Что такое пассивная акустика
Активные и пассивные акустические системы: в чем разница? Что лучше?
Сохранить и прочитать потом —
В самом простом случае традиционная Hi-Fi-система состоит из источника, интегрированного усилителя и пары пассивных колонок. Пока что все довольно понятно.
Но если рассмотреть путь прохождения сигнала, окажется, что в нем можно выделить еще большее число отдельных секций, из которых многие в этой простой системе перемешаны друг с другом.
Пассивные колонки
Здесь разделительному фильтру не требуется источник питания, и кроссовер считается пассивным
Во-первых, у нас имеется компонент-источник – устройство для воспроизведения музыки. Это может быть CD-проигрыватель, сетевой музыкальный плеер, виниловая вертушка и даже компьютер или телефон. Далее следует секция предварительного усилителя, которая позволяет переключаться между источниками и изменять громкость.
Если источником служит проигрыватель винила, то еще необходим фонокорректор, усиливающий поступающий с картриджа сигнал до линейного уровня и выравнивающий его АЧХ перед передачей на предусилитель (для простоты мы не стали включать фонокорректор в блок-схему).
Теперь нам нужны «мускулы», которые смогут взять у предусилителя сигнал линейного уровня и увеличить его до такой степени, чтобы хватило АС – иначе говоря, нам нужен усилитель мощности. Впрочем, и он еще не подключен напрямую к динамикам.
Выходной сигнал усилителя мощности подается на разделительный фильтр, или кроссовер, который в двухполосной акустической системе расщепляет сигнал на высокочастотную составляющую, передаваемую на твитер, и все остальное, отправляемое более габаритному СЧ/НЧ-динамику.
В трехполосной системе кроссовер разделяет звуковой поток на три составляющих – высоко-, средне- и низкочастотную. Такому фильтру не требуется для работы источник питания, поэтому кроссовер считается пассивным Примерно так выглядит путь прохождения сигнала в обычной Hi-Fi-системе.
Активные колонки
Более точный разделительный фильтр обеспечивает лучшее согласование звучания
В активной системе все обстоит точно так же до момента, когда сигнал покидает предусилитель. После этого он передается активному разделительному фильтру, который выполняет ту же работу, что и пассивный кроссовер, однако делает это с сигналом линейного уровня (около 2 В), а не на том, на котором приводятся в действие динамики АС (обычно 15–35 В).
Работа с сигналом низкого уровня позволяет оптимизировать комплектующие для повышения точности, а не мощности. В такой конструкции обычно применяются активные элементы, а в более сложных моделях – еще и некоторые разновидности схем обработки сигнала (цифровой либо аналоговой) для излучения динамиками звука максимального качества.
В результате такой фильтр потенциально обеспечивает более высокую точность операций, а также способствует созданию оптимального и согласованного звучания.
Затем сигнал линейного уровня каждого из частотных поддиапазонов отправляется отдельному усилителю мощности, питающему столько динамиков, сколько выделено на воспроизведение этой полосы.
Какой вариант лучше?
Звук АС с активным кроссовером в меньшей степени подвержен искажениям
В теории активные колонки состоят из одних достоинств. Принцип конструкции кроссовера обеспечивает их разработчикам гораздо более полный контроль над сигналом, а также создает намного меньше возможностей для возникновения ошибок и искажений по сравнению с аналогичными пассивными фильтрами.
Поскольку усилители мощности встроены в АС, их можно оптимизировать для каждого отдельного динамика. А из-за того, что они обычно располагаются прямо в корпусе, можно уменьшить длину кабелей между усилителями и динамиками, что приводит к снижению уровней искажений и потерь в них. Иными словами, в результате можно добиться максимального контроля.
Однако, несмотря на столь серьезные преимущества активных АС, они не лишены недостатков. Далеко не каждый производитель акустики выпускает усилители, так что обычно их приобретают в готовом виде у OEM-поставщиков. Сам по себе этот принцип неплох, но практическая реализация не всегда оказывается удачной. В результате качество звучания готовой АС получается далеким от идеала.
Кроме того, активные колонки проигрывают пассивным в торговом зале магазина с точки зрения субъективно воспринимаемой ценности. Электронные компоненты спрятаны в корпусе, а разница в ценах по сравнению с аналогичными на вид пассивными конкурентами видна невооруженным глазом. Если разложить стоимость на встроенные компоненты, активные АС обычно оказываются более выгодными, поскольку включают несколько усилителей мощности – даже простой двухполосной паре АС необходимы четыре блока усиления, тогда как все четыре динамика пассивной системы способен прокачать один стереоусилитель.
Активные конструкции также ограничивают спектр возможных обновлений. Вместо того чтобы модернизировать усилители мощности, придется менять весь комплект. Любителям комбинировать варианты это резко сужает пространство для маневра: комплект усилителей мощности и динамиков либо подходит, либо нет.
Активные или со встроенным усилителем?
ATC SCM40 – одновременно и активные, и с усилителем
Все активные колонки оснащены усилителями, но не все АС со встроенным усилением следовало бы именовать активными.
Существует разновидность АС со встроенным усилителем, у которых путь прохождения сигнала в точности такой же, как у пассивных систем, с тем отличием, что усилитель (нередко оба – предварительный и усилитель мощности) спрятан в одном из корпусов. Такие колонки соединены кабелем, идущим от ведущей АС (оснащенной усилителем) к ведомой (пассивной).
Такая конфигурация применяется в большинстве недорогих активных колонок, в частности, мультимедийных. В плане удобства подобный подход отчасти похож на тот, что применяется в активных АС, но почти не имеет соответствующих технических преимуществ.
Подготовлено по материалам портала «What Hi-Fi?», февраль 2020 г.
Активная и пассивная акустика
В данной статье, раз и навсегда, разберемся с вопросами:
Активная акустика
То есть первый плюс активных колонок – они просты для понимания обывателя: акустика подключается к проигрывателю – такая схема как раз и выстраивается в голове любого дилетанта. Второй плюс заключается в том, что современные активные системы снабжены не только усилителем, но и процессором (DSP), в который заложены все базовые настройки, то есть возможность настройки сведена до минимума: это могут быть всего 3 ручки: тон, низкие частоты, громкость.
В итоге каждый человек сможет без труда получить вполне приемлемое звучание. Используются 2 провода (или спаренный): сигнал плюс питание (это иногда относят к недостаткам, но особых проблем обычно с этим не возникает). Хорошо то, что на больших площадках, когда система расставляется на большом расстоянии, – не происходит потеря мощности. Минус заключается в том, что активная акустика практически не настраивается, и профессионал не сможет раскрыть на нем свои возможности.
Второй минус – в случае поломки усилительного блока колонки также становятся непригодными к использованию. Например, если активная система попала под дождь – вряд ли что-то сможет помочь. Пассивные колонки просто промокнут, их можно будет высушить, ведь усилители и процессоры установлены в сухом безопасном месте где-то на сцене под навесом. Нередко специалисты отмечают, что даже в дорогих активных системах звукоусиления применяются бюджетные усилители средней продуктивности. Как результат – достичь можно только посредственной чистоты звука. Другое дело – что для ушей массового слушателя этот звук будет вполне приемлемым. Недостатки почувствовать сможет только профессионал.
Пассивная акустика
Пассивные акустические системы – это колонки без каких-либо встроенных модулей. Казалось бы – прекрасно, но такая аппаратура сразу ставит перед собой вопросы: какой дополнительный блок необходим, где его выбрать, подойдет ли он? И в самом деле, в данном случае нужно либо разобраться самому, либо обратиться к профессионалу, так как на рынке можно столкнуться с широчайшим выбором различных усилителей и процессоров. Не всегда можно положиться на знания консультантов, которые в большинстве случаев знакомы с предметом лишь поверхностно и имеют перед собой одну задачу: любыми способами продать товар.
Часто пассивные системы звукоусиления выбирают организаторы концертов и иных мероприятий с громким звуком, почему? Прежде всего, с практической точки зрения. Дождь, снег, град, ветер – могут повредить только колонкам, но их без труда можно восстановить. А вот электроника находится в безопасном месте. Колонки имеют простую конструкцию; в принципе, перегорают и выходят из строя чаще всего дополнительные блоки – вот с ними и нужно обходиться очень бережно.
Долгое время не было выбора: все пользовались только пассивными системами. Сейчас же, когда появилась альтернатива, заметна конкуренция между активом и пассивом. Многие хотят купить «звук» домой или в машину. Чаще всего в этом случае пассивные колонки не рекомендуют. Почему? Подключить к компьютеру и магнитофону их будет проблемно. Активные же подключит и ребенок. Кроме того, усилитель не только нужно выбрать и купить, но и разобраться с ним, понять принцип действия, подключения, научиться настраивать и т. д.
Самые сложные системы – трехполосные, они требуют установки кроссовера, контроллеров и другого оборудования (если дело касается музыкальных Dj-еев и других профессиональных работников со звуком). Здесь разобраться простому человеку совсем сложно, а затраты становятся высокими. Интересно, что пассивная акустика подключается проще активной: необходим всего один простой кабель, без дополнительного питания (спикер). Также такое оборудование более безопасно, легче установить поломку и проще её устранить. Для проведения больших мероприятий используют только такие сисиемы, так как в любом случае приходится привлекать профессионалов, которые умеют обращаться с данным типом устройств.
Если Вы не очень разбираетесь в электронике и звуке, хотите купить звуковую систему домой в машину, для организации свадьбы, конкурса, встречи, презентации – то идеально подойдет активная акустика. Если же Вы решили заняться звуком серьезно и надолго, то нужно перевести внимание на профессиональное оборудование; и далее, после консультаций и просвещения – приобрести пассивную акустическую систему. Собрать схему и отстроить систему не так просто, но зато в итоге полученным звуком можно удовлетворить любого гурмана и ценителя музыки.
Также возможно вам будет интересно почитать:
Активная или пассивная акустика
Чем они различаются и какую из них выбрать
Активная или пассивная акустика
Чем они различаются и какую из них выбрать
В данной статье мы расскажем о различиях в конструкции активных и пассивных акустических систем, разберем распространенные в отношении них заблуждения и дадим рекомендации по выбору того или иного варианта для домашней стереосистемы.
Пассивная акустика
Это привычный всем любителям Hi-Fi тип акустических систем, где для разделения аудиосигнала на отдельные частотные полосы используются фильтры, состоящие из пассивных элементов – конденсаторов, резисторов, катушек индуктивности. Их задача заключается в выделении из широкополосного сигнала отдельных частотных участков, каждый из которых будет воспроизводиться специальным излучателем – высокочастотным, среднечастотным или низкочастотным.
Главная особенность пассивных акустических систем заключается в том, что установленные в них фильтры работают с высокоамплитудным сигналом, получаемым с выходного каскада усилителя мощности. А это означает, что точность работы таких фильтров критически зависит как от правильности расчетов, так и от качества пассивных элементов в схеме кроссовера. На качество звука влияют такие факторы, как дополнительные сопротивления, емкость конденсаторов, потенциальные фазовые искажения, надежность контактов и многое другое. Да и сам усилитель получает не только реактивную нагрузку в виде динамических головок АС, но и должен дополнительно «пробивать» компоненты фильтра, особенно если речь идет о сложных кроссоверах с компенсирующими цепочками или дополнительными контурами плавной подстройки в виде аттенюаторов.
Все это вкупе снижает эффективность работы как динамических головок, так и выходных каскадов усилителя, в результате максимально достижимый уровень звукового давления также снижается. Тем не менее, у пассивных акустических систем есть существенные преимущества, прежде всего, с практической точки зрения.
Во-первых, покупатель получает возможность дальнейшего беспроблемного апгрейда как усилительной части своей системы, так и кабельной.
Во-вторых, при условии использования равных по уровню качества компонентов пассивная схема обычно обходится дешевле активной.
В-третьих, любители самостоятельной сборки и настройки имеют гораздо больше шансов сделать в домашних условиях хорошо звучащие пассивные АС, чем активные.
Активная акустика
Прежде всего, давайте разберемся с определениями. Очень часто под словами «активная акустика» пользователи понимают любые колонки, внутрь которых встроены усилители. Это не совсем правильно, поскольку в таких АС усилители могут быть подключены к динамическим головкам через пассивные фильтры, то есть, по сути, такие модели конструктивно ничем не отличаются от пассивных. Основным условием для отнесения акустических систем к разряду «активных» является не факт встраивания усилителей внутрь корпуса АС, а использование низкоуровневых разделительных фильтров, разделяющих аудиосигнал на отдельные частотные полосы до его поступления на выходные каскады усилителей мощности, отдельных для каждой полосы. При этом усилители могут зачастую располагаться в своих собственных отдельных корпусах. Поэтому в данном материале активной будет именоваться только та акустика, которая отвечает перечисленным критериям.
Принцип работы активной акустической системы
От источника цифровой или аналоговый сигнал поступает на процессор/активный фильтр, где он разделяется на нужное число полос. Это могут быть два, три или более частотных участка, предназначенных для воспроизведения отведенными для этого излучателями. Далее в дело вступают отдельные усилители, подключенные напрямую к динамикам, каждый из которых работает в своей полосе частот.
Такое решение позволяет не только максимально эффективно использовать возможности усилителя, но и гибко настраивать всю систему. Так, например, для получения чистого и глубокого баса для НЧ полосы логично применять мощный усилитель, например, работающий в классе D, в то время как середину и ВЧ лучше поручить менее мощному, но более «певучему» транзисторному аппарату в классе А или даже ламповому усилителю. Многие производители профессиональных активных мониторов вообще разрабатывают специальные версии усилителей, работающие в узкой полосе частот. Кроме того, цифровые или аналоговые процессоры по точности настройки существенно превосходят пассивные решения. Так, современные профессиональные активные кроссоверы высокого класса дают возможность «сшить» практически любые виды излучателей путем введения временных задержек сигнала, плавной регулировки уровня, фазы, частоты среза и крутизны спада для каждого излучателя, а также добавления кривых эквализации. В результате каждый из усилителей получает заранее «приготовленный» сигнал, который дальше усиливается и напрямую отправляется на свою динамическую головку или другой излучатель.
Какие преимущества имеют активные акустические системы по сравнению с пассивными?
Во-первых, существенно более высокий уровень звукового давления с минимальными нелинейными, фазовыми и интермодуляционными искажениями.
Во-вторых, в такой схеме обеспечивается максимально эффективная работа усилителей и излучателей в отведенной им полосе частот.
В-третьих, возможность на уровне разделительного фильтра (при наличии такого функционала) настраивать звучание в конкретном помещении с учетом его особенностей.
Какие активные АС сегодня есть на рынке
Больше всего готовых акустических систем с полосным усилением встречается на профессиональном рынке в виде активных мониторов ближнего, среднего и дальнего поля. Несмотря на существующие мифы и легенды, никаких препятствий к их успешному использованию в домашних системах высокого класса не существует. Более того, по соотношению цены и качества такие АС оказываются зачастую весьма выгодными за счет того, что отделка корпусов у них достаточно утилитарна – среди студийных мониторов не встретишь моделей, покрытых шпоном ценных пород дерева или тройным лаком от Ferrari. Кроме того, в их цену не закладывается серьезная маржа дистрибьюторов и дилеров High End техники, давно работающих с акустикой по тем же принципам, что и продавцы любых товаров класса Luxury.
Существует предложение активных акустических систем и на рынке бытовой акустики, подобные решения предлагают многие компании, производящие акустические системы класса Hi-Fi и High End. Особенно популярны в последние годы стали цифровые активные беспроводные АС, предназначенные для работы как в обычной стереосистеме, так и в составе многокомнатных инсталляций. Более того, многие компании одновременно производят и профессиональные, и бытовые акустические системы высокого класса – JBL, Dynaudio, Tannoy, Focal, а производители студийной акустики высочайшего класса активно продвигают свои решения на бытовом рынке – Genelec, Westlake Audio, Backes&Muller, Ocean Way.
Основные типы активных АС
Мониторы ближнего и среднего поля
Как правило, они представляют собой двухполосные активные мониторы компактного формата с основным динамиком диаметром от 5 до 8 дюймов, в которых вся электронная начинка находится внутри корпуса. Они предназначены для прослушивания фонограмм на расстоянии от 1 до 3 метров, то есть там, где уровень прямого сигнала больше или равен отраженному. Как правило, эксплуатация таких мониторов подразумевает схему 2.1, в которой используются активные сабвуферы в отдельных корпусах, однако это справедливо не для всех ситуаций.
Мониторы дальнего поля
Обычно в их роли выступают трех- или четырехполосные системы, которые могут как иметь собственные корпуса, так и быть встроенными в специальные ниши. Вся электроника зачастую вынесена в отдельную стойку. Под дальним полем – обычно более 3-х метров – понимается такое положение слушателя, при котором в воспринимаемом им сигнале соотношение между прямым и отраженным звуком составляет либо 1 к 1, либо отраженный звук начинает превалировать.
Бытовые активные АС
По своей классификации и предназначению они в целом соответствуют студийным, за тем исключением, что все большие АС дальнего поля имеют свои собственные корпуса.
Кому нужно покупать домой активные студийные мониторы
Если вы занимаетесь звукозаписью в домашних условиях, то естественным выбором будут именно профессиональные активные АС, это вполне очевидно.
Любителям тяжелой и электронной музыки
Музыкальные жанры, при воспроизведении которых требуется создание высокого уровня звукового давления с минимальными нелинейными и интермодуляционными искажениями, лучше всего воспроизведут именно активные АС. Чтобы получить тот же уровень звука от пассивной бытовой системы, придется заплатить существенно больше.
Поклонникам ровного и нейтрального звука
Несмотря на то, что студийные мониторы, как Hi-Fi акустика, также звучат по-разному, их объединяет общее требование к получению максимально ровной АЧХ в точке прослушивания и минимальной окраске звука. А это означает, что на любых фонограммах результат будет более предсказуемым.
Кому не нужно покупать домой активные студийные мониторы
Если неотъемлемым элементом вашего увлечения звуком является регулярная замена компонентов, проводов и аксессуаров, то активная система, особенно студийная – не ваш выбор. Она дает меньше простора для экспериментов, кроме того, не столь живо реагирует на замену кабелей.
Поклонникам «живого» звука
Тем, кто ищет максимально подвижного и пластичного звука с богатыми тембрами и нежным отношением к предполагаемому замыслу композитора, рабочие лошадки в виде современных активных мониторов вряд ли понравятся. При их проектировании гораздо больше внимания уделяется перегрузочной способности и надежности, чем возвышенным материям.
Активные студийные мониторы чаще всего имеют достаточно утилитарный внешний вид, поэтому если вы печетесь о соблюдении утонченного дизайна вашего интерьера, то навряд ли они вам подойдут. Если вам все же нужна активная акустика, то ваш выбор – продукция, предназначенная для бытового рынка, благо сегодня на рынке уже есть неплохой выбор подобных АС.
Активная и пассивная акустическая система. В чем отличия и какую лучше выбрать
Если поставлена задача выбора акустической системы, появляется вопрос, какие виды существуют и чем отличаются. По запросу в интернете можно узнать, что есть активная и пассивная акустики, но в чем между ними разница, и для каких целей подходит каждая из них.
Отличия между видами колонок
Разница между активной и пассивной акустическими системами заключается в наличии или отсутствии встроенного усилителя мощности. В первом случае он есть, во втором – нет. Поэтому для активной колонки понадобится питающий кабель.
Активная и пассивная системы отличаются и по пути прохождения звукового сигнала: в первом случае он попадает сразу на колонку, распределение происходит уже внутри устройства. В случае пассивной акустики сигнал приходит на усилитель, а затем на динамик.
Конструктивно активная система состоит из динамика, кроссовера, необходимого для подготовки частотного диапазона, и ресивера – усилителя. У пассивной акустики есть все те же элементы кроме последнего.
Еще одно отличие состоит в том, что при покупке колонки пассивного типа все необходимые дополнительные детали придется выбирать самостоятельно. При этом нужно будет учитывать их параметры, чтобы, например, колонка не сгорела от высокой мощности, подводимой к ней с усилителя.
Первым недостатком, вытекающим из конструкции системы, считается то, что для использования колонки нужен источник питания. Также если акустика расположена далеко от источника сигнала, возможна потеря качества звука. Чтобы этого избежать, применяются качественные и дорогостоящие балансные кабели (XLR).
Последний фактор, ограничивающий применение таких акустических систем – зависимость от погодных условий при работе на открытом воздухе. Если пойдет дождь, появится вероятность повреждения и выхода из строя усилителя.
Недостатки пассивной системы
Поскольку в колонке нет встроенного усилителя, подключать его к динамику каждый раз нужно с помощью дополнительных проводов. Разъемы для них и, собственно, сами кабели изнашиваются и приходят в негодность из-за частых подключений спустя время. Поэтому, надежность системы снижается.
Вторым недостатком акустики пассивного вида называют то, что после подбора усилителя к динамику, выполняется их подстройка, чтобы добиться наилучшего качества звука. В зависимости от целей использования колонки такая настройка может быть трудоемкой.
На основании чего выбирать тип колонки
Выбор в пользу той или иной системы нужно делать исходя из условий и целей ее использования. Поскольку настройка качества звучания в активной колонке выполняется производителем и больше никак не регулируется, такая система подойдет для частного использования. Например, для проигрывания звука на компьютере или стационарной стереосистеме. Также эти виды колонок используются в караоке-барах, на частных вечеринках и дискотеках.
Для того, чтобы звук от пассивной акустической системы был качественный, нужны: финансовые вложения в комплектующие и умение настраивать оборудование. По этой причине, такие системы лучше выбирать тогда, когда качество звучания – главный критерий, и персонал обладает квалификацией, достаточной для того, чтобы провести тонкую настройку оборудования.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов