Что такое партнерство в образовании
Статья «Социальное партнёрство в образовании».
БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа №68»
Тема «Социальное партнёрство в образовании».
Учитель иностранного языка
Талалаева Юлия Рихартовна
1.Основные характеристики и принципы социального партнерства.
2.Социальное партнерство как средство повышения качества образования.
3.Подходы к развитию социального партнерства в сфере образования.
Социальное партнёрство в образовании – это реальное взаимодействие двух или более равных сторон (лиц и\или организаций) на основе подписанного на определенное время соглашения в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который в чем-либо не удовлетворяет одну или несколько сторон и который эффективнее решать путем объединения ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и др.) и организационных усилий до достижения желаемого результата.
Законодательную основу для разработки модели социального партнерства в сфере образования в целом дает Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О некоммерческих организациях», Закон РФ «Об общественных объединениях», Указ Президента Российской Федерации от 31.08.1999 № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации». Правовую базу организации социального партнерства на муниципальном уровне создают федеральные законы «О местном самоуправлении в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», а также соответствующие законы субъектов Российской Федерации, принятые в развитие указанных федеральных законов.
Социальное партнерство в школах осуществляется в целях:
— обеспечения единого подхода к реализации государственной политики и стратегии развития школы;
— организации мониторинга деятельности школы по комплексу вопросов (пожарная безопасность, Роспотребнадзор, выполнение государственного стандарта и др.);
— обеспечения скоординированной деятельности по реализации городских и школьных комплексных программ;
— взаимодействия в разработке и реализации педагогических инноваций;
— повышения квалификации педагогов школы;
— формирования эффективных решений, направленных на повышение экономической самостоятельности образовательного учреждения, привлечения инвестиций, спонсорских средств;
— организации медицинского, психологического, информационно-аналитического, инженерно-технического и программно-методического обеспечения образовательного процесса.
Задачи социального партнёрства:
1. привлекать ресурсы общества для развития образовательной сферы
2. помогает направлять ресурсы образования на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления
3. помогает накапливать и передавать жизненный опыт, как образовательного сообщества, так и его партнеров
4. способно эффективно координировать совместную деятельность с пониманием степени ответственности каждого партнера
5. позволяет оказывать помощь нуждающимся членам сообщества
Кратко основные принципы взаимовыгодного сотрудничества можно сформулировать следующим образом.
Во-первых, реальное взаимодействие нескольких партнеров. Во-вторых, партнерство должно быть оформлено в письменном виде. Такая официальность дисциплинирует всех участников сотрудничества, призывает к ответственности
В-третьих, договор или соглашение о социальном партнерстве должен иметь четкие временные рамки,
В-четвертых, документ о социальном партнерстве оформляется в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который эффективнее решать путем объединения ресурсов
В-пятых, договор о социальном партнерстве считается выполненным, если достигнут намеченный обеими сторонами результат.
Основные принципы социального партнёрства:
1 . Уважение и учет интересов участников соглашения.
2.заинтересованность договаривающихся сторон об участии в договорных отношениях.
3. соблюдение партнерами норм законодательства РФ, других нормативных актов.
4. наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей.
5. равноправие и доверие сторон.
6. невмешательство во внутренние дела друг друга.
7. добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования.
8. регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства.
9. обязательность исполнения достигнутых договоренностей.
10. систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений.
11. ответственность сторон за не выполнение по их вине принятых обязательств, соглашения, договоров.
Социальное партнерство выстраивается школой на принципах:
— координации деятельности всех субъектов образовательного процесса;
— кооперирования со всеми заинтересованными структурами для решения актуальных проблем образования и удовлетворения образовательных запросов населения;
— взаимодействия с общественными организациями;
— экономической целесообразности, учета особенностей рынка труда, перспектив его развития;
— учета исторически сложившихся культурных связей и традиций населения.
Условия, необходимые для реализации успешного социального партнёрства:
1. развитие организационной культуры партнеров и культуры партнерских отношений
2. эффективная система контроля, в том числе в области финансирования
3. широкое информационное обеспечение деятельности
5. сформированная стратегия организаций, предполагающая именно партнерские взаимоотношения
К субъектам социального партнерства относят:
— образовательные учреждения различного типа;
— органы управления образованием;
— общественные, коммерческие, государственные организации;
Образовательные учреждения, включенные в систему социального партнерства, своевременно реагируют на изменение требований общества, обеспечивая тем самым необходимый уровень социализации учащихся.
Социальный педагог планирует и осуществляет свою деятельность с учетом организации учебного процесса в образовательном учреждении.
Проводит работу по выявлению:
— учащихся образовательного учреждения, находящихся в социально опасном положении;
— несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам в образовательном учреждении;
— учащихся, причисляющих себя к молодежным объединениям противоправной направленности;
— принимает меры по переориентации и разобщению антиобщественных групп несовершеннолетних, пресечению фактов отрицательного влияния на учащихся со стороны членов группы;
— участвует в организации и проведении профилактических рейдов, операций и других профилактических мероприятий, направленных на выявление и оказание помощи несовершеннолетним и семьям, находящихся в социально опасном положении;
— принимает участие в заседаниях совета профилактики, попечительского совета, педагогического совета, иных органов самоуправления образовательного учреждения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
— проводит совместно с администрацией образовательного учреждения мероприятия (круглые столы, дискуссии, конкурсы, сюжетно-ролевые игры и др.), направленные на формирование у учащихся нравственных качеств, патриотических чувств, здорового образа жизни;
— участвует в разработке и внедрении в практику работы образовательного учреждения программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся;
— вносит предложения по повышению эффективности индивидуальной профилактической работы с учащимися образовательного учреждения, их родителями.
В своей работе педагогическому коллективу следует учитывать особенности социальной среды и выступать как культурно-просветительный и образовательный центр не только для детей, родителей, но и всего населения в целом.
Составляющие компоненты стратегии социального партнёрства:
1. Партнерское мышление – умение видеть лучшее в человеке, уважительное отношение к чужому мнении, стремление понять другого, желание и умение выстраивать социальные отношения.
2. Взаимное дополнение. В партнерских отношениях означает, что в рамках совместной деятельности для достижения наилучшего результат каждый должен делать то, что он делает лучше других.
3. Долевое участие предполагает объединение ресурсов с целью получения синергетического эффекта – результата, который невозможно получить вне партнерства.
4. Разнообразие форм объединения субъектов партнерства.
Система социального партнерства в образовании имеет многоцелевой характер и позволяет выстроить его на нескольких уровнях.
На основе охвата субъектов (по масштабности):
— Как партнерство внутри отдельного коллектива образовательного учреждения.
— Как партнерство внутри системы образования, прежде всего с системами общественно-государственного управления.
— Как партнерство с другими социальными институтами – от органов исполнительской, законодательной и муниципальной власти и до представителей малого и среднего бизнеса.
На основе развития отношений:
— Начальный уровень партнерства представляет собой простейшие контакты с целью обмена информацией. При этом контакты представляют собой специфически новые отношения, в которых большую роль имеет эффект конгруэнции (подтверждение взаимных ожиданий) и минимум рассогласований по основным вопросам обмениваемой информации.
— Средний уровень партнерства предполагает активное сотрудничество при решении определенных проблем образования совместными усилиями.
— Высший уровень партнерства выступает как исключительно эффективная совместная деятельность, сопровождающаяся взаимопониманием и взаимосодействием всех сторон в достижении общей цели.
Содержание определяет, по поводу чего разворачивается взаимодействие. Полнота содержания социально-педагогического партнерства определяется целью и задачами образовательного учреждения (системы) тактикой и стратегией его развития.
Стиль указывает на то, как взаимодействуют партнеры.
