Что такое пастель для рисования для детей
Пастель в творчестве детей
Людмила Смехнова
Пастель в творчестве детей
Рисование неимоверно расслабляет и отвлекает детей от напряжений и стрессов. Они погружаются в новый, сказочный и безграничный мир искусства.
Техник для рисования множество. Рисовать можно и красками, и карандашами, и пластилином, и даже шерстью.
Сегодня мы решили познакомиться с новой техникой- пастелью. Такое занятие сразу стало любимым. Рисовать в этой технике легко, изображения получаются яркими, насыщенными, линии легко растушевываются, создавая плавные переходы и новые оттенки.
Пастель – техника очень интересная, но и у нее есть некоторые тонкости. Пастель считается переходным звеном между рисованием цветными карандашами и мелками. Материалы, которые используются для пастельного рисования, совершенно безопасны для детских рук. Работать с пастелью любят не только дети, свое предпочтение ей отдавали великие художники
Фотоотчет о творчестве детей, посвященном Дню космонавтики для старшей группы «Лети, ракета, к звездам!» Гашенко А. В., Баженова Н. Н. 12 апреля наша страна отмечает замечательный праздник-День космонавтики! Люди с давних времен мечтали о космосе.
Фотоотчет о творчестве детей старшей группы, посвященном празднику «Светлая Пасха» Испокон веков этот праздник встречали в храме, и сегодня пасхальная служба по-прежнему остается самой торжественной в году. Дети очень любят.
Фотоотчет «Солнышко в творчестве детей» ко Дню Солнца Ну, вот и пришел долгожданный май, а с ним и многочисленные праздники. Сегодня 3 мая и вся планета отмечает всемирный день солнца. Все,.
Фотоотчёт «Далёкая Африка в творчестве детей» В рамках проекта «Африка — это где?» Что за Африка-страна, Где лишь лето и весна, Где кругом стоит жара – Всё узнать о ней пора. Что за.
Фотоотчёт «Насекомые» о творчестве детей младшей группы Лето жаркое!Лето яркое!И красивое, и счастливое! Детям нашей группы очень нравится творческая деятельность. Ребята готовы рисовать, лепить,.
Фотоотчёт о творчестве детей на День образования Калужской области 5 июля Калужская область отмечала 74 годовщину своего образования и день её официальных символов. С 2014 года 5 июля стало официальным.
Конспект ООД по речевому развитию для детей подготовительной группы «Натюрморты в творчестве художников» Программное содержание: Уточнить знания детей о натюрморте. Познакомить детей с репродукцией В. Ю. Багрова «Натюрморт. Сладкий», вызвать.
Викторина о творчестве К. И. Чуковского для детей старшего дошкольного возраста ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о произведениях К. И. Чуковского. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге. ЗАДАЧИ: 1. Показать.
Фотоотчет «Осенние краски в в творчестве детей» В детском саду «Лесная сказка» разновозрастная группа принялась усердно трудиться над осенним мотивом. Краски осени явились к детям желтыми.
Консультация для родителей «Рисование пастелью»
Васина Варвара
Консультация для родителей «Рисование пастелью»
Консультация для родителей «Рисование пастелью»
Изобразительная деятельность имеет очень важное значение для всестороннего развития ребенка. Она позволяет детям передать все то, что их окружает, что их волнует, что их интересует, то, что они видят в окружающем их мире. Недаром многие великие ученые, философы и педагоги прошлого высоко ценили значение рисования в воспитании детей. Рисование, по мнению К. Д. Ушинского, является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения. Доказано, что изобразительная деятельность имеет большое значение для развития таких психических процессов, как восприятие, представление, воображение, мышление, внимание и память.
Большой интерес у старших дошкольников вызывает рисование такими изо-материалами, как пастель, сангина, уголь. Чем разнообразнее материалы, тем больше интерес детей к изобразительному искусству. Работа с такими материалами создаёт атмосферу творческого поиска, способствует мотивации к развитию творческих способностей детей. Несомненно, среди выше указанных изо-материалов среди детей пастель занимает первое место. Почему же детям так нравиться рисовать пастелью? Несомненно, техника рисования пастелью очень интересна детям, а насыщенные цвета в полной мере помогают передать задуманное, кроме того, пастель – это очень яркий и послушный материал.
