Что такое партитура стихотворения
Партитура текста. Партитура текста (теория). Выразительное чтение стихов дошкольникам. Партитура текста
Выразительное чтение стихов дошкольникам.
Как выразительно прочитать стихотворение дошкольникам. Или мы еще говорит с интонацией. Что же такое интонация, какие понятия она в себя включает?
Интонация – это сложный комплекс совместно действующих элементов (компонентов) звучащей речи
Голос – звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха. В голосе различают силу, высоту, полѐтность, гибкость, тембр. Сила голоса – его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации, одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо. Высота голоса – его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3–4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее. Полетность голоса – это его способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости. Подвижностью (гибкостью) голоса принято называть его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в нижних (трахея, бронхи) и верхних резонаторах (полость рта и полость носа). Под дикцией понимают ясное, чистое, чѐткое, правильное произношение всех звуков родного языка, слов, фраз в целом. Работа над дикцией включает в себя развитие подвижности губ, языка, мягкого нѐба, нижней челюсти.
Темп речи является действенным средством ее художественной выразительности. Подобно другим приемам художественного исполнения темп речи зависит от содержания произведения. Различают быстрый темп речи, умеренный, медленный и прерывистый.
Ритм — закономерное повторение соизмеримых, чувственно ощутимых единиц. В широком смысле ритм присущ целому ряду природных (морские волны) и неприродных (стук маятника) явлений, человеческому организму (ритмично дыхание, работа сердца, кровообращение). В основе ритмической организации человеческой речи лежит естественный, первичный ритм, характеризующий человеческое дыхание. Единицей речевого ритма выступают слово или группа слов, отграниченных от последующих при помощи интервала — сильной паузы — и соизмеряющиеся с другими единицами благодаря повторению однородных словесно–звуковых особенностей. Наиболее ощутимо ритм выражается в стихотворной речи, представляющей собой чередование ударных и безударных слогов в определенном порядке, через определенные промежутки времени. Ритмов в классическом стихосложении пять. Их передают стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, анапест и амфибрахий. Распространенные размеры в детской поэзии – ямб (более спокойное содержание стихотворений) и хорей (соответствует бодрому, жизнерадостному настроению текста). 3. Мелодика речи. Движение голоса по звукам разной высоты составляет мелодику речи. По направлению движения голоса различают несколько мелодических форм: полная форма включает повышение, кульминационный пункт и понижение («Наша семья жила на окраине города»); нисходящая форма – с понижением голоса к концу («Как ветви к солнцу поднялись!»); восходящая форма – с повышением голоса к концу («Значит, вечером собрание кружка?»); монотонная – с незначительными повышениями и понижениями голоса («За открытыми окнами не было видно звезд.»).
Под интонацией понимают звуковой рисунок образов художественного произведения; совокупность громкости, тона, мелодики, темпа и ритма речи.
Главных интонаций четыре:повествовательная, перечислительная, вопросительная, восклицательная (при подготовке текста к чтению вслух помогают авторские знаки препинания). Повествовательная интонация характеризуется заметным понижением тона последнего слога, которому предшествует легкое повышение тона на одном из предыдущих слогов. Самый высокий тон называется интонационной вершиной, самый низкий — интонационным понижением. В простой несложной повествовательной фразе обычно бывает одна интонационная вершина и одно интонационное понижение. Вопросительная интонация бывает двух основных типов: а) в тех случаях, когда вопрос касается всего высказывания, наблюдается повышение тона на последнем слоге вопросительной фразы; б) вопросительная интонация характеризуется особо высоким произношением того слова, к которому преимущественно относится вопрос. В восклицательной интонации различают собственно восклицательную интонацию, характеризующуюся более высоким, чем при повествовании, но более низким, чем при вопросе, произнесением важнейшего слова, и интонацию побудительную с многочисленными градациями, от просьбы и побуждения до решительного приказания. Перечислительная интонация, передающая следование одного действия за другим, отличается “подскоком” на перечисляемом слове. Перечисление завершается резким понижением тона, что графически обозначено точкой. Звучащая речь содержит многочисленные оттенки интонаций (капризные, тоскливые, просительные, требовательные, ласковые, игривые и т.п.), содействующих выражению эмоций говорящего.
Составление партитуры (схемы) чтения текста.
Подготовка к выразительному чтению произведения:
познакомиться с произведением, вникнуть в содержание, уяснить тему, представить действующих лиц, события, причинно–следственные связи между ними;
установить подтекст произведения, уяснить идею, замысел автора;
продумать способы исполнения.
Партитура – своеобразный нотный стан, в котором специфическими знаками записано звучание всего произведения. Создать партитуру – значит зафиксировать художественную перспективу исполнения, т.е. отобрать и распределить на протяжении всего материала выразительные средства речи, соблюдая определенную последовательность. Последовательность составления партитуры 1. Отметить логические центры текста графическими знаками (одной, двумя, тремя горизонтальными черточками, не забывая о том, что логика фразы определяется логической перспективой произведения).
Для примера возьмем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус».
Первое, что наметим в нем – это логические центры:
Белеет парус одинокий В тумане моря голубом…
«Парус» – главное слово в строках. Он – действующее лицо (Так надо «пройтись» по всему тексту).
Определить мелодию фразы. В повествовательном предложении восходяще–нисходящая линия звучания ( / \).
/ \ Белеет парус одинокий В тумане моря голубом! / \
3.Наметить места пауз в тексте:
еще более длительная – тремя |||
Обозначить изменение темпо–ритма речи, значки ставятся слево или справо от текста, как Вам удобно. Темп речи обозначается:
Определить основной тон исполнения. Словесное действие чтеца может протекать в лирическом, драматическом, трагическом, комедийном, сатирическом, лирико – романтическом и т.д. тонах. Основной тон позволяет держать слушателей в едином душевном состоянии.
Отметить многообразие тембральных оттенков в звучании чтеца с помощью слов, которые отражают либо характер звучания голоса (легко, тяжело, мягко и т. д.), либо эмоции (ласково, гневно, нежно и т. д.). Для обозначения тембров можно использовать слова, значение которых связано с представлением о разных свойствах предметов, не имеющих отношения к звуку: бархатный, жесткий, металлический, мягкий и т. д
Рекомендации при работе над текстом
Каждая фраза в речи несёт своё содержание, имеет определённый смысл, ради которого она произносится. Найти этот смысл – значит выяснить, какие слова являются главными, т.е. найти логический центр. В разговорной речи мы не думаем о выделении тех или иных слов, это делается бессознательно. Но когда мы сталкиваемся с устной передачей стихотворного текста, то здесь, для выразительного чтения, нужно ещё определить слова, несущие в строчке основную нагрузку. При определении логической структуры текста большими помощниками являются знаки препинания. Наиболее часто встречающийся знак препинания – запятая. Она диктует передышку, небольшую остановку, но говорит о том, что мысль не окончена, что надо ждать её продолжения. В устной передаче голос перед запятой несколько повышается, ибо понижение голоса создаст впечатление законченности мысли и таким образом оторвёт следующую часть фразы от предыдущей, исказив смысл.
Точка тоже диктует остановку, но так как точка обозначает окончание мысли, то и остановка должна быть более длительной, чем на запятой, а чтобы передать законченность мысли, голос перед точкой при чтении должен упасть вниз. Глубина падения голоса перед точкой не всегда одинакова. В начале текста, когда рядом стоит близкая по мысли фраза, голос падает меньше, чем при точке, завершающей определенный комплекс мыслей. Наиболее сильное падение голоса перед точкой необходимо в конце всего текста. Этот глубокий интервал дает представление о полном завершении прочитанного.
Двоеточие также предусматривает понижение тона. В этом случае интонация означает, что внимание должно быть сосредоточено на последующих словах.
Для обозначения недосказанной или прерванной мысли грамматика предлагает другой знак препинания – многоточие. При чтении перед многоточием голос или повышается, или слегка понижается. Интервал должен создать впечатление незавершеннос-ти. При вопросительном знаке вопрос будет звучать только тогда, когда голос на ударном слоге вопросительного слова повысится. Иначе фраза прозвучит не вопросительно, а утвердительно. Восклицательный знак, выражающий какое-либо чувство, имеет соответствующую интонацию, окрашенную этим чувством: восторг, радость, удивление, досаду. При этом голос повышается, и сила тона увеличивается. Тире, заменяющее отсутствующее слово, требует остановки как бы для мысленного произнесения этого слова и повышения голоса. Точка с запятой как знак, стоящий между самостоятельными предложениями, но близкими по содержанию, указывает на остановку и снижение голоса, приближающееся к снижению голоса при точке. В кавычки, обыкновенно, берутся цитаты, прямая речь, всевозможные названия, слова и выражения, наделённые особым смыслом и требующие выделения в тексте. Они не должны сливаться с остальным текстом и поэтому произносятся с изменением темпа, силы или высоты голоса. В скобки, как правило, ставятся пояснительные слова и выражения, выпадающие из синтаксической структуры, но дополняющие и уточняющие основную мысль. Они должны произноситься легче, чем остальные слова, как бы между прочим, для того, чтобы не прервать течения основной мысли.
Знаки препинания необходимо хорошо усвоить, но это не значит, что при чтении им надо следовать безоговорочно. В звучащей речи часто требуется отклонения от грамматических норм. Например, запятая не принимается во внимание при обращении, стоящем в середине или в конце предложения.
Логическая и психологическая паузы
Выразительность чтения зависит не только от ударных слов, выделяемых голосом. Своё влияние на эмоциональность чтения оказывают и паузы. Они бывают смысловыми, т.е. логическими и паузы, диктуемые чувством т.е. психологическими. Логические паузы могут быть разной длительности: от мгновенной, которая делается перед словом для его выделения, до продолжительной, отделяющей смысловые части фразы. Наблюдения над живой речью позволили составить несколько правил, помогающих определить места логических пауз. Они делаются:
1) после подлежащего, которое несёт в себе логическое ударение:
2) после подлежащего, когда оно выражено двумя или несколькими словами
Мастер-класс для учителей ««Выразительное чтение. Эффективные приемы работы над поэтическими текстами».»
Выбранный для просмотра документ Мастер класс Выразительное чтение.docx
Эффективные приемы работы
над поэтическими текстами».
Учитель русского языка и чтения
Однажды правитель решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.
– Подданные мои, – обратился к ним правитель. – У меня есть для вас очень трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее.
Он подвел присутствующих к воротам с висящим на них громадным дверным замком, таких размеров замка еще никто никогда не видывал.
– Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем королевстве. Кто из вас сможет открыть его? – спросил правитель.
Одни только покачали головой. Другие стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Третьи подумали, что раз не удалось другим, то и им ничего не остается, как тоже признаться, что эта задача им не по плечу.
Лишь один из оставшихся подошел к замку. Он стал внимательно его рассматривать и ощупывать, затем пытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его.
И, о чудо, замок открылся! Он был просто не полностью защелкнут. Надо было только попытаться понять, в чем дело, и смело действовать.
Тогда правитель объявил:
– Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и на собственные силы, и не боишься сделать попытку.
Нам, учителям, работающим по ФГОС тоже необходимо набраться смелости и сделать попытку для реализации современных образовательных технологий.
Направленность современной школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литературного и нравственно-эстетического развития, формирования чтения как метапредметного умения.
«Прежде чем научиться читать
стихи вслух для других людей,
нужно научиться читать
Сегодня на мастер-классе «Выразительное чтение. Эффективные приемы работы над поэтическими текстами». Я хочу рассказать вам, как мы работает на уроке над поэтическими произведениями. Мы рассмотрим несколько этапов работы с поэтическим текстом.
«Как научиться читать стихи выразительно»
Урок с поэтическим произведением, я начинаю со слов
Поэзия – это искусство.
Поэзия звучит как музыка.
Поэзия – когда видишь прекрасное.
Поэзия это рисование словами.
И на уроках мы начинаем открывать эти грани поэзии.
В стихотворной форме обязательно нужно соблюдать правила чтения. Эти правила, мы так же повторяем на уроках.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко, говорим,
Потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем,
Звук ударный выделяем,
Потому что не спешим.
2. Первичное восприятие. (Чтение учителем или аудио или видео материал)
Поэзия как музыка. На уроке, я предлагаю ученикам прослушать стихотворение: либо я его читаю сама, либо даю прослушать аудио запись. Чтение сопровождается музыкой или определёнными звуками.
Слайд №8-9
Чтение по строфам с устным рисованием.
После самостоятельного прочтения, я предлагаю ученикам стать художниками. Прочитывая по строфам (читаем медленно с орфографическим прочтение), им предлагается словесно нарисовать картину: что будет изображено на картине, какими красками мы нарисуем, какие запахи или звуки мы можем услышать и т.д.
Практическая работа с учителями.
Они выполняют роль учеников.
Слайд №11-13
На картине я нарисую лето
Я вижу (какое?) … небо. (Голубое)
Солнце (что делает)… (Ярко светит)
Дует (какой?)… ветер (Тёплый ветер)
Какие краски мы возьмём для своей картины? (Ярко зелёный, жёлтый, голубой)
2 строфа
Как мы понимаем слова «Золотом облиты» (освещены солнечными лучами)
Кругом (какие?) … цветы и травы.(Цветы яркие, разноцветны. Травы золотистые, яркие.)
Какие краски мы возьмём для своей картины? (Ярко зелёный, жёлтый, оранжевый, синий, красный.
3 строфа
В воздухе слышно пение (кого?)…
Я думаю что на картине нарисован (кто?)….
Какие краски мы возьмём для своей картины? (Ярко зелёный, серый, коричневый, белый)
После прочтения и словесного рисования учителям предлагается выбрать соответствующие картины для каждой строфы. (Для луга даются две картины. Они должны аргументировать свой выбор.)
Средства речевой выразительности помогают достичь конечной цели чтеца.
Конечная цель чтеца – в соответствии со своей трактовкой раскрыть слушающим идейно-художественную сущность произведения, заставить их увидеть, прочувствовать и оценить изображенные в нем явления так, как видит, переживает и оценивает их он – исполнитель.
Работа над основными компонентами интонации.
Для того чтобы учащиеся сумели по-настоящему выразительно прочитать стихотворение, необходима специальная работа над средствами речевой выразительности, с помощью которых они смогут передать своё отношении и понимание, дать оценку прочитанному.
Наиболее серьёзным недочётом в практике педагогов, даже опытных, является отсутствие на уроке работы над тембром речи и расстановкой пауз и логического ударения в стихотворении. А это очень важно, так как именно на этом этапе закладываются умения выразительного чтения.
На уроках чтения я часто использую приём, который называется «Словарь настроений». Из списка слов, помещённых на доску (радостное, грустное, светлое, безмятежное, сказочное, спокойное, равнодушное, загадочное ) и т. д., дети выбирают те, которые соответствуют настроению произведения, либо их собственному настроению после чтения стихотворения. Использую «Словарь настроений» на разных этапах урока: проверки восприятия, анализа произведения, при работе над интонацией, в зависимости от конкретной задачи урока.
На каждом уроке поэтического чтения я стараюсь отрабатывать литературным произношением. Использую для этого опорную схему: Учащимся даётся два текста, один текст с орфографическим текстом т.е. текст написан с соблюдением всех орфограмм, проще говоря, без ошибок. Второй текст – с литературным произношением т.е. с ошибками.
