Что такое парсуна определение кратко
Парсуна
Парсу́на (искажённое лат. persona — «личность», «особа») — ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи.
Первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, искажение слова «персона», которым в XVII веке назывались светские портреты.
Содержание
Термин
Характеристика
Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и формирования новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции.
Русской парсуне близки произведения украинской, белорусской, польской, литовской портретной живописи XIV—XVII веков, часто также относимые к парсунным.
В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие определить изображённого.
На сегодняшний день парсуну по изображённым на них персоналиям и техники живописи, можно разделить на следующие категории:
Парсуна
(искажение слова «персона», от лат. persona — личность, лицо), условное наименование произведений русской портретной живописи XVII в. Первые парсуны, изображавшие реальных исторических лиц, ни техникой исполнения, ни образной системой фактически не отличались от произведений иконописи (парсуна царя Фёдора Ивановича, первая половина XVII в., РИМ). Во второй половине XVII в. развитие парсуны шло по 2 направлениям. Первому было присуще ещё большее усиление иконного начала: черты реального персонажа как бы растворялись в идеальной схеме лика его святого патрона (парсуна царя Фёдора Алексеевича, 1868, ГИМ). Представители второго направления, не без влияния работавших в России иностранных художников, искусства Украины и Литвы, постепенно усваивали приёмы западно- европейской живописи, стремились к передаче индивидуальных особенностей модели, объёмности форм; вместе с тем сохранялись традиционную застылость поз и условность трактовки одеяний (парсуна Г. П. Годунова, 1686, ГИМ). Во второй половине XVII в. парсуны иногда писали на холсте масляными красками, порой с натуры. Как правило, парсуны создавались живописцами Оружейной палаты — С. Ф. Ушаковым, И. Максимовым, И. А. Безминым, Г. Одольским, М. И. Чоглоковым и др. Иногда термин парсуна распространяется на аналогичные явления в живописи Украины и Белоруссии.
«Г. П. Годунов». 1686. Исторический музей. Москва.
Литература: Е. С. Овчинникова, Портрет в русском искусстве XVII века, М., 1955.
Парсуна
«Г. П. Годунов». 1686. Исторический музей. Москва.
Литература: Е. С. Овчинникова, Портрет в русском искусстве XVII века, М., 1955.
(от лат. persona – личность, лицо), переходная между иконой и светским произведением форма портрета, возникшая в русском искусстве в эпоху Средневековья (17 в.). Первые парсуны создавались в технике иконописи. Один из самых ранних – надгробный портрет князя М. В. Скопина-Шуйского (первая треть 17 в.), помещавшийся на саркофаге князя в Архангельском соборе Московского Кремля. Большинство парсун создавались живописцами Оружейной палаты (С. Ф. Ушаковым, И. Максимовым, И. А. Безминым, В. Познанским, Г. Одольским, М. И. Чоглоковым и др.), а также западноевропейскими мастерами, работавшими в России. Парсуна представляла собой, по словам Ушакова, «жизнь памяти, память о тех, кто когда-то жил, свидетельство прошедших времён, проповедь добродетели, выражение могущества, оживление умерших, хвалы и славы бессмертие, возбуждение живых к подражанию, напоминание о прошедших подвигах».
«Князь А. Б. Репнин». Парсуна. Вторая пол. 17 в.
Во второй пол. 17 в. парсуна переживает расцвет, что было связано со всё более активным проникновением в Россию элементов западноевропейской культуры и обострившимся интересом к конкретной человеческой личности. Кон. 17 в. – время наибольшего распространения боярско-княжеского портрета. Внушительность образов, декоративность изобразительного языка парсуны соответствовали пышному характеру придворной культуры этого времени. Портреты стольников Г. П. Годунова (1686) и В. Ф. Люткина (1697) написаны «с живства» (с натуры). Застылость поз, плоскостность цвета, декоративное узорочье одежд в парсунных изображениях этого времени подчас сочетаются с острым психологизмом («Князь А. Б. Репнин»).
