелью. Паромы для коротких дистанций имеют обычно две такие аппарели (таким образом их не надо разворачивать) и могут с одинаковой скоростью давать ход в обе стороны (то есть у них нет разницы между кормой и носом). У таких паромов часто кабина паромщика расположена в виде мостика над автомобильной палубой, что придаёт им специфический, легко узнаваемый вид.
Более крупные паромы больше похожи на обычные суда, с чётко выраженными носом и кормой: если плавание занимает несколько часов, то время, затраченное на разворот, не имеет особого значения. К тому же такая форма лучше отвечает требованиям мореходности. Крупные паромы имеют несколько автомобильных палуб. В качестве примера можно посмотреть технические характеристики и описание парома Silja Festival
Существуют железнодорожные паромы, специально оборудованные для перевозки вагонов. Погрузка осуществляется через кормовые ворота или кормовую апарель. На судно вагоны заезжают по специальному мосту, который перед началом грузовых операций стыкуется с паромом. На борту некоторых железнодорожных паромов (напр. «Балтийск» ) имеется грузовой лифт для перемещения вагонов с палубы на палубу, а также электрические локомотивы и железнодорожные стрелки для перемещения вагонов в пределах одной палубы. Другие железнодорожные паромы («Мухран») принимают вагоны на две палубы напрямую с берегового терминала, при условии, если береговой мост имеет два яруса, как на железнодорожных терминалах в Засснице или в Клайпеде.
Следует отметить, что техника безопасности обязывает водителей и пассажиров покидать транспортное средство во время паромной переправы.
См. также
Источники
Полезное
Смотреть что такое «Паром» в других словарях:
ПАРОМ — (или пором), парома, муж. Плоскодонное судно или плот, передвигающийся посредством каната, протянутого от одного берега к другому, для постоянной переправы людей, экипажей, грузов и т.д. через реку или озеро. «Поставим тут паром, зачну ходить от… … Толковый словарь Ушакова
паром — Прам? Плоскодонное судно или плот, передвигающийся посредством каната, протянутого от одного берега к другому, для постоянной переправы людей, экипажей, грузов и т. д.. через реку или озеро. Уш. 1939. Поставим тут паром, зачну ходить от берега к… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ПАРОМ — ПАРОМ, в прошлом лодка или плот, служившие для перевозки грузов и людей через реки там, где не было мостов. В настоящее время разновидность пассажирского или грузового морского транспорта, обслуживающего относительно короткие маршруты через… … Научно-технический энциклопедический словарь
ПАРОМ — ПАРОМ, см. пором. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
ПАРОМ — (Raft, ferry, ferry boat) плавучее сооружение в форме плота для перевозки людей, лошадей, скота, повозок, автомобилей и пр. через реки и небольшие озера или морские проливы между двумя определенными точками берега. Через небольшие и несудоходные… … Морской словарь
ПАРОМ — (греч. perama переезд, место переезда). Большой плот с перилами по бокам, для перевоза экипажей, обозов и т. п. чрез реки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАРОМ греч. perama, переезд, место переезда … Словарь иностранных слов русского языка
паром — плот, перевоз Словарь русских синонимов. паром сущ., кол во синонимов: 6 • автопаром (1) • перевоз … Словарь синонимов
Паром — судно, не являющееся круизным, совершающее международные перевозки грузов и (или) пассажиров, в том числе участвующих в групповой туристической программе, и имеющее разрешение на пассажирские перевозки;. Источник: Постановление Правительства РФ … Официальная терминология
ПАРОМ — плавучее сооружение (судно, плот и т. д.) для регулярной перевозки сухопутных транспортных средств (автомобилей, железнодорожных вагонов), грузов и пассажиров через водные преграды между определенными береговыми пунктами. В военных целях при… … Большой Энциклопедический словарь
ПАРОМ — ПАРОМ, а, муж. 1. Плоскодонное судно или плот для переправы через реку (озеро, пролив) людей, транспортных средств, грузов. Плыть на пароме. Речной п. 2. Плавучее сооружение для перевозки пассажиров, транспортных средств, тяжёлых грузов через… … Толковый словарь Ожегова
паромір — іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови
Как устроена паромная переправа
В нашей стране очень много рек и водоемов, через которые построены мосты. Но бывает дорога упирается в воду, а моста нет, тогда на помощь приходит паромная переправа. Сегодня я расскажу зачем нужен паром, как он работает и чем зарабатывает.
