Что такое паспарту для рисунка
Представить картину без рамы невозможно, т.к. без этого важного элемента произведение искусства выглядит неполноценным. К тому же, ничто так не украшает и не придает изображению большей оригинальности, как искусно подобранный паспарту (passe partout). Он добавит творению необходимую эффектность и завершенность, благодаря чему картина станет важным акцентирующим элементом в любом помещении. Она будет приковывать внимание ваших гостей и гармоничным образом вписываться в общий стиль дизайна интерьера.
Что такое паспарту
Прежде чем заказать такое изделие, запомните, что паспарту – это широкая рамка (фр. passe partout), выполненная из многослойного картона, которая обрамляет фотографию, коллаж, рисунок, иллюстрацию или какое-либо другое произведение искусства. Благодаря этому создается граница между рамой и картиной. Таким способом принято выделять портреты. Отличие паспарту от обычной рамки заключается в том, что оно является, по сути, куском картона, в середине которого вырезано овальное, круглое или четырехугольное отверстие. Причем сделано это под рамку меньшей толщины.
Паспарту представлены на современном рынке богатой палитрой цветов и оттенков и широким ассортиментом размеров, что позволяет свободнее подбирать рамку под конкретное изображение. Помимо этого, на таком изделии часто располагают автограф изображенного или поясняющие подписи. Правильно подобранный вариант придает творению полноценность и помогает решить целый ряд декоративных задач, связанных с художественным оформлением. При оформлении дизайнеры могут накладывать как двойные, так и тройные паспарту.
Назначение
Решив заказать паспарту для фото или какого-либо изображения, который будет выглядеть эстетично и оригинально, ознакомьтесь для начала с назначениями такого предмета. Часто он выступает в качестве своеобразного элемента искусства, подчеркивающего то или иное творение искусства. Кроме того, рамка такого типа выполняет следующие функции:
Размеры
Рамка паспарту (большая часть) имеет одинаковые размеры, причем со всех сторон. Такой подход считается оправданным с коммерческой точки зрения, т.к. его можно использовать как для книжного, так и альбомного варианта. Правда, этот формат не всегда уместен с эстетической точки зрения. Объясняется это особенностями зрительного восприятия человека, т.к. при рассмотрении вертикальных объектов самым гармоничным будет тот, нижняя часть которого имеет больший вес.
Следует сказать, что симметричная рамка – это не всегда плохо, например, если картинка имеет яркий акцент в нижней части, тогда дополнительного усиления в зрительном плане не потребуется. Необходимости в несимметричном паспарту нет, если оно приобретается для познавательных и научных иллюстраций. В целом, удачно подобранное обрамление и размеры способны придать статус произведения любому линейному и цветовому хаосу, и даже наивным детским рисункам.
Из чего изготавливают
Планируя приобрести паспарту для фотографий, ознакомьтесь с материалами изготовления такого предмета. Для этой цели производители используют лист бумаги или картона в форме листы, который с обеих сторон покрыт слоям бумаги. Лицевая сторона при этом покрывается цветным слоем. Картон бывает однотонным и цветным – толщина колеблется от 0,5 до 3 мм. В первом случае цвет среза и лицевой стороны одинаковы, а во втором – срез отличается по цвету верхнего слоя.