Первый шаг выстраивания партнерства – это поиск точек соприкосновения и опорных позиций. Опорными позициями выступают положительные стороны партнера или заинтересованность в его возможностях другой стороной.
На втором этапе идет накопление согласий. Это позволяет определить сферы и содержание взаимодействия сторон на основе взаимной заинтересованности. Каждая сторона предъявляет свои интересы и раскрывает свои возможности для согласования позиций и уровня включенности в совместную деятельность.
Этап взаимной адаптации основывается на взаимопонимании и принятии интересов другой стороны.
Это этап коррекции интересов и совместной выработки нормативов взаимодействия. Предпочтительно закрепление этого этапа договорными отношениями.
Переход к доверительным отношениям в процессе совместной деятельности. На этом этапе развития партнерства снижается уровень взаимоконтроля и повышается взаимная ответственность за результаты совместной деятельности. Совместное обсуждение, взаимопомощь, взаимная поддержка, характерные для этой стадии, обеспечивают сохранение положительного психологического настроя сторон. При этом конфликты, возникающие в процессе деятельности, носят конструктивный характер и разрешаются с учетом согласования позиций обеих сторон.
Высшая ступень партнерства взаимное содействие или сотрудничество. Особенностью отношений этого уровня является то, что они постепенно переходят в совместную творческую деятельность. Это обеспечивает как повышение эффективности отношений, так и развитие и совершенствование субъектов, находящихся во взаимодействии.
Подходы к развитию социального партнёрства в сфере образования:
1.Партнёрство как система определённых взаимоотношений между семьёй и образовательным учреждением –партнёрство школы с семьёй.
2. Партнёрство как уровень отношений между образовательным учреждением и внешними социальными структурами.
3. Партнёрство в тред- юнионистском смысле- как определённые нормативно-правовые и экономические отношения между работодателями, профсоюзами и работниками.
Формы социального партнёрства в сфере образования:
Совет партнёров образовательного учреждения.
Ресурсный центр социального партнёрства на базе общеобразовательного учреждения.
Территориальный межведомственный координационный совет.
Рефлексивный семинар и др.
Таким образом, рассмотрев сущность, виды, уровни и этапы формирования партнерских отношений, можно утверждать, что любые деловые или личностные контакты, выстраиваемые в открытом образовательном сообществе, обеспечиваются активным взаимодействием различных социальных групп, имеющих собственные стратегические интересы в сфере образования.
Образовательное и социальное партнерство: как школе дружить с другими организациями с пользой для всех
Наталья Подшивалова
23 апреля 2020 • 17:20
Школа в маленьком поселке под Оренбургом чувствует себя практически центром мира, благодаря взаимодействию с партнерами и участию в сотне проектов. Директор Наталья Подшивалова дает пошаговую инструкцию, как стать местной заводилой и помочь ученикам почувствовать свою ценность для сообщества.
Школа имеет большую историю. В 1907 году мы возникли как железнодорожное училище, в котором были начальные классы для детей железнодорожников. Наша организация всегда отличалась тем, что была передовая и свободная. И с этой долей свободы мы из железнодорожного ведомства в 2001 году пришли в муниципальную образовательную систему.
И здесь, как и в прежней системе образования, стали экспериментальной площадкой: всегда первыми испытывали инновации нашего времени. В 2004 году впервые участвовали в конкурсе «Школа Оренбуржья», в котором нужно было разработать программу развития. Тогда ещё ни у кого никаких программ не было. Мы взяли идею «школа для всех» Ямбурга и на её основе сделали свою «Школу для всех».
В 2006 году школа получила первый президентский грант. И уже в то время мы стали думать, какие есть возможности для реализации стратегии развития и дополнительного финансирования «на стороне».
В том, что ты идёшь первым, есть плюсы и минусы. Если не получится, ты можешь сказать, что был первым и пока ещё ничего не знал и не умел. А с другой стороны, ты обладаешь определённой долей свободы, большей чем другие. Потому что до тебя ещё никто не шёл этим путём, и не знает как верно.