Рассмотрим более подробно что такое пастель и какие виды пастели бывают.
Пастель для рисования – это художественный материал, родившийся гораздо раньше масляных красок. Художественная пастель (от латинского “тесто”) – это мягкий и приятный в работе материал. Обычно выпускается в виде мелков и карандашей.
Такие великие художники как Леонардо да Винчи, Дега, Ренуар писали свои шедевры не только маслом, но пастелью.
ПАСТЕЛЬ ДЛЯ РИСОВАНИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ЧЕТЫРЁХ ВИДОВ:
сухая пастель (твердая, мягкая, ультра-мягкая (софт);
Каждый вид пастели дает свой эффект, например, сухая пастель ложится на бумагу очень, хорошо растушевывается.
Акварельная пастель очень похожа на сухую, однако имеет свои секреты. Добавив в работу немного воды и размыв изображение кисточкой, можно увидеть удивительное превращение пастельного рисунка в акварельный.
Пастель на масляной основе сложнее растушевать и добиться плавности переходов, но эта пастель дает очень яркие цвета и не всегда в сухой пастели можно найти подобные оттенки.
Восковая пастель создается на основе воска в сочетании с натуральными наполнителями. Рисунки, выполненные восковыми мелками, получаются сочными и яркими. Мелками из воска можно рисовать на бумаге, картоне и даже на стекле.
Советы по работе с пастелью:
— когда вы начинаете рисовать, не намечайте основу графитным карандашом, так как на него плохо ложится мелок, пользуйтесь пастельным карандашом или, если у вас его нет, карандашом конте, углём или, наконец, самой пастелью;
-рисовать необходимо на специальной бумаге для пастели в виде шероховатого картона или наклеенного на картон холста (она бывает белая и цветная) ;
— в одном рисунке используется только один вид пастели;
— рисование пастелью для начинающих подразумевает применение сухих мелков;
— нежная и хрупкая пастель нуждается в бережном обращении, оберегать нужно не только работы, но и сами мелки.
Творческих успехов!
Консультация для педагогов и родителей «Рисование как способ диагностики неврозов» Стремление рисовать присуще большинству детей старшего дошкольного возраста. При неврозах дети часто не реализуют его из-за односторонней.
Консультация для родителей и педагогов «Пальчиковое рисование» Пальчиковое рисование – это не только интересно и весело, но и очень полезно. С его помощью развивается мелкая моторика, а также малыш делает.
Консультация для родителей «Нетрадиционное рисование с детьми в детском саду» Общение с детьми, наблюдение за ними в повседневной жизни, изучения уровня освоения умений и навыков детей в процессе рисования, изучение.
Консультация для родителей «Так ли важно рисование в жизни ребенка?» Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную.
Консультация для родителей «Нетрадиционная техника рисования. Рисование манной крупой» Консультация для родителей. Подготовила Метельская Ольга Ивановна, воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с №81. П. Малаховка,.
Консультация для родителей «Рисование креативными способами» Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать.
Консультация для родителей «Рисование нетрадиционными способами» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка «Детский сад № 417» г. Перми Консультация.
Консультация для родителей «Рисование штампами» Рисование штампами с детьми дошкольного возраста Всестороннее творческое развитие полезно и нужно всем детям. Но далеко не все дети любят.
Консультация для родителей «Рисование в жизни ребёнка» «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский Наверно многие согласятся со.
Консультация для родителей «Рисование мыльными пузырями» Дети средней группы оформляли осенний праздничный зал листиками нарисованные мыльной пеной Это нетрадиционная технология доставляет.
Рисование пастелью
Рисование пастелью в живописи для детей наравне с другим художественным творчеством занимает важное место.
Начать занятия пастелью можно с раннего возраста и при этом не потратить слишком большое количество времени на обучение.
И, несмотря на определенные нюансы в рисовании, такие как особенности работы с материалом и отличие некоторых видов, дети с удовольствием поработают с ним.
Ведь тактильные ощущения от пастели ускоряют творческие процессы, и дети получают удовольствие от такого рисования.