Лучшие свойства имеет картон музейного качества, менее подверженный воздействию грибка. Более качественным считается картон с качество консервации, изготовленный из натурального хлопка – он совсем не дает возможности грибку распространяться. Еще есть материал из целлюлозы с содержанием лигнина – подвергается окислению и портит бумагу картинки. Подробнее об изготовлении паспарту:
Способы расположения паспарту
Картины с паспарту могут подсознательно восприниматься в качестве арт-объектов. Иногда для повышения декоративных свойств применяют кант для паспарту, изготавливаемый в виде деревянной или пластиковой планки – располагается между изображением и полем. Желательно, перед выбором того или иного предмета определиться с оптимальным способом его расположения. Всего их существует два:
Варианты
Паспарту может отличаться по фактуре или покрытию, в качестве которого используется бархат, шелк, лен и декоративные пленки. Белое, серое или решение другого цвета идеально подходит для гравюры, картины, обычной фотографии. В зависимости от величины творения для его оформления можно выбрать узкой или широкое паспарту. Первый вариант акцентирует внимание на раме, а второй добавляет картинке «воздуха». Кроме того, определитесь с подходящим вариантом такой детали:
Выбор размера
При подборе оптимального решения обратите внимание на диагональ, высоту и ширину изделия. Слишком маленькие поля не будут выполнять свою основную функцию. Их ширина практически всегда выбирается немного больше ширины рамы. Иногда широкие поля считаются неуместными, т.к. чрезмерно большое изделие отвлекает внимание от самой картины. Ширины поля находится в пределах от 1/4 до 1/3 узкой стороны рисунка. Если изображение само по себе не сбалансировано, то допускается делать боковые поля очень широкими. Помимо этого, широкий вариант может использоваться в следующих случаях:
Выбор размера является серьезным делом. Если вы не ошибетесь с ним, то сможете представить изображение в самом лучшем восприятии. Варианты:
Выбор цвета
Однотонная продукция производится в широчайшей цветовой гамме – от снежного белого до глубокого черного. Паспарту выступает в качестве инструмента для достижения цветового баланса между картиной и рамой. При подборе очень важно следить за цветовым сочетанием:
Паспарту своими руками
Если вы собираетесь сделать паспарту самостоятельно, то подготовьте линейку, ножницы, картон, плотную цветную бумагу, линейку, металлический уголок и клей. Этапы работы:
Прежде чем выбрать паспарту на свой вкус, ознакомьтесь с разбросом цен. Ассортимент, представленный в специализированных магазинах, в т.ч. и в интернете, очень большой. При выборе осмотрите изделие, переверните его, проверив обе стороны, чтобы убедиться в отсутствии дефектов. В стоимость часто включается вырезка окошка для вашего постера, фотографии или другой работы:
Что такое паспарту для рисунка
Рисунки и акварели, нарисованные на бумаге требуют оформления в паспарту.
Для картин маслом паспарту вам не нужно. Они напрямую вставляются в раму, обрамляются ей.
А вот с графическими работами дело обстоит иначе, для них принято добавлять фон из белого или цветного поля вокруг рисунка, а уж после этого вставлять в раму.
Само слово «паспарту» французского происхождения и переводится как «подходящий для всего, волшебный ключ».
Этот «волшебный» материал позволяет картине «дышать», наделяя ее свободным пространством вокруг. А зрителю, в свою очередь, концентрироваться на изображении!
Размер полей готового паспарту может самым разным, но, как правило, варьируется в пределах 3-10 см.
Отмечу 2 важных требования к паспарту:
— материал для паспарту должен быть плотным, он не должен коробиться, идти волной от влажности
— желателен скос внутрь работы (дает красивый белый кантик)
Выполнить такое паспарту из плотного картона и со скосом самостоятельно практически невозможно. Правда, существует специальный инструмент для резки. Но приобретать его ради одной-двух работ бессмысленно.
Поэтому, если есть возможность, лучше обратиться в багетную мастерскую. Там вам помогут профессионально оформить работу в багет и подобрать соответствующее паспарту.
Однако, если у вас накопилось много работ, и профессиональное оформление вам не по карману, то можно попробовать оформить картины в домашних условиях.
В видео ниже я покажу, как это сделать!
Чтобы сделать паспарту своими руками вам понадобится:
как сделать паспарту своими руками: способ №1
В этом способе крепления мы вырезаем окошко из цветного или белого картона.
Как это сделать правильно, как рассчитать размер поля, как сделать светлый кантик вокруг изображения, смотрите в видео:
Как вы заметили, здесь мы прикрепляли акварель на подложку. И делали это при помощи малярного скотча. Такой вариант достаточно экологичный, но все же. Даже прикрепив бумагу за одну сторону, мы тем самым лишаем ее возможности дышать (увеличиваться и сжиматься при изменении влажности в помещении).
Поэтому хочу предложить вариант более экономичного паспарту, когда работу мы не прикрепляем, а само паспарту ее держит:
как сделать паспарту своими руками: способ №2
Чтобы позволить рисунку «дышать», мы используем крепление, не ограничивающее его, создаем специальный «конверт».
В результате такое паспарту имеет определенную толщину, что внешне выглядит даже более презентабельно по сравнению с первым вариантом.
Правда этот вариант подойдет, скорее, для работ небольшого формата.
Надеюсь, эти видео помогут вам вырезать паспарту своими руками правильно.
Дам еще несколько рекомендаций по выбору паспарту, даже если вы его заказываете в мастерской.
паспарту для картины: советы по выбору цвета
Изготавливая паспарту для картины, важно правильно определиться с его цветом.
Однако иногда можно использовать и достаточно яркие цвета, Я, например, люблю бордовый, серо-зеленый, сдержанный синий. Но, конечно, такое решение должно быть чем-то оправдано. Цвет паспарту должен гармонировать с колоритом картины, иметь попадание в тон одного из элементов картины.