Следующая программа развития возникла у нас уже в 2010 году. Мы назвали её «Будущему навстречу» и там презентовали нашу модель «Открытой школы». И когда начали работать по ней, пришли к идее общественно-активной школы.
В то время мы ещё не очень хорошо понимали, что это такое. Нам сначала понравилось само название, а потом мы узнали, что это модель, которая популярна в мировом школьном сообществе.
Эта идея стала ключевой для нас на многие годы. С 2016 года в рамках программы «Общественно-активная школа — вместе в успешное завтра» мы развиваемся как организационно-ресурсный центр местного сообщества, реализуя российскую модель ОАШ.
4-А класс работает над проектом «Дети детям о войне». Ребята определили личный вклад каждого, выбрали роли ведущих, артистов, фотографов, видеооператоров.
Что такое социальное партнёрство на примере нашей школы?
Мы всегда говорили, что у нас, как у открытой школы, есть ближний и дальний круг взаимодействия. К ближнему кругу мы относили всех образовательных и социальных партнёров, которые находятся у нас в поселке и районе. А дальний начинается с города Оренбурга и дальше.
Мы разделили всех наших партнёров на две группы:
1. Образовательные. Организации, с которыми мы совместно занимаемся образовательной деятельностью. Сюда относятся вузы, колледжи, школы и организации допобразования.
2. Социальные партнёры. Все, кто не попадает в категорию образования. Например, «Газпромнефть», Поселковый Совет, Женсовет, Совет Ветеранов, Поисковый отряд «Память», Союз ветеранов Афганистана, телестудии, библиотеки, музеи и так далее. У нас их очень много.
Определили, что партнёрство — это взаимовыгодные отношения. Причем часто мы начинаем его с вопроса «Чем мы можем быть вам полезны?» или прежде, чем обратиться к кому-то, заранее продумываем, что можем для потенциального партнера сделать и формулируем предложения
Большинство людей это ценят, когда ты делаешь первый шаг.
Пример проекта. Видеоролик в обмен на велостоянку
У нас есть давние друзья и партнёры — Новосергиевский механический завод. В августе при планировании «партнерского» блока «Станем друзьями» мы задали им и себе вопрос:
«Что мы можем предложить?»
В результате из нашего меню партнеры выбрали презентационный видеоролик для экономического форума. В ответ они спросили, что нужно нам в обмен. У нас была давняя мечта — оборудовать в школе велостоянку. В результате девятиклассник с папой, который работает на этом заводе инженером, разработали макет, а специалисты завода её сварили.
Открытие школьного телевидения «НСОШ3-ТВ». Этого не ожидал никто! Маленькая тёмная комната превратилась в ярко освещённую стильную студию.
Наша школа имеет большой опыт развития добровольчества, разработки и реализации социальных проектов, успешного участия в грантовых конкурсах. И во всех этих направлениях очень важно партнерство. Во многих организациях развивается корпоративное волонтерство: когда сотрудники бесплатно работают в интересах благополучателей — местных жителей, своей и других организаций. Мы выстраиваем партнерские отношения и с ними. Часто они предлагают реализовать свои проекты у нас в школе или в партнерстве с нами.
Пример проекта. «Жить — отдавая частицу себя»
В сельском СДК «Южный» (поселок Новосергиевка) три творческих коллектива художественной самодеятельности.
В составе исполнители в возрасте от 55 до 80 лет. Они активно участвуют в районных и областных мероприятиях, ставят более 30 концертов в год.
К нам обратилась Кочергина Светлана Петровна, волонтёр и активный участник самодеятельного песенного творчества. Мы договорились в партнёрстве с мая по август реализовать проект «Жить — отдавая частицу себя». Мы вместе разработали этот проект, помогли оформить заявку на грантовый конкурс программы социальных инвестиций «Родные города» ООО «Газпромнефть-Оренбург». В результате среди инициативных групп, победителей конкурса, получивших грант, была и Светлана Петровна со своим проектом.
В рамках проекта коллективы клуба обновили репертуар и пошили костюмы. Артисты выступали с концертами в сельских домах культуры и клубах. Создали сборник народных песен, который подарили школам и клубам посёлка.
Группа культурно-событийных волонтёров 6-7 классов нашей школы собрала и оформила календарь народных праздников и традиций, который использовали артисты для создания сценариев концертов.
Школьные телестудия «Третий кадр» и фотостудия «Здравствуй, мир» информационно сопровождали этот проект.
Волонтеры создали в социальной сети «Одноклассники» группу «Жить — отдавая частицу себя». Там размещали видеоклипы народных песен, фотографии, видеозаписи и прямые трансляции с концертов.
В ходе проекта мы вместе с инициативной группой составляли планы, оформляли отчёты. Ансамбли принимали участие в наших благотворительных концертах. Пожилые люди становились участниками самых разных школьных событий. Наши ученики уже считают их членами нашей большой общешкольной команды.
Партнёрство продолжается. Есть совместные планы на лето 2020 года.
Как начать социальное партнёрство?
Шаг 1. Посмотреть, какие организации или интересные люди находятся рядом на территории. Использовать сведения о местах работы родителей и выпускников.
Шаг 2. Составить список потенциальных партнёров. Раздвигать границы. Не бояться мечтать.
Шаг 3. Взять лист бумаги. Подумать и выписать, что мы с классом, кружком, творческой группой детей или учителей можем предложить этим партнёрам. И что бы мы хотели попросить от них взамен.
Шаг 4. Написать письмо или записать видеообращение. Или вместе с ребятишками пойти в эту организацию на встречу с руководителем или сотрудниками, чтобы рассказать, что мы можем сделать для них и чего хотим от них. Предложить дружбу и партнерство.
Шаг 5. Сесть за стол переговоров. При этом обязательно должны присутствовать дети, потому что мы команда. И именно им эти партнёрские отношения выстраивать. Значит, они должны принимать участие в переговорах.
Для знакомства хорошо работает приглашение к себе в гости на какое-то интересное яркое событие. Здесь есть возможность показать, что мы можем быть интересны партнёрам. Нужно не просто говорить: «Дайте нам что-то». Лучше сказать: «Давайте вместе проведём событие или организуем реальное дело. От нас будет вот такой вклад, а от вас возможен этот».
— А давайте вместе проведём фестиваль или праздник.
— А давайте вместе выйдем что-то покрасим.
— А давайте вместе соберём мусор.
— А давайте вы будете окапывать деревья, а мы облагораживать территорию вокруг них.
И только потом можно будет рассмотреть долгосрочный потенциал парнерства. Проанализировать, как у нас это получается, что нам понравилось, будет ли сотрудничество полезным.
Обычно после события, проведенного с душой и творчески, у участников-партнеров остаётся радость от того, что всё удалось. Тогда неформальной обстановке удобно воспользоваться моментом и спросить:
— Ну что? Какое будет у нас следующее событие или дело? Что мы ещё сделаем интересного вместе?
И если этот диалог пойдёт, можно сесть и, например, на три месяца создать совместный план. Или на полгода. Стать друзьями с пользой для всех.
Съемка передачи «Новый формат» ко Дню прокуратуры России.
Долгосрочное партнёрство нужно заключать, когда связи уже точно устойчивы. Когда мы понимаем, что мы друг другу можем дать. Когда понимаем, что все от этого выигрывают.
С чего стоит начинать?
Я бы предложила небольшой проект. Если это будет класс и учитель, то пусть он возьмёт, например, какое-то одно событие, где подготовка займёт неделю, а само мероприятие продлится один-два часа.
Ученики 5 класса вместе с кружковцами «ТЕХНО-сила» решили сделать фестиваль науки в детском саду в виде игры. У ребят в саду были младшие сестры и братья. Они спросили, что тем нравится и про что они хотели бы узнать.
Отобрали эксперименты, которые будут показывать, отрепетировали, придумали вопросы и способы вовлечь детей в игру. Продумали сопровождение: кто берет камеру, кто будет снимать, кто ведущий, кто будет помогать делать эксперименты.
Пошли в детский сад с учителем физики, договорилось, в какой группе будут проводить фестиваль. Предложили провести в подготовительной группе, потому что старшие дети смогут лучше понять эксперименты. Договорились о времени.
Провели мероприятие, записали интервью с ребятами, сделали фотографии. После этого смонтировали видеоролик, провели творческий отчёт о событии и выставили проект на школьный фестиваль проектов «Завтра России зависит от нас». Отчитались перед родителями о результатах проекта, рассказали об этом школьному и поселковому сообществам.
Мы не всегда знаем, к чему придём в итоге, когда разрабатываем проект. В процессе работы рождается очень много интересных идей, поэтому первая проектная линия может сильно трансформироваться в процессе, уйти в другую сторону. Но мы собираем и часто потом используем эти предложения в других проектах и делах. Для этого у нас есть специальная копилка идей, которую ведет лаборатория социального проектирования «Школа РОСТа». Часто мы эти идеи дарим другим. Если интересно, можем подарить и вам!
Что такое Школа — центр социума?
Школа — центр социума объединяет сообщество из выпускников, родителей, партнёров, местных жителей и учеников школы. Школа, вовлекающая сообщество, повышает мотивацию учиться, создаёт условия для получения реальных, а не кабинетных знаний, меняет социум вокруг себя и находит ресурсы для своего развития при помощи благодарных выпускников и партнёров.
Спецпроект Рыбаков Фонда Школа — центр социума рассказывает о том, как стать школой — центром социума и делится историями школ, ставших на этот путь.
Идея социального партнерства в сфере образования
Социальное партнерство в любой из сфер жизни основано на добровольном и взаимовыгодном сотрудничестве, направленном на достижение его участниками каких-то общих социальных целей. Его правила для взаимодействия по вопросам трудовых отношений законодательно в достаточной степени очерчены (раздел II ТК РФ) и относятся к взаимоотношениям «работники — работодатель» с возможностью участия в них государственных органов.
Формы социального партнерства описаны в ст. 27 ТК РФ. Постатейный комментарий к ст. 27 ТК РФ см. в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демо-доступ бесплатно.
О том, как государство участвует в партнерстве, регулируемом ТК РФ, читайте в статье «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».
Социальное партнерство в сфере образования, в основе своей имеющее ту же идею (добровольное взаимовыгодное сотрудничество для решения общих задач), не имеет подобной законодательной базы и, хотя базируется на сходных принципах взаимодействия сторон, использует только те из них, которые являются достаточными для достижения поставленных целей:
Состав партнеров в сфере образования формируется в зависимости от уровня образовательного учреждения и задач, подлежащих решению, и поэтому не может быть однозначно регламентирован. Всегда в нем задействованы учебное заведение и сам обучающийся, на уровне ДОУ и школы в этот круг обычно входят также родители учащегося. Более высокий уровень образовательного учреждения определяет и более широкий круг лиц, заинтересованных в социальном сотрудничестве с ним. С повышением уровня могут смещаться акценты в вопросах определения инициатора партнерства:
Задачи социального партнерства в образовании
Для любого из образовательных учреждений основной задачей социального партнерства будет повышение качества и эффективности образования, т. е. улучшение тех показателей деятельности, ради которых они и создавались. Однако на каждом из уровней образовательного процесса приоритетным окажется свой круг задач, решаемых социальным партнерством в сфере образования:
Между этими уровнями существует достаточно тесное взаимодействие, благодаря которому осуществляется менее болезненный и более целенаправленный переход обучающихся от одного уровня к другому. Учебные заведения профессионального образования, кроме того, в определенной степени заинтересованы в дальнейшем трудоустройстве своих выпускников, т. к. от этого зависит дальнейшая востребованность получаемых профессий и требования к степени подготовленности специалистов.
На современном этапе согласованные партнерские взаимоотношения между школой и учреждениями профессионального образования, с одной стороны, государственными органами, работодателями и иными заинтересованными в специалистах партнерами, с другой стороны, позволяют на базе владения актуальной информацией о потребности в профессиональных кадрах оперативно решать такие вопросы, как:
Виды социального партнерства в сфере образования
Партнерство в образовании может принимать самые различные формы. Круг их, очевидно, окажется шире, чем при партнерстве в сфере труда, поскольку не только ничем не ограничивается, но и приводит к появлению новых эффективных форм.
Основу видов взаимодействия между партнерами составит обмен информацией (прогнозной или актуальной), позволяющей управлять процессом образования. На уровне ДОУ и школы партнерство чаще всего приобретает характер сотрудничества, не оформляемого договорными отношениями, в то время как в социальном взаимодействии с учреждением профессионального образования договор (соглашение) становится наиболее важной формой взаимоотношений. Договорные отношения могут иметь место в сфере:
Достаточно существенной при партнерстве в образовании оказывается роль государственных органов, выполняющих функции по сбору, систематизации данных по регионам, анализу и прогнозированию ситуаций по развитию экономики и востребованности специалистов, принятию необходимых для регулирования положения законодательных актов.
Социальное партнерство в ДОУ
ДОУ наряду с семьей ребенка формирует в нем те базовые характеристики личности, которые впоследствии определяют для него многие жизненные установки и, в частности, кругозор, выбор профессии, возможность профессионального роста, комфортность существования в коллективе.
Социальное партнерство в ДОУ может происходить:
Формами социального партнерства становятся:
Социальное партнерство в школе
В школе социальное партнерство становится важным в таких аспектах, как:
На этом уровне партнерство никогда не ограничивается внутренними мероприятиями учебного заведения и часто выносится за пределы школы либо путем проведения мероприятий вне ее (олимпиады, соревнования, поездки, походы, лекции), либо за счет привлечения к работе на территории школы сторонних лиц и организаций (постановка спектаклей, усиленное изучение иностранного языка, специальные курсы лекций).
О том, как участие в социальном партнерстве может отразиться на зарплатах учителей и воспитателей ДОУ, читайте в материале «Критерии для стимулирующих выплат учителям».
Социальное партнерство в учреждениях профессионального образования
Эти учреждения в части соответствия потребностям учащихся и работодателей наиболее подвержены влиянию изменений, возникающих на рынке труда, что заставляет их оперативно реагировать на эти изменения, т. е. приводит к необходимости постоянного самосовершенствования.
Информация об изменениях базируется:
Оптимальность соотношения состояния рынка труда и возможности трудоустройства на нем вновь подготовленных специалистов определяет своевременный и тщательный анализ выявленных тенденций. Отсутствие такого анализа при ориентации только на запросы учащихся в отношении будущих профессий может создать ситуацию, при которой выпущенные специалисты окажутся невостребованными, а рынок труда будет иметь незаполненные вакансии по другим специальностям. Поэтому именно на этом уровне особую важность приобретает роль государства в создании гибкой системы образования и в управлении ей.
Социальное партнерство здесь может иметь место в таких формах, как:
РАЗЪЯСНЕНИЯ об ответственности за нарушение норм соцпартнерства от КонсультантПлюс:
К нарушениям норм, установленных в сфере социального партнерства, за которые установлена административная ответственность, относятся. Читайте статью в К+, получив пробный демо-доступ бесплатно.
Итоги
Социальное партнерство в образовании осуществляется по своим особым правилам, позволяющим привлечь к нему достаточно широкий круг лиц. С повышением уровня, на котором возникает партнерство, возрастает доля участия в нем сторонних организаций и государственных органов.