Неважно при этом какая пастель будет выбрана, любой ее вид поможет ребенку превратиться в художника. И множество мастер-классов доказывают это.
Кроме того пастельная живопись позволяет создавать удивительные насыщенные картины и портреты, а также работать в смешанных техниках.
Особенности пастели
Пастель – один из интереснейших художественных материалов, который представляет собой особенные мелки для рисования.
Но мелками детским ручкам не всегда удобно пользоваться, поэтому часто можно встретить пастель и в виде небольших карандашей.
В целом этот материал достаточно удобный для детского рисования, но со своими особенностями, которые стоит изучить:
А уроки рисования пастелью благодаря этим особенностям для детей не представляют больших трудностей. И в младшем, и в старшем возрасте заниматься живописью пастелью достаточно просто.
Кроме особенностей еще один важный момент в работе с пастелью – это изучение видов этого материала, между которыми будут небольшие отличия.
Виды пастели и их отличия в рисовании
Уроки живописи пастелью для детей начинаются с выбора определенного вида пастели. Ведь, несмотря на общие особенности, имеются и отличия.
Дети могут работать со следующими видами пастели:
К слову сказать, каждый вид пастели, несмотря на отличия, будет интересен детям. И в зависимости оттого, что ребенок выберет, и нужно будет целенаправленно двигаться в практике.
Но чтобы определиться с выбором придется опробовать все виды пастельной живописи, а помогут в этом подобранные мастер-классы.
Мастер-классы по рисованию сухой пастелью
Сухая пастель напоминает обычные детские мелки, которыми ребята привыкли пользоваться на асфальте. Только вместо дорожного полотна мы учим ребенка рисовать на пастельной бумаге.
И эта бумага не обязательно будет белой, она может быть и голубой, и зеленой, и красной, и даже черной. А дети могут это использовать, чтобы скрыть любые огрехи при рисовании.
Малыши сумеют создать на такой поверхности пальчиковые рисунки поверх созданных пастельных линий, размазав их в хаотичном порядке. А более взрослые дети изобразят как натюрморты, так и пейзажи, например, космические.
И касаемо сюжетов, связанных с космосом, то они будут особенно полезны в практиковании детей работе с сухой пастелью. Ведь космическая картина может быть любой, наполненной звездами, планетами, космическими кораблями, черными дырами и другими галактическими объектами.
Поэтому выполнить любой мастер-класс по созданию космоса будет не трудно. Ну а простой рисунок можно нарисовать пошагово следующим образом:
И космический пейзаж будет готов!
Кроме этого мастер-класса самоучителем по рисованию сухой пастелью для детей могут стать и другие видео, например:
Уроки рисования восковой пастелью
Восковая пастель, более яркая и эффектная по своей структуре, наравне с сухой пастелью очень любима детьми.
Но она гораздо меньше пачкается и поэтому в большей степени подходит для детского творчества. Однако имеет такие отличия в работе, которые дети должны знать:
И взрослые также должны учитывать эти моменты на уроках с детьми.
Сами же занятия проходят легко и быстро позволяют научиться рисовать восковыми мелками. В это можно убедиться на примере выбранных мастер-классов:
Мастер-классы по рисованию акварельной пастелью
Заинтересовать ребенка занятиями акварельной пастелью не сложно.
Обучение можно начать с рассказа о том, что это чудесные мелки, которыми можно не просто что-то нарисовать, но и при помощи воды превратить в другой вид творчества.
На уроках с акварельными мелками детям можно предложить нарисовать животных, например, кошку или черепаху, бабочек и насекомых, деревья, свой дом и сад, и, конечно же, цветы.
Цветочки детям изображать проще всего, поэтому на примере мастер-класса «как нарисовать лилии» дети смогут пошагово освоить то, как рисовать акварельной пастелью:
В результате композиция станет более глубокой и получит завершение. А картина в целом получится и акварельной, и графической.
Выполнить подобным образом можно и любые другие цветы и не только. Этим же методом можно создать и животных, и пейзажи, и цветовые скетчи.
Уроки рисования масляной пастелью
Масляные мелки в отличие от других видов пастели – это самый яркий материал, который позволяет создавать на рисунке и штриховку, и размытые участки, и цветовые акценты.
Но работать с этой пастелью предпочтительнее на белой бумаге, чем на цветной. Ведь тогда краски проступают намного ярче, а рисунок получается более насыщенным.
Кроме того этот материал долго высыхает, как и обычная масляная краска, поэтому полностью картина перестанет мазаться лишь спустя месяц.
Родители же начинают знакомство ребенка с масляной пастелью с изучения приемов работы с ней:
Учиться этим приемам не сложно, хотя пробовать рисовать масляной пастелью ребенок может начать и без них. Но тогда готовый детский рисунок может выглядеть незавершенным.
Ну а посмотреть, как стоит рисовать масляными мелками, можно на предложенных видео из ютуба, которые некоторым детям послужат самоучителем рисования:
Смешение техник в живописи
Пастель – это очень интересный материал, который в живописных картинах может использоваться как самостоятельно, так и совместно с красками или карандашами.
Такое смешение техник совершенно не портит рисунок, а лишь усиливает многие художественные эффекты на нем.
Наиболее часто дети могут использовать смешение пастели с такими материалами, как:
При этом пастель может выступать как основной материал или как дополнительный. Но последний вариант применяется гораздо чаще.
На практике же как использовать смешение техник можно узнать из различных мастер-классов. Например, один неплохих уроков для детей – это рисование яблок на ветке.
Данный мастер-класс показывает, что любой ребенок может легко освоить смешение техник. А выполняется он за несколько шагов таким образом:
И рисунок в виде яблок на дереве будет завершен!
Кроме этого холста увидеть совмещение техник в живописи детям можно и на следующих арт-видео:
Также стоит отметить, что помимо смешения техник при работе в пастельной живописи внимание родителей должно быть обращено и на умение детей рисовать портреты.
Ведь портретная живопись позволяет детям понять внутренний мир не только другого человека, но и самого себя. А без этого невозможно стать глубоким художником!
Рисование портрета пастелью
Портретная живопись – это одно из важнейших направлений для развития творческих способностей юного художника. Именно поэтому в рисовании пастелью этому направлению также уделяют внимание.
Нарисовать портрет пастельными мелками совсем не трудно, как кажется на первый взгляд. И один из популярных уроков рисования для дошкольников – это портрет любимой мамы или любимого папы.
На их примере дети под руководством родителей учатся не только пользоваться пастелью, но и создавать портрет.
Проводится данное занятие достаточно легко в несколько шагов:
И вот уже портрет родителя готов!
Кроме родителей дети могут рисовать братьев и сестер, родственников, учителей и даже самих себя по фотографии.
А каждый раз практикуясь лицо человека будет выходить все лучше и лучше. И в один прекрасный день станет напоминать живой портрет!
Рисование пастелью для начинающих
Пастель — уникальный материал, который сложно отнести к одному виду изобразительного искусства: им можно выполнять как классические графический этюды, так и работать в живописных техниках.
Содержание
Появление материала и как пастель стала популярной
Первое упоминание пастели относится к XVI веку, когда итальянский живописец Дж. П. Ломаццо впервые описал технику рисования «a pastello», ссылаясь на такого творца, как Леонардо да Винчи. В набросках художники использовали белый мел, сангину и уголь (именно эти материалы стали основоположниками пастели) для придания цвета наброскам. Сама техника названа «сухое окрашивание» и подразумевает определенную последовательность рисования: сангина использовалась для нанесения образа человека, уголь отвечал за тень, а мел — за блики.
В том же веке художники экспериментировали и добавляли разные натуральные пигменты для создания новых оттенков палитры. В составе фигурировал мел для смягчения ярких оттенков, что привело к появлению слова «пастельный» — мягкого цвета с добавлением белого.
Прессованные цветные брусочки набирали популярность своей доступностью и легкостью в использовании: их легко взять с собой для быстрых зарисовок с натуры, а также использовать для полноценных работ в студиях. В XVII веке итальянская художница Розальба Каррьера закрепила успех пастели своими утонченными портретами дам из высшего общества. Новый материал позволял делать мягкие переходы, а бархатная текстура придавала нежности всему образу.
Пик популярности пастели пришёлся на XIX век и обусловлен новой эрой в живописи с приходом импрессионистов. В философии новых художников изображение должно быть наполнено легкостью и воздушностью, передавать свежесть от первого впечатления, поэтому новый материал как нельзя кстати подходил под их видение. На фоне всех живописцев отдельно стоит выделить импрессиониста Эдгара Дега, отдающего предпочтение именно пастели. Его серия работ о танцовщицах отражает грацию и изящность балерин, а полупрозрачные цвета и приглушенные оттенки самого материала усиливают эффект.
Не смотря на то, что в XX веке популярность пастели пошла на спад, она все еще ценится в кругу профессиональных художников из-за разнообразия видов, каждый из которых позволяет воплотить задумку в жизнь, будь это портера с проработкой мелких деталей или абстрактная живопись с размашистыми линиями.
Виды пастели для рисования
Рынок художественных материалов предлагает широкий выбор пастели для рисования. Производители представляют широкие линейки как для студенческих работ, так и для профессиональных.
Чаще всего пастель представлена наборами в коробочках с поролоновой подложкой и разделителями, которые держат каждый отдельный мелок. Такой вариант раскладки защищает брусочки от поломки и смешивания цветов, а также удобен для хранения.
Профессиональные художественные магазины предлагают пастельные мелки поштучно, что удобно при составлении персональной палитры. Некоторые компании производят нестандартных размеров брусочки, подходящие для закрашивания больших площадей рисунка.
Художественная пастель представлена в пяти видах: сухая, масляная, восковая, водорастворимая, а также в виде пастельных карандашей.
Сухая пастель
Классический и самый распространенный вид, встречающийся повсеместно не только в специализированных магазинах, но и в канцелярских. Такая пастель отличается равномерным покрытием и легкостью при послойной работе — лессировке. Цвета без проблем смешиваются друг с другом, позволяя получать разнообразное количество оттенков из имеющейся ограниченной палитры. В качестве связующего материала выступает гуммиарабик.
Готовые рисунки сухой пастелью нестабильны и их легко смазать рукой, что подразумевает закрепление готовой работы специальным фиксативом.
Сухая пастель делится на три уровня жесткости: твердую, мягкую и ультрамягкую.
Благодаря преобладанию связующего вещества, такой брусок отличается прочностью. Он почти не крошится во время работы, чем осложняет процесс растушевки, но при этом позволяет проводить тонкие и четкие линии, подходит для штриховки. Выпускается в виде прямоугольных мелков.
Мягкая пастель отвечает за известную всем бархатистую и легкую текстуру в работе. В составе преобладает пигмент, из-за чего бруски получаются хрупкими, сильно крошатся и требуют аккуратной работы. Такой вид отлично смешивается и тушуется между собой, им удобно покрывать большие площади. Выпускается в виде скругленных мелков.
В мире существует одна компания-производитель данного вида пастели — Pan Pastel (Пан Пастель). При производстве почти не используется связующее вещество, из-за чего цвета получаются максимально пигментированными и чистыми. Материал представлен не в стандартных брусках, а в прозрачных круглых ёмкостях, напоминающих косметические тени для глаз. Для работы с данным видом пастели понадобятся специальные инструменты: спонжи и пластиковые мастихины с поролоновыми насадками.
Между мягкой и ультрамягкой пастелью нет ярко выраженной разницы. Вторую предпочитают художники, работающие на больших поверхностях, так как при использовании Пан Пастель почти нет пыли, а нанесение аппликатором позволяет тонировать бумагу или сделать подмалевок в кратчайшие сроки.
Масляная пастель
Вид пастели, появившийся в середине XX века, выделяющийся своей необычайной яркостью и насыщенностью цветов. Масляная пастель отличается от сухой плотностью покрытия из-за льняного масла, использующегося в качестве связующего материала. Мелки приятно скользят по красящей поверхности, оставляя четкие линии, но при этом сложно смешиваются между собой, что не позволяет работать послойно. Для растушевки стоит использовать силиконовые кисти с резиновым наконечником или ватную палочку.
