Что такое партийное государство
Государство и партии. «Партийное» государство.
Различают парламентские партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и партии, которые ставят своей задачей насильственные преобразования общественного строя, насильственный захват власти.
Организация и деятельность различных партий в историческом ракурсе оказываются весьма многообразными. Еще более многообразно и их взаимодействие с государством, его институтами.
По участию в делах государства можно различать не только парламентские, но и правящие партии, которые уже получили и осуществляют власть. Партия осуществляет власть, главным образом через «своих людей», своих членов, которых она расставляет на важнейшие государственные посты.
В некоторых обществах длительное время независимо от партийного влияния формируется и функционирует аппарат министерств, других органов управления, но руководители этих министерств, других органов управления назначаются по партийной принадлежности в зависимости от того, какая парламентская партия пришла к власти. В других обществах происходит повальная смена состава аппарата государства, если к власти приходит иная партия. В крайних случаях взаимодействие партии и государства приводит к такой политической системе, которая может быть определена как «партийное государство»: функционирует одна господствующая партия, ее идеология становится государственной идеологией, происходит сращивание партии и государственного аппарата.
Дата добавления: 2015-03-14 ; просмотров: 2398 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Государство и партии. «Партийное» государство
Различают парламентские партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и партии, которые ставят своей задачей насильственные преобразования общественного строя, насильственный захват власти.
Организация и деятельность различных партий в историческом ракурсе оказываются весьма многообразными. Еще более многообразно и их взаимодействие с государством, его институтами.
По участию в делах государства можно различать не только парламентские, но и правящие партии, которые уже получили и осуществляют власть. Партия осуществляет власть, главным образом через «своих людей», своих членов, которых она расставляет на важнейшие государственные посты.
В некоторых обществах длительное время независимо от партийного влияния формируется и функционирует аппарат министерств, других органов управления, но руководители этих министерств, других органов управления назначаются по партийной принадлежности в зависимости от того, какая парламентская партия пришла к власти. В других обществах происходит повальная смена состава аппарата государства, если к власти приходит иная партия. В крайних случаях взаимодействие партии и государства приводит к такой политической системе, которая может быть определена как «партийное государство»: функционирует одна господствующая партия, ее идеология становится государственной идеологией, происходит сращивание партии и государственного аппарата.
Партии в политической системе общества. “ Партийное ” государство.
Исторически возникновение партии относится к концу 17 – началу 18 столетий, к тому периоду, когда начали формироваться политические системы раннебуржуазных государств Западной Европы и Америки.
Либеральной трактовке партии как носительницы разделяемого той или иной группой людей общественного идеала противостоит детерминированное марксистское определение ее как выразительницы интересов определенного класса. В качестве альтернативы подходу к пониманию партии как материализованного в определенной политической организации человеческого идеала или классового интереса выступают попытки увидеть в партии общественный институт, действующий в системе государства, или структуру со специфическим механизмом ее функционирования и связей с населением, с особенностями достижения своих целей.
Структурный и институциональный подходы позволяют зафиксировать сущность, характерные черты и функции политических партий в сопоставлении с общественными движениями. В отличие от общественного движения как свободного, спонтанно возникающего и органично сходящего с арены, далеко от идеологического единства и четких организационных рамок образования, партия рассчитана на долговременность действия, обладает собственной идеологией и программой, которая декларирует цели борьбы, и средства их достижения имеет свой устав, закрепляющий принципы строения партии, права и обязанности ее членов, функции и иерархию внутрипартийных структур.
Главный видообразующий признак партии – ее нацеленность на власть. Из этого проистекают такие особенности ее функционирования, как обнародование своей позиции по отношению к существующему общественно-политическому устройству, к правящему режиму, заявка на проведение собственного политического курса или на свое место в реализации уже проводимого курса; поиск поддержки в массах, стремление привлечь на свою сторону электорат, а также попутно пополнить свои ряды новыми членами, добиться их большего сплочения; целенаправленные поиски своей политической ниши и своего места в правительственных рядах или в рядах оппозиции. Легальная партия стремится обрести свой правовой статус, без которого ей трудно выполнять главные свои функции. В числе таких функций западные политологи называют: а) электоральную; б) ориентации политических органов и контроля за ними; в) формулирования и отстаивание политических позиций; г) осуществление политической социализации граждан.
Важное значение для исследования политических партий имеет проблема их типологии. Если брать за критерий проповедуемых партией социальных ценностей и способов их внедрения в жизнь, то правомерно деление партий на традиционные (консервативные) и революционные. Специфика социальных ориентаций и политических целей дает основание для деления партий на либеральные, социал-демократические, коммунистические. Любая партия стремиться определить свое отношение к правящему режиму. И от характера ответа на этот вопрос зависит, станет ли она легальной или нелегальной (подпольной). В процессе борьбы за власть каждая из этих партий может стать правящей или оставаться оппозиционной. Для стабильных обществ переход легальных партий из оппозиционной в правящую и наоборот явление достаточно обыденное.