И, конечно, цвет паспарту должен гармонировать с интерьером, в котором будет висеть картина.
Если же говорить о выборе паспарту для черно-белой графики, то для нее лучше всего подходят ахроматические (серые тона), а также сдержанно-кремовые.
Белый цвет зрительно увеличивает картину, он хорош для ярких многоцветных изображений. Однако белый несколько «размазывает» внимание от картины.
А вот темные паспарту, наоборот, собирают внимание на изображении, фокусируют на нем, делают картинку более цельной, обособленной. Но в этом случае картина должна быть более цельной и гармоничной по цвету.
В завершении хочу сказать, что на какой бы стадии обучения рисованию вы не находились, свои рисунки и акварели обязательно следует оформлять и вешать на стены! Уверяю вас, даже плохонький этюд в паспарту выглядит иначе, более завершенным, цельным, важным.
Так что обязательно сегодня же отберите несколько своих рисунков и вырежьте для них паспарту хотя бы из плотного белого листа бумаги. Посмотрите на свои работы под иным углом!
Поделитесь этим материалом в соцсетях:
Как определить размер паспарту для рисунка А3?
Возможно, вы либо ваш ребенок увлекаетесь творчеством, и у вас появилась необходимость оформить рисунок в паспарту? Но если с форматом А4 проблем обычно не возникает, то формат А3 не так распространен, и поэтому оформить его не так легко. Каким же образом узнать точный размер паспарту для рисунка А3?
Что такое паспарту и для чего оно необходимо
Что такое «паспарту для рисунка»? Это слово произошло от французского passe partout и обычно обозначает своеобразную дополнительную рамку (картонную или бумажную), которая вставляется под основную, и тем самым позволяет не только выгодно оттенить рисунок, но и более свободно работать с размером изображения. Также на паспарту частенько оставляют автографы, некоторые художники также пишут определенные фразы или слова.
Какую выбрать бумагу для паспарту?
Выбор бумаги для паспарту обычно не представляет сложности — для оформления подойдет и акварельная, и пастельная, и даже самая обыкновенная цветная бумага, которую можно найти в любом книжном магазине. Также можно использовать дизайнерский картон с высокой плотностью, тиснением, имитацией ткани либо с оригинальной фактурой. Можно, например, найти металлизированный картон или картон с изысканным перламутровым блеском. Однако следует учесть, что для паспарту на А3 понадобится бумага или картон больших размеров (например, А2), поэтому вам придется посетить специализированный художественный магазин и приобрести их там.
Для изготовления паспарту можно также использовать такой уникальный материал, как ткань, ведь один дизайнерский картон или бумага не будут способны передать ее текстуру и бархатистость. Для паспарту из ткани обычно используют недорогие китайские или корейские материалы, которые имеют достаточно широкую палитру цветов.
Как выбрать цвет паспарту?
Цвет паспарту зависит исключительно от вкуса и дизайнерских способностей художника, но есть несколько основных правил, которые позволят вам выгодно оттенить ваше произведение искусства. Цвет паспарту следует выбирать с оглядкой на сюжет и тональность рисунка. Если ваш рисунок черно-белый, то лучше использовать серое, светло-голубое или белоснежное паспарту. Если рисунок цветной и достаточно яркий, то лучше остановиться на пастельных тонах, и при этом соотнести цвет с определенным элементом изображения. Таким образом распределяется внимание зрителя.
Виды паспарту
Кроме простого паспарту, которое представляет собой кусок картона с вырезанным внутри прямоугольником или овалом, существует также многооконное паспарту (когда в одну основную раму вставляется несколько картин) и составное (берется несколько цветов материала). Также любопытным вариантом оформления картины будет так называемое глубокое паспарту, состоящее из трех-четырех слоев картона.
Какие инструменты понадобятся?
Как определить размеры паспарту для рисунка А3?
Полученные результаты следует разделить пополам, таким образом, размеры паспарту для рисунка А3 в данном примере будут следующими: по 15 мм по бокам и по 26,5 мм сверху и снизу.
Оформление картины в паспарту
Теперь, когда нам известны размеры паспарту, можно приступить непосредственно к его изготовлению. Итак, как оформить рисунок в паспарту для выставки?
Что такое паспарту для рисунка
Паспарту, что это такое? Для чего нужно? Как сделать паспарту? На эти вопросы я отвечаю в статье.
Но если быстро и простыми словами, то паспарту — это фон для картинки.
При оформлении изображения, используется картон. Он может быть чёрным, белым или цветным.
Вот этот картон и называется паспарту. Паспарту может быть без отверстия или с отверстием.
