Что такое партер в футболе
Значение слова «партер»
2. Открытая часть парка или сада, украшенная газонами, цветниками, фонтанами и т. п., обычно расположенная на плоской местности.
3. Спорт. Положение, когда борец лежит на ковре или, стоя на коленях, опирается на ковер руками. Схватка шла под несмолкаемые аплодисменты. Прием следовал за приемом, борцы поочередно оказывались в партере. Нагибин, Далеко от войны.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Партер (борьба) — борьба в положении лёжа, сидя или стоя на коленях.
Партер (парк) — открытая часть сада или парка (в регулярном парке — участки правильной формы, в пейзажном — в виде лужаек) с газонами, цветниками, водоемами, бордюрами из кустарника; часто украшается скульптурой, фонтанами.
Партер (театр) — плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.
ПАРТЕ’Р [тэ], а, мн. нет, м. [фр. parterre, букв. на земле] (театр.). 1. Нижний этаж зрительного зала с местами для публики на пространстве от сцены или от оркестра до противоположной стены или до амфитеатра. Место в партере. В пятом ряду партера. 2. В прежнее время — задняя половина этого пространства, за креслами, где публика смотрела представление стоя (устар.). Ложи блещут; партер и кресла — всё кипит. Пушкин. || перен., собир. Зрители, занимающие эти места (устар.). Пьеса освистана партером.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
парте́р
1. театр. нижний этаж зрительного зала с местами для публики
2. спец. открытая часть парка или сада, украшенная газонами, цветниками, фонтанами и т. п., обычно расположенная на плоской местности
3. спорт. в борьбе — положение, когда борец лежит на ковре или, стоя на коленях, опирается на ковер руками
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова днестровский (прилагательное):
Из какой области слово «партер»?
Слово «партер» только одним толкованием объяснить не получится. Обратившись за помощь ко многим словарям, сразу станет ясно, что искусство и театр – далеко не единственные правообладатели этого слова.
Слово «партер» уникально ещё и в том, что оно очень часто включается в экзаменационные варианты задания для учащихся школы. Составители многих контрольно-измерительных материалов предлагают экзаменующимся поставить ударение в слове «партер».
Возникает вопрос: почему архитекторы и спортсмены претендуют на слово «партер»? Может быть, пора обратиться к истории возникновения этого слова?
Театр в Безансоне, Франция, в котором впервые в партере установили стационарные кресла для зрителей / art-portal.tilda.ws
История происхождения
В театре Древнего Рима для сенаторов выделялась специальная скамья для просмотра представления. Эта скамья и явилась родоначальницей партера. 17 век впервые создал специальное ярусное театральное здание. Партер стал современнее, но изначально он не имел мест для сидения зрителей, такие люди были низшего сословия и смотрели всё, что происходило на сцене, стоя.
Дроллинг Мишель Мартен Выдающийся французский архитектор Клод Николя Леду (1790 год), который впервые спроектировал партер с креслами для зрителей для театра в Безансоне / art-portal.tilda.ws
В 18 веке в партере места для сидения появились в театрах Англии. Лавки подставлялись по мере накопления зала. Встроенные ряды появились гораздо позже.
Сейчас места расположены рядами. Ряды повышаются от первых мест около сцены по направлению к амфитеатру. Между рядами имеются проходы, чтобы можно было выйти из партера.
Партер в самом распространённом, театральном значении этого слова / fotostrana.ru
Словари и значения слова «партер»
Партер имеет несколько значений. В этом можно убедиться, изучив несколько словарей. Приведём несколько примеров, чтоб читатели имели возможность убедиться в многозначности этого слова.
Владимир Иванович Даль составил «Толковый словарь живого великорусского языка», поэтому главному собирателю слов можно доверять. А Даль сначала выделяет партер так:
“… низ, пол театра для зрителей, позади кресел”.
В переносном значении учёный относил к партеру непосредственно самих зрителей. Составитель словаря слышал и другое значение партера: это цветник или грядки для цветов в саду,
«…часть сада или парка с газонами, цветниками, водоемами, бордюрами из кустарника; часто украшается скульптурой, фонтанами».
Д. Ушаков, Ожегов С. И. Шведова и Ефремова высказывали аналогичное толкование для слова «партер», но Ожегов указал на произношение этого слова с таким звуком: [тэ]. Т. Ф. Ефремова указала ещё одно значение:
«Положение борца в спортивной борьбе, он на ковре стоит на коленях, опираясь о ковер руками».
