Что такое паровозы на сленге
ПАРОВОЗ
Смотреть что такое ПАРОВОЗ в других словарях:
ПАРОВОЗ
ПАРОВОЗ
ПАРОВОЗ
паровоз м. Локомотив с паровым двигателем.
ПАРОВОЗ
паровоз м.(steam-)engine, steam locomotive, railway engine маневровый паровоз — shunting engine
ПАРОВОЗ
ПАРОВОЗ
ПАРОВОЗ, один из видов локомотива, у к-рого двигателем является паровая машина. Осн. элементы П.: паровой котёл, паровая машина, экипажная часть. За. смотреть
ПАРОВОЗ
локомотив с самостоятельной паросиловой установкой, состоящей из котла и паровой машины. Основные элементы П. составляют: 1) котел с топкой и его прина. смотреть
ПАРОВОЗ
ПАРОВОЗ
Первый практически пригодный паровоз и железнодорожный путь для него построил в 1814 г. английский изобретатель Дж. Стефенсон. В 1823 г. он основал первый паровозостроительный завод, а спустя 2 года построил железную дорогу между Стоктоном и Дарлингтоном.
В России первые паровозы были построены в 1833-34 гг. на Нижнетагильском заводе Е. А. Черепановым с сыновьями Мироном и Аммосом. В 1834 г. на заводе был проложен рельсовый путь и испытан первый паровоз, или, как его называли изобретатели, «паровозный дилижанец».
Один из первых паровозов, сконструированный и построенный в России в 19 в.
Российский серийный паровоз (середина 20 в.)
Американский паровоз (1898)
ПАРОВОЗ
парово́з сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? парово́за, чему? парово́зу, (вижу) что? парово́з, чем? парово́зом, о чём? о парово́зе;. смотреть
ПАРОВОЗ
Копить на паровоз. Жарг. мол. Ирон. 1. Заниматься бессмысленным накопительством. h-98. 2. Собирать большую сумму денег. Максимов, 196.Играть в паровоз. смотреть
ПАРОВОЗ
Если вам приснился старенький паровозик – «кукушка» – значит, ваше благосостояние возрастет настолько, что вы сможете себе позволить осуществить свою давнюю мечту о путешествиях в известные страны мира, а также в самые разные экзотические уголки земли.Сон, в котором вы едете в совсем уже старом поезде, ведомом по узкоколейке паровозом образца прошлого века, – стало быть, вам предстоит отнюдь не кругосветное путешествие, а дорога в другой город, для чего у вас не будет доставать средств, и вы станете ломать голову над тем, где бы вам их раздобыть.Паровоз довоенного производства, огромный, черный, коптящий клубами густого, удушливого дыма, со звездой и с изображением Сталина впереди – такой сон предвещает опасность, исходящую от официальных представителей власти и государственных органов. Быстро мчащийся паровоз без вагонов означает, что наяву вас обрадует и несказанно удивит появление долго отсутствовавшего друга или же внезапное повышение на работе.Паровоз, медленно тянущий за собой огромный состав, предвещает, что в реальной жизни испытаете неудовлетворение от близости с человеком, о которой еще недавно вы так страстно мечтали.Видеть себя в роли машиниста паровоза предрекает большое несчастье и потерю собственности. Сон, в котором вы вместо кочегара бросаете уголь в ненасытной топке паровоза, предвещает легкое недомогание при сильной усталости. смотреть
ПАРОВОЗ
ЛОКОМОТИ́В (машина для пересування вагонів, поїздів по залізничних рейках); ПАРОВО́З, ПАРОВИ́К розм., ПАРОТЯ́Г заст. (локомотив із паровим двигуном); Т. смотреть
ПАРОВОЗ
ЛОКОМОТИВ ИЛИ ПАРОВОЗсамодвижущаяся паровая машина высокого давления, употребляемая на железных дорогах для возки вагонов по рельсам; изобретен английс. смотреть
ПАРОВОЗ
1) Орфографическая запись слова: паровоз2) Ударение в слове: паров`оз3) Деление слова на слоги (перенос слова): паровоз4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть
ПАРОВОЗ
сущ. Пост. пр.: нариц.; неодуш.; конкр.; м. р.; 2 скл. ЛЗ Локомотив с паровым двигателем, предназначенный для тяги вагонов по железной дороге.Непост. п. смотреть
ПАРОВОЗ
ПАРОВОЗ
