Что такое партитура чтения

Партитура текста. Партитура текста (теория). Выразительное чтение стихов дошкольникам. Партитура текста

Выразительное чтение стихов дошкольникам.

Как выразительно прочитать стихотворение дошкольникам. Или мы еще говорит с интонацией. Что же такое интонация, какие понятия она в себя включает?

Интонация – это сложный комплекс совместно действующих элементов (компонентов) звучащей речи

Голос – звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха. В голосе различают силу, высоту, полѐтность, гибкость, тембр. Сила голоса – его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации, одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо. Высота голоса – его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3–4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее. Полетность голоса – это его способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости. Подвижностью (гибкостью) голоса принято называть его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в нижних (трахея, бронхи) и верхних резонаторах (полость рта и полость носа). Под дикцией понимают ясное, чистое, чѐткое, правильное произношение всех звуков родного языка, слов, фраз в целом. Работа над дикцией включает в себя развитие подвижности губ, языка, мягкого нѐба, нижней челюсти.

Темп речи является действенным средством ее художественной выразительности. Подобно другим приемам художественного исполнения темп речи зависит от содержания произведения. Различают быстрый темп речи, умеренный, медленный и прерывистый.

Ритм — закономерное повторение соизмеримых, чувственно ощутимых единиц. В широком смысле ритм присущ целому ряду природных (морские волны) и неприродных (стук маятника) явлений, человеческому организму (ритмично дыхание, работа сердца, кровообращение). В основе ритмической организации человеческой речи лежит естественный, первичный ритм, характеризующий человеческое дыхание. Единицей речевого ритма выступают слово или группа слов, отграниченных от последующих при помощи интервала — сильной паузы — и соизмеряющиеся с другими единицами благодаря повторению однородных словесно–звуковых особенностей. Наиболее ощутимо ритм выражается в стихотворной речи, представляющей собой чередование ударных и безударных слогов в определенном порядке, через определенные промежутки времени. Ритмов в классическом стихосложении пять. Их передают стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, анапест и амфибрахий. Распространенные размеры в детской поэзии – ямб (более спокойное содержание стихотворений) и хорей (соответствует бодрому, жизнерадостному настроению текста). 3. Мелодика речи. Движение голоса по звукам разной высоты составляет мелодику речи. По направлению движения голоса различают несколько мелодических форм: полная форма включает повышение, кульминационный пункт и понижение («Наша семья жила на окраине города»); нисходящая форма – с понижением голоса к концу («Как ветви к солнцу поднялись!»); восходящая форма – с повышением голоса к концу («Значит, вечером собрание кружка?»); монотонная – с незначительными повышениями и понижениями голоса («За открытыми окнами не было видно звезд.»).

Под интонацией понимают звуковой рисунок образов художественного произведения; совокупность громкости, тона, мелодики, темпа и ритма речи.

Главных интонаций четыре:повествовательная, перечислительная, вопросительная, восклицательная (при подготовке текста к чтению вслух помогают авторские знаки препинания). Повествовательная интонация характеризуется заметным понижением тона последнего слога, которому предшествует легкое повышение тона на одном из предыдущих слогов. Самый высокий тон называется интонационной вершиной, самый низкий — интонационным понижением. В простой несложной повествовательной фразе обычно бывает одна интонационная вершина и одно интонационное понижение. Вопросительная интонация бывает двух основных типов: а) в тех случаях, когда вопрос касается всего высказывания, наблюдается повышение тона на последнем слоге вопросительной фразы; б) вопросительная интонация характеризуется особо высоким произношением того слова, к которому преимущественно относится вопрос. В восклицательной интонации различают собственно восклицательную интонацию, характеризующуюся более высоким, чем при повествовании, но более низким, чем при вопросе, произнесением важнейшего слова, и интонацию побудительную с многочисленными градациями, от просьбы и побуждения до решительного приказания. Перечислительная интонация, передающая следование одного действия за другим, отличается “подскоком” на перечисляемом слове. Перечисление завершается резким понижением тона, что графически обозначено точкой. Звучащая речь содержит многочисленные оттенки интонаций (капризные, тоскливые, просительные, требовательные, ласковые, игривые и т.п.), содействующих выражению эмоций говорящего.

Составление партитуры (схемы) чтения текста.

Подготовка к выразительному чтению произведения:

познакомиться с произведением, вникнуть в содержание, уяснить тему, представить действующих лиц, события, причинно–следственные связи между ними;

установить подтекст произведения, уяснить идею, замысел автора;

продумать способы исполнения.

Партитура – своеобразный нотный стан, в котором специфическими знаками записано звучание всего произведения. Создать партитуру – значит зафиксировать художественную перспективу исполнения, т.е. отобрать и распределить на протяжении всего материала выразительные средства речи, соблюдая определенную последовательность. Последовательность составления партитуры 1. Отметить логические центры текста графическими знаками (одной, двумя, тремя горизонтальными черточками, не забывая о том, что логика фразы определяется логической перспективой произведения).