Некоторые партии открыто декларируют свою особую роль в руководстве обществом, (их называют авангардными партиями). Другие объявляют себя партиями парламентского типа. Для таких партий поддержка избирателей служит главным критерием эффективности избранного политического курса, их работы в массах.
З. Ньюмен различает партии сугубо утилитарной, конъюнктурной политической направленности (патронажные) и партии идеологические, для которых главное – реализация провозглашаемого ими социально-политического идеала.
М. Дюверже, беря за основу критерий партийного членства, делит партии на строго централизованные (где главное – идеология), кадровые (когда партия формируется с ориентацией на конкретного лидера) и массовые (также централизованные с приматом идеологии и значительной ролью лидеров, но с зафиксированным в уставном порядке членством).
В крайних случаях взаимодействие партии и государства приводит к такой политической системе, которая может быть определена как «партийное государство» : функционирует одна господствующая партия, ее идеология становится государственной идеологией, происходит сращивание партии и государственного аппарата. Руководитель партии превращается в фактического главу государства, важнейшие решения принимаются в партийных структурах и лишь оформляются государственными институтами. В «партийном государстве» все другие общественные организации также подпадают под партийный контроль, и политическая система становится тоталитарной системой.
Партийное государство
Механика коммунистической власти, вероятно, простейшая из возможных, доводит в результате до рафинированнейших форм угнетения и поистине чудовищной эксплуатации.
Незамысловатость этого механизма обусловлена, как известно, тем, что хребтом всей политической, хозяйственной и идеологической деятельности является единственная партия — коммунистов. Жизнь общества стоит на месте или движется, переходит на черепаший шаг или закладывает крутые виражи в зависимости от того, что делается в партийных инстанциях.
Поэтому люди в коммунистических системах очень быстро схватывают, что можно, а что нельзя. И не законы с правилами, а реальный и неписаный порядок отношений между властью и подданными становится всеобщим «руководством к действию».
Каждому ясно, что власть, вопреки законам, фактически сосредоточена в руках партийных комитетов и тайной полиции. «Руководящая роль» партии нигде не узаконена, но распространяется на все организации и любой сектор деятельности; нигде не сказано, что ее тайная полиция имеет право надзирать за гражданами, но тем не менее полиция всемогуща; ни в одном документе не записано, что суд и прокуратура подотчетны тайной полиции и партийным комитетам, но это так. И то, что это так, для большинства людей отнюдь не тайна, большинство — «в курсе». Известно, что есть что, что допустимо, а что запрещено, от кого что зависит. Вот почему люди, приспосабливаясь к атмосфере, к реальности, с любым мало-мальски важным вопросом спешат в партийные инстанции или организации под их контролем.
Управление общественными организациями и сходными с ними органами осуществляется следующим весьма несложным способом: коммунисты там составляют фракцию, которая все решения выносит с ведома вышестоящей политической инстанции. Это, конечно, лишь общая схема. На деле, если, к примеру, неким органом или общественной организацией руководит лицо, наделенное еще и партийной властью, то обращаться куда-либо по пустякам оно не станет. Кроме того, коммунисты, вжившись в систему и установленные отношения, научились сами отделять важное от незначительного, а потому и партийные инстанции «тревожат» лишь по проблемам наиболее общим, принципиального или чрезвычайного характера. Фракция существует в потенциале как отношение, где решающее слово — за партией; и в высшей степени безразлично, что думают те, кто выбирал власть или правление любой организации.
Корни методов управления и реализации партией ее власти находятся там же, где истоки коммунистического тоталитаризма и нового класса, — еще во времени, когда компартия готовила революцию. Чем, если не прежними коммунистическими фракциями, система функционирования которых разрослась, разветвилась и усовершенствовалась, является «руководящая роль» в органах власти и общественных организациях? Что, если не прежнюю теорию об авангардной роли партии в рабочем классе (с той единственно разницей, что раньше эта теория имела иное, общественное звучание), представляет собой «ведущая роль партии в построении социализма»? Тогда, до взятия власти, при помощи этой теории ковались кадры для революции и ее органов, ныне она оправдывает тоталитарное господство нового класса. Одно вытекает из другого. Есть, правда, и разница. То, прежнее — революция, ее формы, — было и неизбежностью, и даже потребностью части общества, которую невозможно было остановить в стремлении к техническому и экономическому прогрессу.
Коммунистическое хозяйничанье государственной машиной осуществляется двояко. Первого способа — функционального — мы выше коснулись. Принципиально и потенциально он — основной. Но на практике чаще используют второй способ, состоящий в том, что определенные властные функции недоступны никому, кроме членов партии. Это относится к службам, ключевым при всякой власти, а уж при коммунистической особенно: полиции, прежде всего тайной, дипломатии и офицерскому корпусу, где в первую голову выделяются разведывательная и политическая функции. Судопроизводство между тем коммунисты с особой тщательностью контролируют только в его высших эшелонах: подчиненное партийным и полицейским учреждениям, оно, как правило, хуже оплачивается и потому менее привлекательно для коммунистов. Общая тенденция тут — сделать и эту сферу привилегией членов партии, а с тем и повысить привилегированность тех, кто ей служит. Тогда контроль за судопроизводством не только упростился бы, но и практически совсем исчез: такой суд судил бы исключительно исходя из общей линии партии, то есть — «в духе социализма».
Только в коммунистическом государстве целый ряд (перечисленных и прочих) фракций закреплен за членами партии. Коммунистическая власть, хотя и классовая по содержанию, по форме — партийная власть, коммунистическая армия — партийная армия, государство — партийное государство. А если совсем точно, то коммунисты склонны считать государство и армию исключительно орудием собственной политики.
Исключительное, хотя и неписаное право членов партии быть полицейскими, офицерами в армии, дипломатами и так далее, то есть зарезервированное за ними одними право вершить реальную власть, не только породило слой избранных, особо привилегированных бюрократов, но и упростило властно-управленческую механику. Партийная фракция таким путем расширилась, охватив в той или иной мере всех, кто принадлежит к упомянутым службам. В результате эти последние фактически превратились в один из секторов партийной работы, а фракция — исчезла.
Поэтому в коммунистических системах и нет принципиального различия между упомянутыми службами и партийными организациями, что прежде всего касается партии и тайной полиции. Партия и полиция теснейшим образом переплетены в повседневной деятельности, разница между ними в конечном счете относится к разделению труда. Партия (и ее инстанции), когда-то бывшая организатором трудовых масс, со временем и сама превращается в аппарат.
Весь механизм власти сведен к следующему: политические структуры — это исключительная привилегия партийцев, во всех остальных органах и учреждениях коммунисты либо непосредственно хозяйничают, либо держат управление под своим надзором. Достаточно центру провести заседание или опубликовать статью, как мгновенно приводится в действие весь государственно-общественный механизм. А чуть где сбой, партия и полиция в кратчайшие сроки устраняют «неисправности».
Читайте также
ПАРТИЙНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ
ПАРТИЙНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ Кроме вмешательства вооруженных сил в сферу деятельности «Вервольфа», накануне крушения Третьего рейха к формированию партизанского движения решили подключиться функционеры нацистской партии. Эти процессы были вызваны личной инициативой
ПАРТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ
ПАРТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ Проблема сделанных на суде признаний имеет две стороны. Мы должны принять во внимание технические средства, физическое и психологическое давление, с помощью которых можно было добиться публичных признаний. Этот вопрос касается как беспартийных, так и
Партийное «начальство» и «единая воля» ГУЛАГа
Партийное «начальство» и «единая воля» ГУЛАГа В документах ГУЛАГа часто можно встретить указания на единую координирующую волю, руководившую ходом волнений в том или ином особом лагере. Однако то, что воспринимается как «единая воля» забастовщиков (удивительное
Глава восьмая Партийное руководство
Глава восьмая Партийное руководство Нужно начинать писать. Настало время рассказать о наших делах. Нужно обязательно написать обо всем, что было и как было, ничего не прибавляя и не выдумывая. Если теперь этого не сделать, то потом всё переврут, запутают и растащат — себя
Партийное воспитание
Партийное воспитание Мао осторожно относился к увеличению численности партии: 1 % от численности населения было бы достаточно. Формальное коммунистическое воспитание начиналось в возрасте 11 лет с зачислением в отряды «Молодого авангарда» или трудовые батальоны.
14.3. Средневековые наваррцы — это «античные» спартанцы Средневековое Афинское государство каталанцев — это «античное» Афинское государство
14.3. Средневековые наваррцы — это «античные» спартанцы Средневековое Афинское государство каталанцев — это «античное» Афинское государство 78а. ВОЕННОЕ ГОСУДАРСТВО НАВАРРЦЕВ В XIV ВЕКЕ Н.Э. Наваррцы известны в истории средневековой Греции как воинственная «банда
8. 1. Партийное строительство
8. 1. Партийное строительство Известный экономист лорд Роберт Скидельский утверждал: «В настоящих демократиях политические партии создают президента. В России президент создает партии» (Ведомости. 2005. 18 декабря). Попытаемся разобраться, в чем дело, и понять, почему к
История 1. Мировая Советская Социалистическая Республика – партийное завещание Ильича
История 1. Мировая Советская Социалистическая Республика – партийное завещание Ильича 30 декабря 1922 года В. И. Лениным был образован Союз Советских Социалистических Республик.Пропагандистский аппарат троцкистско-ленинского ЦК ВКП(б) провел обработку мозгов жителей
Партийное строение государства
Партийное строение государства Казалось бы, что может быть естественнее и драгоценнее в свободном государстве, как не свободное образование партий? Свободные граждане ищут себе единомышленников, находят их, организуются и выставляют на выборах своих кандидатов! Ведь
Арийская идея и партийное строительство
Арийская идея и партийное строительство Арийская идея пользуется популярностью не только у самодеятельных авторов. Неравнодушны к ней и некоторые российские политики. В 1994 г. миф о движении «предков-арийцев» с Севера обсуждался на круглом столе, устроенном
Партийное объединение за границей
Партийное объединение за границей Заграничная база необходима и неизбежна для партии, которая действует в таких условиях, как наша. Это признает всякий, кто подумает над положением партии. Сколь ни пессимистически смотрят российские товарищи на «заграницу», однако
Национальное и партийное Запрещает не премьер, а комментаторы
Национальное и партийное Запрещает не премьер, а комментаторы Не устаю удивляться, сколь искусно учили в советских разведшколах. Раз за разом Владимиру Владимировичу Путину приписывают какие-то конфликтные слова – и неизменно выясняется: он говорит совсем о другом.6-го
Государство и политические партии
Политическая деятельность граждан осуществляется главным образом через участие в политических партиях и общественно-политических движениях.
В конституциях разных стран, в том числе и в российской, нет юридического определения политической партии. В этих конституциях определяются только цели и задачи партий: политические партии «содействуют выражению мнений голосованием» (ст. 4 Конституции Франции); партии способствуют «выражению народной воли и организации политической власти» (ст. 47 Конституции Португалии). Более точно функция политической партии определена в Конституции Италии: партии создаются для того, чтобы «демократическим путем содействовать определению национальной политики» (ст. 49). Аналогичное содержание имеет и ст. 29 Конституции Греции: «Партии должны служить свободному функционированию демократического режима».
В конституциях этих государств закреплены принципы свободного образования партий, многопартийность, политический плюрализм. Идея политического плюрализма состоит в том, что в обществе существуют разнообразные интересы и, следовательно, их выражают различные партии, которые конкурируют в борьбе за власть, за голоса избирателей.
Первые политические партии появились еще в Древней Греции (разумеется, не в том виде, в каком они существуют сейчас). Для современных политических партий характерно, в частности, то, что они:
В литературе предпринимаются попытки на основе анализа современного законодательства выделить юридические признаки политических партий, их признаки как правовых институтов. Так, Ю.А. Юдин выделяет три основных квалификационных признака политической партии (при отсутствии хотя бы одного из них, по мнению Юдина, «общественное объединение теряет юридическое качество партии»). К таким признакам автор относит следующие:
Общественно-политические движения отличаются от партий тем, что они создаются для сравнительно узких, «адресных» целей: борьба за мир, защита окружающей среды (движение «зеленых») и т. п. Они не ставят перед собой задачу борьбы за власть, а лишь выдвигают перед властями определенные требования.
В демократических государствах запрещаются партии, которые используют подрывные, насильственные методы борьбы за власть, партии фашистского, милитаристского, тоталитарного типа с программой, направленной на свержение власти, упразднение конституции, и с дисциплиной военного и полувоенного типа.
И партии, и государство являются политическими организациями, политическими общественными институтами. Более того, государство и партии традиционно считаются «элементами политической системы общества». При этом подчеркивается, что государство является центральным звеном политической системы, которое устанавливает «правила игры» для всех политических сил и выступает фактором, интегрирующим элементы политической системы в единое целое.
Думается, однако, что такая конструкция, как «политическая система», во многом требует пересмотра. Она была удобна для советского политического мышления, когда все политические институты должны были находиться в одной упряжке, вращаться вокруг одного политического «ядра».
Существует типология политических партий. Различают партии легальные и нелегальные, правящие и оппозиционные. Правящие партии могут быть правящими монопольно и правящими в составе коалиции. В зависимости от характера партийной идеологии выделяются либеральные, консервативные, социал-демократические, коммунистические и т.п. партии.