Что такое паспортная система
ПАСПОРТНАЯ СИСТЕМА
Женщина могла получить паспорт с разрешения мужа или старшего мужчины в семье (за исключением жён и вдов рекрутов, которые с начала XIX века имели право на получение особых паспортных документов, дававших право передвижения в поисках работы). В 1809-1888 годы лица, прибывавшие в Санкт-Петербург и Москву в поисках работы, получали в обмен на паспортный документ «адресные билеты», в которых указывались личные данные, характер работы и отзыв работодателя (при отрицательном отзыве по истечении годового срока билет более не возобновлялся). Их выдавали специальные конторы адресов при полиции (Санкт-Петербургская контора в 1839 году преобразована в адресную экспедицию), они же осуществляли паспортный контроль в Москве и Санкт-Петербурге.
«Положение о паспортах» от 21.10.1953 года расширило перечень местностей (Прибалтика, Моск. и Ленингр. области, пограничные районы СССР), где иметь паспорт были обязаны и колхозники, установило независимый от возраста срок действия паспорта (10 лет). «Положение о паспортной системе в СССР» от 28.8.1974 года сделало постоянный паспорт обязательным и для всех колхозников, что дало им право на свободный выбор места жительства, а также ввело правило замены фотографии в паспорте в 25 и в 45 лет.
В Российской Федерации в связи с распадом СССР были установлены вкладыши в паспорт сов. образца, удостоверяющие гражданство РФ (9.12.1992). С 1.10.1993 года вместо прописки в паспорте указывается регистрация по месту постоянного проживания. «Положение о паспорте гражданина РФ» от 8.7.1997 года ввело новый вид паспорта (выдаётся с 14 лет, замена паспорта сов. образца завершена к 2008 году), в котором исключены сведения о национальности. Новый образец заграничного паспорта утверждён 14.3.1997 года, с 1.3.2010 года введён биометрический заграничный паспорт со сроком действия 10 лет. С 2004 года выдачу паспортов осуществляет Федеральная миграц. служба.
История паспортной системы в России от Петра I до наших дней
Первые зачатки паспортной системы в России стали появляться в Смутное время в виде «проезжих грамот», вводимых, главным образом, с полицейской целью. Окончательно паспортная система оформилась только в эпоху правления Петра I.
В 1721 году Петр I ввел обязательные паспорта для крестьян, временно покидающих пределы постоянного жительства. В начале XIX века появились загранпаспорта. К концу XIX века паспорта приобрели внешний вид, близкий к современному, книжному, с указанием происхождения, сословной принадлежности, вероисповедания и с отметкой о регистрации.
После Октябрьской революции 1917 года паспорта внутри страны были отменены как одно из проявлений царской отсталости и деспотизма, паспортная система была ликвидирована.
Удостоверением личности признавался любой официально выданный документ — от справки волисполкома до профсоюзного билета.
Законом от 24 января 1922 года всем гражданам Российской Федерации было предоставлено право свободного передвижения по всей территории РСФСР. Право свободного передвижения и поселения было также подтверждено в Гражданском кодексе РСФСР (ст. 5). Статья 1 декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 20 июля 1923 года «Об удостоверении личности» запретила требовать от граждан РСФСР обязательное предъявление паспортов и иных видов на жительство, стесняющих их право передвигаться и селиться на территории РСФСР. Все эти документы, а также трудовые книжки, аннулировались. Граждане, в случае необходимости, могли получить удостоверение личности, однако это было их правом, но не обязанностью.
Ужесточение политического режима в конце 20-х — начале 30-х годов повлекло за собой стремление властей усилить контроль за передвижением населения, что повлекло за собой восстановление паспортной системы.
27 декабря 1932 года в Москве председателем ЦИК СССР Михаилом Калининым, председателем Совнарком (СНК) СССР Вячеславом Молотовым и секретарем ЦИК СССР Авелем Енукидзе было подписано Постановление № 57/1917 «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов».
Паспорта вернули в городах, поселках городского типа, районных центрах, а также в Московской области и ряде районов Ленинградской области. С возрождением паспортов возник и институт прописки. Паспорта не выдавались военнослужащим, инвалидам и жителям сельской местности.
Также 27 декабря 1932 года было издано постановление «Об образовании Главного управления рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ Союза ССР». Этот орган создавался для общего руководства работой управления рабоче-крестьянской милиции (РКМ) союзных республик, а также для введения по всему Советскому Союзу единой паспортной системы.