Для примера возьмем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус».

Первое, что наметим в нем – это логические центры:

Белеет парус одинокий В тумане моря голубом…

«Парус» – главное слово в строках. Он – действующее лицо (Так надо «пройтись» по всему тексту).

Определить мелодию фразы. В повествовательном предложении восходяще–нисходящая линия звучания ( / \).

/ \ Белеет парус одинокий В тумане моря голубом! / \

3.Наметить места пауз в тексте:

еще более длительная – тремя |||

Обозначить изменение темпо–ритма речи, значки ставятся слево или справо от текста, как Вам удобно. Темп речи обозначается:

Определить основной тон исполнения. Словесное действие чтеца может протекать в лирическом, драматическом, трагическом, комедийном, сатирическом, лирико – романтическом и т.д. тонах. Основной тон позволяет держать слушателей в едином душевном состоянии.

Отметить многообразие тембральных оттенков в звучании чтеца с помощью слов, которые отражают либо характер звучания голоса (легко, тяжело, мягко и т. д.), либо эмоции (ласково, гневно, нежно и т. д.). Для обозначения тембров можно использовать слова, значение которых связано с представлением о разных свойствах предметов, не имеющих отношения к звуку: бархатный, жесткий, металлический, мягкий и т. д

Рекомендации при работе над текстом

Каждая фраза в речи несёт своё содержание, имеет определённый смысл, ради которого она произносится. Найти этот смысл – значит выяснить, какие слова являются главными, т.е. найти логический центр. В разговорной речи мы не думаем о выделении тех или иных слов, это делается бессознательно. Но когда мы сталкиваемся с устной передачей стихотворного текста, то здесь, для выразительного чтения, нужно ещё определить слова, несущие в строчке основную нагрузку. При определении логической структуры текста большими помощниками являются знаки препинания. Наиболее часто встречающийся знак препинания – запятая. Она диктует передышку, небольшую остановку, но говорит о том, что мысль не окончена, что надо ждать её продолжения. В устной передаче голос перед запятой несколько повышается, ибо понижение голоса создаст впечатление законченности мысли и таким образом оторвёт следующую часть фразы от предыдущей, исказив смысл.

Точка тоже диктует остановку, но так как точка обозначает окончание мысли, то и остановка должна быть более длительной, чем на запятой, а чтобы передать законченность мысли, голос перед точкой при чтении должен упасть вниз. Глубина падения голоса перед точкой не всегда одинакова. В начале текста, когда рядом стоит близкая по мысли фраза, голос падает меньше, чем при точке, завершающей определенный комплекс мыслей. Наиболее сильное падение голоса перед точкой необходимо в конце всего текста. Этот глубокий интервал дает представление о полном завершении прочитанного.

Двоеточие также предусматривает понижение тона. В этом случае интонация означает, что внимание должно быть сосредоточено на последующих словах.

Для обозначения недосказанной или прерванной мысли грамматика предлагает другой знак препинания – многоточие. При чтении перед многоточием голос или повышается, или слегка понижается. Интервал должен создать впечатление незавершеннос-ти. При вопросительном знаке вопрос будет звучать только тогда, когда голос на ударном слоге вопросительного слова повысится. Иначе фраза прозвучит не вопросительно, а утвердительно. Восклицательный знак, выражающий какое-либо чувство, имеет соответствующую интонацию, окрашенную этим чувством: восторг, радость, удивление, досаду. При этом голос повышается, и сила тона увеличивается. Тире, заменяющее отсутствующее слово, требует остановки как бы для мысленного произнесения этого слова и повышения голоса. Точка с запятой как знак, стоящий между самостоятельными предложениями, но близкими по содержанию, указывает на остановку и снижение голоса, приближающееся к снижению голоса при точке. В кавычки, обыкновенно, берутся цитаты, прямая речь, всевозможные названия, слова и выражения, наделённые особым смыслом и требующие выделения в тексте. Они не должны сливаться с остальным текстом и поэтому произносятся с изменением темпа, силы или высоты голоса. В скобки, как правило, ставятся пояснительные слова и выражения, выпадающие из синтаксической структуры, но дополняющие и уточняющие основную мысль. Они должны произноситься легче, чем остальные слова, как бы между прочим, для того, чтобы не прервать течения основной мысли.

Знаки препинания необходимо хорошо усвоить, но это не значит, что при чтении им надо следовать безоговорочно. В звучащей речи часто требуется отклонения от грамматических норм. Например, запятая не принимается во внимание при обращении, стоящем в середине или в конце предложения.

Логическая и психологическая паузы

Выразительность чтения зависит не только от ударных слов, выделяемых голосом. Своё влияние на эмоциональность чтения оказывают и паузы. Они бывают смысловыми, т.е. логическими и паузы, диктуемые чувством т.е. психологическими. Логические паузы могут быть разной длительности: от мгновенной, которая делается перед словом для его выделения, до продолжительной, отделяющей смысловые части фразы. Наблюдения над живой речью позволили составить несколько правил, помогающих определить места логических пауз. Они делаются:

1) после подлежащего, которое несёт в себе логическое ударение:

2) после подлежащего, когда оно выражено двумя или несколькими словами

Источник

Что такое партитура чтения. Смотреть фото Что такое партитура чтения. Смотреть картинку Что такое партитура чтения. Картинка про Что такое партитура чтения. Фото Что такое партитура чтения

Что такое партитура чтения. Смотреть фото Что такое партитура чтения. Смотреть картинку Что такое партитура чтения. Картинка про Что такое партитура чтения. Фото Что такое партитура чтения

Ближайшие тренинги

Новости синтона

Что такое партитура чтения. Смотреть фото Что такое партитура чтения. Смотреть картинку Что такое партитура чтения. Картинка про Что такое партитура чтения. Фото Что такое партитура чтения

Новое на сайте

Подпишитесь
на нашу рассылку!

Учись быть внимательнымЧто такое партитура чтения. Смотреть фото Что такое партитура чтения. Смотреть картинку Что такое партитура чтения. Картинка про Что такое партитура чтения. Фото Что такое партитура чтения

Что такое партитура чтения. Смотреть фото Что такое партитура чтения. Смотреть картинку Что такое партитура чтения. Картинка про Что такое партитура чтения. Фото Что такое партитура чтения

Упражнение 7-5. Чтение в режиме «Ультра-рапид». Подберите, пожалуйста, книгу научно-популярного характера. Примерный объем книги 130—150 страниц, или 300000 знаков. Ориентировочное время на прочтение книги 20 мин.

Прочитайте книгу в режиме «Ультра-рапид».

БЕСЕДА ВОСЬМАЯ. ПАРТИТУРНОЕ ЧТЕНИЕГениальность и внимание

Психологи определяют гениальность как наивысшую степень проявления творческих сил человека. Гений в процессе своей деятельности создает качественно новые, уникальные творения, открывает ранее не изведанные пути творчества.

История воззрения на природу гениальности связана с развитием понимания специфики творческого процесса как особого вида деятельности. Еще со времен античности гениальность рассматривается как иррациональный, т. е. не связанный с работой разума, вид деятельности. Действительно, такие явления, как вдохновение и озарение, составляют главную основу творческого процесса гениальной личности.

Со времен эпохи Возрождения получил распространение культ гения как творческой индивидуальности, достигший апогея в эпоху романтизма, и только в XIX—XX вв. получают развитие психологические и социологические исследования различных аспектов гениальности и творчества.

Именно в результате этих исследований была установлена главная особенность деятельности гениальных людей — их умение быть всегда внимательными. Можно позавидовать гениальным людям, у которых внимание организовано, если так можно сказать, стихийно, на генетическом уровне. В них заложена такая программа: всегда быть внимательным. И они в течение всей своей жизни доказывают, что действительно умеют управлять своим вниманием. Почему гений успевает сделать очень много и все, что он делает, всегда гениально? Почему? Да потому, что в отличие от простых людей, обладающих средней возможностью внимания, гений всегда занимается в режиме непроизвольного внимания. В единицу времени он успевает сделать значительно больше, чем все остальные. За счет чего? Прежде всего за счет внимания.

Значит, чем больше мы тренируем свое внимание, чем более внимательными мы становимся, тем более мы приближаемся к уровню гениальности.

Считается, что на земном шаре гениев всего 1 %. Способных людей—90%. Большинство людей—это способные люди, которые могут работать над совершенствованием своего интеллекта. И главная задача в решении этой проблемы — научиться управлять своим вниманием. Весь комплекс наших упражнений рассчитан именно на это.

Что такое партитурное чтение? Напомним: партитура — это нотная запись музыкального произведения. Как же происходит чтение партитуры? Нам знаком этот процесс, поскольку мы много работаем с композитором Михаилом Экимяном. Ему достаточно бросить взгляд на нотную тетрадь, где записано его произведение, чтобы через пять минут исполнить его. Вот так возникла идея партитурного чтения. Оно близко к нашей идее симультанного опознания. Практически то, что мы ранее тренировали,— это не что иное, как подходы к организации партитурного чтения.

смысловой партитуры фрагмента текста

Алгоритм восприятия смысловой партитуры фрагмента текста представлен на рисунке 24. Этот алгоритм предполагает осмысление процесса восприятия текста в виде его объемно-образного представления. Работать над развитием невербального, образного мышления мы начали еще в программе «Доминанта 2000 года», затем продолжали эту работу в программе «Сатори».

Итак, в разбираемом алгоритме выделяется ряд аспектов. Мы уже говорили в наших прежних программах об идее многократного чтения текста, которая была предложена выдающимися библиографами в XIX в. Каждый текст читается трояким образом. Первый раз — читать и не понимать. Второй раз — читать и понимать, что написано. Третий раз — читать и понимать то, что не написано, т. е. как бы подтекст.

Есть произведения, тексты которых целиком построены именно на выявлении подтекста или как бы второго слоя. Например, такое выражение: «Масло уже заготовлено. Скоро наступит конец». Что означает эта фраза? Ну, да совершенно верно «Мастер и Маргарита». Герой попал под трамвай и погиб. Почему он попал под трамвай? Аннушка разлила масло, он поскользнулся, попал под трамвай. Это хрестоматийный факт. Вот почему, когда говорят эту фразу, все смеются, понимая подспудный ее смысл, что, естественно, вызывает удивление у тех, кто не знаком со знаменитым произведением М. А. Булгакова.

Наша русская классическая литература отличается богатством внутреннего содержания. Многоаспектность содержания может быть выявлена только в процессе сложного логико-семантического анализа. Предлагаемый алгоритм как раз и решает такую задачу.

Первый аспект — референтно-коммуникативный. Что означает референтный? Реферат — это обзор, а коммуникация — это путь сообщения, т. е. речь идет о пути считывания, начале восприятия текста.

Третий аспект — лексика и грамматика. Мы с вами уже много говорили о том, что живость языка определяется словарным запасом, которым располагает тот или иной писатель. Разнообразие лексического состава и является отличительной особенностью хороших текстов. Грамматика не имеет для нас столь существенного значения. Мы с вами знаем, что очень много текстов построено с нарушениями грамматики, что не мешает опознавать смысл.

Четвертый аспект — эмоционально-экспрессивный, имеет чрезвычайно важноезначение. Тексты, построенные однообразно, монотонно, нудно, не воспринимаются, читаются медленно. И это имеет отношение не только к текстам художественным. Любые тексты, и учебные прежде всего, должны читаться с интересом. Мы готовим сейчас новое, более занимательное издание учебника «Учитесь быстро читать», стараясь, чтобы его тексты не только были познавательными, но и способствовали эмоциональной разрядке.

И наконец, последний, завершающий блок — смысл подтекста, т.е. то многообразие второго плана, которое всегда имеет хороший текст. Итак, мы выявили пять блоков алгоритма смысловой партитуры текста (см. рис. 24). Причем они распределены не только по вертикали, но и по горизонтали. Одновременно идет обработка текста и первого блока, и пятого, и четвертого, и третьего. В середине алгоритма — второй блок.

Мы предлагаем вам сейчас просто зафиксировать названия его блоков и поразмышлять. Не утруждайте себя сейчас попыткой формального приложения алгоритма к чтению конкретных текстов. Читая тексты, постоянно представляйте себе, говорите себе: вот здесь есть каждый из этих аспектов. Придет время, и алгоритм «заработает». Так же как и многие другие алгоритмы программы «Ультра-рапид», он должен быть на сознательном уровне усвоен, а затем как бы отодвинут для применения впоследствии на подсознательном уровне.

Что такое партитура чтения. Смотреть фото Что такое партитура чтения. Смотреть картинку Что такое партитура чтения. Картинка про Что такое партитура чтения. Фото Что такое партитура чтения

Рис. 24. Алгоритм смысловой партитуры фрагмента текста

Упражнение 8-1. Определение коэффициента внимания. Прочитайте текст № 8 за 3 мин (приложение 3) и ответьте на три вопроса (приложение 4). Если вы правильно сможете ответить на все вопросы, то коэффициент внимания у вас будет равен 1,0, на два—0,8, на один—0,6.

Упражнение 8-2. Развитие внимания.

Декомпозиция фрагмента текста по партитуре смысла. Дан исходный текст песни «Перекати-поле».

по полю Цыганская бричка

пылит. Цветастая юбка

в оборках, И сердце в груди не болит.

перекати-поле,Воля, вольная воля. Под вечер кибитка

спускалась К реке, что сверкала

вдали. По полю, по полю,

по полю Лошадки цыганские шли. Припев.

Старинная звонкая песня Куда-то с собою зовет.

по полю Цыганская бричка

плывет.Припев.Запуталось в сумерках

время, Что будет, что было

вчера.На лицах усталых

играет Веселое пламя костра.Припев.

Необходимо, выбрав любой фрагмент песни, разложить его на партитурные элементы смыслов в соответствии с приведенными выше алгоритмами (алгоритм восприятия смысловой партитуры фрагмента текста).

Упражнение 8-3. Практические занятия.

1. Разверните мысленно эту ленту, и на каждой ее стороне вы прочтете по одному афоризму знаменитого французского острослова Франсуа де Ларошфуко (рис. 25).

2. Задание: заменяя каждый раз только одну из пяти букв,

постройте цепочку слов, которая превратит «шпагу» в «спорт» (рис. 26). Что такое партитура чтения. Смотреть фото Что такое партитура чтения. Смотреть картинку Что такое партитура чтения. Картинка про Что такое партитура чтения. Фото Что такое партитура чтенияЧто такое партитура чтения. Смотреть фото Что такое партитура чтения. Смотреть картинку Что такое партитура чтения. Картинка про Что такое партитура чтения. Фото Что такое партитура чтения

Рис. 25. Практическое задание Рис. 26. Практическое заданиеРешение задач смотрите в приложении 5

Упражнение 8-4. Чтение в режиме «Ультра-рапид». Подберите книгу научно-популярного характера. Примерный объем книги 130—150 страниц, или 300000 знаков. Ориентировочное время на чтение книги 20 мин. Прочитайте книгу в режиме «Ультра-рапид». Напоминаем, что, если у вас возникнут какие-либо сомнения, обращайтесь к упражнению 1-4.

БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ. ВИДЕОТРЕНИНГ РЕФЛЕКСА СОСРЕДОТОЧЕНИЯ

Что такое видеотренинг?

Выполняя упражнения и задания программы «Ультра-рапид», вы не только тренируете внимание.

Напоминаем вам, что мы решаем комплексную задачу воздействия на три фактора нашего организма: физический, эмоциональный и интеллектуальный. Мы надеемся, что вы уже почувствовали те благоприятные изменения, которые произошли в вашем здоровье, в вашем самочувствии, в вашем интеллектуальном развитии и, конечно, в эмоциональном. Мы надеемся, что вы научились более качественно управлять своим вниманием. Вы почувствовали прирост биоэнергетики, возможность управлять своим биоэнергетическим потенциалом. Метод психической саморегуляции лежит в основе сеанса медитации программы «Ультра-рапид».

Что же такое видеотренинг рефлекса сосредоточения? Окружающий нас мир огромен, но познаваем. И практически каждая минута нашей деятельности должна быть направлена на решение этой задачи. Нас окружает огромное количество текстов. Мы надеемся, вы понимаете, что текстом мы называем все. Не только книжные тексты, природа — это тоже текст, картина — это тоже текст. Вот почему мы обращаем ваше внимание только на три основных, по нашему мнению, текста, которые должны быть в поле вашего зрения, в поле вашего внимания постоянно, и именно эти три текста вы должны использовать для видеотренинга рефлекса сосредоточения.

Три текста видеотренинга

Текст звездного неба. Удивительная это вещь — карта звездного неба. Как удалось различным звездочетам древности прийти к единообразной трактовке контуров созвездий? Эта неразгаданная загадка ждет своего решения на протяжении многих веков.

Суть нашей методики состоит в нахождении на ночном небе тех или иных созвездий и в запоминании их расположения. Для этого совершим несколько ночных прогулок по звездному небу, чтобы потренировать свою внимательность и изучить основные созвездия.

Начнем с созвездий, которые в наших географических широтах видны в любое время года. Самое известное — Большая Медведица. Семь ее наиболее ярких звезд («ковш с ручкой») легко находит на небе каждый. Это звезды второй величины (слабее только одна верхняя левая звезда «ковша»). Кроме них, в созвездии насчитывается еще 125 звезд ярче шестой величины. Границы созвездия выходят далеко за пределы «ковша с ручкой».

Большая Медведица может служить своеобразным «учебным полигоном»: во-первых, это ориентир, позволяющий отыскивать другие созвездия; во-вторых, она наглядно демонстрирует суточное вращение небосвода и изменение вида звездного неба в течение года (рис. 27, 28). Наши далекие предки видели семь звезд Большой Медведицы в ином расположении, чем видим их мы. Пройдет еще 100 тыс. лет, и перед взором наших потомков предстанет иная картина звездного неба.

Около звезды Мицар (что в переводе с арабского означает «конь») люди с хорошим зрением видят более слабую звездочку Алькор («наездник») примерно пятой величины. Когда-то по этим звездам проверяли остроту зрения у будущих воинов. В бинокль (или телескоп) Мицар и Алькор видны очень хорошо, причем можно заметить, что у Мицара есть звезда-спутник, т. е. это двойная звезда.

Что такое партитура чтения. Смотреть фото Что такое партитура чтения. Смотреть картинку Что такое партитура чтения. Картинка про Что такое партитура чтения. Фото Что такое партитура чтения

Рис. 27. Расположение семи Рис. 28. Астроном Г. Рей соединил наиболее звезд Большой Медведицы яркие звезды Большой Медведицы так, что 100 000 лет назад (а), в насто- созвездие и в самом деле напоминает образ ящее время (6) и через поднявшего морду медведя 100000 лет (в)

Созерцание звездного неба — это не просто созерцание и еще одна очень интересная сфера познания. Это размышление, это тренировка вашего внимания и, если хотите, повышение эффективности вашего контакта с Космосом. А мы учимся работать с ним. Вглядитесь же в Космос, он несет вам энергетику, питает, насыщает вас, позволяет поддерживать здоровье и совершенствовать себя. Процесс общения с Космосом происходит непрерывно, хотя многие не замечают этого. Так воспринимайте излучение, работайте с ним. И решайте те задачи, которые стоят перед вами сегодня, для укрепления здоровья, развития своего интеллекта. Итак, видеотренинг рефлекса сосредоточения с использованием звездного неба — это задача номер один.

Следующая задача, которую мы предлагаем вам решить,— это работа с текстами наших замечательных икон. Икона, как правило, изображает духовное событие в трех измерениях: в плане, сбоку и в изометрической проекции. Движения персонажей икона показывает с помощью неестественной повернутости частей тела или глаз: один смотрит вбок, другой — на зрителя. Практикуется и показ предметов в обратной геометрической проекции. Стол, например, шире в удалении и уже впереди.

Попробуем сосредоточить свое внимание на канонической иконе Андрея Рублева «Троица». Художник создал памятник общечеловеческой значимости и непревзойденного совершенства. Воплотившая в себе канонические представления об идеальной духовной гармонии, согласии и любви, эта икона вошла в историю мировой культуры как олицетворение высоких достижений древнерусского искусства, а ее создатель удостоился сана святого и канонизирован в празднование 1000-летия принятия христианства на Руси.

Давайте более подробно познакомимся с «Троицей» Андрея

Рублева (1360—1430). Иконопись—это огромная духовная и историческая сокровищница русского народа. «Троица» Андрея Рублева — это чудо подлинного искусства и чудо художественного творчества русских иконописцев XIV—XV вв. В XIV в., когда Русь была под татаро-монгольским игом, библейская символика «Троицы» призывала наш народ на путь смирения и страдания и лишь потом, после жертвы, к радости и успокоению.

Что такое партитура чтения. Смотреть фото Что такое партитура чтения. Смотреть картинку Что такое партитура чтения. Картинка про Что такое партитура чтения. Фото Что такое партитура чтения

Рис. 29. Структурная трактовка иконы Андрея Рублева «Троица»

Эта икона была создана великим мастером иконописи Древней Руси преподобным святым Андреем Рублевым в годы его творческой зрелости. Традиционный библейский ветхозаветный сюжет иконы наполнен глубоким поэтическим и философским содержанием. Три лика Троицы — три ангела явились на Землю не только для того, чтобы возвестить патриарху Аврааму (Авраам—глава кочевого племени пастухов, жил он, по преданию, в XI в. до Рождества Христова) о чудесном рождении Сына Человеческого и Спасителя мира, Христа, но и для того, чтобы дать людям пример дружеского согласия и самопожертвования. Троица — это символ единения и умиротворения через жертву. Об этом говорят многие детали картины и вся гармоническая композиция (см. рис. 29). Символика иконы и ее иносказательный смысл были хорошо поняты современниками Андрея Рублева. Чаша, к которой протянута рука среднего ангела, отмеченного одеждой с золотым клювом на плече,— это потир — чаша жертвенной смерти, трапеза — престол, гора — это путь возвышения Духа, здание (палати) — это символ вечного и грядущего созидания и строительства, пещера—это символ жилища, дерево — дерево жизни, познания, добра и зла.

«Троица» как истинно каноническая икона олицетворяет любовь и единство, внушая людям, что истинная любовь жертвенна. Доминирующими цветами являются голубой, золотой (свет Солнца) и лиловый (печаль и скорбь). Краски иконы смиренные, положены они на доску тонко, прозрачно. Письмо ее просто, невычурно. Рублеву удалось достигнуть максимального сгустка художественной и духовной энергии. Общая успокоенность линейного и цветового ритма чувствуется во всем. Плач и смирение—главная тема русских икон, которая и в [ «Троице» нашла свое продолжение. «Будьте едины, как Бог триедин»,— говорит нам невидимый текст иконы.

Поклонение иконам на Руси связано также с восполнением психофизической потребности человека в живом нормальном общении, в чутком и внимательном отношении к нему со стороны живущих здесь и сейчас. Известны случаи чудодейственных исцелений от икон.

Мы проводили эксперимент по измерению энергетического потока, который излучают иконы. Чем более древняя икона, тем больше ее энергетический поток. Это установленный факт.Так вот, иконы несут в себе энергетический заряд. Мы уже говорили вам о том, что в программе «Пятый путь», посвященной анализу всех религий, мы специально рассматриваем и разбираем древнерусские иконы.

Своя икона есть у каждой церкви, своя самая почитаемая, и некоторые церкви так и называются по имени этой иконы Итак, тексты икон. Это еще одно средство тренировки видеотренинга рефлекса сосредоточения.

И наконец, третье, на что мы хотели обратить ваше внимание,— это очень простая, наверное, самая простая из всех тренировок, которую можно придумать себе,— чтение книги природы. Когда впервые весной мы попадаем на природу, то радуемся как дети, но мы не умеем изучать, смотреть, познавать природу. А есть люди, которые знают ее в совершенстве. Это, конечно, охотники, люди, которые всю жизнь живут в тайге, например знаменитый Дерсу Узала и многие другие герои, описанные Арсеньевым в его замечательных произведениях. Ведь они,взглянув на тропинку, могут рассказать вам о том, что здесь происходило неделю назад.