Переправа находится в поселке Вознесенье, на реке Свирь. Это часть дублирующей трассы СПБ — Петрозаводск — Мурманск (Р19).
Поселок Вознесенье — самая дальняя точка Ленинградской области. Он расположен на обоих берегах Свири, при ее истоке из Онежского озера. Моста здесь не было никогда, и на протяжении всей истории поселка оба берега связывала паромная переправа.
В Вознесенье примерно 2,5 тысячи жителей и многим из них приходится по несколько раз в день бывать то на левом, то на правом берегу. Одним нужно на работу, другим — на почту или в магазин, третьим — отвести детей в школу или детский сад… Поэтому паром работает круглый год, с раннего утра и до девяти вечера, выполняя за сутки не менее 14 рейсов. Почему «не менее», потому что помимо расписания паром осуществляет рейсы специального назначения: для скорой, полиции и пожарных. Раньше были возможны рейсы коммерческого характера. Если, например, ты не успеваешь на последний рейс парома, то за 5000 рублей тебя могли перевезти на другой берег. Сейчас такого нет — запрещено!
Сейчас ситуация с паромной переправой в Вознесенье близка к критической. Здесь работают очень старые, порядком изношенные суда. Зимой это самоходный паром СП-28, летом — несамоходный «Свирь-1» в паре с буксиром-толкачом РТ-328. Но для жителей поселка есть хорошие новости: в 2015 году навигацию открывает новый паром строящийся на верфи в Санкт-петербурге.
1. Так как на дворе лето, я расскажу о несамоходном пароме «Свирь-1» и толкаче РТ-328. Выглядит со стороны он вот так:
2. В движение всю эту странную несамоходную конструкцию, похожую на катамаран, приводит самый настоящий, самоходный буксир-толкач РТ-328. Был построен 1980 году, ему уже 34 года, но он поддерживается в более менее хорошем состоянии.
3. К несамоходной части крепится очень крепко, стальными тросами и дублирующими канатами. Точно не оторвется…
4-5. Капитанская рубка, ГКП(Главная Командная Палуба), Мостик — много названий, но суть одна: отсюда капитан управляет паромом, следит за всем и выполняет главную роль судоводителя.
6. Между рейсами капитан и команда отдыхает в комнате. Там они могут посмотреть телевизор, полежать, попить чаю и многое другое.
7. Ладно, забудем на время про РТ, пойдем на сам паром. Называется он СВИРЬ-1, не сложно догадаться почему. Он напоминает катамаран, палуба которого размещена на двух понтонах.
8. Главная палуба. Здесь останавливаются автомобили, которые скорее хотят попасть в Карелию, или уехать из нее, в зависимости от направления движения.
9. На паром одновременно может вместиться, например, 10 легковых авто + 1 автобус, или 2 грузовых фуры + 5 легковых. Схема расстановки автомобилей перед въездом на Свирь-1. Она старая, вместо двух авто 11-12 теперь зона для пассажиров.
10. Пассажирская зона. Здесь сидят люди, которые переезжают на другой берег. В машинах сидеть запрещено, поэтому всех загоняют сюда, как коз и баранов в хлев на закате.
11. Ладно, хватит умничать, пора в рейс. На часах 12:40, паром в ожидании погрузки.
12. Перед переправой уже очередь. Все хотят на другой берег:
13-14. Начинается погрузка. Два матроса, они же расстановщики автомобилей на пароме. Стоимость перевозки 170 рублей легковая машина, груженая фура — 1500 рублей. Паром ходит каждый час, 14 рейсов в день. Первый паром в 6 утра, последний в 21 вечера.
15. Все строго по схеме. Видимо многолетняя практика показала, что таким образом вмещается больше автомобилей, потому что нужно перевезти за один раз как можно больше транспорта.
16. Последним заезжает автобус. Матрос все контролирует с суши. Обратите внимание на кучу знаков перед паромом.
17-18. С машинами вопросы решили. Теперь остались пассажиры. Но и для них найдется место… Командным голосом матрос загоняет их на паром, предварительно дав направление куда идти. Люди ломанулись:
19. Все по местам. Или не по местам. Кароче все на паром, время 13:00, пора выдвигаться… Местные сидят на лавках, они уже насмотрелись, в отличие от туристов, которые фотографируются на фоне всего, что попадается им по пути. В этот раз им попался паром:
20-21. Все на месте, пора отправляться. Поднимается маленький мостик, который нужен для удобства заезда автомобиля на паром. Водители тачек с низким клиренсом могут не волноваться! Волноваться будете по пути в Карелию, хаха:
22. Капитан следит за всем с мостика, чтобы не произошло никаких происшествий. Он главный — он за все отвечает…
23. Как только он удостоверится, что все хорошо, все загрузились, крепко сидят и стоят, отдаются швартовы:
24-26. Паром начинает движение, матросы могут покурить 10 минут. Сейчас начинает свою работу капитан:
27-28. Все суда, следующие по реке обязаны пропускать паром, так как он ходит по расписанию, от которого отклоняться крайне нежелательно. Люди приезжают к определенному времени:
29-31. Капитан парома Захаров Сергей работает там уже 3 года, раньше работал на других судах, настоящий капитан. На пароме есть три смены, все суточные. Капитан парома всегда должен быть готов, потому что если экстренный вызов пожарных или скорой должен незамедлительно быть доставлен на другой берег:
32. Ширина реки 400 метров, паром преодолевает ее примерно за 10 минут. Люди успевают забить флешку ненужными фотографиями и сделать новую аватарку в одноклассниках:
33. На другом берегу уже очередь. Все ждут переправы, но к сожалению за один раз всех увезти не получится:
34. Причаливаем. Это не на фокусе на парковке ашана парковаться, тут нужен огромный опыт, чтобы сделать это идеально. Наш капитан с этим справился… У контролера даже чай не выплеснулся из чашки наполненной до краев:
35. На пароме есть свой пес. Он всегда первый спрыгивает на сушу. Сколько раз переезжал, всегда его видел. Также обратно, запрыгивает последний:
36-38. Пока выгружаются и загружаются автомобили можно покурить и пообщаться с капитаном. Выгрузка и загрузка на другом берегу занимают около 15-20 минут:
39-40. Процесс загрузки вы уже видели, поэтому показывать не буду, итак слишком много фотографий…
Так, снова проверка, все на месте, швартовы отданы и мы отправляемся обратно:
41. Обратный путь ровно столько же и также как и туда. Все тоже самое, показывать нет смысла. Причалили. Начинается разгрузка автомобилей:
42-44. В тот раз капитан делал сразу два рейса. Я же остался на берегу… Спасибо большое Захарову Павлу за экскурсию и добрый прием на корабле! Думаю мы еще не раз будем пользоваться услугами парома.
Паромные переправы: виды, режим работы. Водный транспорт
Паром как универсальный водный транспорт
Названные переправы получили широкое распространение по всему миру благодаря простоте конструкции.
Простейший вид парома можно построить самостоятельно, не обладая специальными познаниями. Достаточно лишь протянуть с одного берега на другой крепкий канат и прикрепить к нему обыкновенную лодку. Конструкция приводится в действие усилиями самих пассажиров либо людей с берега. Такие паромные переправы до сих пор можно встретить практически в любой деревне.
А более сложная конструкция парома называется самодвижущейся. В данном случае движение обеспечивается при помощи двигателя, а человек является лишь пассажиром.
Эти две разновидности паромов предназначены только для перевозок пассажиров, ручной клади и, как правило, создаются на реках. Но что делать, если необходимо переправить груженую фуру через морской пролив? Для этого существуют морские паромы.
Они не имеют ничего общего с речным паромом. Можно с уверенностью сказать, что это полноценный корабль. Этот вид транспорта обладает весьма внушительными размерами и грузоподъемностью, которая колеблется от 60 до 300 тысяч тонн.
Путь в Крым лежит через переправу
Если бюджет сильно ограничен и не позволяет воспользоваться воздушным транспортом или есть необходимость переправить автомобиль, необходима паромная переправа. Крым не имеет прямого сообщения с Россией по суше, а следовательно, без названного вида транспорта не обойтись.
Не стоит забывать, что переправа во время курортного сезона неизбежно перегружена, поэтому следует приобретать билеты заблаговременно, а также позаботиться о наличии питьевой воды, лекарств и защите от палящих солнечных лучей. Весьма разумным решением будет правильный выбор железнодорожных билетов, а вернее, наиболее удобного времени прибытия в Краснодар. Лучшим вариантом будет приезд туда ранним утром, чтобы было возможно попасть на полуостров уже ко второй половине дня. Путь из Краснодара в порт занимает в лучшем случае около 3 часов, а ожидание парома еще несколько.
Ошибка туриста
Не следует совершать ошибку многих туристов, полагая, что паромные переправы аналогичны городскому общественному транспорту. Все они сильно зависят от погодных условий, и при наличии шторма придется ждать его окончания, а это может занять даже несколько дней. Не обязательно ехать в Крым на автомобиле, переправы функционируют не только для водителей. Наоборот, отсутствие автомобиля у туриста дает больше плюсов, нежели минусов, так отпадает необходимость ожидания в многокилометровой очереди.
Керченская паромная переправа была введена в эксплуатацию в далеком 1954 году и с тех пор исправно функционирует. Она состоит из нескольких частей, а именно из порта «Кавказ» и порта «Крым». В обоих имеется налаженная инфраструктура. Автомобильные концентраторы, общественные туалеты и небольшие кафе, где в любой момент можно приобрести бутылочку холодной воды.
Долгое время Керченская паромная переправа не могла похвастаться популярностью, но все изменилось в 2014 году, когда проезд через территорию Украины стал практически невозможен. Единственным относительно недорогим средством перемещения стала паромная переправа. Крым стремительно набрал популярность, а поэтому Керченская переправа прошла серьезную модернизацию и переоснащение, ее парк был расширен современными паромами.
Переправа сегодня
Сегодня переправа полностью справляется с пассажиропотоком, ведь паромы ходят каждые 30-40 минут. Здесь функционирует 4 парома различной вместимости.
Паромное расписание
Путешественник должен понимать специфичность работы такого объекта как Керченская паромная переправа. Режим работы у нее круглосуточный, однако существуют тайм-слоты. То есть промежутки времени, в которые осуществляется отправка паромов. В целом все они ходят один раз за час. Для каждого билета существует свой тайм-слот. В том случае если пассажир опоздал, он может отправиться на другом пароме в течение 24 часов, потеряв свой приоритет при загрузке на борт.
Самая актуальная информация о работе паромной переправы находится на официальном сайте «Госпаром», только там в реальном времени отображаются все изменения в режиме работы переправы. Паромные переправы всегда зависят от погодных условий. Сильный ветер или туман не только способны изменить расписание, но и вовсе парализовать работу на длительное время.
паром
Полезное
Смотреть что такое «паром» в других словарях:
ПАРОМ — (или пором), парома, муж. Плоскодонное судно или плот, передвигающийся посредством каната, протянутого от одного берега к другому, для постоянной переправы людей, экипажей, грузов и т.д. через реку или озеро. «Поставим тут паром, зачну ходить от… … Толковый словарь Ушакова
паром — Прам? Плоскодонное судно или плот, передвигающийся посредством каната, протянутого от одного берега к другому, для постоянной переправы людей, экипажей, грузов и т. д.. через реку или озеро. Уш. 1939. Поставим тут паром, зачну ходить от берега к… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ПАРОМ — ПАРОМ, в прошлом лодка или плот, служившие для перевозки грузов и людей через реки там, где не было мостов. В настоящее время разновидность пассажирского или грузового морского транспорта, обслуживающего относительно короткие маршруты через… … Научно-технический энциклопедический словарь
ПАРОМ — ПАРОМ, см. пором. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
ПАРОМ — (Raft, ferry, ferry boat) плавучее сооружение в форме плота для перевозки людей, лошадей, скота, повозок, автомобилей и пр. через реки и небольшие озера или морские проливы между двумя определенными точками берега. Через небольшие и несудоходные… … Морской словарь
ПАРОМ — (греч. perama переезд, место переезда). Большой плот с перилами по бокам, для перевоза экипажей, обозов и т. п. чрез реки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАРОМ греч. perama, переезд, место переезда … Словарь иностранных слов русского языка
паром — плот, перевоз Словарь русских синонимов. паром сущ., кол во синонимов: 6 • автопаром (1) • перевоз … Словарь синонимов
Паром — судно, не являющееся круизным, совершающее международные перевозки грузов и (или) пассажиров, в том числе участвующих в групповой туристической программе, и имеющее разрешение на пассажирские перевозки;. Источник: Постановление Правительства РФ … Официальная терминология
ПАРОМ — плавучее сооружение (судно, плот и т. д.) для регулярной перевозки сухопутных транспортных средств (автомобилей, железнодорожных вагонов), грузов и пассажиров через водные преграды между определенными береговыми пунктами. В военных целях при… … Большой Энциклопедический словарь
ПАРОМ — ПАРОМ, а, муж. 1. Плоскодонное судно или плот для переправы через реку (озеро, пролив) людей, транспортных средств, грузов. Плыть на пароме. Речной п. 2. Плавучее сооружение для перевозки пассажиров, транспортных средств, тяжёлых грузов через… … Толковый словарь Ожегова
паромір — іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови
Системы паромных переправ
Это одна из ранее известных интермодальных систем, так как внутренний водный и морской виды транспорта использовались человечеством раньше других видов транспорта. Паромы для перевозки гужевого транспорта и людей применяли на речном транспорте с давних пор. Вид парома, способ передвижения и его конструкция зависят от объемов перевозок, расстояния перевозки и водного режима.
Паромные переправы подразделяют на три группы в зависимости от взаимодействующих с ними видов транспорта: железнодорожные; автомобильные и комбинированные автомобильно-железнодорожные; а также на паромы грузовые, пассажирские с совместной перевозкой легковых автомобилей и автобусов, и грузопассажирские.
Достоинства паромных переправ:
• ускорение доставки грузов благодаря сокращению общего расстояния перевозок;
• ускорение обработки судов в портах, сокращение простоев судов и вагонов;
• снижение стоимости перемещения грузов с одного вида транспорта на другой в связи с ликвидацией перегрузочных операций;
• лучшее обеспечение сохранности и качества грузов;
• упрощение коммерческих операций по передаче грузов с одного вида транспорта на другой.
К недостаткам этого вида интермодальной технологии можно отнести следующие:
• при перевозке на паромах груженого подвижного состава грузоподъемность парома используется не полностью;
• стоимость строительства паромной переправы выше стоимости строительства судов;
• усложняется оборудование причалов подъемно-сопрягающими устройствами, системами накопления вагонов, отдельными системами и гидротехническими сооружениями типа шлюзовых бассейнов при значительных колебаниях уровня воды.
Несмотря на отмеченные недостатки, использование паромных переправ весьма эффективно и зависит от дальности перевозки грузов на пароме и достаточно большого и стабильного грузопотока. Эффективность перевозки с применением данной интермодальной технологии в последнее время возросла с 300 до 1000 км и более.
Один паромный пирс по пропускной способности равен 12 сухогрузным причалам. Например, переправа Ильичевск (Украина) — Поти (Грузия) на Евро-Азиатском транспортном коридоре с помощью двух паромов сможет перевозить до 1 млн т грузов в год.
С технической точки зрения паромная железнодорожная переправа — это сложное инженерное сооружение с подъемными устройствами для опускания вагонов на нижние палубы при погрузке и подъема наверх при разгрузке. Вся же паромная система включает в себя также береговые и судовые приемные устройства в виде мостов и подвижных железнодорожных консольных путей, соединяющих рельсовую колею на пароме со стационарными путями; площадки накопления железнодорожных составов и автомобилей; информационную систему для организации всего процесса (рис. 2.5.14).
Рис. 2.5.14. Железнодорожный паром
Первая в Европе паромная линия длиной 35 км была организована в 1883 г. в Дании через пролив Малый Бельт. Первый речной паром в России открылся в 1896 г. на переправе у Саратова (р. Волга). В 1903 г. организовали паромное сообщение с железной дорогой для 27 двухосных вагонов и 150 пассажиров на озере Байкал (станции Байкал — Танхой Транссиба).
Паромы на морском транспорте появились значительно позднее из-за своего более сложного устройства. Активное начало паромных морских переправ началось с 1952 г., когда был разработан проект железнодорожной переправы через морской пролив в Тихоокеанском бассейне страны. В 1955 г. открыли железнодорожную переправу через Керченский пролив между станциями Крым и Кавказ, сократившую расстояние между двумя регионами на 1000 км. В 1963 г. — переправы между Баку и Красноводском. В 1973 г. — железнодорожную паромную переправу Ванино — Холмск, соединившую материк с о. Сахалин через Татарский пролив; на этой линии работают несколько ледокольных паромов с железнодорожными путями длиной 420 м. В 1978 г. — международную паромную переправу Ильичевск — Варна (Болгария) длиной 518 км; на этой паромной линии перевозят одновременно до 108 вагонов со скоростью 33 км/ч, отправление каждые 4 дня, время в пути 18 ч. В 1986 г. — Клайпеда — Мукран (Германия) длиной 540 км с двусторонним переходным мостом. Германию со Скандинавией связывает 350 паромных маршрутов (75 % общего тоннажа мирового паромного флота).
Самой протяженной железнодорожной паромной линией является линия Канада — Аляска длиной более 2000 км, открытая в 1964 г. В 1975 г. открыли линию Травемюнде (Германия) — Ханко (Финляндия) протяженностью 1 000 км.
Совершенную технологию имеет открытая в 1986 г. паромная линия Клайпеда (Литва) Мукран (Германия) длиной 506 км. Особенность этой линии состоит в отсутствии подъемных устройств при двухпалубном расположении благодаря двусторонней выгрузке вагонов из верхней и нижней палуб на причальные пути. Это существенно увеличило длину железнодорожных путей и число перевозимых вагонов. Порты Клайпеда и Мукран построены по одному принципу, но Клайпедский порт расположен на расстоянии 6 км от открытого моря и имеет ширину железнодорожной колеи 1 520 мм, а Мукран, расположенный на побережье Балтийского моря с глубиной у причала 10,5 м, имеет европейскую колею 1 435 мм. Строители решили проблему перегрузки вагонов при разной ширине колеи современными техническими средствами, что позволило осуществлять погрузку-выгрузку в течение 4 ч даже максимального числа вагонов. На пароме можно одновременно перевозить 103 четырехосных вагона. Время в пути — 16 ч.
Порт Мукран рассматривается как конечная точка железнодорожной паромной переправы Балтика — порты Германии и рассчитан на объем переработки в 5 млн т в год (в настоящее время объем составляет 100 тыс. т). В конце 2006 г. была пущена паромная линия Балтийск (г. Калининград Россия) с одноименным паромом — Мукран.
Между портами Любек — Травемюнде (Германия) и Мальмё (Швеция) с 1987 г. работает комбинированный паром, на одной палубе которого размещаются 50 железнодорожных вагонов, на двух других — грузовые автомобили и пассажиры.
В 1986 г. открылась паромная линия Копенгаген (Дания) — Хельсинборг (Швеция), обеспечившая связь с грузоперевалочным центром в Гамбурге (Германия). На верхней палубе одного из паромов можно перевозить контрейлеры, другой переоборудован для системы «ро-ро». В 1987 г. открыли паромную линию между Бельгией и Великобританией.
С 1988 г. открыта паромная линия между Германией и Великобританией. Работает паром порт Кале (Франция) — порт Дувр (Великобритания). Железные дороги Германии и Дании связывает паром между портами Путтгарден и Редбюлавн. Через пролив Ла-Манш открыто паромное сообщение между портом Шербур (Франция) и портами Великобритании, Ирландии и Нормандских островов.
В настоящее время большинство транспортных потоков автомобильного и железнодорожного транспорта из Западной и Центральной Европы в страны Бенилюкса сходятся в Датском проливе, где перегружаются на паром. На датской стороне и между Данией и Швецией строят стационарные переправы. Сейчас построены два тоннеля через пролив Большой Бельт (между датскими островами Фюн и Зеландия) и Эресуин (тоннельно-мостовой переход между Копенгагеном и шведским городом Мальме). В России существуют три больших проекта строительства тоннелей для соединения европейской части страны с восточной и с зарубежными странами: под Беринговым проливом, который соединит БАМ, Транссиб с американской Аляской, и под проливами Невельского и Лаперуза для соединения Японии с Евро-Азиатским материком. В Японии кроме паромных переправ между островами существуют подводные железнодорожные тоннели, т. е. кроме взаимодействия видов транспорта может быть и некоторая конкуренция в технологиях их работы.
На Востоке существует паромное сообщение между островами Суматра и Ява при сотрудничестве с Японией.
Паромный комплекс Ильичевск (Украина) — Батуми (Грузия) работает с 1996 г., время в пути 2 сут. Использование мультимодального сообщения с применением парома между Украиной и Грузией на Черном море в сочетании с железной дорогой Закавказья и паромной переправой Баку — Туркменбаши на Каспии сокращает расстояние между европейскими и среднеазиатскими странами, Ираном и Афганистаном по сравнению с маршрутами, проходящими по территории России, на 900. 2000 км.
После распада СССР в России осталась одна Сахалинская переправа. В связи с этим с 1997 г. разработано мультимодальное морское — автомобильное сообщение: прямая паромная линия между Россией (новый порт Оля вблизи Астрахани) и Ираном (порт Бандар Анзали) через Туркмению для перевозок из стран Юго-Восточной Азии (Индия, Пакистан, Афганистан) в Россию и европейские страны и подведенное к порту ответвление автомобильной дороги М 6 Москва — Астрахань. Время в пути до Туркмении составило 40. 50 ч, от Туркмении до Ирана — 20. 25 ч.
Примерный грузооборот этого порта был рассчитан для 2005 г. при медленном темпе роста порта в 1,6 млн т; среднем — 2,2 млн т; быстром — 2,83 млн т.
В 2006 г. открыто паромное сообщение между портом Балтийск и портом Усть-Луга.
Северные морские страны широко используют паромную переправу, что расширяет сферу деятельности Критских коридоров № 1, 6 и 9.
Основные характеристики паромных переправ представлены в табл. 2.2.
Основные технико-экономические показатели на линии Усть-Луга — Балтийск — порты Европы представлены в табл. 2.3.
достоинства организации паромных морских переправ очевидны, но предприятие это дорогостоящее. Например, расчеты по проекту Новороссийск — Варна показали, что стоимость проекта с учетом стоимости судов-паромов составит 390 млн долл. США, срок окупаемости — 13—17 лет при нормативе не более 8 лет.
Речные паромы, как правило, более простой конструкции. На несудоходных реках небольшой ширины применяют паромы с простейшим способом перемещения при помощи канатов и тяговых лебедок, на широких реках передвижение парома обеспечивают буксирные суда или буксирно-моторные катера. Для причаливания парома к берегам и его погрузки-выгрузки строят пристани.
В современных условиях предпочтительнее паромы, работающие без пристаней, например паромы, снабженные водоизмещающими аппарелями, опирающимися на берег. В качестве пристани может использоваться баржа, закрепленная у берега. Паромы снабжают рулевым устройством и радиосвязью для управления при движении и маневрировании при перегрузочных работах. На широких реках применяют самоходные паромы — суда, имеющие подъемный мостик для связи с берегом. Пропускная способность речной паромной переправы зависит от грузоподъемности парома и длительности рейса между берегами. Время перевозки зависит от структуры перевозимых на пароме транспортных средств, конструкции парома и пристаней.
Основные характеристики отдельных паромных переправ
Основные технико-экономические показатели на линии Усть-Луга — Балтийск — порты Европы