В первом случае изображение крепится с внешней стороны картона. Во втором — с внутренней.
Таким образом паспарту создаёт фон, который отделяет изображение от рамы.
Когда мы рассматриваем рисунок через отверстие в паспарту, то возникает впечатление, что изображение рассматривается через окно.
В багетном деле это отверстие так и называется — окно.
Тут самое время рассказать о терминах, применяемых в багетном деле.
Термины
Вырезанное в картоне отверстие называется окно.
Окно может быть одно, но может быть их несколько. Оно может быть квадратным, овальным, круглым и многоугольным.
Картон вокруг него называется полями. Есть верхнее, нижнее и два боковых поля.
В случае многослойного оформления все паспарту, что лежат ниже основного принято называть паузы. Их можно рассматривать как мостики между цветовыми акцентами изображения и элементами оформления. Паузы задают ритм работе, создают глубину и объём и в некоторых случаях «туннельный» эффект», о котором будет написано ниже.
Нежелательно, чтобы паузы были одинаковы по ширине.
Небольшое отступление.
Так, как я пишу статью в интернет-пространстве, то вынужден соблюдать его правила.
И одно из них требует, чтобы ключевое слово не употреблялось слишком часто.
Статью я написал про паспарту и именно это слово машина посчитало ключевым.
Поэтому, наряду с этим словом, я буду использовать его французское название «passe partout» и слово «картон».
Паспарту это. Это две важные функции.
Для чего предназначено passe partout, для чего оно нужно, каково его назначение? И, наконец, паспарту — что это такое?
Разберёмся, не торопясь.
Паспарту имеет две важных функции, которые используются при оформлении арт-объекта. Назовём их утилитарная и дизайнерская.
Утилитарная или практическая функция
Главная практическая функция паспарту — обеспечить дистанцию между изображением и стеклом.
Это делается по нескольким причинам.
Во-первых, крайне нежелательно, чтобы стекло соприкасалось с фотографией, рисунком, гравюрой, офортом и другими изображениями. Между ними, под действием окружающей среды, происходят химические процессы. И эти процессы пагубно влияют на сохранность изображения.
Другими словами, через несколько лет фотография может склеится со стеклом, а бумага офорта или рисунка пожелтеет вместе с изображением.
Во-вторых, есть изображения, которые имеют объём. Это некоторые виды вышивок, офорты, предметные коллажи и многое другое.
И совершенно недопустимо, чтобы стекло прилегало к выступающим частям объекта оформления и их деформировало.
Для чего нужно passe partout. Схема расположения его в раме.
Таким образом, для любого изображения со стеклом необходимо обеспечить расстояние между ним и предметом оформления.
Вот паспарту и призвано решить эту задачу.
Независимо от того, какого размера у вас изображение, большое или маленькое, цветное или чёрно-белое, паспарту усилит и подчеркнёт его важные детали.
Дизайнерская функция
Безусловно, основное дизайнерское предназначение passe partout состоит в том, чтобы подчеркнув нужные детали и акценты, выделить смысловой элемент изображения и привлечь к нему внимание. Оно даёт возможность оформителю реализовать самые смелые и интересные дизайнерские решения для эффектного оформления изображения.
Паспарту играет важнейшую роль в оформлении: с помощью него дизайнер может подчеркнуть отдельные детали или цвета в изображении и сконцентрировать внимание на арт-объекте.
Иногда картон может «помирить» оформленную картину и интерьер квартиры.
Хотя, нужно сказать, что, практически всегда, с интерьером работает именно рама, а passe partout «принадлежит» изображению.
Основные принципы работы с паспарту
В фотографии есть такое правило — фон на снимке должен быть темнее самого светлой детали изображения и светлее самой темной. Тогда ни один нюанс изображения не «потеряется» на фоне.
Пример соблюдение этого правила. Сопоставьте фон и изображение.
Это правило в полной мере применимо к passe partout, ведь оно работает своеобразным фоном для картинки. Паспарту должно дополнять и обогащать изображение. Привлекать к нему внимание, а не конкурировать с ним.
Ведь самое лучшее оформление это то, которого не замечаешь.
Кстати
У багетчиков есть простой приём проверки правильности оформления.
Он заключается в том, что человек поворачивается к оформленной работе спиной и затем резко разворачивается.
Если его взгляд выхватил сначала паспарту или раму, то оформлено не очень правильно.
А вот если увидел в первую очередь изображение — то всё в порядке.
Очевидный приём для привлечения внимания это контраст. Глаз человека непроизвольно ищет самый резкий элемент.
Контраст, в нашем случае, это разница между различными участками оформленного изображения. Он и придаёт работе эмоциональное звучание.
В багетном деле используются несколько видов контраста.
Тональный контраст
Это разница между самым тёмным и самым светлым тоном.
Под этим термином мы понимаем намеренное использование паспарту тоном темнее общего тона картинки или тоном светлее.
Это работает так, что тона картона и изображения сопоставляются между собой, и оформленная работа начинает передавать глубину пространства и объём.
Таким образом мы создаём тональную перспективу.
Термин тональная перспектива используется в изобразительном искусстве и означает изменение цвета и контраста объектов при их удалении вглубь пространства картины.
Использование тональной перспективы при работе с паспарту называется принципом туннеля или туннельным эффектом.
Задача этого принципа — направить взгляд зрителя на картинку так, чтобы ничего не отвлекало от просмотра.
А суть его в том, что если тон passe partout темнее общего тона картинки, то создаётся впечатление, что эта картинка находится в глубине паспарту.
Если тон картона светлее общего тона изображения, то паспарту визуально выталкивает картинку наверх.
Для полноценного достижения туннельного эффекта используется многослойное passe partout с плавными переходами тонов.
При подборе оформления к картинке, важно сделать так, чтобы все элементы оформления (картон, бевел, кант, картина, багет) работали на одну задачу — создание единого тонового объекта.
Цветовой контраст
В багетном деле под этим термином подразумевается наличие в оформленной работе нескольких цветов, которые могут контрастировать друг с другом. С этим видом контраста работать несколько сложнее, чем с тональным.
Но если он применён правильно и осознанно, то оформленная картинка сразу бросается в глаза и надолго запоминается.
Например оформление работы в картон черного или белого цвета.
Такое оформление прекрасно концентрирует внимание зрителя на основном объекте.
Использование цвета — это отличный способ выстроить сюжет оформления и привлечь внимание к изображению.
А умение пользоваться цветом — это важный навык, необходимый оформителю при работе с паспарту и багетом.
Для нашей работы важно практическое применение цвета. В этом нам может помочь цветовой круг.
Про работу с цветовым кругом можно посмотреть здесь.
Видеоинструкция
«Как пользоваться цветовым кругом»
Про работу с цветом написано немало статей и книг. Даже есть такая наука — цветоведение.
В целом цветоведение считается достаточно сложной наукой, но изучить некоторые её правила для практического применения можно.
Не скажу что это легко, но вот польза будет большая. Знание основ послужит вам трамплином для создания необычных и цепляющих дизайнерских решений.
И самое главное, что эти решения будут приниматься осознанно, а не интуитивно.
Многослойное паспарту — что это такое. Многослойность, как приём.
Паспарту имеет очень богатые текстурные, тональные и цветовые возможности. А так, как сочетание цветов картона при оформлении может быть неограниченным, то это позволяет дизайнеру решить любую, поставленную перед ним, задачу.
Работая с несколькими passe partout, накладывая их одно на другое, грамотно оперируя цветом и паузами между ними, оформитель может создать у зрителя ощущение объёма и глубины на плоском пространстве.
К сожалению, не каждый заказчик охотно соглашается на многослойное оформление. Это происходит, главным образом потому, что человек не представляет результат работы дизайнера.
А оформитель этот результат ясно видит, ведь дизайн-проект оформления этой картинки — это и есть та задача, которую он решил с помощью всех возможных средств оформления.
Поэтому в нашей работе первая задача — создать грамотный и интересный дизайн-проект, а вторая — убедить в правильности оформления заказчика.
«Дизайн диктует нам свои суровые условия» — как в таких случаях говаривала оформитель нашей багетной мастерской Лидия Павловна, обращаясь к заказчику.
Для одинарного и многослойного паспарту существуют определённые принципы и схемы оформления: сочетание пауз, их ритм, цвет, размеры полей, их зависимость от размера картинки.
Но главное — нет для конкретной картинки одного «правильного» оформления.
Можно соблюсти все правила и оформить изображение совсем по-другому. И этих оформлений может быть много.
Несколько лет назад среди багетных мастерских в Москве был организован конкурс. Всем желающим раздали один и тот же постер и предложили его оформить, используя любые средства.
Это было впечатляющее зрелище: несколько десятков вариантов оформления одного изображения с разным багетом, картоном, кантами и прочим и прочим.
Так что повторюсь — версий оформлений может быть множество, всё зависит от задачи, которую решает оформитель.
Что такое паспарту одинарное или однослойное
Самый простой способ оформления – использование одного паспарту.
Если вы подбираете однослойное passe partout к своей работе, старайтесь следовать правилу о котором я говорил выше, чтобы наверняка не прогадать с результатом.
Паспарту должно быть темнее самого светлого участка изображения, в то же время оно должны быть светлее самого темного его участка.
Этот золотое правило поможет тем, кто ещё не готов к экспериментам и хочет просто правильно оформить изображение.
Стоит напомнить, что при выборе тёмного паспарту для светлой работы, вы отодвигаете работу на задний план.
А используя светлое, выдвигаете изображение на передний план. И при этом создаётся ощущение воздуха и свободного пространства.
Для тёмных по тону работ всё уже не так однозначно. Им больше подходят сложные оформления с использованием двойного или даже тройного passe partout.
Оформление с одним паспарту подходит для плоских бумажных работ, таких как фотографии, рисунки и эскизы, сертификаты и плакаты.
Размеры паспарту и размеры полей
Насколько широкими будут поля вашего паспарту — это дело вкуса, но по опыту нашей мастерской оно выглядит наиболее гармонично, когда ширина полей составляет 12-15% от размера более длинной стороны картинки или вышивки.
Например, если картинка, которую мы оформляем размером 50 х 70 см, то ширина полей составит 8,5-10 см.
Passe partout накладывается сверху вашей работы, поэтому окно, как правило, должно быть минимум на 5 мм меньше изображения. Для изображений больших размеров, выполненных на тонкой бумаге отступ может составлять до 1 сантиметра.
Кроме того, внутренняя часть рамки, которая называется «четверть» закрывает картон на несколько миллиметров, и таким образом видимая его ширина уменьшается. Это надо учитывать при расчёте ширины полей.
В таких случаях в нашей мастерской используются такие термины, как размер паспарту «на свету» и размер «полный».
Необходимо помнить несколько моментов: очень узкие поля не будут работать, поэтому не рассматривайте варианта ширины полей меньше 4 сантиметров. Но passe partout со слишком широкими полями может перетянуть внимание на себя, и работа потеряется на его фоне.
Отдельно нужно отметить, что широкие поля подойдут для изображений с крупными деталями.
Паспарту со средней шириной полей
(внешний формат 30х40, окно: 17,8 х 28,8 см, ширина полей 5,6 см, соответствует 14%)
Размеры окна паспарту
Как правило, размер окна должен быть 3-5мм меньше изображения, чтобы passe partout закрывало края картинки.
Но бывают ситуации, когда эти края нужно открыть. Например, чтобы была видна надпись под изображением.
Кроме того в некоторых случаях, открыв края оформитель показывает аутентичность оригинального изображения.
Например, при оформлении папируса или старой карты. Тогда, реализуя свой замысел, дизайнер увеличивает размер окна.
Слева изображение с надписью, которую открывает окно. Справа папирус, края которого подчёркивают аутентичность.
Расположение окна
Чтобы интересно подать объект оформления существуют различные разновидности расположения окна в картоне. И это конечно дело вкуса.
В прошлом золотое сечение было практическим правилом при оформлении картины в passe partout, и картина была сдвинута далеко вверх. Сегодня и особенно в современных работах картина помещается больше в середине, или в так называемом оптическом центре, когда нижние поле на несколько миллиметров шире верхнего.
Оптический центр и его роль в восприятии изображения
Несколько слов о том, что такое оптический центр.
Дело в том, что если картина расположена строго в середине и поля вокруг картинки равны, то у зрителя возникает ощущение «сползания» изображения.
А вот если картинку поднять несколько выше геометрического центра и нижнее поле сделать немного шире верхнего, то человеческий взгляд воспринимает такое оформление, как гармоничное и устойчивое.
Этот факт известен давным- давно и по сей день активно применяется в практике. Вот к примеру, у цифры 8 нижняя часть больше, хотя зрительно это незаметно.
Вот это и есть эффект оптического центра.
Поэтому при оформлении работ в профессиональных багетных мастерских, дизайнер обязательно предложит вам слегка увеличить нижнее поле. Это необходимо для лучшего восприятия картины.
Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что в последнее время, под влиянием Instagram, современные квадратные изображения часто размещаются в центре.
Окон может быть несколько
Окно может быть одно, но существуют варианты оформления с несколькими окнами. Это ещё одно преимущество паспарту.
С его помощью несколько картинок или фотографий можно разместить в одной раме.
Кроме того окно бывает овальное, круглое, треугольное любой другой формы.
Декоративный кант
Декоративная вставка, расположенная между картинкой и passe partout называется кант (или по-другому «слип»). Эта вставка похожа на мини-багет из пластика, металла или дерева. Выпускается кант в различных версиях профиля и цвета.
Это еще одна возможность добавить в оформление работы текстуры и глубины. Использование канта даёт замечательную возможность разнообразить дизайн-проект и придать ему изюминку.
Рисунок канта может не только по цвету, но и по фактуре совпадать с подобранной рамой, а также самостоятельно задавать тон всей работе своей необычной текстурой. Если кант окаймляет окно, то, как правило, он сочетается с цветом и текстурой рамы. Но и кант контрастирующий с рамой по цвету может создать интересный эффект оформления.
Работа с кантом может стать отличном аналогом двойного паспарту. Но кант, в отличии от двойного passe partout имеет такие замечательные качества, как рельефность и глубина.
Кант используется как в сочетании с картоном, так и самостоятельно. Например при оформлении вышивок бисером его можно смонтировать под четверть багета, а на него уже положить стекло. И таким образом кант выполняет кроме декоративной ещё и утилитарную функцию. То есть создаёт необходимое расстояние между стеклом и бисером.
Bevel, как средство для глубокого оформления
Bevel с английского дословно переводится — «скос», «фаска» или «скошенный край».
В багетном деле так называют «глубокое» паспарту.
Существует бевел в виде полосок бескислотного пенокартона, толщиной 5 мм со срезом под углом 45°.
Срез этих полосок покрыт специальной бумагой разного цвета. А так как эти цвета совпадают с цветами картона, то это дает оформителю дополнительные возможности для создания интересного дизайн-проекта.
Особенно удобно использовать бевел при оформлении объёмных предметов и изображений с выступающими частями.
«Глубокое» паспарту, подчеркивая перспективу, создает дополнительный объем, что делает оформление интересным, солидным и запоминающимся.
Двойное паспарту — что это такое
Под термином «двойное паспарту» подразумевают такой вариант оформления, когда используются два картона и один из них является паузой. Я это сказал потому, что может быть оформление в котором участвуют два passe partout, но двойным его назвать нельзя.
Например, объектное оформление.
Итак, двойное паспарту. Оно сильно расширяет возможности оформителя. Используя два паспарту и применяя средства декорирования, дизайнер уверенно может управлять вниманием зрителя, концентрируя его на изображении. Вариантов оформления в этом случае
может быть много.
Но в «классическом» варианте это работает так:
основной картон подбирается по общему доминирующему цвету изображения тоном светлее или темнее, а пауза рифмуется по цвету с какой-нибудь деталью картинки, тем самым «вытаскивая» её.
При этом пауза перекликается цветом с багетной рамой, а ширина паузы делается 3-5мм.
Вот пример правильного оформления. На картинке с птичками оформитель «зацепил» цветом паузы ветку. Но можно было сделать паузу зелёной, рифмуя с листиком. И это тоже было бы правильное оформление, только ширину паузы нужно уменьшить.
Да, сделать тоньше потому, что цвет листика на картинке занимает меньше пространства по сравнению с веткой.
Ну и цвет рамы сделать ближе к цвету паузы.
А картинка с петухом — это просто эталонный и безотказный пример оформления изображения в двойное паспарту.
Тройное passe partout в ещё большей степени позволяет управлять вниманием и концентрировать его на деталях или на самом изображении. Позволяет управлять цветом, глубиной пространства и объёмом. Третий и четвёртый картон дают возможность с лёгкостью использовать туннельный эффект и другие интересные приёмы оформления. Например «плавающее паспарту».
Плавающее или теневое
Применение плавающего паспарту даёт очень интересный объёмный эффект, когда верхний картон отбрасывает тень на нижний.
Это несложный приём, но он замечательно передаёт игру светотеней и очень хорошо работает на картоне светлых тонов.
Работая с многослойным passe partout и используя при этом декорирование, канты и бевел, дизайнер получает в руки инструмент с широчайшими возможностями. Инструмент, который позволяет сконцентрировать внимание на любой детали изображения и решить главную задачу.
Главная задача дизайнера в багетной мастерской — повлиять с помощью средств оформления на зрительское восприятие оформленного изображения.
Как сделать паспарту. Декорирование.
Да, многослойное паспарту даёт богатые возможности для оформления, но здесь есть существенный минус.
Пропорционально количеству картона растёт вес работы и глубина четверти багета. А значит возникают ограничения по оформлению арт-объекта.
Декорирование паспарту это приём, который использует дизайнер для выхода из этой ситуации и создания уникального оформления.
Суть этого приёма в том, что для решения своих творческих задач оформитель украшает passe partout различными способами.
А способов этих великое множество.
V-канавки и линии
Самое распространённые — одна или несколько V-канавок, или линии, нанесённые рейсфедером или пером.
Несмотря на простоту, этот приём производит очень интересный эффект. V-канавка придаёт оформлению графическую чёткость и ясность.
А несколько линий краской или тушью зрительно раздвигают пространство.
Но, похоже, что нанесение линий краской и тушью уходит в прошлое. С развитием техники V-канавку вырезать проще, быстрее и дешевле.
V-канавка — это V- образный вырез в картоне глубиной около 0,5мм.
Раньше в багетных мастерских делался чаще всего прямым.
С появление компьютерных станков для резки, V-канавку легко сделать любой конфигурации.
Цветные срезы и декоративные ленты
Для оформления широко используются внутренние срезы паспарту, цвет которых даёт дополнительные возможности дизайнеру.
И хотя сейчас много картона с цветным срезом, среди некоторых оформителей практикуется окраска среза вручную.
Срез окрашивается акриловыми красками различных цветов или золотой и серебряной пастой.
Реже для этой цели оформители используют поталь.
Применение декоративных лент для украшения паспарту практикуется очень давно, но в нашей стране этот приём не очень распространён.
А ведь такое оформление делает работу очень индивидуальной и интересной. И даже неповторимой, учитывая, что декоративные ленты можно сделать самому.
Французское паспарту и прорезные узоры
Широко распространён приём украшения passe partout рисунком и даже живописью. Сейчас этот приём называют «французское паспарту».
Думаю это не совсем правильно.
Французским называлось passe partout, украшенное графическими вензелями или виньетками.
Поэтому ближе к французскому паспарту украшения из пластика и металла в виде угловых вензелей.
А когда на нём дорисовывают оформляемое изображение — это как-то по другому должно называться.
Тут я согласен с известным багетчиком А. Пожарским — живопись не должна украшать прикладное искусство.
И отдельно стоит декорирование паспарту вырезанием в нём прорезных узоров. Простите за невольную тавтологию.
Раньше этот процесс требовал много труда и времени. Сейчас на компьютерном станке это делается быстро и легко.
Возможности ограничиваются лишь воображением дизайнера. И некоторые оформители так увлекаются этим творчеством, что в результате забывают об изображении.
Но при грамотном использовании этого приёма получается потрясающий результат.
Слева узор, прорезанный вручную багетным мастером О. Араповым в нашей мастерской, а справа сделано на компьютерном станке.
В заключении хочется рассказать об альтернативном использовании паспарту. А то из вышесказанного складывается какая-то однобокость в его применении.
Альтернативные возможности паспарту — что это такое
Мы рассмотрели применение passe partout с одним или несколькими окнами. Это традиционное использование картона.
А ведь применяют его и во многих других случаях.
Самое простое — это когда на него крепят изображение, не вырезая окна. Как в случае с папирусом.
Кроме того, passe partout используется для глубокого оформления. Здесь картон поддерживает стекло, играет роль фона и маскирует внутренние части багета.
Предметное оформление с паспарту. Что это такое.
«Глубокое оформление», «предметное оформление» или «аквариум» — так называют оформление в багет 3-D объекта.
Необходимо паспарту при оформлении арт-объекта в «двойное стекло». Здесь, кроме декоративной, оно выполняет очень важную конструктивную функцию.
рис. 1 рис. 2
На первом рисунке картон поддерживает двойное стекло и маскирует внутреннюю часть багета, а на втором картон с окном выполняет своё традиционное назначение и … маскирует «стрелки», которыми стекло снизу крепится к багету.
Оформлением в «двойное стекло» называют такой дизайн-проект, когда изображение размещается между двумя стёклами и вставляется в багетную раму. Таким образом создаётся впечатление, что объект оформления висит в воздухе.
Заключение
Паспарту — что это такое? Как багетчик, я постарался ответить на этот вопрос как можно полнее.
Понятно теперь, что такое паспарту для рисунка, что такое паспарту для картин. Для чего оно и какое бывает.
Но меня не покидает ощущение, что тема раскрыта не полностью. Осталось ещё столько интересного и недосказанного. Вот, например, не ответил на вопрос — как сделать паспарту. Вскоре обязательно напишу статью: «Как сделать паспарту для картины своими руками пошагово»
И надеюсь полнее ответить на вопрос, что такое паспарту.
Ну и по традиции.
Если статья оказалась полезной — поделитесь в соц.сетях, это поможет нашей багетной мастерской.
А если у вас остались вопросы или хотите что-то добавить — пожалуйста, пишите в комментарии.