«Князь М. В. Скопин-Шуйский». Парсуна. Первая треть 17 в. Государственная Третьяковская галерея. Москва
В эпоху петровских реформ парсуна теряет своё доминирующее значение. Однако, будучи оттеснённой с передовых позиций, она ещё целое столетие продолжает существовать в русском искусстве, постепенно отходя в провинциальные пласты художественной культуры. Отголоски традиций парсуны продолжали ощущаться в творчестве крупных русских портретистов 18 в. (И. Н. Никитина, И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова).
Парсуна как художественное явление существовала не только в русской культуре, но и на Украине, в Польше, Болгарии, в странах Ближнего Востока, обладая в каждом регионе своими особенностями.
Полезное
Смотреть что такое «Парсуна» в других словарях:
парсуна — см. портрет Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. парсуна сущ., кол во синонимов: 6 • … Словарь синонимов
ПАРСУНА — (искажение слова персона ) условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи кон. 16 17 вв., сочетающих приемы иконописи с реалистической образной трактовкой … Большой Энциклопедический словарь
Парсуна — Богдан Салтанов. Алексей Михайлович в «большом наряде» (1682,ГИМ) … Википедия
Парсуна — (искажение слова «персона», от лат. persona личность, лицо) произведение русской портретной живописи 17 в. Первые П. ни техникой исполнения, ни образным строем фактически не отличаются от произведений иконописи (См. Иконопись) (П. царя… … Большая советская энциклопедия
парсуна — (искажение слова «персона»), условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи конца XVI XVII вв., сочетающих приёмы иконописи с реалистической образной трактовкой. * * * ПАРСУНА ПАРСУНА (искажение слова… … Энциклопедический словарь
Парсуна — ж. устар. Произведение русской станковой портретной живописи конца XVI XVII вв. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
парсуна — парсуна, парсуны, парсуны, парсун, парсуне, парсунам, парсуну, парсуны, парсуной, парсуною, парсунами, парсуне, парсунах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
парсуна — парс уна, ы … Русский орфографический словарь
парсуна — (1 ж); мн. парсу/ны, Р. парсу/н … Орфографический словарь русского языка
Парадные портреты или что такое парсуна.
С древних времен человечество старалось запечатлеть собственные мысли и переживания. Прошло не одно тысячелетие, прежде чем наскальная живопись превратилась в картины. В Средние века художники изображали в основном лики святых. Лишь с конца шестнадцатого столетия на смену иконописи пришли портреты. На них изображали реальных людей, правда, основное внимание уделяли не лицу, а сопутствующим элементам. Подобный тип искусства носит название парсуна. Живопись получила широкое распространение в России, Беларуси и на Украине.
Парсуна – что это такое?
Данный тип художественного искусства получил название от искаженного латинского слова persona («личность»). Именно этот термин использовали в Европе для обозначения портретных изображений. Парсуна – это обобщенное наименование произведений живописцев из России, Украины и Беларуси, созданных в конце шестнадцатого века.
Картины чудесным образом сочетали в себе иконопись и реалистичную трактовку. Данный жанр живописи считается примитивным, но пользовался большой популярностью на Руси. Парсуна – это синоним понятия «портрет», независимо от техники, стиля и времени написания картины.
Возникновение термина
В 1851 году выпущено издание «Древности Российского государства», в котором содержались многочисленные иллюстрации. Над четвертым разделом книги трудился Снегирев И. М., автор попытался объединить имеющиеся данные по истории русского портрета. Считается, что именно он впервые использовал термин «парсуна».
Как научное определение слово получило распространение во второй половине двадцатого столетия. Этому способствовала публикация книги «Портрет в русском искусстве восемнадцатого века» под авторством Овчинниковой Е. С. Екатерина Сергеевна подчеркнула, что парсуна относится к ранней станковой портретной живописи конца шестнадцатого столетия.
