Что такое парцелляция в русском языке с примерами
Что такое парцелляция в русском языке. Примеры
Парцелляция в русском языке — это такое синтаксическое построение текста, в котором используется намеренное членение связной мысли на составляющие её части с целью усиления выражений эмоций, характеристики состояния субъекта, изображения внутренней речи и пр.
В литературе существует множество художественных средств создания образности и выразительности речи. В первую очередь, к ним относятся тропы и стилистические фигуры:
Кроме этого богатого арсенала художественных средств, писатели в своем творчестве активно пользуются парцелляцией. Узнаем, что такое парцелляция в русском языке.
Парцелляция — синтаксический прием речи
Этот термин имеет французское происхождение. В переводе с французского языка слово parcella буквально значит «частица».
Как известно, текст состоит из минимальных единиц — предложений. В русском языке синтаксический прием парцелляции нарушает целостность текста, а точнее предложения. Плавно текущая мысль неожиданно прерывается и превращается в короткие отрывочные кусочки фраз, каждая из которых оформлена завершающим пунктуационным знаком, чаще точкой:
…Но горы близко.
И снег на них. Мы время проведем
У печки. В Имеретии. Зимою.
Как в Переделкине, как под Москвою.
Парцелляция представляет собой интонационное членение предложения на составляющие его смысловые отрезки, обозначенные пунктуационно с помощью завершающих знаков препинания:
-Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда! — не понимая, сказал Никитин (Ю. Бондарев).
Строение парцелляции
При парцелляции фраза, в которой содержится главная мысль, является основной (базовой). Интонационно и пунктуационно отчлененная часть фразы называется парцеллятом. Каждый парцеллят графически обозначается как самостоятельное предложение, которое чаще всего является неполным и грамматически и синтаксически зависит от предыдущего контекста.
Пришли соседи…Женщина с ребенком. Уже никто меня не узнает (С. Есенин).
Такое намеренное деление фразы на несколько пунктуационно самостоятельных частей позволяет выделить в сообщении дополнительные смысловые центры и привлечь к ним внимание читателя.
Цель применения парцелляции в литературе
Как образное изобразительное средство русского языка, парцелляция применяется автором с целью:
Примеры парцелляции в художественной литературе
А всё Кузнецкий мост, и вечные французы,
Откуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!
Слова отзвучивают и утекают как вода — без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа. (А. Солженицын).
Я тоже привстал и посмотрел в темноту за окном. Шёл неслышный снег. Первый снег этой осенью (Ю. Казаков).
Но всё бросаю, всё…Сейчас будем пить чай…С конфетами! (А. Приставкин).
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
Боюсь гостиниц. Может, потому,
Что чувствую, что в номере когда-то
Остаться мне случится одному.
Навеки. В самом деле. Без возврата.
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Видеоурок
Пример парцелляции у Василия Шукшина: «Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет».
Парцелляция дробит плавно текущую мысль на маленькие отрывки. Эта фигура речи позволяет повысить эмоциональную выразительность, экспрессивность текста. Скажем, разделив предложение на несколько кусков, можно передать сбивчивую речь взволнованного человека.
Евгений Гришковец. «Как я съел собаку»
На письме синтаксический разрыв обозначают точкой, восклицательными или вопросительным знаком, многоточием, скобками.
Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел. Грех мой, душа моя. Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по небу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та.
Зачем это нужно? Функции парцелляции
Парцелляция чаще всего используется в художественных и публицистических текстах. Задачи парцелляции:
Когда парцелляция вредна?
Было. У каждого в гардеробе должна быть классная вязаная вещь, с которой не хочется расставаться. Которая не скатывалась бы через пять минут после носки, отлично сидела и грела бы нужные части тела будь вы на склоне, в балетном зале или долгой прогулке в парке. Плюс выглядела бы не как свитер с оленем, связанный бабушкой и надетый из чувства долга. А броско, шикарно и выделяла бы вас из толпы.
Парцелляция. Примеры из литературы
А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
Откуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!
А.С. Грибоедов
Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.
Двенадцать бьет. Четыре бьет. И шесть.
И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Плечом. На тучу. Тяжко. Опершись.
Павел Антокольский
Пришли соседи.
Женщина с ребенком.
Уже никто меня не узнает.
По-байроновски наша собачонка
Меня встречала с лаем у ворот.
Сергей Есенин
. Но горы близко.
И снег на них. Мы время проведем
У печки. В Имеретии. Зимою.
Как в Переделкине, как под Москвою.
Вера Инбер
Но если ты, случится как-нибудь,
По глупости, по молодости ранней,
Решишь податься на постыдный путь,
Забыв о чести, долге и призванье:
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Осип Мандельштам
Кнозоров долгим полусвистом выпустил воздух через сжатые зубы. Положил руку на трубку. Взял ее. Сел.
— Саша. Соедини с Хабалыгиным.
Александр Солженицын
Там все есть. И хлеб там есть. И картошка. И даже фрукты, о существовании которых наши шакалы и не подозревали.
Анатолий Приставкин
Что такое Парцелляция
Определение парцелляции
Парцелляция — это фигура речи, в которой одна длинная фраза делится на отдельные словосочетания или слова, таким образом достигается особая значимость и выразительность.
Парцелляция — это не троп, а фигура речи (деструктивная фигура речи). Речевые приёмы делятся на фигуры и тропы (делятся на собственно тропы и несобственно тропы). Фигуры бывают: микрофигуры и макрофигуры. Макрофигуры бывают: конструктивные и деструктивные. Парцелляция является деструктивной фигурой речи.
Примеры парцелляции в русском языке и литературе
«Одно оставалось: к болотам отходить. Ног не жалея».