(-а) ч; інтел.; заст. (60-80 рр. XX ст.). Ідеологічно «витриманий» твір, завдяки якому авторові вдавалось публікувати, виставляти чи виконувати інші твори, які він справді цінував. І коли почалася так звана «перебудова», одразу з’явилися поетичні книжки, в яких уже не було «паровозів» про Леніна, партію, комсомол, були просто вірші про природу, про кохання, ба навіть написані задля забави (Н. Білоцерківець: ЛП, 2001, № 3); А ще «Балади про війну і відбудову» можна використовувати як посібник з кон’юктурології. Ось вони, теперішні «паровози» (Книжник, 2001, № 24). БСРЖ, 421. смотреть
ПАРОВОЗ
ПАРОВО́З, а, ч.Залізничний локомотив з паровим двигуном.Дзвінки трамваїв, гомін паровозів Зливаються в одну тремтячу ноту (Леся Українка);Поїзд стояв д. смотреть
ПАРОВОЗ
-а, м. Локомотив с паровым двигателем, предназначенный для тяги поездов по железной дороге.Издали показался паровоз — тот самый, который должен был по. смотреть
ПАРОВОЗ
паровоз: Автономный локомотив, силовой установкой которого является тепловой двигатель внешнего сгорания, преобразующий энергию нагретого пара в меха. смотреть
ПАРОВОЗ
ПАРОВОЗ
ПАРОВОЗ
ПАРОВОЗ
(2 м); мн. парово/зы, Р. парово/зовСинонимы: дровянка, дуплекс, кукушка, локомотив, маневрушка, овечка, паровик, паровичок, паровозик, паровозишко, па. смотреть
ПАРОВОЗ
ПАРОВОЗ
ПАРОВОЗ
м. locomotiva f (a vapore) •• пыхтеть как паровоз — soffiare / sbuffare come una vaporiera / locomotiva дымить / курить как паровоз — fumare come una locomotiva / ciminiera Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: дровянка, дуплекс, кукушка, локомотив, маневрушка, овечка, паровик, паровичок, паровозик, паровозишко, паровозище, пароход, сушка, теплопаровоз, фанат. смотреть
ПАРОВОЗ
ПАРОВОЗ
паровозקַטָר ז’* * *ניידקטרשל תנועהСинонимы: дровянка, дуплекс, кукушка, локомотив, маневрушка, овечка, паровик, паровичок, паровозик, паровозишко, па. смотреть
ПАРОВОЗ
м.locomotora fгрузовой паровоз — locomotora de mercancíasманевровый паровоз — locomotora de maniobras
ПАРОВОЗ
сущ. авто жарг. авария с участием нескольких машинСинонимы: дровянка, дуплекс, кукушка, локомотив, маневрушка, овечка, паровик, паровичок, паровозик. смотреть
ПАРОВОЗ
Локомотив, у якому пара, що нагрівається теплом від спалюваного вугілля, подається з котла до парового поршневого двигуна; запас води і вугілля перевоз. смотреть
ПАРОВОЗ
gőzmozdony* * *м(gőz)mozdonyСинонимы: дровянка, дуплекс, кукушка, локомотив, маневрушка, овечка, паровик, паровичок, паровозик, паровозишко, паровозищ. смотреть
ПАРОВОЗ
локомотив с самостоятельной паросиловой установкой: паровой котел и паровая машина. Первые П. появились в Великобритании в 1803 г. (Р. Тревитик) и в 1814 г. <Д. Стефенсон). В России первый П. построен Е. и М. Черепановыми в 1833 г. В СССР с 1956 г. не производятся, заменены электровозами и тепловозами. смотреть
ПАРОВОЗ
ПАРОВОЗ
локомотив, у якому пара, що нагрівається теплом від спалюваного вугілля, подається з котла до парового поршневого двигуна; запас води і вугілля перевозиться у самому п. або в окремому вагоні (тендері), з’єднаному з п.; перший придатний до використання п. (Ракета) збудував у 1829 Дж. Стефенсон. смотреть
ПАРОВОЗ
м(buharlı) lokomotifСинонимы: дровянка, дуплекс, кукушка, локомотив, маневрушка, овечка, паровик, паровичок, паровозик, паровозишко, паровозище, парох. смотреть
ПАРОВОЗ
мlocomotiva a vaporСинонимы: дровянка, дуплекс, кукушка, локомотив, маневрушка, овечка, паровик, паровичок, паровозик, паровозишко, паровозище, парохо. смотреть
ПАРОВОЗ
ПАРОВОЗ, локомотив с самостоятельной паросиловой установкой (паровой котел и паровая машина). Первые паровозы созданы в Великобритании в 1803 (Р. Тревитик) и в 1814 (Дж. Стефенсон). В России первый паровоз построен Е. А. и М. Е. Черепановыми (1833).