А вас никогда не занимало, почему совсем близко в траве и далеко на открытой опушке подосиновик видится подосиновиком, а мухомор — мухомором? Почему лошадь в любом ракурсе представляется лошадью и ничем иным? Между тем это свойство человеческого зрения давно уже не дает покоя ученым. Они назвали такую способность глаза и мозга инвариантностью.

Постоянство восприятия картины мира мы ощущаем как одинаковость предметов, словно имеющих один и тот же размер, хотя расстояния до них бывают разные, а следовательно, и геометрические проекции этих предметов на сетчатке оказываются различными. А вот мозг нормализует, стандартизирует зрительный образ. В этом суть чтения книги Природы: человек в эволюции отобрал лишь главное, что помогло ему выжить на Земле.

Правильно говорят психологи: мы смотрим, но не видим. Поэтому простое всматривание в окружающую нас природу и представляет собой еще один способ, который можно назвать видеотренингом рефлекса сосредоточения.

Итак, давайте продолжать наши тренировки. Они очень просты и доступны. Нужно сделать только шаг, только шаг для того, чтобы внимательно посмотреть и провести мгновенный анализ. Самое замечательное в этих упражнениях то, что, пытаясь как бы сознательно вглядываться, мы тренируем подсознательные возможности своего восприятия и те механизмы мозговых процессов, которые управляют явлением непроизвольного внимания.

Повышение эффективности непроизвольных механизмов нашего внимания происходит тогда, когда внимание организуется само собой, без всяких усилий. И оно само подсказывает вам, что нужно увидеть, на чем сосредоточиться. Это состояние придет в том случае, если вы будете ставить перед собой такую задачу.

Упражнение 9-1. Определение коэффициента внимания. Прочитайте тест № 9 за 2,5 мин (приложение 3) и ответьте на три вопроса (приложение 4).

Если вы правильно сможете ответить на все три вопроса, то коэффициент внимания у вас будет равен 1,0, на два — 0,8, на один — 0,6.

Упражнение 9-2. Развитие внимания.

1. Развитие зрения с помощью светоразгружающих панелей. Известно, что пороговая чувствительность нашего глаза меняется (снижается или увеличивается) по многим причинам. Близкие предметы, в окружении которых мы живем, способствуют ослаблению силы взгляда, поэтому, находясь на лоне природы, старайтесь смотреть на отдаленные предметы, а для тренировки глазных мышц рекомендуется водить глазами вверх, вниз, в стороны, «рисуя» при этом взглядом разные фигуры (на стене, на небосводе).

Полезно также развивать зрение, рассматривая полоски цветной бумаги чистых тонов, а затем зрительно воспроизводить их с закрытыми глазами в своем воображении. После фиксирования взгляда на цветной полоске посмотрите на белую стену, а потом на следующую полоску.

Особенно резкие сдвиги в чувствительности глаза наблюдаются при более или менее длительном представлении светящихся предметов и темноты. Расширение зрачков происходит при воображении маленького предмета. Эти приемы тренируют глазные мышцы. Однако при признаках глаукомы следует избегать чередования представлений света и темноты.

2. Тем, кто по каким-либо причинам не может по ночам рассматривать созвездия, рекомендуем тренировать рефлекс сосредоточения в состоянии медитации. Вот, например, упражнение «Огненный цветок».

Сядьте на колени, на пятки, руки на бедрах ладонями вверх. Позвоночник прямой. Закройте глаза и сосредоточьте взгляд на межбровной точке. Дышите через нос — плавно и ровно, как можно медленнее и как можно глубже, но без напряжения. После того, как установится ритм дыхания, говорите про себя следующее:

Потоки энергии свободно входят в меня через распустившийся цветок и пронизывают все тело! Чистая лучистая энергия вымывает из меня всю грязь! Все мои проблемы, болезни и недомогания вытесняются чистым потоком вниз и выходят из моих стоп наружу. Закончив процесс очищения своего тела и сознания, я направляю свои чистые мысли на благо всего живого, искренне желая всем избавления от грязи, порожденной эгоизмом, неведением, злобой, гордыней и завистью! Я ощущаю свою тождественность и неразделенность со всеми живыми существами и преисполняюсь глухим состраданием ко всем существам, страдающим в этом мире». Заканчивая процесс медитации в обратной последовательности, закрывайте магический цветок, опускайте огненный стебель, листья и корни в основание крестца и успокойте жар. Заниматься следует ежедневно натощак утром в хорошо проветриваемой комнате и вечером перед сном.

3. Регулярно раз в месяц вечером зарисовывайте положение «ковша с ручкой» относительно горизонта. Вы убедитесь, что весной «ручка» указывает на восток, летом — на юг, зимой — на север.Проверьте остроту своего зрения: видите ли вы невооруженным глазом Алькор?

Что такое партитура чтения. Смотреть фото Что такое партитура чтения. Смотреть картинку Что такое партитура чтения. Картинка про Что такое партитура чтения. Фото Что такое партитура чтения

Рис. 30. Практическое задание

Понаблюдайте за Мицаром в бинокль, а если есть возможность, в небольшой телескоп.