Как связаны литература и «партер»?
Писатели и поэты, которых по праву считают классиками, очень внимательно следили за новыми словами и их значениями, а потом смело использовали их в своих произведениях. Знаток русской лексики Александр Пушкин считал своим долгом в романе – энциклопедии русской жизни «Евгении Онегине» использовать лексику, пришедшую к нам из других языков:
Партер и кресла, всё кипит».
За ним последовали Лев Толстой, Александр Куприн и другие известные всем авторы. У Толстого мы встречаем упоминание о партере во втором томе «Войны и мира»:
«Все в партере захлопали руками и закричали браво»
и в «Анне Карениной»:
«Вронский вошел в середину партера и, остановившись, стал оглядываться».
Гиляровский подтвердил театральность значения слова в произведении «Люди театра»:
«Mать мою и сестер — ведь я первейший придворный актер у нас считался — в партер усадили в углу, на скамейке вместе с семьями камердинера и дворецкого».
Эту же нить прослеживал и Александр Иванович Куприн:
«Но вот в партере закричал какой-то ребенок».
Судя по литературным и историческим источникам, можно сделать один, но конкретный и самый правильный вывод. Слово «партер» имеет большее право считаться театральным термином. Оно имело прямое отношение к рассадке зрителей в театре.
Что такое партер и сколько у него значений?
Что означает слово «партер»? Толкование этого слова носит многозначный характер. Это места для зрителей в театральном зале в виде рядов кресел, расположенных параллельно сцене. Это термин, используемый в ландшафтном дизайне. И это переход схватки из вертикального положения в положение лежа или на коленях. Все значения этого слова более подробно рассмотрены в статье.
Театральный партер
Что такое партер в театре? Значение этого слова в контексте театральной тематики означает месторасположение кресел зрительского зала. Партер берет свое начало от оркестровой ямы либо сцены и упирается в противоположную стену. Места в партере по степени комфорта могут немного уступать местам в ложах. Но их неоспоримым преимуществом является то, что, находясь недалеко от сцены, зритель может более емко и полно воспринимать театральную постановку, ему становятся доступнее все эмоции, излучаемые актерами.
История возникновения театрального партера
Сады и парки
Что такое партер в ландшафтной сфере? Для понимания паркового партера следует рассмотреть изображения парков при дворцах французских королей (например, возле Лувра). Толкование слову «партер» в контексте ландшафтного дизайна можно дать такое. Это открытая часть сада или парка.
Композиция паркового партера поражает своим великолепием: красивая форма деревьев и кустов, необычные клумбы, идеально вписанные в визуальный ряд скульптуры и фонтаны, причудливые узоры дорожек.
Если рассматривать регулярные парки, то отличительной чертой такого партера будет геометрия и симметричность. Строгость, выверенность пропорций и фигур – вот основные признаки партера регулярного парка. Его очень часто называют французским. Ярким примером такого парка являются сады Петергофа. Иногда регулярный парк именуют геометрическим. Центром регулярного парка практически всегда бывает сооружение, такое как дом, усадьба, дворец. Дорожки в регулярном парке иногда усыпают разноцветным гравием. Отдельно стоит отметить роль газона и цветников в парковом партере. Газон призван оттенять колорит цветников, а цветники, в свою очередь, рассаживаются по строгому рисунку, переплетаясь в витиеватые узоры.
В пейзажных парках большое внимание уделяется композиции из клумб, дорожек, лужаек и водоемов. Нередко в партере пейзажных парков используются декоративные кустарники. Пейзажные парки более стихийны. В пейзажных парках не всегда хватает симметрии, но зато неожиданные изгибы дорожек и естественные водоемы доставляют такое же эстетическое удовольствие, как и созерцание «правильности» регулярного парка. Наглядным примером пейзажного парка является Центральный парк в Нью-Йорке. У каждого вида парка есть свои сторонники. Нельзя сказать, что существует в чистом виде какой-то из видов парка. Но регулярный парк более подвержен влиянию человека.
Партер – спортивный термин
Все значения слова «партер»
Подводя итог вышесказанному, мы видим, что это слово имеет несколько значений. Итак, что такое партер? Это слово, как отмечалось ранее, имеет французское происхождение – par terre – что дословно означает «на земле». Все три значения слова так или иначе связаны с соприкосновением с землей. Согласно фонетике французского языка, ударение в слове «партер» падает на последний слог. Перенос этого слова в русский язык не изменил постановку ударения. Наиболее известным является партер в театральной тематике. Значение партера в регулярном или пейзажном парке используется преимущественно в профессиональной речи.