В областных и городских управлениях РКМ были образованы паспортные отделы, а в отделениях милиции — паспортные столы. Была также проведена реорганизация адресно-справочных бюро.
Ответственность за проведение в жизнь паспортной системы и за состояние паспортной работы несли начальники городских и районных управлений милиции.
Для того чтобы учесть внешние изменения черт лица владельца паспорта, связанные с возрастом, предусматривалась последовательная вклейка трех фотокарточек:
— Первая — при получении паспорта, достигшим 16-ти лет;
— Вторая — по достижении 25-ти лет;
— Третья — по достижении 45-ти летнего возраста.
С 1997 по 2003 года в России проводился всеобщий обмен советских паспортов образца 1974 года на российские.
Срок действия паспорта гражданина Российской Федерации:
— от 14 лет — до достижения 20-летнего возраста;
— от 20 лет — до достижения 45-летнего возраста;
— от 45 лет — бессрочно.
В российском паспорте отсутствует графа «национальность», которая была в паспорте гражданина СССР. Паспорта изготавливаются и оформляются по единому для всей страны образцу на русском языке. Вместе с тем республики, входящие в состав Российской Федерации, могут изготавливать вкладыши к паспорту с текстом на государственных языках этих республик.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Паспортная система
Содержание
История
В Советском Союзе
Единая паспортная система в Советском Союзе была введена в ряде населенных пунктов 27 декабря 1932. В этот день председателем ЦИК СССР М. И. Калининым, председателем Совнаркома СССР В. М. Молотовым и секретарем ЦИК СССР А. С. Енукидзе было подписано Постановление № 57/1917 «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов». Все граждане СССР от 16 лет, постоянно проживавшие в городах, рабочих посёлках, работающие на транспорте и в совхозах, обязаны были иметь паспорта. Сельское население страны паспортами не обеспечивалось (за исключением проживавших в десятикилометровой пограничной зоне). Согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 27 декабря 1932 «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов», указываются следующие причины паспортизации: «Установить по Союзу ССР единую паспортную систему на основании положения о паспортах … В целях лучшего учёта населения городов, рабочих поселков и новостроек и разгрузки этих населенных мест от лиц, несвязанных с производством и работой в учреждениях или школах и не занятых общественно-полезным трудом (за исключением инвалидов и пенсионеров), а также в целях очистки этих населенных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов».
Кроме внутренних общегражданских паспортов в СССР использовались также общегражданские заграничные паспорта, паспорта моряка, дипломатические паспорта, а также удостоверения личности военнослужащих.
Институт прописки был введен в СССР в 1922 году с целью обеспечения органов власти полной информацией о жителях, проживающих в населенных пунктах страны и всех их передвижениях. До декабря 1932 года прописка носила уведомительный характер, а само понятие прописки первоначально применялось в смысле обязанности граждан регистрировать, «прописывать» их документы в специальных книгах. Обязанность производить постоянную и временную прописку и выписку населения исполняли жилищные органы. Они делали это по заявлениям прибывших или выбывающих лиц.
В дальнейшем, после восстановления в декабре 1932 года внутренних паспортов (сначала для ряда местностей СССР), отменённых в 1917 году, установление и развитие института прописки в СССР было тесно связано с внутренней паспортной системой. В 1932 году в Советском Союзе была введена единая паспортная система и создана Паспортно-визовая служба (ПВС), вошедшая в структуру органов внутренних дел (НКВД). ПВС был поручен «учёт населения городов, рабочих поселков и новостроек, разгрузка этих мест от лиц, не занятых общественно-полезным трудом, а также очистка от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов, в целях укрепления диктатуры пролетариата» (Постановление ВЦИК и СНК от 27.12.1932 «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов»). На ПВС была возложена и обязанность регулировать прописку населения. В период с 1933 года по 1935 год характер института прописки постепенно изменяется и становится разрешительным, превращаясь в один из институтов государственного управления.
Хотя ни одна из трёх советских Конституций не запрещала свободное перемещение граждан внутри страны, существование системы внутренних паспортов с отметкой о прописке фактически налагало ограничения на внутреннюю миграцию населения.