Восковая пастель
Материал, несправедливо считающийся любительским и записанным в ряды детских материалов. Пастель яркая, но совершенно не смешивается между собой и не растушевывается, идеальна для рисования в смешанной технике. Воск в составе не дает просочиться воде, из-за чего мелки используют для работы с акварелью и гуашью.
Водорастворимая пастель
Водорастворимая пастель — самый молодой вид из всех представленных. Материал похож по консистенции на масляную, только менее жирный, однако такой же кроющий. Готовую работу можно частично или полностью размыть кисточкой и водой, что дает простор для творчества и экспериментов.
Пастельные карандаши
Нельзя говорить о пастели и не упомянуть пастельные карандаши. Материал полюбился тем, что в отличие от сухой пастели не пачкает руки и позволяет затачивать кончик максимально остро для проработки мелких элементов. Хорошо сочетаются в смешанной технике при покрытии поверх акварели или гуаши. В магазинах можно встретить как наборы, так и поштучные варианты.
Но не стоит забывать о бережном хранении карандашей и их заточке. Если уронить карандаш, то пастель внутри может разбиться почти вдребезги, а затачивать следует ножом, чтобы точилка также не травмировала грифель и не провернула его внутри деревянной оболочки.
Какую бумагу выбрать?
Бумага — основа для рисунка любым материалом, от ее качества может зависеть результат готовой работы. Пастель не так зависима от поверхности, как та же акварель, но есть некоторые особенности.
Бумага для пастели
Гладкая поверхность точно не подойдет для сухой пастели, но станет хорошим вариантом для масляной, восковой или водорастворимой. Плотный ватман подойдет для смешивания цветов и не будет просвечивать как, например, принтерная бумага.
Крафтовая бумага разнится от тонкой и почти просвечивающей до плотной и фактурной. Второй вариант станет хорошим выбором и подойдет для работ любым из видов пастели.
При разговоре о пастели нельзя не упомянуть холст на картоне. Живописная техника доступна при работе с масляными мелками. Жирные штрихи могут имитировать масло, или же можно применить растворитель для создания эффекта масляных красок.
Как хранить готовые работы?
Готовые пастельные работы требуют бережного хранения и транспортировки.
Для сохранения работ в первозданном виде рекомендуется закреплять каждый рисунок специальным фиксативом — спреем для сухих материалов (также подходит для карандаша, угля). Распространено мнение, что его можно заменить лаком для волос, но из-за разного состава и сфер применения пастель может изменить цвет, стать бледной, а сама работа стать липкой. Для проверки реакции берут выкраску пастели, закрывают одну половину бумагой, а на другую распыляют спрей, а после высыхания сравнивают получившийся результат с «изначальным» вариантом.
Фиксатив часто заменяется разделением работ калькой или бумагой. Уголки стоит закрепить скрепками или зажимами для предотвращения трения между листами.
Особенности рисования пастелью
Готовых универсальных техник для работы с пастелью не существует. Пастель — пластичный материал, подстраивающийся под нужды отдельно взятого художника и дарующий свободу в исполнении. Есть несколько общих правил относительно последовательности в работе.
Основные формы намечаются легкими штрихами. Постарайтесь, чтобы рисунок находился ближе к центру, а главный элемент не выходил за границы листа. Будет обидно, если очаровавший художника домик в результате получится без крыши или «спрятанный» в одном из углов листа.
Подмалевок цветом подразумевает нанесение основных цветов на предметы. На этом этапе следует заполнить лист цветом, слегка надавливая на мелок.
Для придания объема следует накладывать штрихи и растушевывать по форме предмета. Для тени подойдет оттенок темнее основного цвета, но если палитра ограничена, то слегка нанесите черную пастель и хорошо смешайте, а для бликов и светлых частей подойдет белый мелок.
Простые правила применимы для работы с любым материалом, а их соблюдение гарантирует впечатляющий результат даже у новичков.
Пастель — простой, но многогранный материал, располагающий к себе неограниченным количеством техник. Новички легко разовьют свою манеру рисования, а уже знакомые с материалом всегда найдут новое направление.