Б. Л. Васильев
«Дед уезжает. Скоро возвращается. Кланяется. Берет деньги».
Журнал «Русский репортер» 2015. № 24
«Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая».
Е. В. Гришковец
«На моем фоне, может, у тебя ничего и нет. Но у тебя уже две книги. Во Франции. И в Германии».
Н. Г. Медведева
«Молодой артист заболел. И в несколько дней потерял слух. Навсегда. Почти полностью».
И. Л. Андроников
«В дверь стучали. Властно и повторно».
«Театральный роман», М. А. Булгаков
«Есть идея! Падай мне в ноги, так и быть, помилую! Я! Беру! Тебя! Зачисляю! К! Себе! В! Группу! Вот!»
«Иду на грозу», Д. А. Гранин
«Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда!»
«Берег», Ю. В. Бондарев
«Сначала все было прекрасно. Свобода, изобилие, доброжелательность. Продуктов сколько хочешь. Издательств сколько хочешь. Газет и журналов более чем достаточно.
Затем все было ужасно. Куриные пупки надоели. Джинсы надоели. Издательства публикуют всякую чушь».
«Марш одиноких», С. Д. Довлатов
Для чего нужна парцелляция?
С помощью этого приёма автор выделяет самые важные моменты, расставляет акценты, достигает наибольшей выразительности и яркости.
Парцелляция – акцент на эмоции
Слово «парцелляция» имеет французские корни, в переводе на русский язык оно означает «частица». В тексте имеются предложения, а этот приём выразительности нарушает их привычный строй.
Предложения становятся короткими отрывочными фразами с точкой, вопросительным или восклицательным знаками, точкой с запятой и многоточием в конце каждой из них. Такой приём позволяет сделать акцент на эмоции, добавляет выразительности словам.
Примером парцелляции может служить небольшой отрывок из произведения Юрия Бондарева:
На этой фразе уже можно убедиться, что одно предложение раздроблено на отдельные части. Каждая из них несёт свою определённую эмоцию. Любителями использования парцелляции в своих поэтических творениях считались Александр Блок и Владимир Маяковский.
Парцелляция в поэзии Владимира Маяковского: “Приду в четыре”, – сказала Мария. Восемь. Девять. Десять”.
Как строится парцелляция?
Части предложения, ставшие самостоятельными, называются «парцеллятом». Эти части оформляются как неполное предложение, и каждый такой парцеллят зависит от всего контекста. Для выполнения коммуникативной функции употребляются короткие речевые конструкции парцелляционного текста.
Встречаем у Сергея Есенина:
«Пришли соседи. Женщина с ребёнком.
Уже никто меня не узнаёт».
Зачем автор предусматривает такое искусственное деление предложения на части? Чтобы привлечь внимание читателей к полученным смысловым центрам.
Примеры парцелляции и её задачи
Авторы используют парцелляцию чаще всего в художественных и публицистических текстах. Что можно сделать при помощи этого синтаксического художественного приёма?
Во-первых, выделить детали из общего предложения, акцентировать читательское внимание. Во-вторых, усилить длительность, создать неожиданные паузы; воспроизвести манеру чужой речи (речь взволнованного человека, обременённого переживаниями). А кроме того, парцелляция позволяет усилить эмоциональную оценку. Поэты и писатели используют парцелляцию. чтобы придать речи большую выразительность, живость и яркость.
Сергей Есенин: “Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу…”
Анатолий Приставкин демонстративно разделил одно из своих предложений на такие части:
«Но всё бросаю, всё…Сейчас будем пить чай…С конфетами!».
«Там все есть. И хлеб там есть. И картошка. И даже фрукты, о существовании которых наши шакалы и не подозревали».
Василий Шукшин часто использовал данный приём:
«Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет».
Использование на практике
В основном, область применения парцелляции не столь широкая, как может показаться на первый взгляд. В рекламных целях, чтобы ускорить процесс чтения, используются разбитые на части предложения. Парцелляция часто используется в публицистическом стиле: в газетах и журналах.
Для привлечения внимания этот приём выразительности используется в художественных текстах. Произведения приобретают определённую живость речи. Литературные персонажи приобретают индивидуальность.
Приём парцелляции иногда просто необходим в литературе и в русском языке. Это прекрасное подспорье для литераторов поставить акцент на нескольких словах в одном и том же предложение. Это и достигается дроблением на отдельные отрывки, порой состоящие всего из одного слова. Эти предложения бывают чаще всего односоставными назывными.
Парцелляция в рекламе / 60minute.wordpress.com
Таким образом, обращая внимание на многочисленность средств выразительности в тексте, парцелляцию нельзя отбрасывать на второй план. Она выполняет свои функции, оказывает неоценимую помощь тем, кто работает с литературными произведениями.
На обложке: Стихотворение Сергея Есенина «Пороша» в сборнике «Лебёдушка», художник Устинов М., издательство «Малыш», 1983 год
Парцелляция (синтаксис)
Парцелляция — конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчленение связанного на несколько интонационно и на письме пунктуационно самостоятельных отрезков (в терминологии швейцарского лингвиста Шарля Балли — дислокация), например: «Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её… и отправился встречать Макса» (Евгений Гришковец). Показателем синтаксического разрыва является точка (или другой знак конца предложения), что приводит к увеличению частотности употребления точки, а при зрительном восприятии текста — к его интонированию.
Примеры парцелляции
Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.
Двенадцать бьёт. Четыре бьёт. И шесть.
И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Плечом. На тучу. Тяжко. Опершись.
Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет.
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.
Литература
Фигуры речи |
---|