Постановлением Совета Министров СССР N 677 от 28.08.1974 на проживающих в сельской местности была распространена общегражданская паспортная система; согласно постановлению, выдача паспортов «гражданам СССР, которым ранее паспорта не выдавались», должна была быть осуществлена «в срок с 1 января 1976 г. по 31 декабря 1981 г», фактически в отдаленных местностях затянулась до 1989 года
В России в настоящее время
В России прописка была в 1993 году законодательно заменена на регистрацию по месту жительства; одновременно было введено понятие регистрации по месту пребывания. По мнению некоторых наблюдателей, это произошло, в значительной мере, под давлением международных организаций, требовавших соблюдения права граждан на свободу передвижения и выбор места жительства.
Паспортная система и этапы ее развития
В справочной юридической литературе паспортная система определяется как «порядок регулирования учета и передвижения населения».
Паспортная система впервые появилась в Германии в XV веке, в целях ограничения передвижения населения, и особенно для осуществления надзора за «неблагонадежными» элементами. Позднее паспортная система была введена во Франции и ряде других стран Европы.
Окончательно паспортная система оформилась в смутное время, в эпоху правления Петра I. В 1714 году он ввел обязательные паспорта для крестьян и посадских людей (неслуживого населения), временно покидающих пределы постоянного жительства.
Указом 1714 года «лица, не имевшие при себе паспорта или дозволения на проезд (так называемые «проезжева» или «прохожева» письма), признавались за «недобрых» людей или за «прямых» воров.
В начале 19 века появились заграничные паспорта. К концу 19 века паспорта приобрели внешний вид, близкий к книжному, с указанием происхождения сословной принадлежности, вероисповедования и отметкой регистрации.
В Уставах о паспортах дореволюционной России детально регламентировались особые правила выдачи паспортов и отлучки с постоянного места жительства лиц не русской национальности, именовавшими «иногородцами».
После Октябрьской революции 1917 года паспорта внутри страны были отменены, как одно из проявлений царской отсталости и деспотизма.
Паспортная система была ликвидирована. Удостоверением личности признавался любой официально выданный документ – от справки волостного исполнительного комитета до профсоюзного билета.
Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 25 июня 1919 года «О введении трудовых книжек в городах Москве и Петрограде» обязанность получить трудовые книжки была установлена для всех граждан с 16-летнего возраста. Трудовая книжка свидетельствовала и служила удостоверением личности в пределах РСФСР и являлась документом на право получения продовольственных карточек, а также на право социального обеспечения в случаях утраты трудоспособности и безработицы.
20 июня 1923 года Декретом ВЦИК и СНК РСФСР трудовые книжки были отменены и введено удостоверение личности, которое выдавалось в городах и поселках городского типа милицией, а в сельской местности волостными исполнительными комитетами по месту жительства гражданина. Удостоверение личности имел право получать каждый гражданин РСФСР с 16-летнего возраста.
27 декабря 1932 года ВЦИК и СНК СССР было подписано постановление №50/1917 «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки по месту жительства», согласно которому паспортная система имела две основные задачи:
— улучшить учет населения городов, рабочих поселков и новостроек;
— очистить рабочие поселки, новостройки от лиц, не занятых общественно-полезным трудом, а также розыск, укрывающихся уголовных и иных антиобщественных элементов.
В 1937 году в паспорта стали вклеивать фотокарточки владельца.
28 августа 1974 года Совет Министров СССР утвердил новое «Положение о паспортной системе в СССР». Преимуществом данного постановления в сравнении с предыдущим заключалось в том, что все граждане, достигшие 16-летнего возраста, независимо от места жительства в городской или сельской местности обязаны были иметь паспорта. Такой порядок давал возможность гражданам еще более полно и последовательно осуществлять свои права, позволял в интересах народного хозяйства лучше вести реальный учет движения населения, трудовых ресурсов, служил делу укрепления законности и правопорядка.
Паспорт – единый документ, удостоверяющий личность гражданина и необходим ему прежде всего, для осуществления прав, гарантированных Конституцией и пользованием льготами, предусмотренными нормативными актами страны, к ним относится – избирательное право, право на труд, медицинское обслуживание, образование, пользование культурно-бытовыми учреждениями и ряд других.
Действие паспорта не ограничивалось сроком. Для того, чтобы учесть внешние изменения лица владельца паспорта, связанные с возрастом, предусматривалась вклейка трех фотографий:
Первая – при получении паспорта при достижении 16-летнего возраста;
Вторая – по достижении 25-летнего возраста;
Третья – по достижении 45-летнего возраста.