ПАРТЕР
Полезное
Смотреть что такое «ПАРТЕР» в других словарях:
партер — а, м. parterre m. 1. В театре стоячие места перед сценой, предназначенные для зрителей низших классов в 16 17 вв. СИС 1985. Партер. Палата та, где играют оперы, разделена на три части. Вошедши дверьми к передней стене, сделан феатр, или место, на … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ПАРТЕР — (французское parterre: par по, terre земля), 1) в театре плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены. Партер, окруженный ярусами лож, впервые появился в Англии и Италии в начале 17 в. Первоначально… … Современная энциклопедия
ПАРТЕР — [тэ], партера, мн. нет, муж. (франц. parterre, букв. на земле) (театр.). 1. Нижний этаж зрительного зала с местами для публики на пространстве от сцены или от оркестра до противоположной стены или до амфитеатра. Место в партере. В пятом ряду… … Толковый словарь Ушакова
ПАРТЕР — муж., франц. низ, пол театра, для зрителей, позади кресел; | самые зрители, тут находящиеся. Партер шумит и хлопает. Партерный билет. | Цветник, гряды или круги и разводы цветные в саду. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
партер д’о — * parterre d eau. Водный партер. Утром сделал удачный этюд у Латоны (солнце) и, несмотря на усталость, дневной этюд у parterre d eau также удался. А. Н. Бенуа Дн. 1905 г. // НН 2001 58 124 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
партер — (неправильно партер). Произносится [партэр] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
партер — 1. Часть зрительного зала перед сценой, где размещаются ряды зрительских мест 1. первого уровня 2. В садово парковом искусстве – открытая часть сада или парка, расположенная на плоской местности и оформленная газонами, цветниками, водоёмами … Справочник технического переводчика
Партер — (французское parterre: par по, terre земля), 1) в театре плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены. Партер, окруженный ярусами лож, впервые появился в Англии и Италии в начале 17 в. Первоначально… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ПАРТЕР — (франц. parterre) 1) плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.2) Открытая часть сада или парка (в регулярном парке участки правильной формы, в пейзажном в виде лужаек) с газонами, цветниками, водоемами,… … Большой Энциклопедический словарь
ПАРТЕР — [тэ ], а, муж. 1. Нижний этаж зрительного зала (плоскость пола) с местами для зрителей. Билет в п. Кресла в партере. 2. Плоская открытая часть сада, парка с газонами, цветниками (спец.). Цветочный п. | прил. партерный, ая, ое. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова
Партер (борьба)
Парте́р (фр. parterre — на земле) — термин, использующийся в разных видах борьбы, который означает борьбу, когда один из борцов находится в положении лёжа (на боку, на спине, на груди), стоит на коленях, находится положении мост или полумост. Положение партера может дополнительно определяться как высокий партер (на коленях) и низкий партер (лёжа)
К некоторым национальным видам борьбы, таким как сумо, чидаоба, куреш и другим, термин не применяется, поскольку борьба в них ведётся только в стойке (например, до касания борцовского ковра любой частью тела, кроме ступней, до падения борца на спину и т. п.). В тех видах борьбы где борьба лёжа разрешена, она регулируется различными правилами при использовании разной техники. Борьба в партере в спортивной борьбе и в смешанных боевых искусствах также отличается.
Борьба в партере является гораздо более энергозатратной борьбой, нежели борьба в стойке. [1]
Содержание
Партер в греко-римской и вольной борьбе
Борьба в партере в греко-римской и вольной борьбе является равноправной частью схватки, наряду с борьбой в стойке. Положение партера в этих видах борьбы фиксируется по так называемому «правилу трёх точек» — у одного из борцов три точки находятся в контакте с ковром: две руки и одно колено или два колена и одна рука.
В подавляющем большинстве случаев в этих видах борьбы попадание борцов в партер сопряжено с тем, что один из борцов получает баллы за приём. В партере, как и в стойке, главной целью борца остаётся туше, то есть такое положение противника, когда борец прижимает соперника обеими лопатками к ковру достаточное для констатации арбитром время. При этом положение остальных частей тела значения не имеет: главное, чтобы обе лопатки борца одновременно касались ковра в течение короткого времени.
Техника борьбы включает в себя различные захваты и освобождения от них, приемы нападения, защит и контрприёмов. Чаще всего в партере применяются перевороты противника на спину (скручиванием, забеганием, переходом, перекатом прогибом, накатом и разгибанием) и броски противника на спину накатом, наклоном, прогибом и через спину. Также имеется ряд приёмов, связанных с вставанием из положения партера в стойку, с выходом нижнего борца наверх, уходы с моста и дожимы противника, находящегося в критическом положении. [2]
В ходе борьбы в партере оцениваются разннообразные технические действия, включая броски. В частности, таковыми являются:
В греко-римской и вольной борьбе отличают верхнего и нижнего борца, чьи действия в партере регламентируются с некоторой разницей. Так, нижний борец в любой момент времени может, оказывая сопротивление верхнему, подняться в стойку. Верхний же борец не имеет права сам прерывать борьбу в партере и просить о продолжении борьбы в стойке. Однако это правило легко обходится тем, что судья после разумного срока, отведённого верхнему борцу на атаку, останавливает её в партере и переводит в стойку, в том случае, если верхний борец не может выполнить атакующих действий.
В греко-римской борьбе, в отличие от вольной, в партере, как и в стойке, запрещены захваты ниже пояса, а также действия ногами
Партер в дзюдо
Положение партера в дзюдо называется нэ-вадза. В партере применяется техника катамэ-вадза, или техника обездвиживания, включающая в себя удержания (осаэкоми вадза), удушающие приёмы (симэ вадза), болевые приёмы (кансэцу вадза ). В тренировках, для отработки техники, существуют схватки, начинающиеся не в стойках, а на коленях. Под партером обычно понимается ситуация, когда оба из борцов касаются одним из колен татами. В таком случае, проведённые приёмы, относящиеся к технике борьбы в стойке, не оцениваются. Техника нэ-вадза может применяться и в том случае, когда один из борцов поднимается на ноги (для проведения переворота, перехода на болевой приём и т.п.)
Каждое из указанных действий оценивается: правильно проведённые удушающие и болевые приёмы, которые приводят к сдаче противника (или остановке приёма судьёй), оцениваются как чистая победа (иппон). Удержание, то есть контроль борца, касающегося татами спиной, обеими или одной лопаткой, находящегося на мосту, при условии что ноги атакующего не контролируются защищающимся, оценивается в зависимости от продолжительности: 25 секунд — чистая победа (иппон), 20-24 секунды — ваза-ари, до 20 секунд — юко. Какие-либо иные действия, проведённые в партере (перевороты, броски), отдельно не оцениваются.
Борьба в партере по правилам дзюдо может быть начата в определённых случаях, а именно:
Борьба в партере ведётся только до тех пор пока имеется активность, то есть усматривается очевидное продолжение действия. Борьба в партере прекращается арбитром когда один из борцов встаёт на ноги и его соперник находится у него на спине или когда один из борцов встаёт на ноги, отрывая от татами соперника, который до этого лежал на спине и обвивает ногами любую часть тела борца. Борьба в партере в любой момент может быть прекращена одним из борцов без наказания. Как правило, это делает борец оказавшийся сверху (например потому, что более уверенно чувствует себя в стойке и отходит, не мешая подняться противнику). Борец, находящийся снизу тоже может подняться в стойку, если преодолеет сопротивление соперника. [3]
Партер в самбо
В самбо могут быть проведены болевые приёмы на руку или ногу в виде перегибания (рычаг), вращения в суставе (узел), ущемления сухожилий или мышц (ущемление). На проведение болевого приёма отводится 60 секунд с начала его проведения. Атакуемый должен находиться в положении лёжа, и если во время проведения приёма он поднимается в стойку (в случае проведения болевого на руку, с отрывом атакующего от ковра), проведение болевого прекращается судьёй. Болевой приём приводит к чистой победе в схватке.
Удержание в самбо представляет собой положение, когда один из борцов удерживает соперника на спине, прижимая его своим туловищем. В отличие от дзюдо, при этом не имеет значения контроль ног со стороны атакуемого. Удержание оценивается: 20 секунд в 4 балла, более 10 секунд, но менее 20 — в 2 балла. При этом в течение одной схватки набранные баллы за удержание в сумме не могут превышать 4 баллов.
В боевом самбо имеются некоторые особенности борьбы в партере. Так, разрешены удушающие приёмы, а проведение болевого приёма, в случае выхода атакуемого в стойку, не прекращается. [5]