Характерные черты жанра
Данный тип живописи появился в переходной период русской истории, когда мировоззрение людей стало претерпевать изменения, что способствовало возникновению новых идеалов в сфере художественного искусства.
Считается, что первопроходцами парсуны были живописцы Оружейной палаты: С. Ф. Ушаков, И. А. Безмин, М. И. Чоглоков и т. д. Однако в то время создатели полотна не подписывали свои произведения, по этой причине крайне сложно подтвердить или опровергнуть авторство той или иной работы.
Также на картине не указывали дату написания портрета, что составляло дополнительные трудности при установлении хронологической последовательности создания шедевров. |
Парсуна относится к портретному жанру живописи, который развился под влиянием западной школы. Манера и стиль написания полотен передается в ярких и пестрых оттенках. При этом в каждом произведении сохраняются традиции иконописи. Парсуны неоднородны в технологии и стилистике.
В большинстве случаев художники используют масляные краски для создания портрета на холсте. Сходство с реальным персонажем достаточно условно, часто применяются подписи или атрибуты, что помогает определить, кто именно изображен на картине.
Воображаемая царица
Не гнушались портретисты и созданием вымышленных картин. В императорском дворце было принято украшать стены многочисленными изображениями предков. Если никто доподлинно не знал, как выглядела прапрапрапрабабушка, то живописец просто придумывал ее образ и переносил на холст.
Например, на портрете Софьи, размещенном в Эрмитаже, изображена юная барышня в мантии из горностая. Однако во времена ее правления подобные одеяния не носили даже знатные дамы. На другом холсте Софья Алексеевна предстает в овальном медальоне, помещенном на груди двуглавого орла. Царевна изображена в короне, со скипетром и державой, хотя она не была коронована.
Исследователи живописи считают, что образ регентши воссоздавали с гравюры Леонтия Тарасевича. А царская атрибутика все лишь художественная фантазия автора. В вещах, не соответствующих эпохе, изображали не только сестру Петра 1. В шикарную мантию нарядили и царицу Евдокию Стрешневу, вторую супругу Михаила Федоровича.
Ее прическу венчает драгоценный головной убор, напоминающий по внешнему виду тиару Папы Римского. Возможно, в реальности его вовсе не существовало. Ведь в старинных летописях встречается описание лишь одного женского венца, ставшего подарком Ирине Годуновой от патриарха из Константинополя Еремея II. |
Чтобы упорядочить произведения парсуны, искусствоведы выделили ряд категории портретной живописи тех времен. В основе классификации лежит техника написания и центральные герои картины:
Отдельное внимание хочется уделить последнему типу портретной живописи. На полотне живописец изображал святых. Для написания картины применялись масляные краски. Техника исполнений икон максимально приближена к европейской классике.
«Парсунные иконы» относят к переходному периоду художественного искусства. Выделяют две техники масляной живописи, которые в то время использовали для изображения ликов святых:
Заключение
Живописный жанр парсуна досконально не изучен. Культурологам предстоит сделать немало открытий в данной области, чтобы до конца понять очарование светских портретов. Художники минимум внимания уделяли лицу изображаемого человека, в приоритет ставилась его поза, богатые аксессуары. Парсуна гармонично объединяет традиции древнерусской живописи и западноевропейских светских картин.
Из видеоролика вы узнаете интересные факты о русской портретной живописи.
Значение слова «парсуна»
Первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, искажение слова «персона», которым в XVII веке назывались светские портреты.
парсу́на
1. искусств. живоп. ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова батист (существительное):
Синонимы к слову «парсуна»
Предложения со словом «парсуна»
Понятия со словом «парсуна»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «парсуна»
На парсунах изображали царей, князей, военачальников, церковных иерархов.
Многие портреты, созданные в первой половине века, по своим художественным особенностям всё ещё напоминали парсуну.
Основными документами для изучения русских костюмов допетровского времени служат гравюры европейских путешественников – Олеария, Бургмайера, Вечеллио, Герберштейна, а также многочисленные парсуны более позднего периода.