С распадом СССР и введением своих национальных паспортов в странах СНГ, Правительство РФ принимает Постановление №828 от 08.07.1997 года «Об основном документе, удостоверяющим личность гражданина РФ».
Все граждане с 14-летнего возраста должны были иметь паспорта и прописаны по месту жительства. Согласно данного Постановления, Правительством РФ был установлен срок паспортизации до 31.12.2005 года, но в связи с тем, что все республики бывшего СССР закончили паспортизацию своего населения своими национальными паспортами, срок был сокращен до 31.12.2003 года.
Начиная с 1997 года и по 2003 год в России проводился всеобщий обмен паспортов образца 1974 года на российские паспорта.
В российском паспорте отсутствует графа национальность, которая была в паспорте гражданина СССР. Паспорта изготавливаются по единому для всей страны образцу на русском языке. Вместе с тем, республики, входящие в состав РФ могли изготавливать вкладыши к российскому паспорту с текстом на национальном языке своей республики.
С 19.07.2004 года паспортно-визовая служба была переименована в Управление Федеральной миграционной службы (УФМС).
ПРОВЕДЕНИЕ РЕФОРМ ПАСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ В ЯШКИНСКОМ РАЙОНЕ
— До 1976 года паспорта имели только граждане городов и районных центров;
— Во время войны на постоянное местожительство прибывали граждане из мест, где проходили боевые действия (Украина, Белоруссия, Смоленская, Брянская области и др.). Они порой не имели документов. На наши запросы в ЗАГСы по месту рождения граждан получали ответы, что архивы не сохранились. Приходилось через районный ЗАГС, медицинскую комиссию при Администрации района восстанавливать свидетельства о рождении с трудовыми данными гражданина;
— Многие женщины, у которых мужья погибли на фронте, по учетам в сельсоветах значились по фамилии мужа, но при получении паспорта предоставить свидетельство о браке не могли, в основном по причине уничтожения архива и вдовам приходилось восстанавливать решение о браке в народных судах;
— Во время войны на постоянное место жительства прибывали «немцы» из Поволжья. Переселенцы в основном проживали на территории Ленинск-Кузнецкого, Юргинского и Яшкинского районов Кемеровской области. А поскольку при регистрации в спецкомендатурах (они существовали до 1955-1956 годов), не мели никаких удостоверяющих документов, по определённым причинам называли свои имена по-русски и по этим именам были зарегистрированы в сельских советах и проживали до 1976 года без паспортов. Для получения паспорта им необходимо было предоставить свидетельство о рождении, и через архивы ЗАГСа, в основном из Саратовской области, получали свидетельство со своими родовыми данными, а не с вымышленными, которые были названы при постановке на учет в спецкомендатуре.
Сотрудникам паспортно-визовой службы приходилось проводить проверку (по прежнему месту жительства, работы, учебы, опрашивать родных и близких) для подтверждения принадлежности этого свидетельства данному гражданину. Дела были порой очень сложные.
Сотрудники паспортно-визовой службы работали в тесном контакте с сотрудниками ЗАГСа – Мурашовой Т.А., Макеевой Р.Ф.
Коллектив паспортно-визовой службы состоял из двух человек – начальник и паспортист.
По распоряжению Администрации в период проведения реформы руководители предприятий и организаций выделяли людей для помощи паспортно-визовой службе при подготовке паспортов своих трудящихся. Это были грамотные, отличающиеся хорошим почерком люди, ведь паспорта заполнялись вручную.
Весомый вклад в выполнение данной реформы внесли и секретари сельских Советов – Тычко А.Д., Балахнина Ю.А., Ростовцева С.Ф., Лиханова Л.Д., Борискова Т.Н., Иванова Л.С., Семенова Е.С. и другие.
Совместно с отделом культуры был разработан сценарий по вручению первого паспорта в торжественной обстановке в клубах, в школах, на стадионе, в присутствии учителей, родителей, руководителей районов, ветеранов ВОВ, друзей. Юноши и девушки давали клятву своим родителям, друзьям, что они достойно будут нести почетное звание гражданина страны.
Для экономии времени у граждан, чтобы их не отрывать от производства, паспорта вручали по месту работы, а жителям сельской местности в клубах, красном уголке и прямо в бытовке на ферме.
В конце 80-х годов в районе бурно развивалось строительство на селе. Это совхозы Пачинский (директор Вернер М.М.), Колмогоровский (директор Левин Г.П.), Поломошинский (директор Глебов А.А.), Ботьевский (директор Мусаев О.М.), Яшкинская птицефабрика (директор Красозов И.П.).
Строили жилье, школы, дома культуры, животноводческие помещения и другое. И на строительные объекты хлынул поток строителей из Закавказья, Белоруссии, Украины и др. республик, существенно добавивших хлопот сотрудникам паспортно-визовой службы. Большинство прибывших на стройку были хорошими специалистам и порядочными людьми, но были случаи, когда среди них сотрудники выявляли лиц, скрывающихся от правосудия.
И что отрадно отметить, во многих подразделениях была сохранена традиция вручения первых паспортов в торжественной обстановке. Был организован выезд фотографа для фотографирования жителей сельской местности и больных на дому.
Но были и сложности по вопросу подготовки документов для принятия решения о гражданстве РФ.
НЕМНОГО О СЕБЕ И О ТЕХ С КЕМ СЛУЖИЛА
В 1978 году мне было присвоено звание «лучший паспортный работник» с вручением переходящего вымпела и диплома ГУВД. Я была награждена знаками «Отличник милиции» и «За отличную службу в МВД», а также медалями «За безупречную службу в МВД» всех трех степеней.
В 1984 году решением Постановления бюро РК КПСС, Администрацией района была занесена на районную «Доску почета».
Не могу из своей жизни вычеркнуть партийно-общественную работу. 9 лет коллектив Яшкинского РОВД с доверием избирал меня секретарём партийной организации. Была делегатом на семи съездах Яшкинской районной конференции КПСС. В 1988 году была избрана членом ревизионной комиссии Яшкинской районной партийной организации. Дважды избиралась членом участковой избирательной комиссии по выборам Президента РФ и Государственной Думы РФ.
Уйдя на заслуженный отдых в 2000 году, еще почти 2 года работала специалистом.
В связи с переездом на место жительство в г.Юргу, я прекратила трудовую деятельность в паспортно-визовой службе. Но точно знала, что оставляю коллектив на профессионально подготовленных специалистов – Демидову Светлану Викторовну и Сушицкую Любовь Витальевну, которые возглавляли подразделение в разные годы. Светлана Викторовна, кстати, и по сей день трудится в родном коллективе, но уже в роли специалиста.
В сентябре этого года исполняется 300 лет со Дня образования подразделений по вопросам миграции в МВД России. Поздравляю сотрудников Федеральной миграционной службы Яшкинского района с юбилеем. Желаю успехов в труде, здоровья, счастья!
С уважением, майор милиции в отставке Янчик Г.М.
Тема 20 Паспортная система Российской Федерации
Тема 20 Паспортная система Российской Федерации
Вопрос 1. Понятие, правовая основа и назначение паспортной системы
В качестве правового института паспортная система Российской Федерации представляет собой совокупность правовых установлений, определяющих порядок выдачи, пользования и изъятия паспортов как основных документов, удостоверяющих личность, порядок регистрации граждан по месту их постоянного проживания и временного пребывания в целях учета населения, регулирования миграционных процессов, обеспечения реализации гражданами установленных законодательством прав, а также в интересах соблюдения общественной и государственной безопасности в стране.
Нормативными актами, составляющими правовую основу действующей паспортной системы Российской Федерации, являются: Конституция РФ, Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Указ Президента РФ от 19 октября 2005 г. № 1222 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации», постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», Приказ МВД РФ от 28 декабря 2006 г. № 1105 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации».
Целями паспортной системы Российской Федерации являются:
• учет населения Российской Федерации и регулирование его передвижения по территории России;
• обеспечение реализации гражданами Российской Федерации прав и выполнение ими своих обязанностей;
• обеспечение интересов общественного порядка и государственной безопасности.
В качестве основных задач, решаемых паспортной системой в Российской Федерации, необходимо выделить следующие:
• документирование российских граждан паспортами как основными документами, удостоверяющими их личность;
• содействие статистическому учету передвижения населения;
• ведение адресно-справочной работы;
• использование возможностей паспортной системы для усиления охраны общественного порядка, обеспечения общественной и государственной безопасности, государственной границы, борьбы с преступностью.
Реализация задач паспортной системы Российской Федерации зависит от организации российской паспортной системы в целом, которая схематично состоит из таких элементов, как:
• порядок выдачи, пользования и изъятия паспортов;
• порядок регистрации и снятия граждан с регистрационного учета;
• правовые меры по обеспечению установленных правил.
Вопрос 2. Паспортный режим
Следует отметить, что в теории административного права наряду с понятием «паспортная система» выделяется также понятие «паспортный режим», под которым понимается совокупность правовых установлений и необходимых организационных управленческих мероприятий, направленных на обеспечение паспортной системы, действующей в пределах конкретной местности Российской Федерации.
Различаются обычный и особый паспортные режимы. Обычный паспортный режим действует на всей территории страны. Особый вводится лишь на территориях, которые имеют особое политическое, экономическое или оборонное значение. Он заключается в особом порядке регистрации граждан по месту проживания и снятия их с регистрационного учета, в соблюдении специальных правил въезда, проживания, передвижения на данной территории и выезда с нее.
Вопрос 3. Порядок документирования, регистрации населения и снятия с регистрационного учета
Паспорт гражданина Российской Федерации
Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим его личность на территории страны.
Паспорт обязаны иметь все граждане, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
В паспорте производятся отметки:
• о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета – соответствующими органами регистрационного учета;
• об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, – соответствующими военными комиссариатами и органами внутренних дел;
• о регистрации и расторжении брака – соответствующими органами записи актов гражданского состояния и органами внутренних дел;
• о детях, не достигших 14-летнего возраста, – органами записи актов гражданского состояния и органами внутренних дел;
• о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина за пределами Российской Федерации, – органами внутренних дел или другими уполномоченными органами.
По желанию гражданина в паспорте также производится отметка:
• о его группе крови и резус-факторе – соответствующими учреждениями здравоохранения;
• об идентификационном номере налогоплательщика – соответствующими налоговыми органами.
Отметка о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста) заверяется подписью должностного лица и печатью территориального органа Федеральной миграционной службы.
Срок действия паспорта гражданина:
• от 14 лет – до достижения 20-летнего возраста;
• от 20 лет – до достижения 45-летнего возраста;
• от 45 лет – бессрочно.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорта выдаются или заменяются по месту их жительства по окончании установленного срока военной службы по призыву.
Паспорт гражданина Российской Федерации – это документ внутриреспубликанского обращения. Он изготавливается в централизованном порядке по единой для всей Российской Федерации форме на русском языке.
Паспорт имеет средства защиты от подделки: его страницы нумеруются, на них наносится фоновая сетка, на каждом листе типографским способом отпечатываются серия и номер паспорта, фотокарточки скрепляются рельефной и гербовой печатями.
Отдельные категории граждан вместо паспортов имеют другие документы, удостоверяющие личность’.
• военнослужащие – удостоверение личности и военный билет;
• постоянно проживающие за границей граждане Российской Федерации, временно прибывшие в Россию, – общегражданский загранпаспорт;
• лица, не достигшие 14-летнего возраста, – свидетельство о рождении;
Паспортная система, являясь важнейшим правовым средством контроля за передвижением населения, не препятствует в то же время реализации права граждан на свободу передвижения. Она упорядочивает его путем введения специальных правил проживания в различных местностях и переезда на жительство в другие местности.
Порядок выдачи и замены паспортов
Выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Федеральной миграционной службы по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Федеральной миграционной службой.
Для получения паспорта гражданин представляет:
1) заявление по форме, установленной Федеральной миграционной службой;
2) свидетельство о рождении;
3) две личные фотографии размером 35 х 45 мм.
При необходимости для получения паспорта представляются документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации.
Замена паспорта производится при наличии следующих оснований:
• достижение 20-летнего и 45-летнего возраста;
• изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменение сведений о дате (число, месяц, год) и (или) месте рождения;
• непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин;
• обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей.
Замена паспорта производится и в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Для замены паспорта гражданин представляет:
1) заявление по форме, установленной Федеральной миграционной службой;
3) две личные фотографии размером 35 х 45 мм;
4) документы, подтверждающие основания для замены паспорта.
Для получения или замены паспорта граждане представляют необходимые документы и личные фотографии соответствующим должностным лицам жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов, жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения, государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также акционерных обществ и коммерческих организаций, имеющих жилищный фонд.
Указанные должностные лица обязаны в 3-дневный срок представить переданные гражданами документы и личные фотографии в территориальные органы Федеральной миграционной службы для оформления паспорта.
Граждане вправе также представлять необходимые для получения или замены паспорта документы непосредственно в территориальные органы Федеральной миграционной службы.
В приеме документов и личных фотографий может быть отказано только в случае, если представлены не все необходимые документы или если размер и количество личных фотографий не соответствуют требованиям.
Документы и личные фотографии для получения или замены паспорта должны быть сданы гражданином не позднее 30 суток после наступления следующих обстоятельств:
• достижение возраста, предусмотренного п. 7 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации;
• изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменение сведений о дате (число, месяц, год) и (или) месте рождения;
• непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин;
• обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей.
До оформления нового паспорта гражданину по его просьбе выдается территориальным органом Федеральной миграционной службы временное удостоверение личности, форма которого устанавливается Федеральной миграционной службой.
Паспорт умершего гражданина сдается в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, по месту регистрации смерти, которые направляют его в территориальный орган Федеральной миграционной службы по последнему месту жительства или месту пребывания умершего гражданина на территории Российской Федерации.
Запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Например, лица, призываемые на действительную военную службу, сдают свои паспорта в военные комиссариаты по месту призыва. При зачислении лиц в военно-учебные заведения их паспорта сдаются в эти учебные заведения и там хранятся. В военных билетах делается соответствующая отметка о сдаче паспорта. Военнообязанные, призванные на учебные сборы, свои паспорта сдают командованию воинских частей. По окончании сборов паспорта им возвращаются.
Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах – органы местного самоуправления.
Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, – жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
1.1. Система здравоохранения в Российской Федерации
1.1. Система здравоохранения в Российской Федерации В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-I (далее – Основы), охрана здоровья – совокупность мер политического, экономического, правового,
Глава 2. Система налогов и сборов в Российской Федерации
Глава 2. Система налогов и сборов в Российской Федерации Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных
Глава 3. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава 3. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 10. Структура бюджетной системы Российской Федерации К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;бюджеты
Статья 98.1. Прекращение долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с государственного долга Российской Федерации
Статья 98.1. Прекращение долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с государственного долга Российской Федерации 1. В случае, если долговое обязательство Российской Федерации не предъявлено к погашению (не
10. Судебная система Российской Федерации
10. Судебная система Российской Федерации Судебная система – это совокупность всех судов, действующих на территории Российской Федерации. Судебная система строится в соответствии с Конституцией РФ и законом «О судебной системе Российской Федерации». В этом законе
Глава 3. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава 3. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 10. Структура бюджетной системы Российской Федерации(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ)К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных
Тема 7 Понятие правового статуса личности. Система прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Тема 7 Понятие правового статуса личности. Система прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 7.1. Общая характеристика конституционно-правового статуса личности Статья 2 Конституции РФ раскрывает важнейшую сторону характеристики России как правового
Тема 11 Состав федерации в России и конституционно-правовой статус Российской Федерации и ее субъектов
Тема 11 Состав федерации в России и конституционно-правовой статус Российской Федерации и ее субъектов 11.1. Состав Российской Федерации и конституционные основы его изменения Российская Федерация состоит исключительно из субъектов федерации; в отличие от многих
Тема XIII Организация здравоохранения в Российской Федерации
Тема XIII Организация здравоохранения в Российской Федерации План изучения § 1. Понятие охраны здоровья граждан. Основные принципы и задачи охраны здоровья граждан § 2. Полномочия органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан § 3. Законодательство в
Тема 26. Государственное управление обороной Российской Федерации
Тема 26. Государственное управление обороной Российской Федерации 1. Понятие обороны и системы военной организации государства На основании ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61 «Об обороне» под обороной понимается «система политических, экономических, военных,
9. Банковская система Российской Федерации
9. Банковская система Российской Федерации Термин «система» в переводе с греческого (systema) означает «целое, составленное из частей». С философской точки зрения система– это целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые, выступая системой более низкого порядка,
Раздел II. СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Раздел II. СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 11. Система прокуратуры Российской Федерации 1. Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации,
Статья 11. Система прокуратуры Российской Федерации
Статья 11. Система прокуратуры Российской Федерации 1. Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры,
Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004