ПАРОВОЗ
м.locomotive fСинонимы: дровянка, дуплекс, кукушка, локомотив, маневрушка, овечка, паровик, паровичок, паровозик, паровозишко, паровозище, пароход, су. смотреть
ПАРОВОЗ
ПАРОВОЗ
ПАРОВОЗ
ПАРОВОЗ
ПАРОВОЗ, локомотив с самостоятельной паросиловой установкой (паровой котел и паровая машина). Первые паровозы созданы в Великобритании в 1803 (Р. Тревитик) и в 1814 (Дж. Стефенсон). В России первый паровоз построен Е. А. и М. Е. Черепановыми (1833). смотреть
ПАРОВОЗ
ПАРОВОЗ
机车 jīchē, 火车头 huǒchētóuСинонимы: дровянка, дуплекс, кукушка, локомотив, маневрушка, овечка, паровик, паровичок, паровозик, паровозишко, паровозище, па. смотреть
ПАРОВОЗ
паровозСинонимы: дровянка, дуплекс, кукушка, локомотив, маневрушка, овечка, паровик, паровичок, паровозик, паровозишко, паровозище, пароход, сушка, те. смотреть
ПАРОВОЗ
— локомотив с самостоятельной паросиловой установкой (паровойкотел и паровая машина). Первые паровозы созданы в Великобритании в 1803(Р. Тревитик) и в 1814 (Дж. Стефенсон). В России первый паровоз построенЕ. А. и М. Е. Черепановыми (1833). смотреть
ПАРОВОЗ
паровоз парово́з••[Выступает одновременно с нем. Dampfwagen – то же, поэтому наличие кальки в русск. не доказано; см. Кипарский, ZfslPh, 24, 1956, стр. смотреть
ПАРОВОЗ
Rzeczownik паровоз m parowóz m
ПАРОВОЗ
Ударение в слове: паров`озУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: паров`оз
ПАРОВОЗ
ПАРОВОЗ
ПАРОВОЗ
••[Выступает одновременно с нем. Dampfwagen – то же, поэтому наличие кальки в русск. не доказано; см. Кипарский, ZfslPh, 24, 1956, стр. 247 и сл.; Дикенман, RS, 21, 1960, стр. 112. – Т.]. смотреть
ПАРОВОЗ
паровоз || паровозный; вӧвлытӧм вынйӧра паровоз — сверхмощный паровоз;тӧвар новлӧдлан паровоз — товарный паровоз;паровоз гудӧк — паровозный гудок;паровоз тшын — паровозный дым. смотреть
ПАРОВОЗ
Орза Паз Паровоз Пво Повар Повоз Поза Позор Пора Пороз Право Прово Опор Оао Проза Запор Зао Завр Зав Раз Воз Взор Вар Азов Роп Вор Роза Ров Враз Рао Зов Провоз Опа Пра. смотреть
ПАРОВОЗ
ПАРОВОЗ
• kondensační parní lokomotiva• kondenzační parní lokomotiva• lokomotiva parní• parní lokomotiva
Бежать впереди паровоза – это… Форекс сленг
Вопрос. Что такое бежать впереди паровоза? Что значит бежать впереди паровоза на форекс?
: бежа́ть впереди́ парово́за;
: бегу́ впереди́ парово́за;
: бежи́м впереди́ парово́за;
: бежи́шь впереди́ парово́за;
: бежи́т впереди́ парово́за;
: бегу́т впереди́ парово́за.
1. Выражение используется для поведения трейдера, который открывает сделки заблаговременно до совершения рынком движения в предполагаемую трейдером сторону. Проще говоря, трейдеру удаётся не только узнать заранее будущее направление тренда, но и успеть совершить сделку.
2. Выражение характеризует нетерпеливость трейдера, говоря о том, что тот поспешил войти в рынок.
Выражения с данным словом:
Встречаются выражения, которые характеризуют рынок, одушевляют его. Например:
— Трейдер снова оказался умнее рынка.
На мой взгляд, это некорректно, рынок это, по сути, борьба продавцов и покупателей и ничего более.
— Трейдер бежит впереди паровоза и не спотыкается о шпалы.
Говорит о том, что трейдеру удаётся несколько раз подряд «всё сделать правильно». Это уже сложно назвать игрой в угадай-ку, так как трейдер системно совершает правильные движения и открывается вовремя. Просто угадать «пару раз» может кто угодно.
— Попытался бежать впереди паровоза и насмешил всех.
Говорит о том, что трейдер совершил неудачную сделку.
Паровозить
значение: Тактика игры — водить «паровозы».
Пригодна для многих РПГ и РТС. Обычно это делается быстрым персонажем, в большинстве игр часть мобов является аграми, т.е. при приближении к ним они автоматически нападают на игрока и преследуют его некоторое время, соответственно игрок агрит большое количество мобов, пробегая по месту их скопления. В конечном счете за ним увязывается значительное их количество. Если «паровоз» сознательно собирается для увеличения продуктивности кача, то он называется «парик» (пока сильное пати убивает мобов поблизости, этот игрок собирает парики чтобы не тратить время на перебежки всего пати и ведет их к основным ДД).
Часто паровоз собирается для препятствования нормальной прокачке варов или неприглянувшихся игроков. В этом случае игрок, собравший паровоз, бежит вместе с ним к тем, кому он хочет устроить пакость, и ждет, когда у его паровоза сработает ассист против качающихся жертв.
В «Lineage II» часто паровозерами были игроки ТХ (Treasure Hunter) — подбегая к жертвам, они включали скилл «Fake Death» и понарошку падали замертво, и оставшийся не у дел паровоз нападал на афков или на случайно оказавшихся рядом. При убийстве игрока мобами есть шанс, что с него выпадет часть инвентаря или шмота, которая сразу же будет подобрана негодяем.
пример текста: Клоун, веди еще парик, эти сейчас сложатся. • Я дестром в Фордже качаюсь с пикой на паровозах, кач вобще пипец! по три-четыре комнаты собираю, прикинь! на 7-8 процов с паровоза!