При чтении поэтического текста необходимо соединить два вида чтения вместе. А как это сделать? Очень просто: сначала читаем так, как пишем. Почему сначала? Потому, что при орфографическом чтении слова звучат предельно четко. Такое слово легко произносится, и оно остается в памяти ребенка.
Обязательно каждую строфу читаем орфографическим и затем литературным произношение. И делаем вывод, что литературное прочтение более мелодичное и слова произносятся мягче.
Мои ученики называют эту работу составлением «партитуры стихотворения» также как и в музыке. Это трудоёмкий и длительный этап урока, но очень значимый.
Партитура текста – это своеобразная разметка речевых тактов. От правильности составления партитуры зависит и правильность чтения стихотворения.
Партитурные знаки – это пометки, определяющие паузы, ударения, повышение и понижение тона (голоса), интонационные переломы.
Разметить стихотворение этими условными знаками – значит составить партитуру стихотворения.
Для работы над тембром речи можно использовать музыкальное иллюстрирование, которое поможет ученикам уловить настроение текста, перемены, оттенки настроения, чувств, а также беседу, направленную на обсуждение эмоциональной окрашенности речи при чтении всего стихотворения и отдельных его частей. Громкое, тихое или ровное чтение.
Для работы над темпом речи использую расстановку пауз (тактовых, фразовых, психологических, межстиховых).
Для того чтобы это не вызывало затруднений у учеников, сообщаю им несколько правил расстановки пауз при чтении стихотворения :
1) в конце предложения делаем паузу подлиннее (//), внутри предложения, чаще всего там, где стоят знаки,- паузу покороче (/) ;
2) в конце каждой стихотворной строки делаем паузу: короткую(/), если нет никакого знака или же стоит запятая, тире и др. и подлиннее, если это конец предложения(//).
3) в конце строфы, при многоточии, иногда при смысловом ударении делаем паузу подлиннее. (///)
Учащиеся под руководством учителя расставляют паузы карандашом в учебнике, а затем медленно читают текст, соблюдая паузы. Особенно внимательно следует относиться к межстиховой паузе(строковая пауза), которую многие ученики, да и учителя, в своем чтении не соблюдают. Строфа в стихотворении представляет собой интонационно законченное сочетание слов, признаком этой законченности и является специальная пауза, несоблюдение которой ломает ритм стиха.
Необходимо в равной степени учитывать и закономерности стихотворной речи (ритм, рифму, особую музыкальность стиха и т. д.).
Слайд №25-29 Партитура стихотворения(пример)
Составление партитуры стихотворения
(Видео с урока. Чтение и обыгрывание поэтического текста)
Научиться читать выразительнее, чем на уроке.
Выучить наизусть, пользуясь “Памяткой”.
Выучить или читать выразительно, т.к на следующем уроке у нас будет конкурс чтецов.
Нарисовать иллюстрации к произведению.
Нарисовать иллюстрации к каждому четверостишью (устный диафильм).
Создать иллюстрации к данному стихотворению.
Подготовиться к чтению в парах (выразительно или наизусть) и т.д.
Подводя итог, хочу отметить, что целенаправленная работа над стихотворными произведениями дает свои результаты. Удивительно, но факт: интерес к чтению появляется даже у тех учеников, которые отнюдь не отличаются хорошим поведением и особым прилежанием к учебе.
Подобная работа с поэтическими текстами помогает глубже понять и осмыслить текст, пропустить его через свое «я», учит анализу художественного произведения, развивает речь учащихся и мышление; дети больше читают, что развивает их технику и выразительность чтения.
Я знаю клад. Там сундуков
С богатствами не счесть!
Из стран из всех, из всех веков
Всё лучшее в них есть.
Клад на виду, да только взять
Не просто всё – гляди:
Везде ряды замков висят
И связками ключей звеня,
Тут не помочь мечте,
Один лишь ключ, что у меня,
Бери мой ключ! С ним можешь ты