Упражнение 9-3. Практические занятия.

2. Сколько у клоуна в круге букв «А» и «Т» (рис. 31)?

Решение задач смотрите в приложении 5.

Упражнение 9-4. Чтение в режиме «Ультра-рапид».

Подберите, пожалуйста, книгу научно-популярного характера Примерный объем книги 180—200 страниц, или 400 000 знаков. Ориентировочное время на чтение книги 35 мин.

Прочитайте книгу в режиме «Ультра-рапид». Напоминаем вам, что, если у вас возникнут какие-то сомнения, неясности по этому вопросу, следует обратиться к беседе 1—упражнение 1-4.

Что такое партитура чтения. Смотреть фото Что такое партитура чтения. Смотреть картинку Что такое партитура чтения. Картинка про Что такое партитура чтения. Фото Что такое партитура чтения

Рис. 31. Практическое задание

БЕСЕДА ДЕСЯТАЯ. СВЕРХВНИМАНИЕ. КАК ЕГО ТРЕНИРОВАТЬ

Учись быть внимательным

Наша заключительная десятая беседа посвящена организации процессов сверхвнимания. Предлагаем вам небольшой отрывок из книги популярного американского писателя:

«Эх, Арчи, Арчи! Столько лет я тебя учу быть наблюдательным. Ты распустился. Недавно мистер Кремер показывал нам список имен на листке бумаги. Седьмым по счету шел Бэйрд Арчер.

. С тех пор прошло полтора месяца, а я и взглянул-то на этот список одним глазком. Вы, правда, тоже, но ведь вы — это вы».( Рекc Стаут. Убийство из-за книги.—М.: СП Интеграф Сервис», 1992.)

Так пререкались знаменитый детектив Ниро Вульф и его помощник Арчи Гудвин. Такой сверхвнимательности, какая у Ниро Вульфа, можно только позавидовать. Правда?!

Как и во всех предыдущих наших программах, в наших беседах мы предлагали вам определенные упражнения, обширный инструментарий. Это не просто разговоры и размышления, призывающие вас к каким-то умственным действиям, а конкретные упражнения, задача которых формировать в себе измененное состояние сознания. Сегодня это средство выживания в любых стрессовых ситуациях.

Наша беседа подводит итог вашей работе в течение многих недель. Давайте вспомним важнейшие упражнения, которые вы выполнили за это время.

Методы и средства психофизиологического воздействия, используемые в программе «Ультра-рапид»

Измененное состояние сознания Медитация на мантре «СО ХУМ» Медитация на пламени свечи Биолокационный эффект Пранаяма

Открытие третьего глаза Использование медитативной фразы:

«Внимание, интеллект, сверхбыстрое чтение»

Развитие интеллекта Работа с таблицами Андреева — Шульте Чтение в режиме «Ультра-рапид» познавательных книг и брошюр

Управление эмоциональным состоянием, физическое развитие

Йоговские упражнения — асаны

Дыхательные упражнения — пранаяма

Самомассаж биологически активных зон

Средства психической саморегуляции

Начиная с первой программы «Доминанта 2000 года», мы предлагаем вам различные средства психической саморегуляции. В программе «Ультра-рапид» они подкрепляются еще более эффективными, еще более мощными средствами. Какие они?

Первое — медитация на мантре «СО—ХУМ». Это замечательная мантра! Она дает возможность использовать звуковые вибрации, управлять внутренним состоянием. Медитация на мантре «СО—ХУМ» представляет собой способ так называемой динамической медитации, которая дает возможность реализовать процесс медитативного погружения в любой ситуации: на транспорте, во время беседы, во время слушания доклада или сообщения, везде и всюду, всегда вы можете научиться входить в медитативное состояние.

Следующее средство — медитация на пламени свечи. Огонь, пламя свечи — это очищающее пламя. Не случайно многие религии мира и наше православие используют культ свечей. Цвет свечи имеет глубокую физиологическую основу. Очень хорошо, если ваша свеча куплена в церкви. Это тоже имеет значение.

Мы используем с вами также биолокационный эффект — рамку биолокации. Как только вы берете в руки рамку, вы сразу чувствуете, что действительно та энергетика, то биополе, о котором многие говорят, есть, вы научились чувствовать его, особенно те, кто много работал.

Большое значение в нашей программе занимает пранаяма. Что такое прана? Это жизненная энергия, которая пронизывает Космос. Надо научиться получать эту энергию. «Гамма» дыхательных упражнений решает эту задачу.

И наконец, медитативная фраза. Она очень простая: «Внимание, интеллект, сверхбыстрое чтение». Эта фраза должна произноситься вами ежедневно. Она тоже помогает решению этой задачи.

Все, что мы с вами рассмотрели,— это процесс введения в измененное состояние, т.е. управление своим эмоциональным состоянием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *