Что такое пассажирский терминал
Терминал в аэропорту: что это значит?
Несмотря на огромный выбор транспортных средств, которые помогают добраться в нужное место, самым востребованным и популярным является именно самолет. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь с помощью воздушного судна можно быстро, удобно и в безопасности добраться до нужного места, причем даже самого отдаленного. Что такое аэропорт, несомненно, знают все без исключения, а вот что такое терминал в аэропорту, известно далеко не каждому. С этим вопросом мы попробуем разобраться в этой статье.
Количество терминалов
Чем больше будет пропускная способность воздушной гавани, тем будет больше на ней терминалов, без которых не получится обслужить пассажиров. То есть терминал в аэропорту – это то место, где обслуживаются авиарейсы как внутреннего, так и международного значения, а входит в это понятие следующее:
Для чего нужны терминалы?
Что значит терминал в аэропорту? Именно этот вопрос задают себе те путешественники, которые первый раз решили воспользоваться услугами воздушного вида транспорта. Ведь бывалым авиапутешественникам известно, что может включать в себя терминал и какие действия выполняются:
Так как в воздушных причалах может быть несколько терминалов, количество которых зависит от пропускной способности аэропорта, то и так называемое внутреннее оснащение может меняться, к примеру, один может иметь банковское отделение, а другой – нет, но самые основные объекты должны быть во всех терминалах без исключения.
Кроме этого, в терминалах, особенно с большой площадью, предусматриваются скоростные лифты или эскалаторы, которые помогают пассажирам удобно и быстро добраться из одного сектора в другой, и именно отсюда пассажиры могут выйти на посадку к своему самолету. Узнать, из какого терминала будет выполнять вылет нужный авиалайнер, пассажиры, которые летят впервые, могут довольно просто и в удобное для себя время, открыв официальный сайт компании.
Инструкция для тех, кто летит впервые
Итак, если пассажир еще не пользовался услугами воздушного вида транспорта, то в первую очередь он должен купить билет на нужный рейс как через интернет, так и через кассу. Приобретая билет через интернет, рекомендуется сделать распечатку документа для дополнительной подстраховки. Далее нужно будет сделать следующее:
На этом досмотре контролируется и жидкость, которую провозит пассажир. О правилах провоза жидкости следует разузнать на официальном сайте аэровокзала. При прохождении паспортного контроля сотрудники таможни проверяют правильность оформления визы, которая разрешает покидать пределы страны и список вещей, которые должны быть указаны в специальной декларации.
Ознакомившись с информацией в этой статье, каждый сможет ответить на вопрос: что такое терминал в аэропорту? Под этим названием следует подразумевать все объекты, которые функционируют на территории воздушной гавани. Если самые важные из длинного списка объекты будут отсутствовать, аэропорт просто не сможет нормально функционировать и на должном уровне обслуживать пассажиров. Обязательно следует принимать во внимание тот факт, что в одном терминале могут обслуживаться только пассажиры внутренних рейсов, а в другом как внутренних, так и международных. Этот момент следует обязательно уточнить заблаговременно, чтобы владеть точной информацией и не попасть в неприятную ситуацию.
Любой аэропорт, а также все авиаперевозчики без исключения в первую очередь заботятся о своих пассажирах, стараются сделать все, что в их силах, чтобы перелет был комфортным и удобным для всех. Именно поэтому во всех терминалах функционируют системы навигации, предусматриваются схемы и указатели. А если у пассажиров возникнет вопрос или затруднение, любой сотрудник аэропорта с радостью придет к нему на помощь.
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПАССАЖИРСКИХ ТЕРМИНАЛОВ
Линейные сооружения пассажирской службы и организация их работы
Чтобы создать необходимые условия пребывания пассажиров в местах ожидания, посадки-высадки пассажиров из автобусов, строят и оборудуют автовокзалы, автостанции, автопавильоны и служебные автомобильные станции.
1. Типовые проекты предусматривают классификацию АВ и АС:
В зависимости от вместимости:
АВ на 100, 200, 300 и 500 пассажиров;
АС – до 25 и от 50 до 75 пассажиров.
2. В зависимости от пропускной способности, т.е. возможное количество автобусов, прибывающих и отправляющихся в час максимальной нагрузки, на классы:
I. Класс – свыше 20 авт/час
II. Класс – от 11 до 20 авт/час
III. Класс – от 7 до 10 авт/час
IV. Класс – до 6 авт/час.
Территорию автовокзалов и автостанций оборудуют указателями и ограждениями необходимыми для направления движения пассажиров и размещения транспорта. На перроне осуществляется прием и отправление автобусов, посадка-высадка пассажиров и он состоит:
a) Платформ с постами для установки автобусов при посадке-высадке пассажиров;
b) Площадок для маневрирования проездов и отстоя автобусов.
Перроны оснащают системами сигнализации и управления по приему и отправке автобусов. Над перроном отправления обязательно должен быть навес, а тротуар должен располагаться выше проезжей части на 250-300 мм.
Зона перрона, к кромке которой ставится автобус, носит название поста посадки (высадки). Могут быть три возможных положения автобусов относительно перрона:
> Гребенчатое (торцевое, косоугольное)
Пассажирские здания, предназначенные для обслуживания пассажиров, организации и управления транспортным процессом, могут быть одноэтажными и многоэтажными.
Автовокзалы предназначены для обслуживания пассажиров междугородных сообщений, их строят на конечных пунктах автомобильных линий и крупных транспортных узлах. Автовокзалы – это комплекс сооружений, состоящих из пассажирского здания, внутренней территории с перронами посадки-высадки пассажиров, площадки отстоя, уборки и осмотры автобуса, привокзальной площади с подъездами и стоянками городского транспорта, хозяйственная зона.
Основными функциями автовокзалов являются:
> Бытовое обслуживание пассажиров во время нахождения на автовокзале;
> Диспетчерское руководство движением транспортных средств;
> Управление пассажиропотоками на территории автовокзала;
> Коммерческие операции и контроль;
> Операции технического обслуживания;
> Учет и анализ перевозок пассажиров;
> Организация быта и отдыха автобусных бригад;
> Содержание помещений и территорий в чистоте.
Для пассажиров на территории автовокзалов создаются посадочные площадки и залы ожидания, имеются билетные кассы, камеры хранения багажа и ручной клади, гостиницы, буфеты, комнаты матери и ребенка, справочное бюро, телефон-автомат, киоски и другие бытовые помещения.
> Суточное число обслуживаемых пассажиров;
> Количество отправлений автобусов по видам сообщений;
> Число мест в камере хранения;
> Генеральный план и планировку пассажирского здания;
> Схему размещения служб;
> Систему перронов с оповещением.
Системы радио сопровождения автобусов с передачей оперативной информации о времени отправления с остановочных пунктов, наличие свободных и освобождающихся по прибытии мест – улучшает качество обслуживания пассажиров, контроль за движением автобусов.
Пассажирские автостанции предназначены для обслуживания пассажиров междугородных и пригородных сообщений на конечных и транзитных остановочных пунктах маршрутов.
К автостанциям относятся линейные сооружения на автобусных маршрутах для приема и отправления автобусов, посадки-высадки пассажиров, а также обслуживания и размещения персонала автомобильного транспорта.
Автостанция состоит из:
► пассажирского здания в блоке с перроном;
► площадки для отстоя автобусов между рейсами;
В помещениях автостанций имеются: билетные кассы, буфет, камера хранения ручной клади и багажа и т.п.
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПАССАЖИРСКИХ ТЕРМИНАЛОВ
Обустройство и информационное обеспечение пассажирских терминалов и остановочных пунктов на них должно соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов.
Оказание услуг на пассажирском терминале автомобильному перевозчику производится согласно соответствующим договорам между оператором терминала и автомобильным перевозчиком.
На пассажирском терминале оказываются следующие виды услуг: реализация билетов, управление прибытием и отправлением автобусов, контроль экипировки и санитарного состояния автобусов, бытовое обслуживание пассажиров, водителей, кондукторов и другие.
На пассажирском терминале, обеспечивающем пригородные, междугородные или международные автомобильные перевозки пассажиров, должны иметься:
► надпись с наименованием пассажирского терминала;
► схема размещения помещений и служб;
► расписание отправления и прибытия автобусов с указанием номера платформы;
► таблица расстояний и тарифы на проезд;
► перечень категорий граждан, которые имеют право на льготы по оплате проезда на автомобильном транспорте или внеочередное приобретение билетов;
► схемы размещения пассажирских мест в автобусах;
► перечень оказываемых пассажирам услуг;
► информация о номерах телефонов, по которым осуществляется бронирование мест для проезда;
► режим работы пассажирского терминала и билетных касс;
► схема безопасного движения пешеходов;
► телефоны должностных лиц, к которым могут обратиться пассажиры в случае возникновения спорных ситуаций в процессе их обслуживания.
Гражданам, находящимся на пассажирском терминале, через громкоговорящую связь на государственных языках Республики Беларусь или на одном из них сообщается информация:
Книга замечаний и предложений должна находиться у администратора пассажирского терминала, диспетчера или кассира билетной кассы.
Работа билетных касс на пассажирском терминале должна обеспечивать минимальные затраты времени пассажиров на приобретение билетов и начинаться за 30 минут до начала выполнения первого рейса с этого пассажирского терминала, а заканчиваться не ранее времени отправления последнего рейса.
Текущая продажа билетов на рейсы, на которые объявлена посадка, должна производиться в билетных кассах пассажирского терминала в первоочередном порядке.
В местах расположения билетных касс должна размещаться следующая информация:
● наименование билетных касс и номер каждой из них (если их число больше одной);
● расписание отправления и прибытия автобусов по рейсам, на которые осуществляется продажа билетов, и тарифы на проезд;
● перечень категорий граждан, которые имеют право на льготы по оплате проезда на автомобильном транспорте и внеочередное приобретение билетов;
● перечень оказываемых пассажирам услуг;
● информация о номерах телефонов, по которым осуществляется бронирование мест для проезда;
● режим работы билетных касс;
● телефоны должностных лиц, к которым могут обратиться пассажиры в случае возникновения спорных ситуаций в процессе их обслуживания.
Продажа билетов может производиться в билетных кассах или в других удобных для пассажиров местах с применением кассовых суммирующих аппаратов транспорта или специальных компьютерных систем.
В камеру хранения пассажирского терминала не должны приниматься вещи, запрещенные к автомобильной перевозке.
Плата за хранение багажа в камере хранения пассажирского терминала взимается в зависимости от размера багажа и на основании почасового тарифа за каждый полный или неполный час, если иное не установлено оператором пассажирского терминала.
Срок хранения багажа в ячейке автоматической камеры хранения пассажирского терминала может быть не более 3 суток, если иное не установлено оператором пассажирского терминала.
Багаж, сданный в камеру хранения пассажирского терминала и не востребованный владельцем в течение 30 дней, подлежит реализации. Его владелец в течение 6 месяцев имеет право получить компенсацию в размере суммы реализации багажа, из которой должны быть вычтены расходы, связанные с хранением и реализацией.
Маршруты междугородных и пригородных автобусных сообщений оснащают автопавильонами с зонами ожидания на 10-12 человек, они имеют: билетную кассу и иногда служебные помещения.
Пассажирские терминалы
Проблема пересадок пассажиров с одного вида транспорта на другой становится все более актуальной в мире. Возрастают скорости передвижения, увеличиваются пассажиропотоки, внедряются новые виды транспорта. В связи с этим повышается необходимость создания транспортных объектов, обеспечивающих быстрые пересадки пассажиров с одного вида транспорта на другой. И такими объектами могут стать пассажирские терминалы.
Пассажирский терминал выполняет функции пересадочного узла между различными видами городского, пригородного, междугородного и международного транспорта. Он представляет собой единый архитектурный объем, где под одной крышей в нескольких уровнях пересекаются платформы различных видов транспорта, пассажиры которых используют общие сооружения, помещения и устройства.
В пассажирском терминале с помощью современных технологий создается единое информационное пространство. Являясь центром притяжения общегородских интересов, терминал включает в себя объекты, не связанные или связанные опосредованно с обслуживанием пассажиров, – банки, гостиницы, магазины.
Строительство терминалов позволяет добиться экономии городских территорий, уменьшения загрузки городского транспорта, существенного сокращения времени пересадки пассажиров и передачи грузов, дает возможность пассажирам разных видов транспорта в одном месте находить всю нужную информацию, покупать билеты, сдавать и получать багаж [1].
Эволюция объектов по обслуживанию пассажиров. Пассажирский терминал – новый объект в архитектуре, возникновение которого обусловлено прежде всего потребностью сегодняшнего дня.
Эволюция транспортных объектов складывалась под влиянием ряда технических, социальных и экономических условий. Однако определяющим фактором было появление новых видов транспорта, способствовавшее возникновению их разнообразных типов.
В начале XIX в. на заре возникновения железных дорог это были небольшие по размерам здания вокзалов, которые первоначально служили увеселительными заведениями для знатной публики. Позднее, во второй половине XIX в., с увеличением пассажиропотоков на железнодорожном транспорте здания вокзалов приобрели характер общественных и встали в один ряд с такими городскими доминантами, как соборы или мэрии. А в 20х гг. XX в. по мере развития автомобильного и воздушного транспорта началось параллельное развитие объектов по обслуживанию пассажиров этих видов транспорта – авто и аэровокзалов. В 1950х гг. с ростом требований к скоростям передвижения и более быстрым пересадкам появились объединенные вокзалы, на базе которых в 1980х гг. сформировались крупные многофункциональные транспортнообщественные узлы [2].
В XXI в. возникает необходимость в возведении пассажирских терминалов – унифицированных, компактных, учитывающих все современные тенденции транспортных объектов, имеющих достоинства объединенных вокзалов и транспортнообщественных узлов.
Мировая практика строительства пассажирских терминалов. Сегодня объекты, которые соответствуют понятию “пассажирский терминал”, достаточно разнообразны. Одна из самых известных построек – недавно открывшийся главный вокзал в Берлине (Германия) (рис. 1). Здесь на нескольких уровнях пересекаются платформы двух линий скоростных поездов, нескольких линий пригородной железной дороги и метро. Посадочные платформы связаны между собой системой лифтов и эскалаторов (рис. 2). Терминал также включает в себя магазины, гостиницу и офисные помещения, сдаваемые в аренду [3].
Транспортный терминал в Сеуле (Южная Корея) объединяет аэропорт, две скоростные и две обычные железнодорожные линии, автовокзал, стоянку такси и паркинг на 5000 мест. На терминале в Кэмбридже (США) осуществляется пересадка пассажиров с конечной станции метрополитена на междугородные автобусные маршруты. Помимо этого, предусмотрен четырехъярусный паркинг. Строящийся терминал в Пекине (Китай) объединит аэропорт, станцию скоростной железной дороги, которая свяжет его с центром города, две автострады и паркинг.
В России также возводятся или проектируются объекты, соответствующие понятию “пассажирский терминал”. Пока преимущество остается за Москвой – в скором времени здесь планируется построить целый ряд таких объектов. Например, транспортный терминал “Москвасити” соединит несколько подземных зон, предназначенных для станций городского пассажирского транспорта и паркингов, с торговыми пространствами, жилыми и офисными помещениями. Терминал у станции метро “Войковская” включит в себя размещенные на нескольких уровнях посадочные платформы для пассажиров троллейбусов и автобусов, а также трамвайный круг с остановками, автостоянку, гостиницу, торговые и офисные помещения (рис. 3) [4]. А терминал у станции метро “Речной вокзал” будет представлять собой многоуровневый комплекс, где на самом нижнем уровне расположится станция метрополитена, второй и третий займут общественный транспорт и подземный паркинг, верхние ярусы – наземный пешеходный переход, зал ожидания, торговые киоски и закусочные [5].
Из мировой практики строительства следует, что под определение “пассажирский терминал” подходят как комплексы, объединяющие станции международного и междугородного транспорта, так и комплексы, включающие лишь станции городского пассажирского транспорта, паркинги и общественноделовые функции. Ведь у всех этих построек есть общие черты – пересечение платформ в нескольких уровнях, соединение всех функций в одном объеме, наличие дополнительных объектов, не связанных или связанных опосредованно с обслуживанием пассажиров. В связи с многообразием возводимых объектов для исследования особенностей функциональнопланировочных, объемнопространственных и градостроительных параметров пассажирских терминалов была проведена их типологизация.
Типология пассажирских терминалов. В результате анализа зарубежного и отечественного опыта проектирования и строительства пассажирских терминалов выявлены следующие критерии их типологизации:
1) взаимодействие различных видов транспорта;
2) градостроительное размещение;
3) расположение функциональных зон.
По взаимодействию различных видов транспорта терминалы подразделяются на городские, междугородные и международные (под взаимодействием здесь понимаются пересадки пассажиров, передача грузов, обмен информацией). Городские терминалы осуществляют взаимодействие одних видов городского пассажирского транспорта с другими, междугородные – городских и междугородных видов, международные – междугородных и международных видов транспорта.
По градостроительному размещению пассажирские терминалы делятся на возводимые в черте города и за городской чертой. Терминалы, расположенные в черте города, создаются преимущественно в основных транспортных узлах города – на базе существующих или проектируемых станций метрополитена, реконструируемых железнодорожных или объединенных вокзалов. За пределами города возводятся терминалы, объединяющие в себе аэровокзалы и станции скоростного рельсового транспорта.
По расположению функциональных зон пассажирские терминалы делятся на терминалы с вертикальным или горизонтальным расположением функциональных зон. Вертикальное расположение является необходимым фактором при строительстве терминалов в черте города, так как позволяет добиться значительной экономии территорий, а также сократить расстояния, которые вынуждены преодолевать пассажиры при пересадках с одного вида транспорта на другой. Горизонтальное расположение функциональных зон свойственно терминалам, созданным на базе существующих аэропортов и располагающимся за пределами города.
С учетом вышеизложенных критериев среди исследованных архитектурных объектов были выделены три типа терминалов.
Первый тип – пассажирские терминалы, осуществляющие пересадки пассажиров с одного вида городского пассажирского транспорта на другой. Как правило, они располагаются в основных транспортных узлах города на базе станций метрополитена и имеют многоуровневое построение с вертикальным размещением функциональных зон.
Второй тип – пассажирские терминалы, осуществляющие пересадки пассажиров с городских на междугородные и международные направления. Они чаще всего возникают в черте города на базе реконструируемых вокзалов и имеют вертикальное взаиморасположение функциональных зон.
Третий тип – пассажирские терминалы, осуществляющие пересадки пассажиров международных и междугородных направлений, расположенные за пределами города и имеющие преимущественно горизонтальное расположение функциональных зон.
Каждому из уровней координации взаимодействия различных видов транспорта соответствует свой тип пассажирского терминала. Первый тип терминалов осуществляет взаимодействие транспорта на уровне городов, второй – на уровне регионов, третий – на уровне страны. Таким образом, пассажирские терминалы координируют системы транспортных коридоров и обеспечивают взаимодействие различных видов транспорта на всех территориальных уровнях – городском, региональном и международном.
Актуальность возведения пассажирских терминалов в Республике Беларусь. В Беларуси, занимающей выгодное транзитное положение в Европе, в связи с совершенствованием транспортного сообщения вдоль трансъевропейских коридоров № 2 Париж – Берлин – Варшава – Брест – Минск – Москва; № 9 Стамбул – Бухарест – Киев – Гомель – Витебск – С.Петербург; № 9А Гомель – Минск – Вильнюс – Клайпеда и увеличением пассажирских потоков объединение станций различных видов междугородного, пригородного и городского транспорта в одном терминале становится необходимым. Еще большую актуальность оно приобретает по причине дефицита городских земель и планируемого внедрения скоростного транспорта.
Также в соответствии с Государственной схемой комплексной территориальной организации одним из основных направлений совершенствования планировочного каркаса Республики Беларусь является развитие систем транспортной связи всех уровней для обеспечения доступности больших и крупных городов всему населению республики [6]. Это вызывает необходимость создания единой сети высокоскоростных транспортных сообщений, упрощения пересадок пассажиров и передачи грузов с одного вида транспорта на другой. Оптимальное решение данной проблемы – совершенствование транспортнокоммуникационных коридоров с возведением пассажирских терминалов в основных транспортнокоммуникационных узлах, являющихся пунктами непосредственного взаимодействия различных видов транспорта.
Поэтому актуальным вопросом сегодня становится исследование особенностей проектирования и строительства пассажирских терминалов, основное предназначение которых заключается в координации взаимодействия разнообразных видов транспорта на всех территориальных уровнях – республики в целом, ее регионов и городов.
1. Жаркевич Д.В. Грузопассажирский терминал как основной элемент транспортнокоммуникационного узла // Вестник Академии архитектуры. 2005. № 2(5). С. 51–52.
2. Батырев В.М. Вокзалы. М.: Стройиздат, 1988. 214 с.
3. Brensing Ch. Tunnel vision // The Architectural Review. 2006. Vol., July. P. 36–58.
4. Вальчук А.В. и др. Пересадочный узел с крытыми автостоянками и торговоделовым центром у станции метро “Войковская” // Архитектура. Строительство. Дизайн. 2005. № 1. С. 22–23.
5. Олифирова С. На “Речном вокзале” построят транспортный терминал // Комсомольская правда. 2005. 11 окт. С. 23.
6. Ничкасов А.И. Основные направления градостроительной политики Республики Беларусь и инструменты ее реализации // Архитектура и строительство. 2000. № 4. С. 8–11.
7. Сафронов Э.А. Транспортные системы городов и регионов: Учеб. пособие. М.: Издательство АСВ, 2005. 272 с.
Что такое аэропорт, терминалы и их классификация
Photo by chuttersnap on Unsplash
Пожалуй, нет ни одного человека в мире, за исключением представителей изолированных от цивилизации диких племен, который не знает, что такое аэропорт. Действительно, воздушные перевозки прочно вошли в нашу жизнь, а дешевые авиабилеты сделали их доступными для многих. Однако некоторые по-прежнему путают понятия «аэропорт», «аэродром» и «аэровокзал», отождествляя их. Поэтому мы решили поговорить о том, чем отличаются эти термины, что такое аэропорт, кто присваивает названия воздушным воротам и где находится старейший в мире аэропорт и как строятся расписания самолетов.
Значение термина «аэропорт»
Слово «аэропорт» имеет греческие корни и дословно переводится как «воздушная гавань». Так что это не что иное, как воздушные ворота страны или города. В современном мире под термином «аэропорт» понимается комплекс сооружений, предназначенных для отправки, прибытия и обслуживания воздушных судов.
У многих пассажиров аэропорт ассоциируется исключительно с пассажирским терминалом и взлетно-посадочной полосой. Но это не совсем верно, ведь аэропорт включает в себя и другие важные объекты, призванные обеспечить его бесперебойную работу в любых условиях. В него также входят наземные службы, управляющие движением самолетов, и грузовой комплекс, который занимается погрузкой и разгрузкой грузов, включая склады, автомобили и другие средства.
Еще одна распространенная ошибка — отождествление понятий «аэропорт» и «аэродром». На деле аэродром — это лишь часть аэропорта — та, на которой происходит руление, взлет и посадка самолетов.
Итак, аэропорт состоит из аэродрома, аэровокзала и других вспомогательных служб и сооружений.
Самый первый аэропорт
Аэропорты начали появляться лишь в начале XX века. Ранее существовавшие аэропланы не требовали разгона и взлетно-посадочных полос. О пассажирских авиаперевозках тогда еще могли лишь мечтать.
Развитие авиации и появление новых видов самолетов потребовало проектирования строительства взлетно-посадочных полос и аэродромов. Считается, что первый аэродром появился во Франции, когда ВПП оборудовали ангарами для стоянки самолетов. А первое подобие аэровокзала — в США в 1914 году, когда местная авиакомпания St. Petersburg Tampa Airboat Line дала старт первым пассажирским регулярным перелетам. Первые аэровокзалы помимо служб обязательно включали гостиницы и кафе, ведь в то время самолеты редко вылетали по расписанию.
В 20-30-х годах прошлого столетия с развитием пассажирских авиаперевозок строительство аэропортов стало массовым. В Европе одним из старейших считается «Девау» на территории Калининграда (в то время — немецкого Кенигсберга). В настоящее время он не используется, но по тем меркам это был передовой во всех смыслах аэропорт.
Что такое терминал в аэропорту
Теперь разберемся со значением слова «терминал». Оно произошло от английского и дословно переводится как «конец» или «предел», то есть это именно та часть аэропорта, которая занимается посадкой и высадкой пассажиров.
Итак, терминал — это здание аэровокзала, в котором происходит регистрация пассажиров на рейс, осуществляется паспортный и таможенный контроль, происходит сбор и выдача багажа. Именно здесь путешественники проводят большую часть времени в ожидании своего рейса. В терминале располагаются стойки регистрации, залы ожидания, выходы на посадку, залы прилета магазины, кафе, рестораны, камеры хранения, отделения банков, представительства авиалиний и другие необходимые службы.
Основное назначение терминала — эффективное управление пассажиропотоком и организация бесперебойной работы аэропорта.
В аэропорту может быть один или несколько терминалов. Как правило, крупные комплексы включают в себя несколько зданий, каждое из которых выполняет свои функции: одно обслуживает внутренние рейсы, второе — международные направления, третье — грузовые перевозки и т.д.
Названия аэропортов
В любой стране, даже не зная языка, вы безошибочно определите, что находитесь у аэропорта, ведь его всегда обозначают английским словом «airport». Кроме этого, на здании аэровокзала указан город и название самого аэропорта.
Чаще всего имя аэропорта происходит от наименования ближайшего поселка или города. По такому принципу названы московские аэропорты «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково».
Встречаются и необычные названия. К примеру, в США есть аэропорты Красный Дьявол (Red Devil), Курица, (Chicken), Большой Медведь (Big Bear) и даже Мертвая Лошадь (Deadhorse). В Канаде — Рабское Озеро (Slave Lake) и Лосиная Челюсть (Moose Jaw). С одной стороны — и не подкопаться — есть такие населенные пункты, с другой — путешественниками это воспринимается довольно неоднозначно.
Довольно часто аэропорты называют в честь знаменитых личностей. Например, аэропорт «Платов» в Ростове-на-Дону получил имя атамана Донского казачьего войска Матвея Платова. Аэропорт в Ливерпуле носит имя Джона Леннона, в Дели — Индиры Ганди, в Римини — Федерико Феллини, в Белграде — Николы Теслы.
Классификации аэропортов
Аэропорты различают по направлениям обслуживания, объемам и характерам авиаперевозок, а также по частоте использования.
В зависимости от объемов пассажиропотока различают пять классов аэропортов. к I классу относятся крупные аэропорты, пропускающие через себя 7-10 миллионов пассажиров в год. Через «воздушные ворота» II и III классов проходят от 4 до 7 и от 2 до 4 миллионов человек, соответственно. Пассажиропоток аэропортов IV и V классов составляет от 500 тысяч до 2 миллионов и от 100 до 500 тысяч. Существуют гигантские аэропорты, число пассажиров которых превышает 10 миллионов (Хитроу, Дубай, Пекин) — они относятся к внеклассовым. Если же объем пассажиров не дотягивает до 100 тысяч, то его причисляют к «неквалифицированному».
Наиболее часто встречающаяся обывателям классификация — по направлениям перевозок. Так, авиаузлы подразделяют на внутренние и международные.
В крупных странах также существует внутреннее деление аэропортов. К примеру, в России есть еще три категории:
Также существуют пассажирские и грузовые авиаузлы. Некоторые крупные аэропорты могут совмещать перевозку людей и грузов. Кроме того, аэродромы могут быть базовыми (они используются постоянно) и запасными (для экстренных ситуаций).