Паровозы
Паровозы
Паровоз | |
Привод | паровая машина |
Период | 1804 — 60-е годы XX века |
Скорость | до 202 км/ч |
Область применения | общественный транспорт, грузовые перевозки |
Инфраструктура | рельсовый путь |
Парово́з — локомотив, использующий в качестве энергетической установки паровую машину. Паровозы были первым и долгое время господствующим типом локомотивов, сыграв таким образом огромную роль в становлении железнодорожного сообщения. Лишь начиная с середины XX столетия их вытеснили тепловозы и электровозы. Однако паровозы всё ещё активно используются в различных странах, например, в Китае, на Кубе, в Таиланде и Африканском континенте (в основном там, где дешёвое паровозное топливо).
Первый паровоз, двигавшийся по рельсам, был создан в 1804 году Ричардом Тревитиком (англ. Richard Trevithick ), первая железная дорога, открытая в 1825 году между Стоктоном и Дарлингтоном, обслуживалась паровозами Стефенсона (англ. George Stephenson ). Этот паровоз стал прообразом для всех дальнейших разработок паровозов. В России первый паровоз был разработан отцом и сыном Черепановыми в 1834 году (см. Паровозы Черепановых).
Содержание
Происхождение названия
Изобретение слова «паровоз» приписывается Н. И. Гречу, который в середине XIX века издавал газету «Северная пчела». До этого паровоз называли «самокатная паровая машина», «паровая фура», «паровая телега», «пароходка» — у Черепановых и В. А. Жуковского, и даже «пароход». В первых отчётах строителя Царскосельской железной дороги Ф. А. Герстнера встречается: «паровая машина», «паровой экипаж», «паровая карета». С 1837 года Герстнер уже использует слово «паровоз».
Классификация паровозов
Осевая формула паровоза
Тип, или осевая формула паровоза обозначается тремя цифрами: первая — количество бегунковых осей (передняя тележка), вторая — количество движущих («сцепных») осей, третья — количество поддерживающих осей (под будкой и топкой). В англоязычной литературе формула указывается по количеству колёс, а не осей — тогда для получения привычного обозначения все цифры надо разделить на два.
В некоторых случаях, отдельные осевые формулы имели международные имена, заимствованные из американской практики, например:
Число сцепных осей паровоза определяется расчётной силой тяги и допускаемой нагрузкой на колесо. В том случае, когда число сцепных осей получается более 5, переходят на сочленённые типы паровозов, обозначаемые 1—3+3—1 или 1—4+4—2. Такой паровоз имеет два экипажа, но один общий котёл.
Паровозы одинаковой конструкции, построенные по одному проекту, представляют серию.
Обозначение серий паровозов в России
Отличия пассажирского и грузового паровозов
Пассажирские и грузовые паровозы внешне заметно отличаются друг от друга, что объясняется следующими причинами:
Принцип действия паровоза
Паровоз состоит из трёх основных частей: котла, паровой машины и экипажной части. Кроме того, в состав паровоза включается тендер — специальный вагон, где хранятся запасы воды и топлива. Если же вода и топливо хранятся на самом паровозе, то тогда его называют танк-паровозом.
Топливо сжигается в топке котла. Дно топки представляет собой колосниковую решётку, на которой и происходит горение. Зола и шлак ссыпаются через решётку в зольник. Топка закреплена внутри котла на связях и полностью покрыта водой, чтобы максимально полно использовать теплоту сгорания топлива.
Котёл пронизан множеством труб, называемых дымогарными и жаровыми, окружённых наполняющей котёл водой, по которым дым из топки проходит через весь котёл, попадает в дымовую коробку и затем выбрасывается в атмосферу через дымовую трубу. Дымогарные и жаровые трубы являются, таким образом, теплообменником, который передаёт тепло сгоревшего топлива воде в котле.
Вода в котле нагревается и закипает. Образующийся пар собирается в расположенном в верхней части котла сухопарнике, который по своей форме несколько напоминает колокол или купол. В большинстве паровозов пар затем проходит через пароперегреватель.
Из пароперегревателя пар через трубы поступает в паровую машину. Золотник (золотниковый клапан) направляет пар попеременно в переднюю и заднюю части парового цилиндра, приводя расположенный в цилиндре поршень в возвратно-поступательное движение. Это движение посредством кривошипно-шатунного механизма трансформируется во вращательное и передаётся колёсам паровоза.
Отработанный пар через конусное устройство (форсовый конус) направляется в дымовую трубу, где таким образом создаётся тяга, необходимая для горения топлива в топке.
Следует заметить, что проектирование паровозов было очень сложным процессом, во многом выбор основных параметров каждого элемента основывался на интуиции инженеров, а не на строгих расчётах.
Топливо
В основном на паровозах в качестве топлива использовался уголь. В тех районах, где нефть была доступнее угля, паровозы также эксплуатировались на нефти (мазуте), также использовались дрова, но в начале 1920-х годов от дров отказались в связи с повышением мощности паровозов, так как теплотворной способности дров уже не хватало. Но в годы разрухи и в период Великой Отечественной войны использовались дрова и торф.
Пылеугольное отопление
Неоднократно, как у нас в стране, так и за рубежом, предпринимались попытки использования пылеугольного отопления. Теоретически, факельное сжигание угольной пыли позволяло повысить КПД паровоза (либо увеличить мощность при сохранении объёма топки). Но необходимая эксплуатационная надёжность работы пылеугольных паровозов не была достигнута. Сгорание массы угля в потоке факела при высоких температурах, происходящее не только в топочном пространстве, но и в трубчатой части котла, приводило к засорению расплавленными частичками шлака задней решётки топки и внутренней поверхности жаровых труб, что резко ухудшало их теплопроводность, следовательно, уменьшало теплоотдачу от факела к воде в котле, и, таким образом, снижало КПД локомотива.
Автоматическая подача топлива
Когда объёмы топок мощных паровозов достигли предела возможности их отопления вручную, возникла насущная потребность в создании механического углеподатчика. Первые попытки создания механического углеподатчика — стокера — были предприняты в США в 1889 году, но они оказались неудовлетворительными. После многолетних исследований мощные паровозы стали оснащаться стокерами двух видов: с верхней и нижней подачей топлива. Паровозы с большой площадью колосниковой решётки оснащались также стокером «Дуплекс» — с двусторонней верхней подачей угля в топку. В СССР стокеры впервые были установлены на паровозах ФД и ИС.
Тендеры некоторых мощных американских паровозов оснащались пушером — механическим устройством, разрыхляющим смёрзшийся уголь и продвигающим его к транспортёру стокера.
Недостатки паровоза
Недостатки паровоза, предопределившие его замену электровозами и тепловозами следующие:
Железнодорожный сленг
Автоматик – автоматический выключатель во вспомогательных цепях.
Американец – паровозы серии Е.
Аннушка – паровоз серии А.
Баранка – рейс электропоезда или поезда метро от конечной до конечной и обратно. Полбаранки – рейс только в одну сторону.
Башмарь – регулировщик скорости скатывания отцепов с горки, работающий с тормозными башмаками.
Башня – пост электрической сигнализации старой постройки, имеющий на третьем этаже балкончик.
Башня – здание поста МРЦ или ДСП, возвышающееся над остальными станционныи постройками.
Беззадый – все маневровые и промышленные танк-паровозы.
Боинг – в депо под этим названием фигурирует, как правило, серия самых больших и мощных локомотивов.
Боинги – семейство вагонов моделей 81-717 (81-714).
Больной – неисправный локомотив.
Большевик – поездной кран.
Бомба – предохранитель высоковольтных вспомогательных цепей на электропоезде.
Борька – паровоз серии Б.
Бочка – цистерна, она же кадушка.
Брехаловка – место в «отдыхаловке» или в депо, где можно покурить и послушать «правдивые» истории из производственных, алкогольных и других похождений машиниста.
Бучки – главная и магистральная части воздухораспределителя.
Быть в пределах – находиться на приёмо-отправочном пути станции, не «залезая» хвостовой частью поезда или локомотивом за предельный столбик.
Бычок – тепловоз ТЭ2.
Вагон-лавка – рабочий поезд, развозящий по полустанкам хлеб и другие продукты.
Валяться – отдыхать в пункте оборота.
Ваня – самая тяжёлая кувалда.
Вваливать – задать локомотиву режим полной мощности.
Вваливаться – прибывать на станцию (обычно на боковой путь).
Венгерка – послевоенные паровозы Эр, строившиеся в Венгрии.
Верблюды – семейство вагонов моделей 81-717 (81-714).
Верёвка – контактный провод.
Вертушка – закреплённый за ПМС состав думпкаров с турным вагоном, используемый для ремонта пути на обслуживаемом участке.
Вилка – реверсивная рукоятка.
Водянка – поезд для подвоза воды на ближайшие линейные станции.
Вожжа – «нештатный привод» реек ТНВД в виде верёвки или проволоки, привязанной к одному из рычагов привода и выведенного в кабину.
Вожжи – кабель для вывода локомотива из депо низким напряжением.
Всей деревней – производить манёвры на станции локомотивом сборного поезда с прицепленными вагонами.
Вставка – плавкий предохранитель.
Выбросить (вагон) – выцепить вагон из поезда.
Вызывальщик – человек, выполняющий обязанности по вызову из дома в поездку локомотивных бригад.
Вэшка – тепловоз 2ТЭ10М.
Гармошка – межсекционный переход.
Генерал – паровозы серии П36.
Гирлянда – несколько тарельчатых изоляторов, соединённых последовательно.
Глаза – буферные огни локомотива.
Глазок – цветной светофильтр на сигнальных лампах.
Глухарь – слесарь по ремонту котлов паровозов (или котельщик). После продолжительной работы с пневмоинструментом в замкнутом пространстве котла такие люди действительно глохли.
Глухонемой – локомотив, не оборудованный радиостанцией.
Головастик – дизель-поезд Д1.
Гонялка – все маневровые и промышленные танк-паровозы.
Гоп-стоп – внезапное перекрытие разрешающего сигнала на запрещающий.
Горбатый – тепловоз ТГМ2.
Горшок – на тепловозе – цилиндр дизеля.
Горшок – на электровозах – маслоотделитель компрессора.
Горячий (локомотив) – находящийся в рабочем состоянии.
Гребешок – редуктор привода вспомогательного генератора, устанавливаемый на гидропередаче.
Грибок – заглушка для установки приборов (ртутных термометров, манометров и т. п.) непосредственно в трубу.
Грибок – кнопка в верхней части электропневматического вентиля.
Гроб – паровоз серии Г.
Гусак – перекидной (рычажной) реверс старого образца. В Советское время встречался, например, на паровозах серии ША.
Гусь – высоковольтные крышевые перемычки между пантографами на электропоезде.
Дать петуха – применить экстренное торможение на электропоезде с краном машиниста №334Э. Слово «петух» в данном случае созвучно слову “Пятое” (положение экстренного торможения на этом кране).
Двиган, движок – тяговый электродвигатель.
Дежурный кочегар – тоже, что и прогревальщик, только на паровозах.
Десятка – электровоз серии ВЛ10.
Дёрнуть за хвост – при полной пробе тормозов – проверить проходимость воздуха по тормозной магистрали путём открытия концевого крана последнего вагона.
Джойка – паровоз серии ОД.
Дуть стрелки – чистить стрелочные переводы от снега при помощи сжатого воздуха.
Дюрит – трубопровод топливный, масляной или водяной системы на тепловозе.
Елена – паровоз серии ЕЛ.
Ерыжка – паровоз серии Ы.
Ехать на лопате – топить паровоз вручную.
Желтуха – сигнальный жилет ярко-жёлтого или оранжевого цвета.
Жоксы – межсекционные высоковольтные и низковольтные соединения.
Завалить топку – неумелое отопление паровоза, приведшее к зашлоковыванию колосниковой решётки и как следствие этого – прекращение горения.
Зависнуть – о каком-либо электроаппарате – зависнуть в промежуточном положении.
Зависнуть – надолго встать на промежуточной станции.
Заковать (колёса) – допустить образования ползунов.
Закрываться – переводить главную рукоятку контроллера на нулевую позицию.
Заправить паровоз – т.е. снабдить топливом и водой, подготовить к растопке.
Звёнка – двухзвенная цепь (переходное устройство для соединения вагона с автосцепкой и вагона с винтовой стяжкой).
Зелёнка – бланк разрешения на проследование запрещающего показания выходного светофора, неисправного маршрутного указателя группового выходного светофора или нахождение головы поезда за выходным светофором. Имеет зелёный цвет.
Зойка – паровоз серии З.
Идти на песке – интенсивно песочить рельсы.
Иска, исак – паровозы серии ИС.
Кабак – вагон-ресторан, он же кухня, он же харчевня.
Катюша – паровоз серии К.
Керогаз – обозначение тепловоза у локомотивных бригад, работающих на электроподвижном составе.
Керосинщики, чумазые, мазута – электровозники о тепловозниках.
Китай – бытующее у проводников всей сети дорог название занятия, заключающегося в повторной продаже использованного постельного белья.
Китай делать – подбирать комплекты получше и продавать их.
Китайка – повторно проданный комплект белья.
Кишкотряс – электровоз ВЛ60.
Классный – любой вагон пассажирского парка.
Коза – электропоезд. Узнать историю термина не удаётся. Зато все ездят «на козе». А как тогда, получается, зовут машиниста? Нет, не водила, и не то, что вы подумали. Он – Козовоз, потому что «на козе» возит. Он «Козовод», потому что «козу» водит. И иногда «козодёр», так как состав иногда дёргается. Последнее бытует среди пассажиров.
Кольцо – выключатель аварийной остановки поезда на электровозах серии ЧС и тепловозе ТЭП70.
Кольцо – работа локомотивов на участках обслуживания своего депо, так и другого.
Командир – обращение машиниста к диспетчеру.
Компашка – паровоз системы компаунд (обычно ОД или ОВ).
Консервы – законсервированные локомотивы.
Конус – деталь выпускной системы тепловоза ТГМ4.
Коробка – гидропередача на тепловозе.
Костыль – на тепловозах М62 (2М62) изогнутый стержень для открывания защёлок дверей, панелей и ящиков внутри тепловоза.
Кофемолка – контроллер электропоезда ЭР1 и ЭР2 (до № 1028).
Крест – два пересекающихся стрелочных перевода.
Кричать – подавать громкий звуковой сигнал.
Крокодил – тепловоз 2ТЭ121. Из-за круглых окон получил и другое название «подводная лодка».
Крыша – единица измерения числа вагонов в пассажирском поезде.
Круговоротчик – тот, кто работает на поворотном круге и крутит его.
Круглая – электропоезд со старой кабиной.
Кувшины – полнопоточные фильтры тонкой очистки масла на тепловозе.
Кукушка – маневровый локомотив, за которым, как правило, закреплено более одного маневрового участка.
Кукушка – любой маленький паровоз.
Кузнечик – локомотивный скоростемер (стрекочет всю дорогу).
Куча – неравномерное расположение горящего топлива по колосниковой решётке.
Максим Горький – обычный пассажирский поезд 20-х годов.
Маленький – тепловозы ТГМ4, ТГМ4А.
Малыш – электровоз ВЛ60.
Малыш – все маневровые и промышленные танк-паровозы.
Мальчик – локомотивный кран машиниста (он маленький), по аналогии.
Мальцовка – паровоз серии Т.
Маруська – тепловозы ТЭ10М.
Маруся – паровоз серии МР.
Маруся – система САУТ (система автоматического управления тормозами), которая сама электронным голосом (обычно женским) сообщает о приближении к путевому светофору, переезду, мосту, об изменении показания локомотивного светофора.
Маслопух – дизель-поезд.
Маслята – так называют тех, кто обслуживает масляное хозяйство тяговых подстанций.
Матюгальник – громкоговоритель парковой связи.
Матюкальник – рация на локомотиве, обычно маневровая. По ней говорят все и всё слышно.
Машка – в подавляющем большинства депо так обозначают тепловозы М62 и 2М62. 2М62 имеет название «двойная машка».
Медведь – проводник винного вагона.
Мельницу крутить – управлять контроллером КРМ электропоезда ЭР2. По внешнему виду его рукоятка напоминает верхнюю часть ручной кофейной мельницы.
Месить – производить маневровую работу.
Метельник – путеочиститель на локомотивах или МВПС.
Меха – брезентовые рукава системы воздухоснабжения дизеля на тепловозах многих серий.
Механик – уважительное обращение к машинисту локомотива.
Молотки – подвески розетки автосцепки.
Морда – лобовая часть локомотива или МВПС.
Мужик – устройство оповещения пассажиров на электропоезде, имеющее магнитофон.
Набираться – перемещать главную рукоятку контроллера на более высокие позиции.
На затылок – параллельное соединение тяговых двигателей на отечественных электровозах постоянного тока.
Наступить – немного заехать за изолированный стык.
Нога – опора какого-либо агрегата.
Обогнать – переставить локомотив с одного конца поезда на другой.
Овечка – паровозы серии О всех индексов, редко делились на «опечки» ОП, «очешки» ОЧ и т. д.
Оглобли (они же рога) – токоприёмники электровоза или МВПС.
Одеяло – равномерно поданное на колосниковую решётку топливо.
Острый пар – пар, прошедший через элементы паронагревателя, подвергшийся перегреву.
Отдоить – отпустить тормоз, пользуясь выпускным клапаном воздухораспределителя.
Отдыхаловка – дом отдыха локомотивных бригад при депо.
Отдыхающая – купе для отдыха проводников.
Откачивать (тормоза) – заряжать тормозную магистраль.
Откос – длительный переотдых в пункте оборота.
Открыться, закрыться – эти паровозные термины применяются и электровозниками и машинистами метро. Значение – включить ток, набрать позиции и выключить ток.
Очко – название единицы измерения давления в тормозной системе (кгс/см2).
Палка – позиция контроллера машиниста на тепловозе.
Палка – название единицы измерения электроэнергии (квт*ч).
Паук – паровоз серии 9П.
Перевалка – маневровый состав, следующий из одного маневрового района в другой или через парк в противоположную горловину.
Передняя топка – дымовая коробка котла.
Переходник – переходная площадка из вагона в вагон.
Пингвины, путевые люди – локомотивщики о путейцах.
Площадка – пассажирский остановочный пункт.
Плясать – часто срываться на боксование.
Победа – паровозы серии П36.
Подгон – электропоезд, следующий по графику без пассажиров и остановок на промежуточных станциях.
Под горой – значит в сортировочном (подгорочном) парке.
Подкидывать – то же, что и «набираться».
Подковать (колёса) – допустить образования ползунов.
Поезд на гору – поезд назначения в сортировку.
Поехать в обгон – переместиться в противоположный конец станции, употребляется в отношении одиночных локомотивов, отцепившихся от прибывших на станцию поездов.
Поить – доливать воду в тепловоз.
Положить солдата – допустить срабатывание реле перегрузки ТЭД электровоза.
Полосатики – семейство вагонов моделей 81-717 (81-714).
Помазать машину – произвести осмотр и смазку экипажа и парораспределительного механизма.
Помогало – помощник машиниста.
Помогать – запускать дизель на тепловозе при неработающем ускорителе пуска объединённого регулятора путём ручного нажатия на привод реек ТНВД.
Помогать – включаться в тягу (при следовании нескольких локомотивов в поезде).
Понедельник – самая тяжёлая кувалда.
Понятно – универсальный железнодорожный ответ при служебных переговорах, что-то вроде американского «О, кей», произносится даже в тех случаях, когда говорящему решительно ничего не понятно.
Посадить козла – неумелое отопление паровоза, приведшее к зашлоковыванию колосниковой решётки и как следствие этого – прекращение горения.
Привязать к столбу – запитать от внешнего источника.
Прикурить – запустить дизель от другого тепловоза.
Прогар – неравномерное расположение горящего топлива по колосниковой решётке.
Прогревальщик – машинист или помощник машиниста, следящий за находящимися в депо рабочими локомотивами в отсутствии на них локомотивных бригад.
Прокурор – локомотивный скоростемер.
Пузырь – локомотив, следующий «резервом», т.е. без вагонов; идти пузырём – вести состав порожних вагонов.
Пульман – длиннобазый цельнометаллический вагон для перевозки легковесных грузов.
Пута – путеизмеритель.
Разбериха, разборка – поезд, подлежащий расформированию на данной станции (характерно для промежуточных станций).
Разборка – поезд, поступающий в формирование.
Растянуться – остановиться с тяжеловесным поездом на подъёме, ввиду невозможности его преодолеть.
Резак – то же, что и «пузырь».
Реф – АРВ.
Рогатка – реверсивная рукоятка.
Рубка – (от радиорубка) рабочее купе начальника поезда, оборудованное радиосвязью с машинистом и системой радиовещания типа «Рейс».
Руль – реверсивная рукоятка.
Рундук – ящик под нижней полкой для ручной клади пассажиров.
Ружьё – реверсивная рукоятка электропоезда ЭР2.
Рыба – два параллельных пути, сходящихся по концам в один и предназначенных для обгонки маневрового локомотива вокруг состава.
Рыба – паровоз серии Р.
Рыжий – вспомогательный локомотив.
Танк – все маневровые и промышленные танк-паровозы.
Тарзан – короткий пригородный электропоезд.
Тарзан – паровозы серии ИС, так как они работали в те времена, когда по экранам страны шли в кинотеатре эти американские фильмы, а сами паровозы были чёрные как гориллы.
Телевизор – глазок в двери кабины электропоезда, выходящий в салон.
Телевизор – табло световой сигнализации на людиновских тепловозах.
Телевизор – локомотивный светофор.
Трамвай – рабочий поезд. Состоит из электровоза и одного классного вагона, курсирует два раза в сутки. Термин переходной, ранее им обозначался электровоз, развозящий локомотивные бригады, путейцев, связистов. Ранее трамвай курсировал каждые два часа. Название, видимо, дано за частые остановки (в каждой горловине, у каждого поста).
Трамвай – электропоезд.
Трёхгранник (трёхгранка) – вид вагонных ключей.
Тройка – тепловоз серии ТЭ3.
Труба с небом разговаривает – чёткий выхлоп отработанного пара из паровой машины и увлекаемого им потока горячих газов из топки в дымовую трубу паровоза, идущего на открытом регуляторе.
Тупоголовая – электропоезд с новой кабиной.
Тэпка – тепловоз ТЭП60.
Угра – уровень головки рельса (от УГР).
Узелок – узловой локомотив.
Узловики – локомотивные бригады грузового движения, работающие с вывозными поездами на железнодорожном узле.
УКБМ (прибор бдительности) – Ускорение Кончины Бедного Машиниста.
Управа – управление железной дороги.
Упустить воду – допустить понижение уровня воды в котле ниже допустимого уровня.
Устроить баню – перегреть дизель, выбросить воду.
Утка – тепловоз 2ТЭ10УТ.
Утюг – название электровоза у тепловозных бригад, утюги – тепловозники об электровозниках.
Уши – воздухозаборники либо козырьки над ними на тепловозах многих серий.
Ушка – тепловоз 2ТЭ10У.
Фантомас – тепловоз 2ТЭ116.
Федя, федюк, феликс – паровозы серии ФД.
Фишка – штепсельный разъём.
Хапнуть – провести тёжеловесный или длинносоставный поезд.
Хозяйка – локомотив на манёврах при депо.
Хозяйка – все маневровые и промышленные танк-паровозы.
Холодильник, холодилка – охлаждающее устройство тепловоза.
Холодный (локомотив) – находящийся в нерабочем состоянии.
Цапля – паровоз серии Ц.
Центра – неисправность в виде большой разницы в высоте осей автосцепок соседних вагонов поезда.
Чебурашка – электровоз ЧС2.
Челенджер – электровоз ВЛ23.
Червонец – тепловоз ТЭ10.
Черепаха – паровоз серии Ч.
Чех – любой локомотив чехословацкого производства, чаще всего электровоз серии ЧС. Термин распространён на всей сети.
Чеэнка – паровоз серии ЧН.
Чмошник, чмуха – тепловоз ЧМЭ3.
ЧМЭ3 – чумовоз.
Шар – паровоз серии ША.
Шестёрка – тепловоз серии ТГМ6А.
Шило – откидное сидение в кабине, на котором сидят как на шиле.
Штаны – расхождение путей в стороны при подходе к большому мосту. «В штанах» – значит между разошедшимися путями.
Штаны – деталь впускной системы тепловоза ТЭМ7.
Шпион – локомотивный скоростемер.
Шура – паровоз серии Ш.
Щепка – паровоз серии ЩП.
Щука – паровоз серии Щ.
Эверластик – спускной кран ГР.
Электросекция – электропоезд или просто секция.
Элка – паровозы серии Л.
Элька – паровоз серии ЛП.
Эмка – паровоз серии ЭМ.
Эрка – послевоенные паровозы Эр, строившиеся в Румынии, Чехословакии.
Эска – паровоз серии С.
Эховские – паровозы серии Э всех индексов кроме послевоенных Эр. Редко делились на «эушки» Эу, «эмки» Эм и т. д.
Эшак – паровоз серии ЭШ.
Юбка – часть кузова локомотива или вагона, расположенные ниже уровня пола или рамы (в зависимости от конструкции).
Яма – смотровая канава в депо или на ПТО.
Яшка – паровоз серии Я.